28. Элизабет К. Профет Предскажи своё будущее. - /Пер. с англ./ - М.: «Леди Кристина», 2005, С. 16.
29.Сен-Жермен - Курс Алхимии. Наука самотрансформации. - /Запись посланников Марка и Элизабет Профет/ - /Пер. с англ. изд. Саммит Юниверсити Пресс 1994 г./ - М.: 1998, С. 298-299.
30. The Opening of the Seventh Seal. - Sanat Kumara. - by Elizabeth K. Prophet - USA, Summit Lighthouse Library, 2001, p.43-45 - /Открытие седьмой печати - Санат Кумара/.
31. Michael Tamura on You Are the Answer - Part 1- [ Эл. версия]: Режим доступа: gaia.com>video/michael-tamura-you-are-answer-part...
© Москатова А.К., 2023
УДК 111.85.
Тарутина Е.И.,
кандидат философских наук, доцент доцент кафедры философии и социологии Амурский государственный университет Россия, г. Благовещенск
РАСЧЕЛОВЕЧЕНИЕ И НИЗВЕДЕНИЕ КРАСОТЫ Аннотация
Статья посвящена социальной ценности красоты. Проблема рассмотрена с позиции критики идей глобализации. Рассматривается смещение ценностного подхода к пониманию красоты (прекрасного) от экзистенциального к прагматическому. Обосновывается значение критериев красоты в массовом сознании для здоровья общества и личности.
Ключевые слова:
глобалисты, дегуманизация, индустрия красоты, искусство, красота, расчеловечение,
социальные трансформации.
Tarutina E.I.,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology
Amur State University Russia, Blagoveshchensk
DEHUMANIZATION AND REDUCTION OF BEAUTY
The article is devoted to the social value of beauty. The problem is considered from the standpoint of criticism of the ideas of globalization. The shift of the value approach to the understanding of beauty (beauty) from the existential to the pragmatic is considered. The importance of beauty criteria in the mass consciousness for the health of society and the individual is substantiated.
Keywords:
globalists, dehumanization, beauty industry, art, beauty, dehumanization, social transformations. Глобалисты объявили войну человечеству. Их цели были озвучены в 2021 году на Всемирном
экономическом форуме в Давосе Клаусом Швабом и принцем Чарльзом Уэльским, нынешним королем Великобритании. Но будущее во многом зависит от нас, в том числе и от того, насколько правильно мы поймём своё время и определим направление главного исторического удара. Осознание процессов, происходящих в настоящее время с человечеством, вскрывает всю глубину и пагубность запущенных глобалистами трансформаций, финалом которых может стать расчеловечение. В западных СМИ активно обсуждается начавшийся переход от человека к трансчеловеку. Нынешние события являются логическим завершением избыточной рационализации в представлениях о сущности человека.
Лидировавшая на протяжении нескольких веков западная культура, начиная с XVII века, взяла ориентир на доминирование рациональной стороны человека и неизбежную деградацию его эмоционально-творческого начала. Чрезмерный рационализм привел к тому, при проведении работ по созданию искусственного интеллекта обнажилась уязвимость человеческого разума и его несовершенство. Между тем, недостаточно осознан факт наличия преимущества человека по сравнению с ИИ, а именно - способность к целенаправленному, эмоционально-оценочному восприятию мира.
Высшая положительная эмоция в восприятии мира отражена в понятии красота, а в философском дискурсе в категории «прекрасное». В эстетике с древнейших времен термины «прекрасное» и «красота» употреблялись в практически как синонимы, хотя термин «прекрасное» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» - для обозначения совершенства космоса и его отдельных составляющих. Показательно, что эстетике Платона красота рассматривается двуединая характеристика целого, в котором телесное и духовное, чувственное и разумное соединены благодаря мере.
События первой четверти двадцать первого века показали, что одна из ключевых ценностей культуры - красота (прекрасное) - оказалась смещена на второй план и существенно потеряла свой объем и значимость. Теоретического осмысления заслуживает вопрос: относиться ли к этому как естественному процессу или опасному для человека и человечества явлению.
