Научная статья на тему 'Русские войска в Голландии в 1799 г. : обзор иконографии'

Русские войска в Голландии в 1799 г. : обзор иконографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
841
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ АРМИЯ / ГОЛЛАНДСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР / GENRE BATTLE SCENЕ / THE RUSSIAN ARMY / THE DUTCH EXPEDITION / VISUAL SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рогулин Николай Георгиевич

В статье рассмотрены произведения живописи и графики, на которых представлены русские войска, участвовавшие в Голландской экспедиции 1799 г. Указаны места хранения произведений, показаны возможности использования ресурсов сети Интернет для выявления иконографии событий экспедиции. Основным атрибутирующим признаком, позволяющим выявить русские полки, стало изображение гренадерских шапок, присутствующее на всех произведениях. Это объясняется, с одной стороны, большим числом гренадерских рот, участвовавших в походе, а с другой восприятием подобных головных уборов как определенного анахронизма и экзотики. Однако наличие гренадерских шапок на изображениях позволяет в ряде случаев уточнить атрибуцию рисунков. На основе анализа сюжетов удалось установить, что наиболее значимыми эпизодами, с точки зрения голландских художников, стали захват знамени Таврического гренадерского полка и взятие в плен командующего русским корпусом генерала Германа в ходе первого сражения при Бергене. Изображение знамени Таврического полка, которое до настоящего времени хранится в музее армии в Делфте, постоянно присутствует на гравюрах и картинах. Особое внимание уделено ошибкам в интерпретации произведений, вызванным неправильной атрибуцией военной формы, в частности необоснованному представлению русских как грабителей и насильников. Анализ сюжетов позволил прийти к выводу, что авторы произведений оценивали русский корпус как вспомогательные войска, приведенные англичанами и не имевшие самостоятельного значения в ходе кампании. В приложении помещен аннотированный перечень произведений изобразительного искусства, на которых представлены русские войска в Голландской экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian troops in Holland in 1799: Overview of iconography

The article deals with paintings and drawings, which show the Russian troops who participated in the Dutch expedition of 1799. Places of storage of works are specified, possibilities of use of resources of the Internet for identification of an iconography of events of expedition are shown. The main attributing sign, allowing to identify the Russian shelf, became the image grenadier caps present on all drawings. This is due, on the one hand, a large number of grenadier companies that participated in the campaign, and with another the perception of such headgear, as defined anachronism and exotics. However, existence of grenadier caps on images allows to specify attribution of drawings in some cases. On the basis of the analysis of plots, it was succeeded to establish that capture of a banner of the Tavrichesky grenadier regiment and capture of the Russian commander general Herman during the first battle at Bergen became the most significant episodes from the point of view of the Dutch artists. The image of a banner of Tavrichesky regiment which is stored now in an army museum in Delft, constantly is present on engravings and pictures. The special attention is paid to mistakes in interpretation of the works, caused by the wrong attribution of a military uniform, in particular, unreasonable representation of Russians, as robbers and tyrants. The analysis of images allowed to come to a conclusion that authors of works estimated the Russian troops as the auxiliary armies which were given by British and not having independent value during campaign. In the appendix the annotated list of works of the fine arts on which the Russian armies in the Dutch expedition are presented is placed.

Текст научной работы на тему «Русские войска в Голландии в 1799 г. : обзор иконографии»

«СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И ИСТОРИОГРАФИИ... СПб., 2014»

Н. Г. Рогулин

РУССКИЕ ВОЙСКА В ГОЛЛАНДИИ В 1799 г.

ОБЗОР ИКОНОГРАФИИ

Кратковременное пребывание русских войск в Голландии осенью 1799 г. не принесло славы русскому оружию и не оставило следа в русском изобразительном искусстве. Тем ценнее живописные и графические свидетельства участия русских войск в Голландской экспедиции, созданные европейскими (преимущественно голландскими) мастерами. Они отразили в своих работах все существенные моменты военного противостояния августа — ноября 1799 г. Разумеется, в основном их внимание привлекали англичане, что можно объяснить давним военным соперничеством двух держав, однако и русские войска нередко присутствуют на гравюрах и акварелях.

Сложность изучения изобразительных источников по истории Голландской экспедиции заключается в их полном отсутствии в каталогах отечественных музеев. Однако выявление подобных работ возможно не только по известному труду Ф. Мюллера1 и «Атласу ван Столька»2, но также благодаря помещенным в сети Интернет электронным каталогам музейных и архивных собраний Нидерландов, среди которых собрание Государственного музея в Амстердаме3, база данных «Провинциальный

1 Muller F. De Nederlandsche geschiedenis in platen: Beredeneerde beschrijving van Neder-landsche historieplaten, zinneprenten en historische kaarten. Vol. 3 (jaren 1795 tot 1879). Amsterdam, 1879.

2 Rijn G., van. Atlas van Stolk: Catalogus der historie-, spot-, en zinneprenten betrekkelijk de geschiedenis van Nederland verzameld door A. van Stolk Cz. Vol. 7. Amsterdam, 1906.

3 Rijksmuseum // URL: www.rijksmuseum.nl (дата посещения — 19.06.2013).

атлас» Северо-Голландского архива4, Регионального архива Алькмаара5 и база данных «Атлас ван Столька»6. Существенным подспорьем при выявлении произведений изобразительного искусства служат масштабные проекты, такие как «Europeana»7 или «Memory of the Netherlands»8, объединяющие в себе информацию многих музейных, архивных и библиотечных коллекций.

Атрибутирующими элементами, позволяющими отличить русские войска от английских, являются детали и цвета военного форменного костюма (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Цветовые различия русских пехотных полков, участвовавших в Голландской экспедиции9

Полк Прибор10 Воротник Лацканы Обшлага и погоны Камзол и штаны

Павловский гренадерский полк (Эмме) Зол. Оранжевый Оранжевые Оранжевые Белые

Таврический гренадерский полк (Бенкендорфа) Сер. Оранжевый Оранжевые Оранжевые Белые

Фанагорийский гренадерский полк (Жеребцова) Сер. Желез-ный11 Железные Железные Белые

Белозерский мушкетерский полк (Седморацкого) Сер. Палевый Палевые Палевые Белые

Днепровский мушкетерский полк (Арбенева) Сер. Кофейный Кофейные Кофейные Белые

Тобольский мушкетерский полк (Ферзена) Сер. Светло-голубой Светло-голубые Светло-голубые Белые

4 Provinciale Atlas Noord-Holland // URL: www.provincialeatlas-nh.nl (дата посещения — 19.06.2013).

5 Regional Archief Alkmaar // URL: www.archiefalkmaar.nl (дата посещения — 17.06.2013).

6 Atlas van Stolk Collection // URL: http://collectie.atlasvanstolk.nl/welkom_gb. asp (дата посещения — 21.06.2013).

7 Europeana // URL: www.europeana.eu/portal/(дата посещения — 17.06.2013).

8 Memory of the Netherlands // URL: www.geheugenvannederland.nl/?/en/homepage (дата посещения — 19.06.2013).

9 Составлено по: Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению. 2-е изд. СПб., 1900. Ч. 7. С. 70-74, 77, 78, 80, 81, 85, 87, 89, 90, 92, 95; Звегинцов В. В. Русская армия. Париж, 1970. Ч. 3. 1796-1800. С. 27-31, 33.

10 Зол. — золотой; сер. — серебряный.

11 Разновидность синего цвета.

