Научная статья на тему 'Раннее выявление расстройств аутистического спектра'

Раннее выявление расстройств аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
890
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTISM / SCREENING / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / АУТИЗМ / СКРИНИНГ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макашева В.А., Суворова Д.С., Воевода О.А., Зырянова О.Ю., Варшал А.В.

В целях оценки эффективности методик для скрининга расстройств аутистического спектра проведено исследование сравнительного характера детей, входящих в группу риска (n=182). Определены психометрические свойства методик (чувствительность и специфичность). На основе результатов разработаны рекомендации по применению методик скрининга для выявления группы пациентов с риском развития расстройств аутистического спектра и нарушений психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макашева В.А., Суворова Д.С., Воевода О.А., Зырянова О.Ю., Варшал А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The early detection of autism spectrum disorders

We apply M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers) screening tool to detect autism spectrum disorders (ASD) in children (n=182). The study confirms the high sensitivity and specificity of M-CHAT 1.0 and 0.97 respectively, its low positive predictive value (0.25) and high negative predictive value (1.0), which correlates with previously published data. In addition, our study suggests a high clinical value of diagnostic tool ADOS (The Autism Diagnostic Observation Schedule). Based on our results we strongly recommend M-CHAT for implementation in Russian Federation in order to identify patients at risk for ASD and diagnostic tool ADOS to improve verifiability of diagnosis.

Текст научной работы на тему «Раннее выявление расстройств аутистического спектра»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

© ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2016 Для корреспонденции

УДК 616.89-008.454-053.2 (616-071.1) Макашева Валентина Анатольевна-кандидат медицинских наук,

главный детский психиатр Сибирского федерального округа, главный врач ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер». Адрес: г. Новосибирск, ул. Гоголя, 24. Телефон: 8 (383) 224-55-29 E-mail: v.makasheva@mail.ru

В.А. Макашева1, Д.С. Суворова1, O.A. Воевода1,0.Ю. Зырянова1, A.B. Варшал12

Раннее выявление расстройств аутистического спектра

Результаты оригинального исследования

1ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»

2ФГБНУ «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины», Новосибирск

Novosibirsk Regional State Budgetary Healthcare Institution «Novosibirsk Regional Clinical Psycho-neurology Dispensary for Children and Adolescents» 2FSBSI «Scientific Research Institute of Physiology and Basic Medicine», Novosibirsk

В целях оценки эффективности методик для скрининга расстройств аутистического спектра проведено исследование сравнительного характера детей, входящих в группу риска (п=182). Определены психометрические свойства методик (чувствительность и специфичность). На основе результатов разработаны рекомендации по применению методик скрининга для выявления группы пациентов с риском развития расстройств аутистического спектра и нарушений психического развития.

Ключевые слова: аутизм, скрининг, расстройства аутистического спектра

Раннее выявление расстройств аутистического спектра (РАС) -актуальная задача не только российской, но и международной детской психиатрии, от решения которой зависят своевременное предоставление медико-социальных, психолого-педагогических программ помощи и достижение более благоприятного прогноза у большего числа детей, страдающих РАС [1, 2].

Ряд эпидемиологических исследований демонстрирует неуклонный рост распространенности РАС в мире, который, вероятно, связан с изменением диагностических паттернов, более ранним возрастом на момент установления диагноза, а также с увеличением доступности медицинских услуг и информации о РАС среди населения [3, 4]. Аутизмом страдают люди на всех континентах, во всех странах, независимо от пола, расовой принадлежности и социально-экономического положения, -подчеркивают специалисты Всемирной организации здравоохранения

The early detection of autism spectrum disorders Original article

V.A. Makasheva1, D.S. Suvorova1, O.A. Voevoda1, O.U. Zyryanova1, A.V. Varshaiu

We apply M- CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers) screening tool to detect autism spectrum disorders (ASD) in children (n=182). The study confirms the high sensitivity and specificity of M-CHAT -1.0 and 0.97 respectively, its low positive predictive value (0.25) and high negative predictive value (1.0), which correlates with previously published data. In addition, our study suggests a high clinical value of diagnostic tool ADOS (The Autism Diagnostic Observation Schedule). Based on our results we strongly recommend M- CHAT for implementation in Russian Federation in order to identify patients at risk for ASD and diagnostic tool ADOS to improve verifiability of diagnosis. Keywords: autism, screening, autism spectrum disorders

