чение работы преподавателей со студентом с ОВЗ; взаимодействие с родителями студента с ОВЗ.
Шестое условие - разработка и внедрение алгоритмов включения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе вуза, предусматривающий ряд этапов: профориентационная работа на довузовском этапе, сбор данных для поступления в университет, подача документов, поступление в университет, адаптация к университету, сопровождение в процессе обучения, прохождение практик, профессиональная ориентация и трудоустройство (ст. 48, 55, 58).
Седьмое условие - дополнительные занятия и факультативы должны быть обязательным элементом, обеспечивающим качественное освоение учебного материала учащимися с ОВЗ, способствующим социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью (ст. 48).
Таким образом, создание специальных условий получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью в вузе является необходимым для получения качественного образования, позволяет обеспечить полноценную интеграцию лиц с ОВЗ во все сферы деятельности университета, обеспечить беспрепятственный доступ к услугам, оказываемым университетом.
Е.А. Стребелева
доктор педагогических наук, профессор, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования
Ранняя комплексная помощь детям с нарушением интеллекта -путь к интегрированному обучению
Современный Федеральный государственный стандарт образования ориентирует на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы. Вместе с тем на сегодняшний день недостаточно рекомендаций к организации и проведению коррекционного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.
Общеизвестно, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую часть (примерно 74 %, В.А. Зинченко, 1997) составляют дети с нарушением интеллекта. Обучение и воспитание этих детей требует определенных подходов к разработке содержания, методов и приемов их обучения. Это обстоятельство вызвано особенностями их психического развития и темпом усвоения программного материала. Л.С. Выготский, выдающийся отечественный ученый, подчеркивал, что высшие психические функции (память, мышление, воображение) являются продуктом социального развития, а не биологического созревания, однако развитие высших психических функций у умственно отсталых детей ограничено ядерными симптомами. Плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - ядерный симптом, обусловленный неполноценностью коры больших полушарий мозга. Поэтому применение методов в воспитании и обучении умственно отсталого ребенка, рассчитанных на
29
воспитание нормально развивающихся детей, может являться источником грубых, вторичных отклонений в развитии детей изучаемой категории. Эти данные ориентируют исследователей на поиск путей и
разработку коррекционно-педагогических технологий, способствующих предупреждению вторичных отклонений и характерологических особенностей в развитии умственно отсталого ребенка.
Традиционно в нашей стране уделялось большое внимание созданию педагогических условий для организации коррекционно-
развивающей работы с умственно отсталыми детьми в специализированных образовательных дошкольных и школьных учреждениях (общеобразовательные коррекционные школы VIII вида).
Тенденцией последних лет является направленность усилий специалистов на изучение и поиск путей, при которых возможно обучение детей с нарушением интеллекта совместно с нормально развивающимися их сверстниками в условиях общеобразовательных учреждений.
Начальный этап поиска был осуществлен в Институте коррекционной педагогики и направлен на изучение детей «группы риска» с первых месяцев жизни (диагноз: перинатальная патология центральной нервной системы), а также включение коррекционно-педагогических технологий в комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию соматического и психического здоровья.
Многолетнее изучение развития детей с перинатальной патологией центральной нервной системы с первых месяцев жизни показало, что последствия поражения центральной нервной системы выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных
психологических новообразований и, главное, в неравномерности целостного развития личности. При этом все стороны психофизического развития ребенка оказываются вовлеченными в патологический процесс: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторнодвигательная, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы. Очевидным оказывается разрыв между физиологическим возрастом и психологическими достижениями, который без коррекционного воздействия с возрастом увеличивается.
Основная цель раннего коррекционного воздействия - формирование тех психологических новообразований, которые соответствуют возрастной норме. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением интеллектуального развития основана на следующих принципах и положениях:
• учет закономерностей детского онтогенеза в условиях нормального и отклоняющегося развития;
• влияние социальной ситуации развития на формирование или задержку процессов становления актуального и зоны ближайшего развития;
• учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений развития;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;
• значимость каждого этапа психологического возраста, характеризующегося качественно особыми, специфическими отношениями между
30
ребенком и взрослым (социальная ситуация развития), для становления личностного развития.
