УДК 621.646
В.А. Дмитриев, канд. эконом. наук, ген. директор, (47545)2-12-98, [email protected] (Россия, Мичуринск, ОАО «Мичуринский завод «Прогресс»)
РАБОТЫ ОАО «МИЧУРИНСКИЙ ЗАВОД «ПРОГРЕСС» В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Проводится обзор продукции, выпускаемой ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» начиная с 1957 года по настоящее время. Рассматриваются перспективы дальнейшего развития приводов авиационного и специального назначения.
Ключевые слова: гиромотор, сельсин, синусно-косинусный трансформатор, привод, гироскоп
В конце 30-х годов прошлого века в Германии и в Великобритании впервые в мире были разработаны и испытаны авиационные реактивные двигатели, во время войны самолеты с этими двигателями уже участвовали в боевых действиях.
После окончания второй мировой войны ведущие самолетостроительные державы - США, СССР и Великобритания начинают бурно развивать выпуск реактивных самолетов: истребителей, бомбардировщиков, пассажирских машин. Налицо огромное преимущество таких самолетов -скорость, высота, всепогодность использования и др. Также бурно происходит развитие сопутствующей наземной инфраструктуры и приборного оснащения непосредственно борта летательных аппаратов. К этому периоду относится организация в СССР целого куста конструкторских бюро разработчиков бортового оборудования и заводов-изготовителей его.
Созданный в 1957 году Мичуринский завод «Прогресс» и был предназначен для обеспечения предприятий авиационной промышленности датчиковой аппаратурой -гиромоторами, сельсинами, СКТ и другими датчиками. Завод был организован с полным циклом производственной деятельности:
- заготовительное и литейное производство;
- участок штамповки листов магнитопроводов и др.;
- участок термообработки;
- гальваника и покраска;
- участок переработки пластмасс и деталей из резин;
- цехи механической обработки;
- намоточное производство с участками пропитки и покраски;
- инструментальное производство для изготовления штампов и прессформ, приспособлений для механической обработки, мерительного и режущего инструмента, приспособлений для намотки и сборки, участок эрозионной обработки;
- сборочные цехи;
- лаборатории ЦЗЛ, ЦИЛ, отдел метрологии и др. Первыми кадровыми специалистами были рабочие предприятий г. Саратова, направленные в г. Мичуринск для обучения и передачи опыта вновь принятым рабочим. Первоначальный костяк инженерно-технических служб был создан выпускниками техникума авиационного приборостроения г. Ленинграда.
Решая возникающие трудности, коллектив предприятия начал выпускать гироскопические электродвигатели. Первыми из них были асинхронные гиромоторы ГМА-4, ГМА-4П, ГМ-4У, ГМА-0,4ТМ, ГМА-0,5М, предназначенные для работы в приборах ГПК, АГБ, ЦГВ, указателях крена и скольжения для самолетов (рис. 1).
X
Рис. 1. Асинхронный гиромотор типа ГМА-4П
В 60-е годы было организовано производство синусно-косинусных трансформаторов и сельсинов (рис.2), при этом также коллективу предприятия пришлось преодолевать многочисленные трудности, параллельно обучаясь, приобретая опыт работы с прецизионными сплавами 50Н, 79НМ, отрабатывая технологию намотки, селекции, доводки с точностью до микронов размеров изделий, обеспечивая их точностные параметры.
Рис. 2. Синусно-косинусный трансформатор типа СКТ-232Д
Эра реактивной авиации привела к развитию многие направления науки и техники, перечислять их все нет необходимости - от промышленности строительных материалов, через радиоэлектронику и металлургию к медицине и т.д. Однако развитие конструкций самих летательных аппаратов, техники радиолокации определило необходимость и облик новых видов авиационного вооружения-ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Их появление было невозможно без разработки оборудования для обнаружения объектов для атаки, и, соответственно, навигационного оборудования для целеуказания и стабилизации непосредственно ракет. Этот этап ознаменовался освоением новых синхронных гистерезисных гиромоторов: ГМС-01Д, ГМС-0,25К и далее с освоением подшипниковой промышленностью выпуска специальных подшипников 646062Ю1, где наружное кольцо являлось фланцем гиромотора серию гиромоторов ГМС-0,02АК; ГМС-0,025ВК; ГМС- 0,1СМ и др. При выпуске сверхминиатюрного подшипника 1076091 ^ были освоены гиромоторы ГМС-0,01В; ГМС-0,01В1 (рис.3).
