бенка, является сигналом для врача, который должен предусмотреть и психосоматические механизмы развития заболевания. В этом случае к работе подключаются и социальный работник, и психолог, и психотерапевт, которые всесторонне обследуют как самого ребенка, так и его микросоциум (семья, детское учреждение и т.п.).
Представленная модель оказания медицинской помощи и ее оценки имеет, на наш взгляд, широкие перспективы в организации комплекса медицинских услуг на переднем крае здравоохранения, которой является амбулаторная сеть. Это органично вплетается в общую канву одного из ведущих принципов организации здравоохранения - доступности получения качественной медицинской помощи, что в полной мере необходимо обеспечить на основе государственной системы здравоохранения. Примером такой модели является районный центр медико-социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями при городской детской поликлинике №19, уже более 10 лет успешно осуществляющий свою деятельность на принципах междисциплинарного подхода к лечению и профилактике (тесное сотрудничество специалистов разного профиля: педиатра, невролога, психотерапевта, психолога, логопеда, социального работника), что позволяет как предоставлять гарантированный объем медицинской помощи, так и осуществлять объективную оценку ее качества.
Ключевые слова: модель, медицинское учреждение, методы обследования, эффективность лечения, оценка качества.
Key words: model, medical organization, survey methods, efficiency of treatment, estimation of quality.
Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашов РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ: МЕДИКО-СОИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА1
Санкт-Петербургское ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», [email protected]
В современных диагностических справочниках термина «аутизм» стараются избегать, ввиду некоторой его неопределенности, и вопросы терминоло-
1FesenkoIu.A..D.Iu. Shigashov. Early infantile autism: a medico-social problem.
271
гии до сих пор остаются дискуссионными [1]. В классификации ББЫ-ТУ это заболевание кодируется под номером 299.00 как «Аутистическое расстройство» в разделе «Расстройства младенческого, детского или подросткового возраста. Общие расстройства развития». В МКБ-10 - Б. 84.0, Общие расстройства психологического (психического) развития. Это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития или повреждения головного мозга, характеризуясь выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия.
В последние годы это заболевание стало активно обсуждаться не только в медицинской среде, но и приобрело выраженное общественное звучание. Активисты общественных организаций, интересующихся проблемой аутизма, обращаются в организационные структуры российского здравоохранения с требованиями создания научно-медицинских центров по изучению данного заболевания и внедрения в отечественную медицину методов лечения аутизма, «успешно применяемых в западных странах».
Следует признать, что на сегодняшний день в России нет центров научноисследовательского направления для детей с ранним детским аутизмом (РДА). Такая ситуация объясняется тем, что детей с этим диагнозом крайне мало. По данным отечественной статистики, в России регистрируется от 0,2 до 2 детей с ранним аутизмом на 10000 детского населения [2-4], что полностью совпадает с европейскими данными [5], и несколько ниже по данным, полученным в США
- 50 на 10000 детского населения [6]. Необходимо отметить, что детей, больных аутизмом, значительно меньше, чем, например, с болезнью Дауна. Такие больные чаще встречаются среди лиц мужского пола (примерно в 3-4 раза чаще). По официальным данным организационно-методического отделения СПб ГКУЗ ««Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина» на 1.06.2013 г. в Санкт-Петербурге детей в возрасте до 18 лет, страдающих расстройствами аутистического спектра - 337 человек, при этому 240 детей диагностировано аутистическое расстройство с умственной отсталостью (Б 84.11). Отметим, что всё детское население города - чуть более 745 тысяч человек.
Ребенок с аутизмом не только не стремиться к общению с другими детьми, но тщательно избегает его. Он также избегает и общения со взрослыми, даже самыми близкими. Ребенок погружается в мир собственных переживаний, уходит от действительности, теряет внешнюю выразительность в проявлении чувств и эмоций. Появляется четко выраженное стремление избавиться от вся-
ких внешних воздействий, в том числе и от положительных. Такое поведение резко отличает этих детей от пациентов с органическими поражениями мозга и умственной отсталостью. Недаром многие врачи убеждены в том, что, несмотря на многочисленные научные споры по терминологии, аутизм - это вариант детской шизофрении.
Диагноз и раннего детского аутизма, и расстройства аутистическго спектра устанавливается врачом-психиатром. Однако дальнейшая тактика ведения больных этих групп разнится принципиально коренным образом. Если детям с РДА в первую очередь необходимо социально-педагогическое сопровождение, когда существует необходимость не только медикаментозного лечения, но и коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для РДА форм и методов, то у детей с расстройствами аутистического спектра на первый план выступает медико-психоло-педагогическая коррекция. При этом условия, в которых происходит коррекция в той и другой группе пациентов, имеют важные принципиальные различия.
Специалисты нашего учреждения поддерживают мнение о том, что дети с аутизмом нуждаются в комплексной этапной межведомственной и междисциплинарной лечебно-реабилитационной помощи с участием врачей-психиатров, педиатров, неврологов, генетиков, медицинских психологов, логопедов, дефектологов, специалистов функциональной диагностики, педагогов. Для реализации этого должна быть создана система медико-психолого-педагогической реабилитации детей с аутизмом, основанная на дифференциальном подходе в зависимости от возраста и тяжести состояния, когда на ее различных этапах можно было бы задействовать учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты населения. При этом, учитывая тяжесть этого заболевания, понадобится пожизненная программа социального сопровождения таких больных.
Нашим учреждением рассматриваются перспективы в организации специализированной помощи детям с аутистическими расстройствами в условиях отделения при дневном стационаре, где будет вестись диагностическая и лечебная работа. Планируется тесное сотрудничество с учреждениями образования, специальной педагогики и психологии, социальными службами в рамках системы медико-психолого-педагогической реабилитации детей с аутизмом.
Литература:
1. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999. - 240 с.
2. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. - М.:
Экспертное бюро, 1997. - 496 с.
3. Морозов С.А., Морозова Т.А. Аутизм: Характеристика и коррекция нарушений речевого развития: Методическое пособие - М.: Владос, 2007. - 250 с.
4. ТигановА.С., БашинаВ.М. Современные подходы к пониманию аутизма
в детстве // Журн. неврол. ипсихиат., 2005. Т. 8. - С. 4-13.
5. Volkman F.R. Pervasive development disorders / F.R. Volkman, A. Klin //
Comprehensive text-book of psychiatry / Eds. B.J. Sadock. Piladelphia, 2000. - V.2.
- P. 2659-2658.
6. Wing L, Potter. The epidemiology of autistic spectrum disorders: is the prevalence rising? // Ment. Retard Dev. Disabil. Res. Rev., 2002. - V.8 (3). - P.151-61.
Ключевые слова:аутизм, расстройство, реабилитация, коррекция, социальное сопровождение.
Keywords:autism, disorders, rehabilitation, correction, social support.
УДК 614.2.003
О.Н. Худякова, Д.Д. Калугина
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ1
Северный государственный медицинский университет,
Архангельск, Россия, [email protected]
Забота о здоровье детей - сегодня является особо осознаваемым фактом современной российской действительности. Охрана здоровья детей всегда сводилась к оказанию полноценной медицинской помощи и созданию условий для укрепления их здоровья и физического развития.
Отдых и оздоровление детей - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических
1O. N. Khudyakova, D.D. Kalugina. Child recreation: trends, issues, perspectives.
274