Научная статья на тему '«СТРАСТИ СВВ. ПЕРПЕТУИ, ФЕЛИЦИТАТЫ И ИХ СОМУЧЕНИКОВ» И ВОПРОС О ПРЕСЛЕДОВАНИИ ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИ СЕПТИМИИ СЕВЕРЕ'

«СТРАСТИ СВВ. ПЕРПЕТУИ, ФЕЛИЦИТАТЫ И ИХ СОМУЧЕНИКОВ» И ВОПРОС О ПРЕСЛЕДОВАНИИ ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИ СЕПТИМИИ СЕВЕРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / КУЛЬТ / РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА / ИУДАИЗМ / РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / МУЧЕНИЧЕСТВО / ЭДИКТ / ГОНЕНИЕ / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / СЕВЕРНАЯ АФРИКА / СЕПТИМИЙ СЕВЕР / ПЕРПЕТУЯ / ФЕЛИЦИТАТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедев Павел Николаевич

В статье рассматривается дискуссия о гонении на христиан в Римской империи при Септимии Севере. Автор анализирует аргументы сторонников и противников версии о существовании эдикта, запрещавшего христианский и иудейский прозелитизм. Сведения об установленном императором запрете происходят из неоднозначного и сомнительного источника - «Истории Августов», но они могут подкрепляться сообщением Евсевия Кесарийского о гонении в Александрии при Севере и рассказом о мученической смерти в Карфагене героев «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников». Однако положительные оценки в адрес Септимия Севера, высказанные современным ему известным христианским богословом Тертуллианом, и отсутствие сведений об общеимперском масштабе гонений делают более основательной позицию противников существования эдикта. Анализ «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников» в контексте дискуссии об историчности эдикта не подтверждает версию о появлении в начале III в. каких-либо новых антихристианских инициатив. В этом мученичестве отсутствуют сведения о каком-либо широком преследовании христиан: казни подвергается конкретная небольшая группа верующих. При этом нет оснований считать, что их обвиняют именно в нарушении запрета на обращение в христианство. На допросе прокуратор Гилариан добивается от Перпетуи и других задержанных только ответа на вопрос, являются ли они христианами, так как со времен Траяна положительный ответ рассматривался как достаточное основание для вынесения смертного приговора. Судя по всему, законодательная база для преследования христиан при Септимии Севере не претерпела изменений. Однако предполагаемое путешествие императора по Северной Африке и вспышки гонений против христиан в Александрии и Карфагене могут быть связаны между собой по другой причине. Энтузиазм местных элит, готовившихся встречать первого императора - выходца из Северной Африки, мог усиливать уже существовавшие и провоцировать новые конфликты между христианами и сторонниками традиционных верований. Вероятнее всего, арест и казнь Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников объясняются стремлением провинциальных властей поддерживать общественный порядок во вверенной им провинции и не допускать народных возмущений при подготовке к визиту императора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“PASSIO SANCTARUM PERPETUAE ET FELICITATIS” AND THE QUESTION OF THE PERSECUTION OF CHRISTIANS IN THE ROMAN EMPIRE UNDER SEPTIMIUS SEVERUS

The article examines the discussion about the persecution of Christians in the Roman Empire under Septimius Severus. The author analyzes the arguments of advocates and opponents of the existence of the edict prohibiting Christian and Jewish proselytism. The information about the Emperor’s ban originates from an ambiguous and controversial source titled “The Scriptores Historiae Augustae”, which can be supported be the evidence provided by Eusebius of Caesarea about the persecution in Alexandria under Severus as well as by anecdotal evidence about the martyrdom in Carthage of the heroes of “Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis” (“The Passion of Saints Perpetua and Felicity”). However, positive comments concerning Septimius Severus, made by his contemporary Tertullian, a Christian and renowned theologian, as well as the absence of any indication of large-scale empire-wide persecution substantiate the position of those opposing the idea of the existence of the edict. The analysis of “Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis” in the context of the discussion on the historicity of the edict does not confirm the version about any new anti-Christian initiatives in the early 3rd century. The evidence of this martyrdom lacks any information about some large-scale persecution: only a small specific group of Christians was executed. There is no reason to believe that it is the violation of the ban of Christian proselytism that they were accused of. Procurator Mecilius Hilarian during interrogation only wanted to know if they were Christians or not, for starting from Trayan the positive answer was a sufficient reason for death penalty. Obviously, the legislative base for the persecution of the Christians under Septimius Severus remained unchanged. However, the Emperor’s expected journey in North Africa and the surge in the persecution of Christians in Alexandria and Carthage are likely to be connected for another reason. In fact, the enthusiasm of the local elites preparing to welcome the first emperor who came from North Africa could be responsible for aggravating the current conflicts and inciting new ones between Christians and adepts of other traditional religions. The author argues that the arrest and persecution of Perpetua and Felicity can be most probably explained by the intention of the provincial authorities to keep order in their provinces and avoid popular unrest in the course of preparations for the Emperor’s visit.

Текст научной работы на тему ««СТРАСТИ СВВ. ПЕРПЕТУИ, ФЕЛИЦИТАТЫ И ИХ СОМУЧЕНИКОВ» И ВОПРОС О ПРЕСЛЕДОВАНИИ ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИ СЕПТИМИИ СЕВЕРЕ»

ЕВРОПА В ПРОШЛОМ Europe in the Past

П.Н. Лебедев

«СТРАСТИ СВВ. ПЕРПЕТУИ, ФЕЛИЦИТАТЫ И ИХ СОМУ-ЧЕНИКОВ» И ВОПРОС О ПРЕСЛЕДОВАНИИ ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИ СЕПТИМИИ СЕВЕРЕ*

P.N. Lebedev

"Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis" and the Question of the Persecution of Christians in the Roman Empire under Septimius Severus

В 203 г. н.э. в одном из крупнейших городов Римской империи, Карфагене, на играх в честь Геты, сына императора Септимия Севера, были казнены несколько христиан, среди которых была знатная образованная римлянка Вибия Перпетуя. История их мученичества известна из уникального раннехристианского сочинения - «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников», созданного неизвестным редактором в 206-209 гг. на основе собственноручных записей Перпетуи и наставника схваченных христиан - Сатура. Отмеченное в начале повествования обстоятельство, что «были схвачены молодые катехумены» (Pass. Perp. 2.1), то есть еще готовящиеся к вступлению в общину и не принявшие крещение, в историографии часто объясняется действием принятого императором Септимием Севером эдикта о запрете обращения в христианство и иудаизм1.

