Научная статья на тему 'Ранние батальные работы Антуана Ватто'

Ранние батальные работы Антуана Ватто Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
252
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАТТО / ВОЕННЫЕ РИСУНКИ / БАТАЛЬНЫЕ КАРТИНЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белова Юлия Николаевна

В статье анализируются аспекты подготовки Ватто к созданию первой ба-тальной картины и приводятся аргументы в поддержку утверждения, что ее воз-никновению предшествовал значительный период подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ранние батальные работы Антуана Ватто»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ю. Н. Белова

РАННИЕ БАТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ АНТУАНА ВАТТО

В статье анализируются аспекты подготовки Ватто к созданию первой батальной картины и приводятся аргументы в поддержку утверждения, что ее возникновению предшествовал значительный период подготовки.

Ключевые слова: Ватто, военные рисунки, батальные картины.

Причины появления и скорого исчезновения батального жанра в творчестве Ватто до сих пор остаются нераскрытой тайной для исследователя. Ватто не интересны битвы и сражения, на его полотнах нет гордых победителей и униженных побежденных: он проникает отстраненным и остраненным взглядом за кулисы театра военных действий, где люди в военной форме бредут, стоят или лежат, но вовсе не сражаются. Ватто, любивший иллюзорный мир галантных празднеств, и, казалось, всегда чуравшийся исторической живописи, заинтересовался батальным жанром -прямым наследником исторической картины.

С легкой руки Жерсена считается, что первая военная картина («Бивуак», ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва) была написана Ватто в свободное время1. Однако характер батальных произведений Ватто свидетельствует о прямо противоположном: художник внимательно и тщательно изучает не только картины предшественников, но и сам военный жанр. Мундиры и амуниция, изображенные в «Бивуаке», как, впрочем, и на последующих картинах, в мельчайших деталях соответствуют историческим. Например, у офицера, стоящего справа с ружьем наперевес и походным мешком за спиной, поясная портупея для шпаги в мельчайших деталях соответствует ордонансу Лувуа, датированному декабрем 1683 года2. Такая точность Ватто плохо согласуется с фактором случайности и предполагает знакомство художника с источниками, где Ватто мог почерпнуть столь специфическую информацию, как форма и военная амуниция. Сохранилось сравнительно мало рисунков, приблизительно датируемых до 1709 года, но этюды, связанные с военной темой, занимают значительное место, что также не может не противоречить случайному возникновению картины.

Ранним военным произведениям (рисункам и картинам) Ватто присуща некоторая пластическая скованность, связанная с сухостью моделировки и нивелирован-ностью индивидуальности. Этюды с изображением солдат представляют достаточно большую группу, поддающуюся более четкой дифференциации по специфическим признакам. Приблизительно одним временем (1709-1710 гг.) определяются этюды с ярко выраженными импровизационными и натурными деталями и обладающие высоким уровнем исполнения («Три рекрута», Париж, частная коллекция; «Три солдата», Париж, частная коллекция) и листы, где художник придерживается жестких изобразительных сухих канонов, не свойственных даже раннему Ватто: фигуры статичные, одинаково сухощавые, поджарые, с однообразным кукольно-миловидным выражением лица, черствая пластика поз, изображение строго в профиль или анфас, с непременным тщательным штудированием деталей обмундирования и оружия. Это «Шесть этюдов солдата, заряжающего ружье» (Кумпер, музей изящных искусств) и «Четыре этюда солдата» (Стокгольм, Национальный музей), где изображены стоя-

щие солдаты в различных позитурах и упражнениях с ружьем, причем на рисунке из Кумпера фигуры нумерованы (от 12 до 17). Фигуры на втором рисунке не нумерованы, но на каждом этюде между фигурами в пределах одного листа существует тематическая связь: на рисунке из Кумпера показана последовательность зарядки ружья, на листе из Стокгольма - упражнения с ружьем. Однако бросающееся в глаза художественное и стилистическое несовершенство и несамостоятельность рисунков из Кумпера и Стокгольма - несколько упрощенная передача форм, отсутствие пластической выразительности, сухая и однообразная линия, мелочность в проработке деталей, жесткая контурность абриса фигуры - свидетельствуют еще о недостатке чисто рисовальных навыков и слабости рисунка раннего Ватто. В этюдах из Кумпера и Стокгольма Ватто не только совершенно не склонен к импровизации, а напротив, придерживается определенной заданной конфигурации расположения, заставляющей предположить существование прототипа.

Специфический характер ранней батальной графики Ватто позволил предположить, что источниками, послужившими моделями военных рисунков художника, стали военные руководства, содержащие гравюры с изображением позитур и упражнений с оружием. Три таких сборника XVIII века были исследованы автором в научной библиотеке Академии Художеств3. Все три сборника обладают почти одинаковой структурой: иллюстрирование основных упражнений с ружьем и позитур для строевой подготовки, и организованы по единым принципам. Основные позитуры, их названия и упражнения с ружьем во всех трех сборниках идентичны между собой и отличаются лишь различной сквозной нумерацией.

