Научная статья на тему 'Ранняя история Богоявленской слободы Мстёры. Генезис мстёрского иконописного промысла'

Ранняя история Богоявленской слободы Мстёры. Генезис мстёрского иконописного промысла Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
624
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баранов Виктор Вячеславович

Данная статья посвящена ранней истории Богоявленской слободы Мстёры и зарождению в ней иконописного промысла. В статье были использованы вновь открытые архивные данные, а также малоизвестные литературные источники XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ранняя история Богоявленской слободы Мстёры. Генезис мстёрского иконописного промысла»

В.В. Баранов

РАННЯЯ ИСТОРИЯ БОГОЯВЛЕНСКОЙ СЛОБОДЫ МСТЁРЫ. ГЕНЕЗИС МСТЁРСКОГО ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА

Данная статья посвящена ранней истории Богоявленской слободы Мстёры и зарождению в ней иконописного промысла. В статье были использованы вновь открытые архивные данные, а также малоизвестные литературные источники XIX века.

Территория, на которой расположено село Мстёра, с XIII века входила в состав Стародубского княжества. Город Стародуб (ныне село Кляземский Городок) был основан, как считают некоторые историки, в 1152 году Юрием Долгоруким1. В 1218 году он оказался во владении князя Владимира, одного из сыновей великого князя Всеволода III Большое Гнездо. После смерти Владимира I Стародубского, во время княжения его младшего брата, Ивана Всеволодовича, город был разорён войсками хана Батыя в 1238 г.2 До конца XIV века самостоятельное Стародубское княжество, соседями которого ранее были могущественные Владимирское, Суздальское и Нижегородское княжества, сохраняло свою целостность. В его состав, помимо территорий по среднему течению реки Клязьмы, входили земли по её притокам - Таре с Мстёрой, Серзуху, Тезе с Люлехом (в среднем течении последнего образовалось село Палех), Шижегде, Таль-ше и Нерехте. Андрей Фёдорович Стародубский (умер ок. 1392 г.) поделил княжество на четыре удела между своими сыновьями. Образовались владения князей Пожарских, Ряполовских, Палец-ких и Стародубских. В XV веке дробление княжества продолжалось. Один из сыновей Фёдора II Андреевича Стародубского - Василий Ромодан (родоначальник князей Ромодановских) - получил удел на юго-востоке княжества, куда вошли помимо других земли по рекам Мстёре и Таре.

Первые упоминания в документах о Богоявленской слободе (позднее Мстёре) относятся к началу XVII века. Однако содержание некоторых из них позволяет предположить, что слобода могла быть основана ещё в XVI столетии. В Российском государственном архиве древних актов находится выпись, составленная в 1710 году в связи с тяжбой Михаила Григорьевича Ромодановского и Марфы Степановны Ромодановской. В ней сообщается, что среди владений Григория Петровича Ромодановского с 1609-1610 г. по 1628-1629 г. находились «родовые вотчины... село Старое Татарово, село Иваново на реке на Таре, да по-

гост на реке, а в нём церковь Богоявления Господня, да Богоявленского монастыря слободка»3.

В писцовых книгах Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовтова 1628, 1629 и 1630 гг. сообщается, что за детьми князя Григория Петровича Ро-модановского «написано... отца их с т а р и н н а я (разрядка моя. - В.Б.) родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх а в церквях образы, книги и ризы.. ,»4.

На основании документальных сведений довольно чётко прослеживается история смены владельцев старинного с. Татарово, которое было центром округи с прилегающими территориями, включавшими земли по реке Мстёре. В духовной грамоте 1521-1522 г. князя Ивана Васильевича Ромодановского, внука Фёдора II Стародубского среди вотчинных владений упоминаются сёла Татарово и Шустово5. Согласно грамоте ему принадлежала большая территория от реки Мстёры, на берегу которой стояло Татарово (ныне Барское - Татарово, расположено в трёх километрах от мстёрского Богоявленского монастыря), до с. Сарыево (верхнее течение р. Тары)6. В своей духовной Иван Васильевич (по прозвищу Теле-ляш) не упомянул Богоявленскую слободу; скорее всего, населённого пункта под таким названием тогда ещё не существовало. Однако в этом документе, известном по копийным книгам XVII в. московского Богоявленского монастыря, мы находим первое упоминание о небольшой обители, которая находилась неподалёку от села Татарово на берегу реки Мстёры. «.моя отчина в Стародубе село Тогарово (Татарово. - В.Б.), а церковь в нем Покров святыя Богородицы з деревнями, да и монастырек Иван святыи (выделено мной. - В.Б.) к Тагарову ж селу, и то село з деревнями и монастырек брату моему князю Борису з детми.»7 Отсюда следует, что указанная территория по завещанию Ивана Васильевича Ромодановского перешла во владение его млад-

