Научная статья на тему 'Рахманинов. Семь салонных пьес для фортепиано ор. 10'

Рахманинов. Семь салонных пьес для фортепиано ор. 10 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1232
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рахманинов. Семь салонных пьес для фортепиано ор. 10»

М. Нестерова

Рахманинов. Романсы ор. 21 (ч. 2)

Продолжаем знакомство с романсами Рахманинова соч. 21, начатое на прошлой неделе. Законченные в 1902 году, они окружены Вторым концертом и кантатой «Весна», первой тетрадью прелюдий. Перед тем к вокальной лирике молодой музыкант не обращался несколько лет; следующие романсовые опусы будут появляться тоже примерно с 4-6-летними перерывами - в 1906, 1912, 1916 годах. Тут нетрудно заметить определенный ритм творческого процесса. Завершал сборник композитор в апреле, подгоняемый цейтнотом: приближалась его свадьба, на которую требовались деньги. Первого числа он сообщает в письме, что, заехав в Москву и «повозившись там с попами», торопится в деревню, где должен до свадьбы «написать по крайней мере 12 романсов, чтобы было на что попам заплатить и за границу ехать». Деревня, напомним, - та самая Ивановка под Тамбовом, которую он полюбил с юных лет, владельцем которой позднее стал, и где написана большая часть его произведений.

Сегодня мы слушаем вторую половину опуса. Начинается она прозрачной акварелью «Здесь хорошо», а завершается полным смятения монологом оперного плана «Как мне больно» (оба на стихи Галиной). Между этими полюсами - умиротворенного созерцания, слегка затененного грустью, и неизбывной душевной муки - целый спектр настроений.

Романс «На смерть чижика», как и лежащее в его основе стихотворение Жуковского может удивить незначительностью повода. Но и поэт, и композитор высказываются тут на вечные темы: любовь и верность, непереносимость

утраты. Недаром Рахманинов прибегает в музыке к баховским аллюзиям - кстати сказать, не столь уж редким в его творчестве в целом.

К поэзии Семёна Надсона Рахманинов обращался и раньше. В предыдущей программе звучал трагический романс «Над свежей могилой» на его стихи. «Мелодия» решена совершенно в другом ключе. Будто бы вопреки словесному рефрену «Я б умереть хотел...», композитор развертывает не скорбную картину встречи со смертью, но излюбленный им пейзаж, где есть столь дорогие ему и «запущенный сад», благоухание лип, цветущая сирень, и лейтмотивом проходящий сквозь его вокальное наследие романтический мотив сна, и слегка намеченный восточный колорит.

Романс «Пред иконой» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова композитор посвятил своей горничной - Марии Шаталиной, которая была очень привязана к его семье и больше всех к самому Рахманинову. Романс почти сюжетен, рельефно обрисовывает определенную сценическую ситуацию: молящаяся, объятая любовью и страданием, просит Спасителя, увы, о невозможном. По музыке романс перекликается с «Судьбой» из этого же опуса - неотвратимыми, стучащими ритмами.

Тема творчества, его божественная природа, назначение художника - вот образы, тронувшие воображение Рахманинова в далеко не совершенных стихах Александра Круглова «Я не пророк». Романс ярок и патетичен, в восклицаниях солиста и полнозвучной фактуре фортепиано пылает огонь, воспламененный той «искрой Божьей», что упоминается в тексте.

Рахманинов. семь салонных пьес для фортепиано ор. 10

Напоминаем, что этот месяц посвящен Сергею Рахманинову. Сегодня, 21 мая, вы услышите произведение, которое было написано композитором в возрасте 21 года. Наиболее часто исполняемыми были две пьесы из семи — Баркарола и Юмореска: Рахманинов играл их в концертах до конца дней, то есть около полувека. Видимо, и сам композитор понимал, что цикл неровен по художественным достоинствам. Но сегодня он интересен нам целиком: и как средоточие раннего стиля - поры неизбежных проб и ошибок, и как «предчувствие» зрелых творений мастера. Недаром его охотно исполняли и сде-

лали звукозаписи Владимир Горовиц и Эмиль Гилельс.

Можно заметить, что Сергей Васильевич в эти годы часто обращается к определенному кругу жанров - у него две Баркаролы (обе в соль миноре), три Вальса (все в Ля мажоре). Эти вальсы - своего рода эскизы музыкального портрета трех сестер Скалон, с которыми композитора связывали долгие годы нежной дружбы, а в Веру Дмитриевну молодой Рахманинов даже был взаимно влюблен, и воспоминания об первом сильном чувстве долго согревали и томили его душу...