При этом информация о принятии эдикта происходит из крайне сложного и неоднозначного памятника - «Истории Августов», известного также как «Писатели истории Августов» ("Scriptores Historiae Augustae"). Дискуссии относительно датировки и авторства этого произведения ведутся непрерывно с конца XIX в.: написана ли «История Августов» действительно шестью разными авторами

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта «Критическое издание памятника раннехристианской литературы "Страсти свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников": перевод латинской и греческой версий произведения, сопровождаемый подробным научным комментарием, экскурсами в богословскую, историческую, литературоведческую проблематику текстов» (№ 21-011-44147). 94

в конце III - начале IV вв. (как это заявлено в тексте), или же одним или несколькими авторами в середине IV в., конце IV в. или же начале V в. и т.д.2 Вероятнее всего, множественное авторство является фикцией, а время создания следует отнести к 380-м гг.3, но за этими не бесспорными утверждениями скрывается еще б0льшая проблема: в какой степени можно использовать сведения данного источника для реконструкции событий истории императорского Рима. Характерными чертами повествования в «Истории Августов» являются множество анахронизмов, цитирование вымышленных источников, введение в рассказ вымышленных персонажей, обилие скандальных историй и т.д.4 Судя по всему, автор (или авторы) «Истории Августов» не ставил перед собой задачу развернуть перед хорошо образованным современником результаты своих научных изысканий в области истории, но стремился развлечь читателей тем, что, по меткому замечанию Р. Сайма, уместнее всего называть «историческим вымыслом» (historical fiction)5.

Именно в «Истории Августов» содержится краткое замечание о том, что Септимий Север во время похода против парфян (197199 гг.) «под страхом тяжелого наказания... запретил обращение в иудейство; то же он установил и относительно христиан» (SHA Sept. Sev. 17.1; пер. С.П. Кондратьева под ред. А.И. Доватура). О гонении на христиан при Септимии Севере сообщает также автор начала IV в. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории»: «Когда Север начал преследовать Церковь, то борцы за веру повсюду завершили свое блистательное свидетельство мученичеством. Особенно много было их в Александрии; из Египта и со всей Фиваиды сюда, словно на огромную арену, отправлены были борцы Божии; с великим терпением и мужеством переносили они разные пытки, умерли разной смертью - и возложены на них венцы от Господа» (Eus. Hist. Eccl. VI.1; пер. М.Е. Сергеенко). Поскольку Евсевий указывает, что события в Александрии, в результате которых погибли многие ученики Александрийского огласительного училища и отец известного богослова III в. Оригена - Леонид, происходили на 10-й год правления Септимия Севера (VI.2.2), описываемое им гонение происходит в 202-203 гг. При этом следует сразу заметить, что в рассказе о смерти мучеников в Александрии Евсевий не только допускает хронологические неточности в указании возраста Оригена, но и растягивает время гонения от префекта Египта Квинта Меция Лета до Тиберия Клавдия Субациана Аквилы, занимавших эту должность соответственно в 200-203 и 205/6-210/11 гг.6

На основе сопоставления сведений «Истории Августов», «Церковной истории» и «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сому-чеников» ряд исследователей утверждают, что эдикт Септимия Севера о запрете христианского прозелитизма существовал и стал причиной преследования христиан в ряде регионов Римской империи7. По мнению В. Френда, эдикт был принят в 202 г. и стал первым ак-

том римских властей против христиан в общеимперском масштабе, и, хотя затронул только небольшой круг новообращенных, произвел большое впечатление в тех случаях, когда жертвой его стали люди с высоким социальным положением (в том числе, например, Перпе-туя), и стал важным прецедентом для последующих антихристианских мер8. Сторонники версии об историчности эдикта связывают его появление также с необходимостью мобилизации сил общества для войны с парфянами, внимательным отношением императора к традиционным римским верованиям, особым почитанием культа Сераписа, комплексом принятых при Севере мер против волшебников, астрологов и прорицателей, стремлением остановить распространение религии, приверженцы которой отказывались от службы в армии и в целом не производили впечатление добропорядочных граждан и другими возможными причинами9.

Более осторожную позицию занимает А.В. Каргальцев, отмечая, что «был ли Севером издан новый антихристианский эдикт, озвучена ли его воля устно ближайшему окружению, возрожден или изменен старый - не столь важно на фоне того факта, что после восточного похода началась кампания против христианских прозелитов»10. Развернувшееся преследование христиан, по мнению указанного исследователя, выходило за рамки обычной практики, и в условиях распространения христианства среди различных слоев общества для борьбы с ним нужна была санкция от лица императора. При этом А.В. Каргальцев считает, что речь идет не о «гонениях», а о «преследовании катехуменов», которое «в силу специфики эпохи было ограничено территориально и требовало для реализации личной воли или присутствия императора»11. Данная позиция порождает не меньше вопросов, чем дает ответов: что именно считать гонением, почему преследование катехуменов должно было оказаться локальным, как определить выраженность императорской воли (был ли все-таки издан эдикт?), какими причинами могут быть вызваны действия Септимия Севера против христианского прозелитизма и т.д. Положительное же отношение к представителям династии Северов известного христианского богослова и писателя III в. Тертул-лиана А.В. Каргальцев считает в данном случае несущественным, так как либо оно выражено в произведениях, созданных до начала предполагаемого преследования, либо оказывается данью жанру обращения к властям, что не предполагает явной критики в их адрес, но наоборот рассчитано на завоевание благосклонности.

Последние доводы не представляются убедительными, так что на сюжете с произведениями Тертуллиана, современника рассматриваемых событий, следует остановиться подробнее. В «Апологетике» (около 197 г.) Тертуллиан отмечает твердость и постоянство Септимия Севера (Tert. Apol. 4.8), а в «К Скапуле» (212 г.) сообщает, что тот «с благодарностью вспоминал о христианах» (Christianorum memor fuit), держал при себе тех, о ком было известно, что они хри-

стиане, и даже «открыто противодействовал беснующемуся против нас народу» (populo furenti in nos palam restitit; Ad Scap. 4.5-6; пер. Л.В. Братухиной). Таким образом, и в сочинении, созданном на 10 лет позже предполагаемого гонения, нет никаких указаний на то, что Септимий Север когда-либо выступал инициатором гонений. Отметать эти подробные сведения (например, Тертуллиан упоминает состоявшего при императорском дворе христианина Прокула, некогда вылечившего императора и попавшего к нему в милость), как предлагает А.В. Каргальцев, лишь как риторический прием, призванный расположить римского проконсула Скапулу, которому адресовано сочинение, представляется необоснованным.

Во-первых, в историографии набирает все большую популярность мнение о том, что раннехристианские апологии могли быть в значительной мере (или даже преимущественно) ориентированы на внутрихристианскую аудиторию12. Это могло бы объяснить и обилие цитат и ссылок на библейские тексты в апологетике, которые не могли обладать высоким авторитетом в глазах представителей других религиозных традиций, и резкий переход от собственно защиты христианских взглядов к суровому обличению греко-римских верований и связанной с ними общественной морали. Во-вторых, для сочинений Тертуллиана в целом характерен достаточно категоричный и резкий тон, что проявляется и в обращении к Скапуле: «мы противостоим всей вашей свирепости, добровольно вступая с ней в бой», «мы можем также рассказать тебе и о смертях некоторых наместников, которые в конце своей жизни осознали, что согрешили, когда мучили» (Ad Scap. 1.2, 3.4; пер. Л.В. Братухиной) и т.д. От автора, устрашающего своего адресата примерами божественного возмездия жестоким наместникам, сложно ожидать попытки расположить к себе собеседника с помощью вымышленного рассказа о симпатии к христианам императора, который несколькими годами ранее инициировал гонение на них. В-третьих, в «К Скапуле» позиция Тертул-лиана по отношению к конкретным императорам не отличается от более раннего «Апологетика», в котором виновниками гонений выступают «плохие» императоры Нерон и Домициан, а высокую оценку получают Марк Аврелий и Септимий Север (Apol. 5.3-4, 6). Если во временном промежутке, разделяющем эти два произведения, по инициативе последнего произошли бы гонения на христиан, такое постоянство апологета в оценках выглядело бы странным.

