Научная статья на тему 'Ракурсы идентичности'

Ракурсы идентичности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДИСКУРС ИДЕНТИЧНОСТИ / ИЗМЕРЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / IDENTITY / SELF-IDENTIFICATION / IDENTITY DISCOURSE / IDENTITY MEASUREMENT / GLOBALIZATION / SOCIAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хенкин Сергей Маркович

Рецензия на книгу: Идентичность: Личность, общество, политика / Под редакцией члена-корреспондента РАН И.С. Семененко. Энциклопедическое издание. М.: «Весь мир», 2017. 992 с. Энциклопедическое издание представляет собой фундаментальный труд, посвященный изучению современного научного дискурса по проблеме идентичности и практики использования этой категории как способа объяснения социальной реальности. Авторы рассматривают проблематику идентичности в самых разных ракурсах ее концепт, основные разновидности и измерения, методологические подходы и методы изучения, научные портреты авторов, в разное время занимавшихся ее изучением. В написании энциклопедического издания участвовали десятки ведущих ученых из академических институтов и университетских центров России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity Perspectives

Book Review. Identity. Personality, Society, Politics. Encyclopedic Edition. Ed. by I.S. Semenenko. Moscow: Ves Mir Publishers, 2017. 992 p. (In Russian) The Encyclopedic Edition represents a seminal volume devoted to the research of the present-day scientific discourse on the problems of identity and the practical application of this category to explanation of social reality. The authors view the problems of identity from various perspectives, focusing on the conceptual meaning, main types and dimensions, methodological approaches and research methods, portraits of scholars studying identity at different times. Dozens of leading scholars from academic institutions and university centers of Russia contributed to the publication.

Текст научной работы на тему «Ракурсы идентичности»

Вестник МГИМО-Университета. 2018. 4(61). С. 269-276 РО! 10.24833/2071-8160-2018-4-61-269-276

РЕЦЕНЗИИ

РАКУРСЫ ИДЕНТИЧНОСТИ

С.М.Хенкин

Московский государственный институт международных отношений (университет)

Рецензия на книгу: Идентичность: Личность, общество, политика / Под редакцией члена-корреспондента РАН И.С. Семененко. Энциклопедическое издание. М.: «Весь мир», 2017. 992 с.

Энциклопедическое издание представляет собой фундаментальный труд, посвященный изучению современного научного дискурса по проблеме идентичности и практики использования этой категории как способа объяснения социальной реальности. Авторы рассматривают проблематику идентичности в самых разных ракурсах - ее концепт, основные разновидности и измерения, методологические подходы и методы изучения, научные портреты авторов, в разное время занимавшихся ее изучением. В написании энциклопедического издания участвовали десятки ведущих ученых из академических институтов и университетских центров России.

Ключевые слова: идентичность, самоидентификация, дискурс идентичности, измерения идентичности глобализация, социальные трансформации.

Качественные и противоречивые сдвиги во многих странах современного мира, связанные с глобализацией и локализацией, массовизаци-ей и одновременно атомизацией общества, значительным увеличением структур и институтов ставят вопрос о необходимости глубокого осмысления субъективной составляющей происходящих перемен. Устоявшиеся категории сознания, менталитета, самоопределения зачастую уже не могут объяснить многомерность социальных трансформаций в их субъективном измерении. В повестке дня оказался поиск научной дефиниции, оптимальной для адекватного отражения развертывающихся процессов. Такой категорией стала идентичность, прочно закрепившаяся в современном политическом лексиконе и общественном сознании. Самоидентификация в ее разных измерениях - национальном, гражданском, идейно-политическом, цивилизационном, религиозном играет очень значимую роль в жизни людей.

Поступила в редакцию 31.03.2018 г. Принята к публикации 25.05.2018 г.

