Научная статья на тему 'Рамочные программы исследований и развития ЕС: цели, приоритеты, механизмы реализации'

Рамочные программы исследований и развития ЕС: цели, приоритеты, механизмы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рамочные программы исследований и развития ЕС: цели, приоритеты, механизмы реализации»

ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007

Рамочные программы

исследований и развития ЕС: цели, приоритеты, механизмы реализации1

В. П. Клавдиенко,

к. э. н.,

ведущий научный сотрудник экономического факультета

МГУ им. М. В. Ломоносова

В современных условиях одним из ключевых факторов развития экономики выступают инновации. Они воплощаются в экономическую жизнь как в материализованном виде (новые или улучшенные изделия, технологии, оборудование, материалы, источники энергии и т. п.), так и в не материализованном виде в качестве улучшения организации труда и управления экономикой, повышения квалификации работников. Инновации взаимодействуют со многими процессами в социальной и природной среде, создают конкурентные преимущества отдельным странам и регионам на международном рынке, им принадлежит ключевая роль в реализации основного императива современной парадигмы устойчивого развития — гармоничного сочетания экономического роста с сохранением природной среды и социальным прогрессом.

В странах ЕС стимулирование инноваций приобрело особое значение в контексте сформулированной в Лиссабоне (2000 г.) стратегической цели ЕС — превратить в первом десятилетии XXI в. экономику ЕС в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире. Одновременно ставилась задача формирования к 2010 г. европейского пространства научных исследований и нововведений [1]. Для реализации этой цели национальные правительства и наднациональные органы управления ЕС создают правовые, организационные и экономические условия и механизмы, которые укрепляют научную и технологическую базу европейской промышленности, мотивируют хозяйствующих субъектов к модернизации производства, превращению результатов научных исследований и разработок в конкурентоспособные товары и услуги.

В последние десятилетия прерогатива стимулирования инновационной активности все более выходит за рамки европейских национальных границ на уровень Европейского Союза. Постепенно формируется наднациональный механизм управления научными исследованиями и разработками. Основы этого механизма закладывались в 1950-1970 гг., когда

1 Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта № 06-02-04036, поддержанного грантом РГНФ.

начали функционировать Общеевропейский исследовательский центр, агентство «Евратом», Европейская южная обсерватория и Европейская организация по молекулярной биологии, Европейский научный фонд, которые стали моделью для новых европейских инициатив в области совместных НИОКР.

Перелом в становлении наднационального механизма управления НИОКР произошел в 1980-е гг., когда была разработана и в 1984 г. принята первая рамочная программа научных исследований и технологического развития на 1984-1987 гг. В течение последующих более чем двадцати лет рамочные программы являются институциональным стержнем наднационального управления НИОКР в ЕС. Рамочные программы определяют цели и приоритеты европейской научно-технической политики, средства их достижения, источники и объемы финансирования мероприятий. Установленные в рамочных программах научные и технологические задачи реализуются на основе кооперации предприятий, исследовательских центров и университетов стран-членов ЕС. Всего с 1984-2006 гг. было реализовано шесть рамочных программ. Нынешняя седьмая рамочная программа, рассчитанная на 2007-2013 гг., предусматривает углубление тенденций формирования экономики знаний и роста международной конкурентоспособности европейской экономики, наметившихся в ходе реализации предыдущей шестой рамочной программы. Особенностью седьмой рамочной программы является расширение горизонта намеченных задач с четырех до семилетнего периода.

Суммы, выделяемые из единого бюджета ЕС на финансирование инновационных проектов по линии рамочных программ, неизменно растут. На реализацию седьмой рамочной программы предусмотрены расходы в размере 54,2 млрд евро, что более чем в 16 раз превышает ассигнования на реализацию первой рамочной программы (см. табл. 1).

