Научная статья на тему 'РАННИЕ ФОРМЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА'

РАННИЕ ФОРМЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСУНОК / СКУЛЬПТУРА / АРХИТЕКТУРА / МОНУМЕНТ / ИСКУССТВО / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамаджанова Салия Мамаджановна, Ятимов Рауф

В статье рассматривается первобытное реалистическое искусство, которое было выявлено в Средней Азии ко времени позднего палеолита. Репертуар первобытных рисунков разнообразен, и тематически можно выделить антропоморфные и зооморфные изображения, оружие и орудия труда, эпиграфические и солярные знаки. Анализ стиля, репертуара и стратиграфии петроглифов показывает, что изображения относятся к различным историческим периодам: к концу каменного века, к эпохе бронзы, раннему железному веку, т. е. сакскому (арийскому) времени. Главная особенность изображений данного времени - это ярко выраженные черты «звериного» стиля, которые легко и уверенно распознаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY FORMS OF REALISTIC ART

The article deals with primitive realistic art, which was identified in Central Asia by the time of the late Paleolithic. The repertoire of primitive drawings is diverse, and thematically we can distinguish anthropomorphic and zoomorphic images, weapons and tools, epigraphic and solar signs. Analysis of the style, repertoire and stratigraphy of petroglyphs shows that the images refer to different historical periods: by the end of the Stone Age, the Bronze Age, the Early Iron Age, that is, the Saka (Aryan) time. The main feature of the images of this time is the pronounced features of the “bestial” style, which are easily and confidently recognized.

Текст научной работы на тему «РАННИЕ ФОРМЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»

РАННИЕ ФОРМЫ МАМАДЖАНОВА Салия Мамаджановна, РЕАЛИСТИЧЕСКОГО д.а., профессор кафедры архитектуры и дизайна ТТУ им. акад.

ИСКУССТВА М.С. Осими; ЯТИМОВ Рауф, магистрант 2 курса кафедры дизайна и архитектуры ГИИИДТ (Таджикистан, Душанбе).

ШАКЛ^ОИ МАМАДЧОНОВА Салия Мамадцоновна, ИБТИДОИИСАНЪАТИ д.м., профессори кафедраи меъмори ва дизайни ДТТ ба номи Х,АК,ИК,АТНИГОРЙ академик М.С.Осими; ЯТИМОВ Рауф, магистранти курси 2

кафедраи дизайн ва меъмории ДДСТДТ (Тоцикистон, Душанбе).

EARLY FORMS OF MAMADJONOVA Saliya Mamadjonovna,

REALISTIC ART Dr. Architecture, Professor of the Department of Architecture and Design at the TTUnamed after аcad. M.S. Osimi; YATIMOV Rauf, 2nd year magistr of the Department of Design and Architecture of the SIADT (Tajikistan, Dushanbe).

Ключевые слова: рисунок, скульптура, архитектура, монумент, искусство, дизайн.

В статье рассматривается первобытное реалистическое искусство, которое было выявлено в Средней Азии ко времени позднего палеолита. Репертуар первобытных рисунков разнообразен, и тематически можно выделить антропоморфные и зооморфные изображения, оружие и орудия труда, эпиграфические и солярные знаки. Анализ стиля, репертуара и стратиграфии петроглифов показывает, что изображения относятся к различным историческим периодам: к концу каменного века, к эпохе бронзы, раннему железному веку, т. е. сакскому (арийскому) времени. Главная особенность изображений данного времени - это ярко выраженные черты «звериного» стиля, которые легко и уверенно распознаются.

Калидвожа^о: тасвир, муцассама, меъмори, санъати тасвири, дизайн.

Дар мацола санъати давраи ибтидоии ^ацицатнигорй, ки дар Осиёи Миёна дар давраи палеолити охир пайдо шудааст, барраси мешавад. Мавзуъ^ои мусавварауои давраи ибтидои гуногунанд, ки дар ощо тасвируои одамон ё уайвонот, яроцу олоти меунат, нишону тасвируои хатти ва аломатуои офтоби бештар дида мешаванд. Таулили услуб, репертуар ва чиннигории нацшуои цадимии руи санг (петроглифуо) нишон медиуанд, ки ин тасвируо ба даврауои гуногуни таърихи мансубанд: охири асри санг, давраи биринцй, давраи аввали оуан, яъне ба давраи ориёщо. Хусусияти асосии тасвируои ин давра - услуби «уайвоноти вауши» мебошад.

Key words: drawing, sculpture, architecture, monument, art, design.