(ВОЗ). По оценке экспертов ВОЗ, доступной на ее сайте, аутизмом страдает 1 из 160 детей, хотя эпидемиологические данные по многим регионам отсутствуют. К таким регионам до настоящего времени относится и Россия в связи с отсутствием регулярных популяционных исследований и недостаточным использованием доказательных методов в диагностике заболевания, что серьезно затрудняет планирование необходимых объемов и видов медицинских, социальных и образовательных услуг.

Популяционный скрининг в отношении РАС считается наиболее оправданной стратегией раннего выявления данной патологии у детей [5]. Большая доля РАС может быть определена у детей уже в возрасте до 2 лет или несколько позже при сохранном когнитивном и речевом развитии. Из-за широкого спектра индивидуальных различий, типичного и атипичного развития в первые годы жизни скрининг РАС в популяции детей в возрасте до 16 мес неэффективен [6]. В исследовании применялись следующие методики.

Опросник М-СНАТ (Modified Checklist for Autism in Toddlers) используют в качестве скрининга РАС для формирования группы риска детей 16-30 мес [6]. Он рекомендован к применению Американской ассоциацией педиатров (AAP) с 18 мес. Валидность и надежность инструмента подтверждены исследованиями в США, Испании [7], Корее [8], Турции [9] и странах Юго-Восточной Азии [10]. М-СНАТ разработан специально для использования на приеме у педиатра. Это короткая и простая для предъявления и трактовки результатов методика - модификация Британского опросника CHAT [11]. Психометрические характеристики исходного инструмента: внутренняя согласованность была удовлетворительной, альфа Кронбаха - 0,85; чувствительность - 0,87, специфичность - 0,99 [6], прогностическая ценность положительного результата - 0,11, а отрицательного - 0,99 [12]. Перевод и адаптацию М-СНАТ в России осуществили Т.Ю. Морозова и C.B. Довбня в 2011 г. М-СНАТ применен в пилотном проекте «Аутизм» (Воронежская область). В отечественных исследованиях не отмечены сведения о чувствительности, специфичности, прогностической ценности этого опросника.

«Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистическо-го спектра у детей в возрасте 16-24 месяцев» была разработана по поручению Минздрава Российской Федерации (МЗ РФ) в 2014 г. в отделе детской психиатрии ФГБУ «Научный центр психического здоровья» ФАНО России (далее - Анкета НЦПЗ). Анкета НЦПЗ, предложенная Научным центром [13] в 2015 г., была рекомендована МЗ РФ для выявления возможного риска аутизма или других нарушений психического развития. В результатах валидизации методики отсутствуют сведения о чувствительности, специфичности, прогностической ценности.

По предложению МЗ РФ с 2015 г. Новосибирская область участвует в пилотном проекте по внедрению популяционного скрининга для выявления детей группы риска РАС.

Цель исследования - сопоставить психометрические свойства методик для скрининга РАС.

Материал и методы

Организация исследования - сплошное поперечное обсервационное исследование.

В исследовании применяли опросник М-СНАТ [6] и Анкету НЦПЗ [13]. В соответствии с ограничениями методик по возрасту в изучаемую группу включены дети 18-24 мес. Методику ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule) [14] использовали для оценки особенностей психического развития детей, специфичных для РАС.

Исследование проходило в несколько этапов.

I этап - в соответствии с рекомендациями МЗ РФ скрининг проведен на базе районных детских поликлиник. Всего опросники, Анкету НЦПЗ и М-СНАТ, заполнили 260 участников. Дети, получившие более 3 баллов по общей шкале Анкеты НЦПЗ, 3 балла и более по опроснику М-СНАТ, либо набравшие по М-СНАТ 2 «критических» балла, были отнесены в группу риска РАС.

