Экономика ^Ф/
УДК 338.43
RANK ORDER TOURNAMENTS В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРоВАНИЯ
ресурсосберегающего производства
г. А. БЕЗНОСОВ,
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)
Ключевые слова: экономический механизм, ресурсосбережение, система стимулирования, субсидии, ресурсоем-кость, интенсификация производства, сельскохозяйственные товаропроизводители.
Важнейшая роль в развитии экономического механизма ресурсосбережения отводится совершенствованию государственной аграрной политики в области ресурсосбережения. Стимулирование ресурсосберегающего производства должно опираться на современные научно обоснованные подходы, учитывающие общемировые тенденции, особенности осуществления хозяйственной деятельности в аграрной сфере. Прямая финансовая поддержка государства может обеспечить модернизацию производства, совершенствование инфраструктуры, обновление парка сельскохозяйственной техники. Субсидии должны распределяться по результатам конкурса, проводимого среди сельскохозяйственных организаций аналогично так называемым турнирам (rank order tournaments). При этом между государством в лице органа государственной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению агропромышленным комплексом в Российской Федерации, и сельскохозяйственной организацией будут складываться отношения по типу «принципал -агент» (principal - agent relationship), согласно которым агент обязуется обеспечить достижение определенного результата в области ресурсосбережения, а принципал - своевременно предоставить гарантированный объем субсидий, определяемый в свою очередь на основании сравнительного анализа показателей, характеризующих эффективность ресурсосбережения в отрасли. Ранжирование сельскохозяйственных товаропроизводителей может осуществляться по степени освоения нормативного уровня ресурсоемкости с учетом региональных особенностей производства, что позволит выявить агентов, эффективность использования производственных ресурсов которых была наиболее высокой в отчетном периоде, и обеспечить тем самым справедливое распределение имеющегося объема субсидий. Для оценки эффективности ресурсосбережения на предприятиях были проведены расчеты. При этом использовались данные статистических наблюдений за сельскохозяйственными организациями глубокой зерновой специализации Курганской области, находящимися в схожих природно-климатических и экономических условиях.
RANK ORDER TOURNAMENTS IN THE INCENTIVE SYSTEM OF RESOURCE SAVING PRODUCTION
G. A. BEZNOsOV,
candidate of economic sciences, senior lecturer, ural state Agrarian university
(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)
Keywords: economic mechanism, resource saving, system of incentives, subsidies, resource use, intensification ofproduction, agricultural producers.
The most important role in the development of economic mechanism of resource allocated to improving the state agrarian policy in the field of resource. Promote resource-saving production should be based on modern science-based approaches which take into account global trends, particularly the economic activities in the agricultural sector. Direct financial support of the state can provide the modernization of production, improvement of infrastructure, renewal of agricultural machinery. Subsidies should be allocated according to the results of the contest held among agricultural organizations, similar to the so-called tournament (rank order tournaments). In this case between the state represented by a public authority empowered to carry out the functions of managing of agro-industrial complex of the Russian Federation and agriculture organization the relations of "principal - agent" develop in according to which the agent undertakes to achieve a particular result in the field of resource and the principal - in a timely manner to provide a guaranteed amount of subsidy determined, in turn, based on a comparative analysis of indicators characterizing the efficiency of resource industry. Ranking of agricultural producers may be carried out according to the degree of development of resource-normative level, taking into account regional peculiarities of production, which will identify the agents, which efficiency of production resources was highest in the reporting period, thereby ensuring the fair distribution of the available amount of subsidies. For the assessment of resource efficiency in the enterprises calculations have been made. We used data of statistical surveys for agricultural organizations of the deep grain specialization of Kurgan region, located in similar climatic and economic conditions.
Положительная рецензия представлена О. Д. Рубаевой, доктором экономических наук, профессором, заведующей кафедрой управления сельскохозяйственным производством Южно-Уральского государственного аграрного университета.
Экономика
Одним из основных элементов экономического механизма ресурсосбережения является система стимулирования ресурсосберегающего производства, причем не только на микро-, но и на мезо- и макроуровне.
