Научная статья на тему 'Рамадан Т. По стопам пророка: уроки из жизни Мухаммада'

Рамадан Т. По стопам пророка: уроки из жизни Мухаммада Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
358
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рамадан Т. По стопам пророка: уроки из жизни Мухаммада»

Рецензия на: Рамадан Т. По стопам Пророка: уроки из жизни Мухаммада/ Тарик Рамадан; пер.с англ. - М: Слово без границ, 2015. - 304 с.

Тарик Рамадан - один из самых известных европейских исламских теологов. Египтянин по происхождению (внук основателя партии «Братьев-мусульман»), он родился в Женеве и получил образование в Европе; сейчас является профессором Оксфордского университета, сотрудником университета Досися в Киото, университетов Женевы и Фрибурга. Возглавляет брюссельский Европейский институт исламской мысли, руководит центром исследований мусульманского законодательства и этики при университете Катара.

Это первая работа Рамадана, выходящая на русском языке (ранее переводились только главы из книги «Быть европейским мусульманином»); в 2012 году он приезжал в Россию, выступил с несколькими лекциями в Москве и в Петербурге, общался с различными изданиями, в первую очередь мусульманскими. Иногда он появляется в российских СМИ, комментируя «громкие» новости об исламе, в основном касающиеся его радикализации. Обычно в таком случае Рамадан выступает апологетом этой религии, призывая создавать не только негативный, но и позитивный образ ислама. Про джихадистов он вообще говорит в терминах промывки мозгов, представляя их не слишком знакомыми с учением ислама людьми.

Тарик Рамадан регулярно входит в рейтинги самых выдающихся новаторов и наиболее влиятельных интеллектуалов мира и 21 века, при этом отношение к нему в исламском мире неоднозначное: выступая за права человека, он критикует многие политические режимы, призывает мусульман Европы выходить из гетто и всту-

пать в диалог с европейской культурой. Многие страны отказывают теологу во въезде, а радикальные группы назначили награду за его голову, что позволяет сравнить этого теолога с писателем Салманом Рушди. Европейские СМИ его называют мусульманским Мартином Лютером Кингом, из-за его осуждения насильственных практик (например, террористов-смертников) и стремления преодолеть геттизацию мусульман в Европе. Рамадан считает, что существование по нормам шариата можно и следует совмещать с жизнью по законам европейских стран, поэтому часто его называют одним из главных теоретиков евроислама.

Помимо переведенной книги (оригинальное издание которой вышло в 2007 году), на английском языке вышли «Быть европейским мусульманином» (To Be a European Muslim, 1999), «Ислам, Запад и вызовы современности» (Islam, the West, and the Challenge of Modernity, 2001), «Западные мусульмане и будущее ислама» (Western Muslims and the future of Islam, 2004), «Радикальная реформа: исламская этика и освобождение» (Radical Reform: Islamic Ethics and Liberation, 2009), «Во что я верю» (What I Believe, 2009), «Поиск смысла: развитие философии плюрализма» (The Quest for Meaning: Developing A Philosophy of Pluralism, 2010), «Арабское пробуждение» (Arab Awakening, 2012) и тридцать книг на французском языке, которые также посвящены важнейшим для Рамадана темам : взаимодействию ислама и секулярного мира, обновлению ислама, исламу и насилию, исламской этике, плюрализму.

Тарика Рамадана можно счесть свободомыслящим мусульманином: в духе современных исследований он говорит о множественности ислама (исламов), подобно тому, как Шмуэль Эйзенштадт говорит о множественных современностях. Тем самым, деление мира на Запад

и Восток, мир исламский и христианский, совершенно необоснованы, и вероятно появление «европейского ислама», подобно исламу африканскому, азиатскому, которые формируются под влиянием местной специфики. Поэтому в Европе целью является интеграция в общество и передача «послания ислама», требующая от мусульман ответственности и хорошего знания Корана и истории их традиции.

