Научная статья на тему 'Рахманинов. Шесть для фортепиано в 4 руки ор. 11'

Рахманинов. Шесть для фортепиано в 4 руки ор. 11 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3517
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рахманинов. Шесть для фортепиано в 4 руки ор. 11»

Вероятно, чтобы придать циклу больше светскости, Рахманинов называет его по-французски - «Morceaux de salon», хотя известно, что языком он владел не в совершенстве. Ноктюрн, Вальс, Баркарола, Мелодия, Юмореска, Романс, Мазурка - все пьесы по-настоящему эффектны. Показательно и посвящение цикла Павлу Паб-сту - профессору Московской консерватории, ученику Листа, пианисту-виртуозу, несколько холодному, но блестящему. Однако у Рахманинова глубина и сила переживаний, тонкость психологических переходов, порой суровый гармонический колорит, ритмическая острота и энергия - уже отнюдь не салонного толка.

В эти годы к нему начинает приходить популярность. Он только что триумфально окончил консерваторию, удостоен Большой золотой медали. Его оперу «Алеко» высоко оценил Чайковский. По воспоминаниям Гольденвейзера, «Полишинель», Баркаролу из 21-го опуса и, особенно, Прелюдию ris-moll исполняли большинство пианистов консерватории. Вместе с тем, эта пора его жизни - период неустроенности и бедности. Еще детские годы композитора были омрачены разладом в отношениях родителей. С девятилетнего возраста он не жил ни с отцом, ни с матерью. После ссоры и болезненного расставания со своим учителем Николаем Сергеевичем Зверевым, в доме которого он нашел приют

в годы учения, приходилось подолгу гостить у родственников - Сатиных, Скалон. Лишенный финансовой поддержки семьи, нередко он буквально бедствовал. В одну из зим - московских, морозных - не было денег даже на зимнее пальто... В письме к своему другу Михаилу Слонову, как раз в год создания Салонных пьес, музыкант писал: «Эту зиму я удовольствуюсь, вероятно, своим пальцем, который буду с невозмутимым пристрастием сосать. Я не шучу. Жить мне не на что. Кутить также не на что».

Гонорары, получаемые за сочинения, нерегулярны, да и деньги эти у него не задерживаются. Рахманинова часто мучит сознание, что надо писать наспех, насиловать себя, чтобы заработать. Стал давать частные уроки, которыми страшно тяготился.

Удивительно, что гениальный пианист не слишком стремится в это время на концертную эстраду. Кажется, все душевные и духовные силы направлены на композиторское творчество. А здесь всё устремлено к Первой симфонии, премьера которой обернется для него подлинно катастрофой...

Когда спустя долгие 15 лет Рахманинов в маленьком американском городке даст первый в своей жизни клавирабенд, он включит в его программу номера и из Семи салонных пьес, созданных в возрасте 21 года.

Рахманинов. Шесть пьес для фортепиано в 4 руки ор. 11

Весь май мы не расставались с музыкой Рахманинова. Сегодня прозвучат Шесть пьес для фортепиано в 4 руки ор. 11: Баркарола, Скерцо, Русская песня, Вальс, Романс и «Слава». Они созданы в одно время с Салонными пьесами, о которых шла речь на прошлой неделе, то есть в 1894 году, 21-летним композитором.

По воспоминаниям родных, игрой в четыре руки Рахманинов увлекался с самого детства. В дружной семье своих родственников Сатиных, у которых Сергей Васильевич нашел кров в юности, он часто посвящал вечера четырехручному музицированию. Дуэтная игра нередко звучала и в доме Зверева, где прошли консерваторские годы Рахманинова. А летом 1890 года, когда в Ивановке композитор работал над переложением для фортепиано в 4 руки партитуры «Спящей красавицы» Чайковского, ему пришла в голову идея написать собственное сочинение в таком роде.

Дуэт пианистов существует в двух вариантах: четырехручная игра на одном рояле и на двух. Игра пианистов на двух роялях - это всегда концертность, блеск, масштабность и звуковая

мощь. Игра в 4 руки на одном инструменте -полная противоположность, она ассоциируется с духом камерности, атмосферой домашнего музицирования. Но и здесь непритязательность и теплота душевного высказывания могут совмещаться с широтой замысла и богатством красок. Именно в таком виде многие и многие любители музыки знакомились с симфонической или квартетной литературой. В XX веке эта область музыки надолго «выпала из обращения» и лишь в последние десятилетия вернулась в музыкальную жизнь. Произошло это, во многом благодаря прекрасным музыкантам Александру Бахчиеву и Елене Сорокиной, чей ансамбль назвали «золотым дуэтом России».

