Научная статья на тему 'Расчет несущей способности и коэффициента трения упорных подшипников скольжения с лазерным текстурированием несущей поверхности'

Расчет несущей способности и коэффициента трения упорных подшипников скольжения с лазерным текстурированием несущей поверхности Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
492
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК / ПОВЕРХНОСТЬ C ЛАЗЕРНЫМ ТЕКСТУРИРОВАНИЕМ / КОЭФФИЦИЕНТ ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ / НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / THRUST BEARING / LASER SURFACE TEXTURED / COEFFICIENT FLUID FRICTION / LOAD CAPACITY

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Рождественский Юрий Владимирович, Бояршинова Алла Константиновна, Задорожная Елена Анатольевна, Чернейко Сергей Викторович

Представлен краткий анализ современных работ по упорным гидродинамическим подшипникам, на несущей поверхности которых выполнено текстурирование. Разработана математическая модель расчета гидромеханических характеристик упорного подшипника скольжения с лазерным текстурированием сегментов. Сравнительный анализ численных расчетов с результатами эксперимента показал удовлетворительное согласование полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Рождественский Юрий Владимирович, Бояршинова Алла Константиновна, Задорожная Елена Анатольевна, Чернейко Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NUMERICAL COMPUTATION HYDROMECHANICAL CHARACTERISTICS FOR THRUST BEARING WITH LASER TEXTURING OF LOAD SURFACE

А brief analysis of contemporary research on the hydrodynamic thrust bearing and in particular thrust bearing which pads are treated with the texturing. Developed a mathematical model calculation hydro mechanical characteristics of thrust bearing with laser texturing of load surface. Comparative analysis showed a satisfactory agreement between the experimental and theoretical data.

Текст научной работы на тему «Расчет несущей способности и коэффициента трения упорных подшипников скольжения с лазерным текстурированием несущей поверхности»

УДК 621.822.273

Рождественский Ю.В., БояршиноваА.К., Задорожная Е.А., Чернейко С.В.

Южно-Уральский государственный университет E-mail: [email protected]

РАСЧЕТ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ С ЛАЗЕРНЫМ ТЕКСТУРИРОВАНИЕМ НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ

Представлен краткий анализ современных работ по упорным гидродинамическим подшипникам, на несущей поверхности которых выполнено текстурирование. Разработана математическая модель расчета гидромеханических характеристик упорного подшипника скольжения с лазерным текстурированием сегментов. Сравнительный анализ численных расчетов с результатами эксперимента показал удовлетворительное согласование полученных данных.

Ключевые слова: упорный подшипник, поверхность c лазерным текстурированием, коэффициент жидкостного трения, несущая способность.

Введение

При вращении двух параллельных дисков в смазочном слое (СС), который их разделяет, может возникнуть гидродинамическое давление. Причиной такого явления могут быть: шероховатость, волнистость рабочей поверхности, сжатие, биение и др. [1], [2]. Изучение влияния обработки рабочей (несущей) поверхности узла трения на возникновение подъемной силы в СС привело к разработке метода поверхностного текстурирования, который позволяет повысить несущую способность и снизить потери на трение упорных подшипников и уплотнений [1]—[11]. Для выполнения текстурирования на поверхности образцов используют различные технологии: фототравление, лазерное текстурирование, эрозия и др. Результатом обработки является поверхность с микроямками [3], мик-

Принятые обозначения: Размерные величины:

Ь - тангенциальный размер сегмента УП по дуге среднего размера (м);

Ь - длина текстурированной части сегмента УП (м);

к - толщина СС (м); ку - установочный зазор (м); кр - глубина ямки (м); гр - радиус ямки (м); Ь - ширина сегмента УП (м); р - давление в СС (МПа); ю - угловая скорость вращения ротора (с-1); ра - атмосферное давление (МПа); а = Ьр/Ь - величина текстурированной части сегмента УП;

и - окружная скорость пяты по среднему радиусу (м/с);

роплощадками (микровыступами) [4], винтовыми канавками [5].