В этих конструкциях в отличие от классических вращающимися являлись уже наружные кольца подшипников. Гиромотор ГМС - 0,25К собирался с помощью клея ВК-9 во вращающемся состоянии с использованием карданных шайб, имеющих сдвинутые на 90 градусов двойные диаметрально расположенные выступы с каждой стороны. Через эти шайбы на подшипники подавалась нагрузка, а вращение ротора в момент сушки, за счет вязких свойств клея, производило выставку колец подшипника в соосное положение. В этот же период выпускался гиромотор ГМА-0,5ПМ, имеющий «классическую конструкцию», однако, из-за того, что минимальная скорость его вращения должна быть не менее 52000 об/мин, из-за погрешностей и самой конструкции, при работе происходило сжатие фланцев и возрастала нагрузка. При этом происходили частые отказы как при проведении заводских испытаний, так и в эксплуатации, из-за перегрева подшипников, высыхания смазки и разрушения сепараторов в результате масляного голодания. Проведенная совместно с разработчиком работа
Рис. 3. Гиромотор типа ГМС-0,01В
по изменению конструкции ГМА-0,5ПМ по типу ГМС-0,25К с изменением наименования на ГМА-0,5ПК позволила практически полностью исключить отказы, что, в свою очередь, расширило применение этого гиромото-ра с полутора сотен до нескольких тысяч в месяц. Это только один из сотен примеров работы заводских специалистов по доведению конструкции, параметров изделий в процессе их производства. В это же время происходило освоение производства новых высокоточных СКТ.
Рис. 4. Гиромотор типа ГМА-0,5ПК
В начале 70-х годов предприятием были освоены в производстве серии гироузлов ГУ 500...ГУ 505, в конструкции которых с целью разгрузки устанавливались спаренные гиромоторы в каждый канал с противоположным направлением вращения. Эти изделия открыли очередной этап реконструкции предприятия - освоение гиростабилизаторов, первым был ГС-11С с гироузлом серии ГУ 504 в качестве гироскопического датчика.
В середине 70-х годов с освоением нового гироскопа МГТУ (миниатюрный гироскоп трехстепенный управляемый) (рис.5) появилась целая линия гиростабилизаторов Б-51, СГИ -51, ГС-15М, СГИ-52, ГС-25, предназначенных для управления и стабилизации в ГСН ракет и оружия точечного поражения (рис.6).
Рис. 5. Миниатюрный гироскоп трехстепенный Управляемый типа МГТУ-05
39
Рис. 6. Привод электромеханический ГС-25
Очередной этап развития принес на завод гироскопические и электронные блоки ракет комплекса С-300, выпускавшиеся до конца 80-х годов.
В перестройку завод входил, теряя людей, технологии, оборудование, оставалась только надежда.
С началом нового века возник спрос на изделия, освоенные в 80-е годы: гиростабилизатоы, сельсины, акселерометры и старые гиромоторы, что было вызвано началом продаж за рубеж авиатехники-самолетов СУ-30, МИГ-29 и их вооружения. Заводу пришлось вновь осваивать эти изделия на ходу, дорабатывая технологии под меняющиеся условия производства. В эти годы началось техническое перевооружение предприятия и, в первую очередь, парка станков механообработки. Появляются пятиосные фрезерные центры, станки эрозионной обработки, токарные и фрезерные станки точной обработки и т.д.