Рецензируемое энциклопедическое издание представляет собой объемное (в книге 992 страницы!) фундаментальное исследование, посвященное изучению различных аспектов идентичности. В центре внимания авторов - анализ современного научного дискурса по проблеме идентичности и практики использования этой категории как способа объяснения социальной реальности. В семи разделах работы представлены концепт идентичности и методологические подходы и методы ее изучения; социально-политические изменения и их влияние на динамику идентичности; основные разновидности идентичности и траектории их трансформации в современном мире; основные понятия, используемые в научном дискурсе, в концептуализации значимых для формирования идентичности социальных и политических практик; научные портреты исследователей, в разное время занимавшихся изучением идентичности; «работа» концепта идентичности в прикладном политическом анализе; когнитивная карта понятий, используемых в современном научном дискурсе по проблемам идентичности.

В подготовке издания участвовали десятки ведущих ученых из академических институтов и университетских центров России. Костяк авторского коллектива составили ученые из Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Автор идеи, инициатор и координатор работы - руководитель Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН И.С. Семененко.

Реализации масштабного проекта предшествовала большая подготовительная работа. У ее истоков стояли исследования по массовому сознанию, которые велись в ИМЭМО с 1970-х гг. под руководством Г.Г. Дилигенского (1930-2002), крупного российского ученого, создавшего отечественную школу социально-политической психологии и давшего импульс исследованию идентичности как категории политического анализа. Рецензируемое издание продолжает целый ряд предыдущих публикаций его участников, в частности, два коллективных труда, вызвавших большой интерес в российском научном сообществе [2]. Заметим, что в последнее десятилетие в России заложена традиция изучения идентичности. Ученых, занимающихся этой проблематикой, объединяет Сеть по исследованию идентичности1 - открытый информационно-аналитический ресурс, инициированный участниками рассматриваемой работы, а также исследовательский комитет Российской ассоциации политической науки по проблемам идентичности.

Концепт идентичности органично вписался в междисциплинарный контекст анализа процессов современного мирового развития. Он используется историками, социологами, антропологами, этнологами, культурологами,

1 Сайт Экспертной сети по исследованию идентичности [Электронный ресурс] URL: http://identityworld.ru (дата обращения: 03.05.2018 г.)

лингвистами. Во всех этих сферах научного знания категория идентичности позволяет изучать механизмы отражения индивидуального сознания в коллективных представлениях и практических действиях. В политической науке концепт идентичности расширяет предметное поле исследований, соединяя индивидуальный и надындивидуальный срезы сознания и поведения на уровне социальных групп и сообществ разной конфигурации - от профессиональных до национально-государственных (с. 23). Исследуя концепт идентичности в ее индивидуальном измерении, авторы обращают внимание на ее внутреннюю смысловую многомерность, «парадокс», заключающийся в том, что она может пониматься как тождественность (соотнесенность с кем-то и чем-то) и отличия от «других», и в то же время как «самость» («кто я»).

В наше время, когда прежняя парадигма общественного развития оказалась во многом исчерпанной, и мир подошел к рубежу перестройки фундаментальных основ правопорядка, проблема идентичности приобрела особую актуальность. Авторы многих глав констатируют кризис идентичности, распад прежней традиционной целостности позиционирования человека в окружающем мире. В.В. Лапкин обращает внимание на то, что происходит снижение интенсивности самоидентификации индивидов со своими традиционными большими сообществами (от государства до конфессии или структур родства), формируется запрос на иные ролевые паттерны (с. 91). Развивая эту мысль, Н.Н. Федотова замечает, что информационные технологии глобализировали мир и создали новые идентичности, в том числе и в виртуальном пространстве, которые отличаются от коллективных идентичностей, создававшихся в эпоху модерна и связаны с национальным государством (с. 290). В.С. Мартьянов добавляет к сказанному, что ныне переживают кризис классические формы институционализации классовых интересов граждан, такие, как партии и профсоюзы. На смену консолидации классового и профессионального характера приходит сплочение на иной основе - этнонациональной, расовой, языковой, религиозной (с. 307-308).