Формирование в последние десятилетия в странах ЕС принципиально нового типа хозяйства (экономики знаний) отражают не только возросшие расходы из наднациональных фондов на исследования и разработки, но и сдвиги в структуре этих расходов. В первой рамочной программе приоритетными явля-

Таблица 1

Финансирование рамочных программ научных исследований и разработок из бюджета ЕС (млрд евро)

1-я рамочная программа 19841987 2-я рамочная программа 19871990 3-я рамочная программа 19901994 4-я рамочная программа 19941998 5-я рамочная программа 19982002 6-я рамочная программа 20022006 7-я рамочная программа 20072013

3,3 5,4 6,6 13,1 15,0 17,5 54,2

Таблица 2

Финансирование основных направлений НИОКР по линии шестой рамочной программы ЕС, 2002-2006 гг.

Всего млрд евро в процентах к итогу

На приоритетные направления 11,31 64,5

1. Информационные технологии 3,63 20,7

2. Биологические науки и генная инженерия 2,26 12,9

3. Устойчивое развитие, глобальные изменения и экологические системы 2,12 12,1

4. Нанотехнологии, новые материалы и методы производства 1,30 7,4

5. Авиация и космонавтика 1,08 6,2

6. Качество и безопасность продуктов питания 0,69 3,9

7. Распространение научных знаний 0,23 1,3

На другие направления 6,19 35,5

Итого 17,50 100,0

лись исследования в сфере энергетики, затраты на них составляли более половины общего бюджета программы, причем доминировала ядерная энергетика. Вторая рамочная программа отдавала приоритет исследованиям в области информационных и коммуникационных технологий и внедрению новых технологий в традиционные отрасли экономики. На эти цели выделялось 42% средств из бюджета программы. Существенное место по-прежнему отводилось исследованиям в области энергетики, ассигнования на них занимали вторую строку в расходах программы (22%). Третья программа стимулировала, прежде всего, исследования и разработки, способствующие укреплению внутренних рынков. Особое внимание в ней уделялось исследованиям в области информационных и коммуникационных технологий, а также промышленных технологий и новых материалов (соответственно, 38 и 15% бюджета программы). В четвертой и пятой программах заметно увеличивалась доля ассигнований на исследования окружающей среды, наук о жизни и биотехнологии [2, 6, 7].

Шестая программа предусматривала формирование единого исследовательского пространства ЕС с целью обеспечить устойчивое развитие и превратить Евросоюз к 2010 г. в регион с наиболее конкурентоспособной экономикой в мире. Приоритетными сферами научных исследований и разработок в шестой программе стали информационные технологии и биотехнологии (на них выделялось 33,6% средств из бюджета ЕС, предназначенных на финансирование НИОКР), исследования в области многофункциональных материалов, экологии, а также авиации и космонавтики (см. табл. 2).

Начиная с шестой рамочной программы, новшеством в механизме реализации их задач является возможность участия в общеевропейских исследованиях исполнителей из сферы мелкого и среднего бизнеса, а также партнеров из третьих стран.

В седьмой рамочной программе в качестве приоритетных направлений определены научные исследования и разработки в области информационных и коммуникационных технологий и их использование в сфере здравоохранения и медицины, охраны окружающей среды, образования, промышленности (для оптимизации производственных процессов). Особый акцент сделан на достижении более глубокой интеграции всех стадий инновационного процесса, в первую очередь укреплении связи между генерированием новых знаний и разработкой на их основе новых технологий. В настоящее время многие страны ЕС, за исключением, пожалуй, скандинавских стран, в результате «пробуксовки» этого звена инновационной цепочки оказываются не в состоянии обеспечить

перенос мощного потенциала полученных знаний из научно-исследовательской сферы в промышленные инновации. Поэтому около 35-40% научных результатов, полученных в ходе выполнения рамочных программ ЕС, осваиваются не в Европе, а в США [3].

