Научная статья на тему 'Рабы в раннехристианских общинах на материале североафриканской агиографии'

Рабы в раннехристианских общинах на материале североафриканской агиографии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
раннее христианство / агиография / рабство / Римская империя / Северная Африка / earlier Christianity / hagiography / slavery / Roman Empire / North Africa

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексей Витальевич Каргальцев

Статья посвящена анализу феномена рабства в сочинениях раннехристианских авторов. Основное внимание уделено агиографическим памятникам, где известная максима апостола Павла, что «нет ни раба, ни свободного» (Гал. 3:28) разбирается в свете положения верующих накануне страдания за веру. Отмечается, что именно в церкви Северной Африки проблема рабства перестала восприниматься исключительно как социальная и нивелировалась христианской верой. Рабство осуждалось как таковое, поскольку сами христиане являлись рабами Божьими, а в языческом мире оно было не хуже всех прочих социальных пороков. В «Мученичестве Перпетуи и Фелицитаты» упоминаются рабы Фелицитата и Ревокат, но содержание памятника лишь подчеркивает, что судьбы их и хозяев едины. В других агиографических памятниках римской Африки III в. социальный статус христианских героев вовсе игнорируется, что лишь подчеркивает, что именно накануне мученичества, находясь в заключении, исполненные искренней и глубокой верой они могли достигнуть социального идеала Павла. Таким образом снимается проблема двойственности социальной жизни, очевидно, тяготившая верующих, что в числе прочего объясняет как популярность мученичеств, так и мнение Тертуллиана, что настоящая Церковь — это Церковь мучеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Slaves in early Christian communities ba sing on the North Africa n hagiography

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of slavery in the writings of early Christian authors. The main attention is paid to hagiographic monuments, where the well-known maxim of the Apostle Paul that «there is neither slave nor free» (Gal. 3:28) is analyzed. It is seen not only in the traditional background of opposing the biblical ideal of social equality and the harsh truth of the life of ancient society, where slavery was the basis of economic life, but also in the light of the position of believers on the eve of suffering for the faith. This ideal seemed to find a comprehensive embodiment. It is noted that it was in the Church of North Africa, as Tertullian testifies, that the problem of slavery was no longer perceived as exclusively social and was leveled by the Christian faith. Slavery was condemned as such, since Christians themselves were servants of God, and in the pagan world it was no worse than all other social vices. The «Martyrdom of Perpetua and Felicity» mentions the slaves of Felicity and Revocat, but the content of the monument only emphasizes that their fate is one with their masters. In other hagiographic monuments of Roman Africa of the 3rd c. the social status of Christian heroes is completely ignored, which only emphasizes that only on the eve of martyrdom, being in prison, filled with sincere and deep faith, they could achieve the social ideal of the the Apostle Paul. Thus, the problem of the duality of social life, which obviously burdened the believers, is removed, which, among other things, explains both the popularity of martyrdom and Tertullian’s opinion that the real Church is the Church of martyrs.

Текст научной работы на тему «Рабы в раннехристианских общинах на материале североафриканской агиографии»

с

и Алексей витальебш каргальцев удк 276

л

и к. ист. н., ст. преподаватель,

И РГПУ им. А. И. Герцена (наб. р. Мойки,

л

Н д. 48/20а, Санкт-Петербург, Россия, 191186) akargaltsev@herzen.spb.ru

н Рабы в раннехристианских общинах на материале

североафриканской агиографии

Статья посвящена анализу феномена рабства в сочинениях раннехристианских авторов. Основное внимание уделено агиографическим памятникам, где известная максима апостола Павла, что «нет ни раба, ни свободного» (Гал. 3:28) разбирается в свете положения верующих накануне страдания за веру. Отмечается, что именно в церкви Северной Африки проблема рабства перестала восприниматься исключительно как социальная и нивелировалась христианской верой. Рабство осуждалось как таковое, поскольку сами христиане являлись рабами Божьими, а в языческом мире оно было не хуже всех прочих социальных пороков. В «Мученичестве Перпетуи и Фелицитаты» упоминаются рабы Фелицитата и Ревокат, но содержание памятника лишь подчеркивает, что судьбы их и хозяев едины. В других агиографических памятниках римской Африки III в. социальный статус христианских героев вовсе игнорируется, что лишь подчеркивает, что именно накануне мученичества, находясь в заключении, исполненные искренней и глубокой верой они могли достигнуть социального идеала Павла. Таким образом снимается проблема двойственности социальной жизни, очевидно, тяготившая верующих, что в числе прочего объясняет как популярность мученичеств, так и мнение Тертуллиана, что настоящая Церковь — это Церковь мучеников.

