Научная статья на тему 'РАБОТЫ П.Г. ЧЕСНОКОВА 1903 И 1912 ГОДОВ О ЦЕРКОВНЫХ ХОРАХ И РЕГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАБОТЫ П.Г. ЧЕСНОКОВА 1903 И 1912 ГОДОВ О ЦЕРКОВНЫХ ХОРАХ И РЕГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Павел Григорьевич Чесноков / регент / дирижирование / церковный хор / любительский хор / Московская Синодальная школа / репертуар / рукописи / Pavel Chesnokov / church choir master / conducting / church choir / amateur choir / Moscow Synodal School / repertoire / manuscripts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плотникова Наталья Юрьевна

В статье раскрываются основные идеи ранних работ выдающегося композитора и регента П.Г. Чеснокова о церковных хорах и регентской деятельности, которые он сам считал предвестниками своего главного труда в области хоровой науки — книги «Хор и управление им». Ее публикация в 2023 г. в первоначальной редакции, созданной для регентов, дала возможность проследить эволюцию взглядов Чеснокова на организацию хорового дела. Работы «Мысли по поводу дел любительского хора» (1903) и «Записки регента» (1912), автографы которых хранятся в Российском национальном музее музыки, никогда ранее не публиковались. Они представляют большой интерес как документы, раскрывающие не только процесс создания книги, но и многообразный контекст «регентского дела» в начале XX в. В статье выявлены темы, присутствующие в той или иной мере во всех работах Чеснокова, представлены некоторые «параллельные места» в текстах. Подробно изучено содержание работы «Мысли по поводу дел любительского хора», в которой П.Г. Чесноков определяет принципы организации хора, цели и задачи предстоящей работы: необходимость музыкально-теоретических занятий, освоение нового современного репертуара церковного пения, прежде всего произведений Московской Синодальной школы. В ранних работах уже сформулированы три основных качества хоровой звучности — ансамбль, строй и нюансы, но детализация приемов работы отсутствует. Ознакомление с ранними работами позволяет осознать, какие громадные шаги были сделаны Чесноковым в разработке и углублении проблематики хороведения во время подготовки книги «Хор и управление им».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAVEL CHESNOKOV’S WORKS OF 1903 AND 1912 ON CHURCH CHOIRS AND CHOIR MASTERS’ WORK

The article reveals the main ideas of the early works of the outstanding composer and choir master Pavel Chesnokov on church choirs and choir masters’ work; he considered these works to be the forerunners of his main work in the field of choral science, the book The Choir and How to Direct It. The publication of this book in 2023 in its original edition, designed for church choir masters, made it possible to trace the evolution of Chesnokov’s views on the organisation of choral work. The Thoughts on the Affairs of an Amateur Choir (1903) and Notes of the Choir Master (1912), whose originals are kept at the Russian National Museum of Music, have never been published before. They are of great interest as documents that not only depict the process of creating a book, but also reveal the multifaceted context of the choir master’s work at the beginning of the 20th century. The article identifies the themes which are to a certain degree present in all works by Chesnokov and shows some “parallel places” in the texts. It studies in a detailed way the content of the Thoughts on the Affairs of an Amateur Choir, where Chesnokov identifies the principles of choir organisation, aims and tasks of the further work, i.e. the necessity of musical and theoretical studies, mastering the contemporary repertoire of church singing, primarily of works of Moscow Synodal school. In his early works the main three qualities of choir sonority were formulated: ensemble, structure and nuances; but there is no elaboration of working techniques. Being familiar with his early works allows one to realise what giant steps Chesnokov made in developing and deepening the problem range of choral science during preparing the book The Choir and How to Direct It.

Текст научной работы на тему «РАБОТЫ П.Г. ЧЕСНОКОВА 1903 И 1912 ГОДОВ О ЦЕРКОВНЫХ ХОРАХ И РЕГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 131-146 БОТ: 10.15382МшгУ202352.131-146

профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории

Плотникова Наталья Юрьевна,

им. П. И. Чайковского;

д-р искусствоведения,

вед. науч. сотрудник

Государственного института искусствознания,

Россия, г. Москва п_у_р^шкоуа@таП. га

https://orcid.org/0000-0001-7406-7740

Работы П. Г. Чеснокова 1903 и 1912 годов

О ЦЕРКОВНЫХ ХОРАХ И РЕГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. Ю. Плотникова

Аннотация: В статье раскрываются основные идеи ранних работ выдающегося композитора и регента П. Г. Чеснокова о церковных хорах и регентской деятельности, которые он сам считал предвестниками своего главного труда в области хоровой науки — книги «Хор и управление им». Ее публикация в 2023 г. в первоначальной редакции, созданной для регентов, дала возможность проследить эволюцию взглядов Чеснокова на организацию хорового дела. Работы «Мысли по поводу дел любительского хора» (1903) и «Записки регента» (1912), автографы которых хранятся в Российском национальном музее музыки, никогда ранее не публиковались. Они представляют большой интерес как документы, раскрывающие не только процесс создания книги, но и многообразный контекст «регентского дела» в начале XX в. В статье выявлены темы, присутствующие в той или иной мере во всех работах Чеснокова, представлены некоторые «параллельные места» в текстах. Подробно изучено содержание работы «Мысли по поводу дел любительского хора», в которой П. Г. Чесноков определяет принципы организации хора, цели и задачи предстоящей работы: необходимость музыкально-теоретических занятий, освоение нового современного репертуара церковного пения, прежде всего произведений Московской Синодальной школы. В ранних работах уже сформулированы три основных качества хоровой звучности — ансамбль, строй и нюансы, но детализация приемов работы отсутствует. Ознакомление с ранними работами позволяет осознать, какие громадные шаги были сделаны Чесноковым в разработке и углублении проблематики хороведения во время подготовки книги «Хор и управление им».

Ключевые слова: Павел Григорьевич Чесноков, регент, дирижирование, церковный хор, любительский хор, Московская Синодальная школа, репертуар, рукописи.