Динамичные и радикальные социальные перемены преобразуют всю совокупность идентификационных ориентиров. В сложносоставном урбанизированном обществе, характеризующемся фрагментацией и даже атомизацией, стремительно возрастает многообразие функций и ролей индивида. Если традиционные общества характеризовались устойчивым образом жизни, неизменностью социальных ролей и передачей идентичности из поколения в поколение, то современному человеку присуща множественность идентичностей, их многоуровневый и многосоставной характер. При этом формирующий идентичность процесс идентификации представляет собой небесконфликтное взаимодействие множественных идентичностей, когда то одна, то другая из координат индивида или группы выходит на передний план. Речь идет о целом ряде взаимодействий: между субъектом и объектом самоидентификации (группой, сообществом), между субъектом и Другим (объектом размежевания и противоположения), между множественными идентичностями субъекта, между вче-

рашней и сегодняшней идентичностью, между индивидуальной и коллективной идентичностью (с. 42).

Идентичность становится «гибридной, множественной, смешанной, плавающей» (с. 307). Яркий пример тому - сдвиги в социальной структуре общества, в которой исчезает средний класс - опора прежнего миропорядка. На смену ему приходит прекариат, социальный слой людей, основными характеристиками которого являются неопределенность положения, необходимость браться за любую работу, отсутствие устойчивых социальных связей и связанные со всем этим неудовлетворенность и озлобление (с. 116). По оценке известного британского социолога З. Баумана, автора работы «Индивидуализированное общество», попытки добиться устойчивой идентичности являются сегодня утопическими [1, с. 113-118]. Иными словами, неустойчивая идентичность превратилась в норму жизни современных обществ.

Все субъекты идентичности - и отдельный индивид, и ее коллективные носители - общество, этнос, народ, страна и т.д. находятся в процессе непрерывной реиндентификации. Два полюса этой реидентификации - стабильность и нестабильность. По существу, идентичность включается в процесс нелинейного развития современного мира и оказывается сама подвержена воздействию фактора нелинейности (с. 287).

Ключевая роль в формировании политики идентичности принадлежит государству, которое задает общие ориентиры развития политического сообщества и общие представления о нем. В осуществлении этой политики участвуют также представители политической элиты и «публичные интеллектуалы» - авторитетные университетские профессора, представители экспертных структур, журналисты. В ее поле вовлечены религиозные организации различного толка и организации гражданского общества (последние предлагают альтернативные модели самоидентификации). В информационном обществе формируются также транснациональные идентичности - процесс, в котором участвуют представители бизнес-сообщества (с. 652).

Политика идентичности проводится на разных уровнях управления - наднациональном, региональном, локальном. Осуществляя ее, государство использует символическую политику (ее исследует О.Ю. Малинова), политику языка (Н.М. Мухарямов) и политику исторической памяти (И.В. Самаркина, В.И. Пантин). Символическая политика рассматривается в работе как публичная деятельность, связанная «с производством различных способов интерпретации социальной реальности и борьбой за их доминирование в публичном пространстве» (с. 658); языковая политика приобретает «определяющее значение при формировании соответствующих структур восприятия и объяснения тождества и различий» (с. 677); политика памяти включает интерпретацию исторических событий, их оценку и разработку «стратегии формирования представлений об исторической роли данного народа, нации или социальной группы» (с. 671).

Можно согласиться с И.С. Семененко, отмечающей, что политика идентичности в определенном объеме выполняет функции политической идеологии в ее «мягком варианте», предусматривающем для граждан возможности альтернативного выбора политических предпочтений». Эта политика может ориентироваться как на поддержание различий, так и на укрепление надгрупповых солидарностей (с. 651).

Политические элиты используют идентичность в качестве инструмента на-циестроительства. И здесь огромное значение приобретает феномен Другого -группы, внешней по отношению к Я, в сопоставлении с которой происходит идентификация. «Другой» становится катализатором в преодолении внутреннего конфликта идентичностей и в формировании общей национальной идентичности (например, в свое время великие европейские державы - для Швейцарии, Германия - для Франции, Австрия - для Италии). В формировании чувства общности велика и роль символов - от флагов и государственных гимнов до литературных произведений, от территорий, имеющих историческое значение, до памятников и национальных героев (с. 184).

