Научная статья на тему 'Особенности правового ежегодного оплачиваемого лицам, работающим в Крайнего и к ним местностях'

Особенности правового ежегодного оплачиваемого лицам, работающим в Крайнего и к ним местностях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
329
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК / РАЙОНЫ СЕВЕРА / СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО / МЕТОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаповал Елена Алексеевна

В рассматриваются вопросы предоставления оплачиваемых лицам, в районах Крайнего и к ним местностях. внимание в статье уделено рассмотрению о предоставлении отпуска работникам-совместителям, а лицам, для работ методом в Крайнего Севера из районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of legal regulation of additional annual paid leave for persons working in the Far North and equivalent areas

This article deals with the provision of additional paid leave for persons working in the Far North and equivalent areas. Particular attention is paid to the issue of the provision of the considered leave, to employees with second jobs, as well as those who travel for work on a rotational basis in the Far North of the other regions.

Текст научной работы на тему «Особенности правового ежегодного оплачиваемого лицам, работающим в Крайнего и к ним местностях»

6. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)

6.1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА ЛИЦАМ, РАБОТАЮЩИМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

Шаповал Елена Алексеевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). E-mail: tatarenko_viktor@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Особое внимание в статье уделено рассмотрению вопроса о предоставлении отпуска работникам-

совместителям, а также лицам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера из других районов.

Ключевые слова: дополнительный оплачиваемый отпуск, районы Крайнего Севера, совместительство, вахтовый метод.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF ADDITIONAL ANNUAL PAID LEAVE FOR PERSONS WORKING IN THE FAR NORTH AND EQUIVALENT AREAS

Shapoval Elena Alekseevna., PhD at law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian State Justice University (RPA Russian Ministry of Justice). E-mail: tatarenko_viktor@mail.ru

Annotation: This article deals with the provision of additional paid leave for persons working in the Far North and equivalent areas. Particular attention is paid to the issue of the provision of the considered leave, to employees with second jobs, as well as those who travel for work on a rotational basis in the Far North of the other regions. Keywords: additional paid leave, the Far North, employees with second jobs, shift method.

В рамках действующего трудового законодательства предусмотрена система дополнительных гарантий работникам, осуществляющим свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к данному региону местностям. Данные нормы призваны стать дополнительным фактором реализации одного из ключевых принципов трудового права - принципа справедливости, поскольку позволяют компенсировать повышенные физиологические и финансовые затраты, а также иные потери социально-экономического характера, влияющие на работников вышеуказанных местностей в отличие от трудящихся других регионов Российской Федерации. Данная цель реализуется в контексте дифференцированного подхода, поскольку гарантии работников устанавливаются в соответствии со специальным критерием районирования, определяющим степень дискомфортности их жизнедеятельности.

Дополнительные гарантии работникам регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей традиционно устанавливаются подзаконными нормативно-правовыми актами, в первую очередь, Правительства. Примечательно, что первые нормативно-правовые акты, регламентирующие данный вопрос, появились с начала 1930- х гг. одновременно с началом осуществления индустриализации. В этой связи следует отметить, в первую очередь, принятое Постановлением ВЦИК и СНК СССР 10 мая 1932 г. Положение о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера. Таким образом, парадоксально, но становление тоталитарного политического режима в своем крайнем проявлении сопровождалось тенденцией расширения прав и гарантий трудящихся, аналогов которым на тот момент времени не имелось в правовых системах развитых демократических государств. Режим гарантий данным категориям работников отменялся лишь на три года в период коренного перелома в Великой Отечественной войне (с октября 1942 г. по август 1945 г. В результате к 1960 - м гг. в советском трудовом законодательстве была создана достаточно широкая система правовых гарантий работникам регионов Крайнего Севера, которая в начале 1960 - х гг. была упорядочена посредством издания 10 ноября 1967 г. Постановления Совета Министров СССР № 1029. Этот документ определил систему дополнительных трудовых гарантий работникам рассматриваемых категорий, которая в дальнейшем была расширена последующими актами Совета Министров СССР, Постановлениями Правительства РФ, а также указами Президента РФ. В Российской Федерации действие системы вышеуказанных гарантий было подтверждено в 1993 г.

Начиная с 2002 г. начался новый этап в процессе правовой регламентации льгот и гарантий работников Крайнего Севера и приравненных к нему регионов., который ознаменовался появлением в рамках трудового кодекса РФ отдельной главы, регламентирующей данный вопрос. Проанализируем основные льготы и преференции, предоставляемые работникам рассматриваемой категории нормами данного раздела Трудового кодекса.

