УДК 070:654.19 DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(3).431-442
Зубко Дарья Валерьевна
Кандидат филологических наук, ведущий специалист
Центр информационной поддержки научных исследований, Информационно-библиотечное управление, СевероЗападный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]
Darya V. Zubko
PhD in Philology, Head Researcher Center for Information and Research, Information and Library Department, North-West Institute of Management, branch of RANEPA, St. Petersburg, e-mail: [email protected]
Клюев Юрий Владимирович
Доктор политических наук, профессор
Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью, Гуманитарный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]
Yuriy V. Klyuev
D.Sc. in Political Science, Full Professor High School of Media Communications and Public Relations, Institute of Humanities, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, e-mail: [email protected]
РАДИОПУБЛИЦИСТИКА РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Сосредоточение специального исследовательского внимания на публицистическом вещании XXI в. представляется своевременным. Несмотря на существенный количественный рост публицистических радиопрограмм, эволюцию их форматно-жанрового разнообразия, совершенствование форм и методов ведения передач, в научных исследованиях по журналистике наблюдается дефицит комплексных исследований современной радиопублицистики как самостоятельной формы публично детерминированной журналистской деятельности.
В статье изучена теоретическая неоднородность понятия «публицистика», выявлены общие признаки и закономерности явления: глубина авторской мысли, высокий уровень персонификации, выраженная эмоциональность, непосредственная обращенность к социуму, выработка публицистом собственных идеалов и ориентиров, декларативность, тенденциозность, формирование мировоззрения, усиленное развитие в переходные и кризисные периоды.
Проанализировано соотношение понятий «публицистичность» и «публицистика». Определено, что публицистичность как авторское предъ-
¿L
явление общественного явления, представляет собой отождествление автора с определенной социальной общностью и составляет одно из свойств публицистики. Вместе с этим выявлено, что материалы, обладающие свойством публицистичности, могут мимикрировать под публицистику, но в сущности это псевдопублицистика, она носит дисфункциональный характер: антигражданственный, антиобщественный, эпатажный, интолерантный.
Разработано авторское научное определение понятия «радиопублицистика», обозначены сущностные и функциональные характеристики отечественного публицистического радиовещания, тенденции и перспективы его развития, выявлены характеристики современной радиопублицистики.
Репрезентирована актуальная жанрово-форматная структура публицистического радиовещания. В качестве отдельных сущностных категорий радиопублицистики, отличающихся собственными речевыми, композиционными, структурно-функциональными, аудиторными признаками, обозначены документально-публицистическая форматно-жанровая группа и художественно-публицистическая форматно-жанровая группа.
При проведении исследования применялась классическая научная методология: структурно-функциональный и типологический анализ, метод наблюдения, метод сравнительного анализа, метод классификации, системный подход.
Ключевые слова. Публицистика, публицистичность, радио, радиопублицистика, радиожурналистика, радиовещание, жанр, формат.
Информация о статье. Дата поступления 12 марта 2020 г.; дата принятия к печати 25 сентября 2020 г.; дата онлайн-размещения 30 сентября 2020 г.
RADIO PUBLICISM IN RUSSIA: CONCEPTUALIZATION, SOCIAL PURPOSE, AND DEVELOPMENT TRENDS
Abstract. Nowadays researching socio-political broadcasting of the 21st century is topical. The recent decades have witnessed a significant increase in the number of journalistic radio programs, evolution of their format and genre diversity, and improvement of broadcasting forms and approaches. However, modern radio publicism as independent form of public-oriented journalism has not been studied sufficiently.
The article deals with theoretical ambiguity of the concept of publicism (political and topical journalism), determines its general characteristics and patterns, namely, depth of author's thought, a high level of personification, strong emotion, direct appeal to the society, publicist's own ideals and values, solemnity, prepossession, worldview forming, and rapid development during transition and crisis periods.
The authors analyze correlation between the notions "publicism" and "publicist style", and determine that the latter, being the journalist's manner of interpreting a public phenomenon and a way of his/her identification with a particular community, is one of the characteristics of publisism. Meanwhile, the study shows that some media content of publicist-like style only imitates publicism, being in fact pseudo-publicism, whose influence is destructive due to its anti-civil and anti-social orientation, provocative character and intolerant attitude.