Зарубежные ученые при рассмотрении вопросов развития экономического механизма ресурсосбережения решающую роль отводят совершенствованию государственной аграрной политики в области ресурсосбережения. Так, Shi Jianhua считает, что необходимо сформировать финансовую и налоговую политику поощрения ресурсосбережения и сокращения негативного воздействия на окружающую среду [1]. L. Weiguo, L. Qianwena, G. Jintian полагают, что для стимулирования энергосбережения и сокращения вредных выбросов в окружающую среду следует использовать так называемые турниры (rank order tournaments), базирующиеся на отношениях «принципал - агент», в основе которых лежит договоренность о том, что принципал доверяет агентам выполнение некоторых работ и предоставляет им при этом определенные полномочия. Rank order tournaments должны обеспечивать конкуренцию среди агентов, результаты деятельности которых оцениваются относительно друг друга. В качестве принципала, по мнению авторов, в таких отношениях должно выступать правительство, а в качестве агентов - предприятия [2].
Адаптировав данные предложения к особенностям отечественного сельскохозяйственного производства в целях повышения степени участия государства в развитии экономического механизма ресурсосбережения, считаем необходимым разработать рекомендации по субсидированию ресурсосбережения. По нашему замыслу субсидии должны распределяться по результатам конкурса, проводимого среди сельскохозяйственных организаций, аналогичного «турниру». При этом между государством в лице органа государственной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению агропромышленным комплексом в Российской Федерации, и сельскохозяйственной организацией будут складываться отношения по типу «принципал - агент» (principal -agent relationship), согласно которым агент обязуется обеспечить достижение определенного результата в области ресурсосбережения, а принципал - своевременно предоставить гарантированный объем субсидий, определяемый в свою очередь на основании сравнительного анализа показателей, характеризующих эффективность ресурсосбережения в отрасли.
Предположим, что имеются n сельскохозяйственных организаций (a = 1, 2, 3, ..., n) и m субсидий разного объема (s = 1, 2, 3, ., m), при этом Sj > s2 > s3 > ... > Sm(n > m). В зависимости от степени достижения показателей эффективности использования производственных ресурсов данные предприятия долж-
ны гарантированно получить определенный объем денежных средств. Таким образом, агент а1 получит субсидию, равную s1, агент а2 получит субсидию s2, последний в ранжированном ряду по степени достижения планового результата получит субсидию sm (рис. 1).
Для определения агентов, которые заслуживают получение субсидии за достижение высоких результатов в ресурсосбережении, применимы разработки Б. И. Смагина [3, 4, 5], Е. И. Локтик [6], Е. А. Мар-тыновой [7, 8, 9, 10]. Результаты ранжирования организаций по степени освоения нормативного уровня ресурсоемкости с учетом региональных особенностей сельскохозяйственного производства могут применяться для выявления агентов, эффективность использования производственных ресурсов которых была наиболее высокой в отчетном периоде, и обеспечения тем самым справедливого распределения имеющегося объема субсидий.
Оценим эффективность ресурсосбережения в сельскохозяйственных организациях Курганской области. При этом для расчетов используем данные статистических наблюдений за сельскохозяйственными организациями глубокой зерновой специализации Курганской области, находящимися в схожих природно-климатических и экономических условиях (табл. 1).
Получив сведения о совокупных ресурсах, используемых в анализируемых сельскохозяйственных организациях для производства зерна, можно вычислить ресурсоемкость и ее частные показатели. Для этого удельные показатели площади сельскохозяйственных угодий, затрат живого труда, стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения и материальных затрат необходимо разделить на удельный показатель валового производства зерна (табл. 2).
Определим уровень нормативной ресурсоемкости с учетом качественной характеристики почвы и интенсивности использования ресурсов.
Рнпрм = 12,39 - - 1,39х; + 0,83хэ - 3,63х4,
где х1 - бонитировочный балл почвы;
х2 - интенсивность использования трудовых ресурсов, тыс. чел.-ч/га;
х3 - интенсивность использования основных производственных фондов, тыс. руб./га;
х4 - интенсивность использования материальных ресурсов, тыс. руб./га.
Коэффициент освоения нормативной ресурсоем-кости показывает средний уровень использования ресурсов в анализируемых сельскохозяйственных организациях глубокой зерновой специализации в зависимости от качества почвы, интенсивности использования трудовых ресурсов, основных производственных фондов и материальных ресурсов (табл. 3).
