Научная статья на тему 'Работы ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» в области специальной техники'

Работы ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» в области специальной техники Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
1631
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИРОМОТОР / СЕЛЬСИН / СИНУСНО КОСИНУСНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР / ПРИВОД / ГИРОСКОП

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Дмитриев В. А.

Проводится обзор продукции, выпускаемой ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» начиная с 1957 года по настоящее время. Рассматриваются перспективы дальнейшего развития приводов авиационного и специального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF OAO “PROGRESS" MICHURINSK PLANT IN SPECIAL TECHNICS FIELDS

A review of OAO “Progress" Michurinsk plant products from 1957 to the present. The perspectives of further development of the aviation drives and special purpose.

Текст научной работы на тему «Работы ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» в области специальной техники»

УДК 621.646

В.А. Дмитриев, канд. эконом. наук, ген. директор, (47545)2-12-98, progress@tntl.ru (Россия, Мичуринск, ОАО «Мичуринский завод «Прогресс»)

РАБОТЫ ОАО «МИЧУРИНСКИЙ ЗАВОД «ПРОГРЕСС» В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Проводится обзор продукции, выпускаемой ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» начиная с 1957 года по настоящее время. Рассматриваются перспективы дальнейшего развития приводов авиационного и специального назначения.

Ключевые слова: гиромотор, сельсин, синусно-косинусный трансформатор, привод, гироскоп

В конце 30-х годов прошлого века в Германии и в Великобритании впервые в мире были разработаны и испытаны авиационные реактивные двигатели, во время войны самолеты с этими двигателями уже участвовали в боевых действиях.

После окончания второй мировой войны ведущие самолетостроительные державы - США, СССР и Великобритания начинают бурно развивать выпуск реактивных самолетов: истребителей, бомбардировщиков, пассажирских машин. Налицо огромное преимущество таких самолетов -скорость, высота, всепогодность использования и др. Также бурно происходит развитие сопутствующей наземной инфраструктуры и приборного оснащения непосредственно борта летательных аппаратов. К этому периоду относится организация в СССР целого куста конструкторских бюро разработчиков бортового оборудования и заводов-изготовителей его.

Созданный в 1957 году Мичуринский завод «Прогресс» и был предназначен для обеспечения предприятий авиационной промышленности датчиковой аппаратурой -гиромоторами, сельсинами, СКТ и другими датчиками. Завод был организован с полным циклом производственной деятельности:

- заготовительное и литейное производство;

- участок штамповки листов магнитопроводов и др.;

- участок термообработки;

- гальваника и покраска;

- участок переработки пластмасс и деталей из резин;

- цехи механической обработки;

- намоточное производство с участками пропитки и покраски;

- инструментальное производство для изготовления штампов и прессформ, приспособлений для механической обработки, мерительного и режущего инструмента, приспособлений для намотки и сборки, участок эрозионной обработки;

- сборочные цехи;

- лаборатории ЦЗЛ, ЦИЛ, отдел метрологии и др. Первыми кадровыми специалистами были рабочие предприятий г. Саратова, направленные в г. Мичуринск для обучения и передачи опыта вновь принятым рабочим. Первоначальный костяк инженерно-технических служб был создан выпускниками техникума авиационного приборостроения г. Ленинграда.

Решая возникающие трудности, коллектив предприятия начал выпускать гироскопические электродвигатели. Первыми из них были асинхронные гиромоторы ГМА-4, ГМА-4П, ГМ-4У, ГМА-0,4ТМ, ГМА-0,5М, предназначенные для работы в приборах ГПК, АГБ, ЦГВ, указателях крена и скольжения для самолетов (рис. 1).

X

Рис. 1. Асинхронный гиромотор типа ГМА-4П

В 60-е годы было организовано производство синусно-косинусных трансформаторов и сельсинов (рис.2), при этом также коллективу предприятия пришлось преодолевать многочисленные трудности, параллельно обучаясь, приобретая опыт работы с прецизионными сплавами 50Н, 79НМ, отрабатывая технологию намотки, селекции, доводки с точностью до микронов размеров изделий, обеспечивая их точностные параметры.