Еще одна особенность творчества Рамадана ярко проявилась в рассматриваемой книге — с его точки зрения, европейские представления об исламе основываются на недостаточном знакомстве с учением и практикой этой религии, несмотря на то, что, например, этика ислама не противоречит современным западным ценностям. Именно поэтому Тарик Рамадан создает современное жизнеописание пророка Мухаммада, написанное для мусульман и не-мусульман Европы, показывающее, что в основании ислама лежат те же ценности, которые важны для современного европейца, что пророк не призывал к противопоставлению себя обществу, что со своего возникновения ислам был направлен на созидание, а не на разрушение.

Предложенное им жизнеописание пророка Мухаммада опирается на традиционные тексты, но Рамадан стремится рассказать хорошо известную историю по-новому, ориентируясь на современного читателя, открывая для него ислам со стороны, которая редко освещается СМИ — это не джихад или фундаментализм, а духовные ориентиры равенства, толерантности, взаимного уважения. Во всяком случае, Рамадан рисует именно такую картину.

Текст построен весьма традиционно, охватывает жизненный путь Мухаммада (с небольшим экскурсом в прошлое — история предков пророка — и будущее —

несколько моментов из истории халифата). Рамадан активно ссылается на Коран и Сунну, а также классическое жизнеописание ибн Хишама. Но все важнейшие события -получение откровения, хиджра, важнейшие битвы в войне с курейшитами - вплетаются в историю взаимоотношений Мухаммада с его близкими, тому примеру, который он подавал своим последователям. Отсюда и подзаголовок биографии: «Уроки из жизни Мухаммада».

На что именно обращает Рамадан внимание своего читателя? На толерантность Мухаммада и уважительное отношение к инакомыслящим, на проповедь этичного отношения к животным, а не только людям. Автор активно подчеркивает равноправие мужчин и женщин (по крайней мере в ряде случаев), уважительное отношение Мухаммада к своим женам, проповедь традиционных семейных ценностей. И пророк, и его жены и соратники описываются с вниманием к их характерам и психологическим особенностям. Умма времен пророка представляется автором как сообщество людей живых, эмоциональных, живущих сложной жизнью, наполненной множеством трудностей. Между строк читаются проводимые автором параллели с современной уммой, которая также должна сплотиться и нести свидетельство своей веры в Европе (или в любых других регионах).

Еще одной особенностью этой биографии является вполне ожидаемая суннитская ориентированность автора. Так, практически ничего не говорится о роли Али в умме, однако всячески подчеркивается значение Аиши и Сунны.

Можно заключить, что книга «По стопам Пророка» представляет интерес скорее как источник по современной суннитской теологии, модели евроислама, чем по классическому исламу. Но если источников по классическому исламу на русском языке достаточно

много, то современные тенденции остаются малодоступны широкому читателю.

Колкунова К. А.

Рецензия на Эрнст К. Следуя за Мухаммадом. Переосмысливая ислам в современном мире. М., «Садра», 2015. 251 с.

Научно-популярный труд известного американского исламоведа Карла В. Эрнста претендует на ни много, ни мало краткое, но всестороннее описание современного ислама. Книга была написана в начале 2000-х гг., вскоре после теракта 11 сентября 2001 года. Она предназначена для неспециалистов и, в первую очередь, призвана развеять негативныестереотипы омусульманах,которымиизобилует западное массовое сознание. Автор желает «побудить читателя по-новому взглянуть на ислам, критически и независимо оценить доступную информацию о нём» (с. 32). Им движет стремление максимально объективно представить мировоззренческий комплекс, объединяющий на сегодняшний день более полутора миллиардов человек на планете. Задача, учитывая объём книги, дерзкая и грандиозная — чем шире тема, и чем меньше места для её раскрытия, тем более сложная задача стоит перед автором. Из множества сведений об исламе ему нужно выбрать самое важное, — притом то, что может понять и чем может заинтересоваться непрофессионал. Дополнительные требования предъявляются к стилю работы. Надо сказать, что К. Эрнсту выполненная задача в целом удалась.

Чтобы избавить читателя от предрассудков по отношению к исламу, автор прослеживает их возникновение в европейском обществе эпохи колониализма. Местами это лишает повествование стройности: так, говоря

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.