Научная статья на тему 'РАДИАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ ОДНОМОДОВЫХ ВОЛОКОННЫХ СВЕТОВОДОВ МИРОВЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАКТОРНОМ ОБЛУЧЕНИИ'

РАДИАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ ОДНОМОДОВЫХ ВОЛОКОННЫХ СВЕТОВОДОВ МИРОВЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАКТОРНОМ ОБЛУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Фотон-экспресс
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Кашайкин П.Ф., Томашук А.Л., Васильев С.А., Игнатьев А.Д., Брицкий В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАДИАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ ОДНОМОДОВЫХ ВОЛОКОННЫХ СВЕТОВОДОВ МИРОВЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАКТОРНОМ ОБЛУЧЕНИИ»

DOI 10.24412/2308-6920-2021-6-20-21

РАДИАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ ОДНОМОДОВЫХ ВОЛОКОННЫХ СВЕТОВОДОВ МИРОВЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАКТОРНОМ ОБЛУЧЕНИИ

'Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН, Научный центр волоконной оптики им. Е.М. Дианова РАН,

г. Москва

2Пермская научно-производственная приборостроительная компания, г. Пермь

3 НЦВО-Фотоника, г. Москва 4Институт химии высокочистых веществ им. Г.Г. Девятых РАН, г. Нижний Новгород 5Институт атомной энергии, г. Курчатов, Казахстан 6Институт ядерной физики, г. Алма-Ата, Казахстан E-mail: kpf@fo.gpi.ru

Применение волоконных световодов и оптоволоконных датчиков является активно растущим направлением в развитии систем диагностики ядерных и термоядерных реакторов. Однако использование световодов в интенсивных гамма-нейтронных полях приводит к возникновению в них радиационно-наведенного поглощения (РНП) света. Основной причиной РНП является оптическое поглощение радиационных центров окраски (РЦО), которые индуцируются в сетке стекла волоконного световода при воздействии ионизирующего излучения. Таким образом, для реакторных применений необходимы специальные радиационно-стойкие световоды, в которых РНП минимизировано.

На основе таких световодов и записанных в них волоконных брэгговских решеток (ВБР), уже сейчас разработаны и применяются системы для внутриканальных измерений искривления тепловыделяющих сборок (ТВС) [1]. Волоконные световоды на протяжении десятилетий успешно использовались в исследовательских термоядерных установках [2], а в международном термоядерном реакторе (ИТЭР) оптическими и лазерными системами планируется измерять больше половины параметров плазмы [3]. Стоит отметить, что в большинстве применений в термоядерных установках в системах диагностики плазмы необходимы многомодовые световоды, работающие в видимом диапазоне, однако кроме них, в ИТЭР также планируется использование одномодовых световодов в качестве транспортных для передачи оптического сигнала на длине волны ^=1.55 мкм от ВБР-датчиков температуры, деформации расположенных на диверторе и бланкете для диагностики их состояния [4].

Несмотря на возрастающий интерес в использовании одномодовых волоконных световодов внутри реакторов в качестве транспортных, достоверные сведения об уровне РНП на длине волны 1.55 мкм при высоких флюенсах нейтронов (Ф>1018 н/см2) до начала данной работы отсутствовали. Также до сих пор остается неизвестной физическая природа длинноволнового РНП, которое ограничивает радиационную стойкость световодов в ближнем ИК-диапазоне при использовании их в интенсивных реакторных полях.

Таким образом, целью данной работы было исследование РНП в ближнем ИК-диапазоне в радиационно-стойких световодов различных мировых производителей до гигантских нейтронных флюенсов (~1020 н/см2), соответствующих внутриреакторным применениям в ядерных и термоядерных установках, а также достоверное определение уровня РНП на длине волны 1.55 мкм, на которой работает большинство современных датчиков.

Для исследования РНП в условиях реакторного облучения были отобраны специальные радиационно-стойкие одномодовые на длине волны 1.55 мкм световоды ПНППК, НЦВО РАН (световоды #3-5) и других ведущих мировых производителей (световоды #1, #2, #6) в термостойких защитных покрытиях из полиимида, алюминия и меди. Облучение световодов происходило на реакторах ИВГ.1М (г. Курчатов) и ВВР-К (г. Алма-Ата) в Казахстане. На реакторе ИВГ.1М исследовалась зависимость РНП от температуры при облучении и от мощности дозы (рис. 1а), а на ВВР-К - зависимость от флюенса и поглощенной дозы при фиксированной температуре (рис.1б). Облучение на обоих установках проводилось в вакууме для более полной имитации работы световодов в ИТЭР. В процессе облучения регистрировалось РНП на фиксированной длине волны 1.55 мкм, а также спектры РНП в диапазоне 1000-1700 нм.

20 №6 2021 СПЕЦВЫПУСК «ФОТОН-ЭКСПРЕСС-НАУКА 2021» www.fotonexpres.rufotonexpress@mail.ru

мощность реактора -флюенс быстрых нейтронов (>0.1 МэВ)

-обший Алюенс

Рис.1. Зависимость мощности реактора и флюенса нейтронов от времени в процессе облучения на реакторах а) ИВГ-1М (г. Курчатов), б) ВВР-К (г. Алма-Ата)

Исследования, проведенные на реакторе ИВГ-1М позволили установить, что на длине волны 1.55 мкм РНП во всех исследуемых световодах находится в интервале 0.12-0.16 дБ/м (при DY=28.1 МГр, флюенсе быстрых нейтронов 4.46*1017 н/см2 и T=150-350 °С), что говорит об их возможности использования в ядерных реакторах при аналогичных условиях. Также было установлено, что при повышении температуры в процессе облучения происходит термически распад

длинноволнового РНП, ответственного за поглощение на длине волны 1.55 температуры от 200 до 350 °С приводило к снижению РНП ~30 % при дозе 2.8*

мкм. Увеличение 107 Гр и флюенсе

быстрых нейтронов 4.4* 1017 н/см2.

При более продолжительном облучении световодов на реакторе ВВР-К (флюенс быстрых нейтронов 1.8* 1020 н/см2, DY= 2.3 ГГр, T= 170-190 °С) было установлено, что совместное воздействие высокой температуры, гамма-нейтронного облучения и вакуума приводит к необратимой деградации полимерного покрытия, из-за которого происходит механическое разрушение самих световодов. Тем не менее, все исследуемые световоды показали работоспособность вплоть до флюенса 0.9*1020 н/см2, при этом РНП для полимернопокрытых световодов было интервале 4.8-6.2 дБ/м, а для металлопокрытых - 1.2-3.6 дБ/м (рис. 2). При максимальном флюенсе быстрых нейтронов 1.8*1020 н/см2 РНП для металлопокрытых световодов находилось в интервале от 2 до 4.7 дБ/м. Таким образом, было установлено, что для применений световодов в условиях ИТЭР (высокий вакуум, повышенная температура и флюенс ~1020 н/см2) металлических покрытиях.

Рис.2. РНП на длине волны 1.55 мкм в процессе облучения на реакторе ВВР-К

применимы только световоды в

Литература

1. Butov O. V. et al Proc. SPIE, 9157, (2014)

2. Maas A.C. et al. Fusion engineering and design, 47. 247-265 (1999)

3. S.M. G de Vicente. et al. Nuclear Fusion, 57 (2017)

4. K.Dulon «Optic sensors. Testing the resistance to radiation», [Online]. https://www.iter.org/newsline/

/3062

№6 2021 СПЕЦВЫПУСК «ФОТОН-ЭКСПРЕСС-НАУКА 2021»

www.fotonexpres.rufotonexpress@mail.ru 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.