Ключевые слова: раннее христианство, агиография, рабство, Римская империя, Северная Африка

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44180 «Политическое измерение раннехристианской агиографической литературы».

Volume XI

o

Alekaey Vital'evich Kargaltsev .

a

PhD in History, senior lecturer, C Herzen State Pedagogical University of Russia h (naberezhnaya reki Moiki, 48/20a, Saint-Petersburg, Russia, 191186) S

akargaltsev@herzen.spb.ru C

Slaves in early Christian communities basing on the North African hagiography

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of slavery in the writings of early Christian authors. The main attention is paid to hagiographic monuments, where the well-known maxim of the Apostle Paul that «there is neither slave nor free» (Gal. 3:28) is analyzed. It is seen not only in the traditional background of opposing the biblical ideal of social equality and the harsh truth of the life of ancient society, where slavery was the basis of economic life, but also in the light of the position of believers on the eve of suffering for the faith. This ideal seemed to find a comprehensive embodiment. It is noted that it was in the Church of North Africa, as Tertullian testifies, that the problem of slavery was no longer perceived as exclusively social and was leveled by the Christian faith. Slavery was condemned as such, since Christians themselves were servants of God, and in the pagan world it was no worse than all other social vices. The «Martyrdom of Perpetua and Felicity» mentions the slaves of Felicity and Revocat, but the content of the monument only emphasizes that their fate is one with their masters. In other hagiographic monuments of Roman Africa of the 3rd c. the social status of Christian heroes is completely ignored, which only emphasizes that only on the eve of martyrdom, being in prison, filled with sincere and deep faith, they could achieve the social ideal of the the Apostle Paul. Thus, the problem of the duality of social life, which obviously burdened the believers, is removed, which, among other things, explains both the popularity of martyrdom and Tertullian's opinion that the real Church is the Church of martyrs.

Key words: earlier Christianity, hagiography, slavery, Roman Empire, North Africa

га Отношение к рабству в Ранней Церкви традиционно при-

и нято оценивать через призму проповеди апостола Павла, что

^ во Христе Иисусе «нет ни раба, ни свободного» (Гал. 3:28, ср.

О Кол. 3:11). Однако, как справедливо отмечает А. Д. Пантелеев,

л в течение первых веков «этот лозунг так и остался декларацию

о ей», поскольку христиане продолжали жить в мире, где рабов-^ ладение составляло основу хозяйственной деятельности1. Хри-^ стианами становились и рабовладельцы (например, Филимон, 2 которому Павел адресует одно из своих посланий), которые ¡^ не спешили отказываться от своего положения и состоя-ч ний, поскольку справедливо полагали, что они необходимы ^ для содержания домашней церкви. Христианами становились рабы, которых их хозяева не спешили отпускать на волю. Впрочем, утверждение апостола не следует считать полемическим или неискренним, скорее оно отражало высочайшие эсхатологические ожидания, которыми жили первые хри-стиане2. При этом отношение к земным реалиям было более сдержанным: рабам следовало повиноваться своим господам, а тем в свою очередь заботиться о рабах, т. е. жить в любви друг с другом в ожидании скорого пришествия Христа и Страшного суда. Заметим, что, на наш взгляд, в этом и кроется разница проповеди Павла со взглядами античных философов, с которыми их сравнивает А. Д. Пантелеев3. Апостол воспринимал современное ему рабство как временное явление и не пытался исправить его, но стремился, чтобы его слушатели должным образом подготовились ко встрече Господа и не грешили лишний раз друг против друга. По мнению Н. Хуттонена, высказывание Павла следует рассматривать в широком контексте проповеди крещения, точнее равенства в обретении благодати Божией всех крещаемых и безразличия к их этической и социальной принадлежности4. В другом месте Павел указывает:

1 Пантелеев А. Д. Рабы в раннехристианских мученичествах // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2012. № 1. С. 58.

