ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №1(39)
УДК 82(470.41)
РАННЯЯ ПОЭЗИЯ Н.ШАМСУТДИНОВА (1970-1980-Е ГОДЫ)
© Р.Р.Мусабекова
Николай Шамсутдинов - сибирский поэт, пишущий на русском языке. Он автор свыше 24 стихотворных сборников. Основные темы его творчества - Сибирь, природа, экология, любовь, человеческие взаимоотношения. Сорокалетняя творческая жизнь нашла отражение в трехтомном собрании «Избранное» (2011). Н.Шамсутдинов - тонкий, наблюдательный поэт-лирик, неравнодушный к происходящему.
Ключевые слова: мировосприятие, лирик, художественная палитра, лирический герой, природа, Сибирь.
По поэзии Н.Шамсутдинова воочию прочитывается история страны, в которой он родился и живет. Стихотворения 1970-х годов разительно отличаются от современных точно так же, как бытие тех лет от нашего настоящего. Они настолько разные, что время создания можно определить, даже не заглядывая в дату написания. У них иной настрой, иное мировосприятие и отношение к жизни.
Трудовая биография поэта довольно богата. То, что он прошел через ряд профессий, дало ему возможность встречаться с самыми разными людьми и попадать в самые непредвиденные ситуации. Пережитое чрезвычайно обогатило палитру творчества и в тематическом, и в художественном плане.
Строку из стихотворения «На оленях» (1982) можно рассматривать как девиз поэта:
Ветру и боли навстречу распахнута песня моя! [1:148]
Он сопровождает поэта по жизни независимо от времени и обстоятельств.
Что тогда, в 1970-е, волновало поэта, чем была напитана его поэзия? Стихотворение «Зимник» (1976), посвященное трудовым сибирским будням, насыщено романтикой. Трудовой подвиг, ежедневно совершаемый рабочими в суровых условиях Севера, сопровождается песней, которая не давала замерзнуть, от которой «дрема отступала», помогала «выстоять в ...передрягах». Лирический герой уверен, что, «... нет износа песне, / Поднявшей нас и жить, и побеждать!» [1:55] Смысл жизни сводится к следующему: «Вот это жизнь - бороться и дерзать!».
И все же мы рубим, взрываем урманы и топчем,
Авральные будни привычно прессуя в года.
И, карту взрывая могучею порослью точек,
За нами - бетонной грядою встают города [1:58]
- пишет поэт в пронизанном мотивом созидания стихотворении «... Мой дед был муллою» (1972). О самоотверженном тушении пожара в тайге повествует стихотворение «Март» (1973) [1:60]. В стихотворении «Прощанье с юностью» (1977) герой заявляет:
И я начинаю, и голос мой - прост, На труд и на славу Мобилизован [1:64].
В стихотворении «Стармех Соколов» (1979) поэт пишет: «И работалось нам, точно пелось» [1:69]. В стихотворении «Магистраль» (1981):
Здесь, земля моя, в древних болотах, в борьбе,
Вслух слагается эпос твоих перегонов. [1:78]
Для него эти годы - «Эра взмыленных дизелей» («Сон», 1980) [1:80]. Его поэзия абсолютно искренняя, реалистичная, буквально осязаемая. Мы зримо ощущаем все то, что хочет донести до нас поэт: настроение, состояние: Пусть лицо задубело от ветра -Пот слепит нас, сжигающий пот! («Вечная мерзлота», 1983) [1:82]
Этот пот буквально пропитывает все стихотворения этих лет, потому что лирический герой, за что бы он ни брался, чем бы ни занимался, всегда выкладывается полностью. Север - это нелегкий труд, он только для настоящих «мужиков», когда «Мир до печки в вагончике сжался», когда «Голос, мысли, смятение в лицах / Вымораживает мерзлота», он - испытание на прочность («Дезертир», 1977) [1:76]. Север - это также тяжкий труд рыбаков:
Две недели дождливых рыбацких поселков... Над рекой, в вышине, - обложные плоты, Задубевшие шкиперы в грузных наколках И угрюмые бабы
на разделке плотвы.