Далее следует представить позицию исследователей, отрицающих существование антихристианского эдикта Септимия Севера. На отсутствие каких-либо достоверных свидетельств о существовании эдикта и крайнюю сомнительность сообщения о нем из «Истории Августов» указывали Т. Барнс и Э. Бёрли, признававшие его «очевидно вымышленным»13. Конкретные репрессии против христиан в Северной Африке сторонники данного подхода предлагают рассматривать как инициативу провинциальных властей, а не императора,

что в целом соответствует характеру взаимоотношений христиан с римской властью до гонения 250 г. при императоре Деции14. Также противники идеи о существовании эдикта указывают на отсутствие свидетельств о масштабе преследований, выходящем за пределы Александрии и Карфагена, ряд положительных замечаний о Сеп-тимии Севере его современника Тертуллиана15. Хронологические неточности в изложении о преследовании христиан в Александрии у Евсевия, растягивающего гонение в этом конкретном регионе на нескольких лет, также ставит под сомнение взаимосвязь между действиями Септимия Севера в ходе парфянского похода, завершившегося в 199 г., и событиями при префектах Египта, действовавших в 203-206 гг.

Следует заметить, что некоторые исследователи не примыкают ни к лагерю сторонников версии о существовании эдикта, ни к лагерю противников. Например, Д. Рэнкин и П. Сихолас излагают взгляды обеих сторон и приходят к выводу, что в условиях имеющейся источниковой базы данный вопрос в принципе однозначно решить нельзя16. Отдельный интерес представляет позиция Д. Вил-хайта, который также считает, что невозможно определенно решить, существовал эдикт или нет, но при этом обращает внимание на хронологическую близость вспышек гонений против христиан в Александрии и Карфагене с предполагаемым путешествием императора в 202-203 гг. в Северную Африку. По мнению указанного исследователя, это совпадение неслучайно и может объясняться тем, что африканские элиты, положение которых укрепилось с утверждением на императорском престоле уроженца Северной Африки - Сеп-тимия Севера, опасались конкуренции со стороны нового подозрительного культа и видели в его распространении угрозу местным религиозным верованиям и своей посреднической роли во взаимоотношениях Рима с африканцами17. Однако, если с предположением о существовании взаимосвязи между преследованием христиан и поездкой императора по городам Африки можно согласиться, то характер объяснения этой связи представляется надуманным и неоправданно преувеличивающим как силу и значимость восходящих к доримским временам местных африканских культов к началу III в., так и степень угрозы, которую могли представлять для них на тот момент малочисленные христианские общины.

С одной стороны, Тертуллиан в своих апологетических произведениях утверждает, что христиане «уже наполнили все ваше: ваши города, громады домов, крепости, муниципии, площади, даже военные лагеря, кварталы и суды Рима, его дворец, сенат и форум» (Apol. 37.4), их «много тысяч, мужчин и женщин ... всевозможного возраста, всевозможного положения» (Ad Scap. 5.2). Однако в этом случае перед нами уже действительно риторическое преувеличение. Вопрос о численности христиан в Римской империи во II-III вв., конечно, является дискуссионным, но условной точкой консенсуса

в современной историографии выступают подсчеты К. Хопкинса, оценившего численность христиан во всей Римской империи на рубеже II - III вв. приблизительно в 210 ООО человек18. Относительно численности христианской общины Карфагена в начале III в., когда происходят события мученичества Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших, то существует большой разброс в оценках, так как исследователи расходятся не только в отношении пропорции числа христиан к общему числу жителей (называются оценки от О,35-О,5 % до 3,3 %), но и в оценке общей численности населения Карфагена (от 7О до 3ОО тысяч жителей). Например, В. Тэбберни называет число христиан в Карфагене - 3ОО-4ОО человек, Т. Хеффернан - 1 5ОО, Э. Ребильяр - 2 5ОО, К. Хопкинс - 5-1О тыс.19 Наиболее правдоподобной представляется оценка в 1,5-2 тыс. человек.

Поскольку для дискуссии о характере преследования христиан в Римской империи при Септимии Севере принципиальное значение имеет история «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомуче-ников», связанная с казнью христиан в Карфагене в 2О3 г., далее мы остановимся на ней подробнее.

Как уже было сказано в начале статьи, внимание сторонников версии об историчности эдикта привлекает прямое указание на то, что схвачены были именно «катехумены» (catechumeni; Pass. Perp. 2.1), то есть готовящиеся стать христианами оглашенные. Крещение они принимают уже во время пребывания в тюрьме (Pass. Perp. 3.5). Позже диаконы Терций и Помпоний подкупают стражу, чтобы обеспечить заключенным возможность выходить на время из темного, жаркого и душного помещения тюрьмы в некое «место получше» (Pass. Perp. 3.7). При этом в городскую тюрьму для того, чтобы поддержать Перпетую и ее товарищей, посещают их собратья по вере: «главный тюремщик... многих к нам пропускал (multos ad nos admittebat), чтобы мы и пришедшие подкрепляли друг друга» (Pass. Perp. 9.1). Когда задержанных переводят в тюрьму при военном лагере, туда тоже после обращения Перпетуи к трибуну «братьям ее и другим было позволено приходить и проводить с ними время (introeundi et refrigerandi cum eis; Pass. Perp. 16.4). Учитывая то, что христиане открыто посещают своих попавших в заключение единоверцев и, судя по всему, не подвергаются при этом риску самим быть схваченными, подобная картина как будто иллюстрирует действие эдикта о запрете только обращения в веру. К смерти оказываются приговорены в итоге только схваченные катехумены и добровольно присоединившийся к ним катехизатор Сатур (Pass. Perp. 4.5).

Однако внимательное прочтение памятника дает больше оснований для того, чтобы усомниться в существовании эдикта. Во-первых, в истории событий фигурируют и другие катехумены, которым ничего не угрожает. Например, во время игр Перпетую поддерживает некий «катехумен по имени Рустик» (catechumeno, Rustico nomine; Pass. Perp. 2О.8). Судя по всему, он не был схвачен вместе с груп-

пой Перпетуи, но не скрываясь приходит в амфитеатр на игры выразить сочувствие и помочь своим единоверцам. Один из двух братьев Перпетуи, как сообщает рассказчик, также был катехуменом (Pass. Perp. 2.2). Судя по всему, он также вместе с Рустиком приходит поддержать свою сестру, на что указывает обращение к ним Перпетуи после нападения дикой буйволицы: «Потом, подозвав своего брата, вместе с тем катехуменом (fratrem suum, et illum catechumenum), обратилась к ним с такими словами: "В вере стойте, друг друга любите и мучениями нашими не соблазняйтесь!"» (Pass. Perp. 20.10). Можно было бы предположить, что этих двух катехуменов просто не схватили с поличным, но они всё же ведут себя на глазах у властей слишком спокойно в условиях предполагаемого гонения против новообращенных20.