Рамочные программы конкретизируются и реализуются через ряд специальных программ совместных исследований и разработок, направленных на решении конкретных задач и достижение практических результатов. К такому виду программ относится программа развития информационно-коммуникационных технологий, включающая целый пакет подпрограмм, в том числе: MEDIA (развитие аудиовизуальной промышленности), ISDN (развитие сектора телекоммуникаций) и др. В сфере энергетики выполняются специальные целевые программы: ALTENER (альтернативные источники энергии), JOULE-THERMIE (экономия энергии), в области экологии: STEP (наука и технология для защиты окружающей среды), EPOCH (программа по климатологии и естественному риску).

Для каждой специальной программы установлены сроки реализации, предусмотрены необходимые средства и установлены правила, регулирующие распространение результатов исследований. Например, на реализацию рассчитанной до 2013 г. исследовательской программы в области информационно-коммуникационных технологий, из наднациональных фондов предполагается выделить 801,6 млн евро, а на совместные исследования стран ЕС по развитию нетрадиционной энергетики и энергосбережению намечено ассигновать 780 млн евро. [4].

Важной составной частью седьмой рамочной программы является специальная программа «Мария Кюри». В ее рамках поддерживается обучение, научная карьера и мобильность молодых исследователей, перенос знаний в менее развитые регионы ЕС, транснациональный обмен научного персонала. Эта программа имеет существенное значение для формирования европейского исследовательского пространства. Предполагается, что в ближайшее десятилетие ЕС потребуется от 500 до 700 тыс. новых исследователей. Чтобы содержать таких специалистов в странах ЕС должны быть созданы более привлекательные условия для их карьеры. Немаловажно, чтобы они имели ясные перспективы для научного роста, могли

ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007

ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007

свободно передвигаться через «научные и географические границы». На реализацию этой программы предполагается выделить до 2013 г. 4217 млн евро. Среди тех, кто пользуется возможностью данной программы, лидируют ученые из Франции, Испании, Германии и Италии. Самой популярной страной ЕС, привлекающих ученых из-за рубежа является Великобритания [5, 8].

Современная институциональная структура управления совместными научными исследованиями и технологическим развитием стран ЕС включает Европейский Совет, Европейскую комиссию и ее генеральный директорат по научно-техническим исследованиям, а также сеть исследовательских организаций: Совместный исследовательский центр, международные институты и лаборатории и др.

Центральным органом, принимающим решения в области региональной научной и технологической политики является Европейский Совет, представленный главами государств и правительств стран ЕС, а также председателем Европейской комиссии. Наднациональный орган, осуществляющий управление рамочными программами — Европейская комиссия.

Основными формами выполнения исследований и разработок, финансируемых из наднациональных фондов по линии рамочных программ, являются особые целевые исследовательские проекты и объединенные исследовательские проекты. Особые целевые проекты фокусируются на решении единичных проблем, предполагают фиксированный состав исполнителей и рассчитаны на краткосрочный период. Объединенные проекты основываются на программном подходе многопроблемного масштаба. Они являются многодисциплинарными, как правило, с большим числом участников, ориентированы на развивающуюся и длительную интеграцию исследовательской деятельности партнеров. В ходе реализации этих проектов может меняться круг исполнителей и решаемых конкретных задач.

Практическая реализация утвержденных Европейским Советом проектов совместных научных исследований и разработок осуществляется тремя различными методами:

► Путем непосредственного выполнения проектов международными (совместными) научно-исследовательскими институтами. Эта собственная научно-исследовательская база Евросоюза насчитывает более 10 тыс. специалистов, а выполняемые в рамках совместных институтов проекты полностью финансируются из фондов Евросоюза.

► Путем заключения контрактов Европейской комиссией с исследовательскими институтами, университетами, лабораториями, частными предприятиями стран-членов ЕС на выполнение конкретных проектов. Выполнение исследований на контрактной основе является наиболее распространенной формой организации и финансирования НИОКР из наднациональных фондов. Около 80% выделяемых Евросоюзом ассигнований на реализацию рамочных программ приходится именно на исследования по контрактам. При выполнении работ на контрактной основе из бюджета ЕС оп-

лачивается, как правило, до 50% стоимости работ, а для университетов финансирование из наднациональных фондов может быть стопроцентным.