Окончание табл. 1

Полк Прибор10 Воротник Лацканы Обшлага и погоны Камзол и штаны

Сводный гренадерский батальон Огарева, роты: Козловского мушкетер-ского полка Сер. Розовый Розовые Розовые Белые

Шлиссель-бургского мушкетер-ского полка Сер. Верде- помо-вый12 Верде-помовые Верде-помовые Белые

Сводный гренадерский батальон Осипова, роты: Софийского мушкетер-ского полка Зол. Красный Красные Красные Белые

Чернигов-ского мушкетер-ского полка Зол. — — Розовые Белые

Сводный гренадерский батальон Штрика, роты: Тавриче-ского гренадер-ского полка Сер. Оранжевые Оранжевые Оранжевые Белые

Санкт-Петербургского гренадерского полка Сер. Розовый — Розовые Палевые

Сводный гренадерский батальон Эриксона, роты: Елецкого мушкетер-ского полка Зол. Малиновые Малиновые Малиновые Белые

Мушкетер- ского графа Эльмпта полка (б. Архарова) Сер. Светло-розовый Светло-розо-вые Светло-розовые Белые

Таблица 2

Полк Задник грен. и фуз. шапки Околыш Обшивка шапки

Павловский гренадерский полк (Эмме) Оранжевый Темно-зеленый Желто-черная

Таврический гренадерский полк (Бенкендорфа) Оранжевый Темно-зеленый Желто-черная

Фанагорийский гренадерский полк (Жеребцова) Светло-железный Темно-зеленый Желто-черная

Белозерский мушкетерский полк (Седморацкого) Палевый Темно-зеленый Желто-черная

12 Светло-зеленый (цвет незрелых яблок). 110

Окончание табл. 2

Полк Задник грен. и фуз. шапки Околыш Обшивка шапки

Днепровский мушкетерский полк (Арбенева) Кофейный Темно-зеленый Желто-черная

Тобольский мушкетерский полк (Ферзена) Светло-голубой Темно-зеленый Желто-черная

Сводный гренадерский батальон Огарева, роты: Козловского мушкетерского полка Розовый Темно-зеленый Желто-черная

Вердепомовый Вердепомовый Темно-зеленый Желто-черная

Сводный гренадерский батальон Осипова, роты: Софийского мушкетерского полка Красный Темно-зеленый Желто-черная

Черниговского мушкетерского полка Розовый Темно-зеленый Желто-черная

Сводный гренадер-ский батальон Штрика, роты: Таврического гренадерского полка Оранжевый Темно-зеленый Желто-черная

Санкт- Петербургского гренадерского полка Розовый Палевый Желто-черная

Сводный гренадерский батальон Эриксона, роты: Елецкого мушкетерского полка Малиновый Темно-зеленый Желто-черная

Мушкетерского графа Эльмпта полка (б. Архарова) Светло-розовый Светло-розовый Бело-черная

Из всех работ, где изображены русские солдаты, цвет присутствует лишь на трети, остальные представляют собой черно-белые гравюры и офорты, либо рисунки, выполненные в технике размывки тушью.

Следует сразу оговориться, что цвета прикладного сукна русских военных мундиров на рисунках нельзя с полной уверенностью соотносить с конкретными воинскими частями, и некоторые цветовые оттенки порождают вопросы.

Относительно точным представляется только раскрашенный офорт по рисунку Яна Антония Лангендейка «Английский гвардеец и русский

гренадер» из собрания Legermuseum в Делфте. На нем представлен гренадер в зеленом кафтане, белом камзоле и панталонах. Прикладное сукно может рассматриваться как розовое. Задник и околыш гренадерской шапки также розового цвета. Подобное сочетание имелось только у гренадерской роты мушкетерского полка графа Эльмпта, входившей в состав сводного гренадерского батальона Эриксона.

На экземпляре этого офорта из собрания Государственного музея (Rijksmuseum) в Амстердаме цвета более интенсивные, так что розовый цвет воспринимается как малиновый.

На акварельном рисунке 1799 г. «Нашествие русских и англичан 1799, британские военнопленные, доставленные в Харлем» («Inval der Russen en Engelschen, 1799, Engelsche krijgsgevangenen te Haarlem binnengebrach») из собрания Архива Северной Голландии (№ 53-001376 K) наряду с англичанином и шотландцем изображен русский солдат в зеленом кафтане со светло-синими лацканами, погонами и воротником. Его можно было бы посчитать рядовым Тобольского мушкетерского полка, имевшего прикладное сукно светло-голубого цвета. Однако ряд деталей вызывает сомнение. Отвороты кафтана, которые должны быть красными во всех пехотных полках, в данном случае одного цвета с лацканами и воротником. Солдат одет в темно-зеленые панталоны, которых не было в русской армии, и такие же чулки. На голове нечто среднее между фузелерной и гренадерской шапками с фиолетовым задником и темно-зеленым околышем.

Такие же несоответствия видны на трех рисунках, исполненных гуашью в 1800 г. Я. А. Лангендейком и представленных на сайте Библиотеки Брауновского университета в США13:

— «Russen» («Русские»)14

— «Kozakken» («Казаки»)15

— «Russisch vaandel en Hollandsch» («Русское знамя и голландцы»)16.

На рисунке «Русские» представлены два солдата гренадерского полка, один в гренадерской шапке, второй — в некоем подобии фузелерной. У обоих на кафтанах красные лацканы, воротники и обшлага. Задник

13 Brown Univercity Library // URL: http://library.brown.edu (дата посещения — 30.05.2013).

14 Ibid // URL: http://library.brown.edu/find/Record/dc1287540337921875/.

15 Ibid // URL: http://library.brown.edu/find/Record/dc1287540398875000/.

16 Ibid // URL: http://library.brown.edu/find/Record/dc1287540277140625/.

шапки также красного цвета. Среди гренадерских частей только рота Софийского мушкетерского полка, входившая в сводный гренадерский батальон Осипова, имела красные обшлага, лацканы и воротник, но околыш шапки у нее был темно-зеленым.

Возможно, художник показал красный цвет вместо оранжевого, присутствовавшего на мундирах Таврического гренадерского полка.

Табельные цвета далеко не всегда выдерживались на практике, и даже роты одного полка могли различаться оттенками лацканов и воротников.

Н. А. Саблуков в своих «Записках» описывает гнев Павла I, вызванный именно расхождением в оттенках приборного сукна.

«Между тем в известный день войска должны были явиться в Гатчину на маневры, и оказалось необходимым приобрести значительное количество этого сукна в кусках. При этом произошла такая спешка, что комиссариатский департамент не имел времени подобрать для каждой бригады и дивизии сукно одного только оттенка, вследствие чего во многих полках оказалось некоторое различие в цвете мундиров.

Император немедленно заметил этот недостаток, чрезвычайно разгневался и тут же, приложив к одному из образцов сукна собственноручную печать, велел послать мануфактур-коллегии рескрипт, в котором повелевалось, чтобы впредь все казенные фабрики изготовляли сукно точно такого цвета, как этот образчик. Мой отец был в это время вице-президентом мануфактур-коллегии и в действительности заправлял всеми делами этого ведомства, так как президент ее, князь Юсупов, никогда ничего не делал. Зная моего отца, император приказал президенту военной коллегии, генерал-лейтенанту Ламбу, поручить это дело особому его вниманию. В виду этого, отец мой немедленно же написал всем казенным фабрикам циркуляр, в котором сообщал волю государя и требовал немедленного ответа.

Ответы были получены почти одновременно и все единогласно подтверждали, что, благодаря свойству самой краски, крашеное сукно, в кусках, невозможно изготовить совершенно однородного цвета. Об этом отец мой, с своей стороны, уведомил генерал-лейтенанта Ламба»17.

17 Саблуков Н. А. Записки Н. А. Саблукова/Пер. С. А. Рачинского, предисл К. Военского // Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. 2-е изд. СПб., 1908. С. 1-105.

Однако несовпадение цветов приборных сукон и неточно изображенные головные уборы говорят о том, что, вероятнее всего, художники изображали солдат по памяти, а не с натуры.

При этом удивительным сходством (за редкими исключениями) отличается изображение и расцветка русского знамени на гравюрах и акварелях. Прототип лучше всего виден на рисунке Я. А. Лангендейка «Русское знамя и голландцы». Цвета полотнища — «крест кофейный с желтым пополам, углы белые»18 — безошибочно указывают на ротное знамя Таврического гренадерского полка, называвшегося до 13 сентября 1799 г. «гренадерским генерал-майора Бенкендорфа», а после этого — «гренадерским генерал-майора Завалишина».

На рисунке можно заметить некоторые несоответствия с установлениями русской армии этого времени: древко знамени имеет не палевый, а кофейный цвет, поясной шарф офицера красный, а не серебряный с черным и желтым шелком (красные шарфы характерны для английской армии), лацканы на мундире офицера красные, а не оранжевые. Вероятно, художник имел перед глазами только само полотнище, а остальное домысливал.