Уже в двадцатом веке в философских рассуждениях о красоте (прекрасном) возобладали субъективно-идеалистические идеи об их относительности и отсутствии онтологических оснований. Теоретическим фундаментом основных художественно-эстетических течений стали ницшеанство, интуитивизм, фрейдизм которые стали последовательно вытеснять феномен и категорию прекрасного. Интерес современных философов к проблеме красоты нередко связан с сопоставлением категорий прекрасного и безобразного и обоснованием относительности критериев красоты. В ХХ веке эти идеи были высказаны Ортегой-и-Гассетом в «Дегуманизации искусства» [2]. В искусстве представления о красоте видоизменились под влиянием постмодерна, деконструктивизма.
Низвержение ценности красоты наглядно отражено в ограниченности представлений о красоте в массовом сознании, воспринявшем идеи потребительства. Очень часто за рассуждениями о красоте стоят утилитаризм и прагматизм. Содержание суждений о красоте на обыденном уровне обычно ограничивается оценкой телесных характеристик людей, прежде всего - женщин. Гламур навязывает свои критерии красоты - роскошь, праздность, непреходящая молодость. Представления о телесной красоте в массовом сознании тесно связывается с наслаждением. Создатели рекламы активно эксплуатируют тему наслаждения. Это также отчетливо выражено в позах, мимике и жестах любительниц «сэлфи».
Бодицентризм наиболее активно насаждает представление о тождестве телесности и оценочных суждений о красоте. Тиражируемый СМИ эталон красоты лица становится выгодным финансовым инструментом для косметической хирургии. Генетически гиперстенические фигуры категорически отрицаются, навязывается отношение к телесным излишествам, как якобы безобразным, чем обеспечивая процветание медицинской, околомедицинской и мошеннической деятельности в сфере борьбы с лишним весом.
Поскольку многократно транслируется идея, что телесность - сфера свободы и самовыражения индивида, распространяются не только новые веяния моды, но и обращение в архаичным практикам
украшения тела, характерным прежде для африканского населения и совершенно не свойственным для представителей белой расы. Формирование спроса на необычные формы украшения тела вырастает в индустрию татуажа и пирсинга.
Низведение красоты представляет особую опасность для человека и общества в периоды переломные, кризисные. Знаменитая фраза Достоевского «Красота спасет мир» именно об этом. Даже в самой сложной ситуации нас как личность помогает сберечь наш внутренний мир, а его, в свою очередь, помогает сберечь красота. Как будто бы красота спасет прежде всего внутренний мир — и нас. [4] Значение присутствия красоты в мыслях и чувствах ясно выражено Виктором Франклом, который вспоминая пережитое в концлагере писал: «Те, кто сохранил способность к внутренней жизни, не утрачивал и способности хоть изредка, хоть тогда, когда предоставлялась малейшая возможность, интенсивнейшим образом воспринимать красоту природы или искусства. И интенсивность этого переживания, пусть на какие-то мгновения, помогала отключаться от ужасов действительности, забывать о них» [5] Философы прошлого догадались о способности красоты определять бытие человека и о том, что эта способность раскрывает суть человека.
Человек не только рационален, но и эмоционален. А красота - источник сильнейших позитивных переживаний, которые освещают весь внутренний мир человека. Способность воспринимать красоту, эмоциональная отзывчивость дана человеку потенциально, и если ее не развивать, она будет проявляться только на примитивном уровне. Вот почему существуют традиции эстетического воспитания в народной педагогике и системе образования.
Два основных канала восприятия красоты окружающего мира - зрение и слух. Особую роль в представлениях о красоте следует отвести свету. Древними египтянами солнечный свет отождествлялся с красотой и высшим благом. У Маркса красота золота и серебра связывалась с человеческим восприятием солнечного и лунного света [1] Свет имеет важное значение в понимании красоты В. Соловьевым. «Свет рассматривается им как вспомогатель красоты, обнаруживатель её» [3].