Интересен раздел работы, посвященный цивилизационным и политико-культурным ракурсам идентичности. Цивилизационная идентичность - одно из фундаментальных слагаемых данного феномена. Эта идентичность представляет собой один из наиболее постоянных, многовековых способов отнесения себя к какой -либо человеческой общности. Цивилизационные структуры намного прочнее, чем политические и идеологические системы. Цивилизаци-онная устойчивость проявляется как посредством объективных форм, так и с помощью определенных поведенческих и психологических стереотипов, коллективных представлений общества. Переплетаясь с религиозной идентичностью, цивилизационная идентичность включает, в отличие от последней, не только традиции и обычаи, но также светские культурные нормы. Поэтому она присуща также неверующим людям (с. 144). В современном мире ци-вилизационная идентичность играет очень важную роль в возникновении этносоциальных и политических конфликтов, подтверждая ряд положений концепции «столкновения цивилизаций» известного американского ученого С. Хантингтона [3].

Авторы энциклопедического издания исследуют пути формирования и основные слагаемые российской (К.Г. Холодковский, С.П. Перегудов), европейской (Ю.Г. Чернышов), североамериканской (Е.В. Морозова), ибероа-мериканской (И.Л. Прохоренко), китайской (А.В. Виноградов), индийской (А.Г. Володин), мусульманской (И.В. Кудряшова), афро-христианской и афро-исламской (Л.А. Андреева) политических идентичностей. При этом идентичность в современном политико-государственном значении этого понятия они трактуют как «комплекс представлений, ценностей, установок, предпочтений, порождаемых самоотождествлением индивидов и их сообществ» с определенным политическим сообществом и его гражданами (с. 156). Отдельно рассма-

тривается космополитическая идентичность, интерпретируемая как «представление человека о себе как о гражданине мира» (Л.А. Фадеева, с. 250).

Несомненная заслуга авторов - создание словарного раздела, в котором систематизированы и проанализированы базовые категории, используемые в научном дискурсе по проблематике идентичности (индивидуальная идентичность, коллективные и групповые идентичности, социальная идентичность, сообщество, аскриптивные и приобретенные идентичности). При этом ученые (авторы соответствующих разделов А.Н. Кимберг, Е.О. Труфанова, В.В. Лапкин, В.И. Пантин, Л.А. Фадеева, П.В. Панов, О.В. Попова) не только четко формулируют и разъясняют понятия, обстоятельно представляют порой разные их интерпретации, но и вводят в научный оборот целый ряд новых категорий. Таково, например, понятие «онтологическая идентичность» - самый глубокий слой личностной идентичности, базовая интуиция (и даже в какой-то мере осмысление) своего внутреннего единства «с бытием, с миром, со святыней», которая в разных исторических ситуациях и у разных людей может проявляться по-разному - от латентной (а нередко размытой и даже деградировавшей), до жертвенной и альтруистической (Е.Б. Рашковский, с.339). К числу новых можно отнести и категорию «макрополитическая идентичность», обозначающую «всю совокупность различных способов идентификации с сообществом, которое ассоциируется с современным государством». Это понятие шире, чем термин «политическая идентичность», поскольку указывает на идентификацию с более широким сообществом, солидарность поверх границ, определяющихся политическими и идеологическими предпочтениями (О.Ю. Малинова, с.369).

В словарный раздел издания органично вписывается и исключительно широкий спектр измерений идентичности: социокультурное, политическое, национальное и этнополитическое, пространственное и территориальное, социально-стратификационное и ролевое. Все эти измерения идентичности рассматриваются авторами как важные ресурсы общественного развития. При анализе их раскрывается содержание соответствующих понятий, роль их носителей, приводятся существующие в научной литературе точки зрения.