В сражении при Бергене 19 сентября русскими войсками были потеряны два ротных знамени Таврического гренадерского и Днепровского мушкетерского полка. Потеря знамени, хотя бы и ротного, которых в полку было девять, считалась серьезнейшим проступком, и 24 октября 1799 г. в указе Павла I предписывалось: «Полк же Таврический генерал-майора Завалишина, потеряв знамя, оное ему не возвращается»19.

Таврический полк потерял свое знамя, отбивая ожесточенную атаку неприятеля, причем подпрапорщик Щегловитов, видя невозможность спасти знамя, по приказанию бывшего при знаменах прапорщика Багговута, обмотал полотнище вокруг тела. Оба офицера погибли в сражении.

Узнав подробности потери знамени, Павел I отдал 8 февраля 1800 г. следующий приказ: «Полк же гренадерский генерал-майора Завалишина не только не потерпит ничего за потерю знамени, но даже в уважение оказанного им отличия взятием знамени у французов награжден будет новым, на котором написан подвиг, заслуживающий сие отличие, по за-

18 Историческое описание одежды и вооружения... Ч. 9. С. 43.

19 Цит. по: Урбан И. Э. Краткая история 6-го гренадерского Таврического Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича полка. Тула, 1890. С. 23.

веденному Мною обычаю давать сие тем полкам, которые в сражении отобьют неприятельское знамя»20.

6 ноября 1800 г. последовало распоряжение императора: «.. .исключенный из списков в числе убитых в Голландии Гренадерского Таврического полка прапорщик Багговут, который на месте сражения поднят замертво, обернутый в знамя, производится в подпоручики и определяется в Лейб-гвардии Преображенский Его Величества полк»21. Только 20 мая 1805 г. поручик Багговут был исключен из списков.

Полотнище ротного знамени Таврического полка в настоящее время хранится в Legermuseum в Делфте, его изображение представлено на сайте музея22.

Захват этого знамени помещен в центр композиции гравюры «De bataille van Bergen den 19 september 1799» (Сражение при Бергене 19 сентября 1799), исполненной в 1805 г. К. Брувером по рисунку с натуры Я. А. Лангендейка.

Изображение знамени Таврического полка присутствует и на картине Арнольдуса Ламме «De Slag bij Castricum»23 (Битва при Кастрикуме), где в центре среди английских пехотинцев и кавалеристов помещен русский гренадер, отстреливающийся от французов из пистолета. Включение в композицию захваченного за три недели до изображаемого события русского знамени придает совершенную нереальность сюжету.

Изучая работы голландских художников, можно сразу выделить один примечательный момент: на подавляющем большинстве работ, на которых появляются русские войска, непременно присутствует один характерный элемент их обмундирования — гренадерские шапки. Именно эта деталь позволяет безошибочно выделить русские части. Возможно, интерес художников определялся тем, что во французской и голландской армиях подобные головные уборы уже не использовались, и их воспринимали как некую экзотическую деталь.

С другой стороны, гренадеры могли просто чаще попадаться на глаза, так как их было больше, чем мушкетеров. В составе русского экспеди-

20 Там же.

21 Урбан И. Э. Краткая история. С. 24.

22 Compagniesvlag van het Russische regiment grenadiers Van Benckendorff // URL: www.collectie.legermuseum.nl/strategion/strategion/i003971.html (дата посещения — 08.06.2013).

23 Lijstenatelier Andre Weda // URL: http://andreweda.nl/portfolio (дата посещения — 10.06.2013).

ционного корпуса было три гренадерских полка, четыре сводных гренадерских батальона, по две роты в каждом, и три мушкетерских полка. Каждый гренадерский и каждый мушкетерский полк состояли из двух батальонов, а батальоны: гренадерский — из шести гренадерских, мушкетерский — из одной гренадерской и пяти мушкетерских рот. Таким образом, на 30 мушкетерских рот приходилось 50 гренадерских.

Устойчивая повторяемость изображений гренадерских шапок позволяет в некоторых случаях уточнить сюжет произведения. В качестве примера можно привести две недатированные акварели Д. Лангендейка, находящиеся в собрании Metropolitan Museum и представленные на сайте музея24. Акварели названы «Battle Scene with Church at left» и «Battle Scene with Church at right» («Батальная сцена с церковью слева» и «Батальная сцена с церковью справа») и имеют номера 1970.270.1 и 1970.270.2 соответственно. На обеих акварелях видны солдаты в гренадерских шапках, причем на первой в центре вдали помещен строй со знаменем, на котором можно различить крест, что характерно именно для русских знамен этого периода. Наличие русских солдат на акварелях позволяет с уверенностью отнести их сюжеты к Голландской экспедиции 1799 г., а изучение изображения церкви на первой акварели позволяет атрибутировать ее как сцену сражения при Бергене 19 сентября 1799 г.

Вторая акварель не позволяет точно указать место действия, т. к. здание церкви не идентифицируется ни с одним из мест, где проходили столкновения (Кастрикум, Алькмаар, Схорль). Зато на ней вновь изображено знамя Таврического гренадерского полка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русские солдаты в гренадерских шапках, правда уже в качестве стаф-фажных фигур, присутствуют на иллюстрациях «Bergen» и «Egmont op den Hoef», исполненных Хетхом к книге Э. Уэлша25.

В общей сложности можно насчитать более 30 работ, на которых так или иначе представлены русские войска (аннотированный указатель произведений, на которых изображены русские войска, помещен в Приложении). Среди них на первое место по количеству выходят два сюжета: сражение при Бергене и эвакуация англо-русских войск.

24 The Metropolitan Museum of Art // URL: www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/90018248 (дата посещения — 27.05.2013).

25 Walsh E. A narrative of the expedition to Holland in the autumn of the year 1799. London, 1800.

Сражение при Бергене 8/19 сентября 1799 г. не только закончилось поражением союзников, но для русского корпуса обернулось потерей командующего корпусом генерала И. И. Германа и смертью его заместителя генерал-лейтенанта М. А. Жеребцова. Русские войска потеряли до 1800 человек убитыми и пропавшими без вести, 1275 солдат и офицеров были ранены, в руках победителей остались два знамени и 12 орудий. Правда, при этом русские взяли в качестве трофеев 2 французских знамени26.

Одним из первых изображений сражения при Бергене, по-видимому, можно считать гравюру неизвестного художника «Slag by Bergen 19 September 1799», входящую в серию из пяти гравюр, посвященных англо-русскому вторжению в Голландию27.

Художники, обращавшиеся к теме сражения при Бергене, помимо захвата знамени Таврического полка выделяли взятие в плен командующего русским корпусом генерала И. И. Германа. Этот сюжет представлен на гравюре, исполненной Я. Э. Маркусом по рисунку Д. Лангендейка в 1804 г.28 Как единственное изображение генерала она, равно как и сохранившиеся подготовительные рисунки Д. Лангендейка, важна для иконографии И. И. Германа — художник мог видеть пленного генерала.

Следует отметить одну деталь, конкретизирующую событие: и на рисунке, и на гравюре на полотнище французского знамени четко просматривается номер полубригады — «42».

Этот же сюжет — взятие в плен И. И. Германа — находится в центре композиции гравюры Р. Винкелеса по рисунку Д. Лангендейка «Сражение при Бергене 19 сентября 1799 г.». При этом на гравюре присутствует и захват знамени, таким образом, оба события совмещены и во времени, и в пространстве, что придает нереальность событию. В собрании Северо-Голландского архива имеется раскрашенный вариант этой гравюры, но на нем совершенно фантастические цвета мундиров и знамени.

26 Милютин Д. А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. 2-е изд. СПб., 1857. Т. 2. С. 389.

27 Серия включает в себя следующие гравюры: «Landing der Engelsche en Russische troepen in augustus 1799» (Высадка английских и русских войск в августе 1799), «Slag by Bergen, 19 September 1799» (Битва при Бергене 19 сентября 1799), «Slag by Castricum, 6 October 1799» (Битва при Кастрикуме 6 октября 1799), «Het sluiten eener Capitulatie, waar by den Vijand een vrijen Aftogt naar zijn Land werd toegestaan» (Заключение капитуляции, по которой неприятелю разрешено отправиться назад), «Aftogt der Engelsche en Russen troepen in November 1799» (Отступление англичан и русских в ноябре 1799 г.).