Вся жизнь замечательного русского композитора, регента, дирижера, педагога Павла Григорьевича Чеснокова (1877—1944) была служением церковному пению. Более трехсот церковных песнопений, созданных им, составляют золотой фонд русской духовной музыки. С пяти лет он пел вместе с братьями на клиросе,

© Плотникова Н. Ю., 2023.

где регентом был его отец, Григорий Петрович, а в дальнейшем прошел все ступени регентского образования и практики. Прочную профессиональную базу он получил в Московском Синодальном училище, обучаясь под руководством великого русского регента В. С. Орлова и выдающегося ученого-медиевиста С. В. Смоленского. В 1901—1904 гг. Павел Чесноков был помощником Орлова в Синодальном хоре, а затем приступил к самостоятельной регентской деятельности, которая продолжалась более трех десятилетий, до 1 июня 1928 г. Он управлял хорами в нескольких приходах: в храме Космы и Дамиана в Шубине (1900—1902), в церкви Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот (1902—1914), в церкви Василия Кесарийского на Тверской-Ямской (1920—1928), а в последние годы жизни, в тяжелые дни войны, — хором храма Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате.

Итогом многолетней регентской деятельности П. Г. Чеснокова, обобщением его уникального опыта стала книга «Хор и управление им», работу над которой он начал в конце 1917, а закончил в конце 1930 г. Павел Григорьевич писал свою книгу для руководителей церковных хоров и посвятил им, о чем свидетельствует рукопись: «Вам, ищущим, стремящимся к познанию искусства своего — русские регенты, — посвящаю я настоящий труд свой»1. В предисловии автор обозначил свои задачи: «Первая [цель] — прийти на помощь молодому, малоопытному, талантливому регенту; вторая, насколько позволят силы, — положить хотя один камень в научное основание хора»2. Именно первоначальная редакция книги, в настоящее время изданная по рукописным материалам3, сохранила во всей полноте тот богатейший запас знаний и умений, которые Чесноков хотел передать будущим поколениям регентов.

В процессе создания книги в жизни нашей страны произошли глобальные изменения: Октябрьская революция, Гражданская война, гонения на Русскую Православную Церковь... К моменту окончания работы над первой частью книги (в 1923 г.) Чесноков понимал, что ее публикация в первоначально задуманном виде невозможна. Автору пришлось фактически переписать текст, беспощадно устраняя все, связанное с церковным пением. Во второй части книги практика, на которую исследование ориентировалось изначально, была нивелирована: в материале отсутствуют духовные сочинения, речь идет о работе со светскими хоровыми коллективами. Но даже в переработанном виде книгу не приняли в Музгиз и не печатали около десяти лет4. Рукописные и машинописные источники отражают интенсивную работу автора: значительные сокращения и текста, и нотного материала, создание новых разделов и примеров. До первой публикации в мае 1940 г. книга полностью преобразилась, в посмертные переиздания

1 Чесноков П. Г. Хор и управление им // Российский национальный музей музыки (РНММ). Ф. 36 (П. Г. Чесноков). № 35. Л. 4.

2 Там же. Л. 7.

3 Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция) / науч. редакция текста, вступ. ст. и коммент. Н. Ю. Плотниковой. М.: Фонд развития православной музыкальной культуры «Живоносный источник», 2023.

4 См. об этом: Плотникова Н. Ю. «Труд всей моей жизни»: книга П. Г. Чеснокова «Хор и управление им» и ее редакции 1917—1940 годов // Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). С. 3—24.

также вносились корректировки, иногда довольно существенные, как, например, в редакции С. В. Попова5.

Одно из писем П. Г. Чеснокова показывает, насколько важна была для него книга «Хор и управление им»: «Центральным моим трудом, трудом всей моей жизни я считаю книгу, оконченную мной в декабре 1930 г.»6 В архиве Чесноко-ва сохранился еще ряд неопубликованных работ, о которых автор упоминает в «Кратких автобиографических набросках» (1942): «Кроме книги мной написано:

1. Руководство для хорового певца;

2. Облегченный способ обучения элементарной нотной грамоте (учебник) и

3. Как готовить хоровых дирижеров —

ждут своего издания»7.

«Руководство для хорового певца»8 первоначально являлось частью книги «Хор и управление им», но впоследствии готовилось к печати отдельной брошюрой. Датирующая подпись «25. VIII. 32. Москва» (л. 82) показывает, что работа над руководством шла в то время, когда рукопись была отвергнута редакцией Музгиза. Тематически рукопись во многом совпадает с книгой в редакции 1929— 1930 гг., например, первый «отдел» содержит «главнейшие сведения из хорове-дения».

Текст «Как готовить хоровых дирижеров»9 также входил в состав второй части книги «Хор и управлении им» в редакции 1930 г. (РНММ. Ф. 36. № 32. Л. 259—304). Брошюра не издавалась, после обсуждения на заседаниях кафедры дирижерско-хорового факультета в январе-марте 1944 г. было принято решение рекомендовать к печати с доработкой в виде статьи.

К этим работам методического характера примыкают следующие рукописи Чеснокова: «Учение о хоре: Конспективная программа лекций, читаемых проф. П. Чесноковым студентам 5т курса Хорового Подотдела МГК» (РНММ. Ф. 12. № 301) и «Вступительная лекция к занятиям с хором (Элементарная техника хорового певца)» (РНММ. Ф. 36. № 326). В первой, датированной 30.12.1924 г., названия лекций совпадают с названиями глав книги «Хор и управление им», а их содержание соответствует развернутому оглавлению книги. Лекция в Московском Пролеткульте написана в октябре 1928 г., в ней есть прямые отсылки к книге, конкретным главам и страницам рукописи10.

5 Чесноков П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. М.; Л.: Музгиз, 1940; То же / ред. и примеч. С. В. Попова. Изд. 2-е. М.: Музгиз, 1952; То же / вступ. ст. К. Птицы. Изд. 3-е. М.: Музгиз, 1961.