шего брата Бориса с детьми (остальные их братья к этому времени умерли). Описывая в своём завещании рыбные ловли, Иван Телеляш указывал «ез», который находился на реке «под Иваном милостивым.. ,»8 Таким образом, устанавливается, какому святому, носящему имя Иоанн, был посвящён «монастырёк» на берегу реки Мстё-ры. Он сохранился до сих пор (не исключено, что св. Иоанн Милостивый являлся небесным покровителем князя Ивана). Церковь св. Иоанна Милостивого фигурирует и в упоминаемых ранее писцовых книгах 1628-1630-х годов.

«.Татарово, что было князь Петра Шарапова Ромадановского» попало в список стародубс-ких сёл, отмеченных в духовном завещании царя Ивана Грозного9, которое исследователи датируют 1577-1579 г. Этот список был составлен ранее, в 1568-1569 гг. Таким образом, выясняется, что эта часть вотчины Ивана Васильевича Ромоданов-ского оказалась во владении одного из младших сыновей его брата Бориса. Если бы Богоявленская слобода уже существовала в 1560-1570-е гг., то она, скорее всего, фигурировала бы в завещании Ивана Грозного, как, например, с. Серицы, которое также принадлежало князю Петру Борисовичу. Именно его старший сын Григорий упоминается в документах как первый владелец будущей слободы Мстёры.

Итак, в 1579-1580 г. Стародуб был взят «во двор», произошла конфискация стародубских сёл у их частных владельцев и монастырей за денежную компенсацию10. Эти вотчины оказались в поместной раздаче. Однако, как обоснованно считают некоторые историки, после смерти царя Ивана Грозного данный указ был отменён, и часть земельных владений вернулась к прежним вла-дельцам11.

Остаётся выяснить, при каких обстоятельствах была возведена церковь Богоявления в трёх километрах от древнего села Татарово (Старое), около обители св. Иоанна Милостивого. В первом документальном упоминании о будущей Мстё-ре (1609-1610 г.) ясно разделены три топографических объекта: «погост на реке», «в нём церковь Богоявления Господня» и «Богоявленского монастыря слободка». Погост, как территориальная единица в Древней Руси, состоял из нескольких деревень; он появился здесь, судя по всему, раньше, чем слобода и новая церковь.

Слободка на реке Мстёре принадлежала Богоявленскому монастырю, на что прямо указано

в приведённом документе. Но какому Богоявленскому монастырю? Почти все исследователи, касающиеся этого вопроса, не проанализировав детально ситуацию, полагали, что речь идёт о небольшом Богоявленском монастыре, который до сих пор есть в Мстёре. Однако, появление новой церкви на старом погосте вовсе не означало, что при ней сразу сформировался монастырь. В других упоминаниях о Богоявленской слободе, относящихся к первой трети XVII в., о наличии здесь местного одноимённого монастыря прямо тоже ничего не говорится. Так, в Писцовых книгах 1628-1630 гг. о будущей Мстёре написано: «.погост Богоявленская слободка на реке Мстёре»12. В этих же книгах впервые сообщается лишь о том, что на «церковной земле» есть кельи трёх «чёрных попов». Один из них назван Евфимием, а именно это имя получил с постригом отец Григория Ромодановского, князь Пётр13. Помимо кельи рядом с церковью у него был отдельный двор в «слободке».

