РАСЧЕТ ИНДЕКСА УЩЕРБА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА ОДИН ПОЖАР, НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2016 ГОДУ
И.А. Кайбичев, профессор, д. ф.-м.н., доцент, Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург,
Е.И. Кайбичева, к. э. н.,
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Необходимость совершенствования государственного планирования привела к принятию федерального закона Российской Федерации «О стратегическом планировании» [1]. Частью этой важной задачи является планирование деятельности МЧС России. В процессе практической реализации часто встает вопрос управления убытками от пожаров. При этом необходимо сформировать три группы регионов: кризисные, опасные, безопасные. Это позволит установить три категории финансирования региональных подразделений МЧС России.
Данная проблема была решена ранее с помощью введения индекса материального ущерба от пожаров в Российской Федерации на примере статистических данных 2006-2010 годов для городской [2] и сельской [3] местности. Метод расчета такого индекса основан на подходе Доу-Джонса. Отметим, что индекс Доу-Джонса является самым известным из фондовых индексов [4]. Листинг индекса состоит из 30 крупнейших компаний США. Само значение индекса получают путем расчета среднего арифметического от цен акций этих компаний.
Нами при разработке индекса материального ущерба от пожаров в процедуру расчета были внесены изменения. Вместо цен акций промышленных корпораций использовали размер материального ущерба от пожаров в регионах Российской Федерации. От жесткой фиксации 30 регионов РФ в листинге индекса мы отказались. В листинг включали 30 субъектов Российской Федерации с максимальными значениями материального ущерба. Значение индекса получали расчетом среднего арифметического показателей регионов, попавших в листинг.
Предложенная схема расчета не учитывала диспропорции в количестве пожаров в регионах Российской Федерации. Эту проблему удалось решить путем разработки индекса ущерба, приходящегося на один пожар [5]. Отметим, что при этом были использованы статистические данные 2009 и 2010 годов. Выполним расчет индекса ущерба, приходящегося на один пожар, на основе статистических данных 2016 года [6].
В результате расчета получили листинг индекса ущерба, приходящегося на один пожар, для 2016 года (Табл. 1).
Таблица 1.
Листинг индекса ущерба от пожара, приходящегося на один пожар, для 2016 года
№ Регион Средний ущерб на 1 пожар, руб
1 Камчатский край 1002717
2 Брянская область 514950
3 Республика Марий Эл 456265
4 Чукотский автономный округ 392471
5 Калужская область 368268
6 Республика Бурятия 366213
7 г. Севастополь 363745
8 Архангельская область 343020
9 Рязанская область 310165
10 Республика Крым 303397
11 Свердловская область 234074
12 Московская область 194102
13 Ямало-Ненецкий автономный округ 179702
14 Тверская область 175779
15 Республика Мордовия 167206
16 г. Москва 164329
17 Белгородская область 155150
18 г. Санкт-Петербург 133444
19 Чувашская Республика 132861
20 Липецкая область 122338
21 Республика Дагестан 118887
22 Владимирская область 116380
23 Республика Адыгея 104457
24 Ивановская область 104158
25 Вологодская область 103384
26 Самарская область 102328
27 Кировская область 98177
28 Ульяновская область 97983
29 Саратовская область 97558
30 Псковская область 96245
Индекс среднего ущерба, приходящегося на 1 пожар, руб. 237325
Группу из 30 регионов Российской Федерации, вошедших в листинг, считаем опасной. В этих субъектах целесообразно разработать мероприятия по снижению ущерба, приходящегося на один пожар. Соответственно, региональные управления МЧС России требуют увеличения финансирования для проведения разработанных ими мероприятий.
Регионы, не попавшие в листинг, не вносят существенной роли в размер ущерба от пожаров, приходящегося на один пожар.
Выделим кризисную группу. В неё включим субъекты с показателями большими или равными значению индекса. Так в кризисную группу 2016 года попали 10 регионов: Камчатский край, Брянская область, Республика Марий Эл, Чукотский автономный округ, Калужская область, Республика Бурятия, г. Севастополь, Архангельская область, Рязанская область, Республика Крым. Для этих субъектов нужно разрабатывать программу неотложных мероприятий.
Выполненный расчет индекса ущерба, приходящегося на один пожар, может быть полезен для принятия управленческих решений в МЧС России и страховых компаниях.
Список использованной литературы
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ ( в ред. от 03 июля 2016 г.).
2. Кайбичев И.А., Кайбичева Е.И. Индекс материального ущерба от пожаров в городской местности в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг./ И.А. Кайбичев, Е.И. Кайбичева // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - 45 (324). - с. 38-44.
3. Кайбичева Е.И., Кайбчев И.А. Индекс материального ущерба от пожаров в сельской местности в Российской Федерации за 2006 - 2010 годы / Е.И. Кайбичева, И.А. Кайбичев // Пожаровзрывобезопасность. - 2013. - Т. 22. - № 7. -с. 59-63.
4. O'Sullivan A., Sheffrin S.M. Economics: principles in action / А. O'Sullivan, S.M. Shefrin. - Boston; Pearson Prentice hall, 2007. - 609 р.
5. Кайбичев И.А., Кайбичева Е.И. Индексы пожарной опасности и оперативного реагирования ФПС МЧС России / И.А. Кайбичев, Е.И. Кайбичева. -Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2016. - 164 с.
6. Пожары и пожарная безопасность в 2016 году: статистический сборник / Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2017. - 124 с.