28 Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886. Т. 1. Стб. 561.

На батальных гравюрах и акварелях русские войска представлены вспомогательными, они, как правило, находятся на втором плане (за исключением сюжетов с захватом знамени). В произведениях бытового жанра прослеживается отношение к русским как к «варварам». Это заметно в уже упоминавшихся рисунках Я. А. Лангендейка, объединенных в альбом «Onderscheide Gevapende Burger en Militaire Uniformen» («Униформа различных вооруженных граждан и военных»). Из 25 иллюстраций, относящихся ко времени экспедиции, русским и англичанам посвящены по три работы. Но если англичане на рисунках либо просто беседуют («Engelsche gardes» и «Bergschotten»), либо греются у костра («Engelschen»), то изображения русских несут определенный подтекст. Казак, стоящий у костра, обгладывает огромную кость, а бородатые пехотинцы возле разбитого деревенского дома явно делят награбленное добро.

Еще одна гравюра, представляющая русских в виде грабителей и убийц, — иллюстрация неизвестного художника «Wreedheden der Russen te Schoorl» («Жестокость русских в Схорле») из книги «Kronijk van de landing der Engelschen en Russen armee, of Almanach van 1800». Интересно, что изображенные на ней русские скорее напоминают пиратов XVII в. в шляпах, коротких куртках и ботфортах. Усиливает сходство и оружие бесчинствующих солдат: только у одного из них в руках ружье со штыком, остальные вооружены саблями и пистолетами.

Подобное изображение очень напоминает карикатуру Дж. Джилрея на А. В. Суворова, опубликованную 23 мая 1799 г.29 На ней фельдмаршал также представлен в короткой отделанной мехом куртке, подбитом мехом плаще и коротких сапогах с меховой оторочкой.

Такими же представлены русские и на гравюре «Эвакуация англорусских войск из Голландии 2 вандемьера VIII года», исполненной во Франции по рисунку Тома Шарля Ноде. На солдатах красные шапки с меховой оторочкой, красные рубахи, зеленые куртки с меховой отделкой, серо-голубые рейтузы и черные ботфорты.

Стереотип восприятия русских как варваров и грабителей проявился в атрибуции офорта И. Бемме по рисунку Д. Лангендейка, находящегося в собрании Регионального архива Алькмаара. В базе данных он помещен под названием «Plundering van een dorp (vermoedelijk Schoorl) door Russische militairen» («Разграбление деревни (предположительно

29 George M. D. Catalogue of political and personal satires, preserved in the department of prints and drawings in the British Museum. [London], 1942. Vol. 7. 1793-1800. P. 554.

Схорль) русскими солдатами»). С этой атрибуцией офорт был воспроизведен в «Атласе англо-русского вторжения в 1799 г.»30 Единственное, что якобы относит грабящих деревню солдат к русской армии — условное изображение двуглавого орла на знамени. При этом все детали мундиров и головные уборы недвусмысленно указывают на принадлежность их обладателей к английской армии.

Еще одним примером неверной атрибуции служит рисунок, исполненный Д. Лангендейком в 1804 г. и находящийся в коллекции Государственного музея в Амстердаме (№ RP-T-1900-A-4380). В музейном собрании он числится под название м «Kamp van het Russisch leger te Callantsoog in 1799» («Лагерь русских войск в Калантсуге в 1799 г.»). Мало того что на нем изображены солдаты в характерных для английской армии этого периода кафтанах и головных уборах, так еще и на мачте оптического телеграфа отчетливо различим английский флаг.

В целом изображения на гравюрах и рисунках, созданных сразу после окончания Голландской экспедиции, дают любопытный материал для оценки отношения к русским войскам со стороны голландцев. Можно сказать, что их воспринимали как некое вспомогательное варварское войско, приведенное англичанами, ничем не отличившееся и не имевшее самостоятельного значения в ходе кампании.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Указатель произведений изобразительного искусства, посвященных Голландской экспедиции 1799 г., с изображением русских военных

Список составлен в хронологической последовательности событий. Названия приведены в русском переводе. При отсутствии авторского, название, присвоенное хранилищем, приводится в квадратных скобках с переводом на русский язык, а в остальных случаях — в квадратных скобках на русском языке.

Для рисунков и раскрашенных экземпляров гравюр и офортов указаны их инвентарные номера.

Для всех работ указаны автор, название, дата создания, материал и техника, размеры изображения, место хранения (кроме нераскрашен-ных гравюр и офортов).

30 De atlas van de Engels-Russische invasie in 1799/samenst. en teksten. Zaltbommel, 1999.

В случае, если произведение учтено в указателе Ф. Мюллера31 и в «Атласе ван Столька»32, приводятся ссылки на номера в каталогах

1. Неизвестный художник. 1800. Битва при Бергене 19 сентября 1799 г.

Из серии, посвященной англо-русскому вторжению в Голландию. Гравюра. 8,4 х 11,8 см. Muller, № 5229 а (2).

Перестрелка французских войск (слева) и союзных войск (справа). Русские солдаты изображены в гренадерских шапках. На переднем плане слева — два стоящих офицера, справа — англичанин и русский, поднимающие раненого. На заднем — плане здание церкви. Под изображением: «Slag by Bergen 19 September 1799». В собрании Noord-Hollands Archief имеется экземпляр, раскрашенный акварелью (№ 480_0325). Французы изображены в синих мундирах, англичане — в красных, русские — в зеленых (хотя фланговые гренадеры так же, как и англичане, изображены в красных мундирах) и желтых гренадерских шапках.

В собрании Regionaal Archief Alkmaar также раскрашенный акварелью экземпляр (№ PR 1002569), на котором французы изображены в синих мундирах, англичане — в зеленых, русские — в красных.

2. Дирк Лангендейк. 1800.

[Взятие в плен генерала Германа. Эскиз].

Б., акварель, карандаш.

Regionaal Archief Alkmaar. № PR 1001504.

Набросок, частично раскрашенный акварелью. На втором плане в центре — группа французских солдат, окружившая лежащего на земле генерала Жеребцова, левее — французские солдаты уводят генерала Германа.

31 MullerF. De Nederlandsche geschiedenis in platen: Beredeneerde beschrijving van Nederlandsche historieplaten, zinneprenten en historische kaarten. Vol. 3 (jaren 1795 tot 1879). Amsterdam, 1879.

32 Rijn G., van. Atlas van Stolk: Catalogus der historie-, spot-, en zinneprenten betrekkelijk de geschiedenis van Nederland verzameld door A. van Stolk Cz. Vol. 7. Amsterdam, 1906.

3. Дирк Лангендейк. 1801.

[Взятие в плен русского главнокомандующего Германа в сражении при Бергене в Северной Голландии 19 сентября 1799 г.] Б., акварель. 52 х 71,7 см. Noord-Hollands Archief. № 480_0563-1.

Слева — строй французов со знаменем 42-й полубригады. В центре — упавший с лошади генерал Жеребцов (?) закрывается саблей от французских пехотинцев с ружьями наперевес. Справа — убегающий русский солдат и офицер. На втором плане в центре — генерал Герман на лошади, окруженный французскими пехотинцами.

В правом нижнем углу подпись: «Dirk Langendyk delin. et Fecit».

4. Якоб-Эрнст Маркус по рис. Дирка Лангендейка. 1804. Взятие в плен русского главнокомандующего Германа в сражении при Бергене в Северной Голландии 19 сентября 1799 г. Гравюра резцом. 51 х 81 см.

Atlas van Stolk, № 5448. Muller, № 5550.

Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб.: Типография Академии Наук, 1886. Т. 1. Стб. 561.

Изображение аналогично предыдущему.

Под изображением подписи — слева: «D. Langendijk inv. et del.»; в центре: «J. Groenewoud Jansz, excud.»; справа: «J. E. Marcus, sculp.». Ниже подписей — название в две строки: «Het gevangen neemen van den Russischen Generaal en Chef Herman, in het Bosch te Bergen in // Noordholland, op den 19e September van het Jaar 1799».