Ситуация значительно проясняется при ознакомлении с другими источниками того времени. Территория, включающая село Татарово (Старое), близлежащие деревни и пустоши до реки Тары оказалась, как следует из документов, к концу XVI столетия в наследном владении Григория Петровича. В одном из актов, датированном 1628 г., говорится о том, что церковь Покрова Богородицы в селе Татарово (Старое) находится «в вотчине Боярина князя Григория Петровича Ро-модановского»14. И это разночтений не вызывает. Однако, в другом, хронологически близком документе (от 1635 г.) указывается, что церковь Богоявления Господня, расположенная неподалёку, находится «в вотчине Богоявленского монастыря»15.

Подобные указания повторяются и позже16. Новая церковь, находящаяся на старом мстёрс-ком погосте (который входил в состав земельных владений Ромодановских), если даже при ней сформировался в первой трети XVII в. новый, небольшой монастырь, не могла располагать к этому времени какими-либо вотчинами. Вероятно, речь идёт о другом, более крупном монастыре, который мог иметь через посредство князей Ромодановских отношение к погосту на реке Мстёре. Как известно, Богоявленская обитель в Мстёре в дальнейшем стала семейным монастырём Ромодановских.

Среди жалованных тарханных грамот на вотчины московского Богоявленского монастыря

находилась купчая (датированная 1491 г.) на две деревни Московского уезда, которые были выкуплены в пользу обители князем Иваном Васильевичем Ромодановским17. Это тот самый феодал, в вотчинные владения которого согласно духовной грамоте 1521-1522 г. входила обширная территория, включающая земли по реке Мстёре, которые к концу столетия оказались за его внучатым племянником Григорием Петровичем. Другие представители княжеских родов Стародубских и Ромодановских также делали вклады в этот московский монастырь из своих вотчин в Стародубе. Так, в 1552 г. Михаил Юрьевич Норок-Ромода-новский дал московской Богоявленской обители село Якимовское с деревнями18. В 1565 г. княгиня Евдокия Шемякина Пронская (урожд. Стародуб-ская) передала монастырю село Глумово с деревнями19. За 1576 г. был отмечен земельный конфликт между Троице-Сергиевой лаврой и московским Богоявленским монастырём по поводу села Алексино в Стародубье20. И хотя мы не располагаем прямыми указаниями относительно происхождения названия Богоявленской слободы, однако наиболее вероятной представляется версия о том, что Богоявленская церковь на старом мстёрском погосте получила свое наименование от главного храма московской обители21.

Постоянные контакты с московской обителью Богоявления, связанные определёнными обязательствами, сохранялись у князя Бориса Васильевича Ромодановского и его детей, судя по всему, довольно долго. Согласно духовной грамоте его брата, Ивана Телеляша, им вменялось поставлять туда «до века» мёд в праздник Рождества Христова и рыбу перед Петровым постом на помин душ некоторых родственников, включая самого князя Ивана22. У старших братьев князя Бориса были особые отношения с Богоявленской обителью в Москве. Самый старший, Василий, принял постриг в этом монастыре с именем Вас-сиана. А у Ивана Васильевича в обители было даже несколько собственных келий и «свои старцы», хотя монахом он не стал23.

Всего вышеизложенного достаточно, чтобы предположить с большой долей вероятности, что церковь Богоявления на старом мстёрском погосте была возведена к началу XVII столетия на средства князей Ромодановских (не исключено, что ктитором был именно Григорий Петрович)24. В документах обитель Богоявленской слободы упоминается впервые как отдельный мужской

монастырь только в 1683 г. в храмозданной грамоте митрополита Суздальского и Юрьевского Иллариона, данной на перестройку старой каменной церкви25. В синодике, хранившемся в ризнице мстёрского Богоявленского собора, был записан род князей Ромодановских от Бориса Васильевича, деда Григория Петровича. Князь Григорий Петрович Ромодановский умер в 1628 г., приняв перед смертью монашеский постриг с именем Геннадия (указано в синодике). Вотчинные земли на реке Мстёре оказались в совместном владении семи его сыновей26.

Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг. при Богоявленской церкви находились пять келий, в которых жили два «чёрных попа», два «крыло-шеника» и старец Евфимий. Слобода состояла из двора вотчинников, т.е. княжеских «палат», двора приказчиков и двадцати дворов бобылей (всего 70 человек). Среди их занятий отмечены следующие специальности: кузнецы, мельник, пивовары, горшечник, пастух27. Жители Богоявленской слободы земледелием практически не занимались, здесь уже с первой трети XVII в. развивались ремёсла, а чуть позднее и торговля28.