Еще более важным представляется то обстоятельство, что никаких упоминаний об эдикте нет в сцене допроса задержанных у прокуратора Мецилия Гилариана. Их диалог с Перпетуей описывается следующим образом: «И Гилариан, прокуратор, который принял тогда право меча вместо умершего проконсула Минуция Тиминиа-на, сказал: "Пощади седины отца своего, пощади малолетство сына, принеси жертву за здравие императоров!" И я ответила: "Нет!" На это Гилариан: "Ты христианка?" И я ответила: "Я христианка"» (Pass. Perp. 6.3-4). После этого ответа прокуратор «объявляет всех нас виновными и приговаривает ко зверям» (Pass. Perp. 6.6). Гила-риан не пытается выяснить, когда и при каких обстоятельствах Пер-петуя и ее товарищи обратились в христианство, но устанавливает только сам факт, что они являются христианами.

В известном рескрипте императора Траяна 112 г., адресованному наместнику Вифинии Плинию Младшему, о порядке преследования христиан было установлено следующее: «Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, то есть помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением» (Plin. Ep. 10.97; пер. М.Е. Сергеенко). Таким образом, Гилариан на допросе действует по уже давно существующим правилам, предлагая обвиняемым в принадлежности к христианству совершить жертвоприношение за здравие императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты.

Аналогичным образом действуют наместники провинций в ряде других раннехристианских мученичеств II в., давая шанс опровергнуть подозрение в принадлежности к христианам: например, поклясться гением императора предлагают на суде в «Мученичестве Поликарпа» (Mart. Pol. 10), «Мученичестве Аполлония» (Mart. Apoll. 7) и «Актах скилитанских мучеников» (Act. Seil. 5). Ключевым же моментом процесса во всех перечисленных случаях, как и в «Страстях», является признание обвиняемых в том, что они - хри-

стиане (Mart. Pol. 10.1; Mart. Apoll. 2; Act. Seil. 10, 13; Pass. Perp. 6.4).

Особое внимание следует обратить на то, что, согласно переписке Траяна с Плинием, наместнику не следовало ни самостоятельно разыскивать христиан, ни реагировать на анонимные доносы (Plin. Ep. 10.97). В деле обязательно должен был фигурировать конкретный обвинитель. Отсюда возникает вопрос, по чьей инициативе происходит гонение и конкретно в интересующем нас случае - арест Перпетуи и ее товарищей. Оснований для сомнения в историчности эдикта Септимия Севера и непосредственного участия императора в организации преследования, как уже было сказано выше, достаточно много. В целом локальный и несистемный характер репрессивных мер против христиан в различных регионах во II - первой половине Ill вв., скорее, указывает не на инициативу со стороны императоров, а на действия местных властей, реагирующих на те или иные проблемные ситуации.

Можно согласиться с Д.Э. де Сент-Круа в том, что основной причиной для гонений на христиан до середины III в. была не воля центральной власти и даже не личная позиция каких-либо конкретных наместников провинций, а необходимость провинциальной власти считаться с настроениями местного населения21. Наместник в первую очередь должен был поддерживать спокойствие во вверенной ему провинции, и если это спокойствие, с точки зрения местных жителей, нарушалось по вине христиан, то он должен был как-то на это реагировать и проводить судебное дознание (cognitio).

Христиане, с точки зрения римлян, выглядели крайне подозрительно: почитали казненного по приговору римского магистрата преступника, отказывались клясться гением императора, говорили о грядущем конце света, собирались на тайные собрания и в целом нарушали традиционные нормы. Эти действия шли вразрез со священными обычаями предков, могли нарушить гармоничные взаимоотношения между людьми и богами и навлечь бедствия на все общество. Местные власти реагировали на народное возмущение и подвергали нарушителей традиций смертной казни, а ключевым индикатором антиобщественного поведения становился отказ совершать положенные ритуалы. Можно согласиться с А.Д. Пантелеевым в том, что речь идет не только о принесении жертв за здоровье императора, но о почитании традиционных богов и исполнении традиционных ритуалов в целом22. В отсутствие разработанной правовой базы и устойчивой общей практики местным властям приходилось каждый раз реагировать на конкретные обстоятельства, сложившееся в провинции, так что главную роль в преследованиях играло враждебное отношение к христианам в обществе.

Тертуллиан в «Апологетике», написанном за шесть лет до событий мученичества Перпетуи и ее товарищей в Карфагене, рассказывает о сложных взаимоотношениях христиан с римской властью и местным населением в Северной Африке. Хотя в ряде случаев ав-

тор, вероятно, сгущает краски, в целом сведения очевидца позволяют представить общую картину. Тертуллиан пишет следующее: «Сколько раз, когда вы оставались в стороне, настроенная враждебно чернь, пользуясь своим правом, набрасывалась на нас с камнями и с факелами для поджогов! Не щадят в самом вакхическом безумстве даже мертвых христиан; из покоя могилы, из некоего убежища смерти их, уже изменившихся, уже не целых, вырывают, рассекают, растерзывают» (Tert. Apol. 37.2; пер. А.Ю. Братухина).

Согласно последним исследованиям, языческие и христианские захоронения в Карфагене находились на одних и тех же кладбищах, что, вполне вероятно, могло провоцировать столкновения (например, при совершении ритуалов поминовения)23. Это подтверждается и словами Тертуллиана из более позднего сочинения «К Скапуле» (212 г.), в котором упоминается уже известный нам из «Страстей» Гилариан: «Как [было] при наместнике Гилариане, когда народ кричал о земле для христианских погребений: "Да не будет [им] земли!"» (Tert. Ad Scap. 3.1; пер. Л.В. Братухиной).

* * *

Таким образом, взаимоотношения христиан с языческим большинством жителей Карфагена на рубеже II-III вв. были напряженными, что, несомненно, могло повлечь за собой и появление жалоб на христиан местным властям. Согласно рескрипту Траяна, власти должны были реагировать на оформленные надлежащим образом обвинения, и Тертуллиан пишет: «Ежедневно нас осаждают, ежедневно предают, арестовывают зачастую в самих собраниях и общинах наших» (Tert. Apol. 7.4; пер. А.Ю. Братухина). Именно так, вероятнее всего, и происходит с Перпетуей и другими катехуменами, которых могли задержать по доносу где-то за пределами Карфагена (возможно, в загородном имении семьи Перпетуи) в момент собрания, когда они ожидали своего наставника Сатура. Поскольку обвинение не касалось других катехуменов и уже принявших крещение членов общины, то и претензий со стороны властей к ним нет, так что они приходят навещать задержанных в тюрьму и поддерживают своих единоверцев во время событий на арене.

