ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
© ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2016 Для корреспонденции
УДК 616.89-008.454-053.2 (616-071.1) Макашева Валентина Анатольевна-кандидат медицинских наук,
главный детский психиатр Сибирского федерального округа, главный врач ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер». Адрес: г. Новосибирск, ул. Гоголя, 24. Телефон: 8 (383) 224-55-29 E-mail: v.makasheva@mail.ru
В.А. Макашева1, Д.С. Суворова1, O.A. Воевода1,0.Ю. Зырянова1, A.B. Варшал12
Раннее выявление расстройств аутистического спектра
Результаты оригинального исследования
1ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»
2ФГБНУ «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины», Новосибирск
Novosibirsk Regional State Budgetary Healthcare Institution «Novosibirsk Regional Clinical Psycho-neurology Dispensary for Children and Adolescents» 2FSBSI «Scientific Research Institute of Physiology and Basic Medicine», Novosibirsk
В целях оценки эффективности методик для скрининга расстройств аутистического спектра проведено исследование сравнительного характера детей, входящих в группу риска (п=182). Определены психометрические свойства методик (чувствительность и специфичность). На основе результатов разработаны рекомендации по применению методик скрининга для выявления группы пациентов с риском развития расстройств аутистического спектра и нарушений психического развития.
Ключевые слова: аутизм, скрининг, расстройства аутистического спектра
Раннее выявление расстройств аутистического спектра (РАС) -актуальная задача не только российской, но и международной детской психиатрии, от решения которой зависят своевременное предоставление медико-социальных, психолого-педагогических программ помощи и достижение более благоприятного прогноза у большего числа детей, страдающих РАС [1, 2].
Ряд эпидемиологических исследований демонстрирует неуклонный рост распространенности РАС в мире, который, вероятно, связан с изменением диагностических паттернов, более ранним возрастом на момент установления диагноза, а также с увеличением доступности медицинских услуг и информации о РАС среди населения [3, 4]. Аутизмом страдают люди на всех континентах, во всех странах, независимо от пола, расовой принадлежности и социально-экономического положения, -подчеркивают специалисты Всемирной организации здравоохранения
The early detection of autism spectrum disorders Original article
V.A. Makasheva1, D.S. Suvorova1, O.A. Voevoda1, O.U. Zyryanova1, A.V. Varshaiu
We apply M- CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers) screening tool to detect autism spectrum disorders (ASD) in children (n=182). The study confirms the high sensitivity and specificity of M-CHAT -1.0 and 0.97 respectively, its low positive predictive value (0.25) and high negative predictive value (1.0), which correlates with previously published data. In addition, our study suggests a high clinical value of diagnostic tool ADOS (The Autism Diagnostic Observation Schedule). Based on our results we strongly recommend M- CHAT for implementation in Russian Federation in order to identify patients at risk for ASD and diagnostic tool ADOS to improve verifiability of diagnosis. Keywords: autism, screening, autism spectrum disorders
(ВОЗ). По оценке экспертов ВОЗ, доступной на ее сайте, аутизмом страдает 1 из 160 детей, хотя эпидемиологические данные по многим регионам отсутствуют. К таким регионам до настоящего времени относится и Россия в связи с отсутствием регулярных популяционных исследований и недостаточным использованием доказательных методов в диагностике заболевания, что серьезно затрудняет планирование необходимых объемов и видов медицинских, социальных и образовательных услуг.
Популяционный скрининг в отношении РАС считается наиболее оправданной стратегией раннего выявления данной патологии у детей [5]. Большая доля РАС может быть определена у детей уже в возрасте до 2 лет или несколько позже при сохранном когнитивном и речевом развитии. Из-за широкого спектра индивидуальных различий, типичного и атипичного развития в первые годы жизни скрининг РАС в популяции детей в возрасте до 16 мес неэффективен [6]. В исследовании применялись следующие методики.