По данным переписных книг 1646 г. в Богоявленской слободке насчитывалось уже 86 жилых дворов с населением 160 человек29. Среди них было 58 ремесленников по 11 специальностям: рукавичное производство, сыромятное, кузнечное, овчинное, шерстобитное, чулочное, сапожное, горшечное, имелись также портные, плотники и рудомёт.

Согласно переписи 1678 г. в Богоявленской слободе было уже 156 дворов, где проживало 435 че-ловек30. Мстёра представляла в то время довольно крупный населённый пункт31. В писцовых книгах 1694 г. в слободе зарегистрировано 182 жилых двора, 57 лавок и таможня32. Открытие таможни для сбора торговых пошлин указывает на наличие местного, постоянно действующего, рынка.

В начале XVIII в. род князей Ромодановских стал пресекаться, к этому времени Богоявленская слобода была поделена на части между Михаилом Григорьевичем Ромодановским и Марфой Степановной Черкасской (урожд. Ромода-новской). Михаил Григорьевич владел в 1710 г. 2/3 слободы, где находилось 122 двора с числом жителей 382 человека. Марфе Степановне принадлежала 1/3, это 61 двор, жителей насчитывалось 191 человек33. С этого времени разросшуюся слободу стали называть селом. Ромодановские

владели Богоявленской слободой (или её частью) по мужской линии до 1736 г., когда она была отказана единственной наследнице Ивана Фёдоровича Ромодановского графине Екатерине Ивановне Головкиной. После ссылки в Якутию графа Головкина, за которым последовала и его жена, слободу на реке Мстёре в 1741 г. отписали в казну в ведение канцелярии конфискаций. В 1744 г. она была пожалована Аграфене Васильевне, вдове генерала Панина, и находилась у её потомков до 1861 г., до отмены крепостного права.

Ни в одном из документальных источников XVII в. ничего не говорится об иконописцах Мстё-ры. Этот факт является одним из аргументов в пользу того, что промысел зародился в Богоявленской слободе позднее. По данным переписей 1646 г. и 1678 г., где подробно описаны профессии жителей Мстёры, иконники тоже не упоми-наются34. Когда же появились первые иконописцы в Богоявленской слободе? Все без исключения исследователи (и современные авторы) указывали, не имея при этом прямых доказательств, на то, что иконописный промысел существовал здесь уже в XVII столетии. Эта версия не нашла подтверждения в ходе нашего исследования. Вероятнее всего, первые мастера - иконники появились здесь в начале XVIII в. Это соответствует и документальным данным. Впервые иконописцы в Богоявленской слободе зафиксированы в 1710 г. В раздельной книге, датированной этим годом, назван мастер Константин Никифоров и в его дворе зять Матвей Данилов35. В 1718 году известны уже три мстёрских иконника: Григорий Голышев, Симон Семёнов и Савелий Никифоров, которые были вызваны к княгине Настасье Борисовне Ромода-новской, и «делали в пределе иконостас»36.

Ко второй половине XVIII в. по документам отмечены имена более тридцати мастеров, работавших с 1710-х годов в Мстёре37. Некоторые из них выполняли подряды в Москве. Однако нет оснований для того, чтобы говорить о «широкой из-вестности»38 мстёричей в то время (по сравнению, например, с палешанами и жителями Холуя). Судя по всему, в течение всего XVIII в. и в начале XIX столетия мстёрское иконное дело в количественном отношении уступало соседним центрам.

В 1725 г. вышел синодальный указ по Суздальской епархии, который вменял священникам «принимать в церкви иконописные и живописные изображения во благолепии.»39 Они обязаны были также представить «сказки об иконописцах,

живописцах, басебщиках и чеканщиках всех чинов и сословий, проживающих в их приходах.» и выслать несколько человек «для свидетельство-вания... в контору изографств»40. Иконописцев и живописцев оказалось в Суздале - 7, в с. Нереди-чах - 1, в Мстёрской слободе - 9, в с. Холуе - 80, в с. Никольском - 1, в с. Дунилове - 2 и в г. Шуе -4 человека.