6 Письмо американскому музыковеду и композитору А. Свану от 22 октября 1932 г. (см.: Неизвестные письма Павла Григорьевича Чеснокова / публ., предисл. и коммент. А. Т. Тево-сяна // Московский журнал. 1999. № 6. С. 42).

7 Краткие автобиографические наброски проф[ессора] Моск[овской] Государственной] Консерватории Павла Григорьевича Чеснокова // РНММ. Ф. 36. № 323. Л. 1.

8 Чесноков П. Г. Руководство для хорового певца. Автограф // РНММ. Ф. 36. № 33. 82 л. (по авторской пагинации — 76 с.).

9 Чесноков П. Г. Как готовить хоровых дирижеров: брошюра. Автограф // РНММ. Ф. 36. № 341. 28 л.

10 Подробнее обо всех названных рукописях см.: Плотникова Н. Ю. Описание источников // Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). М.: Фонд развития православной музыкальной культуры «Живоносный источник», 2023. С. 395—406.

Таким образом, П. Г. Чесноков в процессе работы над книгой «Хор и управление им» в 1920—30-е гг. использовал ее материалы в учебном процессе, в лекциях, на основе изъятых из книги текстов формировал новые брошюры. Подчеркнем, что все названные выше работы основаны на редакциях книги, выполненных в советское время. Но как формировались идеи автора в дореволюционные годы? Архивные материалы показывают, что к «труду всей своей жизни» Павла Григорьевича привела не только практика, но и многолетние размышления о регентском и певческом искусстве.

В настоящей статье объектом исследования являются две ранние работы Чеснокова, которые он сам считал предшественниками своей главной книги. Они представляют большой интерес как документы, раскрывающие не только процесс создания книги, но и многообразный контекст «регентского дела» в начале XX в., вопросы освоения нового современного репертуара церковного пения (прежде всего произведений Московской Синодальной школы). Речь идет о рукописях «Мысли по поводу дел любительского хора» и «Записки регента», автографы которых хранятся в Российском национальном музее музыки (РНММ. Ф. 36. № 322) и никогда ранее не публиковались11. «Записки регента» открывают данную единицу хранения (л. 2—21 об.), а «Мысли» продолжают ее (л. 22—43), но такое расположение не соответствует времени их создания: «Записки» датированы 1912 г. (л. 1), дата окончания «Мыслей»: «23=® Декабря, 1903 года» (л. 43). На отдельном предшествующем листе имеется запись карандашом: «Эту брошюру я рассматриваю как предчувствие книги. П. Ч.», после слова «брошюру» сноска: «как и "Мысли". П. Ч. — 1930 г.». В данной статье будут выявлены темы, присутствующие в той или иной мере во всех работах Чеснокова, представлены некоторые «параллельные места» в текстах, позволяющие судить об эволюции важнейших идей автора.

«Записки» четко структурированы, в них шесть разделов, имеющих собственные названия: «Что можно требовать от регента и что — только желать», «О регенте», «Подрегент», «Что должен знать и уметь хоровой певец», «Состав хора», «О содержательных и бессодержательных оттенках». Третий и пятый разделы не имеют перекличек с «Мыслями». В третьем разделе Чесноков выявляет функции подрегента как помощника руководителя хора и формулирует отличие от регента: «Подрегент, обязанный иметь полное регентское и музыкальное образование, не должен иметь регентского таланта. Если же у него есть таковой, то он становится уже регентом»12. В пятом разделе Чесноков впервые уделил внимание составу хора, и своим выводам он далее не изменял на протяжении всей жизни: полный смешанный хор (и церковный, и светский) должен состоять из девяти партий, наименьшее количество певцов для каждой партии — 3, наименьший состав полного смешанного хора — 27 человек. Таблицы, приводимые автором в этом разделе, без изменения вошли в книгу «Хор и управление им»13. В этом разделе Чесноков также устанавливает расположение партий в хоре, от

11 Публикацию «Записок регента» П. Г. Чеснокова см. ниже на с. 149—161 настоящего издания.

12 Чесноков П. Г. Записки регента // РНММ. Ф. 36. № 322. Л. 12 об.

13 См.: Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). С. 47—49.

которого впоследствии не отступает. В положениях, касающихся необходимости широкого образования регента и певчих, ранние работы П. Г. Чеснокова совпадают.

Обе работы представляют нам характер Павла Григорьевича, его возвышенный, немного патетический стиль, его полную погруженность в дело любимого искусства, его стремление повысить профессиональный уровень регента от «низшего чина от музыки» до «равноправного члена музыкальной семьи», его социальный и человеческий статус14. Тексты раскрывают замечательные нравственные качества Чеснокова, особенно в тех разделах, где он рассматривает «житейские отношения регента к певцам и певцов к регенту», уверенный в том, что «регент должен любить певцов и быть любимым ими»15.

Обратимся далее к «Мыслям по поводу дел любительского хора» — первому законченному тексту Чеснокова. Он представляет собой доклад (или, по словам автора, «беседу, заключенную в форму доклада»), который Павел Григорьевич прочитал перед участниками хора в храме Животворящей Троицы на Грязех в конце первого года работы с этим хором16. В тексте рассматриваются вопросы, которые можно считать некими «предварительными итогами», но одновременно и постановкой целей и задач будущей работы. Хорошо известно, к каким высоким достижениям привел Чесноков свой хор через 10 лет. Автор рецензии в журнале «Хоровое и регентское дело» с восхищением передает свои впечатления от концертов хора в начале 1913 г.:

Истинную радость не только для каждого любителя церковного пения, но и для всякого, чье сердце открыто возвышенной музыке, доставили эти исполнения. В лице П. Г. Чеснокова мы имеем и одаренного композитора, соединяющего в своем творчестве художественность замысла с истинной церковностью его воплощения, и исключительного мастера в обучении хора и управлении им. Ведь в распоряжении его не обширные хоровые массы из отборных певцов, а хор любительский, скромный и по размерам, и по качеству голосового материала его участников. А исполнение отличается первоклассными достоинствами. Кажется порой, будто каждый голос в хоре точно струна единого инструмента в руках П. Г. Чеснокова, извлекающего из каждой такой «струны» столько звука, сколько он хочет. Трудно

14 Чесноков П. Г. Записки регента. Л. 6—6 об., 7. Здесь уместно упомянуть еще одну работу П. Г. Чеснокова, в которой он выступил против объединения регентских съездов и съездов хоровых деятелей именно потому, что ратовал за улучшение материального и общественного положения регентов. По его мнению, «музыканты, для которых регентство — не главное занятие, тщательно стараются скрыть, что они хоть отчасти регенты», и на III съезде хоровых деятелей «всё, относящееся к регентству, было тщательно затерто, обойдено» (Чесноков П. «Имеющие уши слышати — да слышат» (из письма в Редакцию) // Хоровое и регентское дело. 1910. № 12. С. 304).

15 Там же. Л. 4 об. — 5 об. В книге правила взаимоотношения регента (дирижера) и певцов вошли в раздел «Советы» (см.: Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). С. 368-371).

16 В конце рукописи есть пометка Чеснокова: «Чтение без выпусков = 45 минутам» (Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора // РНММ. Ф. 36. № 322. Л. 43).

и вообразить больше власти управления и мудрой меры в сопоставлении звучности не только отдельных групп, но и единичных голосов хора17.

В докладе Чесноков уделил внимание пяти темам, которые сам кратко обозначил в заключении следующим образом:

«Мы говорили: во 1-х, о принципах и организации нашего хора, во 2-х, о большей или меньшей подготовленности хора, в 3-х, о репертуаре и его направлении, в 4-х, о хоровой дисциплине, и потом о дирижере и репертуаре, как ему принадлежащем»18. Остановимся на этих темах более подробно.

Исходный пункт — рассуждение о принципах организации любительского хора. По мнению П. Г. Чеснокова, большинство любительских хоров существует «на ложных началах»:

В центре подобных хоров стоит староста — богач, а около него группируются «любители церковного пения», из коих большую часть не столько интересует пение как искусство, сколько удовольствие бывать в богатых хоромах старосты и пользоваться его радушным приемом; остальные представляют из себя в большинстве хороших знакомых или приближенных, и только малая, еле заметная часть — настоящие истинные любители церковного пения. Неважно чувствует себя последняя категория любителей, ибо и дело ведется в таком хоре также недружно и бессистемно, как недружен и разношерстен состав его19.

Чесноков подчеркивает, что на этих ложных началах держался первый хор, с которым он занимался с 1900 по 1902 г., при церкви Космы и Дамиана в Шубине: «Неважно и я себя чувствовал в хоре такого типа, где собственно дело — вещь второстепенная, а на первый план выдвинуты личные интересы». При этом еще большим злом Павел Григорьевич считает такой тип любительского хора, организаторы которого

постарались окончательно заглушить и так-то мало развитую идею истинного любительства и превратили искусство в ремесло, а дело, чистое дело, — в коммерческое предприятие... Вот печальное и, если хотите, возмутительное явление! Тут погибла идея, столкнутая в пропасть напором златоносной волны. Можно еще терпеть частные хоры, открыто преследующие свою главную цель — заработок — и не именующие себя почетным званием любителей церковного пения, т. е. бескорыстных служителей искусства. Это же общество, желающее набивать карман и прикрывающееся в то же время покровом истинного любительства, пачкая этот чистый плат своими загрязненными руками, достойно полного порицания и презрительного к нему отношения20.

17 Д. К десятилетию управления П. Г. Чесноковым хором любителей пения при церкви Св. Троицы, что на Грязях в Москве // Хоровое и регентское дело. 1913. № 4. С. 68—69.

18 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 41 об.

19 Там же. Л. 23-23 об.

20 Там же. Л. 24.

Рассуждения о рубле как злейшем враге искусства и опасностях возникающих «полос» увлечения рублем Чесноков ввел и в первую часть книги «Хор и управление им»:

В такие полосы художественная качественность хора всегда понижается. На моих глазах многие хоры погибли и буквально, и с точки зрения искусства. <...> Регент, как глава дела и представитель искусства, должен разумно оградить хор от такого пагубного увлечения; должен разъяснить хору, что хороший заработок есть результат хорошо поставленного дела; и, наконец, указать, что художественное дело, порабощаемое рублем, из искусства превращается в дурное ремесло, а представители и служители искусства — в жалких ремесленников. Излишняя погоня за рублем вынимает из дела хора душу (искусство) и превращает хор в труп, подлежащий разложению21.

О своем хоре Чесноков пишет:

Радушного, хлебосольного богача-старосты у нас нет, богатых, привлекательных хором — нет, вознаграждения за труд — нет. Что же нас влечет? Нас влечет искусство с его благотворным влиянием и сознание полезности нашего дела22.

Основой организации хора он считает «добрые товарищеские отношения» и подчеркивает, что «при приеме нового члена должно быть обращено большое внимание на его нравственную личность, дабы не проникли к нам нежелательные элементы и не нарушили наших добрых отношений»23. Кроме этого, Чесно-ков перечисляет строгие требования для поступления в хор:

Для нас желательны певцы готовые, т. е. знающие нотную грамоту, хоровой репертуар и умеющие петь в хоре. Без этих знаний могут быть приняты лица, обладающие исключительно хорошими голосами и музыкально одаренные. <...> От выдержавшего удовлетворительно такой экзамен, берется обещание аккуратнейшим образом посещать спевки и службы; берется согласие быть некоторое время (около месяца) под началом, под наблюдением одного из опытных певцов. Через некоторое время таковой певец вторично прослушивается и, при условии хороших результатов вторичной пробы, делается самостоятельным певцом — товарищем нашего хора24.