Рис. 2. Синусно-косинусный трансформатор типа СКТ-232Д

Эра реактивной авиации привела к развитию многие направления науки и техники, перечислять их все нет необходимости - от промышленности строительных материалов, через радиоэлектронику и металлургию к медицине и т.д. Однако развитие конструкций самих летательных аппаратов, техники радиолокации определило необходимость и облик новых видов авиационного вооружения-ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Их появление было невозможно без разработки оборудования для обнаружения объектов для атаки, и, соответственно, навигационного оборудования для целеуказания и стабилизации непосредственно ракет. Этот этап ознаменовался освоением новых синхронных гистерезисных гиромоторов: ГМС-01Д, ГМС-0,25К и далее с освоением подшипниковой промышленностью выпуска специальных подшипников 646062Ю1, где наружное кольцо являлось фланцем гиромотора серию гиромоторов ГМС-0,02АК; ГМС-0,025ВК; ГМС- 0,1СМ и др. При выпуске сверхминиатюрного подшипника 1076091 ^ были освоены гиромоторы ГМС-0,01В; ГМС-0,01В1 (рис.3).

В этих конструкциях в отличие от классических вращающимися являлись уже наружные кольца подшипников. Гиромотор ГМС - 0,25К собирался с помощью клея ВК-9 во вращающемся состоянии с использованием карданных шайб, имеющих сдвинутые на 90 градусов двойные диаметрально расположенные выступы с каждой стороны. Через эти шайбы на подшипники подавалась нагрузка, а вращение ротора в момент сушки, за счет вязких свойств клея, производило выставку колец подшипника в соосное положение. В этот же период выпускался гиромотор ГМА-0,5ПМ, имеющий «классическую конструкцию», однако, из-за того, что минимальная скорость его вращения должна быть не менее 52000 об/мин, из-за погрешностей и самой конструкции, при работе происходило сжатие фланцев и возрастала нагрузка. При этом происходили частые отказы как при проведении заводских испытаний, так и в эксплуатации, из-за перегрева подшипников, высыхания смазки и разрушения сепараторов в результате масляного голодания. Проведенная совместно с разработчиком работа

Рис. 3. Гиромотор типа ГМС-0,01В

по изменению конструкции ГМА-0,5ПМ по типу ГМС-0,25К с изменением наименования на ГМА-0,5ПК позволила практически полностью исключить отказы, что, в свою очередь, расширило применение этого гиромото-ра с полутора сотен до нескольких тысяч в месяц. Это только один из сотен примеров работы заводских специалистов по доведению конструкции, параметров изделий в процессе их производства. В это же время происходило освоение производства новых высокоточных СКТ.

Рис. 4. Гиромотор типа ГМА-0,5ПК

В начале 70-х годов предприятием были освоены в производстве серии гироузлов ГУ 500...ГУ 505, в конструкции которых с целью разгрузки устанавливались спаренные гиромоторы в каждый канал с противоположным направлением вращения. Эти изделия открыли очередной этап реконструкции предприятия - освоение гиростабилизаторов, первым был ГС-11С с гироузлом серии ГУ 504 в качестве гироскопического датчика.

В середине 70-х годов с освоением нового гироскопа МГТУ (миниатюрный гироскоп трехстепенный управляемый) (рис.5) появилась целая линия гиростабилизаторов Б-51, СГИ -51, ГС-15М, СГИ-52, ГС-25, предназначенных для управления и стабилизации в ГСН ракет и оружия точечного поражения (рис.6).

Рис. 5. Миниатюрный гироскоп трехстепенный Управляемый типа МГТУ-05

39

Рис. 6. Привод электромеханический ГС-25

Очередной этап развития принес на завод гироскопические и электронные блоки ракет комплекса С-300, выпускавшиеся до конца 80-х годов.

В перестройку завод входил, теряя людей, технологии, оборудование, оставалась только надежда.

С началом нового века возник спрос на изделия, освоенные в 80-е годы: гиростабилизатоы, сельсины, акселерометры и старые гиромоторы, что было вызвано началом продаж за рубеж авиатехники-самолетов СУ-30, МИГ-29 и их вооружения. Заводу пришлось вновь осваивать эти изделия на ходу, дорабатывая технологии под меняющиеся условия производства. В эти годы началось техническое перевооружение предприятия и, в первую очередь, парка станков механообработки. Появляются пятиосные фрезерные центры, станки эрозионной обработки, токарные и фрезерные станки точной обработки и т.д.