По ведомости Богоявленской слободы 1744 г. в Мстёре имелось уже 8 дворов иконников, а в них 39 человек41. Примерно в это время иконописа-ние становится ведущим среди других ремёсел жителей слободы.

Вопрос о происхождении мстёрской иконописи до сих пор остаётся без точного ответа. Однако, сумма проанализированных в ходе данной работы фактов стала основанием для самой правдоподобной, на наш взгляд, версии.

Большинство исследователей склонялось к первоначальному мнению местного учёного-краеведа, потомственного иконописца И.А. Го-лышева, что «иконописное художество» перешло к «обывателям-поселянам» от монастырских ино-ков42. Однако эта версия не нашла подтверждения в документальных источниках. Иноки, поселившиеся у Богоявленского храма в Мстёре, упоминаются уже в писцовых книгах 1628-1630 гг., а иконописцы засвидетельствованы только в начале XVIII в. А.В. Бакушинский и В.М. Василенко предложили иное объяснение. Они считали, что «пересадка» иконного промысла произошла, по-видимому, из Москвы»43. Исследователи ссылались при этом на опубликованный Голышевым акт 1724 г., в котором сообщалось, что иконник Александр Алексеев, «пришед ныне из Москвы»44. Но в 1726 г. этот же мастер получил разрешение отлучиться на один год из Мстёры для «прокормления... иконописным ремеслом в Москву или где ему при-ключитца»45. Такая практика «прокормления» на стороне была уже в XVIII столетии довольно широко распространена среди иконников Владими-ро-Суздальского края. Гипотеза о «московском» происхождении мстёрской иконописи не получила подтверждения.

Более убедительной представляется версия о заимствовании мстёричами иконного ремесла у жителей Холуя, находящегося всего в 22 км от Богоявленской слободы, где промысел развивался с начала XVII столетия. Впервые эту версию выдвинул И.А. Голышев, изменивший своё первоначальное мнение о происхождении иконного дела от мест-

ных монахов46. При этом им были приведены свидетельства, подтверждающие факт обучения мстё-ричей иконному письму у мастеров Холуя.

Контакты между жителями двух сёл в первой половине XVIII в. зафиксированы документально. Прямые указания на то, что мстёричи обучались иконописному ремеслу у мастеров Холуя, находятся в нескольких актах того времени, опубликованных И.А. Голышевым46. В них сообщается о том, что в 1732 году Федор Иванов был отпущен на год в Холуйскую слободу к крестьянину Сели-вану Козьмину «для науки иконного ремесла». В 1743 г. отправился на два года в село Холуй Ми-хайло Иванов Добрынин «для обучения иконописного ремесла». И хотя к этому времени по источникам уже известны имена некоторых мастеров Богоявленской слободы, видимо, по традиции мстё-ричи предпочитали обучаться в Холуе, где икон-ники имели несравненно больший опыт работы.

Несмотря на более позднее зарождение иконного дела в Богоявленской слободе Мстёре по сравнению с Палехом и Холуем, она к концу XIX столетия стала, как известно, крупнейшим иконописным центром России. Как указывается в одном из источников, в иконной «промышленности» Мстёры было задействовано в то время около 2 тысяч человек47. По словам исследователя П.Ф. Леонтьева слобода Мстёра в иконном деле России начала XX в. «играет главную роль»48.

Примечания

1 Татищев В.Н. История Российская. Т. 3. -М., 1965. - С. 44.

2 Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. - Л., 1987. - С. 109.

3 РГАДА. Поместный приказ. Отказные книги по г. Суздалю. Кн. №2 11386. Л. 556.

4 Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстёра. История, древности, статистика, этнография. -Владимир, 1865. - С. 107.

5 Автор статьи благодарит историков В.А. Куч-кина и В.Д. Назарова за любезно предоставленные консультации.

6 Кучкин В.А. Стародубское княжество и его уделы до конца XIV в. // Древняя Русь и славяне. -М., 1978. - С. 251.

7 Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV-XVII вв. - М., 1998. - С. 122.

8 Там же. - С. 124.