Вывод П. Г. Чеснокова таков: «Принципы хора правильны и жизненны; организационная сторона понята правильно и поставлена хорошо»25.

Далее Чесноков последовательно определяет цели своего хора. На первое место он ставит «личное художественное удовлетворение участника», вновь

21 Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). С. 62.

22 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 24 об.

23 Там же. Л. 25. Ответственным за эту первую и главную инстанцию в хоре храма св. Троицы на Грязех Чесноков назвал Виктора Александровича Кемпе, которому в 1904 г. посвятил свой ор. 6, Четыре тропаря Страстной седмицы Великого Поста.

24 Там же. Л. 25 об. — 26. О необходимости ввести «под-начало-послушание» для начинающих певцов Чесноков также пишет в книге, см.: Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). С. 56.

25 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 26.

возвращаясь к мысли о значении искусства: «Жизнь человека, в общей своей сложности, прозаична, и он своим художественным чутьем тянется, как цветок, к солнцу, к источнику, поэтизирующему, облагораживающему и наполняющему его духовную жизнь — к искусству»26. Но на следующий вопрос, можем ли мы от нашего любимого искусства получать полное художественное удовлетворение и, следовательно, глубокое наслаждение, Павел Григорьевич отвечает отрицательно и видит причину этого в отсутствии специальных знаний. По его мнению,

такое сознательное отношение к делу в искусстве требуется более, чем где-либо. Каменщику, выводящему стену, не ставится в обязанность знать, в каком стиле строится здание и насколько оно будет красиво, он не имеет ясного представления о созидаемом, он только механически исполняет свою обязанность: кладет кирпич за кирпичом в указанном ему направлении. Хоровой певец не каменщик. Он деятельная единица целого, должен сознательно, аналитически относиться к музыкальному произведению. Он должен знать его форму, стиль; уметь анализировать его до мельчайших подробностей. Чтобы достичь такого сознательного отношения, а через это — полного художественного удовлетворения — надо учиться, надо развивать «способность восприятия», т. е. ту почву, которая воспринимала бы все то, что дает искусство27.

Плугом, с помощью которого можно взрыть эту почву, Чесноков считает «совокупность музыкальных теоретических и практических наук. Каждому хоровому певцу следует пройти полный курс сольфеджий и элементарной теории музыки, краткую гармонию, начатки контрапункта и чтения партитуры»28. Более детально требования к хоровому певцу будут сформулированы в «Записках регента», в разделе «Что должен знать и уметь хоровой певец», а затем на этом основании сложится «Руководство для хорового певца».

Вторая цель существования нашего хора — доставление нравственного утешения слушателям. Нас слушают в церкви. Церковь — это пристань, где душа человеческая, уставшая в борьбе с бурными волнами житейского

26 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 27.

27 Там же. Л. 27 об. — 28.

28 Там же. Л. 29. Предвидя возможное недовольство певцов, Чесноков делает специальное отступление: «Не подумайте, что я хочу упрекать вас в вашей музыкальной непросвещенности. Моя единственная цель: поделиться с вами более серьезными и глубокими взглядами на наше дело, указать кой-какие пробелы, тормозящие его. Если я сумею этой беседой убедить вас, что при таком деле, как наше, необходимо уделять хотя четвертую часть времени на теоретическое музыкальное образование, то буду считать доклад достигшим своей цели. Ведь многие из вас поют по десяти лет, есть певцы с двадцатилетней практикой (а уважаемый Евгений Тимофеевич служит честно и любовно искусству 42 года). Практика выработала из вас хороших певцов. Но представьте себе, что вы в течение своей десятилетней практики (уже не говорю про 15-ти и 20-ти-летние) по часу в неделю занимались бы музыкально-теоретическим образованием, ведь вы бы теперь были учеными певцами, способными сознательно и в полной мере воспринимать те чистые наслаждения, которые дает искусство» (л. 30-30 об.). В тексте упоминается Е. Т. Покровский — любитель церковного пения; 12 декабря 1904 г. Чесноков пишет в дневнике: «Пели панихиду по Евгению Тимофеевичу Покровскому (полгода со дня смерти)» (Чесноков П. Г. Любительский хор. Дневник занятий / публ., вступ. ст. и примеч. А. А. Наумова // Музыкальная академия. 1998. № 2. С. 179).

моря, отдыхает, набирается сил. Сильное воздействие имеет стройное и разумное пение на душу, ищущую утешения в церкви! Ввиду важности задач, налагаемых церковию на хор, последний должен быть, как говорят, на высоте своего положения29.

Павел Григорьевич подчеркивает, что так называемое простое пение «должно быть идеально стройно и звучно. Тексты этого простого пения должны произноситься ясно и разумно». Из авторских, то есть «нотных», песнопений

должны быть совершенно исключены крикливость и вычурность. Эти песнопения должны быть просты по содержанию и исполнению, абсолютно грамотны, ценны по музыке, изящны по письму, и, что почти самое главное, текст и музыка таких песнопений должны быть неразрывны, т. е. музыка своим настроением должна вполне отвечать содержанию текста. Простота, прочувствованность, изящество — вот требования, которые следует предъявлять к нотному пению30.

Далее П. Г. Чесноков касается вопроса о репертуаре нотных песнопений, который называет «больным местом», вызывающим «горячие и продолжительные споры». Он делает краткий экскурс в историю русского церковного пения, в котором ощущается сильное влияние трудов С. В. Смоленского, и приходит к выводу о роли Нового направления:

Новое, свежее течение последних лет уже достаточно ясно обрисовалось. Как молодое, оно имеет, конечно, немало недостатков. Но его национальность, правильное, истинное основание — древние церковные напевы — ценность, в большинстве случаев, музыкального содержания и полное соответствие музыки с текстом (что вытекает само собой из его основания, т. е. древнего, исконно-русского народного творчества, каковым является богатейший по мелодичности, разнообразный и своеобразный по ритму, глубокий по содержанию — большой знаменный роспев) — все это не может не привлекать людей, интересующихся церковным пением и его раз-витием31.

