КАРАНТИН
УДК 632.913.1
Рак картофеля снова требует внимания
ками. Поле перед анальной щелью и за пределами площадки - в более длинных волосках и шипиках. Поле за анальной щелью - в шипиках и крючковидных щетинках (рис. II. 1, Б).
Для сравнения с японским жуком ниже приводятся материалы А.И. Ильинского (1962) по строению 9-го сегмента личинок некоторых некарантинных видов жуков семейства пластинчатоусых, имеющих анальное отверстие в виде поперечной щели (рис. II. 2-10).
По строению 9-го сегмента тела личинка японского жука похожа на личинку черно-синего зеркального хрущика, относящегося к тому же роду (рис. II. 2). Шипики на преда-нальном поле последнего стернита, как и у личинки японского жука, образуют два коротких ряда (рис. II. 2, А). Число шипиков в ряду тоже небольшое - 5-6, но ряды почти параллельные, в то время как у личинки японского жука ряды сходятся. Вероятно, особенностью японского жука следует считать также треугольную форму преданального поля. Что касается тергита, то оба вида имеют круговую незамкнутую бороздку (у японского жука она выражена слабо). Тергит личинки японского жука более вытянут и вместе с выступающими складками 9-го сегмента образует форму треугольника.
Треугольное преданальное поле на стерните 9-го сегмента личинки может быть у представителей рода Anómala, а также у садового и полосатого степного хрущиков (рис. II. 38, А). Но в отличие от личинки японского жука у данных видов шипики, составляющие ряды, тонкие и длинные (иглообразные), часто перекрещиваются или касаются друг друга. Число шипиков в ряду больше, чем уличинки японского жука. У садового хрущика и туркестанского кузьки шипики короткие, но составляют очень длинные ряды. Отличаются виды также по наличию или отсутствию кольцевой бороздки на 9-м сегменте брюшка, форме площадки, ограниченной кольцевой бороздкой, ее величине, форме выемки в передней части бороздки и пр.
А.В. ХЮТТИ,
заведующий карантинным опорным пунктом ВИЗР
Н.М. КОВАЛЕНКО, научный сотрудник ВИЗР
Возбудитель рака картофеля включен в Перечень карантинных организмов 55 стран мира, в том числе Российской Федерации. Как известно, возбудитель рака картофеля относится к царству грибов Eumycota = Fungi, отделу Chitridiomycota, классу Chitridio-mycetes, порядку Chitridiales, семейству Synchytriaceae, виду Synchytrium endobioticum (Schilb.) Percival. Это облигатный внутриклеточный паразит, который поражает все органы растения-хозяина, кроме корней. Заболевание проявляется в виде наростов различной формы на клубнях, корневой шейке, столонах, ростках. Иногда признаки заболевания можно обнаружить на стеблях, листьях и цветках.
В цикле развития патогена присутствуют одноклеточные, одножгутиковые зооспоры, выходящие из покоящихся (зимних) зооспорангиев, служащие для заражения растения-хозяина; летние зооспорангии с однослойной тонкой оболочкой, которые появляются после того, как зооспоры попадут в восприимчивые клетки растения и образуют сорус (5-7 многоядерных, покрытых собственными оболочками клеток -летних зооспорангиев с многочисленными зооспорами, которые служат для распространения патогена в течение вегетационного периода (бесполый цикл размножения гриба)); зимние зооспорангии с трехслойной оболочкой, образующиеся после копуляции двух зооспор (половой цикл размножения гриба) и служащие для сохранения патогена.
Зимние зооспорангии благодаря плотным оболочкам могут более 30 лет находиться в почве в покоящемся состоянии, не теряя жизнеспособности (Росс, 1989).
При бессменном выращивании восприимчивых сортов картофеля в очагах рака недобор урожая может варьировать от 22 до 64 %. Например, в 1967 г. в Ленинградской области на отдельных зараженных приусадебных участках
потери урожая картофеля составили 45-96 % (Тарасова, 1978).
В Ленинградской области первые очаги рака общей площадью заражения
1,4 га были зарегистрированы в 1940 г Сравнительно широкое распространение болезнь получила во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Основное количество очагов находилось на приусадебных участках, где выращивали восприимчивые к заболеванию сорта картофеля.
Способность возбудителя рака картофеля длительное время сохраняться в почве, трудность его искоренения, чрезвычайная пластичность гриба и образование новых, приспособившихся к местным условиям агрессивных рас определяют необходимость постоянного контроля за его очагами. В 2003 г. в Ленинградской области ЗупсИуШит ег^оЫойсит был зарегистрирован в 10 районах.
Целью наших исследований являлось определение жизнеспособности зооспорангиев S. endobioticum из очагов рака картофеля. Образцы почвенных проб из четырех районов были проанализированы по методике Украинской научно-исследовательской станции карантина растений УААН (Мельник, 2000). Жизнеспособность зооспорангиев определяли по их морфологическим признакам: зернистые -жизнеспособные; деформированные -частично жизнеспособные, проросшие - не жизнеспособные.
Полученные данные показали, что в Подпорожском и Всеволожском районах четыре очага содержат от 45 до 116 жизнеспособных зооспорангиев в 1 г почвы. По данным Л.П. Салтыковой (1982), наличие 30-40 жизнеспособных зооспорангиев в 1 г почвы является оптимальной инфекционной нагрузкой для заражения картофеля, а К.Е. Шариков (1953) сообщал, что содержание 25-50 зооспорангиев в 1 г почвы вызывает поражение 60-70 % растений.
В выявленных очагах не следует возделывать даже ракоустойчивые сорта картофеля, так как высокая инфекционная нагрузка представляет потенциальную опасность для появления более агрессивных рас.