333© - - Аграрный вестник Урала № 06 (148), 2016 г.-. _
Экономика ^Ф/
Рис. 1. Схема субсидирования сельскохозяйственных Fig. 1. The scheme of subsidizing of agricultural organizations
организаций за результаты в ресурсосбережении for the results to resource saving
Таблица 1
Совокупные ресурсы сельскохозяйственных организаций глубокой зерновой специализации Курганской области
Table 1
Total resources of the agricultural organizations of the deep grain specialization of Kurgan region
№ Площадь посевов зерновых культур The acreage of grain crops Затраты живого труда The cost of living labor ОПФ сельскохозяйственного назначения The basic production funds for agricultural purposes Материальные затраты Material costs Совокупные ресурсы Total resources
га ha удельные specific тыс. чел.-ч. thousand people in hour удельные specific тыс. руб. thousand rub. удельные specific тыс. руб. thousand rub. удельные specific
1 6400 0,092 19 0,022 399307 0,304 26096 0,115 0,533
2 2973 0,043 13 0,015 51420 0,039 9363 0,041 0,138
3 2364 0,034 16 0,019 12494 0,010 7395 0,033 0,095
4 6775 0,097 87 0,100 124072 0,094 16321 0,072 0,364
5 587 0,008 7 0,008 10349 0,008 1178 0,005 0,029
6 18457 0,264 193 0,224 259233 0,197 66389 0,294 0,979
7 2642 0,038 85 0,098 48204 0,037 11070 0,049 0,221
8 3096 0,044 67 0,078 8208 0,006 5808 0,026 0,154
9 2000 0,029 44 0,051 38501 0,029 3516 0,016 0,124
10 2014 0,029 30 0,035 47530 0,036 5857 0,026 0,126
11 2507 0,036 82 0,094 29432 0,022 6643 0,029 0,182
12 1146 0,016 13 0,015 8703 0,007 1835 0,008 0,046
13 6298 0,090 70 0,081 30168 0,023 19305 0,085 0,280
14 2609 0,037 20 0,023 35935 0,027 8218 0,036 0,124
15 2083 0,030 43 0,049 39955 0,030 6331 0,028 0,138
16 1441 0,021 5 0,006 40868 0,031 3549 0,016 0,074
17 2705 0,039 38 0,044 52357 0,040 14161 0,063 0,185
18 1877 0,027 20 0,023 60159 0,046 7654 0,034 0,130
19 1943 0,028 14 0,016 16111 0,012 5288 0,023 0,079
Итого 69916 1,000 864 1,000 1313007 1,000 225977 1,000 4,000
Экономика
Таблица 2
Ресурсоемкость производства зерна в сельскохозяйственных организациях глубокой зерновой специализации Курганской области
Table 2
Resource capacity of grain production in the agricultural organizations of the deep grain specialization of Kurgan region
№ Совокупные ресурсы Total resources Валовая продукция Gross output Ресурсоемкость Resource intensity В том числе Including
тыс. руб. thousand rub. удельная specific землеем-кость the ground capacity трудоемкость laborious-ness фондоемкость capital intensity материалоемкость materials consumption
1 0,533 47091 0,108 4,943 0,849 0,204 2,820 1,071
2 0,138 13563 0,031 4,435 1,369 0,472 1,261 1,334
3 0,095 8298 0,019 4,976 1,779 0,974 0,501 1,722
4 0,364 35564 0,081 4,468 1,190 1,231 1,160 0,887
5 0,029 2235 0,005 5,706 1,641 1,507 1,540 1,018
6 0,979 152546 0,349 2,802 0,756 0,640 0,565 0,841
7 0,221 16929 0,039 5,711 0,974 2,526 0,947 1,263
8 0,154 11483 0,026 5,846 1,684 2,948 0,238 0,977
9 0,124 6941 0,016 7,801 1,799 3,178 1,845 0,979
10 0,126 9300 0,021 5,898 1,352 1,630 1,700 1,217
11 0,182 9860 0,023 8,067 1,588 4,184 0,993 1,302
12 0,046 3479 0,008 5,795 2,057 1,888 0,832 1,019
13 0,280 32032 0,073 3,815 1,228 1,109 0,313 1,165
14 0,124 15447 0,035 3,510 1,055 0,654 0,774 1,028
15 0,138 10425 0,024 5,763 1,248 2,067 1,274 1,173
16 0,074 7693 0,018 4,178 1,170 0,350 1,767 0,891
17 0,185 29298 0,067 2,760 0,577 0,655 0,594 0,934
18 0,130 14777 0,034 3,832 0,793 0,684 1,354 1,001
19 0,079 9674 0,022 3,578 1,254 0,714 0,554 1,056
Итого 4,000 436636 1,000 - - - - -
Таблица 3
Соотношение фактической и нормативной ресурсоемкости производства зерна в сельскохозяйственных организациях глубокой зерновой специализации Курганской области
Table 3
Correlation of actual and standard carrying capacity of grain production in the agricultural organizations of the deep grain specialization of Kurgan region
№ Ресурсоемкость Resource intensity Степень освоения нормативной ресурсоемкости The degree of development of regulatory intensity Валовая продукция, тыс. руб. Gross products, thousand rub. Дополнительная ВП, тыс. руб. Additional gross products, thousand rub.