Чесноков не оставляет без внимания и «оригинальные композиции. Они заслуживают не меньшего внимания, хотя они и менее научно обоснованны и строги. За большую ценность этих композиций против прежних можно ручаться уже потому, что авторы их в большинстве своем — серьезные музыканты»32.

Чесноков сообщает, что «в нынешнем сезоне сделан в нашем кружке первый сознательный и крупный шаг к обновлению, освежению репертуара новейшими произведениями современной церковной музыки»33. И впоследствии выдающийся регент не изменял своим вкусам, о чем свидетельствует, в частности,

29 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 30 об.

30 Там же. Л. 31.

31 Там же. Л. 31 об. — 32.

32 Там же. Л. 32 об.

33 Там же. Л. 33-33 об.

репертуар юбилейных концертов 1913 г., где исполнялись композиции выдающихся композиторов новой московской школы: «Достойно есть» распева царя Феодора А. Д. Кастальского, «К Богородице прилежно» А. Т. Гречанинова, «Совет превечный» А. В. Никольского, «Херувимская» М. М. Ипполитова-Иванова, «Достойно» К. Н. Шведова, «Архангельский глас» П. Н. Толстякова, а также сочинения самого Чеснокова («Великая ектения» с солирующим великим архидиаконом Константином Розовым, «Ныне отпущаеши» и «Егда славнии»)34.

Необходимым условием для освоения современного репертуара Чесноков считает «идеальную хоровую дисциплину», которую он разделяет на внешнюю и внутреннюю (аналогичные идеи Чесноков развивает в первой части книги «Хор и управление им»35).

Главное условие внешней дисциплины — это умение, так сказать, перевоплотиться из обыкновенного человека в певца, т. е. подчинить свой дух духовной власти дирижера, который, объединив всё ему предоставленное, вложив в него свою душу, сделает из хора не множество стройно поющих певцов, а как бы одно лицо, одушевленное, разумное, мыслящее, благого-вейное36.

Внутренняя дисциплина, по Чеснокову, имеет четыре главных основания.

Первое и весьма важное — это полное отрешение от своего личного музыкального «я» и уменье, так сказать, разлиться в общей массе и «угустить» ее. Если певец не умеет этого делать, то он не хоровой певец. Такой певец только вреден хору. Но таких «певцов» очень мало, ибо непродолжительная практика быстро прививает умение разлиться в общей массе37.

Возможно, по причине малого количества таких певцов в хорах, Чесно-ков впоследствии отказывается от первого основания. Но второму и третьему, касающимся ансамбля и строя, в «Мыслях» уже уделяется большое внимание. В полном виде идеал хоровой звучности для Чеснокова триедин — ансамбль, строй, нюансы. В самом начале «Записок регента» эти качества определены как правила, которые «всякий регент должен внушить певцам», как то «необходимое, без чего не может быть хора», и что «можно и должно требовать от всякого регента»38, а нюансам посвящен специальный раздел «О содержательных и бессодержательных оттенках». В «Мыслях» еще отсутствует акцент на нюансах, а правила ансамбля и строя излагаются менее четко, чем в «Записках» и книге «Хор и управление им». Приведем эти основания полностью, чтобы иметь воз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Д. К десятилетию управления П. Г. Чесноковым хором любителей пения при церкви Св. Троицы. С. 70. Опубликованы репертуар хора церкви св. Троицы на Грязях у Покровских ворот за период 1902-1906 гг. и регентский дневник Чеснокова, раскрывающий процесс освоения новых произведений (см.: Чесноков П. Г. Любительский хор. Дневник занятий. С. 177-181).

35 Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). С. 59-61.

36 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 35.

37 Там же. Л. 35-35 об.

38 Чесноков П. Г. Записки регента. Л. 2-3.

можность оценить тот путь осмысления и формулирования основных положений науки о хоре, который прошел П. Г. Чесноков.

Второе, говоря словами, выработанными певческой практикой, — уменье «слушать» и «строиться» — ведет к музыкальной стройности мелодической и гармонической. «Слушать» — это значит, что каждый певец во время самого исполнения должен вслушиваться в пение как своих товарищей по партии, так и в пение всего хора. Прислушиваться к певцам своей партии следует для того, чтобы, слившись с ними по тембру и силе звука, образовать не много, а один могучий и красивый голос. Слышать же, по возможности, все партии хора необходимо для того, чтобы иметь, так сказать, точку опоры для выверения интервалов между голосами. Отсутствие сознательного вы-верения интервалов (чего можно достигнуть вполне при изучении их теоретически и практически) есть одна из главных причин понижения. При усовершенствовании этих двух только что высказанных правил, будут достигнуты полная, густая звучность и стройность исполнения. Но этого мало. Третье — уменье соразмерять силу своего голоса с силой звука своей партии и всего хора — должно уравновесить эту густую и стройную звучность. Каждый певец, тщательно вслушиваясь в исполняемое, должен следить за собой, дабы быть всегда силой своего голоса в соответствии с силой звука всего хора39.

Четвертым основанием внутренней дисциплины Чесноков считает «полное слияние с дирижером», когда «каждый певец должен стараться, не упуская из вида всего вышеизложенного, понимать и исполнять движения, указания регента»40. Павел Григорьевич поясняет:

Словесные объяснения регента должны быть насколько возможно кратки. Слово — это средство оратора. Средства дирижера — движения рук и мимика лица. С помощью этих средств регент должен рассказывать хору то, что ему хочется сказать. И это понятно. Самый бездарный в художественном отношении дирижер может, рассказывая, заставить хор петь и тихо, и громко, и усиливая, и стихая. Но вложить в это внешнее исполнение то, что заставит вибрировать душу слушателя, — это может сделать только даровитый художник и сделать без всяких слов, воздействием художественного таланта41.

