Научная статья на тему 'Работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требуется новая территориальная дифференциация гарантий и компенсаций'

Работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требуется новая территориальная дифференциация гарантий и компенсаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
677
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК / РАЙОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА / СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО / ВАХТОВЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаповал Елена Алексеевна

в статье рассматриваются вопросы предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях. При этом особый акцент сделан на совершенствование системы районирования северных регионов в контексте реализации дифференцируемого подхода к определению объема преференций работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF ADDITIONAL ANNUAL PAID LEAVE FOR PERSONS WORKING IN THE FAR NORTH AND EQUIVALENT AREAS

this article deals with the provision of additional paid leave for persons working in the far north and equivalent areas. Particular attention is paid to the issue of the provision of the considered leave, to employees with second jobs, as well as those who travel for work on a rotational basis in the far north of the other regions.

Текст научной работы на тему «Работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требуется новая территориальная дифференциация гарантий и компенсаций»

Шаповал Е. А.

РАБОТАЮЩИМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ ТРЕБУЕТСЯ НОВАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ

6.3. РАБОТАЮЩИМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ ТРЕБУЕТСЯ НОВАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГАРАНТИЙ

И КОМПЕНСАЦИЙ

Шаповал Елена Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент

Место работы: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом особый акцент сделан на совершенствование системы районирования северных регионов в контексте реализации дифференцируемого подхода к определению объема преференций работников.

Ключевые слова: дополнительный оплачиваемый отпуск, районы Крайнего Севера, совместительство, вахтовый метод.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF ADDITIONAL ANNUAL PAID LEAVE FOR PERSONS WORKING IN THE FAR NORTH AND

EQUIVALENT AREAS

Shapoval Elena A., Ph.D., Associate Professor

Place of employment: Russian State Justice University (RPA Russian Ministry of Justice)

Abstract: this article deals with the provision of additional paid leave for persons working in the Far North and equivalent areas. Particular attention is paid to the issue of the provision of the considered leave, to employees with second jobs, as well as those who travel for work on a rotational basis in the Far North of the other regions.

Keywords: additional paid leave, the Far North, employees with second jobs, shift method.

В районах Крайнего Севера и приравненных к данному региону местностям система дополнительных гарантий работникам, осуществляющим свою деятельность, производится в рамках действующего трудового законодательства. Эта система направлена прежде всего на соблюдения принципа справедливости, поскольку позволяет компенсировать повышенные физиологические и финансовые затраты, а также иные потери социально-экономического характера, влияющие на работников вышеуказанных местностей в отличие от трудящихся других регионов Российской Федерации. Данная цель реализуется в контексте дифференцированного подхода, поскольку гарантии работников устанавливаются в соответствии со специальным критерием районирования, определяющим степень дискомфортности их жизнедеятельности. Нормативно-правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии работникам регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, как правило, прерогатива Правительства.

Первые нормативно-правовые акты, регламентирующие данный вопрос, появились с начала 1930-х гг. одновременно с началом осуществления индустриализации. В этой связи следует отметить, в первую очередь, принятое Постановлением ВЦИК и СНК СССР 10 мая 1932 г. Положение о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера. Таким образом, парадоксально, но становление тоталитарного политического режима в своем крайнем проявлении сопровождалось тенденцией расширения прав и гарантий трудящихся, аналогов которым на тот момент времени не имелось в правовых системах развитых демократических государств. Режим гарантий данным

категориям работников отменялся лишь на три года в период коренного перелома в Великой Отечественной войне (с октября 1942 г. по август 1945 г. В результате к 1960-м гг. в советском трудовом законодательстве была создана достаточно широкая система правовых гарантий работникам регионов Крайнего Севера, которая в начале 1960-х гг. была упорядочена посредством издания 10 ноября 1967 г. Постановления Совета Министров СССР № 1029. Этот документ определил систему дополнительных трудовых гарантий работникам рассматриваемых категорий, которая в дальнейшем была расширена последующими актами Совета Министров СССР, Постановлениями Правительства РФ, а также указами Президента РФ. В Российской Федерации действие системы вышеуказанных гарантий было подтверждено в 1993 г.