II этап - участвовали дети, попавшие в группу риска: по данным Анкеты НЦПЗ (группа риска А) - 182 участника, по данным М-СНАТ (группа риска М) - 8 человек. Группа риска А включала в себя группу риска М. Для дальнейшей диагностики, которую проводили психиатры и медицинские психологи, приглашены 182 ребенка. В процессе установления диагноза для исследования нейрокогнитивного уровня развития ребенка, особенностей формирования его мыслительной деятельности, контекстуальной стороны формирования мышления медицинский психолог проводил нейро- и патопсихологический эксперимент. В результате формировался структурный психологический профиль ребенка: особенности его речевого развития (экспрессивной и импрессивной речи), функций внимания, памяти, мышления, праксиса, оптико-пространственного восприятия. Среди 8 детей из группы риска М для выявления структуры и выраженности аутистического симптомокомплек-са проведено обследование по методике ADOS.

III этап - установление диагноза в отношение всех детей группы риска А в соответствии с критериями психических расстройств (F00-F99, Класс V МКБ-10) и Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) - Приказ Минздрава России от 2 февраля 2015 г. № ЗОн. Врач-пси-хиатр квалифицировал психическое расстройство на синдромальном и нозологическом уровнях, учитывая данные клинического интервьюирования

родителей, психопатологического исследования, заключений медицинского психолога.

Расчет чувствительности, специфичности и прогностической ценности осуществляли по стандартной методике [15].

Этический аспект. От всех участников исследования получено информированное согласие.

Ограничения исследования. Первым ограничением являлось то, что оценка чувствительности, специфичности и прогностической ценности методики М-СНАТ проводилась в смещенной выборке - среди детей, которые составили группу риска РАС поданным Анкеты НЦПЗ. Однако, поскольку в эту группу риска попали 70% выборки, смещенность можно считать минимальной и результаты экстраполировать на обычную популяцию детей. Второе ограничение исследования - использование для верификации диагноза в группе риска А (п = 182) субъективных методов диагностики (исследования, проведенные врачом-психиатром и клиническим психологом), а не стандартизованных валидизированных методов, которые применяются в исследовательской практике.

Результаты и обсуждение

Из 260 детей по результатам Анкеты НЦПЗ в группу риска РАС вошли 182 ребенка (70%). В ходе дальнейших клинико-патопсихологических исследований нарушения психического развития установлены у 4 детей из 182. У 2 из них диагностировано РАС, детский аутизм (Р84.0), а 2 других имели нарушения психического развития: в форме расстройства экспрессивной речи (Р80.1) у 1 ребенка с задержанным типом дизонтогенеза и в форме расстройства развития моторной функции, диспраксия развития (Р82), у 1 ребенка с энцефалопатическим дизонтогенезом. Все они (4 человека) входили в группу риска М, которая была выявлена с помощью М-СНАТ, и нуждались

в дальнейшем психиатрическом сопровождении (лечении).

В результате исследования всех детей из группы риска М (п = 8) по методике ADOS у 2 детей выявлены признаки выраженного социального и коммуникативного дефицита, явления необычного сенсорного интереса, а также стереотипные интересы и формы поведения, характерные для РАС. На основании общей количественной оценки, данных качественного анализа коммуникативной и социальной сфер, игровой деятельности и поведения по классификации ADOS им был установлен диагноз «аутизм». Остальные 6 детей группы риска М, в том числе 2 детей с признаками задержанного психического развития и трудностями в коммуникативной сфере, по данным патопсихологического исследования не выявили симптомов аутизма в сферах «общение» и «социальное взаимодействие». Количественные показатели не достигали пороговых значений для установления диагноза «аутизм» («расстройства аутистического спектра») по классификации ADOS. Таким образом, у 2 детей диагноз аутистического расстройства подтвердили и субъективные, и объективные методы диагностики РАС.

С помощью М-СНАТ в данном исследовании из 182 детей были выявлены 2 ребенка с РАС, а также 6 детей без РАС. Сводные данные по диагностике РАС представлены в табл. 1. Сводные данные о результатах скрининга с применением Анкеты НЦПЗ и выявленных случаях нарушений психического развития размещены в табл. 2.