Необходимо отметить несколько особенностей текстурированной поверхности, которые позволяют улучшить гидромеханические характеристики (ГМХ) упорных подшипников (УП). Микроямки, выполненные на несущей поверхности подпятника, работают аналогично «ступеньки Рэйлея». Когда поток смазки приближается к выступу, давление увеличивается, а с противоположной стороны - снижается, но уже на меньшую величину [6]. В результате перепада давлений в СС появляется несущая способность (НС).

Текстурированние поверхности позволяет предотвратить износ поверхностей трения. В этом случае, попадая в микроуглубления поверхности, смазочный материал (СМ) удерживается в них и действует как «второй источник смазки» [7]. Пе-

2г1, 2г2 - размеры ячеек (м); к = 2г1/2г2 - соотношение размеров ячейки; Бр - плотность распределения ямок; Ах - шаг сетки в направлении оси х; Аг - шаг сетки в направлении оси г; к0 - характерная толщина СС (м); ц0 - характерная динамическая вязкость (м-с/м2);

тд - характерный линейный размер (м); ю0 - характерная угловая скорость (с-1); е - порядок сходимости по давлению; Безразмерные величины

Ь = £//о; Ьр = Ьр/го; И = А/V; Иу = К/К И, = И, /К

= /,/А0; те = /е/А0; Ь = Ь//0; Дх = Дх/А0; Дг = Д^А0;

ц=цМ>; /=/7/,; /2=/2//,;ю = ю;

Р = ( - Ра ^/ШЮ) ,

где ¥=V г0; и = и/ (ю ■ /0).

ремещение СМ из этих областей на соседние приводит к уменьшению потерь на трение и замедлить гидроабразивный износ, особенно при смешанном и граничном трении. Во время эксплуатации двигателя внутреннего сгорания в СМ появляются частицы износа, которые попадают в микроямки, выполненные на несущей поверхности УП, и дальнейшего перемещения данных частиц в СМ нет, что позволяет снизить вероятность повреждение рабочих поверхностей УП.

Фундаментальные работы по изучению лазерного текстурирования поверхности были опубликованы Этсионом и др. [8]—[10]. Были выполнены исследования текстурирования механических уплотнений, упорных водяных подшипников и компонентов, совершающих возвратно-поступательное движение.

В результате экспериментальных исследований в работе [10] были сделаны следующие выводы: при оптимальных параметрах лазерного текстурирования критическую нагрузку, при которой происходит повреждение поверхности (задир), можно увеличить как минимум в два раза по сравнению с необработанной поверхностью. Аналогичные выводы сделаны в исследованиях [11], различие заключается в методе создания текстурированной поверхности и материале образцов.

Большинство вышеупомянутых работ направлены на экспериментальные методы определения оптимальных параметров геометрии текстурированния. Сложность создания математических моделей, описывающих процессы, происходящие в упорных гидродинамических подшипниках с текстурированной несущей поверхностью, связано с проблемами формирования аналитических зависимостей, адекватно отражающих особенности геометрии трибосопряжения.

Проанализировав работы по исследованию влияния лазерного текстурирования на НС и потери на трение УП, была сформулирована цель работы - оценить возможность использования технологии лазерного текстурирования поверхности УП для повышения НС и снижения потерь на трение. Для решения поставленной задачи необходимо было решить следующие задачи: разработать математическую модель и программу, позволяющую рассчитывать НС и коэффициент трения упорных гидродинамических подшипников; для определения адекватности разработанных математических

моделей, используемых в программе, сравнить расчетные данные с экспериментом; сделать выводы по полученным результатам.

Постановка задачи

На рисунке 1 схематично представлен УП. Горизонтальный ротор 1, на котором жестко закреплена пята 2, вращается с постоянной скоростью относительно УП 3. При создании расчетной схемы УП были сформулированы основные допущения: осевая нагрузка N на ротор постоянна и уравновешена реакциями СС; плоскость пяты параллельна плоскости УП и занимает определенное равновесное положение относительно корпуса; ось УП совпадает с осью вращения ротора.