Во-первых, в его рамках реализован дифференцированный подход в отношении определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от географических характеристик местности, в которой протекает трудовая деятельность работника: в районах Крайнего Севера она составляет 24 календарных дня, в приравненных к нему районах - 16 календарных дней, в остальных районах Севера, в которых установлены специальный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате - 8 календарных дней. Право на получение такой льготы возникает у работников указанных категорий после истечения шестимесячного срока трудовой деятельности, то есть одновременно с правом на ежегодный оплачиваемый отпуск. Важно отметить, что норы ст. 122 ТК РФ реализуют дополнительные гарантии для работодателя при использовании вышеуказанных норм - в случае отсутствия у него реальных возможностей для удовлетворения права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск он может обеспечить реализацию данного права работнику по истече-

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТПУСКОВ

Шаповал Е.А.

нии 11 месяцев его непрерывной трудовой деятельности. С другой стороны в соответствии с нормами ст. 122 и 322 ТК РФ, по соглашению сторон, указанное право может быть предоставлено работникам и до истечении полугодового срока непрерывной трудовой деятельности.

В соответствии с вышеуказанной преференцией продолжительность ежегодных отпусков для работников рассматриваемых категорий определяется путем суммирования ежегодного основного и всех дополнительных оплачиваемых отпусков. Совершенно естественно, что такая норма в большей степени соответствует интересам работника, поскольку позволяет получить отпускные выплаты большего размера. В тоже время, в случае, если работник, осуществляющий трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в соответствии с основаниями определенными трудовым законодательством имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности, то ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется ему на общих основаниях.

Во-вторых, действующее трудовое законодательство для рассматриваемых категорий работников предусматривает возможность соединения ежегодных оплачиваемых отпусков за двухлетний период. Максимальная продолжительность соединенных отпусков не должна превышать полугода, включая время, необходимое для прибытия к месту его проведения и возвращения к месту работы. В случае превышения данного временного лимита за счет времени, затраченного на следование работника к месту проведения отпуска, в соответствии с нормами ст. 322 ТК РФ этот временной отрезок включается в продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за следующий период времени.

Возможность организации полноценного отдыха работника вне районов Крайнего Севера гарантируется возможностью невключения времени проезда к месту прибывания в отпуске один раз в два года. Продолжительность такого времени определяется в соответствии с характеристиками транспорта, используемого работником для прибытия к месту проведения отпуска. Другой гарантией такой возможности является право на истребование целевых отпусков без сохранения заработной платы, которые могут быть предоставлены работникам по их желанию.

При предоставлении работникам вышеуказанных льгот зачастую возникают проблемы, связанные с обеспечением права на них работникам, выполняющим трудовые функции по совместительству. Как свидетельствуют материалы судебной практики некоторые суды отказывают совместителям рассматриваемых регионов в предоставлении положенных им отпускных льгот. Анализируя данную проблему, необходимо отметить, что действующее законодательство (ст. 287 ТК РФ) прямо приравнивает правовые статусы совместителей и основных работников рассматриваемых регионов при предоставлении отпускных льгот. Аналогичную позицию сформулировал и Верховный суд РФ. В разделе 5 Обзора Президиума Верховного суда от 26 февраля 2014 г. указано, что работодатели обязаны обеспечить реализацию отпускных льгот работникам совместителям на общих основаниях с основными работниками, поскольку иное является прямым нарушением прав работников, выполняющих трудовую деятельность в тяжелых климатических условиях. Таким образом, разделение правового ста-

туса основного и неосновного работника в отношении предоставления права на реализацию отпускных льгот следует рассматривать в качестве прямого нарушения действующего трудового законодательства.

Указанные льготы распространяются и на работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, вахтовым методом. Действующее трудовое законодательство предусматривает право работников таких категорий на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня, а также на специальное исчисление трудового стажа, в который включаются календарные дни вахты, а также дни фактического нахождения в пути к месту ее отбытия в соответствии с утвержденным работодателем графиком. В результате, работникам, осуществляющим трудовую деятельность в указанных районах вахтовым методом, ежегодный оплачиваемый отпуск рассчитывается методом два к одному (два календарных дня отпуска за каждый месяц работы на вахте) - в районах Крайнего Севера, 1, 33 дня - в районах, приравненных к Крайнему Северу, 0, 66 дня - в других районах Севера.