Данные расчета психометрических свойств методики М-СНАТ: чувствительность (Se) - 100%, специфичность (Sp) - 97%, прогностическая ценность положительного результата (+PV) - 0,25 и прогностическая ценность отрицательного результата (-PV) - 1,0. Полученные данные соответствуют

Таблица 1. Соотношение результатов скрининга М-СНАТ и установленных случаев расстройств аутического спектра (количество

Результат скрининга по М-СНАТ Расстройство аутистического спектра Итого

установлено не установлено

Положительный 2 6 8

Отрицательный 0 174 174

Всего 2 180 182

Таблица 2. Соотношение результатов скрининга по методике Анкета НЦПЗ и установленных случаев нарушений психического развития, включая РАС (количество детей)

Результат скрининга по Анкете НЦПЗ Нарушения психического развития, включая расстройство аутистического спектра Итого

установлены не установлены

Положительный 4 178 182

Отрицательный* 0 78 78

Всего 4 254 260

* - принято допущение, что все скрининг-отрицательные случаи по данным Анкеты НЦПЗ являются истинно отрицательными.

оригинальной методике и данным научной литературы [10]. Низкая ценность положительного результата опросника М-СНАТ не умаляет значимости инструмента для проведения скрининга на РАС: методика не пропустила ни одного ребенка с РАС, лож-ноположительными оказались лишь 6 (3%) случаев из 182, причем два ребенка нуждались в специализированной помощи. Таким образом, методика М-СНАТ выявила детей не только с РАС, но и с проблемами психического развития, что повышает медицинскую ценность данного метода, использующегося в популяционных исследованиях.

Для оценки психометрических характеристик Анкеты НЦПЗ мы приняли допущение, что все скри-нинг-отрицательные случаи по данным Анкеты НЦПЗ являются истинно отрицательными. Полученные значения: чувствительность (Se) - 100%, специфичность (Sp) - 31%, прогностическая ценность положительного результата (+PV) - 0,02 и прогностическая ценность отрицательного результата (-PV) -1. Хотя методика и не пропустила ни одного ребенка с нарушениями психического развития, включая РАС, ложноположительными оказались 178 (98%) случаев из 182. Применение Анкеты НЦПЗ в системе первичной медико-санитарной помощи, включая психиатрическую, перегружает службу необходимостью предоставления ряда дополнительных диагностических услуг и необоснованно провоцирует тревогу родителей. Возможно, усовершенствование и внесение изменений в Анкету НЦПЗ вместе с дальнейшими исследованиями и получением иных пороговых значений сделают инструмент более ценным.

Заключение

В проведенном исследовании впервые в России показана диагностическая ценность М-СНАТ - популяционного скринингового инструмента для выявления РАС, успешно валидизированного во многих странах мира.

Для методики установлены высокая чувствительность, специфичность и прогностическая ценность отрицательного результата (1; 0,97 и 1 соответственно), а также низкая прогностическая ценность положительного результата (0,25), что в целом согласуется с данными литературы. Отрицательный результат по М-СНАТ с вероятностью 100% означал отсутствие у ребенка РАС, а положительный оказывался истинно положительным в каждом четвертом случае. Одновременно установлена низкая специфичность (0,31) и скрининговая ценность Анкеты НЦПЗ, по данным которой 70% детей из опрошенных семей вошли в группу риска нарушений психического развития, включая РАС. Таким образом, использование для популяционного скрининга инструмента М-СНАТ представляется в настоящий момент более эффективным с учетом его высо-

кой специфичности и прогностической ценности отрицательного результата, что позволяет рациональнее использовать ресурсы первичной меди-ко-санитарной помощи.

При установлении диагноза РАС (и = 8) применялась стандартизованная полуструктурированная методика ADOS, которая эффективно выявляла качественные и количественные (по степени выраженности) нарушения психических функций по аутистическому типу. Итоговые индивидуальные профили детей повышают доказательность диагноза и помогают дифференцировать его с другими видами психического дизонтогенеза. На основе полученных по методике ADOS данных формируется план лечебно-реабилитационной, психолого-пе-дагогической работы для специалистов и членов семьи пациента по конкретным целям, задачам и методикам, с периодическим использованием ADOS для контроля эффективности проводимых психокоррекционных мероприятий.