The article deals with primitive realistic art, which was identified in Central Asia by the time of the late Paleolithic. The repertoire of primitive drawings is diverse, and thematically we can distinguish anthropomorphic and zoomorphic images, weapons and tools, epigraphic and solar signs. Analysis of the style, repertoire and stratigraphy of petroglyphs shows that the images refer to different historical periods: by the end of the Stone Age, the Bronze Age, the Early Iron Age, that is, the Saka (Aryan) time. The main feature of the images of this time is the pronounced features of the "bestial" style, which are easily and confidently recognized.

Самые ранние формы реалистического искусства, выявленные в Средней Азии, восходят ко времени позднего палеолита. Целый цикл древнейшей живописи обнаружен в гроте Зараут-Камар на юге Узбекистана [5, 15]. Росписи, нанесенные на гладь отвесной скалы красной охрой, размешанной на животном жире, передают охотничьи сцены: преследование диких быков, джейранов, винторогих козлов. Охотники одеты в колоколовидные балахоны, у некоторых из них как бы птичьи головы (предполагают, что это маскировка, вызванная особыми воззрениями на реализм изображений, правдивая передача людей могла бы спугнуть преследуемых животных, которые выполнены в реалистической манере). Сделаны они силуэтом, пары ног совмещены, но при этом первобытный художник с удивительным чутьем передал общие формы, пропорции и динамику бега. В основе композиции - симпатическая магия, представления первобытного мышления о воздействии изображаемого действия на реальный акт. Многочисленные дротики и стрелы, летящие вослед убегающим животным, должны, по мысли художника, способствовать удачной охоте. Размещение всех

фигур не случайно - оно подчинено определенной композиции, передающей напряженный акт загона преследуемой добычи, изображение полно динамики - это тот стиль экспрессивного анимализма, который известен в широком ареале палеолитической живописи. Аналогичные сюжеты выполненных также охрой изображений обнаружены и в других местах - на Памире, на Тянь-Шане, где они датируются более поздним временем (Х-У1 тысячелетия до н. э.), но где еще сохранены палеолитические каноны [6, 76].

В пору, когда, в отличие от древнекаменного века, человек не ограничивался охотой и собирательством, то есть тем, что «заготовила» ему сама природа, но уже осваивал примитивное земледелие и одомашнивал животных, существенно изменились и его идеологические представления. Многое определяла в них мифология, как опыт символико-образного осмысления мироздания путем логических ассоциаций. В изобразительном искусстве этому служили знаки и символы. Большую роль играл тотемизм. Отсюда важна роль животных в изобразительном искусстве, но уже либо домашних животных, как одной из основ хозяйства, либо диких, с которыми были связаны тотемы племен и родов. Наскальная живопись уступает место наскальным рисункам, причем нанесение их продолжалось уже и в исторические эпохи, а среди пастухов еще в недавние времена. Датировка таких рисунков очень сложна

— едва ли не основным признаком является так называемый «пустынный загар», темным слоем покрывающий высеченные в древности контуры. Ареал их распространения очень обширен - едва ли не всюду в горах с относительно твердыми скальными породами, где в глубокой древности или уже в раннеисторическое время обитал человек, встречаются эти пиктографические рисунки.

Рассмотрим кратко некоторые примеры первобытного наскального искусства на территории Центральной Азии, которая является регионом историко-культурной общности народов, населявших Синьцзян (Восточный Туркестан), среднеазиатских государств, Восточного Ирана, Афганистана, Пакистана, Северо-Западной Индии. Все эти названные страны отличаются сложной орографией, где высокие горные гряды и хребты сочетаются межгорными впадинами и долинами, степями, пустынями. Специфические природные условия Центральной Азии благоприятствовали зарождению здесь древнейших очагов культуры.

Тысячи месторождений петроглифов - наскальных рисунков рассеяны по всей Центральной Азии

- от Каспийского моря на западе до Алтайских гор на востоке, и от Памира на юге до Сибири на севере. Их можно встретить как на самых высоких точках горных хребтов, на дне глубоких ущелий, так и по долинам рек или же в степных районах [3, 63]. Практически рисунки на камнях имеются повсюду, где есть более или менее удобные для этого скальные поверхности, крупные камни, валуны и т.п. Поэтому петроглифы, иногда в больших скоплениях, можно встретить как в Кыргызстане, Таджикистане или Узбекистане, так и далеких от них Алтае или Хакасии [2, 170]. Следует особо подчеркнуть, что выдающуюся ценность с научной и эстетической точек зрения определяет природная красота ландшафтов, среди которых располагаются наскальные рисунки. Эти изображения датируются от эпохи неолита до бронзового и железного веков и от тюркско-арийского периода до настоящего времени.