От этих строк ранней работы Чеснокова тянутся нити и к «Запискам регента», в которых он определяет талант как «то, что можно только желать от регента»42, и ко второй части книги «Хор и управление им», где подробнейшим образом в таблицах описаны и ширина размаха рук, и плоскости их движения, и характеристика движений, а также особая «связь, согласованность живого внутреннего чувства с его внешними проявлениями с помощью жестов, мимики

39 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 35 об. — 36 об.

40 Там же. Л. 36 об.

41 Там же. Л. 36 об. — 37.

42 Чесноков П. Г. Записки регента. Л. 4.

и всех движений дирижера», которую автор назвал «контактом»43. В «Мыслях» Чесноков еще ищет нужный термин, прибегая в том числе к образу внутреннего огня:

Уметь махать руками — это еще не значит быть дирижером. Часто встречаются дирижеры с красивыми выработанными движениями, но впечатление, производимое ими, ничтожно: и оркестр или хор, и слушатели остаются холодны. Чего же не хватает такому дирижеру? Не хватает внутреннего огня, освещающего и согревающего исполняемое; не хватает музыкальной художественно-аристократической натуры исполнителя, через которую должно проходить, фильтровать исполняемое; не хватает таланта. Одним словом, не хватает тех элементов, из которых составляется могучая, благородная, всеобъемлющая сила — вдохновение44.

В последней части своего развернутого доклада П. Г. Чесноков излагает мысли о том, в какой области регент «является полным и единственным хозяином». Он убежден в том, что регент любительского хора должен иметь сведения «обо всем, что делается в хоре», но «область исполнительская, т. е. понимание и постановка вещи, и область репертуара — должны быть неотъемлемой собственностью регента»45. Чесноков рисует весьма неблагополучную картину практики любительских хоров в последнее десятилетие XIX в., когда «процент хороших, развитых и музыкально подготовленных регентов доходит до крайнего минимума. Делом любительских церковных хоров занимались в большинстве случаев псаломщики, помощники присяжных поверенных, педагоги-математики, почтамтские чиновники, бывшие семинарские регента и прочие с горем пополам дилетантствующие лица»46. Результатом их деятельности является убогий репертуар любительских хоров: «"Птички", "лодочки", "чердачки" и прочая музыкально-кощунствующая гадость — дело рук названных регентов»47. С этим и связана особая миссия профессионального руководителя хора:

Современный регент (разумно хороший и основательно подготовленный) должен бороться с этим. Действуя всякими способами просветительно на хор, он должен взять исключительно в свое ведение репертуар. Основательно вытряхнув эту корзину и освободив ее от всякого хлама, он должен наполнить ее новым, свежим, ценным и разумным содержанием. Это во-первых.

Во-вторых, я в регенте, кроме такового, вижу еще, так сказать, воспитателя музыкальных вкусов вверенного ему хора, а через него и слушателей. А раз на регенте лежит такая важная обязанность, то надо предоставить ему свободу действий. Подбор сочинений и авторов, характер и направление

43 Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). С. 309.

44 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 38-38 об.

45 Там же. Л. 37 об.

46 Там же. Л. 40. Сходная ситуация сохранялась и спустя десятилетие. В «Записках регента» П. Г. Чесноков пишет: «Много на Руси регентов. Но вы посмотрите, что из себя представляет большинство их. На 8/10 — темнота как музыкальная, так и общая» (л. 6 об.).

47 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 40 об.

репертуара — это дело рук регента. В этой области он должен быть полным и единственным хозяином. Это не имеет характер совершенного устранения певцов от репертуара: могут быть советы и предложения, но таковые должны осуществляться лишь тогда, когда они будут согласны с общим характером направления, данного регентом48.

В заключение доклада Чесноков подчеркивает, что лишь организация хора поставлена хорошо. Остальные рассмотренные проблемы стоят весьма остро: 1) «Хору надо еще много работать, чтобы достичь сравнительного (настоящего, а не случайного) совершенства, т. е. приобрести школу»; 2) «Наш репертуар требует немедленного и коренного обновления»; 3) хору «не хватает чисто-хоровой дисциплины и проистекающего из нее уверенного, свободного, разумного пения»49. Причину «таких неотрадных выводов при наличности хороших и любящих дело певцов» Павел Григорьевич видит в недостатке времени:

...чтобы быть совершенно подготовленными, учеными певцами — надо

время. Чтобы освежить репертуар новыми вещами — надо время. Чтобы

получить чисто хоровую школу, полную спетость — надо время.

Время! Больше времени!

Будут больше результаты.

Станет шире дело.

Вопрос о второй спевке назрел.

Этот вопрос требует разрешения.

Открываю этот вопрос!!50

Темы спевок в книге «Хор и управление им» Чесноков касается уже не в порядке дискуссии:

Из практики многих лет я делаю заключение: наименьшее количество спевок в неделю — две. При одной — результаты работы, которые были получены, почти без остатка рассеиваются, испаряются к следующей спевке; те навыки и в пении, и в дисциплине, которые были приобретены, за неделю сглаживаются. Таким образом, сумма накопления этих результатов-навыков или равняется нулю, или же выражается в такой ничтожной цифре, что становится обидно, и охота к работе понижается. Итак, не менее двух спевок в неделю; длительность спевки 2И ч.: первое отделение Ш ч., отдых — И ч. и второе — 1 ч.51

Мы подробно рассмотрели первую работу П. Г. Чеснокова, «Мысли по поводу дел любительского хора», посвященную различным вопросам организации хора, поющего в церкви, его репертуара, роли регента. Была установлена связь основных положений этого доклада, прочитанного в конце 1903 г., с работой «Записки регента» 1912 г. и основным трудом автора «Хор и управление

48 Там же. Л. 40 об. — 41.

49 Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора. Л. 41 об. — 42. Слово «разумного» взято в скобки карандашом, над ним поставлен знак вопроса.