фактическая actual нормативная regulatory
1 4,943 4,472 0,905 47091 -4488
2 4,435 3,603 0,812 13563 -2546
3 4,976 3,531 0,710 8298 -2410
4 4,468 5,364 1,201 35564 7138
5 5,706 5,849 1,025 2235 56
6 2,802 3,881 1,385 152546 58756
7 5,711 6,052 1,060 16929 1011
8 5,846 6,196 1,060 11483 687
9 7,801 7,527 0,965 6941 -243
10 5,898 5,571 0,945 9300 -515
11 8,067 7,256 0,900 9860 -991
12 5,795 5,935 1,024 3479 84
13 3,815 3,776 0,990 32032 -324
14 3,510 3,458 0,985 15447 -230
15 5,763 5,635 0,978 10425 -231
16 4,178 4,648 1,112 7693 864
17 2,760 2,828 1,025 29298 718
18 3,832 4,377 1,142 14777 2104
19 3,578 3,925 1,097 9674 938
_Экономика *)
Таблица 4
Ранжирование сельскохозяйственных организаций глубокой зерновой специализации Курганской области по степени освоения нормативной ресурсоемкости
Table 4
Ranking of the agricultural organizations of the deep grain specialization of Kurgan region
in the degree of development of regulatory resource intensity
Ранг № Ресурсоемкость Resource intensity Степень освоения нормативной ресурсоемкости The degree of development of regulatory intensity Валовая продукция, тыс. руб. Gross products, thousand rub. Дополнительная ВП, тыс. руб. Additional gross products, thousand rub.
фактическая actual нормативная regulatory
1 3 4,976 3,531 0,710 8298 -2410
2 2 4,435 3,603 0,812 13563 -2546
3 11 8,067 7,256 0,900 9860 -991
4 1 4,943 4,472 0,905 47091 -4488
5 10 5,898 5,571 0,945 9300 -515
6 9 7,801 7,527 0,965 6941 -243
7 15 5,763 5,635 0,978 10425 -231
8 14 3,510 3,458 0,985 15447 -230
9 13 3,815 3,776 0,990 32032 -324
10 12 5,795 5,935 1,024 3479 84
11 5 5,706 5,849 1,025 2235 56
12 17 2,760 2,828 1,025 29298 718
13 7 5,711 6,052 1,060 16929 1011
14 8 5,846 6,196 1,060 11483 687
15 19 3,578 3,925 1,097 9674 938
16 16 4,178 4,648 1,112 7693 864
17 18 3,832 4,377 1,142 14777 2104
18 4 4,468 5,364 1,201 35564 7138
19 6 2,802 3,881 1,385 152546 58756
Ранжирование анализируемых сельскохозяйственных организаций глубокой зерновой специализации по степени освоения нормативной ресурсоемкости показывает, что первые девять из них не осваивают возможный уровень ресурсоемкости, таким образом теряя потенциально возможную валовую продукцию (табл. 4).