Поверхность УП разделена на сегменты канавками 4. На поверхности сегментов нанесено лазерное текстурирование (рисунок 2) в виде микроуглублений заданной глубиной Нр (рисунок 2,б), радиуса Гр (рисунок 2, в), и плотности их распределения Бр = го-р^ю;2. Каждая ямка расположена в центре «воображаемой» квадратной ячейки размером 2г2 х 2г1 (рисунок 2, в). СМ подается по внутренней кольцевой канавке УП под давлением равным рх (рисунок 2,а). Давление по внешнему радиусу УП принимается равным атмосферному ра (рис. 2а). Давление в радиальных канавках рс полагается распределенным по линейному закону от рвз до ра (рисунок 2,а). НС в СС упорного подшипника скольжения образуется за счет образования системы гидродинамических клиньев. Толщина СС в нетекстурированной области I (рисунок 2,б) равна Н=Ну. Для определения толщины СС в текстурированной области II введем локальную систему координат Охуге с началом Ое в центре ямки (рисунок 3).

Из рисунка 3 видно, что толщина СС имеет

вид:

И =

Ну при у;: > Гр2; Т Т Ир ~2 —2 —2 —2

Иу + ИР -— • Г е При X; + У; < Гр

(1)

Исходные уравнения

Учитывая трудность описания функции толщины СС в текстурированной части УП в цилиндрической системе координат RфZ , течение смазки рассматривали в прямоугольной системе координат Охуг (ось у совпадает с осью вращения ротора) (см. рисунок 2,в). Принятые

<6Е

I/

Рисунок 1. Схема упорного гидродинамического подшипника (а - вид сбоку; б - разрез АА): 1 - ротор; 2 - пята; 3 - УП; 4 - канавка

Я

6)

А

I II 1 I V

в)

2т^ 2гр

ш с -

Рисунок 2. Схема одного сегмента: а - схема сегмента; б - схема УП вид сбоку (сечение А-А); в - расчетная схема сегмента (вид сверху)

допущения: режим движения СМ предполагается ламинарным; частицы СМ на границе с твердым телом имеет скорость соответствующую точке тела; давление по толщине СС принимается постоянным; сегменты УП полагаем неподвижными и прямоугольной формы, тангенциальный размер сегмента УП ь равен дуге среднего радиуса, а ширина - Ь = я2 - я1 (рисунок 2,в); силы инерции СС не учитываются. Поле гидродинамических давлений р(х^) в СС находится интегрированием обобщенного уравнения Рейнольдса, которое с учетом граничных условий в безразмерном виде запишем:

д х

h д р Ц дх

д^

л3

д7

= 6 и ,

дх

21, (2)

Я_=0 = р„; рг_=в = о; р > о. (3)

Для численного решения уравнения (2) методом конечных разностей введем сеточную область на поверхности одного сегмента с ша-

/Те

V ^ Хе ) х

Рисунок 3. К определению толщины СС в ямке

3

2

1

Н

Н

р

Ь

х

гом Дх,Дя по х и 2 соответственно (будем считать, что все сегменты одинаковые).

Запишем уравнение (2) в дивергентной форме:

= 0 , (4)

дх дя

где в = -брЦИ + И3 др; С = И3 ^ .

дх дт

Интегрируя уравнение (4) по площадке

(рисунок 4) и переходя в его левой части по формуле Грина [13] к контурному интегралу, получаем разностную консервативную схему:

в.1 . - в. 1 .

1

—= +

Дх

С 1 - С

.1 = 0

Дя

(5)

Здесь

в 1 =-бри

-И.+1,. + И + И.+1,. + Щ р+1,.- р.

2Дх

2Дх

Дх

_ — И., . + И.. И.3. + А.3, . р. . - р., . В ^ = -бци '. _ у + - '. '.

2Дх

2Дх

Дх

С = К,+1 + И»>3 , Р.+1 + Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С: , у+1 =

2ДТ

+

ДТ

С, у-1 =-

Р. + Ал-1

2ДТ

ДТ

Систему (5) запишем в виде системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ):

Д Ру+1 + В. Ру + С«у -Р. + ^ -Р.+1,. + = А,, (6)

33

где ^ . = И'+1,, + И" ; Е, = "'; Д =

33

И-! у + И.