Исходя из вышеперечисленных принципов и положений определяется содержание педагогической работы с ребенком на каждом возрастном этапе.
Так, в младенческом возрасте коррекционное воздействие направлено на формирование эмоционально-личностного общения, развитие общих движений, манипулятивной деятельности, коммуникативного поведения, развитие ориентировочно-поисковой деятельности и др.
В раннем возрасте - совершенствование общих движений и ручной моторики, формирование предметных действий, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, коммуникативных средств общения (невербальных и вербальных), воспитание самостоятельности в быту.
В дошкольном возрасте коррекционно-развивающее обучение направлено на формирование психологических новообразований - внимание, память, восприятие, наглядные формы мышления, развитие речи и ее основных функций (коммуникативной, познавательной, регулирующей); на становление всех видов детской деятельности (предметной, игровой и продуктивных видов), совершенствование самостоятельности в быту.
Многолетний опыт внедрения педагогических технологий в комплексную реабилитацию детей «группы риска» с первых месяцев жизни показал эффективность их использования для профилактики и коррекции вторичных отклонений в развитии детей изучаемой категории.
Достижения:
• удается активизировать темп их познавательного развития;
• предупредить дезадаптацию в новых социальных условиях;
• приблизить их социальное развитие к возрастной норме, т. е. сформировать способы усвоения общественного опыта - умение работать по подражанию, показу, образцу и речевой инструкции; самостоятельность в быту; способы и средства коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Учитывая эти достижения в психологическом развитии детей с легкой умственной отсталостью, появляется возможность включения их к старшему дошкольному возрасту (к 5 годам) в условия совместного воспитания и обучения с нормально развивающими сверстниками в дошкольные образовательные учреждения.
Основная цель совместного воспитания и обучения детей с разным уровнем умственного развития - создание условий для личностного развития всех воспитанников, а также специальных педагогических условий, направленных на преодоление разрыва между физиологическим и психологическим возрастом у детей с нарушением интеллекта.
Исходя из результатов исследований воспитание и обучение детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательных дошкольных учреждениях может осуществляться только в тех случаях, когда в этих учреждениях созданы специальные условия для коррекционноразвивающего обучения, учитывающие особенности психофизического
31
развития умственно отсталых детей. (В соответствии с методическим письмом Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 16.01. 02.№ 03-51-5 ин/ 23-03 в общеобразовательные дошкольные учреждения принимаются дети с нарушением интеллекта по заключению специалистов психолого-медико-педагогической комиссии).
В целях реализации интегрированного подхода к воспитанию детей с нарушением интеллекта создаются педагогические условия для коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Так, к специальным педагогическим условиям относятся:
• правильное комплектование смешанной группы (в эту группу принимаются дети шестого года жизни - 10 детей нормально развивающихся и 5 детей с легкой умственной отсталостью (по заключению ПМПК), социальное развитие которых приближено к уровню нормально развивающихся сверстников;
• введение в штат специалистов (педагог-дефектолог, воспитатели, музыкальный педагог, инструктор по физическому воспитанию, прошедшие курсы повышения квалификации в области специальной дошкольной педагогики) для организации и проведения коррекционно-педагогического процесса с детьми;
• создание предметно-развивающей среды, необходимой для проведения коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
• применение специальных педагогических методов и средств в обучении;
• осуществление регулярного контроля за качеством усвоения программного материала, динамикой и темпом психического развития всех воспитанников, включенных в совместное обучение (организация и проведение мониторинга).