The authors propose their own scientific definition to the term "radio publicism", point out essential and functional characteristics of Russian radio publi-
cism, its development trends and prospects, and determine universal features of modern radio publicism. The article also describes its current genre-and-format structure. Documentary publicist and art publicist genre groups, having their own verbal, compositional, structural, and functional features and radio audience, are distinguished as ontological categories of radio publicism.
The research methods used by the authors include structure functional analysis, typological analysis, method of observation, comparative analysis, classification, and a systemic approach.
Keywords. Publicism, publicist style, radio, radio publicism, radio journalism, radio broadcasting, genre, format.
Article info. Received March 12, 2020; accepted September 25, 2020; available online September 30, 2020.
Феномен публицистики:
концептуальное осмысление
Масштабное теоретическое осмысление в отечественной науке феномен публицистики получил в 1960-е-1980-е гг. В этот период были опубликованы десятки фундаментальных работ, посвященных изучению публицистики как научной категории (труды В.Г. Березиной, В.М. Горохова, В.И. Здоровеги, Е.П. Прохорова, М.И. Скуленко, В.В. Ученовой, М.С. Черепахова) [1-8].
Несмотря на разнообразие, а иногда и противоречие подходов к пониманию категориальной принадлежности публицистики, ученые сходятся во мнении о ее высокой общественной значимости, воспитательном потенциале, идеологической и политической нацеленности. Указанные характеристики являются актуальными для публицистики XXI в. Нельзя не согласиться с положением П.П. Каминского о том, что риторические корни публицистики формируют ее проблемные зоны, такие как идеология, политика, общественная деятельность [9].
Наряду с этим демократизация, информатизация и цифровизация общественных отношений предполагает концептуальное переосмысление целеполагания публицистики в
XXI в. Функции публицистической деятельности выявил А.В. Полонский: когнитивная, коммуникативно-информационная, социально-преобразующая, социально-дидактическая, социально-просветительская, социаль-но-персуазивная, идеологическая, эстетическая, языкотворческая [10].
Отметим, что нормативные задачи публициста обусловлены необходимостью значительного авторского присутствия в тексте (будь то классический или поликодовый текст). Автор-журналист «не просто констатирует и транслирует события, а становится одним из ключевых субъектов коммуникативной деятельности и даже самостоятельным политическим актором, активно формирующим новые трактовки и оценки общественно-политических событий и влияющим на их усвоение и восприятие аудиторией» [11, с. 30]. Эффективность публицистического воздействия зависит от яркости риторики, ораторского мастерства выступающего. Актуальным является утверждение В.В. Смирнова о том, что публицистическое слово способно объединять людей, призывать их к определенным целям, утверждать идеалы и духовные ценности [12].
Публицист стремится не только убедить реципиента в безошибоч-
ности своего отношения к явлению действительности, но и сделать так, чтобы воспринятое знание принималось аудиторией как ее собственное, как знание-страсть [5]. Для достижения этого эффекта журналистами используются многочисленные средства убеждения, в частности свойство оценочности. Это интенциональная категория «публицистического текста и публицистического дискурса, с помощью которой адресант убеждает адресата в определенных заданных идеях» [13]. Это фактор значительного влияния публицистического слова на общественные процессы.
Совокупность указанных функций и свойств позволяет определять отдельные журналистские материалы как публицистические. Между тем реализация в текстах (в том числе поликодовых) только отдельных функций или ярко выраженное превалирование одной из них приводит к тому, что некоторые журналистские произведения могут мимикрировать под публицистику.
Этот процесс непосредственно связан с соотношением дефиниций «публицистика» и «публицистичность». Публицистичность представляет собой «свойство мышления автора публицистического произведения, который отождествляет себя с неким корпоративным целым, выступает не сам по себе, а от лица какой-либо общности (коллектива единомышленников, социальной группы, общества в целом)» [9, с. 100]. Публицистичность не является абсолютным критерием для определения журналистского произведения как публицистического. Подтверждение этой позиции находим у А.А. Юркова: «Публицистиче-
ская (или похожая на таковую) манера письма пронизывает порой чуть ли не все материалы газетного или журнального номера, в том числе и событийные, освобождая от авторского «напора» на сознание реципиента разве только прогноз погоды или курс валют, да и то не всегда» [14, с. 2].
