Научная статья на тему 'Работа трудовых огородных ученических дружин в 1916 г'

Работа трудовых огородных ученических дружин в 1916 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ДРУЖИНЫ УЧАЩИХСЯ / ШКОЛЬНЫЕ ОГОРОДЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ГИМНАЗИЯ / РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ВЫСШЕЕ НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ / П.Н. ЕЛАГИН / LABOR SQUADS OF PUPILS / SCHOOL PLOTS / CHARITY / WORLD WAR 1 / HIGH SCHOOL TRADE SCHOOL (NON-CLASSICAL SECONDARY SCHOOL) / ELEMENTARY PUBLIC SCHOOL / P.N. YELAGIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпова В. В.

В статье речь идет об истории создания трудовых дружин учащихся, работавших на школьных и общественных огородах в годы Первой мировой войны. Массовая организация подобных дружин относится к 1916 г. К этому моменту, с одной стороны, стал ощутимым продовольственный кризис, а с другой появился положительный опыт деятельности ученических трудовых дружин, работавших на полях семей военнослужащих. Однако не все учащиеся могли быть привлечены к полевым работам в силу отсутствия необходимых трудовых навыков и физической готовности к тяжелому сельскому труду. Огородные работы (посадка, полив, прополка, сбор урожая) были посильны для детей 10 лет и старше, независимо от пола. В статье раскрываются особенности организации огородных работ, в том числе их финансирования. Описывается повседневная жизнь дружинников. Оценивается экономическое и педагогическое значение деятельности ученических дружин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concentrates on the history of formation labor squads of pupils who were working in school plots and public gardens and fields during World War I. Mass organization of labor squads of pupils was in 1916. By that time, there was an economical crisis but labor squads of pupils working experience on the on the soldiers’ family fields was positive. However, not all the students could participate in field work, they did not have necessary working skills and physical training to do difficult agricultural work. Field work (planting, watering, weeding, harvesting) was possible to be done by 10-year-old children or older children regardless of the sex. The article shows the ways of organizing field works and their funding. The article discusses the issue of economical and pedagogical importance of labor squads of pupils’ activity.

Текст научной работы на тему «Работа трудовых огородных ученических дружин в 1916 г»

УДК 94(47)«1916»:316.343.63-051

В.В. Карпова

Работа трудовых огородных ученических дружин в 1916 г.

В статье речь идет об истории создания трудовых дружин учащихся, работавших на школьных и общественных огородах в годы Первой мировой войны. Массовая организация подобных дружин относится к 1916 г. К этому моменту, с одной стороны, стал ощутимым продовольственный кризис, а с другой - появился положительный опыт деятельности ученических трудовых дружин, работавших на полях семей военнослужащих. Однако не все учащиеся могли быть привлечены к полевым работам в силу отсутствия необходимых трудовых навыков и физической готовности к тяжелому сельскому труду. Огородные работы (посадка, полив, прополка, сбор урожая) были посильны для детей 10 лет и старше, независимо от пола. В статье раскрываются особенности организации огородных работ, в том числе их финансирования. Описывается повседневная жизнь дружинников. Оценивается экономическое и педагогическое значение деятельности ученических дружин.

The article concentrates on the history of formation labor squads of pupils who were working in school plots and public gardens and fields during World War I. Mass organization of labor squads of pupils was in 1916. By that time, there was an economical crisis but labor squads of pupils working experience on the on the soldiers' family fields was positive. However, not all the students could participate in field work, they did not have necessary working skills and physical training to do difficult agricultural work. Field work (planting, watering, weeding, harvesting) was possible to be done by 10-year-old children or older children regardless of the sex. The article shows the ways of organizing field works and their funding. The article discusses the issue of economical and pedagogical importance of labor squads of pupils' activity.

Ключевые слова: трудовые дружины учащихся, школьные огороды, благотворительность, Первая мировая война, гимназия, реальное училище, высшее начальное народное училище, П.Н. Елагин.

Key words: labor squads of pupils, school plots, charity, World War 1, high school trade school (non-classical secondary school), elementary public school, P.N. Yelagin.