Деятельность педагогов интегрированной группы направлена на решение конкретных задач:
• организация ситуативно-делового взаимодействия дошкольников с разным уровнем умственного развития путем создания условий коллективного взаимодействия и общения;
• разработка индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания для детей с нарушением интеллекта;
• планирование и проведение систематических коррекционнопедагогических занятий с детьми (индивидуальных и подгрупповых с умственно отсталыми детьми, подгрупповых и фронтальных с детьми с разным уровнем умственного развития);
• консультирование родителей группы по вопросам воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении и семье, соблюдение единых требований к воспитанию детей;
• оказание коррекционно-педагогической помощи детям, не имеющим ярко выраженных отклонений в умственном развитии, но испытывающим стойкие трудности в обучении.
Занятия с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии в смешанной группе, проводит учитель-дефектолог в первую половину дня.
32
Во вторую половину дня со всеми воспитанниками смешанной группы организовывают занятия воспитатель, музыкальный педагог, специалист по ЛФК. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы с детьми: на групповых, подгрупповых, в малых группах и индивидуальных занятиях, в процессе различных видов деятельности, быту, свободной деятельности в условиях дошкольного учреждения и в семье. Наряду с этим физкультурные и музыкальные занятия проводятся совместно со всеми детьми группы. Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является всестороннее педагогическое обследование каждого ребенка. Обследование направлено на изучение уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения - вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта - совместные действия, указательный жест, подражание, действия по образцу и словесной инструкции; самостоятельность в быту); физической (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики); познавательной (восприятие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи); а также игровой и продуктивных видов деятельности.
На основе анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается содержание индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, планируется поэтапная организация совместной деятельности детей всей группы.
Содержание индивидуальной программы включает в себя задачи, методы и приемы работы, учитывающие актуальный уровень психофизического развития ребенка с нарушением интеллекта и его потенциальные возможности его к обучению.
Общей задачей для всех воспитанников смешанной группы является подготовка их к обучению в школе, а именно формирование общих интеллектуальных умений (универсальных способностей).
Итак, для совместного воспитания и обучения необходимо создавать специальные педагогические условия для ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с нарушением интеллекта. Реализация интегрированного подхода к воспитанию детей с нарушением интеллекта имеет особую важность для родителей воспитанников, которые начинают активно включаться в сотрудничество со всеми детьми и осознавать свою роль в становлении личностных качеств своего ребенка.
Выводы
Совместное воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта с нормально развивающимися их сверстниками позволяет:
• предупредить дезадаптацию детей с нарушением интеллекта при переходе в новые социальные условия;
• расширить зону ближайшего развития, предупредить негативные характерологические особенности развития личности детей изучаемой категории;
• включить коррекционно-педагогические технологии для предупреждения трудностей обучения в школе детей с неярко выраженными отклонениями в развитии;
33
• обеспечить условия для социального и познавательного развития детей с нарушением интеллекта;
• подготовить часть детей с отклонениями в умственном развитии к совместному школьному обучению с нормально развивающимися сверстниками.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т.4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008.
3. Малофеев Н.Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: на примере Российской Федерации // Интегративные тенденции современного специального образования. - М.: Полиграф Сервис, 2003.
4. Малофеев Н. Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка [Электронный ресурс]. - URL: http:ise.iip.net
5. Стребелева Е.А. Организационные модели дошкольного образования детей с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -М., 2009. - № 3.
Л.С. Медникова
доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
О.Н. Толстикова старший преподаватель, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
Специфика формирования мотивации учебной деятельности младших умственно отсталых школьников
Система специального образования сегодня нуждается в обновлении содержания образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой психологических основ, методов и средств коррекционно-развивающего обучения школьников с особыми образовательными потребностями, которые бы соответствовали возможностям детей и способствовали актуализации функциональной нормы каждого обучающегося. Теоретико-экспериментальное обоснование оптимальных условий формирования мотивации учебной деятельности умственно отсталых младших школьников в процессе обучения является одним из таких вопросов.
Теоретическую базу проведенного исследования составили положения, сформулированные в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Н.Ф. Талызиной, а также представителей гуманистической психологии, в которых мотивационная сфера рассматривается как ядро личности. При этом мотивация, имея функции побуждения, направления и смыслообразования, становится начальным звеном в структуре человеческой деятельности и поведения.
34