Публицистичность, таким образом — только одно из свойств публицистики, которой присущи: персонифицированность, эмоциональность, глубина мысли, непосредственная обращенность к обществу, выработка идеалов, способность донести их до аудитории, формирование мировоззрения, декларативность, активизация в кризисные периоды, выразительность языковых средств. Из этого следует, что публицистичность может являться только внешней формой представления информации, а обладающие свойством публицистичности материалы могут носить дисфункциональный характер, который может реализоваться через ярко выраженную эпатажность, скандальность, интолерантность, аморальность высказываний.
Современная
радиопублицистика: формы,
тенденции, социальные
ориентации
Публицистический потенциал журналистского творчества ярко реализуется в радиовещании. Эта тенденция связана с тем, что функциональной направленности публицистической деятельности свойствен основной фактор формирования текста радиокоммуникации: «Авторское начало, выраженное в отборе фактов, их интерпретации, композицион-
ном построении, личностном (персонифицированном) подходе к отражению действительности» [15, с. 153].
В России становление радио происходило в период политических и социальных преобразований, этот фактор оказал значительное влияние на жанровую и содержательную парадигму развития радиовещания. В кризисные периоды актуализируются общественные дискуссии, стимулируется публицистическая мысль. Подтверждением служит и то, что публицистика на отечественном радио реализовалась в домас-совый и начальный массовый период развития радио. В «Радиовестниках РОСТА» публиковались не только информационные сообщения, но и синтетические репортажи-фельетоны [16]. Оперативное проникновение репортажа-фельетона на радио обусловлено стремительным становлением новой политико-идеологической формации и необходимостью быстрого политического переориентирования населения нового советского государства. Так публицистика стала фундаментальной основой развития отечественного радио советского периода.
После краха советской системы российское общество вновь оказалось в состоянии кризиса и по сей день пребывает в поиске новых ориентиров, идеалов, социокультурных установок, этим объясняется существенный количественный рост публицистических радиопрограмм в 2000-2020-е гг. в российском эфире. Таким образом через публицистическое вещание реализуются признаки демократического общественного процесса — смелость, многообразие, диалогическая и полифоническая транспарентность.
В российском эфире наблюдается разнообразие разговорных радиостанций общественно-политической и тематической направленности, их наличие во многом обусловило эволюцию публицистического вещания. Разговорный формат имеют как эфирные, так и интернет-радиоканалы, входящие в состав крупных российских медийных холдингов. В структуре ВГТРК: «Радио России», «Радио России. Культура», «Вести ФМ»; в структуре Газпром-Медиа: «Эхо Москвы», «Детское радио»; в структуре Румедиа: Business FM; в структуре ИД «Коммерсантъ»: «Коммерсантъ FM»; в структуре Москва медиа: «Москва FM»; в структуре OAO «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации "Звезда"»: «Радио Звезда»; в структуре АО «Ажур-Медиа»: «Фонтанка. Office»; в структуре ЗАО «Национальная Медиа Группа»: «Радио Петербург»; в структуре ИД «Комсомольская правда»: радио «Комсомольская правда». Разговорные федеральные и региональные радиостанции вещают и вне холдингов: «Говорит Москва», «Радонеж», «Радио Вера», «Град Петров» и др.
Отметим, что публицистика как общественное явление, теоретическая категория исследуется отечественными учеными и авторами из СНГ. В зарубежной науке отсутствует сам термин «публицистика» и «радиопублицистика». Зарубежными исследователями затрагиваются отдельные аспекты местных радиопрограмм дискуссионного и монологического характера, имеющие по существу публицистическую направленность [17-22].
В отечественной науке радиопублицистика находилась в фокусе
активного научного интереса в период 1970-х-1980-х гг. Сейчас такие исследования имеют скорее историческую ценность (труды Ю.Д. Ба-раневича, М.С. Глейзера, О.И. Ку-денко, В.П. Олейника, В.Н. Ружни-кова, В.В. Смирнова [23-28]). Одно из фундаментальных исследований радиопублицистики проведено в 1992 г. петербургским исследователем Т.В. Васильевой [29]. В 2000-е гг. практически исчезли работы по комплексному изучению публицистического вещания на радио.
Внимание российских ученых сосредоточено на изучении отдельных форм и жанров радиопублицистики, в фокус научного интереса практически не попадают форматные, структурно-функциональные характеристики публицистических передач федерального и регионального эфира. Исключение составляют труды ЛД. Болотовой, Н.А. Гааг, Ю.В. Клюева, Т.В. Лебедевой, В.В. Прозорова, Е.Р. Раска-товой, В.В. Смирнова [30-39].