Л W w

С началом воины патриотическим подъем охватил, в том числе, и учащуюся молодежь. Регулярно отмечались попытки бегства юношей на фронт. Большую актуальность приобрела организация посильной помощи учащихся в тылу. Одним из направлений благотворительной деятельности учащихся с 1915 г. стало создание трудовых дружин, которые помогали крестьянам в осуществлении сельскохозяйственных работ в летний период [1; 2]. Однако при несомненном педагогическом значении данной деятельности, ее экономическую целесообразность оценивали весьма неоднозначно [3]. Работа дружин требовала больших расходов на питание, проезд к месту работ, приобретение инвентаря и т. п. К тому же, такой труд, как например, косьба трав или уборка урожая был до-

© Карпова В.В., 2016

вольно тяжел для подростков и требовал специальных умений. В результате к работе в дружинах преимущественно привлекались юноши в возрасте от 15 лет и старше.

Вместе с тем оставалось значительное количество младших школьников, которые могли оказывать посильную помощь при создании соответствующих условий. Возможно, что еще в 1915 г. были единичные случаи работы учащихся на огородах. Так, газета «Школа и жизнь» в июле 1915 г. сообщала, что около 20 учащихся Архангельской Ломоносовской мужской гимназии начали с 30 мая работу на огородах под руководством правительственного инструктора по огородничеству и садоводству Сергунина [4]. Однако были ли это общественные или частные огороды - непонятно. В 1916 г. началось массовое привлечение учащихся к организации школьных огородов и работе на общественных огородах. Циркуляром от 19 марта 1916 г. № 2473 министр народного просвещения П.Н. Игнатьев обратил внимание деятелей школы на устройство общественных огородов, в чем могли бы принять участие как педагоги, так и учащиеся [5. Л. 97-98]. 20 апреля 1916 г. Департаментом народного просвещения были разосланы попечителям учебных округов примерные правила организации трудовых дружин для оказания помощи в полевых работах семьям призванных на войну, где были предусмотрены и работы на общественных огородах [5. Л. 126].

В марте 1916 г. последовали аналогичные рекомендации и от других ведомств. Министерство земледелия 19 марта 1916 г. ввиду высоких цен на продукты предложило заложить летом общественные огороды для снабжения населения овощами, используя заброшенные участки, парки, выгоны, обочины дорог и т. п. К этому делу предполагалось привлечь земские и общественные силы, чиновников Министерства земледелия и других ведомств, учебный персонал и всех желающих, не исключая и учащихся [6, с. 20-21]. В определении Св. синода от 8-9 марта 1916 г. № 1704 «О привлечении церковных школ к заготовке овощей для продовольствия войск» указывалось: «... принимая во внимание, что при многих церковных школах, при которых имеются удобные участки огородной земли, могла бы быть организована путем усиления развития огородничества в предстоящее лето трудовая помощь в сем деле учащихся детей, которые могли бы быть привлечены к добровольным работам по уходу за небольшим школьным огородом и снабжению выращенными овощами вышеупомянутых сушильных заведений и местных лазаретов.» [6, с. 23]. Помощь в организации огородов должны были оказать инспекторы сельского хозяйства и другие специалисты на местах, предоставляя школам семена, рассаду, инструмент, пособия и непосредственные указания. Школам были обещаны пособия в размере 100 р., при условии возмещения этих сумм из стоимости выращенных овощей. Примерные правила участия церковных школ в заготовке овощей предусматривали возможность материального поощрения как уча-

щихся, так и учителей, принявших участие в огородных работах. Часть вырученных от поставленных овощей сумм направлялась на благотворительные цели: пособия приютам для сирот воинов, помощь раненым воинам и т. п. [6, с. 23-25].

Огородные дружины требовали гораздо меньших расходов, поскольку работа чаще всего организовывалась недалеко от дома (сокращались или вовсе отсутствовали затраты на дорогу), посменно (по 3-5 ч), что не требовало больших расходов на питание. Родители более охотно отпускали детей на огороды, так как сохранялся постоянный родительский контроль. Кроме того, к работам на огороде можно было привлекать не только мальчиков, но и девочек. По мнению П.Н. Елагина, одного из организаторов общественных огородов в Петрограде, большинство огородных работ были посильны учащимся в возрасте от 10 лет [5. Л. 90 об.]. Официальные инстанции предлагали включать в дружины учащихся 12 лет и старше [6, с. 9].