5. Питер Герардус ван Ос.

Сражение при Бергене 19 сентября 1799 г. Офорт. 33,7 х 46,0 см. Muller, № 5549.

Площадь в Бергене, на заднем плане — церковь со следами разрушений, справа — трактир «Jager» («Охотник»). В центре — русские гренадеры отражают атаку французских драгун, справа атакует французская пехота.

Под изображением в центре подпись «Bataille bij Bergen den 19 September 1799», справа — «P. G. van Os inv. & fecit».

В собрании библиотеки университета Лейдена (Universiteitsbibliotheek Leiden, № P338N098) имеется пробный оттиск без подписи.

В собрании Северо-Голландского архива (Noord-Hollands Archief, № 480_0565) имеется экземпляр, раскрашенный акварелью. Русские пехотинцы в зеленых кафтанах с синими отворотами и гренадерских шапках с красными задниками. Полотнища знамен желтые с черными двуглавыми орлами.

6. Корнелис Брувер по рис. с натуры Яна Антония Лангендейка. 1799-1803.

Сражение при Бергене 19 сентября 1799 г. Гравюра резцом. 26,1 х 34,3 см. Muller, № 5530 (1).

Площадь в Бергене, на заднем плане — здание церкви. В центре — схватка русских гренадер и французских пехотинцев за знамя Таврического гренадерского полка.

Под изображением подписи — слева: «J. A. Langendyk, ad viv. delin.»; справа: «C. Brouwer, Sculp.». Ниже по центру название в две строки: «De Battaille // van BERGEN den 19 September 1799», под названием в центре: «J. Groenewoud, excudit.».

7. Райнер Винкелес по рис. Дирка Лангендейка. Ок. 1800. Сражение при Бергене 19 сентября 1799 г.

Гравюра резцом. 22,1 х 28,7 см. Muller, № 5228 (3).

Дорога на склоне дюны, заполненная войсками. В центре, на поляне, окруженной деревьями, группа французских солдат берет в плен генерала Германа, левее — французский пехотинец и барабанщик отнимают знамя Таврического гренадерского полка у русского знаменосца. Справа — пленный русский офицер в окружении французов.

Под изображением подписи — слева: «D. Langendyk delin.»; в центре: «F. Bohn. excudit.»; справа: «R. Vinkeles, sculp.». Ниже подписей название в две строки: «BATAILLE VAN BERGEN. // Op den 19 September 1799.».

В собрании Северо-Голландского архива (Noord-Hollands Archief, № 480_0369) имеется экземпляр, раскрашенный акварелью. Французские войска в синих мундирах, русские — в красных кафтанах и синих гренадерских шапках. Знамя желтое с синим крестом.

8. Людвиг Готлиб Портман по рис. Виллема Кока. 1800. Памятник Отечеству. На окончание 1799 года. Гравюра резцом. 30 х 42 см.

Atlas van Stolk, № 5475. Muller, № 5566.

Занавес, обрамленный по бокам колоннами и жертвенниками, а сверху — фронтоном с барельефами, и увенчанный трофеями, фанфарами и шлемом. На занавесе помещены пять овальных и одно серповидное изображение в два ряда. Верхний ряд слева направо: «Het landen den Engelschen 27 Augustus 1799»; «Slag by Castricum 6 October 1799»; «Overgave van 's Lands Vloot 30 Augustus 1799». Нижний ряд слева направо: «Omhakken der Vryheidsboom te Alkmaar»; «Slag by Bergen 19 September 1799»; «Capitulatie en aftocht der Engelschen». В средней части основания под занавесом табличка с надписью в две строки «MONUMENT VOOR 'T VADERLAND // Op het einde van 't Jaar 1799».

Под изображением подписи — слева: «W. Kok, inv. et del.»; в центре: «Vitgegeven te Amsterdam by E. Maaskamp, in de Kalverstraat in't Jaar 1800»; справа: «L. Portman, sculp.».

На серповидном изображении с названием «Slag by Bergen 19 September 1799» в центре — упавший русский, на которого замахнулся саблей солдат, за ним кавалерист, рубящий саблей пехотинца, левее — схватка за знамя.

9. Хетх по рис. Эдуарда Уэлша. 1800. Берген.

Бумага, офорт. 15 х 23 см.

Иллюстрация из книги E. Walsh. A narrative of the expedition to Holland in the autumn of the year 1799. London. 1800.

Площадь в городе, на заднем плане — здание церкви. Вдоль церкви идут шеренги русских солдат в гренадерских шапках, передняя шеренга стреляет. На переднем плане — бивуак казаков.

Под изображением подписи — слева: «E. Walsh del.», справа: «Heath sculp.» В центре подпись «Bergen» и ниже: «Published as the Act directs March 27, 1800, by Q. Q. & J. Robinson. Paternoster Row.».

10. Корнелис Брувер по рис. c натуры Дирка Лангендейка. 1800. Атака французами и голландцами англичан и русских при Схорле 2 октября 1799 г.

Гравюра резцом. 20,9 х 28,3 см. Atlas van Stolk, M 5450. Muller, M 5530 (2).

Деревенская улица, слева — здание церкви. Франко-голландская пехота (слева) атакует английскую пехоту (справа). В центре на втором плане — группа русских гренадер.

Под изображением подписи — слева: «D. Langendyk, ad viv. delin.»; справа: «C. Brouwer, Sculp.». Ниже по центру название в две строки: «Attaque // Der FRANSCHE EN BATAAVEN Tegens den ENGELSCHE EN RUSSEN, by SCHOORL», под названием в центре: «J. Groenewoud, excudit.».

11. Арнольдус Ламме. Первая половина XIX в. [De Slag bij Castricum] (Битва при Кастрикуме). холст, масло.

Городское собрание г. Кастрикум.

Сражение в окрестностях города. В центре — французские драгуны и гусары атакуют трех английских кавалеристов. Справа от кавалеристов — стоящий на коленях русский гренадер со знаменем Таврического гренадерского полка отстреливается из пистолета от французского гусара.

12. Корнелис Брувер по рис. с натуры Яна Антония Лангендейка. 1803. Бой между Кастрикумом и Бевервейком 6 октября 1799 г.

Гравюра резцом. 20,5 х 28,4 см. Muller, M 5530 (4).

Французская конница атакует колонну русских гренадер. Под изображением подписи — слева: «J. A. Langendyk, ad viv. delin.»; справа: «C. Brouwer, Sculp.». Ниже по центру название в две строки: «Gevecht // Tussen Castricum en Beverwijk den 6 October 1799», под названием в центре: «J. Groenewoud, excudit.».

На раскрашенном экземпляре из собрания Северо-Голландского архива (Noord-Hollands Archief, № 480_0454) русские изображены в синих кафтанах с желтыми отворотами фалд.

13. Райнер Винкелес по рис. Дирка Лангендейка. Ок. 1800. Бой при Кастрикуме 6 октября 1799 г.

Гравюра резцом. 21,8 х 27,8 см. Atlas van Stolk, №5466-V. Muller, № 5228 а (5).

Склон холма в окрестностях города, по которому движется атакующая французская конница и пехота. Слева, в группе всадников, французский генерал. Справа, в отдалении, строй русской пехоты со знаменем и атакующие казаки.

Под изображением подписи — слева: «Dirk Langendyk delin.»; в центре: «F. Bohn. excudit.»; справа: «R. Vinkeles, sculp.». Ниже подписей название в две строки: «GEVECHT BY CASTRICUM // Op den 6 October 1799».

14. Неизвестный гравер. 1800. Зверства русских в Схорле. Гравюра.

Regionaal Archief Alkmaar, № PR 1001513.

Atlas van Stolk, 5452.

Иллюстрация из книги «Kronijk van de landing der Engelschen en Russen armee, of Almanach van 1800».

Разграбление деревни 6 октября 1799 г. Улица с горящими домами и церковью. На переднем плане — солдаты в широкополых шляпах, коротких куртках и штанах, заправленных в ботфорты, убивают мирных жителей.

Под изображением подпись: «WREEDHEDEN DER RUSSEN TE SCHOORL».