Вместе с этим публицистическое радиовещание эволюционирует в творческом отношении: растет его форматное, жанровое разнообразие, расширяются проблемно-тематические горизонты, трансформируются формы и методы ведения радиопередач; и в техническом плане: внедряются новые способы интерактивной связи слушателей со студией, происходит значительное усиление воздействующего потенциала программ с помощью мультимедийных средств.
Одна из новых тенденций — ряд радиостанций осуществляют вещание в сети и используют потенциал мультимедиа для привлечения аудитории. На сайтах радиостанций пред-
ставлены не только аудиоматериа-лы, но и видеоматериалы, инфогра-фика, фотографии, анимация, текст (в том числе полная расшифровка программ). Технологии мультимедиа используются для привлечения внимания и удержания аудитории. Цифровые технологии используются для изучения контента и целевых аудиторий радиовещания [40].
С учетом сказанного, современную радиопублицистику можно охарактеризовать как особую предельно персонифицированную и творчески ориентированную разновидность произведений радиожурналистики, в которых актуализируются первоочередные для общества проблемы и явления и которые обладают свойствами оценочности, экспрессивности, призывности, пристрастности.
Формы и жанры
радиопублицистики: традиции
и обновление
Научный интерес представляет исследование жанрово-формат-ной палитры радиопублицистики. При изучении радиожурналистики принято дифференцировать жанровые группы по принципу используемых в произведениях методов и выполняемых функций. По такому принципу различают группы информационных и аналитических жанров радиожурналистики. Классификация материалов осуществляется по их структурным и композиционным характеристикам. В отдельную группу включены жанры мозаично-фрагментарного построения [31]: радиокомпозиция, радиофильм, радиоплакат.
В научной литературе по радиожурналистике наиболее распространены два подхода к классифи-
кации жанров: по их функциональным и содержательным признакам. В.В. Смирнов и Т.В. Лебедева выделяют три жанровые группы: информационная, аналитическая, документально-художественная. В соответствии с данной классификацией к документально-художественным жанрам относятся такие публицистические радиоматериалы как радиозарисовка, радиокомпозиция, радиофильм, радиоочерк, радиофельетон, радиорассказ [33; 37]. Жанрообра-зующие свойства документально-художественных материалов — их высокая документальность и художественная подача, проявляющаяся через специальный тщательный отбор средств художественной выразительности речи, тщательную литературную проработку сценария передачи, активное использование средств выразительности.
В МГУ им. М.В. Ломоносова предложен иной подход к жанрово-фор-матной парадигме радиожурналистики. Обозначены информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры [41]. Отметим, что наличие в наименовании художественно-публицистических жанров термина «публицистические» создает концептуальный диссонанс в понимании публицистики как типа журналистской деятельности.
Радиопублицистика является динамично развивающейся самостоятельной жанровой группой, наряду с информационной и аналитической жанровыми группами. В свое время Т.В. Васильева предложила подразделить публицистические жанры на материалы с выраженным документальным началом и публикации с выраженной художественной составляющей [29].
В современном эфире происходят изменения функциональной направленности традиционных форм радиопрограмм, усиливается дифференциация форм и жанров радиожурналистики. В публицистическом радиовещании 2000-2020 гг. получили широкое распространение разноплановые дискуссионные передачи («круглый стол», радиобеседа со слушателями, публицистическое ток-шоу), и радиокомментарии на общественно значимые темы [42]. Десятки разнообразных радиокомментариев, публицистических ток-шоу, «круглых столов», радиобесед со слушателями регулярно звучат в эфире «разговорных» федеральных радиоканалов: «Радио России», «Вести ФМ», «Эхо Москвы», Business FM, «Коммерсантъ FM», «Радио Звезда», радио «Комсомольская правда».
В меньшей степени в эфире распространены жанры радиопублицистики с явно выраженной художественной составляющей: радиоочерк, радиофельетон, радиорассказ, проблемный радиорепортаж и радиокомпозиция, радиофильм, радиоспектакль и радиопостановка. Передачи этих жанров выявлены в эфире радиостанций: «Радио России», «Вести ФМ», «Детское радио», «Радио Звезда».
Таким образом, в жанровой группе публицистических материалов можно выделить как отдельную подгруппу документально-публицистические радиоматериалы, строящиеся преимущественно на речи журналиста и участников программ. Такие передачи обладают документальностью, яркой диалогичностью, аналитичностью, полемичностью: «круглый стол», беседа со слуша-
телями, публицистическое ток-шоу, радиокомментарий.