«Обские ритмы» (1978) [1:138]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Героиня стихотворения «Сварщица» (1984) -хрупкая, нежная девушка, которая «... застывшею рукою / Стык заиндевевший обведет». А после сурового трудового дня: В полночь,
Под усталой лампой матовой, Опершись неловкою рукой, Девочка - на томике Ахматовой Прикорнула теплою щекой [1:84]. Реалистичные детали тесно соседствует в стихотворениях с тонкой лирикой. Его лирика -гимн, ода человеку труда, труда нелегкого, честного, бескомпромиссного. Разумеется, человек жив не одним лишь трудом. Он молод, силен, оптимистичен и, следовательно, жаждет любви. А на дворе весна, и этой любовью пронизано буквально все:
Такие весны на Оби! Натягивает
жаром
вены
Предощущение любви, Блистательнейшей перемены.
«На Оби» (1985) [1:125]
Любовь, которая, как омут, затягивает лирического героя, передается в откровенно описываемых деталях:
Руки нетерпеливо рвут Пуговки... Разомкнув объятья, Густо заткано пылью, платье Опускается на траву. «Летняя полночь» (1987) [1:130]
Любовь - пожалуй, один из мотивов, пронизывающих его творчество на протяжении всей жизни. Образ женщины невероятно многолик. Это и та, что
Гуленой - женщина слывет, Живет - не сеет и не жнет, А гармонисту сердце рвет. «Гулена» (1980) [1:144]
И Ангелина, что на глухом сибирском разъезде «Ангелино» много лет работает стрелочницей, мимо которой «в слепом потоке лиц, вагонов, судеб» со скоростью поезда промчалась («Разъезд Ангелино», 1980) [1:146].
Вторая большая тема творчества Н.Шамсут-динова - это родная поэту Сибирь. Природа Севера всегда присутствует в стихотворениях Шамсутдинова, она неотделима он него, а он -от нее. Его поэзия - это еще и гимн природе, одновременно суровой и прекрасной. Тайга, реки, озера, луга - это то, чем жив поэт. Отношение к родному краю передают строки:
Край пращуров моих, Негромкий край.
Без малой родины я ничего не значу... «Край пращуров» (1974) [1:118] Флора и фауна Сибири нашли отражение в стихотворениях «Осень» (1974) [1: 101], «Вижу березу» (1975) [1: 99], «Ноябрьская ночь» (1975) [1: 103], «Рыбацкий праздник прощания с путиной» (1976) [1: 100], «Протока Лебедь» (1977) [1:
106], «Перегон оленей» (1979) [1: 104], «Белый яр» (1980) [1: 109], «Дорожный чай» (1981) [1:
107], «Цветет черемуха» (1982) [1: 93], «Льны» (1985) [1: 94], «Осенние стога» (1985) [1: 97] и др.
Его тревожит и:
Сиротство обалдевшего лисенка В кромешном, душном егерском мешке. («Лисенок» (1980) [1:214]), и охота на оленей с вертолета, когда: Звук настигал его, звук добивал -Слепого, обезумевшего зверя («Олень» (1985) [1: 210]),
и собака, брошенная хозяином за ненадобностью:
Чтоб, хозяин, тебя в горькой старости дети не бросили, -
И такое случается, - пса пожалей. Не бросай! («Отъезд» (1984) [1: 217])
Как ответ на варварское отношение к природе Сибири, ее богатейшим недрам прозвучала поэма «Покорители» (1985) [1: 455]. По мнению Ст.Золотцева: «Это мощное и страстное произведение протеста против надругательства над Землей (и с большой буквы тоже - над планетой, над всем живущим и сущим на ней).» [1: 8]. Известно, что Виктор Астафьев назвал ее гимном сибирской природе и воплем изболевшейся души, поэмой-болью, поэмой-криком к человеческому разуму [1: 457].