2 Эсхатологии в посланиях Павла посвящено огромное количество исследований, см., например: Alkier S. Wunder und Wirklichkeitin den Briefendes Apostels Paulus: Ein Beitrag zu einem Wunderverständnis jenseits von Entmythologisierung und Rehistorisierung. Tübingen, 2001. S. 117.

3 Пантелеев А. Д. Рабы в раннехристианских мученичествах. С. 58.

4Хуттунен Н. Как фантазия становится реальностью: Павел между по-

«Рабом ли ты призван, не смущайся» (1Кор. 7:21). Специаль- ^ но исследовавший этот фрагмент А. С. Десницкий отмечет, ^ что смысл его был очевиден раннехристианским авторам ^ и заключался в проповеди смирения5. И хотя сам исследова- ^ тель толкует его в более широкой эсхатологической перспек- ^ тиве воскресения, одновременно он отмечает, что раннехри- ^ стианские комментаторы (Тертуллиан (ТеЛ. Demonog., 11, 12) § и др.) понимали призыв Павла буквально. ^

Впрочем, реальность раннехристианских общин отлича- ^ лась от описанного идеала и была наполнена всевозможными о неожиданностями. Наиболее заметно это в послании Павла § к Филимону, где апостол рассказывает своему единоверцу 0 и руководителю домашней церкви, что встретил в тюрьме ^ Онисима, беглого раба Филимона, и поскольку тот раскаялся ^ и обратился в христианство под влиянием проповеди Павла, ^ то автор послания просит принять его обратно «не как уже : раба, но выше раба, брата возлюбленного» (Флм. 1:16). Как отмечает А. С. Волчков, подобная просьба поставила Ониси-ма в высшей степени в непростое положение6. С одной стороны, авторитет апостола был непререкаем, с другой, Филимон не получит никакой компенсации за освобожденного раба, поскольку выплатить ее некому. Наконец, Онисима нельзя было оставить рабом, но изменить к нему отношение на более милосердное, поскольку это пагубно отразилось бы на его поведении и сделало бы Онисима непригодным как раба. При этом получается, что Филимону следовало бы освободить не только Онисима, но и всех других рабов-христиан, что самым негативным образом сказалось бы на деятельности домашней церкви, которая собиралась в домовладении Филимона и обеспечивалась рабским трудом7. Однако

литическим реализмом и эсхатологической фантазией // Стасис. 2015. Т. 3. № 2. С. 123.

5Десницкий А. С. Толкование двух трудных мест из новозаветных посланий // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2010. № 2. С. 26-27.

6 Волчков А. С. Рабы в общинах первых христиан // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2010. № 2. С. 163-164.

7 Barclay J. M. G. Paul, Philemon and the Dilemma of Christian Slave-Ownership // New Testament Studies. 1991. Vol. 37. N 2. P. 167.

га история с Онисимом представляется еще более запутанной.

и В действительности до конца не понятно, какое преступление

^ он совершил, бежал ли от своего господина, или, как полага-

О ют некоторые исследователи, еще и украл деньги местной

л общины8. В этом контексте просьба Павла, очевидно, выходит

га

о за рамки социальных взаимоотношений «хозяин - раб», рисуя ^ иную эсхатологическую перспективу, в которой скоро окажут-^ ся адресаты апостола.