Совпадение же локальных гонений с предполагаемым путешествием императора Септимия Севера по городам римской Африки в 202-203 гг. происходит, вероятно, не в связи с выраженным императором явно или неявно неодобрением в отношении христиан. Свидетельства Тертуллиана как современника служат достаточно весомым основанием для того, чтобы предполагать, как минимум, терпимое отношение императора к христианству. Однако на ситуацию мог повлиять сам факт намерения императора посетить тот край империи, откуда он был родом.

При этом не имеет большого значения, действительно ли Септи-

мий Север в 202-203 гг. посетил ряд африканских городов, о чем в письменной традиции есть только краткое упоминание в «Жизнях софистов» Филострата (Philostr. Vit. Soph. 20.601), или же поездка планировалась, но не состоялась (такие сомнения высказывал, например, Т. Котула, но они не получили широкой поддержки в историографии24). Археологические, эпиграфические и нумизматические источники подтверждают то, что ряд африканских городов в рассматриваемый период получают разнообразные благодеяния от императора. В родном городе императора Лептис Магне развернулись масштабные строительные работы, Карфагену было даровано италийское право (ius Italicum; Dig. 50.15.8.11), связанное с предоставлением ряда прав и привилегий местным жителям, учреждены Пифийские игры (Pythicus agon; Tert. Scorp. 6.2-3), а также, возможно, построен акведук25. Чуть позже были отчеканены монеты с легендой «INDVLGENTIA AVGG IN CARTH», прославляющей щедрость Августов Септимия и его сына Антонина в Карфагене. Благодарные жители городов провинции в ответ воздвигали статуи и совершали многочисленные посвящения в честь самого Септимия, его супруги Юлии Домны и детей Антонина и Геты26.

Вполне вероятно, что в подобной атмосфере подъема локального патриотизма и сопутствовавшего ему религиозного воодушевления отказ христиан участвовать в обязательных культовых мероприятиях мог вызвать острое недовольство со стороны местного населения, усилить существующие противоречия и спровоцировать вспышку преследований. Какой-либо специальный антихристианский эдикт, существование которого в целом представляется крайне сомнительным, для этого вовсе не требовался.

Примечания Notes

1 Frend W.H.C. Martyrdom and Persecution in the Early Church: A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford, 1965. P. 321; Keresztes P. The Emperor Septimius Severus: A Precursor of Decius // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1970. Bd. 19. S. 573; Keresztes P. Imperial Rome and the Christians. Vol. 2: From the Severi to Constantine the Great. Lanham (MD), 1989. P. 7-13; Robeck C.M. Prophecy in Carthage: Perpetua, Tertullian, and Cyprian. Cleveland (OH), 1992. P. 11; Amat J. Introduction // Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes. Paris, 1996. P. 21; Salisbury J.E. Perpetua's Passion: The Death and Memory of a Young Roman Woman. New York, 1997. P. 81-83; Johnson L.T. Among the Gentiles: Greco-Roman Religion and Christianity. New Haven (CA), 2009. P. 190.

2 Dessau H. Über Zeit und Persönlichkeit der Scriptores Historiae Augustae // Hermes. 1889. Bd. 24. S. 337-392; Mommsen Th. Die Scriptores Historiae Augustae // Hermes. 1890. Bd 25. S. 228-292; Momigliano A. An Unsolved Problem of Historical Forgery: The Scriptores Historiae Augustae // Journal

of the Warburg and Courtauld Institutes. 1954. Vol. 17. No. 1/2. P. 22-46; Доватур А.И. История изучения Scriptores Historiae Augustae // Вестник древней истории. l957. № 1. С. 245-256; Syme R. Historia Augusta Papers. Oxford; New York, 1983. P. 12-29, 209-223; Johne K.-P. Kaiserbiographie und Senatsaristokratie. Untersuchung zur Datierung und sozialen Herkunft der Historia Augusta. Berlin: Akademie-Verlag, 1976. S. 11-16; Barnes T.D. The Sources of the Historia Augusta. Bruxelles, 1978. P. 17-18; Honore T. Scriptor Historiae Augustae // The Journal of Roman Studies. 1987. Vol. 77. P. 156-176; GurneyL.W., GurneyP.J. The Scriptores Historiae Augustae: History and Controversy // Literary and Linguistic Computing. 1998. Vol. 13. No. 3. P. 105-109; Tse E.K., Tweedie F.J., Frischer B.D. Unravelling the Purple Thread: Function Word Variability and the Scriptores Historiae Augustae // Literary and Linguistic Computing. 1998. Vol. 13. No. 3. P. 141-149; Kulikowski M. The Historia Augusta: Minimalism and the Adequacy of Evidence // Late-Antique Studies in Memory of Alan Cameron. Leiden; Boston, 2021. P. 23-40.

3 Cameron A. The Last Pagans of Rome. Oxford; New York, 2011. P. 743782; Stover J., KestemontM. The Authorship of the Historia Augusta: Two New Computer Studies // Bulletin of the Institute of Classical Studies. 2016. Vol. 59. No. 2. P. 154.

4 Rohrbacher D. The Play of Allusion in the Historia Augusta. Madison (WI), 2016. P. 7-8; Kulikowski M. The Historia Augusta: Minimalism and the Adequacy of Evidence // Late-Antique Studies in Memory of Alan Cameron. Leiden; Boston, 2021. P. 27-28.

5 Syme R. Historia Augusta Papers. Oxford; New York, 1983. P. 216.

6 Barnes T.D. Pre-Decian Acta Martyrum // The Journal of Theological Studies. 1968. Vol. 19. No. 2. P. 527; Frend W.H.C. Religion Popular and Unpopular in the Early Christian Centuries. London, 1976. P. 340; Пантелеев А.Д. Мученичество Потамиены и Василида // Ранние мученичества: Переводы, комментарии, исследования. Санкт-Петербург, 2017. С. 254-255.

7 Davies J.G. Was the Devotion of Septimius Severus to Serapis the Cause ofthe Persecution of202-203? // The Journal of Theological Studies. 1954. Vol. 5. No. 1. P. 73-76; Schwarte K.H. Das angebliche Christengesetz des Septimius Severus // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1963. Bd. 12. S. 185-208; Keresztes P. The Emperor Septimius Severus: A Precursor of Decius // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1970. Bd. 19. S. 565-578; Frend W.H.C. Open Questions Concerning the Christians and the Roman Empire in the Age of the Severi // The Journal of Theological Studies. 1974. Vol. 25. No. 2. P. 333-351; Frend W.H.C. A Severan Persecution? Evidence of the "Historia Augusta" // Forma Futuri: Studi in Onore del Cardinale Michele Pellegrino. Torino, 1975. P. 470-480; Amat J. Introduction // Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes. Paris, 1996. P. 20-22; WypustekA. Magic, Montanism, Perpetua, and the Severan Persecution // Vigiliae Christianae. 1997. Vol. 51. No. 3. P. 276-297; Decret F. Early Christianity in North Africa. Cambridge, 2011. P. 23-24.

8 Frend W.H.C. Martyrdom and Persecution in the Early Church: A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford, 1965. P. 320-321.