Остальные организации в ранжированном ряду в полной мере используют имеющийся потенциал, что обусловливается получением дополнительной валовой продукции за счет наиболее эффективного применения производственных ресурсов. В связи с
этим считаем возможным выделение субсидий для хозяйств под номерами 10-19 пропорционально степени освоения ими нормативной ресурсоемкости.
Такое стимулирование ресурсосбережения путем субсидирования организаций, добившихся высоких результатов в снижении затрат производственных ресурсов на единицу произведенной продукции, может обеспечить посредством прямой финансовой поддержки государства модернизацию производства, совершенствование инфраструктуры, обновление парка сельскохозяйственной техники.
Литература
1. Jianhua S. Measures and Reference on Supporting the Energy-Saving of Using Financial and Tax Policy in Foreign Countries // International Taxation in China. 2004. № 10. P. 50-53.
2. Weiguo L., Qianwena L., Jintian G. Incentive Mechanism of Enterprises Energy-saving and Emission Reduction Based on Rank Order Tournaments // Energy Procedia. 2011. № 5. P. 235-240.
3. Смагин Б. И. Методика оценки ресурсного потенциала в аграрном производстве // Достижения науки и техники АПК. 2003. № 2. С. 43-46.
4. Смагин Б. И. Некоторые вопросы интерпретации производственной функции Кобба - Дугласа и ее применение в экономическом анализе // Повышение эффективности функционирования АПК и применение методов математического моделирования в исследованиях агроэкономических систем. Воронеж : ВГАУ, 2001. С. 253-256.
5. Смагин Б. И. Об одном методе оценки ресурсного потенциала в аграрном производстве // Агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. Мичуринск : МГАУ, 2003. С. 44-48.
6. Локтик Е. И. Экономический механизм ресурсосбережения в сельском хозяйстве : дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. 155 с.
р- Аграрный вестник Урала № 06 (148), 2016 г. —«
Щ,
Экономика
7. Мартынова Е. А. Направления повышения эффективности отечественного сельскохозяйственного производства в условиях ВТО // Молодежь и наука. 2015. № 3.
8. Мартынова Е. А. Ресурсосбережение - основа повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства // Молодежь и наука. 2015. № 3.
9. Мартынова Е. А. Экономический механизм ресурсосбережения в сельском хозяйстве // Аграрное образование и наука. 2015. № 3.
10. Мартынова Е. А. Моделирование экономических процессов как способ снижения ресурсоемкости сельскохозяйственного производства // Аграрное образование и наука. 2015. № 3.
1. Jianhua S. Measures and reference on supporting the energy-saving of using financial and tax policy in foreign countries // International Taxation in China. 2004. № 10. P. 50-53.
2. Weiguo L., Qianwena L., Jintian G. Incentive mechanism of enterprises energy-saving and emission reduction based on rank order tournaments // Energy Procedia. 2011. № 5. P. 235-240.
3. Smagin B. I. Methodology of evaluation of the resource potential in agricultural production // Advances in science and agribusiness technology. 2003. № 2. P. 43-46.
4. Smagin B. I. Some questions of the interpretation of the production function of the Cobb - Douglas and its application in economic analysis // Increase of agro-industrial complex of operation efficiency and the use of methods of mathematical modeling in research of agro-economic systems. Voronezh : Voronezh State Agrarian University, 2001. P. 253-256.
5. Smagin B. I. A method of estimating the resource potential in agricultural production // Agriculture: problems and prospects : collections of scientific works. Michurinsk : Michurinsk State Agrarian University, 2003. P. 44-48.
6. Loktik E. I. Economic resource mechanism in agriculture : dis. ... cand. of economic sciences. M., 2002. 155 p.
7. Martynova E. A. Directions of increase of efficiency of domestic agricultural production in the WTO // Youth and science. 2015. № 3.
8. Martynova E. A. Resource conservation - the basis of increasing the economic efficiency of agricultural production // Youth and science. 2015. № 3.
9. Martynova E. A. Economic mechanism of resource conservation in agriculture // Agricultural education and science. 2015. № 3.
10. Martynova E. A. Modeling of economic processes as a way to reduce the resource intensity of agricultural production // Agricultural education and science. 2015. № 3.
References