15. Иоган Кристиан Бендорп 1804 по рис. Дирка. Лангендейка 1802. [Troepen in de duinen op weg naar hun kampement]

(Войска в дюнах на пути к лагерю). Гравюра резцом.

Regionaal Archief Alkmaar, № PR 1001499.

По дороге, поднимающейся по склонам дюн, английские солдаты гонят коров и коз. В правом углу изображения — группа русских казаков готовится разделывать коровью тушу.

Под изображением подписи — слева: «Dirk Langendyk delin. 1802»; справа: «J. C. Bendorp sculp. 1804».

16. Дирк Лангендейк. 1801.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Aftocht der Engelschen en Russen uit Noord-Holland] (Отступление англичан и русских из Северной Голландии). Б., акварель.

Atlas Van Stolk, Rotterdam. № 19303. Atlas van Stolk M 5462 (2).

Побережье в районе Гельдера. Слева — здание гостиницы «Het wapen van Haarlem» («Герб Гаарлема»), от которой отходит строй английских солдат, направляющийся к шлюпкам, на втором плане — корабли. На переднем плане слева движется группа русских гренадер под командованием двух офицеров, в центре на камнях сидят три русских солдата и казак.

В левом нижнем углу подпись: «Dirk Langendyk, 1801».

17. Дирк Лангендейк. 1801.

[Het vertrek der Engelse en Russische troepen uit Den Helder in 1799] (Уход английских и русских войск из Гельдера в 1799 г.). Б., тушь, акварель. 23,5 х 36,6 см. Teyler's museum, Haarlem. № X 030.

Побережье в районе Гельдера. Слева — здание гостиницы «Het wapen van Haarlem» («Герб Гаарлема»), от которой отходит строй английских солдат, направляющийся к шлюпкам, на втором плане — корабли. На переднем плане слева движется группа русских гренадер под командованием офицера, в центре на камнях сидят солдат и гренадер, еще один гренадер полулежит на земле, а стоящий казак сворачивает скатку.

18. Иоханнес Бемме по рис. Дирка Лангендейка. 1799-1801. [Отступление англичан и русских из Северной Голландии]. Б., офорт. 26,1 х 38 см.

Muller, №. 5559.

Изображение аналогично предыдущему. Под изображением подпись: «Dirk Langendyk ad v. del. e. fec».

В собрании Государственного музея в Амстердаме имеется первый оттиск офорта (Rijksmuseum, Amsterdam. № RP-P-1908-2473). Изображение аналогично предыдущему, но фигуры двух идущих гренадер не завершены. Под изображением подписи: «Dirk Langendyk ad vivum fecit» и ниже: «Eerste druk».

19. Райнер Винкелес по рис. с натуры Дирка Лангендейка. Ок. 1800. Отступление англичан и русских из Гельдера 29 ноября 1799 г. Гравюра резцом. 15 х 18,9 см.

Atlas van Stolk, №5466-VI c. Muller, № 5228 (6).

Невысокий холм, с которого к морю спускаются английские войска. Слева — корабли на рейде и отходящие шлюпки, справа — здание гостиницы «Het wapen van Haarlem» («Герб Гаарлема»). На переднем плане справа четверо англичан укладывают мешки в походный ящик с гербом, в центре — готовящиеся к отправке солдаты и строй русских гренадер, направляющийся к шлюпкам.

Под изображением подписи — слева: «D. Langendijk, ad viv. del.»; в центре: «F. Bohn, Excud.»; справа: «R. Vinkeles, sculp.». Ниже в две строки: «AFTOCHT DER ENGELSCHEN EN RUSSEN VAN DE HELDER // op den 29 November 1799».

20. Райнер Винкелес. Ок. 1800. Отступление англичан. Гравюра резцом.

Muller, № 5533 а.

На переднем плане — английский офицер, сидящий на походном ящике, рядом с ним женщина в платье и капоре, перед ним солдат поднимает с земли бочонок. Слева — русские гренадеры, идущие к зданию гостиницы «Het wapen van Haarlem» («Герб Гаарлема»). На заднем плане — корабли на рейде.

Под изображением подпись: «R. Vinkeles, del. et sculp.», ниже: «DE AFTOGT DER ENGELSCHEN».

Иллюстрация из издания J. Wagenaar «Vaderlandsche historie (vervolg)». 1808. Dl. XLI.

21. Хендрик Роозинг по рис. с натуры Яна Антония Лангендейка. 1800. Отступление англичан и русских из Гельдера в ноябре 1799 г. Гравюра резцом. 28,2 х 42,1 см.

Maller, № 5531 (2).

Дюна на берегу моря, слева — высокое здание, вдали — корабли на рейде. На переднем плане — английские солдаты, готовящиеся к отплытию и прощающиеся с женщинами. На втором плане — уходящие к берегу войска, среди которых строй русских гренадер со знаменем.

Под изображением подписи — слева: «J. A. Langendyk ad viv delin.»; справа: «H. Roosing Sculp.». Ниже название в две строки: «Aftogt der ENGELSCHE en RUSSCHEN van de Helder // in de Maand November in 't Jaar 1799», под названием: «J. Groenewoud, excudit.».

В собрании Северо-Голландского архива находится раскрашенный акварелью экземпляр (Noord-Hollands Archief, № 480_0566), на котором русские солдаты — в сине-зеленых кафтанах с белыми отворотами, а знамя — бело-сине-красное.

22. Неизвестный художник. Нач. XIX в. Англичане и русские оставляют Гельдер. Гравюра резцом. 8 х 12,1 см. Noord-Hollands Archief. № 480 0342.

На переднем плане — английские солдаты, пакующие вещи в сундук. Слева — русские солдаты в конусообразных шапках, спускающиеся к кораблям.

Под изображением подпись: «De ENGELSCHEN en RUSSEN verlaten de Helder».

23. Неизвестный гравер. Ок. 1800. Отступление англичан и русских в ноябре 1799 г. Гравюра резцом. 8,4 х 11,8 см.

Из серии, посвященной англо-русскому вторжению в Голландию. Atlas van Stolk, 5467-VI. Muller, № 5229 (6).

Берег моря, окруженный дюнами. Слева — группа голландцев с флагом и дети, волочащие по земле английский флаг. Справа — группа солдат в высоких шапках, уходящая к шлюпкам.

Под изображением подпись: «Aftogt der Engelsche, en Russische Troepen in November 1799».

В собрании Регионального архива Алькмаара (Regionaal Archief Alkmaar, № PR 1002570/5) имеется раскрашенный экземпляр гравюры, на котором солдаты в высоких шапках, обозначающие русских, изображены в красных кафтанах.

24. Неизвестный художник. 1799.

Отступление и посадка на суда вражеской английской и русской армии на побережье Северной Голландии в ноябре 1799 г. Гравюра резцом. 17,7 х 28 см. Atlas van Stolk, 5464. Muller, № 5532 (2).

Местность возле Гельдера на северной оконечности Голландии. На заднем плане видна церковь селения Huisduinen и далее на дюне маяк в селении Kijkduinen. На переднем плане слева группа голландцев с флагом и дети, волочащие по земле английский флаг. Слева на берегу — несколько групп русских гренадер, направляющихся к шлюпкам.

Под изображением подпись: «A. Blussé & fil. excud.». Ниже в две строки: «AFTOCHT EN INSCHEPING DER VIJANDELIJKE ENGELSCHE EN RUSSISCHE LEGERS, // VAN DE STRANDEN VAN NOORD-HOLLAND IN NOVEMBER 1799».

25. Тома Шарль Ноде. 1799.

[Эвакуация англо-русских войск из Голландии 2 вандемьера VIII года].

Б., размывка тушью. 52,9 х 37,5 см.

Brown Univercity Library. Prints, Drawings and Watercolors from the Anne S. K. Brown Military Collection. № Ru-P 1799 lf-1a.

В левой части изображения — корабли на рейде, в правой — крепостные ворота, из которых выходит строй солдат в шапках с меховой опушкой, рубахах, коротких куртках с меховой отделкой, рейтузах и коротких ботфортах. На переднем плане — жители, наблюдающие за посадкой в шлюпки.

Слева под изображением подпись: «compose, dessine et garanti par moi Naudet».