Отметим, что еще в 1915 г. по пожеланию ее императорского высочества княгини Марии Павловны Старшей в Петрограде при 16 госпиталях и лазаретах военного ведомства под наблюдением ученого-агронома, заведующего организацией сельскохозяйственных занятий в войсковых частях и лечебных местах П.Н. Елагина были устроены огороды, в основном на целинных или залежных землях: «. в 6 случаях места для огородов были даны совсем неудобные: дворовые места с большою примесью обломков кирпичей и разного строительного мусора, вообще почва для огородов крайне неподходящая, и даже сорные травы там не росли». Главной целью было обучение раненых воинов, преимущественно из крестьян, наилучшим приемам выращивания овощей, но при этом удалось получить неплохие урожаи исключительно силами самих раненых. В двух случаях (в лазаретах при 150 и 200 раненых) своими огородными овощами пользовались до января [5. Л. 93-93 об.]. В связи с обострением продовольственной проблемы в 1916 г. возникла идея приобщить к организации общественных огородов в Петрограде широкие слои населения, прежде всего учащуюся молодежь. К заведы-ванию этим делом Елагин предлагал привлечь земскую и городскую общественность, местные чины Министерства земледелия, а при госпиталях - офицеров и чиновников военного ведомства [5. Л. 93 об.].

Отчеты попечителей учебных округов за 1916 г., а также материалы периодической печати дают неполные сведения о количестве созданных огородных дружин. Данные по некоторым учебным округам (например, Московскому), а также о дружинах при сельскохозяйственных и церковных учебных заведениях отсутствуют. Очевидно, однако, что работа школьников на общественных огородах получила широкое распространение. Так, по Виленскому учебному округу поступили сведения о работе трех огородных дружин: Быховской мужской гимназии (37 чел.), Поневежской учительской семинарии (8 семинаристов и 30 детей из

приютов), Минского частного еврейского реального училища Э.М. Хайкина (20 учеников) [7. Л. 101 об., 107 об., 122]. В Оренбургском учебном округе обрабатывали огороды дружины восьми учебных заведений: Уфимской частной мужской гимназии (36 чел.), Бирского реального училища (17 чел.), Пермской второй мужской гимназии (16 чел.), Ирбитской мужской гимназии (8 чел.), Кунгурского реального училища (12 чел.), Камышловской мужской гимназии (не менее 20 чел.), Соликамской мужской гимназии (108 чел.), Осинского реального училища (25 чел.) [7. Л. 171 об., 172, 175 об., 176, 178 об. - 181, 188 об. - 190]. В отчете по Одесскому учебному округу отмечено, что «... отличительной особенностью текущей летней компании является то обстоятельство, что некоторые учебные заведения организовали особые трудовые дружины для работ на виноградниках и для закладки и обработки общественных огородов и озаботились получением в свое распоряжение участков городской земли под означенные огороды. Весной текущего года многие учащиеся уже работали на общественных огородах, и в этом отношении первое место занимают учащиеся низших и средних учебных заведений г. Екатеринослава» [7. Л. 214].

В г. Юрьеве были устроены два общественных огорода, на которых работали смешанные дружины, составленные из учащихся разных учебных заведений: юноши из Рижской гимназии императора Николая I, Рижской городской гимназии, Юрьевской гимназии императора Александра I Благословенного, Юрьевского реального училища и ученицы Рижской Ломоносовской и Юрьевской А.С. Пушкина гимназий, отдельные учащиеся Дуббельнской гимназии Ф. Шмидтхена и Л. Берзина, Юрьевского частного женского среднего учебного заведения А. Грасса и др. [8, с. 245].

Из отчета по Петроградскому учебному округу видно, что наиболее активно огородные дружины создавались в Псковской губернии (Псковская мужская гимназия Александра I Благословенного (52 чел.), Псковская учительская семинария (16 чел.), Великолукская женская гимназия (19 чел.), Новоржевская женская гимназия (60 чел.), Холмское реальное училище совместно с учащимися других училищ, проводящих лето в г. Холм (около 100 чел.) [7. Л. 35 об. - 38] и Олонецкой губернии (Ильин-ское двухклассное министерское училище (10 чел.), Лодейнопольское высшее начальное училище (20 чел.), Подпорожское министерское училище (8 чел.), Олонецкое высшее начальное училище и Екатерининское двухклассное женское училище) [7. Л. 34 об. - 36].