В качестве второй подгруппы можно обозначить художественно-публицистические формы и жанры. В техническом отношении в передачах художественно-публицистической направленности важным является наличие документальных шумов, музыки, особых монтажных приемов. К указанной жанровой группе относятся: радиоочерк, радиофельетон, радиорассказ, радиозарисовка, радиофильм, радиоспекакль. Данная классификация уточняет особенности существующей жанровой системы радиожурналистики, раскрывает характерные свойства ее эволюции и функционирования.
Заключение
На этапе 2000-2020 гг. выявлено активное развитие публицистического радиовещания. Эта тенденция проявляется в сохранении в эфире большого количества радиостанций разговорного формата, в
усилении публицистического характера радиодискуссий и радиокомментариев, в эволюции жанрово-форматной структуры публицистического вещания.
Определена нетождественность понятий «публицистичность» и «публицистика», сделан вывод о том, что публицистичность является одним из свойств публицистики. Материалы, характеризующиеся этим свойством, имеют схожесть с публицистикой, но по своему функциональному назначению к ней не относятся.
Разработано научное определение понятия «радиопублицистка», выявлены ее базовые характеристики, обозначены тенденции развития в период 2000-2020 гг.
Представлена жанрово-формат-ная структура отечественного публицистического радиовещания изучаемого периода, включающая в себя две форматно-жанровые подгруппы: документально-публицистическая и художественно-публицистическая.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березина В.Г. К истории слова «публицист» и «публицистика» / В.Г. Березина // Вестник Ленинградского университета. — 1971. — № 20. — С. 81-86.
2. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества: Пресса и публицистика / В.М. Горохов. — Москва : Мысль, 1975. — 190 с.
3. Здоровега В.И. Слово тоже есть дело / В.И. Здоровега. — Москва : Мысль, 1979. — 174 с.
4. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества / Е.П. Прохоров. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 100 с.
5. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики (Основы теории) / М.И. Скуленко. — Киев : Вища школа, 1986. — 174 с.
6. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики / В.В. Ученова. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 145 с.
7. Ученова В.В. У истоков публицистики / В.В. Ученова. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 211 с.
8. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики / М.С. Черепахов. — 2-е изд. — Москва : Мысль, 1973. — 267 с.
9. Каминский П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе / П.П. Каминский // Вестник Томского государственного университета. Серия: Филология. — 2007. — № 1. — С. 97-105.
10. Полонский А.В. Публицистика как особый вид творческой деятельности / А.В. Полонский // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — № 11 (51). — С. 56-61.
11. Клюев Ю.В. Политический массмедиадискурс в России: феномен и концепции (2000-е гг.) : автореф. дис. ... д-ра полит. наук : 10.01.10 / Ю.В. Клюев. — Санкт-Петербург, 2017. — 63 с.
12. Смирнов В.В. Жанровая система радиожурналистики. История. Теория. Особенности функционирования / В.В. Смирнов. — Ростов-на-Дону : Нюанс, 2006. — 471 с.
13. Клушина Н.И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000-2008 гг.) : автореф. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 / Н.И. Клушина. — Москва, 2008. — 57 с.
14. Юрков А.А. Заметки о публицистике: книга для начинающего журналиста / А.А. Юрков. — Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2011. — 56 с.
15. Познин В.Ф. Использование технологий медиаобразования при подготовке будущих радиожурналистов / В.Ф. Познин, Ю.В. Клюев // Медиаобразование. — 2017. — № 1. — С. 149-162.
16. Тихонова О.В. Российская радиожурналистика периода зарождения: специфика первых форм / О.В. Тихонова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. — 2017. — № 22 (1). — С. 141-155.
17. Trends in Radio Research: Diversity, Innovation and Policies / ed. J.I. Gallego, M. Fernández-Sande, N. Limón. — Newcastle upon Tyne : Cambridge Scholars Publishing, 2018. — 378 p.
18. Lacey K. Up in the Air? The Matter of Radio Studies / K. Lacey // Radio Journal: International Studies in Broadcast & Audio Media. — 2018. — Vol. 16, no. 2. — P. 109-126.