С появлением в 2002 г. в рамках трудового кодекса РФ отдельной главы, регламентирующей вопрос льгот и гарантий работников Крайнего Севера и приравненных к нему регионов, начался новый этап правовой регламентации данной проблемы. Анализ основных льгот и преференций, предоставляемых работникам рассматриваемой категории, нормами данного раздела Трудового кодекса показал:

В рамках Трудового кодекса реализован дифференцированный подход в отношении определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от географических характеристик местности, в которой протекает трудовая деятельность работника: в районах Крайнего Севера она составляет 24 календарных дня, в приравненных к нему районах - 16 календарных дней, в остальных районах Севера, в которых установлены специальный

Социально-политические науки

1 '2017

коэффициент и процентная надбавка к заработной плате - 8 календарных дней. Право на получение такой льготы возникает у работников указанных категорий после истечения шестимесячного срока трудовой деятельности, то есть одновременно с правом на ежегодный оплачиваемый отпуск. Важно отметить, что норы ст. 122 ТК РФ реализуют дополнительные гарантии для работодателя при использовании вышеуказанных норм - в случае отсутствия у него реальных возможностей для удовлетворения права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск он может обеспечить реализацию данного права работнику по истечении 11 месяцев его непрерывной трудовой деятельности. С другой стороны в соответствии с нормами ст. 122 и 322 ТК РФ, по соглашению сторон, указанное право может быть предоставлено работникам и до истечения полугодового срока непрерывной трудовой деятельности.

Продолжительность ежегодных отпусков для работников рассматриваемых категорий в вышеназванном подходе, определяется путем суммирования ежегодного основного и всех дополнительных оплачиваемых отпусков. Вполне очевидно, что такая норма в большей степени соответствует интересам работника, поскольку позволяет получить отпускные выплаты большего размера. В тоже время, в случае, если работник, осуществляющий трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в соответствии с основаниями определенными трудовым законодательством имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности, то ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется ему на общих основаниях.

Необходимо также отметить, что действующее трудовое законодательство для рассматриваемых категорий работников предусматривает возможность соединения ежегодных оплачиваемых отпусков за двухлетний период. Максимальная продолжительность соединенных отпусков не должна превышать полугода, включая время, необходимое для прибытия к месту его проведения и возвращения к месту работы. Но тут следует напомнить, что в случае превышения данного временного лимита за счет времени, затраченного на следование работника к месту проведения отпуска, в соответствии с нормами ст. 322 ТК РФ этот временной отрезок включается в продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за следующий период времени.

Для того, чтобы гарантировать полноценный отдых работника вне районов Крайнего Севера, гарантируется возможность не включения времени проезда к месту пребывания в отпуске один раз в два года. Продолжительность такого времени определяется в соответствии с характеристиками транспорта, используемого работником для прибытия к месту проведения отпуска. Другой гарантией такой возможности является право на истребование целевых отпусков без сохранения заработной платы, которые могут быть предоставлены работникам по их желанию.

Однако, при предоставлении работникам вышеуказанных льгот зачастую возникают проблемы, связанные с обеспечением права на них работникам, выполняющим трудовые функции по совместительству. Об этом свидетельствуют и материалы судебной практики. Некоторые суды отказывают совместителям рассматриваемых регионов в предоставлении положенных им отпускных льгот. Анализируя данную проблему, необходимо отметить, что действующее законода-

тельство (ст. 287 ТК РФ) прямо приравнивает правовые статусы совместителей и основных работников рассматриваемых регионов при предоставлении отпускных льгот. Аналогичную позицию сформулировал и Верховный суд РФ. В разделе 5 Обзора Президиума Верховного суда от 26 февраля 2014 г. указано, что работодатели обязаны обеспечить реализацию отпускных льгот работникам совместителям на общих основаниях с основными работниками, поскольку иное является прямым нарушением прав работников, выполняющих трудовую деятельность в тяжелых климатических условиях. Таким образом, разделение правового статуса основного и неосновного работника в отношении предоставления права на реализацию отпускных льгот следует рассматривать в качестве прямого нарушения действующего трудового законодательства.