Вероятно, чтобы придать циклу больше светскости, Рахманинов называет его по-французски - «Morceaux de salon», хотя известно, что языком он владел не в совершенстве. Ноктюрн, Вальс, Баркарола, Мелодия, Юмореска, Романс, Мазурка - все пьесы по-настоящему эффектны. Показательно и посвящение цикла Павлу Паб-сту - профессору Московской консерватории, ученику Листа, пианисту-виртуозу, несколько холодному, но блестящему. Однако у Рахманинова глубина и сила переживаний, тонкость психологических переходов, порой суровый гармонический колорит, ритмическая острота и энергия - уже отнюдь не салонного толка.

В эти годы к нему начинает приходить популярность. Он только что триумфально окончил консерваторию, удостоен Большой золотой медали. Его оперу «Алеко» высоко оценил Чайковский. По воспоминаниям Гольденвейзера, «Полишинель», Баркаролу из 21-го опуса и, особенно, Прелюдию ris-moll исполняли большинство пианистов консерватории. Вместе с тем, эта пора его жизни - период неустроенности и бедности. Еще детские годы композитора были омрачены разладом в отношениях родителей. С девятилетнего возраста он не жил ни с отцом, ни с матерью. После ссоры и болезненного расставания со своим учителем Николаем Сергеевичем Зверевым, в доме которого он нашел приют

в годы учения, приходилось подолгу гостить у родственников - Сатиных, Скалон. Лишенный финансовой поддержки семьи, нередко он буквально бедствовал. В одну из зим - московских, морозных - не было денег даже на зимнее пальто... В письме к своему другу Михаилу Слонову, как раз в год создания Салонных пьес, музыкант писал: «Эту зиму я удовольствуюсь, вероятно, своим пальцем, который буду с невозмутимым пристрастием сосать. Я не шучу. Жить мне не на что. Кутить также не на что».

Гонорары, получаемые за сочинения, нерегулярны, да и деньги эти у него не задерживаются. Рахманинова часто мучит сознание, что надо писать наспех, насиловать себя, чтобы заработать. Стал давать частные уроки, которыми страшно тяготился.

Удивительно, что гениальный пианист не слишком стремится в это время на концертную эстраду. Кажется, все душевные и духовные силы направлены на композиторское творчество. А здесь всё устремлено к Первой симфонии, премьера которой обернется для него подлинно катастрофой...

Когда спустя долгие 15 лет Рахманинов в маленьком американском городке даст первый в своей жизни клавирабенд, он включит в его программу номера и из Семи салонных пьес, созданных в возрасте 21 года.

Рахманинов. Шесть пьес для фортепиано в 4 руки ор. 11

Весь май мы не расставались с музыкой Рахманинова. Сегодня прозвучат Шесть пьес для фортепиано в 4 руки ор. 11: Баркарола, Скерцо, Русская песня, Вальс, Романс и «Слава». Они созданы в одно время с Салонными пьесами, о которых шла речь на прошлой неделе, то есть в 1894 году, 21-летним композитором.

По воспоминаниям родных, игрой в четыре руки Рахманинов увлекался с самого детства. В дружной семье своих родственников Сатиных, у которых Сергей Васильевич нашел кров в юности, он часто посвящал вечера четырехручному музицированию. Дуэтная игра нередко звучала и в доме Зверева, где прошли консерваторские годы Рахманинова. А летом 1890 года, когда в Ивановке композитор работал над переложением для фортепиано в 4 руки партитуры «Спящей красавицы» Чайковского, ему пришла в голову идея написать собственное сочинение в таком роде.

Дуэт пианистов существует в двух вариантах: четырехручная игра на одном рояле и на двух. Игра пианистов на двух роялях - это всегда концертность, блеск, масштабность и звуковая

мощь. Игра в 4 руки на одном инструменте -полная противоположность, она ассоциируется с духом камерности, атмосферой домашнего музицирования. Но и здесь непритязательность и теплота душевного высказывания могут совмещаться с широтой замысла и богатством красок. Именно в таком виде многие и многие любители музыки знакомились с симфонической или квартетной литературой. В XX веке эта область музыки надолго «выпала из обращения» и лишь в последние десятилетия вернулась в музыкальную жизнь. Произошло это, во многом благодаря прекрасным музыкантам Александру Бахчиеву и Елене Сорокиной, чей ансамбль назвали «золотым дуэтом России».

Рахманинов оставил образцы обеих разновидностей фортепианного дуэта. Для двух роялей написаны две блестящие сюиты, для четырехручной игры - цикл, который мы представляем. Кстати заметить: композитор писал такие сочинения преимущественно в юности.

Эти Шесть пьес написаны через год после окончания консерватории. Блестяще завершив ее с золотой медалью, Рахманинов получает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.