9 Юрганов А.Л. О стародубском «уделе»

М.И. Воротынского и Стародубских вотчинах в завещании Ивана Грозного // Архив русской истории. - М., 1992. - Вып. 2. - С. 39.

10 ЧеркасоваМ.С. Землевладение Троице-Сер-гиева монастыря в XV-XVI вв. // Исследования по русской истории. - М., 1996. - Вып. V. - С. 140.

11 Там же. - С. 141.

12 Голышев И.А. Указ. соч. - С. 107.

13 Там же. - С. 26.

14 Материалы для истории Владимирской епархии. Вып. 2, отд. 1. - Владимир, 1894. - С. 3.

15 Там же. - С. 187.

16 Там же. - С. 54.

17. Веселовский С.Б. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв. Т. I. - М., 1952. - С. 483.

18 Веселовский С.Б. Монастырское землевладение в Московской Руси во второй половине XVI в. // Исторические записки. Т. 10. - М., 1941. - С. 98.

19 Там же.

20 Черкасова М.С. Указ соч. - С. 138.

21 Аналогично, в селе Холуй церковь Троицы получила своё название от главного храма Трои-це-Сергиевого монастыря, сохранявшего здесь вотчинные владения с времени царствования Ивана Грозного и до середины XVШ столетия.

22 Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV - начала XVII в. - М., 1998. - С. 127.

23 Там же. - С. 456.

24 А. Ратшин ошибочно считал, что церковь Богоявления на реке Мстёрке была построена задолго до рубежа XVI-XVII в. (См.: Ратшин А. Полное собрание исторических ведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. -М., 1852. - С. 49).

25 Голышев И.А. Указ. соч. - С. 110-111.

26 Там же. - С. 107.

27 РГАДА. Поместный приказ. Отказные книги по г. Суздалю. Кн. №> 11320. Л. 1170-1172.

28 К началу XVIII в. в Мстёре стали устраивать несколько ярмарок в году. Оживлённая торговля шла по реке Клязьме, где находилась пристань в двух километрах от слободы.

29 РГАДА. Переписная книга №№ 11323. Л. 142 об. - 150 об.

30 РГАДА, Поместный приказ. Переписная книга №> 11323. Л. 100-106 об.

31 К примеру, в г. Серпухове в 1658 г. насчитывалось 180 дворов.

32 ГолышевИ.А. Указ. соч. - С. 115.

33 РГАДА. Поместный приказ. Отказные книги по г. Суздалю. Кн. № 11368. Л. 694.

34 РГАДА. Поместный приказ. Переписная книга N° 11323.

35 РГАДА. Отказные книги по г. Суздалю. Кн. 11368. Л. 685 об. - 686.

36 Голышев И.А. Указ княгини Настасьи Борисовны Ромодановской Никите Станиславскому об отпуске трех человек Иконников, 1718 года // ВГВ. - 1871. - №27.

37 Голышев И.А. Иконописцы XVIII столетия в слободе Мстёре Вязниковского уезда // ВГВ. -1873. - №22. - С. 3-4.

38 Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстёры. - М.; Л., 1934. - С. 11.

39 Малицкий Н. Из прошлого Владимирской Епархии. К истории иконописания во Владимирской губернии // Владимирские Епархиальные Ведомости. - 1904. - № 13. - С. 392.

40 Там же.

41 РГАДА. Ф. Паниных. Д. 1384.

42 Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстё-ра... - С. 76.

43 Бакушинский А.В., Василенко М.В. Указ. соч. - С. 10.

44 Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстё-ра... - С. 132-133.

45 Голышев И.А. Иконописцы XVIII столетия в слободе Мстёре Вязниковского уезда // ВГВ. -1873. - №22. - С. 3.

46 Голышев И.А. Суздальская иконопись. Начало и переход её в народную промышленность во Владимирском крае // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Т. 1. Вып. 1. - Владимир, 1875. - С. 215.

47 Отчёты и исследования по кустарной промышленности в России. Т. V - СПб., 1898. - С. 417.

48 Леонтьев П. Ф. Иконопись // Материалы для оценки земель Владимирской губернии. Вязни-ковский уезд. Промыслы крестьянского населения. Владимир, 1903. - Т. IV. - Вып. III. - С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.