26. Пьер Адриен Ле Бо (?) по рис. Тома Шарля Ноде. 1799. Эвакуация англо-русских войск из Голландии 2 вандемьера VIII года.

Гравюра, акварель. 53,2 х 44,2 см.

Brown Univercity Library. Prints, Drawings and Watercolors from the Anne S. K. Brown Military Collection. № Ru-P 1799 lf-1. Muller, №. 5560.

Изображение аналогично предыдущему. На солдатах красные шапки с меховой оторочкой, красные рубахи, зеленые куртки с меховой отделкой, серо-голубые рейтузы и черные ботфорты. На кораблях, стоящих на рейде, желтые кормовые флаги с черным двуглавым орлом.

Под изображением подписи — слева: «Dessine par Nodet»; справа: «J. P. direxit». Ниже название в три строки: «Evacuation de la Hollande le 2 Vendemiaire An 8, pas les Anglo Russes // En Vertu de la Convention d' Alcmaër diclee par le General Brune et acceptee par le General Maior Knox muni des pouvoirs de // son Altse Rle le Duc d York». Ниже в центре:

«Deposee a la Bibliotheque Nationale» и слева: «A Paris chez Jean, rue Jean de Beauvais № 3».

27. Людвиг Готлиб Портман по рис. Францискуса Андреаса Милатца. 1801-1803.

Английские и русские военнопленные, приведенные в Гаарлем в 1799 г.

Гравюра резцом и пунктиром. 15 х 18,6 см. Muller, № 5563.

Здание с высокой аркой, из которой выходит колонна пленных, сопровождаемая пешими и конными конвоирами. Слева и в центре изображения — мирные жители, рассматривающие пленных.

Под изображением подписи — слева: «F. A. Milatz, delin.»; в центре: «A. Loosjes Pz. excud.»; слева: «L. Portman, sculp.». Ниже надпись: «Engelschen en Russen, krijgsgevangen, te Haarlem binnen gebragt, 1799».

28. Неизвестный художник. 1799.

[Inval der Russen en Engelschen, 1799, Engelsche krijgsgevangenen te Haarlem binnengebracht] (Нашествие русских и англичан, 1799, английские военнопленные, приведенные в Гаарлем). Перо, акварель. 16 х 19,5 см. Noord-Hollands Archief. № 53-001376 K.

Русский гренадер в гренадерской шапке с фиолетовым задником, зеленом кафтане с голубым воротником, обшлагами, лацканами и отворотами, зеленых панталонах и чулках, английский артиллерист в красной куртке и панталонах и шотландец в куртке и килте идут в сопровождении конного драгуна.

29. Неизвестный художник. 1799.

[Inval der Russen en Engelschen, 1799, Russische krijgsgevangenen, te Haarlem binnengebracht] (Нашествие русских и англичан, 1799, русские военнопленные, приведенные в Гаарлем). Перо, акварель. 16 х 19,5 см. Noord-Hollands Archief. № 53-001377 K.

Пеший казак в красной шапке с меховой опушкой, красном кафтане и сапогах. В левой руке ружье, в правой — короткая пика, за пояс заткнуты два пистолета и кинжал. Правее — конный казак в такой же одежде с пикой в правой руке.

30. Дирк Лангендейк. 1799-1805.

[Battle Scene with Church at right] (Батальная сцена с церковью справа).

Б., акварель. 24,9 х 26,3 см.

The Metropolitan Museum of Art. № 1970.270.2.

Деревенская улица, слева два одноэтажных дома, справа — церковь за оградой. В центре рисунка — атакующая французская пехота, слева — орудие с артиллерийским расчетом. В правом нижнем углу — вдоль ограды появляющийся строй русских гренадер со знаменем Таврического гренадерского полка.

31. Дирк Лангендейк. 1799-1805.

[Battle Scene with Church at left] (Батальная сцена с церковью слева).

Б., акварель. 24,9 х 38 см.

The Metropolitan Museum of Art. № 1970.270.1.

Площадь в Бергене (?). Слева — здание церкви, справа — одноэтажный деревянный дом и двухэтажное каменное здание на берегу канала. На площади — отступающие французские войска. Между зданиями — стреляющие русские солдаты в гренадерских шапках. Вдали на дороге — строй русских солдат со знаменем.

32. Ян Антоний Лангендейк. 1800. Английский гвардеец и русский гренадер. Офорт, акварель. 15,8 х 12,1 см.

Английский солдат в черной шляпе, красном кафтане с белой отделкой, белых панталонах и черных штиблетах беседует с русским гренадером, одетом в зеленый кафтан, белый камзол и панталоны и черные штиблеты. Прикладное сукно кафтана и задник гренадерской шапки розовые. Под изображением слева подпись: «J. A. Lk».

33. Ян Антоний Лангендейк. 1800.

[Russisch vaandel en Hollandsch] (Русский знаменосец и голландцы). Гуашь. 15,5 х 10,5 см.

Brown Univercity Library. Prints, Drawings and Watercolors from the Anne S. K. Brown Military Collection.

Лист из альбома «Onderscheide Gewapende Burger en Militaire Uniformen» (Униформа различных вооруженных граждан и военных).

Два голландских солдата вырывают ротное знамя Таврического гренадерского полка у знаменосца. На знаменосце черная шляпа с белой отделкой, зеленый кафтан с красными лацканами и подбоем, белый камзол и панталоны, замшевые перчатки и черные сапоги с белыми штибль-манжетами. На правом плече — аксельбант, на поясе — красный шарф.

В левом нижнем углу подпись: «J. A. Langendyk delin. 1800».

34. Ян Антоний Лангендейк. 1800. [Russen] (Русские).

Гуашь. 15,5 х 10,5 см.

Brown Univercity Library. Prints, Drawings and Watercolors from the Anne S. K. Brown Military Collection.

Лист из альбома «Onderscheide Gevapende Burger en Militaire Uniformen» (Униформа различных вооруженных граждан и военных).

Два гренадера на фоне деревенского дома с разбитой дверью и сорванной оконной ставней. Присевший на корточки солдат достает что-то из сундука и показывает наклонившемуся к нему солдату, держащему на плече ружье. Оба солдата с бородами, в гренадерских шапках, одеты в зеленые кафтаны с красными лацканами и обшлагами, белые панталоны и черные штиблеты с башмаками.

В левом нижнем углу подпись: «J. A. Langendyk inv. & fecit. 1800».

35. Ян Антоний Лангендейк. 1800. [Russen] (Русские).

Гуашь. 15,5 х 10,5 см.

Brown Univercity Library. Prints, Drawings and Watercolors from the Anne S. K. Brown Military Collection.

Лист из альбома «Onderscheide Gevapende Burger en Militaire Uniformen» (Униформа различных вооруженных граждан и военных).

Два казака на фоне палатки. Левый сидит на камне, держа на коленях миску, а в левой руке ложку. Правый стоя обгладывает кость с мясом. За его спиной — костер с рогатками и перекладиной. На казаках меховые шапки с красным шлыком, синие полукафтаны с белыми погонами, синие шаровары, красные пояса и черные башмаки.

В левом нижнем углу подпись: «J. A. Langendyk delin. 1800».

36. Хетх по рис. Эдуарда Уэлша. 1800.

Эгмонт-оп-ден-Хуф.

Бумага, офорт. 15 х 23 см.

Иллюстрация из книги E. Walsh. A narrative of the expedition to Holland in the autumn of the year 1799. London. 1800.

Город на берегу канала. На переднем плане вдоль берега едет повозка с ранеными, сопровождаемая солдатами в гренадерских шапках с ружьями на плечо. За повозкой солдат подгоняет корову ружьем с примкнутым штыком.

Под изображением подписи — слева: «E. Walsh del.», справа: «Heath sculp.». В центре подпись «Egmont op den Hoef» и ниже: «Published as the Act directs March 27, 1800, by Q. Q. & J. Robinson. Paternoster Row.».