Лист Ватто из Стокгольма получился в результате применения излюбленного приема Ватто - контрэпрева (местонахождение оригинала неизвестно), и фигуры расположены на нем в обратном порядке. Для визуализации оригинала рисунка Ватто автором статьи при помощи компьютерной программы с контрэпрэвом была проделана следующая операция: лист из Стокгольма был зеркально перевернут и в результате было получено изображение «оригинала» контрэпрева из Стокгольма. Таким образом, стало совершенно очевидным, что Ватто с точностью описывает не фазы различных упражнений, а показывает одну и ту же позицию «1е §агёе-а-уош» («смирно») с четырех различных точек зрения (анфас, левый и правый профиль, вид сзади). Гравюры № 21, 22, 24, 25 из сборника Бодоне изображают позицию «на караул» в такой же последовательности расположения фигур одна за другой и с четырех углов зрения (анфас, левый и правый профиль, вид сзади). Сопоставление «оригинала» листа Ватто из Стокгольма и четырех гравюр из сборника Бодоне выявило, что оба художника используют чрезвычайно близкие приемы организации изобразительного поля - характерный наклон фигуры назад и ее застылая статуарность, симметричное положение ног, икр и ступней, жесткая посадка головы, невыразительная шаблонность лиц, словно срисованных с одного клише, и пр. Эти специфические особенности свидетельствуют, что и Ватто, и Бодоне придерживаются определенных принципов расположения фигуры на листе, и подобные приемы обычно не свойственны произведениям Ватто.

Фигуры на листе из Кумпера нумерованы от 12 до 17 включительно, и других нумерованных подобным образов этюдов Ватто неизвестно. Однако наличие листа, где нумерация начинается с цифры 12, позволяет предположить, что существовал, по крайней мере, еще лист (или два) с нумерацией до 12. Все фигуры на листе тематически связаны между собой - это серия последовательных движений для зарядки ружья. Фигуры на гравюрах из сборника Бодоне, посвященных зарядке ружья, ориентированы профильно, как и на листе Ватто из Кумпера, причем эта особенность

отмечена также надписью на каждой гравюре («Vu de profil»). Компоновка фигур на листах № 32, 34, 35, 36 и 37 из сборника Бодоне и фигур на листе Ватто, нумерованных 13, 14, 15, 16 и 17, имеет специфические аспекты, аналогичные рассмотренным выше при анализе этюда Ватто из Стокгольма.

Серийность расположения фигур на листе и нумерованность (в случае с листом из Кумпера), постановка тел и расположение рук и ног, сухость трактовки и скованность пластики, однообразная сухая линия карандаша и мелочность проработки деталей стали следствием копирования с оригинала, как мы предполагаем, со сборника военных упражнений первой четверти XVIII века, содержащего гравюры с изображением позитур и упражнений с оружием. Достаточно близкими аналогиями этому учебнику могут быть сборники военных упражнений из научной библиотеки Академии Художеств. Тщательный анализ стилистических и композиционных аспектов военных рисунков Ватто позволил датировать 1707-1708 гг. «Шесть этюдов солдата, заряжающего ружье» (Кумпер, музей изящных искусств) и «Четыре этюда солдата» (Стокгольм, Национальный музей). Выявление круга источников, послуживших оригиналами для самых ранних военных рисунков Ватто, определение их в качестве промежуточных моделей-этапов для первых батальных картин, а также несомненность их влияния на стиль и специфику изобразительного поля, доказанная в процессе исследования, опровергает существующее мнение о непреднамеренном появлении батальной картины в творчестве Ватто.

Примечания

1 Ватто, Антуан. Старинные тексты / Антуан Ватто ; сост., вступ. статья и коммент. Ю. К. Золотова ; пер. Е. А. Гунста. - М., 1971. - С. 46.

2 Tradition. - 1987. - № 1, janvier. - P. 34.

3 1. Exercice de l’infanterie fran9oise dedie a monseigneur le Marechak duc de Biron Pair de France, Commandeur des Ordres du Roi, Colonel des Gardes fran9oises. Copie d’apres l’original in folio execute et presente au Roy par M.de Baudonin, colonel d’infanterie, chevalier de l’Ordre Royal et Militaire de St.Louis et Lieutenant au Regiment des Gardes fran9oises. Paris, MDCCLVII (1757). 2. Exercice de l’infanterie fran9oise dedie a monseigneur le Marechak duc de Biron Pair de France, Commandeur des Ordres du Roi, Colonel des Gardes fran9oises. Copie d’apres l’original in folio execute et presente au Roy par M.de Baudonin, colonel d’infanterie, chevalier de l’Ordre Royal et Militairede St.Louis et Lieutenant au Regiment des Gardes fran9oises. 1759. 3. Gravelot H. Armee fran9oise. Maniement des Armes. S.a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.