Опросник М-СНАТ (Modified Checklist for Autism in Toddlers) используют в качестве скрининга РАС для формирования группы риска детей 16-30 мес [6]. Он рекомендован к применению Американской ассоциацией педиатров (AAP) с 18 мес. Валидность и надежность инструмента подтверждены исследованиями в США, Испании [7], Корее [8], Турции [9] и странах Юго-Восточной Азии [10]. М-СНАТ разработан специально для использования на приеме у педиатра. Это короткая и простая для предъявления и трактовки результатов методика - модификация Британского опросника CHAT [11]. Психометрические характеристики исходного инструмента: внутренняя согласованность была удовлетворительной, альфа Кронбаха - 0,85; чувствительность - 0,87, специфичность - 0,99 [6], прогностическая ценность положительного результата - 0,11, а отрицательного - 0,99 [12]. Перевод и адаптацию М-СНАТ в России осуществили Т.Ю. Морозова и C.B. Довбня в 2011 г. М-СНАТ применен в пилотном проекте «Аутизм» (Воронежская область). В отечественных исследованиях не отмечены сведения о чувствительности, специфичности, прогностической ценности этого опросника.
«Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистическо-го спектра у детей в возрасте 16-24 месяцев» была разработана по поручению Минздрава Российской Федерации (МЗ РФ) в 2014 г. в отделе детской психиатрии ФГБУ «Научный центр психического здоровья» ФАНО России (далее - Анкета НЦПЗ). Анкета НЦПЗ, предложенная Научным центром [13] в 2015 г., была рекомендована МЗ РФ для выявления возможного риска аутизма или других нарушений психического развития. В результатах валидизации методики отсутствуют сведения о чувствительности, специфичности, прогностической ценности.
По предложению МЗ РФ с 2015 г. Новосибирская область участвует в пилотном проекте по внедрению популяционного скрининга для выявления детей группы риска РАС.
Цель исследования - сопоставить психометрические свойства методик для скрининга РАС.
Материал и методы
Организация исследования - сплошное поперечное обсервационное исследование.
В исследовании применяли опросник М-СНАТ [6] и Анкету НЦПЗ [13]. В соответствии с ограничениями методик по возрасту в изучаемую группу включены дети 18-24 мес. Методику ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule) [14] использовали для оценки особенностей психического развития детей, специфичных для РАС.
Исследование проходило в несколько этапов.
I этап - в соответствии с рекомендациями МЗ РФ скрининг проведен на базе районных детских поликлиник. Всего опросники, Анкету НЦПЗ и М-СНАТ, заполнили 260 участников. Дети, получившие более 3 баллов по общей шкале Анкеты НЦПЗ, 3 балла и более по опроснику М-СНАТ, либо набравшие по М-СНАТ 2 «критических» балла, были отнесены в группу риска РАС.
II этап - участвовали дети, попавшие в группу риска: по данным Анкеты НЦПЗ (группа риска А) - 182 участника, по данным М-СНАТ (группа риска М) - 8 человек. Группа риска А включала в себя группу риска М. Для дальнейшей диагностики, которую проводили психиатры и медицинские психологи, приглашены 182 ребенка. В процессе установления диагноза для исследования нейрокогнитивного уровня развития ребенка, особенностей формирования его мыслительной деятельности, контекстуальной стороны формирования мышления медицинский психолог проводил нейро- и патопсихологический эксперимент. В результате формировался структурный психологический профиль ребенка: особенности его речевого развития (экспрессивной и импрессивной речи), функций внимания, памяти, мышления, праксиса, оптико-пространственного восприятия. Среди 8 детей из группы риска М для выявления структуры и выраженности аутистического симптомокомплек-са проведено обследование по методике ADOS.
III этап - установление диагноза в отношение всех детей группы риска А в соответствии с критериями психических расстройств (F00-F99, Класс V МКБ-10) и Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) - Приказ Минздрава России от 2 февраля 2015 г. № ЗОн. Врач-пси-хиатр квалифицировал психическое расстройство на синдромальном и нозологическом уровнях, учитывая данные клинического интервьюирования
родителей, психопатологического исследования, заключений медицинского психолога.