Завод впервые осваивает и приступает к производству гироскопа на сферическом подшипнике Д-7 и инерциального гироблока Б-741 (рис.7). К этому времени на завод пришло работать новое поколение рабочих и ИТР, которые смогли успешно освоить изготовление деталей механики, намото-чые узлы сельсинов и акселерометров, сборку и регулировку гироскопа Д-7 и самого гиростабилизатора, методики их контроля и испытаний. В этот же период предприятие включается в изготовление механических деталей и узлов гиростабилизатора прицела боевой машины десанта. Производство габаритных корпусных деталей и узлов уже не вызывало непреодолимых трудностей, завод имел несколько современных обрабатывающих центров и группу технологов-программистов для обеспечения обработки таких деталей.
Рис. 7. Гироскоп на сферическом подшипнике типа Д-7-03П
В дальнейшем было освоено производство датчиков стабилизации, электронных блоков, изготовлено и закуплено оборудование для сборки и контроля, и в 2006 году завод приступил к производству нового изделия БГЗН, спустившись с небес на землю (рис.8).
Рис. 8. Изделие БГЗН
Изготовление наружной рамы дугового координатора вызвало интерес у разработчиков ГСН ракет ПВО. С 2007 года завод активно работает по изготовлению опытных образцов двухосных гиростабилизатров по указанной теме. Всего за последние 3-5 лет было опробовано и изготовлено в опытных партиях по 3-10 штук до девяти типов подобных изделий.
В новом столетии предприятием освоена серия вентильных двигателей ДБР, которые применяются в различных системах управления самолетов МИГ-29, СУ-34, Т-50 и вертолетов МИ-28Н, МИ-38. Завод целенаправленно развивает технику приводной тематики. За короткое время был изготовлен ряд опытных образцов электромеханических приводов управления рулевыми поверхностями, в состав которых входят упомянутые ДБР и электронные блоки управления. В настоящее время завершено освоение привода БЭРП-5 для авиационного вооружения, успешно изготовлены и поставлены заказчику первые образцы перспективного блока электропри-
41
водов БЭ-27, входящего в систему автоматического регулирования давления в салоне самолетов.
В течение последних лет завод изготавливает ряд редукторных механизмов и приводов механизации крыла самолета АН-148, освоены и серийно поставляются четыре типа приводов для системы целеуказания вертолета К-52. В рамках сотрудничества с разработчиками космической отрасли изготовлены электромеханические приводы для системы ориентации солнечных батарей. Эти изделия успешно эксплуатируются на космических аппаратах «Электро Л» и «Спектр-Р».
Жизнь продолжается и надежды нас не оставляют...
V.A. Dmitriev
ACTIVITIES OF OAO "PROGRESS" MICHURINSK PLANT IN SPECIAL TECHNICS FIELDS
A review of OAO "Progress" Michurinsk plant products from 1957 to the present. The perspectives offurther development of the aviation drives and special purpose.
Key words: gyrodrive, selsyn, angle-component solver, drive, gyroscope.
Получено 09.09.2012
УДК 621.396.96
Н.А. Зайцев, д-р техн. наук., ген. директор, ген. конструктор, (4872) 47-05-60, [email protected] (Россия, Тула, ОАО «НПО «Стрела»)
РАБОТЫ ОАО «НПО «СТРЕЛА» В ОБЛАСТИ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Приводятся результаты работы ОАО «НПО «СТРЕЛА» в области радиолокационной техники.
Ключевые слова: история, радиолокационная станция, разведка.
ОАО «НПО «Стрела» - специализированное предприятие, являющееся разработчиком и изготовителем радиолокационной техники, предназначенной для разведки и наблюдения за наземными и надводными целями, а также другого радиоэлектронного вооружения. Входит в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», является головной организацией по координации деятельности предприятий ОПК России в области разработки, производства, модернизации и ремонта систем и средств разведки ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил Российской Федерации.
Предприятие основано 10 октября 1951 года, когда в Туле по Постановлению СМ СССР был создан завод «Арсенал» по производству радиолокационных станций наземной артиллерийской разведки. В 1954 году
42