33

И ;,у+1 + И у

2 ! "У —2 , у -2 >

2Дх 2Д х 2Дя

С, =

33

И.., ,-1 + И. 2;

— И - И

ву = -(д + С, + ^ + Еу); А, = бци . (7)

Присоединяя к уравнению (6) систему краевых условий для давления (3), получаем ко-

1+1, И

1-1, ]

1+1, ]

1, ]+1

Рисунок 4. Модель одной ячейки

нечно-разностную задачу для давлений в смазочном слое УП.

В схеме (6) выполняется условие диагонального преобладания:

1в| > Д+С1+Е|+. (8)

Поэтому решение задачи о давлении может быть получено различными итерационными методами. Простым и гибким алгоритмом, хорошо учитывающим геометрию подшипника и условия в виде неравенств, является алгоритм Зейделя, который реализуется по схеме:

-(Р+1) 1 -(Р) -(Р) -( Р) -(Р)

Р = в(- - - - ^Р+у),

ву

где р - номер итерации.

Итерационный процесс поиска эпюры давления прекращаем при выполнении условия

сходимости:

IIР+1

II Р

При решении уравнения (2) воспользуемся многосеточным методом, позволяющим ускорить итерационный процесс сходимости и повысить точность решения [14]. В данном методе область Б.. аппроксимируется последовательностью прямоугольных сеток Б1, Б2,...Бпз, где т - количество сеток (уровней дискретизации). Количество узлов на первой (самой грубой) сетке (пз=1) определим исходя из того, чтобы узел сетки был совмещен с серединой ямки и шаги сетки по х и 2 равнялись соответственно: Дх = 2Г1, Дя = 2г 2. При достижении сходимости по давлению на грубой сетке шаг по х и 2 делим пополам и повторяем численное решение на более мелкой сетке.

Представляется важным оценить порядок сходимости разработанной численной схемы. Для оценки порядка сходимости численной схемы удобно воспользоваться результатами с различным количеством сеток. В работах Мар-чука и Роуча [15], [16] показано, что сходимость разностного решения к точному достигается при выполнении условий аппроксимации дифференциального оператора разностным и устойчивости решения разностной краевой задачи. Численная схема (6) аппроксимирует уравнение Рейнольдса для давлений с порядком о(Дх2 + Дт2 ),что следует из методики ее получения.

Устойчивость решения обеспечивается условиями (8) диагонального преобладания в схеме.

2

Отсюда теоретический порядок сходимости разностного решения должен быть равен порядку аппроксимации, то есть о(дх2 + Д72) [17]. Учитывая величину Дх и Д7 сумма (2 +Д72) для рассмотренной схемы составляет 7,92240-6. Результаты численной проверки порядка сходимости разностной схемы решения задачи о давлении представлены на рисунке 5. Из графика видно, что использовать точность сходимости более £=10-6, а количество сеток более трех (да=3) не целесообразно, т. к. результаты отличаются не более чем на 0,1%.

Для снижения времени тестовых расчетов были сопоставлены данные расчетов для е=10-6 и £=10-5. В таблице 1 представлены результаты НС, максимального давления в СС, количества итераций в зависимости от количества сеток (п5=1...5) при различной точности сходимости.

Отличие результатов полученных при из=3, £=10-5 и пз=5, £=10-6 для НС не превышает 2,9%, а для максимального давления в СМ - 2,3%.

В тоже время количество итераций снижается в 4 раза. Т. о. было принято решение, что для описания геометрии и процессов, происходящих в тонком смазочном слое УП, с приемлемой точностью, а также для снижения времени расчетов использовать следующие параметры многосеточного алгоритма да=3, е=10-5.

Оценка эффективности используемого многосеточного алгоритма с последовательным переходом от крупной сетки к мелкой проводилось сравнением числа итераций при расчете давления с числом итераций, получаемых при выполнении расчетов, с применением численной итерационной процедуры интегрирования уравнения Рейнольдса на одной сетке (таблица 2).

Различие результатов составляет не более 0,45%, при этом количество итераций на многосеточном методе снижается в 2,7 раза.