19. Hüllen P. Handbuch für Radiojournalisten / P. Hüllen, T. Karg. — Berlin : DW-Acade-mie, 2006. — 103 p.
20. Jur^ns E. From Monologue to Dialogue: Radio and Reform in Indonesia / E. Jur-^ns. — Leiden : KITLV Press, 2009. — 190 p.
21. Perelló-Oliver S. Radio Mentions: An Analysis of Radio Personalities and Ethical Behavior / S. Perelló-Oliver, C. Muela-Molina // International Journal of Communication. — 2017. — Vol. 11. — P. 3566-3586.
22. Mitchell P. Who are We? Language and Impartiality in BBC Radio Journalism / P. Mitchell, J. Stewart // Journalism Practice. — 2017. — Vol. 11, iss 4. — P. 417-437.
23. Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. Проблемы становления, формирования, развития / Ю.Д. Бараневич. — Киев : Вища школа, 1978. — 194 с.
24. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР 1917-1963 (даты и факты) / М.С. Глей-зер. — Москва, 1965. — 230 с.
25. Куденко О.И. Радиопублицистика сегодня: основы мастерства / О.И. Куденко // Звучащий мир / под ред. В.М. Возчикова. — Москва, 1979. — С. 7-26.
26. Олейник В.П. Радиопублицистика / В.П. Олейник. — Киев : Вища школа, 1978. — 189 с.
27. Ружников В.Н. Так начиналось / В.Н. Ружников. — Москва : Искусство, 1987. — 208 с.
28. Смирнов В.В. Радиоочерк / В.В. Смирнов. — Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1984. — 151 с.
29. Васильева Т.В. Публицистические жанры радио / Т.В. Васильева. — Санкт-Петербург : ЭКМОС, 1992. — 46 с.
30. Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы / Л.Д. Болотова // Телерадиоэфир : История и современность / под ред. Я.Н. Засурского. — Москва : Аспект Пресс, 2005. — С. 147-161.
31. Гааг Н.А. Радиотеатр в системе жанров радио: исторический и культурологический аспекты : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Н.А. Гааг. — Воронеж, 2014. — 244 с.
32. Клюев Ю.В. Публицистичность радиоречи / Ю.В. Клюев // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. — 2015. — № 2 (61). — С. 89-95.
33. Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики / Т.В. Лебедева. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 224 с.
34. Prozorov V.V. Lyrical Resources of the Art of Broadcasting and Regional Radio in Russia / V.V. Prozorov // Journal of Radio and Audio Media. — 2012. — Vol. 19, iss. 2. — P. 312-319.
35. Раскатова Е.Р «Формат» в радиовещании как термин и как понятие / Е.Р Раска-това // Акценты. Новое в массовой коммуникации. — 2003. — № 5-6 (40-41). — С. 22-28.
36. Smirnov V.V. Radio Broadcasting in New Russia: Specifics of Structure and Problems Functioning / V.V. Smironov // Journal of Radio and Audio Media. — 2012. — Vol. 19, iss. 2. — P. 278-287.
37. Смирнов В.В. Радиожурналистика в современном эфире / В.В. Смирнов. — Таганрог : Центр развития личности, 2007. — 166 с.
38. Смирнов В.В. Жанровая система радиожурналистики. История. Теория. Особенности функционирования / В.В. Смирнов. — Ростов-на-Дону : Нюанс, 2006. — 471 с.
39. Смирнов В.В. Природа и язык радиокоммуникации / В.В. Смирнов. — Москва : Флинта, 2019. — 610 с.
40. Klyuev Y. Teaching Future Journalists Media Research Methodology Using Digital Technologies / Y. Klyuev, V. Poznin, D. Zubko // Медиаобразование. — 2019. — № 59 (2). — P. 278-285.
41. Радиожурналистика / под ред. А.А. Шереля. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2005. — 304 с.
42. Зубко Д.В. Радиопублицистика России: проблемно-тематические и структурно-функциональные характеристики (2000-2018 гг.) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. / Д.В. Зубко. — Москва, 2019. — 222 с.
REFERENCES
1. Berezina V.G. To the etimology of the words "publicist" and "publicism". Vestnik Len-ingradskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Leningrad State University, 1971, no. 20, pp. 81-86. (In Russian).
2. Gorokhov V.M. Zakonomernosti publitsisticheskogo tvorchestva: Pressa i publitsis-tika [Regularities of Journalistic Creativity: Print Press and Journalism]. Moscow, Mysl' Publ., 1975. 190 p.