9 Davies J.G. Was the Devotion of Septimius Severus to Serapis the Cause

ofthe Persecution of202-203? // The Journal of Theological Studies. 1954. Vol. 5. No. 1. P. 73-76; Amat J. Introduction // Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes. Paris, 1996. P. 20-22; WypustekA. Magic, Montanism, Perpetua, and the Severan Persecution // Vigiliae Christianae. 1997. Vol. 51. No. 3. P. 287; Bakker H. Potamiena: Some Observations About Martyrdom and Gender in Ancient Alexandria // The Wisdom of Egypt: Jewish, Early Christian, and Gnostic Essays in Honour of Gerard P. Luttikhuizen. Leiden, 2005. P. 337-340; Decret F. Early Christianity in North Africa. Cambridge, 2011. P. 23-24.

10 Каргальцев А.В. Религиозная политика Септимия Севера в свете антихристианских гонений // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии. 2018. № 7. С. 164.

11 Каргальцев А.В. Религиозная политика Септимия Севера в свете антихристианских гонений // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии. 2018. № 7. С. 166-167.

12 Edwards M. et al. Introduction: Apologetics in the Roman World // Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians. Oxford, 1999. P. 8-9; Jacobsen A.-C. Apologetics and Apologies - Some Definitions // Continuity and Discontinuity in Early Christian Apologetics. Frankfurt am Main, 2009. P. 13-17; Lieu J. The Audience of Apologetics: The Problem of the Martyr Acts // Contextualising Early Christian Martyrdom. Frankfurt am Main, 2011. P. 218; Лебедев П.Н. Рим и христианство: переосмысление истории в апологетике II - III вв. // Вестник древней истории. 2018. № 4 (78). С. 892-893; Williams D.H. Defending and Defining the Faith: An Introduction to Early Christian Apologetic Literature. Oxford; New York, 2020. P. 34-36.

13 Birley A.R. Septimius Severus: The African Emperor. Rev. ed. London, 1988. P. 135, 154; Barnes T.D. Legislation Against the Christians // The Journal of Roman Studies. 1968. Vol. 58. P. 40, 41.

14 Tabbernee W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. Leiden; Boston, 2007. P. 187; Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York, 2012. P. 49, 148.

15 Barnes T.D. Legislation Against the Christians // The Journal of Roman Studies. 1968. Vol. 58. P. 40, 41; Sordi M. Christians and the Roman Empire. London; New York, 1994. P. 82; Daguet-Gagey A. Septime Sévère, un empereur persécuteur des chrétiens? // Revue des Études Augustiniennes. Vol. 47. Paris, 2001. P. 3-32.

16 Rankin D. Tertullian and the Church. Cambridge; New York, 1995. P. 1213; CiholasP. The Omphalos and the Cross: Pagans and Christians in Search of a Divine Center. Macon (GA), 2003. P. 345.

17 Wilhite D.E. Tertullian the African: An Anthropological Reading of Ter-tullian's Context and Identities. Berlin; New York, 2007. P. 161; Wilhite D.E. Ancient African Christianity: An Introduction to a Unique Context and Tradition. London, 2017. P. 96

18 Hopkins K. Christian Number and Its Implications // Journal of Early Christian Studies. 1998. Vol. 6. No. 2. P. 192, 212, 213; Drake H.A. Models of Christian Expansion // Spread of Christianity in the First Four Centuries: Essays in Explanation. Leiden, 2005. P. 3, 4.

19 Hopkins K. Christian Number and Its Implications // Journal of Early Christian Studies. 1998. Vol. 6. No. 2. P. 202; Tabbernee W. To Pardon or Not to Pardon? North African Montanism and the Forgiveness of Sins // Studia Patristica. Vol. 36. Leuven, 2001. P. 380-381; Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York, 2012. P. 246, 321; Rebillard E. Christians and Their Many Identities in Late Antiquity, North Africa, 200 - 450 CE. Ithaca (NY); London, 2012. P. 10, 11, 100, n. 2.

20 Kraemer R.S., Lander S.L. Perpetua and Felicitas // The Early Christian World. Vol. 2. 2nd ed. London; New York, 2000. P. 1052.

21 Croix G.E.M., de Ste. Why Were the Early Christians Persecuted? // Past & Present. 1963. Vol. 26. P. 6-38.

22 Пантелеев А.Д. Гонения на христиан и императорский культ по данным агиографической традиции // Проблемы истории, филологии, культуры. 2015. № 3 (49). С. 102.

23 Merdinger J. Roman North Africa // Early Christianity in Contexts: An Exploration across Cultures and Continents. Grand Rapids (MI), 2014. P. 235; Gonzalez E. The Fate of the Dead in Early Third Century North African Christianity. The "Passion of Perpetua and Felicitas" and Tertullian. Tübingen, 2014. P. 132.

24 Kotula T. Septymiusz Sewerus: Cesarz z Lepcis Magna. Wroclaw, 1987. P. 73-75.

25 Tabbernee W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. Leiden; Boston, 2007. P. 187; Manders E. Coining Images of Power: Patterns in the Representation of Roman Emperors on Imperial Coinage, A.D. 193 - 284. Leiden; Boston, 2012. P. 246.

26 Birley A.R. Septimius Severus: The African Emperor. Rev. ed. London, 1988. P. 148-150; Rowan C. Under Divine Auspices: Divine Ideology and the Visualisation of Imperial Power in the Severan Period. Cambridge; New York, 2012. P. 77-80; Rantala J. The Ludi Saeculares of Septimius Severus: The Ideologies of a New Roman Empire. Abingdon; New York, 2017. P. 148.

Автор, аннотация, ключевые слова

Лебедев Павел Николаевич - канд. ист. наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет (Москва)

ORCID ID: 0000-0003-3853-8714

lebedevp235@gmail.com

В статье рассматривается дискуссия о гонении на христиан в Римской империи при Септимии Севере. Автор анализирует аргументы сторонников и противников версии о существовании эдикта, запрещавшего христианский и иудейский прозелитизм. Сведения об установленном императором запрете происходят из неоднозначного и сомнительного источника - «Истории Августов», но они могут подкрепляться сообщением Евсевия Кесарийского о гонении в Александрии при Севере и рассказом о мученической смерти в Карфагене героев «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты

и их сомучеников». Однако положительные оценки в адрес Септимия Севера, высказанные современным ему известным христианским богословом Тертуллианом, и отсутствие сведений об общеимперском масштабе гонений делают более основательной позицию противников существования эдикта.

Анализ «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников» в контексте дискуссии об историчности эдикта не подтверждает версию о появлении в начале III в. каких-либо новых антихристианских инициатив. В этом мученичестве отсутствуют сведения о каком-либо широком преследовании христиан: казни подвергается конкретная небольшая группа верующих. При этом нет оснований считать, что их обвиняют именно в нарушении запрета на обращение в христианство. На допросе прокуратор Гилариан добивается от Перпетуи и других задержанных только ответа на вопрос, являются ли они христианами, так как со времен Траяна положительный ответ рассматривался как достаточное основание для вынесения смертного приговора. Судя по всему, законодательная база для преследования христиан при Септимии Севере не претерпела изменений.