Расчет чувствительности, специфичности и прогностической ценности осуществляли по стандартной методике [15].
Этический аспект. От всех участников исследования получено информированное согласие.
Ограничения исследования. Первым ограничением являлось то, что оценка чувствительности, специфичности и прогностической ценности методики М-СНАТ проводилась в смещенной выборке - среди детей, которые составили группу риска РАС поданным Анкеты НЦПЗ. Однако, поскольку в эту группу риска попали 70% выборки, смещенность можно считать минимальной и результаты экстраполировать на обычную популяцию детей. Второе ограничение исследования - использование для верификации диагноза в группе риска А (п = 182) субъективных методов диагностики (исследования, проведенные врачом-психиатром и клиническим психологом), а не стандартизованных валидизированных методов, которые применяются в исследовательской практике.
Результаты и обсуждение
Из 260 детей по результатам Анкеты НЦПЗ в группу риска РАС вошли 182 ребенка (70%). В ходе дальнейших клинико-патопсихологических исследований нарушения психического развития установлены у 4 детей из 182. У 2 из них диагностировано РАС, детский аутизм (Р84.0), а 2 других имели нарушения психического развития: в форме расстройства экспрессивной речи (Р80.1) у 1 ребенка с задержанным типом дизонтогенеза и в форме расстройства развития моторной функции, диспраксия развития (Р82), у 1 ребенка с энцефалопатическим дизонтогенезом. Все они (4 человека) входили в группу риска М, которая была выявлена с помощью М-СНАТ, и нуждались
в дальнейшем психиатрическом сопровождении (лечении).
В результате исследования всех детей из группы риска М (п = 8) по методике ADOS у 2 детей выявлены признаки выраженного социального и коммуникативного дефицита, явления необычного сенсорного интереса, а также стереотипные интересы и формы поведения, характерные для РАС. На основании общей количественной оценки, данных качественного анализа коммуникативной и социальной сфер, игровой деятельности и поведения по классификации ADOS им был установлен диагноз «аутизм». Остальные 6 детей группы риска М, в том числе 2 детей с признаками задержанного психического развития и трудностями в коммуникативной сфере, по данным патопсихологического исследования не выявили симптомов аутизма в сферах «общение» и «социальное взаимодействие». Количественные показатели не достигали пороговых значений для установления диагноза «аутизм» («расстройства аутистического спектра») по классификации ADOS. Таким образом, у 2 детей диагноз аутистического расстройства подтвердили и субъективные, и объективные методы диагностики РАС.
С помощью М-СНАТ в данном исследовании из 182 детей были выявлены 2 ребенка с РАС, а также 6 детей без РАС. Сводные данные по диагностике РАС представлены в табл. 1. Сводные данные о результатах скрининга с применением Анкеты НЦПЗ и выявленных случаях нарушений психического развития размещены в табл. 2.
Данные расчета психометрических свойств методики М-СНАТ: чувствительность (Se) - 100%, специфичность (Sp) - 97%, прогностическая ценность положительного результата (+PV) - 0,25 и прогностическая ценность отрицательного результата (-PV) - 1,0. Полученные данные соответствуют
Таблица 1. Соотношение результатов скрининга М-СНАТ и установленных случаев расстройств аутического спектра (количество
Результат скрининга по М-СНАТ Расстройство аутистического спектра Итого
установлено не установлено
Положительный 2 6 8
Отрицательный 0 174 174
Всего 2 180 182
Таблица 2. Соотношение результатов скрининга по методике Анкета НЦПЗ и установленных случаев нарушений психического развития, включая РАС (количество детей)
Результат скрининга по Анкете НЦПЗ Нарушения психического развития, включая расстройство аутистического спектра Итого
установлены не установлены
Положительный 4 178 182
Отрицательный* 0 78 78
Всего 4 254 260
* - принято допущение, что все скрининг-отрицательные случаи по данным Анкеты НЦПЗ являются истинно отрицательными.