Однако отчеты не содержали исчерпывающих сведений, что видно из данных по Петроградской губернии: в работе на огородах, судя по приведенным сведениям, были задействованы всего три учебных заведения [7. Л. 37 об. - 43]. Вместе с тем из книги П.Н. Елагина известно, что только под его началом при содействии Комиссии по организации трудовых дружин при обществе «Народная Помощь» были организова-

ны 13 школьных огородных дружин из учащихся средних и низших учебных заведений: училища при реформатских церквах, Первого и Второго Охтенских, Владимирского, Сампсониевского, Колпинского высших начальных училищ, Царскосельского, Колпинского, Кронштадтского реальных училищ, Мариинско-Сергиевской женской учительской семинарии, а также учащихся приюта Общества попечения о больных и бедных Синего креста, беженок приюта при Педагогическом обществе окончивших высшие женские курсы, воспитанниц Дома милосердия на Пороховых [9, с. 2]. Эта цифра подтверждается и материалами периодической печати [10, с. 93].

Точное число школьных огородных дружин, созданных в 1916 г., подсчитать не представляется возможным. Однако приведенные выше сведения наглядно показывают, что такие отряды создавались при учебных заведениях разных типов как мужских, так и женских.

Определим некоторые особенности работы данных дружин. Как уже говорилось, земли под огороды выделялись самые разные, в т. ч. замусоренные, истощенные, лишенные плодородного слоя, т. е. непригодные, на первый взгляд, для обработки. Например, в Петрограде местный купец Андреев уступил под огород пустырь, где были развалины старого завода, поросшие травой. «Обвалившиеся стены, раскрытый потолок, снятая крыша. Кирпичные стены торчат зубцами, в стенах проломы и обвалы и сорная трава покрывает их своей темной зеленью. Все кругом заросло бурьяном, пышным цветом цветет крапива, раскинулся лопух, желтеют цветы цикория. Стоят купою бледные березы и у самых развалин блестит тихой гладью заросший травою полувысохший пруд» [11. Л. 2]. Но, по мнению П.Н. Елагина, опубликовавшего руководство по организации школьных огородных дружин и устройству огородов в городской черте, «нет неудобных земель, а есть лишь несведущие хозяева» [9, с. 41].

Обычно перед посадкой приходилось расчищать территорию будущего огорода, снимать дерн, возить почву. Для этих целей требовались юноши постарше, а также взрослые. Иногда отмечались случаи привлечения посторонней помощи. Так, на юрьевских огородах работы начались довольно поздно (18 мая), а один из участков был сильно засорен, поэтому на первые два дня для очистки участков от мусора и перекопки земли была привлечена помощь взрослых: на Красноярском участке (имение «Яма») помогли 10 солдат Латышского запасного батальона, на Мариенгофском - на помощь были взяты две поденщицы [8, с. 247].

В Петрограде в 1916 г. из созданных Елагиным школьных дружин восемь имели собственные огороды, обрабатывавшиеся исключительно силами учеников, пять дружин работали на огородах при лазаретах, причем четыре из них были «летучими», обрабатывая поочередно десять огородов. Один из огородов был устроен прямо в центре города при содействии инспектора народных училищ Петроградского учебного окру-

га П.К. Мягкова на Бассейной улице у дома 58 на плохой замусоренной почве и попеременно обрабатывался силами трех «летучих» дружин [9, с. 2, 4].

В целом земли под огороды могли предоставляться как безвозмездно учреждениями, частными лицами, земствами, так и сдаваться в аренду. Такой пример описан в обращении в Департамент земледелия инспектора сельского хозяйства в Псковской губернии Эдуарда Августо-вича Дидрикиля, сообщавшего об открытии 26 апреля 1916 г. учебного огорода в черте Пскова (площадью 1 дес. 1750 кв. саж.) на земле, арендованной у Псковской каторжной тюрьмы за 200 р. [5. Л. 145].

Традиционно на огородах выращивали овощи: картофель, морковь, свеклу, репу, салат, редиску, редьку, капусту, лук, горох, иногда огурцы, зелень. На юрьевских огородах были разбиты даже небольшие цветники [8, с. 247].