В целях оптимизации ресурсов здравоохранения, включая психиатрическую службу, и установления достоверного полифункционального диагноза ребенку с РАС как основы для разработки и последующей коррекции лечебно-реабилитационного процесса в соответствии с критериями эффективности и оптимальной достаточности нами предлагается следующая модель диагностического процесса, которая в настоящее время внедрена в регионе.

На I этапе специалисты первичной медико-са-нитарной помощи (медицинские сестры, педиатры) в соответствии с прикрепленным населением проводят скрининг детей в возрасте 16-30 мес с помощью опросника М-СНАТ для выявления группы риска РАС и других нарушений психического развития. Дети, вошедшие в группу риска, направляются на диагностическое исследование к врачу-психи-атру и медицинскому психологу по участковому принципу.

На II этапе, в условиях амбулаторной консультативной психиатрической помощи в региональном специализированном по РАС кабинете, проводится ряд дополнительных исследований для верификации диагноза и уточнения плана лечебно-реа-билитационных мероприятий. Так, медицинский психолог проводит комплексное психологическое обследование с применением ADOS, врач-психи-атр для детей от 4-5 лет - структурированное интервью родителей по методике ADI-R (Autism Diagnostic Interview - Revised), которая имеет высокую клиническую ценность и международную доказательность, составляя в комплексе с ADOS «золотой стандарт» диагностики РАС [16].

Результатом диагностических этапов исследования пациента является установление доказательного психиатрического полифункционального диагноза, основанного на целостном анализе пси-

хической деятельности ребенка, в котором находят отражение качественные и количественные нарушения в сфере общения и социального взаимодействия ребенка, специфика его игры и поведения, особенности развития когнитивных и исполнительских функций, зона ближайшего развития. Особое внимание следует обратить на ресурсы ребенка (сохранные психические функции, интересы, деятельность), опора на которые служит стержнем формирования позитивного психического здоровья ребенка с РАС.

Сформулированный диагноз (заключение) становится базой для индивидуально направленного выбора доказательных психологических, педагогических, социальных средств и методов вмешательства, что оформляется в индивидуальной маршрутной карте ребенка с РАС, по которой формируется системная целенаправленная работа специалистов разных организаций и служб психического здоровья по месту проживания ребенка.

Таким образом, своевременное использование популяционных скринингов для РАС (М-СНАТ) и диагностических методов (ADOS и ADI-R) позволяет выявить патологию психического развития на раннем этапе, спланировать и провести комплексное лечение пациента, что способствует улучшению его психического развития, восстановлению в доступном

Сведения об авторах

объеме психических функций, социальной интеграции, оптимизирует его трудовой (образовательный) прогноз [17]. Установленная последовательность этапов от проведения скрининга до оказания полипрофессиональной помощи детям оптимизирует финансовые и временные затраты задействованных служб разных ведомств, в том числе за счет исключения дублирующих функций.

Важно принимать во внимание, что одновременно с внедрением популяционного скрининга РАС необходимо, чтобы в сообществе уже была сформирована единая эффективная и контролируемая система, включающая диагностический, лечеб-но-реабилитационный, социально-педагогический этапы сопровождения пациента и его семьи. Кроме того, требуется широкое, доступное информационное обеспечение населения о правах ребенка с РАС и предоставляемых услугах на территории, что может и должно стать опорой для продуктивного функционирования семьи пациента в трудный период установления и принятия диагноза РАС и последующих конструктивных внутрисемейных изменений для обеспечения наилучших доступных условий развития ребенка. В этой парадигме нами и формировалась региональная модель психиатрического сопровождения детей с РАС.

Макашева Валентина Анатольевна - кандидат медицинских наук, главный детский психиатр СФО МЗ РФ, главный врач ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер». E-mail: v.makasheva@mail.ru

Суворова Дарья Сергеевна - медицинский психолог, начальник организационно методического отдела ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер» E-mail: daryasuv76@gmail.com

Воевода Ольга Анатольевна - детский психиатр ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»

E-mail: molusok@mail.ru

Зырянова Олеся Юрьевна - психолог ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер» E-mail: ampira@mail.ru

Варшал Александра Владимировна - научный сотрудник ФГБУ «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины» (Новосибирск)

E-mail: a.v.varshal@mail.ru

Литература

1. Fuentes J., Bakare М., Munir К., et al. Autism spectrum disorder. In IACAPAP e-Textbook of Child and Adolescent Mental Health. Geneva: International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions, 2014.35 p.