оригинальной методике и данным научной литературы [10]. Низкая ценность положительного результата опросника М-СНАТ не умаляет значимости инструмента для проведения скрининга на РАС: методика не пропустила ни одного ребенка с РАС, лож-ноположительными оказались лишь 6 (3%) случаев из 182, причем два ребенка нуждались в специализированной помощи. Таким образом, методика М-СНАТ выявила детей не только с РАС, но и с проблемами психического развития, что повышает медицинскую ценность данного метода, использующегося в популяционных исследованиях.
Для оценки психометрических характеристик Анкеты НЦПЗ мы приняли допущение, что все скри-нинг-отрицательные случаи по данным Анкеты НЦПЗ являются истинно отрицательными. Полученные значения: чувствительность (Se) - 100%, специфичность (Sp) - 31%, прогностическая ценность положительного результата (+PV) - 0,02 и прогностическая ценность отрицательного результата (-PV) -1. Хотя методика и не пропустила ни одного ребенка с нарушениями психического развития, включая РАС, ложноположительными оказались 178 (98%) случаев из 182. Применение Анкеты НЦПЗ в системе первичной медико-санитарной помощи, включая психиатрическую, перегружает службу необходимостью предоставления ряда дополнительных диагностических услуг и необоснованно провоцирует тревогу родителей. Возможно, усовершенствование и внесение изменений в Анкету НЦПЗ вместе с дальнейшими исследованиями и получением иных пороговых значений сделают инструмент более ценным.
Заключение
В проведенном исследовании впервые в России показана диагностическая ценность М-СНАТ - популяционного скринингового инструмента для выявления РАС, успешно валидизированного во многих странах мира.
Для методики установлены высокая чувствительность, специфичность и прогностическая ценность отрицательного результата (1; 0,97 и 1 соответственно), а также низкая прогностическая ценность положительного результата (0,25), что в целом согласуется с данными литературы. Отрицательный результат по М-СНАТ с вероятностью 100% означал отсутствие у ребенка РАС, а положительный оказывался истинно положительным в каждом четвертом случае. Одновременно установлена низкая специфичность (0,31) и скрининговая ценность Анкеты НЦПЗ, по данным которой 70% детей из опрошенных семей вошли в группу риска нарушений психического развития, включая РАС. Таким образом, использование для популяционного скрининга инструмента М-СНАТ представляется в настоящий момент более эффективным с учетом его высо-
кой специфичности и прогностической ценности отрицательного результата, что позволяет рациональнее использовать ресурсы первичной меди-ко-санитарной помощи.
При установлении диагноза РАС (и = 8) применялась стандартизованная полуструктурированная методика ADOS, которая эффективно выявляла качественные и количественные (по степени выраженности) нарушения психических функций по аутистическому типу. Итоговые индивидуальные профили детей повышают доказательность диагноза и помогают дифференцировать его с другими видами психического дизонтогенеза. На основе полученных по методике ADOS данных формируется план лечебно-реабилитационной, психолого-пе-дагогической работы для специалистов и членов семьи пациента по конкретным целям, задачам и методикам, с периодическим использованием ADOS для контроля эффективности проводимых психокоррекционных мероприятий.
В целях оптимизации ресурсов здравоохранения, включая психиатрическую службу, и установления достоверного полифункционального диагноза ребенку с РАС как основы для разработки и последующей коррекции лечебно-реабилитационного процесса в соответствии с критериями эффективности и оптимальной достаточности нами предлагается следующая модель диагностического процесса, которая в настоящее время внедрена в регионе.
На I этапе специалисты первичной медико-са-нитарной помощи (медицинские сестры, педиатры) в соответствии с прикрепленным населением проводят скрининг детей в возрасте 16-30 мес с помощью опросника М-СНАТ для выявления группы риска РАС и других нарушений психического развития. Дети, вошедшие в группу риска, направляются на диагностическое исследование к врачу-психи-атру и медицинскому психологу по участковому принципу.