Однако предполагаемое путешествие императора по Северной Африке и вспышки гонений против христиан в Александрии и Карфагене могут быть связаны между собой по другой причине. Энтузиазм местных элит, готовившихся встречать первого императора - выходца из Северной Африки, мог усиливать уже существовавшие и провоцировать новые конфликты между христианами и сторонниками традиционных верований. Вероятнее всего, арест и казнь Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников объясняются стремлением провинциальных властей поддерживать общественный порядок во вверенной им провинции и не допускать народных возмущений при подготовке к визиту императора.

Римская империя, культ, религиозная вера, иудаизм, раннее христианство, мученичество, эдикт, гонение, смертная казнь, Северная Африка, Септимий Север, Перпетуя, Фелицитата.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Barnes, T.D. Legislation Against the Christians. The Journal of Roman Studies, 1968, vol. 58, pp. 32-50. (In English).

2. Barnes, T.D. Pre-Decian Acta Martyrum. The Journal of Theological Studies, 1968, vol. 19, no. 2, pp. 509-531. (In English).

3. Croix, G.E.M., de Ste. Why Were the Early Christians Persecuted? Past & Present, 1963, vol. 26, pp. 6-38. (In English).

4. Davies, J.G. Was the Devotion of Septimius Severus to Serapis the Cause of the Persecution of 202-203? The Journal of Theological Studies, 1954, vol. 5, no. 1, pp. 73-76. (In English).

5. Dessau, H. Über Zeit und Persönlichkeit der Scriptores Historiae Augustae. Hermes, 1889, vol. 24, pp. 337-392. (In German).

6. Dovatur, A.I. Istoriya izucheniya Scriptores Historiae Augustae [The History of the Study of the Scriptores Historiae Augustae.]. Vestnik drevney istorii, 1957, no. 1 (59), pp. 245-256. (In Russian).

7. Frend, W.H.C. Open Questions Concerning the Christians and the Roman Empire in the Age of the Severi. The Journal of Theological Studies, 1974, vol. 25, no. 2, pp. 333-351. (In English).

8. Gurney, L.W. and Gurney, P.J. The Scriptores Historiae Augustae: History and Controversy. Literary and Linguistic Computing, 1998, vol. 13, no. 3, pp. 105-109. (In English).

9. Honore, T. Scriptor Historiae Augustae. The Journal of Roman Studies, 1987, vol. 77, pp. 156-176. (In English).

10. Hopkins, K. Christian Number and Its Implications. Journal of Early Christian Studies, 1998, vol. 6, no. 2, pp. 185-226. (In English).

11. Kargaltsev, A.V. Religioznaya politika Septimiya Severa v svete antikhristianskikh goneniy [The Religious Policy of Septimius Sever in the Light of Anti-Christian Persecution.]. Religiya. Tserkov. Obshchestvo: Issledovaniya i publikatsiipo teologii i religii, 2018, no. 7, pp. 154-171. (In Russian).

12. Keresztes, P. The Emperor Septimius Severus: A Precursor of Decius. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, 1970, vol. 19, pp. 565-578. (In English).

13. Lebedev, P.N. Rim i khristianstvo: pereosmysleniye istorii v apologetike II - III vv. [Rome and Christianity: The Reinvention of History in Christian Apologetics of the Second and Third Centuries AD.]. Vestnik drevney istorii, 2018, no. 4 (78), pp. 889-904. (In Russian).

14. Momigliano, A. An Unsolved Problem of Historical Forgery: The Scriptores Historiae Augustae. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1954, vol. 17, no. 1/2, pp. 22-46. (In English).

15. Mommsen, Th. Die Scriptores Historiae Augustae. Hermes, 1890, vol. 25, pp. 228-292. (In German).

16. Panteleyev, A.D. Goneniya na khristian i imperatorskiy kult po dannym agiograficheskoy traditsii [The Persecution of Christians and the Imperial Cult according to Hagiographic Tradition.]. Problemy istorii, filologii, kultury, 2015, no. 3 (49), pp. 91-104. (In Russian).

17. Schwarte, K.H. Das angebliche Christengesetz des Septimius Severus. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, 1963, vol. 12, pp. 185-208. (In German).

18. Stover, J. and Kestemont, M. The Authorship of the Historia Augusta: Two New Computer Studies. Bulletin of the Institute of Classical Studies, 2016, vol. 59, no. 2, pp. 140-157. (In English).

19. Tse, E.K., Tweedie, F.J. and Frischer, B.D. Unravelling the Purple Thread: Function Word Variability and the Scriptores Historiae Augustae. Literary and Linguistic Computing, 1998, vol. 13, no. 3, pp. 141-149. (In English).

20. Wypustek, A. Magic, Montanism, Perpetua, and the Severan Persecution. Vigiliae Christianae, 1997, vol. 51, no. 3, pp. 276-297. (In English).

(Essays, Articles, and Papers from Books, Proceedings, and Research Collections)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Amat, J. Introduction. Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes / Ed. par J. Amat. Paris: Les éditions du Cerf, 1996, pp. 17-96. (In French).

22. Bakker, H. Potamiena: Some Observations About Martyrdom and Gender in Ancient Alexandria. The Wisdom of Egypt: Jewish, Early Christian, and Gnostic Essays in Honour of Gerard P. Luttikhuizen / Ed. by A.Hilhorst, G.H. van Kooten. Leiden: Brill, 2005, pp. 331-350. (In English).

23. Daguet-Gagey, A. Septime Sévère, un empereur persécuteur des chrétiens? Revue des Études Augustiniennes. Paris: Institut d'Études Augustiniennes, 2001, vol. 47, pp. 3-32. (In French).

24. Drake, H.A. Models of Christian Expansion. Spread of Christianity in the First Four Centuries: Essays in Explanation / Ed. by W.V. Harris. Leiden: Brill, 2005, pp. 1-13. (In English).

25. Edwards, M. et al. Introduction: Apologetics in the Roman World. Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians / Ed. by M. Edwards, M. Goodman, S. Price. Oxford: Oxford University Press, 1999, pp. 1-13. (In English).

26. Frend, W.H.C. A Severan Persecution? Evidence of the "Historia Augusta". Forma Futuri: Studi in Onore del Cardinale Michele Pellegrino. Torino: Botteha d'Erasmo, 1975, pp. 470-480. (In English).

27. Jacobsen, A.-C. Apologetics and Apologies - Some Definitions. Continuity and Discontinuity in Early Christian Apologetics / Ed. by J. Ulrich, A.-C. Jacobsen, M. Kahlos. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2009, pp. 5-23. (In English).

28. Kraemer, R.S., Lander, S.L. Perpetua and Felicitas. The Early Christian World / Ed. by P.F. Esler. 2nd ed. London; New York: Routledge, 2000, vol. 2, pp. 1048-1068. (In English).

29. Kulikowski, M. The Historia Augusta: Minimalism and the Adequacy of Evidence. Late-Antique Studies in Memory of Alan Cameron / Ed. by W.V. Harris, A.H. Chen. Leiden; Boston: Brill, 2021, pp. 23-40. (In English).

30. Lieu, J. The Audience of Apologetics: The Problem of the Martyr Acts. Contextualising Early Christian Martyrdom / Ed. by J. Engberg, U.H. Eriksen, A.K. Petersen. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2011, pp. 205-224. (In English).