2. ВОЗ. Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра // Шестьдесят седьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2013. С. 17-21.

3. Baxter A.J., Brugha, T.S., Ersklne, H.E. et al. The epidemiology and global burden of autism spectrum disorders //Psychological medicine. 2015. Vol. 45, N 3. P. 601-613.

4. Hill A. P., Zuckerman K., Fombonne E. Epidemiology of autism spectrum disorders // Translational Approaches to Autism Spectrum Disorder. Springer International Publishing, 2015. P. 13-38.

5. Haglund N., Dahlgren S., Källen K. et al. The Observation Scale for Autism (0SA): A New Screening Method to Detect Autism Spectrum

Disorder before Age Three Years // Journal of Intellectual Disability-Diagnosis and Treatment. 2016. Vol. 3, N 4. P. 230-237.

6. Robins D.L., Fein D., Barton, M.L. et al. The Modified Checklist for Autism In Toddlers: an initial study Investigating the early detection of autism and pervasive developmental disorders // Journal of autism and developmental disorders. 2001. Vol. 31, N 2. P. 131-144.

7. Canal-Bedla R., Garcfa-Primo P., Martin-Cilleros M.V. et al. Modified checklist for autism In toddlers: cross-cultural adaptation and validation In Spain // Journal of autism and developmental disorders. 2011. Vol. 41, N 10. P. 1342-1351.

8. Seung H., Ji J., Kim S.J. et al. Examination of the Korean Modified Checklist of Autism in Toddlers: Item Response Theory // Journal of autism and developmental disorders. 2015. Vol. 45, N 9. P. 2744-2757.

9. Kara B., Mukaddes N.M., Altinkaya I., et al. Using the Modified Checklist for Autism In Toddlers in a well-child clinic In Turkey: Adapting the screening method based on culture and setting // Autism. 2014. Vol. 18, N 3. P. 331-338.

10. Koh H.C., Lim S.H., Chan G.J. et al. The Clinical Utility of the Modified Checklist for Autism In Toddlers with High Risk 18-48 Month Old Children in Singapore // Journal of autism and developmental disorders. 2014. Vol. 44, N 2. P. 405-416.

11. Baron-Cohen S„ Allen J., Gillberg C. Can autism be detected at 18 months? The needle, the haystack, and the CHAT//The British Journal of Psychiatry. 1992. Vol. 161, N 6. P. 839-843.

References

1. Fuentes J., Bakare M., Munlr K., et al. Autism spectrum disorder. In IACAPAP e-Textbook of Child and Adolescent Mental Health. Geneva: International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions 2014:35 p.

2. WHO. Comprehensive and coordinated efforts for the management of autism spectrum disorders. Sixty-seventh world health assembly. Geneva, World Health Organization. 2014:17-21. (In Russian)

3. Baxter A.J., Brugha, T.S., Erskine, H. E. et al. The epidemiology and global burden of autism spectrum disorders. Psychological medicine. 2015; Vol. 45(3): 601-613.

4. Hill A.P., Zuckerman K., Fombonne E. Epidemiology of autism spectrum disorders. Translational Approaches to Autism Spectrum Disorder. Springer International Publishing, 2015:13-38.

5. Haglund N., Dahlgren S., Kallen K. et al. The Observation Scale for Autism (OSA): A New Screening Method to Detect Autism Spectrum Disorder before Age Three Years // Journal of Intellectual Disability-Diagnosis and Treatment. 2016. Vol. 3, N 4. P. 230-237.

6. Robins D.L., Fein D., Barton, M.L. et al. The Modified Checklist for Autism In Toddlers: an initial study Investigating the early detection of autism and pervasive developmental disorders // Journal of autism and developmental disorders. 2001. Vol. 31, N 2. P. 131-144.

7. Canal-Bedla R., Garcfa-Prlmo P., Martin-Cilleros M.V. et al. Modified checklist for autism In toddlers: cross-cultural adaptation and validation In Spain // Journal of autism and developmental disorders. 2011. Vol. 41, N 10. P. 1342-1351.