На II этапе, в условиях амбулаторной консультативной психиатрической помощи в региональном специализированном по РАС кабинете, проводится ряд дополнительных исследований для верификации диагноза и уточнения плана лечебно-реа-билитационных мероприятий. Так, медицинский психолог проводит комплексное психологическое обследование с применением ADOS, врач-психи-атр для детей от 4-5 лет - структурированное интервью родителей по методике ADI-R (Autism Diagnostic Interview - Revised), которая имеет высокую клиническую ценность и международную доказательность, составляя в комплексе с ADOS «золотой стандарт» диагностики РАС [16].
Результатом диагностических этапов исследования пациента является установление доказательного психиатрического полифункционального диагноза, основанного на целостном анализе пси-
хической деятельности ребенка, в котором находят отражение качественные и количественные нарушения в сфере общения и социального взаимодействия ребенка, специфика его игры и поведения, особенности развития когнитивных и исполнительских функций, зона ближайшего развития. Особое внимание следует обратить на ресурсы ребенка (сохранные психические функции, интересы, деятельность), опора на которые служит стержнем формирования позитивного психического здоровья ребенка с РАС.
Сформулированный диагноз (заключение) становится базой для индивидуально направленного выбора доказательных психологических, педагогических, социальных средств и методов вмешательства, что оформляется в индивидуальной маршрутной карте ребенка с РАС, по которой формируется системная целенаправленная работа специалистов разных организаций и служб психического здоровья по месту проживания ребенка.
Таким образом, своевременное использование популяционных скринингов для РАС (М-СНАТ) и диагностических методов (ADOS и ADI-R) позволяет выявить патологию психического развития на раннем этапе, спланировать и провести комплексное лечение пациента, что способствует улучшению его психического развития, восстановлению в доступном
Сведения об авторах
объеме психических функций, социальной интеграции, оптимизирует его трудовой (образовательный) прогноз [17]. Установленная последовательность этапов от проведения скрининга до оказания полипрофессиональной помощи детям оптимизирует финансовые и временные затраты задействованных служб разных ведомств, в том числе за счет исключения дублирующих функций.
Важно принимать во внимание, что одновременно с внедрением популяционного скрининга РАС необходимо, чтобы в сообществе уже была сформирована единая эффективная и контролируемая система, включающая диагностический, лечеб-но-реабилитационный, социально-педагогический этапы сопровождения пациента и его семьи. Кроме того, требуется широкое, доступное информационное обеспечение населения о правах ребенка с РАС и предоставляемых услугах на территории, что может и должно стать опорой для продуктивного функционирования семьи пациента в трудный период установления и принятия диагноза РАС и последующих конструктивных внутрисемейных изменений для обеспечения наилучших доступных условий развития ребенка. В этой парадигме нами и формировалась региональная модель психиатрического сопровождения детей с РАС.
Макашева Валентина Анатольевна - кандидат медицинских наук, главный детский психиатр СФО МЗ РФ, главный врач ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер». E-mail: v.makasheva@mail.ru
Суворова Дарья Сергеевна - медицинский психолог, начальник организационно методического отдела ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер» E-mail: daryasuv76@gmail.com
Воевода Ольга Анатольевна - детский психиатр ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»
E-mail: molusok@mail.ru
Зырянова Олеся Юрьевна - психолог ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер» E-mail: ampira@mail.ru
Варшал Александра Владимировна - научный сотрудник ФГБУ «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины» (Новосибирск)
E-mail: a.v.varshal@mail.ru
Литература
1. Fuentes J., Bakare М., Munir К., et al. Autism spectrum disorder. In IACAPAP e-Textbook of Child and Adolescent Mental Health. Geneva: International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions, 2014.35 p.
2. ВОЗ. Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра // Шестьдесят седьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2013. С. 17-21.
3. Baxter A.J., Brugha, T.S., Ersklne, H.E. et al. The epidemiology and global burden of autism spectrum disorders //Psychological medicine. 2015. Vol. 45, N 3. P. 601-613.
