Научная статья на тему 'Расчет течения в полостях вращения турбомашин методом конечных разностей'

Расчет течения в полостях вращения турбомашин методом конечных разностей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Галимов В.С., Жуйков А.А.

Получены методом конечных разностей выражения для определения момента сопротивления диска рабочего колеса, определение величины утечек рабочей жидкости и выражения для определения распределения статического давления по поверхности диска турбомашины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Галимов В.С., Жуйков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет течения в полостях вращения турбомашин методом конечных разностей»

Секция

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МАШИНАХ И АППАРАТАХ»

УДК 669.713.7

В. С. Галимов Научный руководитель - А. А. Жуйков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАСЧЕТ ТЕЧЕНИЯ В ПОЛОСТЯХ ВРАЩЕНИЯ ТУРБОМАШИН МЕТОДОМ КОНЕЧНЫХ РАЗНОСТЕЙ

Получены методом конечных разностей выражения для определения момента сопротивления диска рабочего колеса, определение величины утечек рабочей жидкости и выражения для определения распределения статического давления по поверхности диска турбомашины.

В теории рабочих процессов задача о течении в полость вращения занимает особое положение при проектировании лопаточных машин [1]. Это положение главным образом определяется важностью и значимостью ее решений, среди которых основными являются корректное определение момента сопротивления диска рабочего колеса; определение величины утечек рабочей жидкости, что особенно важно для ЦН с низким коэффициентом быстроходности; определение распределения статического давления по поверхности диска и, как следствие, прогноз величины осевой силы, особенно при нерасчетном изменении режимных параметров.

Знание интегралов напряжений трения на неподвижной стенке и вращающемся диске позволяет интегрировать уравнения движения в граничных условиях торцевой щели.

Как исходные, используем уравнения стационарного движения вязкой несжимаемой жидкости в цилиндрических координата [2]. Рассмотрим течение между неподвижной стенкой и плоским диском (см. рисунок).

Течение в осевом направлении отсутствует V2 = 0, С/С2 = 0, тогда па = пгЯ = г - величина нормального

(осевого) зазора. Разделим течение на две области: ядро и пограничный слой, где присутствуют напряжения трения на стенке и на диске. Для этого проинтегрируем уравнения движение по нормали к зазору от 0 до 2, в результате получим уравнения в полных дифференциалах

СЯ Я С а Си и Си vЯu

и Я

1 Ср х, р СЯ 1 Ср

0 Я

гр

10а .

— +--+ =---+ (1)

СЯ Я С а Я рЯ С а гр

+

СЯ Я С а

1 Си vR

+-£■ = 0,

Я

где п2а - нормаль к поверхности 2 -а, пгЯ - нормаль к поверхности ъ -Я, пЯа - нормаль к поверхности Я -а.

Для решения этих уравнений воспользуемся методом конечных разностей и примем конечно-разностную схему - левого нижнего угла [3].

>2

Расчетная схема

V

Я

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки

Введем обозначения

Ли _ и'-3 -ы1 -1-3 Да Ла

Лр _ р Ла

Ли _ и '■ 3+1 - и '■ 3 ЛЛ " ЛЛ '

Дд

Ла

р''-1-з

УД - V:

1 -1, з

Ла

ДуЛ

Лр _ р'-з+1 - р

ДЛ

Ла

уЛ3+1 - V,

ЛЛ

(2)

ЛЛ ЛЛ

откуда можно определить параметры для точки

(',3 + 1)

ЛЛ + уД3 _ У3 , —ЛЛ + и'-3 _ и'-3+1, ЛЛ Л Л ЛЛ

Лр

лл+р'-3 _ р

''-3 _ „''-3+1

(3)

Для того чтобы найти дифференциалы выражений (3)- перепишем уравнения движения в конечных разностях

Дд ДЛ

1

Ли Да

Ли ЛЛ

Лр 1

Ла рЛ'-

т'-3

''Ра

гр

и'-3 Ли и'-]уД3 + ^-+ - Л

Лр

ДЛ

_-р

Л''-3 Да Л'-3 \ 2 \

(4)

у'-3 Дуд+ Л ДЛ Л'-3 Ла

)

Л'-

Напряжения трения определяются при решении интегрального уравнения ППС полученного в работе [4].

Таким образом- получим замкнутую систему уравнений для численного интегрирования методом конечных разностей- в результате которого можно найти момент сопротивления диска рабочего колеса- определение величины утечек рабочей жидкости и распределения статического давления по поверхности диска и- как следствие- величину осевой силы- определяющую надежность турбомашины.

Библиографические ссылки

1. Овсяников Б. В.- Боровский Б. И. Теория и расчет агрегатов питания жидкостных ракетных двигателей. 3-е изд.- перераб. и доп. М. : Машиностроение-1986.

2. Кочин Н. Е.- Кибель И. А.- Розе Н. В. Теоретическая гидромеханика / под ред. И. А. Кибеля. В 2 т. М.- 1963.

3. Турчак Л. И. Основы численных методов / под ред. В. В. Щенникова. М.- 1987.

4. Кишкин А. А.- Назаров В. П.- Жуйков Д. А.Черненко Д. В. Теория пространственного пограничного слоя в гидродинамике турбомашин : монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск- 2013. 250 с.

© Галимов В. С.- 2014

УДК 697.953

А. Е. Какоулин- М. К. Череватенко Научный руководитель - Е. В. Черненко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева- Красноярск

БЕСФРЕОНОВЫЕ СИСТЕМЫ СКВ. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКЕ

Рассматриваются система, работающая на безопасных природных хладагентах, таких как воздух.

Главной особенностью бесфреоновых систем в том- что она использует в качестве рабочего тела обычный воздух. Это позволяет применять высокоэффективные открытый и комбинированный циклы-в которых термодинамическим рабочим агентом является воздух. После смешения в нужном количестве приточного и рециркуляционного воздуха полученная смесь обрабатывается в ВКС (подогревается либо охлаждается) и поступает в помещение. Все остальные климатические системы обеспечивают охлаждение или обогрев помещения- используя «стороннее» рабочее тело (фреон- воду- аммиак- СО2 и др.)- работающее в замкнутом цикле и отдающее энергию через стенки теплообменников. Только воздух является 100 % экологичным- 100 % доступным и- что немаловажно- 100 % бесплатным. Кроме этого- за счет применения аэродинамических подшипников в системе отсутствуют какие-либо масла или смазки- что- безусловно- придает агрегату статус

экологически безопасного климатического агрегата «зеленой энергетики» [1].

Все разработки базируются на фундаментальных термодинамических положениях и высокоточном математическом моделировании- на использовании особенностей воздушного цикла- оригинальных технологиях и включают самые современные компоненты из нескольких областей высокотехнологичной техники: высокоэффективные высокооборотные компрессорные и турбинные ступени- высокооборотные электродвигатели- аэродинамические подшипники- высокоэффективные теплообменники оригинальной конструкции- устройства автоматического управления. Уникальные энергетические показатели ВКС обеспечиваются высокой эффективностью основных компонентов (компрессора- турбины- двигателя)- оригинальной газодинамической системой- оптимизацией конструкции на согласованную работу компонентов на каждом эксплуатационном режиме- малым аэроди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.