3. Zdorovega V.I. Slovo tozhe est'delo [The Word is also a Matter]. Moscow, Mysl' Publ., 1979. 174 p.
4. Prokhorov E.P. Publitsistika v zhizni obshchestva [Journalism in Society Life]. Lomono-sov Moscow State University Publ., 1968. 100 p.
5. Skulenko M.I. Ubezhdayushchee vozdeistvie publitsistiki (Osnovy teorii) [Persuasive Impact of Journalism (Fundamentals)]. Kiev, Vishcha Shkola Publ., 1986. 174 p.
6. Uchenova V.V. Gnoseologicheskiye problemy publitsistiki [Epistemological Problems of Journalism]. Lomonosov Moscow State University Publ., 1971. 145 p.
7. Uchenova V.V. U istokov publitsistiki [At the Origins of the Social and Political Journalism]. Lomonosov Moscow State University Publ., 1989. 211 p.
8. Cherepakhov M.S. Problemy teorii publitsistiki [The Problems of the Theory of Social and Political Journalism]. Moscow, Mysl' Publ., 1973. 267 p.
9. Kaminskii P.P. The Principles of Studying Social and Political Journalism at the Current Stage. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya = Tomsk State University Journal. Series: Philology, 2007, no. 1, pp. 97-105. (In Russian).
10. Polonskii A.V. Journalism as a special Type of creative Activity. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Scientific bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences, 2008, no. 11 (51), pp. 56-61. (In Russian).
11. Klyuev Yu.V. Politicheskii massmediadiskurs v Rossii: fenomen i kontseptsii (2000-e gody). Avtoref. Kand. Diss. [Political media discourse in Russia: the phenomenon and concepts (in early 2000s). Cand. Diss. Thesis]. Saint Petersburg, 2017. 63 p.
12. Smirnov V.V. Zhanrovaya sistema radiozhurnalistiki: Istoriya. Teoriya. Osobennosti funktsionirovaniya [The Genre System of Radio Journalism: History. Theory. Aspects of Functioning]. Rostov-on-Don, Nyuans Publ., 2006. 471 p.
13. Klushina N.I. Intentsional'nye kategorii publitsisticheskogo teksta (na materiale pe-riodicheskikh izdanii 2000-2008 gg.). Avtoref. Dokt. Diss. [Intentional Categories of Journalistic Text (Based on Material from Periodicals 2000-2008). Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2008. 57 p.
14. Yurkov A.A. Zametki o publitsistike: kniga dlya nachinayushchego zhurnalista [Notes on publicism: a book for a novice journalist]. Saint Petersburg State University Publ., 2011. 59 p.
15. Poznin V.F., Klyuev Yu.V. Technologies of Media Education Using in the Process of Radio Journalists Training. Mediaobrazovanie = Media Education, 2017, no. 1, pp. 149-162. (In Russian).
16. Tikhonova O.V. Russian Radio Journalism of an Incunabula Period: first Forms' Specifics. Vestnik RUDN. Seriya: Literaturovedenie, zhurnalistika = RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2017, no. 22 (1), pp. 141-155. (In Russian).
17. Gallego J.I., Fernández-Sande M., Limón N. (eds). Trends in Radio Research: Diversity, Innovation and Policies. Newcastle upon Tyne, Cambridge Scholars Publishing, 2018. 378 p.
18. Lacey K. Up in the Air? The Matter of Radio Studies. Radio Journal: International Studies in Broadcast & Audio Media, 2018, vol. 16, no. 2, pp. 109-126.
19. Hüllen P., Karg T. Handbuch für Radiojournalisten. Berlin, DW-Academie, 2006. 103 p.
20. Jurriens E. From Monologue to Dialogue: Radio and Reform in Indonesia. Leiden, KITLV Press, 2009. 190 p.
21. Perelló-Oliver S., Muela-Molina C. Radio Mentions: An Analysis of Radio Personalities and Ethical Behavior. International Journal of Communication, 2017, vol. 11, pp. 3566-3586.
22. Mitchell P., Stewart J. Who are We? Language and Impartiality in BBC Radio Journalism. Journalism Practice, 2017, vol. 11, iss 4, pp. 417-437.
23. Baranevich Yu.D. Zhanry radioveshchaniya. Problemy stanovleniya, formirovaniya, razvitiya [Broadcasting Genres. Problems of Formation, Formation, Development]. Kiev, Vish-cha Shkola Publ., 1978. 194 p.