4. Hill A. P., Zuckerman K., Fombonne E. Epidemiology of autism spectrum disorders // Translational Approaches to Autism Spectrum Disorder. Springer International Publishing, 2015. P. 13-38.
5. Haglund N., Dahlgren S., Källen K. et al. The Observation Scale for Autism (0SA): A New Screening Method to Detect Autism Spectrum
Disorder before Age Three Years // Journal of Intellectual Disability-Diagnosis and Treatment. 2016. Vol. 3, N 4. P. 230-237.
6. Robins D.L., Fein D., Barton, M.L. et al. The Modified Checklist for Autism In Toddlers: an initial study Investigating the early detection of autism and pervasive developmental disorders // Journal of autism and developmental disorders. 2001. Vol. 31, N 2. P. 131-144.
7. Canal-Bedla R., Garcfa-Primo P., Martin-Cilleros M.V. et al. Modified checklist for autism In toddlers: cross-cultural adaptation and validation In Spain // Journal of autism and developmental disorders. 2011. Vol. 41, N 10. P. 1342-1351.
8. Seung H., Ji J., Kim S.J. et al. Examination of the Korean Modified Checklist of Autism in Toddlers: Item Response Theory // Journal of autism and developmental disorders. 2015. Vol. 45, N 9. P. 2744-2757.
9. Kara B., Mukaddes N.M., Altinkaya I., et al. Using the Modified Checklist for Autism In Toddlers in a well-child clinic In Turkey: Adapting the screening method based on culture and setting // Autism. 2014. Vol. 18, N 3. P. 331-338.
10. Koh H.C., Lim S.H., Chan G.J. et al. The Clinical Utility of the Modified Checklist for Autism In Toddlers with High Risk 18-48 Month Old Children in Singapore // Journal of autism and developmental disorders. 2014. Vol. 44, N 2. P. 405-416.
11. Baron-Cohen S„ Allen J., Gillberg C. Can autism be detected at 18 months? The needle, the haystack, and the CHAT//The British Journal of Psychiatry. 1992. Vol. 161, N 6. P. 839-843.
References
1. Fuentes J., Bakare M., Munlr K., et al. Autism spectrum disorder. In IACAPAP e-Textbook of Child and Adolescent Mental Health. Geneva: International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions 2014:35 p.
2. WHO. Comprehensive and coordinated efforts for the management of autism spectrum disorders. Sixty-seventh world health assembly. Geneva, World Health Organization. 2014:17-21. (In Russian)
3. Baxter A.J., Brugha, T.S., Erskine, H. E. et al. The epidemiology and global burden of autism spectrum disorders. Psychological medicine. 2015; Vol. 45(3): 601-613.
4. Hill A.P., Zuckerman K., Fombonne E. Epidemiology of autism spectrum disorders. Translational Approaches to Autism Spectrum Disorder. Springer International Publishing, 2015:13-38.
5. Haglund N., Dahlgren S., Kallen K. et al. The Observation Scale for Autism (OSA): A New Screening Method to Detect Autism Spectrum Disorder before Age Three Years // Journal of Intellectual Disability-Diagnosis and Treatment. 2016. Vol. 3, N 4. P. 230-237.
6. Robins D.L., Fein D., Barton, M.L. et al. The Modified Checklist for Autism In Toddlers: an initial study Investigating the early detection of autism and pervasive developmental disorders // Journal of autism and developmental disorders. 2001. Vol. 31, N 2. P. 131-144.
7. Canal-Bedla R., Garcfa-Prlmo P., Martin-Cilleros M.V. et al. Modified checklist for autism In toddlers: cross-cultural adaptation and validation In Spain // Journal of autism and developmental disorders. 2011. Vol. 41, N 10. P. 1342-1351.
8. Seung H„ JI J., Kim S.J., et al. Examination of the Korean Modified Checklist of Autism in Toddlers: Item Response Theory. Journal of autism and developmental disorders. 2015; Vol. 45 (9): 2744-2757.