Пример расчета объемной эпюры гидродинамических давлений в СС упорного гидродинамического подшипника скольжения с лазерным текстурированием несущей поверхности представлен на рисунке 6, а на рисунке 7 -распределение гидродинамических давлений, построенные на дуге среднего радиуса сегмента. В расчете использовались следующие параметры лазерного текстурирования: а=0,6; 5Р=0,785; hp=30 мкм; Гр=90 мкм; L=5,87 мм.

Определение несущей способности и коэффициента трения

Для оценки работоспособности УП высокоскоростных роторных машин необходимо рассчитать их основные характеристики: НС У); потери мощности на трение СМ (Ы, Вт). Основой расчета данных характеристик является определение функции распределения давлений в СС, нахождение которой было подробно рассмотрено выше.

При проведении численных исследований были приняты следующие допущения: движение пяты в радиальном направлении не учитывается (иг=0); гидродинамическая реакция СС направлена по нормали к поверхности пяты (Я*=0, Яу=Я, 112=0); вследствие симметрии за-

Таблица 1. Результаты расчетов несущей способности, максимального давления в СМ, количества итераций в зависимости от количества сеток при различной точности сходимости

Количество сеток Н Дп«> мра Количество итераций

5 127,81)/121,32) 2,9711)/2,8442) 241271)/64522)

4 127,61)/121,12) 2,971)/2,8422) 238201)/63712)

3 127,21)/120,72) 2,9671)/2,8352) 227661)/63092)

2 1191)/117,82) 2,771)/2,752) 81031)/48932)

1 88,191)/882) 1,9241)/1,9212) 19071)/13922)

1) е = 10-6; 2) е = 10-5

Таблица 2. Сопоставление результатов, полученных с применением многосеточного и односеточного метода

Метод расчета (ад=3) Н Ап», МРа Количество итераций

Многосеточный 120,7 2,835 6309

Расчет на одной сетке 119,6 2,838 17062

'\ = 10-3 £ = 10-2

\

£ = 10-1

1 2 3 4 п

Рисунок 5. Определение оптимального значения точности сходимости и количества сеток при выполнении расчетов

дачи, определение полей давлений проводилось для одного сегмента УП. На основе интегрирования поля гидродинамических давлений в СС определяются: гидродинамическая (подъемная) сила Я; сила Гтр и момент Мтр сопротивления вращению пяты, обусловленные действием касательных напряжений т в СС.

Проекции гидродинамической силы на оси неподвижной Охуг системы координат определяются соотношениями:

«2 Ь

Я =0; Я =0; Щу = е [[ р(х,2)• ¿х • , (13)

Щ 0

где е - число сегментов.

Элементарная сила сопротивления вращению цапфы зависит от касательного напряжения и при вязком сдвиге имеет вид:

(14)

h др ии

где х =

2 дх h

Рисунок 6. Эпюра гидродинамических давлений в смазочном слое УП

Рисунок 7. Распределение гидродинамических давлений, построенное на дуге среднего радиуса сегмента

Момент сопротивления вращению цапфы с учетом касательного напряжения т(15) определяется как:

Мтр = е • Щ , (15)

НС определяется как произведение количества сегментов на рассчитанное поле давлений для одного сегмента, (Н):

«2 Ь

Ж = е Л р(х,• ¿х • . (16)

Щ 0

Потери мощности на трение, (Вт):

N тр = Мтри. (17)

Коэффициент трения определяется из следующего соотношения:

/тр = ?тр/Ж. (18)

При численном интегрировании все интегралы вычислялись по методу Симпсона с использованием безразмерных значений параметров р, h,и в узлах сетки I,].

На основе представленного алгоритма написан программный комплекс «Секторный подпятник» [18], который позволяет осуществлять анализ влияния различных рабочих и геометрических параметров УП на НС, потери мощности на трении и др. характеристик УП.

Сравнение результатов

эксперимента и расчета

Для успешного применения предложенной математической модели и алгоритма расчета характеристик УП, приведенных в предыдущем пункте, основанной на гидродинамической теории смазки было проведено сравнение результатов расчета с результатами экспериментальных исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчетные значения НС и коэффициента трения сравнивались с экспериментальными результатами, представленными в работе [19]. Схема УП, которая использовалась в испытаниях, аналогична представленной на рисунке 1, за одним исключением, количество сегментов УП - е=6.