31. Merdinger, J. Roman North Africa. Early Christianity in Contexts: An Exploration across Cultures and Continents / Ed. by W. Tabbernee. Grand Rapids (MI): Baker Academic, 2014, pp. 223-260. (In English).

32. Tabbernee, W. To Pardon or Not to Pardon? North African Montanism and the Forgiveness of Sins. Studia Patristica / Ed. by M.F. Wiles, E.J. Yarnold. Leuven: Peeters Press, 2001, vol. 36, pp. 375-386. (In English).

(Monographs)

33. Barnes, T.D. The Sources of the Historia Augusta. Bruxelles: Latomus, 1978, 135 p. (In English).

34. Birley, A.R. Septimius Severus: The African Emperor. 2nd rev. ed. London: Batsford, 1988, 292 p. (In English).

35. Cameron, A. The Last Pagans of Rome. New York; Oxford: Oxford University Press, 2011, 878 p. (In English).

36. Ciholas, P. The Omphalos and the Cross: Pagans and Christians in Search of a Divine Center. Macon (GA): Mercer University Press, 2003, 513 p. (In English).

37. Decret, F. Early Christianity in North Africa. Cambridge: James Clarke & Co, 2011, 228 p. (In English). = Decret, F. Le Christianisme en Afrique du Nord ancienne. Paris: Éditions du Seuil, 1996, 296 p. (In French).

38. Frend, W.H.C. Martyrdom and Persecution in the Early Church: A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford: Blackwell, 1965, 625 p. (In English).

39. Frend, W.H.C. Religion Popular and Unpopular in the Early Christian Centuries. London: Variorum Reprints, 1976, 396 p. (In English).

40. Gonzalez, E. The Fate of the Dead in Early Third Century North African Christianity. The "Passion of Perpetua and Felicitas" and Tertullian. Tübingen: Mohr Siebeck, 2014, 253 p. (In English).

41. Heffernan, T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York: Oxford University Press, 2012, 592 p. (In English).

42. Johne, K.-P. Kaiserbiographie und Senatsaristokratie. Untersuchung zur Datierung und sozialen Herkunft der Historia Augusta. Berlin: AkademieVerlag, 1976, 206 p. (In German).

43. Johnson, L.T. Among the Gentiles: Greco-Roman Religion and Christianity. New Haven (CA): Yale University Press, 2009, 461 p. (In English).

44. Keresztes, P. Imperial Rome and the Christians. Vol. 2: From the Severi to Constantine the Great. Lanham (MD): University Press of America, 1989, 385 p. (In English).

45. Kotula, T. Septymiusz Sewerus: Cesarz z Lepcis Magna. Wroclaw: Ossolineum, 1987, 188 p. (In Polish).

46. Manders, E. Coining Images of Power: Patterns in the Representation of Roman Emperors on Imperial Coinage, A.D. 193 - 284. Leiden; Boston: Brill, 2012, 363 p. (In English).

47. Rankin, D. Tertullian and the Church. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1995, 229 p. (In English).

48. Rantala, J. The Ludi Saeculares of Septimius Severus: The Ideologies of a New Roman Empire. Abingdon; New York: Routledge, 2017, 220 p. (In English).

49. Rebillard, E. Christians and Their Many Identities in Late Antiquity, North Africa, 200 - 450 CE. Ithaca (NY); London: Cornell University Press, 2012, 134 p. (In English).

50. Robeck, C.M. Prophecy in Carthage: Perpetua, Tertullian, and Cyprian. Cleveland (OH): Pilgrim Press, 1992, 329 p. (In English).

51. Rohrbacher, D. The Play of Allusion in the Historia Augusta. Madison (WI): The University of Wisconsin Press, 2016, 246 p. (In English).

52. Rowan, C. Under Divine Auspices: Divine Ideology and the Visualisation

of Imperial Power in the Severan Period. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2012, 303 p. (In English).

53. Salisbury, J.E. Perpetua's Passion: The Death and Memory of a Young Roman Woman. New York: Routledge, 1997, 228 p. (In English).

54. Sordi, M. Christians and the Roman Empire. London; New York: Routledge, 1994, 215 p. (In English).

55. Syme, R. Historia Augusta Papers. Oxford; New York: Clarendon Press; Oxford University Press, 1983, 238 p. (In English).

56. Tabbernee, W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. Leiden; Boston: Brill, 2007, 485 p. (In English).

57. Wilhite, D.E. Ancient African Christianity: An Introduction to a Unique Context and Tradition. London: Routledge, 2017, 426 p. (In English).

58. Wilhite, D.E. Tertullian the African: An Anthropological Reading of Tertullian's Context and Identities. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2007, 232 p. (In English).

59. Williams, D.H. Defending and Defining the Faith: An Introduction to Early Christian Apologetic Literature. Oxford; New York: Oxford University Press, 2020, 465 p. (In English).

Author, Abstract, Key words

Pavel N. Lebedev - Candidate of History, Associate Professor, Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia)

ORCID ID: 0000-0003-3853-8714

lebedevp235@gmail.com

The article examines the discussion about the persecution of Christians in the Roman Empire under Septimius Severus. The author analyzes the arguments of advocates and opponents of the existence of the edict prohibiting Christian and Jewish proselytism. The information about the Emperor's ban originates from an ambiguous and controversial source titled "The Scriptores Historiae Augustae", which can be supported be the evidence provided by Eusebius of Caesarea about the persecution in Alexandria under Severus as well as by anecdotal evidence about the martyrdom in Carthage of the heroes of "Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis" ("The Passion of Saints Perpetua and Felicity"). However, positive comments concerning Septimius Severus, made by his contemporary Tertullian, a Christian and renowned theologian, as well as the absence of any indication of large-scale empire-wide persecution substantiate the position of those opposing the idea of the existence of the edict.

The analysis of "Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis" in the context of the discussion on the historicity of the edict does not confirm the version about any new anti-Christian initiatives in the early 3rd century. The evidence of this martyrdom lacks any information about some large-scale persecution: only a small specific group of Christians was executed. There is no reason to believe that it is the violation of the ban of Christian proselytism that they were accused

of. Procurator Mecilius Hilarian during interrogation only wanted to know if they were Christians or not, for starting from Trayan the positive answer was a sufficient reason for death penalty. Obviously, the legislative base for the persecution of the Christians under Septimius Severus remained unchanged.

However, the Emperor's expected journey in North Africa and the surge in the persecution of Christians in Alexandria and Carthage are likely to be connected for another reason. In fact, the enthusiasm of the local elites preparing to welcome the first emperor who came from North Africa could be responsible for aggravating the current conflicts and inciting new ones between Christians and adepts of other traditional religions. The author argues that the arrest and persecution of Perpetua and Felicity can be most probably explained by the intention of the provincial authorities to keep order in their provinces and avoid popular unrest in the course of preparations for the Emperor's visit.

Roman Empire, cult, religious faith, Judaism, early Christianity, martyrdom, edict, persecution, death penalty, North Africa, Septimius Severus, Perpetua, Felicity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.