2 Стремление к буквальному воплощению концепции Пав-

^ ла можно обнаружить у Тертуллиана и в жизни африканской ч церкви в целом9. Заметим, что в сочинениях апологета суще-^ ствует довольно четкое разделение христианского и языческого миров, и в этом смысле они не носят общесоциальный характер. Рабство в данном случае не хорошо и не плохо само по себе, но важна религиозность раба или господина. Тер-туллиан признает, что мире все подчинено установленному порядку, где владычество и подчинение являются его естественными проявлениями (Тег^ А^а^, II, 5). Языческие боги имею такую же рабскую натуру, как и простые смертные (Тег^ А^а^, II, 8). Напротив, раб, заключенный в тюрьму за свою христианскую веру, безусловно, вызывает сочувствие (Тег^ А^а^, I, 4). Слуги и домочадцы, которые доносят на своих христианских хозяев, заслуживают осуждения (Тег^ А^а^, I, 7). В трактате «О терпении» апологет указывает, что верующие вполне могли бы поучиться у рабов переносить тяготы и страдания, а сами рабы являют собой образец поведения для христиан по отношению к Господу. Даже животные в этом смысле ведут себя более достойно, чем многие люди (ТеЛ. Бера^, 4). Безусловно, Тертуллиан не игнорирует тяжелое положение, в котором находятся рабы, однако нельзя согласиться с мнение М. Зоммар, что он не предлагает никакого решения этой проблемы10. Решением в данном случае является всемерное,

8 Подробнее об этом см.: Биткин В. А. Послание к Филимону в свете Богословия апостола Павла // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии. 2021. Вып. 10. С. 20.

9 Sommar M. E. The Slaves of the Churches: A History. New York, 2020. P. 59-60.

10 Sommar M. E. The Slaves of the Churches... P. 60.

А. В. КАргАльцЕв

"Sommar M. E. The Slaves of the Churches... P. 60.

12 В исследовательской литературе существует дискуссия, могли ли рабыни уклониться от занятия проституцией: MacDonald M. Y. Early Christian Women and Pagan Opinion: The Power of the Hysterical Woman. Cambridge, 1996.P. 55; или это было невозможно: Glancy J. A. Slavery in Early Christianity. New York, 2002. P. 54.

13 Подробнее об этом см.: Каргальцев А. В. Гонения Деция и Церковь середины III в.: мученики и власти // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 1. С. 153-165.

искреннее и глубокое исповедание христианской веры, кото- ^ рое и открывает ворота в рай, и на практике приводит к ско- ^ рейшему прекращению страданий, например, через обретение мученичества. Опасность же для человека представляет ^ не его низкое социальное положение, т. е. не рабство земное, ^ а невозможность покончить с рабством духовным. Об этой ^ опасности Тертуллиан предупреждает в трактате «Об идоло- § поклонстве». Главным героем сочинения является раб Божий, ^ руководствующийся словами Павла «если бы я захотел быть ^ угодным людям, я не был бы рабом Божьим (Гал.1:10)» (ТеЛ. о Deidol., 14), который должен отказаться от любых форм идо- § лослужения и быть верным и преданным рабом Небесного 0 Владыки. Раб-христианин может быть принужден к участию Л в языческих церемониях, и в этой ситуации моральный долг ^ его — ослушаться своего хозяина. В данном случае требование ^ быть покорным господину утрачивает силу, потому что ведет : к совершению греха. И хотя, как отмечает М. Зоммар, процесс отбора деяний, которые, по мнению африканского апологета, можно трактовать как идолопоклонство, явно не завершен, тем не менее сама идея Тертуллиана совершенно очевидна11. В этом смысле ряд рабских занятий, таких как проституция или участие в играх в качестве гладиаторов, были в принципе недопустимы для христиан12.

Концепция Тертуллиана получает развитие и в сочинениях Киприана Карфагенского. В письме к Антониану он описывает ситуацию, когда во время гонения Деция отец семейства получил свидетельства о жертвоприношениях (libeШ) на всех своих домашних, включая рабов-христиан, что для последних, по всеобщему мнению, было недопустимо и было причиной их отпадения от Церкви (Сург. Ер., 55)13. Здесь вновь отмечается,

га что настоящее рабство лежит не в социальной, а в религиоз-и ной плоскости. В трактате «О похвале мученичеству» Кипри-tj ан указывает, что «нет ничего гнуснее рабства», сравнивая О земную жизнь верующего с положением раба и проповедуя л необходимость скорее вырваться из нее посредством мучени-

CQ

о чества (Cypr. Delaud. mart., 8).