Работники, командированные в районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы, по общему правилу не получают право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. Исключения в этой связи составляют работники круглогодичных экспедиций, нефтегазоразведок.

Вместе с тем, в соответствии с подзаконными актами Минтруда РФ (Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда от 22. 11. 1990 г. № 2) для работников, часто находящихся в командировке на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, такое право может быть установлено в локальном акте организации - работодателя (например, в акте внутреннего трудового распорядка).

В-третьих, предоставление ежегодного дополнительного «северного» отпуска по желанию работника в соответствии ст 126 ТК РФ может быть заменено денежной компенсацией. Такое правило действует в отношении всех категорий работников за исключением беременных женщин. Вместе с тем, такая возможность является не обязанностью работодателя, а его правом. Иными словами, он имеет право отказать работнику в предоставлении такой возможности без объяснения оснований.

В-четвертых, работникам Крайнего Севера и приравненных к нему районов в соответствии с действующим трудовым законодательством (ст. 322 ТК РФ) предоставляется право истребовать часть ежегодного оплачиваемого отпуска в любое время без согласования с работодателем для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет для поступления в учебное заведения среднего профессионального или высшего образования, расположенного в другой местности. При наличии двух и более детей такая возможность предоставляется для сопровождения каждого из них.

Таким образом, в рамках действующего трудового законодательства работникам Крайнего Севера и районов, приравненных к ним, предоставляются достаточно широкие преференции в вопросах предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Представляется, что дальнейшим направлением развития правовой регламентации данного вопроса должно стать совершенствование системы районирования северных регионов в контексте реализации дифференцируемого подхода к определению объема преференций работников. При этом основным принципом реше-

ния данной задачи является обеспечение решения вышеуказанной задачи в соответствии с нормативно-правовыми актами о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих на северных территориях. В настоящее время территориальная дифференциация гарантий и компенсаций не в достаточной мере связана с условиями жизни и деятельности, что вызывает нарекания не только региональных властей, но и населения.

Список литературы:

1.Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятая Международной Конференцией труда 18 июня 1998 г.» Российская газета», 16.12. 1998.

2.Конвенция МОТ № 132 (пересмотренная в 1970 году) «Об оплачиваемых отпусках» // Права человека: сборник международных документов. - М., - 1998.

3.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие 25 декабря 1993 года. - М., 1999. Ст.37,пункт 5.

4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в ред.30.12.2015)// Собрание законодательства Российской Федерации. Гл.4050. 2016.

5. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изм. от 24.07.2009 N 213-Ф3 ) // "Российская газета", N 124, 01.07.1993; "Российская газета", N 138, 29.07.2009.

6.Постановление Совмина СССР от 10.11.1967 №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. « О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tehnorma.ru/doc_ussrperiod/textussr/ usr_6693.htm

7.Постановление Правительства РФ от 31.12.97 № 1664 « О реформировании системы государственной поддержки районов Севера». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: http://zakonbase.ru/content/ base/25081

8.Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 г. «О введении в действие с 1 января 1932 г. Положения о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера РСФСР» // Собрание узакононений РСФСР. - 1932.№62. - Ст.278.

9. Инструкция, утвержденная Приказом Минтруда от 22.11.90 N 2.П.4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base= LAW;n=3300;req=doc#0

Отзыв

на статью, к.ю.н., доцента, доцента Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) Шаповал Елены Алексеевны «Особенности правового регулирования ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

Научная статья Шаповал Е.А., на наш взгляд, весьма актуальна и обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования института предоставления отпусков, являющегося неотъемлемой частью прав работников на отдых, закрепленного как на уровне государственных гарантий, так и на уровне международных актов, касающихся прав человека. Несомненной заслугой автора является то, что она на основе анализа, предприняла попытку осмысления в новых условиях и дала свое видение данной проблемы. Проанализировав особенности правового регулирования ежегодного оплачиваемого отпуска, работающим в районах Крайнего Севера Шаповал Е.А особое внимание в статье уделила рассмотрению вопроса о предоставлении отпуска работникам-совместителям, а также лицам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера из других районов. Данный вопрос еще глубоко не исследован и естественно, автор внес определенный вклад в его понимание.

Так что, актуальность темы данного исследования является очевидной. Полученные выводы и рекомендации автора могут успешно использоваться как в научно-исследовательской сфере, так и в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Статья соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется для публикации в открытой печати. Ранее данная статья не публиковалась.

Профессор В.Татаренко

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».

Итоговая оценка оригинальности - 91%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.