24. Gleizer M.S. Radio i televidenie v SSSR. 1917-1963 (daty i fakty) [Radio and Television in the USSR 1917-1963 (Dates and Facts)]. Moscow, 1965. 230 p.
25. Kudenko O.I. Radio Journalism Today: the Basics of Mastery. In Vozchikov V.M. Zvu-chashchii mir [Sounding World]. Moscow, 1979, pp. 7-26. (In Russian).
26. Oleinik V.P. Radiopublitsistika [Radio Journalism]. Kiev, Vishcha Shkola Publ., 1978. 189 p.
27. Ruzhnikov V.N. Tak nachinalos' [This is how it began]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1987. 208 p.
28. Smirnov V.V. Radioocherk [Radio Feature]. Rostov-on-Don, Rostov State University, 1984. 151 p.
29. Vasil'eva T.V. Publitsisticheskie zhanry radio [Publicistic Genres of Radio]. Saint-Petersburg, EKMOS Publ., 1992. 46 p.
30. Bolotova L.D. Domestic Broadcasting at the Beginning of the 21st Century: New Realities and Old Problems. In Zasurskii Ya.N. Teleradioefir: Istoriya i sovremennost' [Television and Broadcasting: History and the Present]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2005, pp. 147-161. (In Russian).
31. Gaag N.A. Radioteatr v sisteme zhanrov radio: istoricheskii i kulturologicheskii aspe-kty. Kand. Diss. [Radio theatre in the system of genres: historic and culture aspects. Cand. Diss.]. Voronezh, 2014. 244 p.
32. Klyuev Yu.V. Publicist Style on Radio. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedenie = Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series: Philology, History, Oriental Studies, 2015, no. 2 (61), pp. 89-95. (In Russian).
33. Lebedeva T.V. Zhanry radiozhurnalistiki [Genres Broadcast Journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2012. 224 p.
34. Prozorov V.V. Lyrical Resources of the Art of Broadcasting and Regional Radio in Russia. Journal of Radio and Audio Media, 2012, vol. 19, iss. 2, pp. 312-319.
35. Raskatova E.R. A "format" in radio broadcasting as a term and as a notion. Akt-senty. Novoe v massovoi kommunikatsii = Emphases. New Things in the Mass Media, 2003, no. 5-6 (40-41), pp. 22-28. (In Russian).
36. Smirnov V.V. Radio Broadcasting in New Russia: Specifics of Structure and Problems Functioning. Journal of Radio and Audio Media, 2012, vol. 19, iss. 2, pp. 278-287.
37. Smirnov V.V. Radiozhurnalistika v sovremennom efire [Radio Journalism in the modern Air]. Taganrog, Tsentr razvitiya lichnosti Publ., 2007. 166 p.
38. Smirnov V.V. Zhanrovaya sistema radiozhurnalistiki: Istoriya. Teoriya. Osobennosti funktsionirovaniya [The Genre System of Radio Journalism: History. Theory. Aspects of Functioning]. Rostov-on-Don, Nyuans Publ., 2006. 471 p.
39. Smirnov V.V. Priroda i yazyk radiokommunikatsii [Nature and Language of Radio Communication]. Moscow, Flinta Publ., 2019. 610 p.
40. Klyuev Y., Poznin V., Zubko D. Teaching Future Journalists Media Research Methodology Using Digital Technologies. Mediaobrazovanie = Media Education, 2019, no. 59 (2), pp. 278-285.
41. Sherel' A.A. (ed.). Radiozhurnalistika [Radio Journalism]. Lomonosov Moscow State University Publ., 2005. 304 p.
42. Zubko D.V. Radiopublitsistika Rossii: problemno-tematicheskie i strukturno-funktsional'nye kharakteristiki (2000-2018 gg.). Kand. Diss. [Radio Journalism in Russia: Problem-thematic and Structural-functional Characteristics (2000-2018). Cand. Diss.]. Moscow, 2019. 222 p.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Зубко Д.В. Радиопублицистика России: концептуальное осмысление, общественное предназначение, тенденции развития / Д.В. Зубко, Ю.В. Клюев. — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(3).431-442 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 3. — С. 431-442.
FOR CITATION
Zubko Z.V., Klyuev Yu.V. Radio Publicism in Russia: Conceptualization, Social Purpose, and Development Trends. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 3, pp. 431-442. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(3).431-442. (In Russian).