g Как представляется, схожее отношение к проблеме рабства

^ мы обнаруживаем в африканской агиографии III в. Первым 2 по времени здесь является «Мученичество Перпетуи и Фели-^ цитаты», которое рассказывает об аресте, суде и расправе ч на арене амфитеатра Карфагена над группой христиан во гла-^ ве со знатной девушкой Вибией Пертпетуей. Известно, что двое из христианских героев Фелицита и Ревокат были рабами (Mart. Perp., 2)14. Очевидно, порядок расправы никак не соотносится с социальным статусом верующих. Можно вполне согласиться с мнением Э. Ребийяра, что событие в Карфагене 203 г. следует рассматривать как экстраординарное, целью которого была организация зрелища, приуроченного ко дню рождения императорского сына Геты15. Однако кроме этого уточнения композиция памятника подчеркивает, что христианские рабы и хозяева имеют равную судьбу и равное достоинство перед Богом. Фелицитата беременна и переживает, что из-за предстоящих родов по римским законам ее казнь будет отложена, и она не сможет принять мученичество вместе со своими товарищами (Mart. Perp., 15). В конце концов накануне казни Фелицитата родила девочку, которую взяла одна из христианок и воспитала ее как дочь (Mart. Perp., 15). Однако ребенок удерживает от страдания и Перпетую. У нее есть маленький сын, именем котором отец девушки и прокуратор Илариан призывают ее отказаться от мученичества и принести жертвы (Mart. Perp., 6, 2-3). Однако «по воле Божьей» ребенок отказывается от материнской груди, и это

14 Принято считать, что Фелицитата была рабыней Перпетуи, есть предположение также, что все герои «Мученичества» принадлежали к одному семейству: Barnes T. D. Tertullian: A Historical and Literary Study. Oxford, 1985. P. 72.

15 Rebillard É. Christians and their many identities in late antiquity, North Africa, 200-450 CE. Ithaca; London, 2012. P. 40.

te

облегчает страдания Перпетуи и укрепляет ее решимость принять мученичество. В итоге обе героини в равной степени очищаются кровью второго крещения на арене амфитеатра (Mart. Perp., 18).

Представляется, что данная перекличка сюжетов отнюдь ^

не случайна, но вновь доказывает, что перед Христом верую- ^

щие утрачивают свой мирской социальный статус и достига- §

ют библейского идеала равенства. В «Мученичестве Монтана Q

и Луция» образ раба Божьего является образцом для подра- ^

жания, а словосочетание servus Dei — фактически единствен- о

ной характеристикой христианского героя (Mart. Mont., 1, 1). §

Памятник посвящен группе верующих из Карфагена, большая 0

ta

часть которых, очевидно, являлась клириками, арестованны- jg ми и казненными в 258-259 гг., вскоре после гибели епископа ^ Киприана. Примечательно, что мы ничего не знаем о социаль- ^ ном статусе христианских героев. Трудно предполагать, что ' он был высоким. В другом агиографическом сочинении этого периода, в «Страстях Мариана и Иакова», отдельно описывается судьба всадника Эмилиана, который «хотя и имел всадническое достоинство у язычников», все же принадлежал к числу благочестивых братьев, постясь и рассчитывая принять мученичество вместе с остальными товарищами (Pass. Marian. etIac., 8, 1). Очевидно, столь подробная характеристика указывает, что представители всаднического сословиями нечасто становились христианами и вызывали законное подозрение в искренности своего обращения среди единоверцев. Можно предположить, что и среди товарищей Монтана могли быть рабы. Однако этот вопрос намеренно опускается автором «Мученичества», поскольку их положение (тюремное заключение, пытки, видения) создает принципиально новую эсхатологическую реальность, являющуюся прообразом для грядущего всеобщего Божьего суда. Привязанности христианских героев, их прошлые имущественные и социальные блага теряют свое значение на фоне главного события их жизни исповедания своей веры и обретения мученического венца.