► На инициативной основе. В этом случае Совет предлагает лишь направления и содержание основных этапов исследований, а исполнители (национальные НИИ, лаборатории, группы ученых) по своей инициативе включаются в разработку научно-исследовательских проектов. Наднациональные средства в финансировании таких инициативных исследований не участвуют. Но из них могут быть покрыты административные затраты по координации работ (например, расходы по командировкам, проведению заседаний по обсуждению полученных результатов и т. п.). Наднациональное финансирование до настоящего времени в целом не приобрело больших масштабов и является лишь незначительной долей тех средств, которые крупные страны ЕС тратят на собственные НИОКР. Однако для таких стран как, Греция, Португалия, Испания наднациональное финансирование покрывает до 50% общих затрат на исследования и разработки, обеспечивая «подтягивание» научно-исследовательского потенциала этих государств к уровню наиболее развитых стран ЕС. Участие в рамочных программах дает возможность исследователям и разработчикам получить доступ к ресурсам и включиться в кооперацию с новыми партнерами при решении задач общеевропейской значимости. И хотя наибольшую поддержку инновационному процессу в странах ЕС оказывает частный сектор и государства отдельных стран, наднациональный механизм финансирования и стимулирования НИОКР становится значимым фактором, обеспечивающим координацию действий и средств отдельных государств-членов ЕС при решении ключевых задач повышения международной конкурентоспособности европейской экономики, формирования в регионе новой экономики, основанной на знаниях

Опыт наднационального стимулирования научных исследований и разработок и формирования инновационной среды в ЕС может послужить подспорьем при выработке программ инновационного развития и формирования оптимального варианта инновационной стратегии России. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают такие стороны европейского опыта как:

► концентрация ресурсов и средств на приоритетных инновационных проектах конкурентоспособных технологий в избранных отраслях;

► формирование кластера инновационных технологий (взаимосвязанных и взаимозависимых предприятий, производств, технологий), обеспечивающих формирование конкурентоспособных наукоемких отраслей;

► расширение исследований на контрактной основе, развитие системы грантов и форм долевого участия в финансировании НИОКР (в том числе с привлечением иностранных инвесторов);

► использование возможности участвовать в кооперации с европейскими исследовательскими центрами, университетами, мелким и средним биз-

несом в реализации проектов по линии рамочных программ ЕС;

► увеличение закупок нереализованных на европейском инновационном рынке (в силу его недостаточной абсорбционной способности) результатов НИОКР;

► совершенствование системы образования и подготовки кадров, готовых к нововведениям и способных реализовать принципы и задачи современной инновационной стратегии страны.

Литература

1. Opter pour la croissance: connaissance, innovation et employ dans une sosiete fondee sur la cohesion. Commission Europeenne, 2003.

2. Unia Europejska-Polska: polityka, regulacje i sposoby dzialania. Poznan. WAE. 2002.

3. R. Viale, S. Campodall Orto. An evolutionary triple helix to strengthen academy-industry relation: suggestion from European regions//Science and public policy. Guldford, Vol. 29. No 3, 2002.

4. Siodmy program ramowy badan i rozwoju UE//Innowacje. Warszawa. 2006.

5. A. Ormala, N. Vonortas. Evaluating the EU research Framework programmes//Science and public police. Guldford. Vol. 32, № 5, 2005.

6. The European Community’s Research Policy. Luxembourg; Office for offic. pupl. of the Europ. Communities, 1980.

7. Human Resources for Science and Technology: the European Region. NSF, 1996.

8. Siodmy program ramowy badan i rozwoju UE//Innowacje, Warszawa, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.