Хотя зрительные и слуховые ощущения, на первый взгляд, роднят человека с высшими животными, свойственное человеку эмоционально-оценочное отношение к ним наполнено смыслами, которые исходят от социального и индивидуального опыта. Например, черный цвет окружающих предметов или произведений изобразительного искусства в классической культуре имел смысл как обозначение зла, траура, трагедии (черное солнце в романе М. Шолохова «Тихий Дон» в описании смерти Аксиньи; черная форма эсэсовцев).
Аналогично световому восприятию оценивается звуковые ощущения. Так, избыточная сила звука голоса или музыкальных инструментов никогда не рассматривалась в качестве критерия красоты («Громко поет!»). В современной музыкальной культуре мелодия, за которой должна следовать эмоция слушателя часто заменяется агрессивным уровнем звучания. Настолько агрессивным для человеческого мозга, что вызывает ответное торможение процессов в верхних слоях головного мозга и высвобождение подкорковых архаических реакций. Доказано, что действие звукового давления аналогично наркотическому.
Нынешний звуковой фон изобилует звуками такой силы, которые становятся травмогенными, если не адаптироваться к ним. Можно заметить, что начиная со второй половины ХХ века методично увеличивается роль шумовой и ударной группы музыкальных инструментов. Ритм, задаваемый ударными и шумовыми инструментами начинает доминировать, подавляя мелодичность музыки. Эксперименты с этой группой инструментов в большом симфоническом оркестре иногда приводит к прекрасным результатам. Например, «Болеро» Равеля, «Кармен-сюита» Щедрина или «Танец с саблями» Хачатуряна. Но при этом мелодия доминирует, ритм является выразительным фоном. Защитная эмоциональная глухота сознательно преодолевается еще более мощными звуками на концертах и фестивалях рок-музыки. В большинстве случаев доминирование ритма приводит в формированию слушателя, который,
по меткому определению В. Белинского, откликается на музыку ногами.
Между тем, становясь содержанием индивидуального и надындивидуального сознания, представления о красоте и её антиподе безобразном, а особенно - четкость ориентиров выбора в условиях многообразия предложения, влияет на реальное поведение людей. Так, представление о безобразном в обыденном сознании служит нередко стимулом к действиям, например, к переезду из опостылевшей среды обитания туда, где предполагается совпадение окружающей обстановки и её позитивного эмоционального и интеллектуального восприятия (из деревни в город, из провинции в столицу, из родной страны за рубеж), либо к деятельному преобразованию, облагораживанию наличной среды. Отсюда спрос на дизайн среды, костюма, ландшафтный дизайн, которые, как и другие сферы красоты, очень коммерциализированы.
Таким образом, наличие четкого понимания несовпадения представлений о красоте и характеристик пространства жизни людей, может быть одним из источников творческой преобразовательной деятельности на индивидуальном и социальном уровнях. Реализуя гуманистические социальные проекты, необходимо опираться на уникальную человеческую способность строить жизнь по законам истины, добра и красоты.
Список использованной литературы:
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Об искусстве. В 2-х т. - М.: Искусство, 1976. Т.1. 575с.
2. Ортега-и-Гассет. «Дегуманизации искусства»// URL: https://cybeHeninka.ru/artide/n/degumanizatsiya-iskusstva/viewer. (дата обращения: 17.08.2023)
3. Сизова Жанна. Воплощение идеи красоты в философии В. Соловьева и в романе Зэди Смит «О красоте»// URL:http://russculture.ru/2020/03/28/janna-sizova-voploshenie-idei-krasoti/ (дата обращения: 12.07.2023).
4. Уткин Антон. Зачем нам красота и почему сегодня она нужна каждому/ URL:// htpps://stile/rbk/ru/life/62432ae89a794702af1717bf (дата обращения: 1.07.2023).
5. Франкл Виктор. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере/ пер. с нем. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. 239с.
© Тарутина Е.И., 2023