Подводя итог, можно заключить, что для раннехристианской литературы в целом было характерно двойственное

отношение к рабству. Библейский идеал всеобщего равенства трудно сочетался с реалиями повседневной жизни античного общества, для которого институт рабства был основой хозяйственной жизни. В данном случае уместно говорить не о критике или поощрении рабовладения, а об игнорировании этой проблематики как социальной. Само по себе рабство совершенно было естественно для христиан, поскольку сами они являются рабами Божьими. Однако эсхатолигическая перспектива лишала ценности социальную рецепцию. Особенно это заметно в агиографических сочинениях, где в условиях заключения и грядущего мученичества верующие могли позволить себе забыть о своем мирском социальном положении в свете грядущего обретения венца славы. Таким образом именно подготовка к мученичеству давала возможность приблизиться к библейскому идеалу социального равенства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

1. Биткин В. А. Послание к Филимону в свете Богословия апостола Павла // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии. 2021. Вып. 10. С. 16-35. [Bitkin V. A. Poslanie k Filimonu v sveteBogoslovijaapostolaPavla [Epistle to Philemon in the light of the Theology of the Apostle Paul] // Religija. Cerkov'. Obshhestvo: Issledovanijaipublikacii po teologiiireligii. 2021. Vyp. 10. S. 16-35].

2. Волчков А. С. Рабы в общинах первых христиан // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2010. № 2. С. 160-170. [Volchkov A. S. Raby v obshhinahpervyhhristian [Slaves in the communities of the first Christians] // Vestnik Sankt-Peterburgskogouniversiteta. Istorija. 2010. № 2. S. 160-170].

3. Десницкий А. С. Толкование двух трудных мест из новозаветных посланий // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2010. № 2. С. 25-30. [Desnickij A. S. Tolkovanie dvuh trudnyh mest iz novozavetnyh poslanij [Interpretation of two difficult passages from the New Testament epistles] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 9. Filologija. 2010. № 2. S. 25-30].

4. Каргальцев А. В. Гонения Деция и Церковь середины III в.: мученики и власти // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 1. С. 153-165. [Kargaltsev A. V. Gonenija Decija i Cerkov' serediny III v.: mucheniki i vlasti [Persecution of Decius and the Church of the middle of the III century: martyrs and authorities] // Problemy istorii, filologii, kul'tury. 2016. № 1. S. 153-165].

о rn н

с

н ^

и О

л я О

к

л

н

я «

S

Рч

S ч н л

5. Пантелеев А. Д. Рабы в раннехристианских мучениче- ^ ствах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Исто- ¡^ рия. 2012. № 1. С. 58-68. [Panteleev A. D. Raby v rannehristianskih ^ muchenichestvah [Slaves in the early Christian martyrdom] // Vestnik to Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istorija. 2012. № 1. S. 58-68]. Ц

6. Хуттунен Н. Как фантазия становится реальностью: Павел g между политическим реализмом и эсхатологической фантази- N ей // Стасис. 2015. Т. 3. № 2. С. 110-131. [Huttunen N. Kak fantazija Щ stanovitsja real'nost'ju: Pavel mezhdu politicheskim realizmom о I jeshatologicheskoj fantaziej [How fantasy becomes reality: Paul Щ between political realism and eschatological fantasy] // Stasis. 2015. T. 3. № 2. S. 110-131].

7. Alkier S. Wunder und Wirklichkeit in den Briefen des Apostels ^ Paulus: Ein Beitrag zu einem Wunderverständnis jenseits о von Entmythologisierung und Rehistorisierung. Tübingen, 2001. g

8. Barnes T. D. Tertullian: A Historical and Literary Study. Oxford, g 1985.

9. Barclay J. M. G. Paul, Philemon and the Dilemma of Christian Slave-Ownership // New Testament Studies. 1991. Vol. 37. N 2. P. 161186.

10. Glancy J. A. Slavery in Early Christianity. New York, 2002.

11. MacDonald M. Y. Early Christian Women and Pagan Opinion: The Power of the Hysterical Woman. Cambridge, 1996.

12. Rebillard E. Christians and their many identities in late antiquity, North Africa, 200-450 CE. Ithaca; London, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sommar M. E. The Slaves of the Churches: A History. New York, 2020.

о

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.