Действующее трудовое законодательство предусматривает распространение льгот на работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, вахтовым методом. Предоставляется право работникам таких категорий на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня, а также на специальное исчисление трудового стажа, в который включаются календарные дни вахты, а также дни фактического нахождения в пути к месту ее отбытия в соответствии с утвержденным работодателем графиком. Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в указанных районах вахтовым методом, ежегодный оплачиваемый отпуск рассчитывается методом два к одному (два календарных дня отпуска за каждый месяц работы на вахте) - в районах Крайнего Севера, 1,33 дня - в районах, приравненных к Крайнему Северу, 0,66 дня - в других районах Севера. А командированные в районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы, по общему правилу не получают право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. Исключения в этой связи составляют работники круглогодичных экспедиций, нефтегазоразведок.

В данном случае, необходимо иметь ввиду, что в соответствии с подзаконными актами Минтруда РФ (Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда от 22. 11. 1990 г. № 2) для работников, часто находящихся в командировке на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, такое право может быть установлено в локальном акте организации - работодателя (например, в акте внутреннего трудового распорядка).

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии ст. 126 ТК РФ предоставление ежегодного дополнительного «северного» отпуска по желанию работника может быть заменено денежной компенсацией. Такое правило действует в отношении всех категорий работников за исключением беременных женщин. Вместе с тем, такая возможность является не обязанностью работодателя, а его правом. Иными словами, он имеет право отказать работнику в предоставлении такой возможности без объяснения оснований.

Нельзя не отметить и следующее: работникам Крайнего Севера и приравненных к нему районов в соответствии с действующим трудовым законодательством (ст. 322 ТК РФ) предоставляется право истребовать часть ежегодного оплачиваемого отпуска в любое время без согласования с работодателем для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет для поступления в учебное заведения среднего профессионального или высшего образования, расположенного в другой местности. При наличии двух и более детей такая

Шаповал Е. А.

РАБОТАЮЩИМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ ТРЕБУЕТСЯ НОВАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ

возможность предоставляется для сопровождения каждого из них.

В итоге наших размышлений, можно констатировать следующее: в рамках действующего трудового законодательства работникам Крайнего Севера и районов, приравненных к ним, предоставляются достаточно широкие преференции в вопросах предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Представляется, что дальнейшим направлением развития правовой регламентации данного вопроса должно стать совершенствование системы районирования северных регионов в контексте реализации дифференцируемого подхода к определению объема преференций работников. При этом основным принципом решения данной задачи является обеспечение решения вышеуказанной задачи в соответствии с нормативно-правовыми актами о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих на северных территориях. В настоящее время территориальная дифференциация гарантий и компенсаций не в достаточной мере связана с условиями жизни и деятельности, что вызывает нарекания не только региональных властей, но и населения.

Список литературы:

1. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятая Международной Конференцией труда 18 июня 1998 г. «Российская газета», 16.12. 1998.

2. Конвенция МОТ № 132 (пересмотренная в 1970 году)

«Об оплачиваемых отпусках» // Права человека: сборник международных документов. - М., - 1998.

3. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие 25 декабря 1993 года. - М., 1999. Ст.37, пункт 5.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в ред.30.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. Гл.40-50. 2016.

5. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изм. от 24.07.2009 № 213-Ф3) // «Российская газета», № 124, 01.07.1993; «Российская газета», № 138, 29.07.2009.

6. Постановление Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tehnorma.ru/doc_ussrperiod/textussr/usr_6693.htm

7. Постановление Правительства РФ от 31.12.97 № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: http://zakonbase.ru/ content/ base/25081

8. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 г. «О введении в действие с 1 января 1932 г. Положения о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. - 1932.№62. -Ст.278.

9. Инструкция, утвержденная Приказом Минтруда от 22.11.90 №2.П.4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=33 00;req=doc#0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.