Рахманинов оставил образцы обеих разновидностей фортепианного дуэта. Для двух роялей написаны две блестящие сюиты, для четырехручной игры - цикл, который мы представляем. Кстати заметить: композитор писал такие сочинения преимущественно в юности.

Эти Шесть пьес написаны через год после окончания консерватории. Блестяще завершив ее с золотой медалью, Рахманинов получает

диплом «свободного художника». Свободного, в том числе, от постоянной работы и твердого заработка. Но творчество его «кипит». Опера «Алеко», романсы, Элегическое трио, Салонные пьесы, Каприччио на цыганские темы, Первая симфония - вот что окружало создание этого цикла.

В нем господствуют три образных начала, характерные и для других сочинений молодого Рахманинова: лирическое, которому принадлежат Баркарола и Романс, скерцозное - собственно Скерцо и Вальс, и эпическое - Русская песня и «Слава».

В Баркароле ярко выражено трепетное отношение композитора к природе: до Рахманинова в русской музыке не было пейзажиста такой силы. Это последняя из трех соль-минорных баркарол, написанных в молодые годы, последняя и самая сумрачно-тревожная из них.

Грациозный Вальс продолжает линию, начатую 6-ручным (и тоже ля-мажорным) вальсом, написанным для трех сестер Скалон, в одну из которых он был влюблен.

В элегически задушевной Русской песне Рахманинов использует напев «Во всю-то ночь мы темную», гармонизацию которого он выполнил в 1891 году, еще обучаясь в консерватории. А торжественная «Слава» основана на знаменитой народной величальной мелодии, которую до этого цитировали Мусоргский в «Борисе Годунове» и Римский-Корсаков в «Царской невесте».

Широта образного диапазона, блестящий пианизм позволяют считать Шесть пьес одним из лучших русских сочинений для четырехручной игры. По словам Асафьева, в этой музыке «всюду прорывается тяготение к большой эстраде».

Г. Мелик-Тангиева

Стравинский. Соната для фортепиано fis-moll

В 1903 году, когда автор начал работать над сочинением, которое мы представляем вашему вниманию, американцы братья Райт совершили первый в мире полет на самолете. А сегодня за штурвалом нашего радиолайнера «Опус 21» Игорь Федорович Стравинский. Мы совершим путешествие по маршруту Сонаты для фортепиано fis-moll. Сочинять ее «композитор-хамелеон», как его назовут гораздо позднее, начал в 21 год. У нас есть возможность услышать первое крупное сочинение гения, которое очень редко исполняется в концертных программах.

Время написания сонаты пришлось на годы обучения в Петербургском университете на юридическом и философском факультетах. Там, по воле судьбы, будущий «изобретатель музыкальных блюд на мировой кухне» подружился с сыном Римского-Корсакова Владимиром, ставшим впоследствии скрипачом и альтистом. Его великий отец вскоре стал учителем и наставником Стравинского, и Соната fis-moll явилась одним из первых опусов, созданных под его чутким руководством. Кстати, с именем Николая Андреевича связанны не только начальные шаги молодого музыканта. Например, первый в жизни голос, который Стравинский услышал по телефону, принадлежал именно автору «Снегурочки».

Но это было чуть позже, вспоминая же об их первых встречах, Игорь Федорович пишет: «В те годы я сочинял большую Сонату для фортепиано. Во время этой работы я постоянно наталкивался на множество трудностей... За-

труднительное положение, в котором я очутился, подало мне мысль вновь обратиться к Римскому-Корсакову. Я поехал к нему на дачу в конце лета 1903 года и провел у него около двух недель». Работа шла не один год. Из писем Стравинского известно, что летом 1904-го, отдыхая в Павловке в имении дяди Александра Елачича, он продолжает ее сочинять. В письме к Владимиру композитор сообщает: «Кончил финал, пишу Andante. Хочу привезти к Вам в Вечашу всю Сонату с исправленной 1-й частью». И немного времени спустя: «Не могу передать, как я рад тому, что я кончаю свою вещь; получилась она по размерам большая, но мне кажется, не утомительная».

Стравинский посвятил свою первую сонату русскому пианисту, товарищу университетских лет Николаю Ивановичу Рихтеру со словами: «...моему дорогому другу, чудному пианисту и редкому музыканту. Горячо любящий и преданный ему автор». Соната впервые прозвучала 9 февраля 1905 года на вечере в доме Римских-Корсаковых, однако сам автор подлинной премьерой считает ее исполнение на одном из «Вечеров современной музыки», где ее и сыграл Рихтер. К тому же, это было первым публичным исполнением его музыки вообще. Впоследствии Стравинский назвал сонату «неудачным подражанием позднему Бетховену», и доля правды в этом высказывании есть. Однако, наряду с вполне бетховенскими крайними частями, в скерцо и анданте уже чувствуется свежее веяние неповторимого стиля композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.