9. Kara B„ Mukaddes N.M., Altinkaya I., et al. Using the Modified Checklist for Autism In Toddlers in a well-child clinic In Turkey: Adapting the screening method based on culture and setting. Autism. 2014; Vol. 18 (3): 331-8.
12. Klelnman J.M., Robins D.L., Ventola P.E. et al. The Modified Checklist for Autism in Toddlers: A Follow-up Study Investigating the Early Detection of Autism Spectrum Disorders // Journal of autism and developmental disorders. 2008. Vol. 38, N 5. P. 827-839.
13. Симашкова H.B., Макушкин E.B. Расстройства аутистическо-го спектра: диагностика, лечение, наблюдение // Клинические рекомендации. Казань, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http:// autism-info.ru/wp-content/uploads/2014/10/klin_rek_autizm_ slmashkova.pdf (дата обращения: 02.09.2016).
14. Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П., Ризи С. План диагностического обследования при аутизме // Руководство. Western Psychological Services: перевод и адаптация Giunti OS, 2011. 220 с.
15. Трущелев С.А. Условия применения диагностических тестов в психиатрии (аналитический обзор) // Рос. психиатр, журн. 2014. №. 5. С. 81-91.
16. De Bildt A., Sytema S., Ketelaars С. et al. Interrelationship between autism diagnostic observation schedule-generic (ADOS-G), autism diagnostic Interview-revised (ADI-R), and the diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-IV-TR) classification In children and adolescents with mental retardation // Journal of autism and developmental disorders. 2004. Vol. 34, N 2. P. 129-137.
17. Rogers S.J., Vlsmara L.A. Evidence-based comprehensive treatments for early autism // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2008. Vol. 37, N 1. P. 8-38.
10. Koh H.C., Lim S.H., Chan G.J., et al. The Clinical Utility of the Modified Checklist for Autism In Toddlers with High Risk 18-48 Month Old Children In Singapore. Journal of autism and developmental disorders. 2014; Vol. 44 (2): 405-416.
11. Baron-Cohen S., Allen J., Gillberg C. Can autism be detected at 18 months? The needle, the haystack, and the CHAT. The British Journal of Psychiatry. 1992; Vol. 161 (6): 839-843.
12. Klelnman J.M., Robins D.L., Ventola P.E., et al. The Modified Checklist for Autism In Toddlers: A Follow-up Study Investigating the Early Detection of Autism Spectrum Disorders. Journal of autism and developmental disorders. 2008; Vol. 38 (5): 827-8 39.
13. Slmashkova N.V., Makushkln E.V. Autism spectrum disorders: diagnosis, treatment and monitoring. Clinical guidelines. Kazan, 2015. [electronic resource]. URL: http://autism-info.ru/wp-content/ uploads/2014/10/klin_rek_autizm_simashkova.pdf (reference date: 09/02/2016). (in Russian)
14. Lord K., Rutter M., DiLavore P. Reese S. Diagnostic testing plan in autism. Guide. Western Psychological Services: translation and adaptation of Giunti OS, 2011: 220 p. (in Russian)
15. Truschelev S.A. Usloviya prlmenenlya dlagnosticheskikh testov v pslkhiatril (analitlchesklyobzor) [Diagnostic tests in psychiatry: conditions of application (analytical review)]. Rosslyskiy pslkhiatricheskly zhurnal [Russian journal of psychiatry] 2014; (5): 81-91. (in Russian)
16. De Bildt A., Sytema S., Ketelaars C. et al. Interrelationship between autism diagnostic observation schedule-generic (ADOS-G), autism diagnostic interview-revised (ADI-R), and the diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-IV-TR) classification in children and adolescents with mental retardation. Journal of autism and developmental disorders. 2004; Vol. 34 (2): 129-137.
17. Rogers S.J., Vismara L.A. Evidence-based comprehensive treatments for early autism. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2008; Vol. 37 (1): 8-38.