Сюда же включен анализ дискурсов идентичности, их идейно-политические ориентиры, ценности и смыслы. Большое внимание при этом уделяется ценностно-политическим проектам формирования идентичности - широкомасштабным идеологическим стратегиям, которые формулируются политической властью от имени больших социально-политических общностей и ставят целью легитимизировать проводимый курс и конкретные политические решения (с.593, Д.Б. Казаринова). В ряду исследуемых авторами дискурсов - патриотизм (А.Л. Бардин), популизм (Г.И. Вайнштейн), фундаментализм (И.В. Кудряшова), энвайронментализм и экологическая идентичность (Е.В. Саворская), коммуни-таризм (К.А. Сулимов), а также альтернативные политические дискурсы, ориентирующиеся на то, чтобы найти новые формы сочетания тенденций индивидуализации сознания с потребностью в социальной интеграции («третий путь»,

альтерглобализм/антиглобализм, «пиратское движение») (Н.В. Работяжев, Т.Л. Ровинская).

Словарный раздел дополняет когнитивная карта понятий, использующихся в современном научном дискурсе по проблемам идентичности. Авторы очерчивают контуры поля идентитарных исследований, включив в карту понятий совокупность терминов, характеризующих составляющие и проекции идентичности, а также категорий, раскрывающих ориентиры и векторы ее трансформации, субъекты и контексты этих трансформаций.

Отдельный раздел работы посвящен научным портретам исследователей, которые занимались и занимаются сейчас изучением идентичности. Список персоналий библиографического словаря включает 42 авторов, как зарубежных (например, Дж. Локк, З. Бауман, У Бек, Э. Геллнер, М. Кастельс, Э. Фромм, С. Хантингтон), так и российских (М. Бахтин, Л. Выготский, Г. Дилигенский, И. Кон, Ю. Левада и другие ученые).

Безусловно, рецензируемое издание «не закрывает» изучение проблематики идентичности. В современном бурно развивающемся и стремительно меняющемся мире исследование субъективной составляющей политики будет продолжаться, а список соответствующих дефиниций пополняться и уточняться. В целом же перед нами труд, который, структурируя научный дискурс и формируя повестку дня исследований идентичности в политической науке, одновременно позволяет лучше понять процессы формирования современной сложной социальной реальности. Энциклопедическое издание относится к числу тех, без опоры на которые невозможно себе представить дальнейшие исследования в области идентичности.

Список литературы

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.

2. Политическая идентичность и политика идентичности. В двух томах. Т.2: Идентичность и социально-политические измене-

ния в XXI веке. Отв. ред. И.С. Семененко. М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 471 с. 3. Huntington S. P. The clash of civilizations? // Foreign affairs. 1993. Pp. 22-49.

Об авторе:

Сергей Маркович Хенкин - д.и.н., профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России. 119454 г. Москва, проспект Вернадского, д.76. E-mail: sergkhenkin@mail.ru.

IDENTITY PERSPECTIVES

S.M. Khenkin

DOI 10.24833/2071-8160-2018-4-61-269-276

Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University)

Book Review. Identity. Personality, Society, Politics. Encyclopedic Edition. Ed. by I.S. Sem-enenko. Moscow: Ves Mir Publishers, 2017. 992 p. (In Russian)

The Encyclopedic Edition represents a seminal volume devoted to the research of the present-day scientific discourse on the problems of identity and the practical application of this category to explanation of social reality. The authors view the problems of identity from various perspectives, focusing on the conceptual meaning, main types and dimensions, methodological approaches and research methods, portraits of scholars studying identity at different times. Dozens of leading scholars from academic institutions and university centers of Russia contributed to the publication.

Key words: identity, self-identification, identity discourse, identity measurement, globalization, social transformation

References

1. Bauman Z. Individualized society. Moscow: Logos, 2002. 390 p. (In Russian).

2. Political identity and identity policy [Politicheskaya identichnost' i politika identichnosti]. In two volumes. Vol.2 3. : Identity and socio-political changes in the 21st century [Identichnost' i

About the author:

Sergey M. Khenkin - Ph.D (history), professor of Comparative politics department. MGIMO-University, 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia. E-mail: sergkhenkin@mail.ru.

sotsial'no-politicheskiye izmeneniya v XXI veke]. Ed. by Semenenko. Moscow, Russian Political Encyclopedia, 2012. 471 p.

Huntington S. P. The clash of civilizations? Foreign affairs. 1993, pp. 22-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.