Завод впервые осваивает и приступает к производству гироскопа на сферическом подшипнике Д-7 и инерциального гироблока Б-741 (рис.7). К этому времени на завод пришло работать новое поколение рабочих и ИТР, которые смогли успешно освоить изготовление деталей механики, намото-чые узлы сельсинов и акселерометров, сборку и регулировку гироскопа Д-7 и самого гиростабилизатора, методики их контроля и испытаний. В этот же период предприятие включается в изготовление механических деталей и узлов гиростабилизатора прицела боевой машины десанта. Производство габаритных корпусных деталей и узлов уже не вызывало непреодолимых трудностей, завод имел несколько современных обрабатывающих центров и группу технологов-программистов для обеспечения обработки таких деталей.

Рис. 7. Гироскоп на сферическом подшипнике типа Д-7-03П

В дальнейшем было освоено производство датчиков стабилизации, электронных блоков, изготовлено и закуплено оборудование для сборки и контроля, и в 2006 году завод приступил к производству нового изделия БГЗН, спустившись с небес на землю (рис.8).

Рис. 8. Изделие БГЗН

Изготовление наружной рамы дугового координатора вызвало интерес у разработчиков ГСН ракет ПВО. С 2007 года завод активно работает по изготовлению опытных образцов двухосных гиростабилизатров по указанной теме. Всего за последние 3-5 лет было опробовано и изготовлено в опытных партиях по 3-10 штук до девяти типов подобных изделий.

В новом столетии предприятием освоена серия вентильных двигателей ДБР, которые применяются в различных системах управления самолетов МИГ-29, СУ-34, Т-50 и вертолетов МИ-28Н, МИ-38. Завод целенаправленно развивает технику приводной тематики. За короткое время был изготовлен ряд опытных образцов электромеханических приводов управления рулевыми поверхностями, в состав которых входят упомянутые ДБР и электронные блоки управления. В настоящее время завершено освоение привода БЭРП-5 для авиационного вооружения, успешно изготовлены и поставлены заказчику первые образцы перспективного блока электропри-

41

водов БЭ-27, входящего в систему автоматического регулирования давления в салоне самолетов.

В течение последних лет завод изготавливает ряд редукторных механизмов и приводов механизации крыла самолета АН-148, освоены и серийно поставляются четыре типа приводов для системы целеуказания вертолета К-52. В рамках сотрудничества с разработчиками космической отрасли изготовлены электромеханические приводы для системы ориентации солнечных батарей. Эти изделия успешно эксплуатируются на космических аппаратах «Электро Л» и «Спектр-Р».

Жизнь продолжается и надежды нас не оставляют...

V.A. Dmitriev

ACTIVITIES OF OAO "PROGRESS" MICHURINSK PLANT IN SPECIAL TECHNICS FIELDS

A review of OAO "Progress" Michurinsk plant products from 1957 to the present. The perspectives offurther development of the aviation drives and special purpose.

Key words: gyrodrive, selsyn, angle-component solver, drive, gyroscope.

Получено 09.09.2012

УДК 621.396.96

Н.А. Зайцев, д-р техн. наук., ген. директор, ген. конструктор, (4872) 47-05-60, strela@tula.net (Россия, Тула, ОАО «НПО «Стрела»)

РАБОТЫ ОАО «НПО «СТРЕЛА» В ОБЛАСТИ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Приводятся результаты работы ОАО «НПО «СТРЕЛА» в области радиолокационной техники.

Ключевые слова: история, радиолокационная станция, разведка.

ОАО «НПО «Стрела» - специализированное предприятие, являющееся разработчиком и изготовителем радиолокационной техники, предназначенной для разведки и наблюдения за наземными и надводными целями, а также другого радиоэлектронного вооружения. Входит в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», является головной организацией по координации деятельности предприятий ОПК России в области разработки, производства, модернизации и ремонта систем и средств разведки ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил Российской Федерации.

Предприятие основано 10 октября 1951 года, когда в Туле по Постановлению СМ СССР был создан завод «Арсенал» по производству радиолокационных станций наземной артиллерийской разведки. В 1954 году

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.