Образцы пяты и УП, используемые в эксперименте, были выполнены из карбида кремния (8Ю), толщина их 10 мм, наружный диаметр 85 мм, внутренний диаметр 40 мм. Средняя шероховатость опытных образцов = 0,04 мкм. Параметры лазерного текстурирования УП опре-

делялись на электронном микроскопе: а=0,73; 5р=0,6; Нр=6,5 мкм; гр=30 мкм; 1=30,28 мм.

Условия проведенного эксперимента следующие: нагрузка (¥, Н) изменялась от 160 до 460,Н; скорость вращения пяты 1500, 3000 мин-1; СМ - вода; температура воды - 28, С . Использование лазерного текстурирования несущей поверхности позволяет увеличить НС подшипника на 55-60% при скорости вращения пяты 1500 мин-1 и на 44-56% при скорости вращения пяты 3000 мин-1 (рисунок 8, а), потери на трение снижаются на 35-50% при скорости вращения пяты 1500, 3000 мин-1 (рисунок 8, б).

На рисунок 9 представлены результаты экспериментальных и расчетных исследований зависимости НС и коэффициента трения от толщины СС. Из графиков видно качественное и количественное совпадение результатов. Максимальное расхождение данных наблюдается

при скорости вращения пяты 3000 мин-1 и не превышает в процентном соотношении: для толщины СС - 11% при 1=300 Н, а для коэффициента трения - 15% при 1=450 Н.

Выводы

Для расчета НС и потерь на трение рассматриваемой модели УП с нанесением на его несущей поверхности лазерного текстурирования был разработан программный комплекс «Секторный подпятник». Влияние лазерного тексту-рирования на работу УП представлено на примере расчета гидродинамических давлений, НС и потерь на трение. В основе расчета реакций СС и гидродинамических давлений лежит интегрирование уравнения Рейнольдса с использованием многосеточного метода. На основе полученных данных сделаны следующие выводы:

1. Выполненный обзор современных работ по исследованию УП с лазерным текстуриро-

0,06

0,04

0,02

V- 1 ю=3000шш-'

а1=1500мин4

150

250

550

450

Р,Н

а)

б)

Рисунок 8. Зависимость толщины СС (а) и коэффициента трения (б) от нагрузки (квадратные точки - УП с лазерным текстурированием поверхности; круглые точки

УП с гладкой поверхностью)

150 250 350 450 р,н а)

б)

Рисунок 9. Зависимость толщины СС (а) и коэффициента трения (б) от нагрузки (расчет - сплошная линия; эксперимент - точки)

ванием, а также результаты экспериментальных данных, полученных в работе [19], подтверждают целесообразность использования технологии лазерного текстурирования поверхности для улучшения таких характеристик как: НС, потери на терние и др.

2. Адекватность разработанной математической модели и алгоритма расчета гидро-

механических характеристик упорного сегментного подшипника скольжения с тексту-рированием несущей поверхности была подтверждена удовлетворительной согласованностью результатов численного и натурного эксперимента на примере сравнения по таким параметрам как толщина СС и коэффициент трения.

27.08.2014

Представленная работа выполнена при поддержке РФФИ (проект НК-13-08-00875\14).

Список литературы:

1. Sharma, R.Experimental studies of pressure distributions in finite slider bearing with single continuous surface profiles on the pads / R. Sharma, K. Pandey // Tribology International. - 2009. - V.42. - P. 1040-1045

2. Berger, S. Influence of a levelness defect in a thrust bearing on the dynamic behavior of an elastic shaft / S. Berger, O. Bonneau, J. Frene // Journal of Sound and Vibration. - 2002. - V. 249. - №1. - Р. 41-53

3. Hoppermann, A. Tribological Optimisation Using Laser-Structured Contact Surfaces / A. Hoppermann, M.Kordt // Oelhydraulik und Pneumatik. - 2002. - V. 46. - №4. - P. 560-564.