50 Там же. Л. 43.

51 Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). С. 62.

им». Ознакомление с ранними работами позволяет осознать, какие громадные шаги были сделаны Чесноковым в разработке проблематики хороведения, в расширении и углублении изложения. В ранних работах уже сформулированы три основных качества хоровой звучности: ансамбль, строй и нюансы, но детализация приемов работы отсутствует (например, касаясь строя, автор упоминает «выверение интервалов», которое впоследствии приведет его к систематизации правил интонирования). И, конечно, здесь пока нет идей о сложной форме вокальной организации хора, уникальной регистро-тембровой системе, предложенной П. Г. Чесноковым. Из кратких «Мыслей» и «Записок» к концу 1920-х гг. вырастет книга, которую Чесноков справедливо считал «одним из камней» в основании хоровой науки52.

Список источников

Краткие автобиографические наброски проф[ессора] Моск[овской] Государственной]

Консерватории Павла Григорьевича Чеснокова // РНММ. Ф. 36. № 323. Чесноков П. Г. Записки регента // РНММ. Ф. 36. № 322.

Чесноков П. Г. Как готовить хоровых дирижеров: Брошюра. Автограф // РНММ. Ф. 36. № 341.

Чесноков П. Г. Мысли по поводу дел любительского хора // РНММ. Ф. 36. № 322. Чесноков П. Г. Руководство для хорового певца. Автограф // РНММ. Ф. 36. № 33. Чесноков П. Г. Хор и управление им // РНММ. Ф. 36. № 35.

Список литературы

Д. К десятилетию управления П. Г. Чесноковым хором любителей пения при церкви Св. Троицы, что на Грязях в Москве // Хоровое и регентское дело. 1913. № 4. С. 6869.

Неизвестные письма Павла Григорьевича Чеснокова / публ., предисл. и коммент. А. Т. Те-

восяна // Московский журнал. 1999. № 6. С. 42-46. Чесноков П. «Имеющие уши слышати — да слышат» (из письма в Редакцию) // Хоровое

и регентское дело. 1910. № 12. С. 302-305. Чесноков П. Г. Любительский хор. Дневник занятий / публ., вступ. ст. и примеч. А. А. Наумова // Музыкальная академия. 1998. № 2. С. 177-181. Чесноков П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. М.; Л.: Музгиз, 1940; То же / ред. и примеч. С. В. Попова. Изд. 2-е. М.: Музгиз, 1952; То же / [вступ. ст. К. Птицы]. Изд. 3-е. М.: Музгиз, 1961. Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция) / науч. ред. текста, вступ. ст. и коммент. Н. Ю. Плотниковой. М.: Фонд развития православной музыкальной культуры «Живоносный источник», 2023. 420 с., илл.

52 Чесноков П. Г. Хор и управление им (первоначальная редакция). С. 32.

144

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Natalia Plotnikova, Doctor of Sciences in Art Criticism, Professor, Department of Theory of Music, Tchaikovsky State Conservatory;

Leading Researcher, State Institute for Art Studies Moscow, Russia n_y_plotnikova@mail. ru https://orcid.org/0000-0001-7406-7740

2023. Vol. 52. P. 131-146

DOI: 10.15382/sturV202352.131-146

Pavel Chesnokov's Works of 1903 and 1912 on Church Choirs and Choir Masters' Work

Abstract: The article reveals the main ideas of the early works of the outstanding composer and choir master Pavel Chesnokov on church choirs and choir masters' work; he considered these works to be the forerunners of his main work in the field of choral science, the book The Choir and How to Direct It. The publication of this book in 2023 in its original edition, designed for church choir masters, made it possible to trace the evolution of Chesnokov's views on the organisation of choral work. The Thoughts on the Affairs of an Amateur Choir (1903) and Notes of the Choir Master (1912), whose originals are kept at the Russian National Museum of Music, have never been published before. They are of great interest as documents that not only depict the process of creating a book, but also reveal the multifaceted context ofthe choir master's work at the beginning of the 20th century. The article identifies the themes which are to a certain degree present in all works by Chesnokov and shows some "parallel places" in the texts. It studies in a detailed way the content of the Thoughts on the Affairs of an Amateur Choir, where Chesnokov identifies the principles of choir organisation, aims and tasks of the further work, i.e. the necessity of musical and theoretical studies, mastering the contemporary repertoire of church singing, primarily of works of Moscow Synodal school. In his early works the main three qualities of choir sonority were formulated: ensemble, structure and nuances; but there is no elaboration of working techniques. Being familiar with his early works allows one to realise what giant steps Chesnokov made in developing and deepening the problem range of choral science during preparing the book The Choir and How to Direct It.

Keywords: Pavel Chesnokov, church choir master, conducting, church choir, amateur choir, Moscow synodal school, repertoire, manuscripts.

N. Plotnikova

References

Chesnokov P. (1940) Khor i upravlenie im. Posobie dlia khorovyh dirizherov. Moscow (in Russian).

Popov S. (ed.) (1952) P. Chesnokov. Khor i upravlenie im. Posobie dlia khorovyh dirizherov. 2nd ed. Moscow (in Russian).

Plotnikova N. (ed.) (2023) P. Chesnokov. Khor i upravlenie im (pervonachal'naia redaktsiia). Moscow (in Russian).

Ptitsa K. (ed.) (1961) P. Chesnokov. Khor i upravlenie im. Posobie dlia khorovyh dirizherov. 3rd ed. Moscow (in Russian).

Naumov A. (ed.) (1998) Chesnokov P. "Lyubitel'skii khor. Dnevnik zaniatii". Muzykal'naia

akademiia, 1998, vol. 2, pp. 177—181 (in Russian). Tevosyan A. (ed.) (1999) "Neizvestnye pis'ma Pavla Grigor'evicha Chesnokova". Moskovskii zhurnal, 1999, vol. 6, pp. 42—46 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 31.08.2023 The article was submitted 31.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.