Информация о статье

Работа выполнена при поддержке гранта НИР СПбГУ № 5.38.101.2012. ББК 63.3 УДК 930.2

Автор: Рогулин Николай Георгиевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения истории России, Институт истории, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Название: Русские войска в Голландии в 1799 г.: Обзор иконографии Аннотация: В статье рассмотрены произведения живописи и графики, на которых представлены русские войска, участвовавшие в Голландской экспедиции 1799 г Указаны места хранения произведений, показаны возможности использования ресурсов сети Интернет для выявления иконографии событий экспедиции. Основным атрибутирующим признаком, позволяющим выявить русские полки, стало изо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бражение гренадерских шапок, присутствующее на всех произведениях. Это объясняется, с одной стороны, большим числом гренадерских рот, участвовавших в походе, а с другой — восприятием подобных головных уборов как определенного анахронизма и экзотики. Однако наличие гренадерских шапок на изображениях позволяет в ряде случаев уточнить атрибуцию рисунков. На основе анализа сюжетов удалось установить, что наиболее значимыми эпизодами, с точки зрения голландских художников, стали захват знамени Таврического гренадерского полка и взятие в плен командующего русским корпусом генерала Германа в ходе первого сражения при Бергене. Изображение знамени Таврического полка, которое до настоящего времени хранится в музее армии в Делфте, постоянно присутствует на гравюрах и картинах. Особое внимание уделено ошибкам в интерпретации произведений, вызванным неправильной атрибуцией военной формы, в частности — необоснованному представлению русских как грабителей и насильников. Анализ сюжетов позволил прийти к выводу, что авторы произведений оценивали русский корпус как вспомогательные войска, приведенные англичанами и не имевшие самостоятельного значения в ходе кампании. В приложении помещен аннотированный перечень произведений изобразительного искусства, на которых представлены русские войска в Голландской экспедиции.

Ключевые слова: Русская армия, Голландская экспедиция, изобразительные источники, батальный жанр

Литература, использованная в статье

Звегинцов, Владимир Владимирович. Русская армия. Париж, 1970. Ч. 3. 17961800. 113 с.

Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению. 2-е изд. Санкт-Петербург: Типография «В. С. Балашев и Ко», 1900. Ч. 7. 121 с.; Ч. 9. 107 с. Милютин, Дмитрий Алексеевич. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. 2-е изд. Санкт-Петербург: Типография Академии Наук, 1857. Т. 2. 566 с. Ровинский, Дмитрий Александрович. Подробный словарь русских гравированных портретов. Санкт-Петербург: Типография Академии Наук, 1886. Т. 1. 16 с., 736 стб.

Саблуков, Николай Александрович. Записки Н. А. Саблукова // Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. 2-е изд. Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1908. С. 1-105.

Урбан, Иван Эрнестович. Краткая история 6-го гренадерского Таврического Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича полка. Тула: Типография Губернского правления, 1890. 80 с. De atlas van de Engels-Russische invasie in 1799. Zaltbommel: Europese Bibliotheek, 1999. 44 p.

Muller, Frederik. De Nederlandsche geschiedenis in platen: Beredeneerde beschrijving van Nederlandsche historieplaten, zinneprenten en historische kaarten. Amsterdam: F. Muller, 1879. Vol. 3. 412 p. Rijn, Gerrit van. Atlas van Stolk: Catalogus der historie-, spot-, en zinneprenten betrek-kelijk de geschiedenis van Nederland verzameld door A. van Stolk Cz. Amsterdam: Frederik Muller & Co, 1906. Vol. 7. 358 p. Walsh, Edward. A narrative of the expedition to Holland in the autumn of the year

1799. London, 1800. 164 p. George, Mary Dorothy. Catalogue of political and personal satires, preserved in the department of prints and drawings in the British Museum. [London]: Printed in Great Britain, 1942. Vol. 7. 1793-1800. 742 p. Information about the article

The work was supported by research grant SPbSU № 5.38.101.2012 Author: Rogulin Nikolay Georgievich, Ph. D. in History, Associate Professor of the Department of Source Studies of Russian History, Institute of History, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, [email protected] Title: Russian troops in Holland in 1799: Overview of iconography Summary: The article deals with paintings and drawings, which show the Russian troops who participated in the Dutch expedition of 1799. Places of storage of works are specified, possibilities of use of resources of the Internet for identification of an iconography of events of expedition are shown. The main attributing sign, allowing to identify the Russian shelf, became the image grenadier caps present on all drawings. This is due, on the one hand, a large number of grenadier companies that participated in the campaign, and with another — the perception of such headgear, as defined anachronism and exotics. However, existence of grenadier caps on images allows to specify attribution of drawings in some cases. On the basis of the analysis of plots, it was succeeded to establish that capture of a banner of the Tavrichesky grenadier regiment and capture of the Russian commander general Herman during the first battle at Bergen became the most significant episodes from the point of view of the Dutch artists. The image of a banner of Tavrichesky regiment which is stored now in an army museum in Delft, constantly is present on engravings and pictures. The special attention is paid to mistakes in interpretation of the works, caused by the wrong attribution of a

military uniform, in particular, unreasonable representation of Russians, as robbers and tyrants. The analysis of images allowed to come to a conclusion that authors of works estimated the Russian troops as the auxiliary armies which were given by British and not having independent value during campaign. In the appendix the annotated list of works of the fine arts on which the Russian armies in the Dutch expedition are presented is placed.

Keywords: The Russian army, The Dutch expedition, visual sources, genre battle scene

References

Zvegintsov, Vladimir Vladimirovich. Russkaya armiya [Russian army]. Paris, 1970.

Vol. 3. 1796-1800. 113 p. Istoricheskoe opisanie odezhdy i vooruzheniya rossiyskikh voysk, s risunkami, sostav-lennoe po vysochayshemu poveleniyu [Historical description of the clothing and weapons of Russian troops, with figures, compiled by imperial order]. 2nd ed. St. Petersburg: «V. S. Balashev & Co» Print., 1900. Vol. 7. 121 p.; Vol. 9. 107 p. Milyutin, Dmitriy Alekseevich. Istoriya voyny 1799 goda mezhdu Rossiey i Frantsiey v tsarstvovanie imperatora Pavla I [The history of war 1799 between Russia and France in the reign of the Emperor Paul I]. 2nd ed. St. Petersburg: Academy of Sciences Print., 1857. Vol. 2. 566 p. Rovinskiy, Dmitriy Aleksandrovich. Podrobnyy slovar' russkikh gravirovannykh portretov [A detailed dictionary of Russian engraved portraits]. St. Petersburg: Academy of Sciences Print., 1886. Vol. 1. 16 p., 736 stb. Sablukov, Nikolay Aleksandrovich. Zapiski N. A. Sablukova [Notes ofN. A. Sablukov], in Tsareubiystvo 11 marta 1801 goda. Zapiski uchastnikov i sovremennikov [Regicide of 11 March 1801. Notes participants and contemporaries]. 2nd ed. St. Petersburg: A. S. Suvorin Publ., 1908. P. 1-105. Urban, Ivan Ernestovich. Kratkaya istoriya 6-go grenaderskogo Tavricheskogo Ego Imperatorskogo Vysochestva Velikogo Knyazya Mikhaila Nikolaevicha polka [A short history of 6th grenadier Tavrichesky His Imperial Highness Grand Duke Mihail Nikolaevich'regiment]. Tula: Tipografiya Gubernskogo pravleniya, 1890. 80 p. De atlas van de Engels-Russische invasie in 1799. Zaltbommel: Europese Bibliotheek, 1999. 44 p.

Muller, Frederik. De Nederlandsche geschiedenis in platen: Beredeneerde beschrijving van Nederlandsche historieplaten, zinneprenten en historische kaarten. Amsterdam: F. Muller, 1879. Vol. 3. 412 p.

PyccKue BOHCKa b RMjjaHgHH B 1799 r.

Rijn, Gerrit van. Atlas van Stolk: Catalogus der historie-, spot-, en zinneprenten betrek-kelijk de geschiedenis van Nederland verzameld door A. van Stolk Cz. Amsterdam: Frederik Muller & Co, 1906. Vol. 7. 358 p.

Walsh, Edward. A narrative of the expedition to Holland in the autumn of the year 1799. London, 1800. 164 p.

George, Mary Dorothy. Catalogue of political and personal satires, preserved in the department of prints and drawings in the British Museum. [London]: Printed in Great Britain, 1942. Vol. 7. 1793-1800. 742 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.