4. Tsuboi, R. Research on causes of cavitation generation on textured surface under hydrodinamic lubrication / R. Tsuboi, A. Nakano, S. Sasaki // 40th Leeds-Lyon Symposium on Tribology and Tribochemistry Forum 2013. - 4-6 sep. 2013. - Lyon: 2013.

5. Дадаев, С.Г. Нестационарные модели газодинамических подшипников со спиральными канавками: монография / С.Г. Дадаев // Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. - 2012. - Ч.3. - 430 с.

6. Loads carrying capacity map for the surface texture design of SiC thrust bearing sliding in water / X. Wang [etc.] // Trib. Int. -2003. - V. 36. - №3. - P. 189-197

7. Lo, S.W. Lubricant permeation from micro oil pits under intimate contact condition / S.W. Lo, T.C. Horng // Trans ASME, Journal of Tribology. - 1999. - V. 121. - №10. - P. 633-638.

8. Brizmer, V. A. Laser Surface Textured Parallel Thrust Bearing / V.A. Brizmer, Y. Kligerman, I. Etsion // Trib. Trans. - 2003. -V. 46. - №3. - P. 397-403.

9. Etsion, I. Analytical and experimental investigation of laser-textured mechanical seal faces / I. Etsion, Y. Kligerman, G. Halperin // Trib. Trans. - 1999. - V. 42. - №3. - P. 511-516.

10. Etsion, I. State of the Art in Laser Surface Texturing / I. Etsion // ASME J. Tribol. - 2005. - V. 127. - №1. - Р. 248-253.

11. The effect of laser texturing of SiC surface on the critical load for the transition of water lubrication mode from hydrodynamic to mixe / X. Wang [etc.] // Tribology International. - 2001. - V. 34. - №10. - P. 703-711.

12. Wang, X. The lubrication effect of micro-pits on parallel sliding faces of SiC in water / X. Wang, K. Kato, K. Adachi // Trib. Trans. - 2002. - V. 45. - №3. - P. 294-301.

13. Ефимов, А.В. Математический анализ / А.В. Ефимов, Ю.Г. Золотарев, В.М. Терпигорова. - М.: Высшая школа. -1980. - Т.2. - 350 с.

14. Прокопьев, В.Н. Многосеточные алгоритмы интегрирования уравнения Рейнольдса в задачах динамики сложнонагру-женных подшипников скольжения / В.Н. Прокопьев, А.К. Бояршинова, Е.А. Задорожная // Проблемы машиностроения и надежности машин. - 2005. - № 5. - С. 16-21.

15. Роуч, П. Вычислительная гидродинамика / П. Роуч. - М.: Мир. - 1980. - 616 с.

16. Лямцев, Б.Ф. Основные направления развития автомобильных турбокомпрессоров / Б.Ф. Лямцев, Э.В. Аболтин // Автомобильная промышленность. - 1982. - №10. - С. 3-11.

17. Дулан, Э. Равномерные численные методы решения задач с пограничным слоем / Э. Дулан, Дж. Миллер, У. Шилдерс. -М.: Мир. - 1983. - 200 с.

18. Бояршинова, А.К. Программный комплекс для расчета гидромеханических характеристик секторного упорного гидродинамического подшипника с различной обработкой поверхности «Секторный подпятник»/ А.К. Бояршинова, С.В. Чернейко // Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. - №2013617906 от 27.08.2013.

19. Чернейко, С.В. Экспериментальная оценка характеристик упорного гидродинамического подшипника с параллельными поверхностями / С.В. Чернейко, А.М. Ципенюк // Вестник ЮУрГУ. Серия Машиностроение. - 2014. - Т.14. - №2. -С. 66-73.

Сведения об авторах:

Рождественский Юрий Владимирович,заведующий кафедрой автомобильный транспорт и сервис автомобилей Южно-Уральского государственного университета, доктор технических наук, профессор, e-mail: [email protected] Бояршинова Алла Константиновна, кандидат технических наук Задорожная Елена Анатольевна, доцент кафедры автомобильный транспорт и сервис автомобилей Южно-Уральского государственного университета, доктор технических наук, e-mail: [email protected] Чернейко Сергей Викторович, аспирант кафедры автомобильный транспорт и сервис автомобилей Южно-Уральского государственного университета, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.