В целом, рисунки на скалах не только результат самовыражения древних художников, но и отражение духовных и религиозных идей ушедших эпох. Вышесказанное позволяет нам обратить взоры на древнейшие свидетельства изобразительного искусства - петроглифы Центральной Азии. К этим известным памятникам первобытного искусства на территории Средней Азии Саймалы-Таш (дословно «вышитый, узорчатый камень») в высокогорном, труднодоступном ущелье Ферганского хребта, Жалтырак-Таш в Таласской долине, Чолпон-Ата в живописной Иссык-Кульской котловине, и другие, расположенные на территории Кыргызстана. Неотъемлемую часть мирового культурного наследия составляют памятники наскального искусства на территории древнего Согда и Ферганы [1, 95].

В настоящее время в горных и предгорных районах Республики Таджикистан зафиксировано около 150 памятников наскального искусства, Местонахождения петроглифов, возраст которых определяется в хронологических рамках от мезолита до позднего средневековья, сконцентрированы в основном в северо-восточной (Западный Тянь-Шань, Туркестанский хребет, Алайский хребет), центральной (Нуратинский хребет, Зеравшанский хребет) и северо-западной (Букантау, Тамдытау, Султан-Увайс, Кульджуктау) части названных древних государств. Наибольшую известность приобрели красочные изображения грота Зарауткамар, петроглифы Сармишсая, Ходжакента, Суратысая, Каракиясая, Букантау, ныне находящиеся на территории современного Узбекистана.

Репертуар первобытных рисунков довольно разнообразен, и тематически можно выделить антропоморфные и зооморфные изображения, оружие и орудия труда, эпиграфические и солярные знаки. Анализ стиля, репертуара и стратиграфии петроглифов, названных и других памятников показывает, что изображения относятся к различным историческим периодам: к концу каменного века, к эпохе бронзы, раннему железному веку, т. е. сакскому (арийскому) времени. Главная особенность изображений данного

времени - это ярко выраженные черты «звериного» стиля, которые легко и уверенно распознаются, в каком бы материале они не были представлены.

Основные персонажи искусства ранних арийских кочевников: горные козлы, олени, архары, хищники, лошади, верблюды, собаки, джейраны и другие животные, а также фигуры людей. В этот период уже появляются изображения конных всадников, столь характерных для культуры сако-скифского мира. Зачастую на скалах и отдельных камнях встречаются изображения лучников с колчанами, мечами, кинжалами и головными уборами. Эти рисунки на камнях, как отмечает М.М. Хужаназаров, созданы саками, массагетами, согдийцами и другими народами и находят аналогии на всей территории Центральной Азии [4, 76].

Состав изображений, оставленных на камнях ранними арийскими племенами, исключительно широк. Это и сцены охоты, и просто изображения горных животных: козла, косули с козленком. Это и излюбленная в скифском искусстве «сцена терзания» - собака, накинувшаяся на архара. Это антропоморфные фигуры, в которых лишь специалист по первобытному искусству распознает изображения людей, свершаемый ими культовый танец. Места скоплений подобных рисунков служили, вероятно, для отправления культовых обрядов в дни общеплеменных празднеств, связанных уже не столько с охотой, сколько с сезонами начала или завершения сельскохозяйственных работ, или с культом плодородия, когда призывалось благословение на умножение стад.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия-Тохаристан. Очерки истории и культуры / Древность и средневековье. - Ташкент: Изд. «Фан». - 1990. - С. 90-91.

2. Рогожинский А.Е. (отв. ред.). Памятники наскального искусства Центральной Азии: общественное участие, менеджмент, консервация, документация. - Алматы: ЮНЕСКО - Республиканский НИПИ ПМК, 2004. - С. 169-176.

3. Рапопорт Ю.А. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах // Средняя Азия в древности и средневековье. -М.: Наука, 1977. - С. 58-71.

4. ХужаназаровМ. Наскальные изображения Ходжакента и Каракиясая. - Самарканд: Изд. «Фан». 1995. - 174 с.

5. Формозов А. А. О наскальных изображениях Зараут-Камара в ущелье Зараут-Сай // СА, 1966, № 4. - С. 14-26.

6. Ранов В. А. Рисунки каменного века в гроте Шахты // СЭ, 1961, № 6. - С. 72-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.