В целом ранее творчество Н. Шамсутдинова преисполнено «мажорно-светлой музыкой бытия в труде среди тайги и тундры, насыщено восторгом озарений, свершений и открытий.» [1: 6]. Его лирический герой распахнут ветрам созидания, он искренний, порой до наивности доверчивый. Читая стихи Н. Шамсутдинова, воочию убеждаешься в близости лирического героя с автором. Он близок настолько, что появляется соблазн свезти поэзию автора к его биографической личности. Как пишет И.Сурат: «Поэт - существо особое, он живет не как все. Он удваивает свою жизнь словом, заключает ее в слово, и слово становится его судьбой. Только в этом смысле и можно говорить о том, что стихи поэта - это его биография, его истинная жизнь» [2: 3].
Р.Р.МУСАБЕКОВА
В творчестве Н.Шамсутдинова каждое стихотворение - точечный фрагмент личного биографического опыта, которому придается универсальный общечеловеческий смысл. Трудно не согласиться с утверждением О.Бергольц, что «.образ человека в лирике - это все-таки прежде всего сам поэт» [3: 66]. Индивидуальное, характерное в лирическом герое обусловлено прежде всего поэтом. Творческий процесс неотделим от личности пишущего. Ранняя лирика Н.Шамсутди-нова - это выстраданный поэтом жизненный опыт, который иногда воспринимается как его дневник (подкупает искренность исповеди). Сущность характера лирического героя - результат воспроизведения собственного характера и результат «присвоения» поэтом человеческих переживаний. Его лирический герой концентрирует в своем характере самое существенное из личного опыта автора, который отдает ему лучшую часть своей души, поверяет ему самые сокровенные мысли и чаяния. Он раскрывает картину жизни как глубоко и субъективно пережитое, главным образом, через чувство, через лич-но-воспринятое, через свое изолированное пере-
живание. К тому же, как правило, в подтексте подчеркнут автобиографический момент. И все же поэзию Н.Шамсутдинова было бы неверно сводить к его биографической личности (при всей несомненной близости), но свойства личности автора, несомненно, глубоко повлияли на его эстетическую систему. Лирика Н.Шамсутдинова - это одновременно и биография поэта, и биография его эпохи. За ней мы видим не только личность автора, но и дух времени начального периода его творчества.
Статья написана при поддержке гранта РГНФ №14-14-16002.
1. Николай Шамсутдинов. Избранное в 3 томах. -Т.1. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2011. - 514 с.
2. Сурат И. Пушкин: биография и лирика. - М.: Наследие, 1999. - 239 с.
3. Михайлов Ал. Лирика сердца и разума. - М.: Советский писатель, 1965. - 395 с.
EARLY POETRY OF N.SHAMSUTDINOV (IN THE 1970s-80s)
R.R.Musabekova
Nicholas Shamsutdinov is a Siberian poet who writes in Russian. He is the author of more than 24 collections of poems. The main themes of his work are Siberia, nature, ecology, love, and human relationships. Forty years of creative life are reflected in the three-volume collection of "Selected Works" (2011). N.Shamsutdinov is a delicate and sharp lyric poet, interested in what is happening around.
Key words: worldview, lyric, art palette, lyrical hero, nature, Siberia.
1. Nikolaj Shamsutdinov. Izbrannoe v 3 tomah. - T.1. Ekaterinburg: Bank kul'turnoj informacii, 2011. 514 s. (in Russian)
- 2. Surat I. Pushkin: biografija i lirika. - M.: Nasledie,
- 1999. - 239 s. (in Russian)
3. Mihajlov Al. Lirika serdca i razuma. - M.: Sovetskij pisatel', 1965. - 395 s. (in Russian)
Мусабекова Раиса Рашидовна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института Татарской энциклопедии АН РТ.
420015, Россия, Казань, ул.Пушкина, 56. E-mail: [email protected]
Musabekova Raisa Rashidovna - PhD in Philology, senior researcher of the Institute of Tatar Encyclopedia, the Tatarstan Academy of Sciences.
56 Puskin Str., Kazan, 420015, Russia. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 30.07.2014