8. Seung H„ JI J., Kim S.J., et al. Examination of the Korean Modified Checklist of Autism in Toddlers: Item Response Theory. Journal of autism and developmental disorders. 2015; Vol. 45 (9): 2744-2757.

9. Kara B„ Mukaddes N.M., Altinkaya I., et al. Using the Modified Checklist for Autism In Toddlers in a well-child clinic In Turkey: Adapting the screening method based on culture and setting. Autism. 2014; Vol. 18 (3): 331-8.

12. Klelnman J.M., Robins D.L., Ventola P.E. et al. The Modified Checklist for Autism in Toddlers: A Follow-up Study Investigating the Early Detection of Autism Spectrum Disorders // Journal of autism and developmental disorders. 2008. Vol. 38, N 5. P. 827-839.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Симашкова H.B., Макушкин E.B. Расстройства аутистическо-го спектра: диагностика, лечение, наблюдение // Клинические рекомендации. Казань, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http:// autism-info.ru/wp-content/uploads/2014/10/klin_rek_autizm_ slmashkova.pdf (дата обращения: 02.09.2016).

14. Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П., Ризи С. План диагностического обследования при аутизме // Руководство. Western Psychological Services: перевод и адаптация Giunti OS, 2011. 220 с.

15. Трущелев С.А. Условия применения диагностических тестов в психиатрии (аналитический обзор) // Рос. психиатр, журн. 2014. №. 5. С. 81-91.

16. De Bildt A., Sytema S., Ketelaars С. et al. Interrelationship between autism diagnostic observation schedule-generic (ADOS-G), autism diagnostic Interview-revised (ADI-R), and the diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-IV-TR) classification In children and adolescents with mental retardation // Journal of autism and developmental disorders. 2004. Vol. 34, N 2. P. 129-137.

17. Rogers S.J., Vlsmara L.A. Evidence-based comprehensive treatments for early autism // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2008. Vol. 37, N 1. P. 8-38.

10. Koh H.C., Lim S.H., Chan G.J., et al. The Clinical Utility of the Modified Checklist for Autism In Toddlers with High Risk 18-48 Month Old Children In Singapore. Journal of autism and developmental disorders. 2014; Vol. 44 (2): 405-416.

11. Baron-Cohen S., Allen J., Gillberg C. Can autism be detected at 18 months? The needle, the haystack, and the CHAT. The British Journal of Psychiatry. 1992; Vol. 161 (6): 839-843.

12. Klelnman J.M., Robins D.L., Ventola P.E., et al. The Modified Checklist for Autism In Toddlers: A Follow-up Study Investigating the Early Detection of Autism Spectrum Disorders. Journal of autism and developmental disorders. 2008; Vol. 38 (5): 827-8 39.

13. Slmashkova N.V., Makushkln E.V. Autism spectrum disorders: diagnosis, treatment and monitoring. Clinical guidelines. Kazan, 2015. [electronic resource]. URL: http://autism-info.ru/wp-content/ uploads/2014/10/klin_rek_autizm_simashkova.pdf (reference date: 09/02/2016). (in Russian)

14. Lord K., Rutter M., DiLavore P. Reese S. Diagnostic testing plan in autism. Guide. Western Psychological Services: translation and adaptation of Giunti OS, 2011: 220 p. (in Russian)

15. Truschelev S.A. Usloviya prlmenenlya dlagnosticheskikh testov v pslkhiatril (analitlchesklyobzor) [Diagnostic tests in psychiatry: conditions of application (analytical review)]. Rosslyskiy pslkhiatricheskly zhurnal [Russian journal of psychiatry] 2014; (5): 81-91. (in Russian)

16. De Bildt A., Sytema S., Ketelaars C. et al. Interrelationship between autism diagnostic observation schedule-generic (ADOS-G), autism diagnostic interview-revised (ADI-R), and the diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-IV-TR) classification in children and adolescents with mental retardation. Journal of autism and developmental disorders. 2004; Vol. 34 (2): 129-137.

17. Rogers S.J., Vismara L.A. Evidence-based comprehensive treatments for early autism. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2008; Vol. 37 (1): 8-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.