Безусловно, дети, преимущественно городские, нуждались в обучении основам огородного дела, в опытном руководителе. В каждом отдельном случае эта задача решалась по-разному. В Юрьеве профессор С. В. Давид организовал две беседы по огородничеству. Дружинникам были выданы книжки Е. Горбуновой «Как развести маленький огород». В дальнейшем по просьбе Юрьевской комиссии школьных огородов Департамент земледелия прислал бесплатно еще несколько книг об обработке почвы и растениеводстве. В качестве непосредственных руководителей огородных работ были приглашены начальные учителя В.П. Кеннапу и Г.И. Карт [8, с. 247-249].

В Петрограде весной 1916 г. были проведены шесть часовых чтений по огородничеству и раздавалась соответствующая литература. Общее руководство дружинами и наблюдение за работами взяли на себя П.Н. Елагин и специалист по огородничеству, агроном Н.П. Спиченко, при этом у каждой дружины был свой руководитель от учебного заведения [9, с. VII, 2, 22]. Агрономы прежде всего оказывали помощь в планировании огорода и распределении работ [11. Л. 2 об.].

Руководство огородом в Пскове было возложено на инструктора садоводства В.И. Миронова, в помощь которому были привлечены садовод Псковского уездного земства Ковтун и один из учеников Псковского среднего сельскохозяйственного училища [5. Л. 145 об.]. Часто работами руководили педагоги образовательного учреждения, на базе которого была создана дружина. Так, работы дружины Кунгурского реального училища возглавили инструктор по огородничеству и домоводству и преподаватель естествознания этого училища [7. Л. 179 об. - 180], Соликамской мужской гимназии - директор гимназии и все ее преподаватели [7. Л. 188 об.], Быховской мужской гимназии - директор гимназии и преподаватель естествознания [7. Л. 101 об.].

Как уже отмечалось, расходы на организацию деятельности огородных дружин были значительно меньше, чем полевых. В отчетах по неко-

торым учебным заведениям можно увидеть, что расходов не было вовсе, так как учащиеся выходили на работы со своим инвентарем, сами обеспечивали себя питанием, добирались до огорода пешком [7. Л. 31 об. - 32, 37 об. - 38, 101 об.]. Однако нередко организаторы дружин планировали обеспечить их участников спецодеждой, инвентарем, организовать хотя бы чаепитие. В этом случае деньги обычно выделялись из специальных средств учебных заведений [5. Л. 146; 7. Л. 33 об. -35, 36 об. - 37, 40 об. - 41, 171 об. - 172, 175 об. - 176, 178 об. - 179, 188 об.; 8, с. 244, 253]. Поскольку часто их было недостаточно, организаторы обращались за помощью к земствам [7. Л. 36 об. - 38, 188 об.], благотворительным обществам [7. Л. 107 об., 122] (в частности, в Татья-нинский комитет), непосредственно в Департамент земледелия. Сохранились документы, подтверждающие выделение Департаментом земледелия по ходатайству Дидрикиля 500 р. на псковский школьный огород [5. Л. 146-151].

Как правило, расходы на огород могли быть действительно минимальными, например на работы дружины Маловишерской женской гимназии в составе 16 чел. было затрачено всего 8 р. 75 к. [7. Л. 33 об. - 34], Лодейнопольского высшего народного училища (20 чел.) - 50 р. [7. Л. 34 об. - 35], тогда как работы 11 дружинников Петроградского Третьего реального училища на огороде при школьной даче обошлись в 2 тыс. р., выделенных родительским комитетом училища [7. Л. 37 об. - 38]. При организации работ на псковском школьном огороде, помимо платы за аренду земли, 200 р. было потрачено на устройство двух клозетов и сторожки с кладовой для хранения орудий, 170 р. - на приобретение инструментов и кипятильника, 60 р. в месяц уходило на оплату труда руководителей работ [5. Л. 145 об.]. Отметим, что эти цифры были названы весной, при открытии огорода, и могли значительно увеличиться в ходе работ.

Как отмечалось, нередко организаторы работ заранее предусматривали расходы на питание. Так, для организации питания учащихся юрьевских дружин на каждого выделялось по 15 к. в день, однако в реальности организовать питание на эти деньги оказалось сложно: огороды находились в отдалении от центра города, собственных перевозочных средств у комиссии не было, а цены на продовольствие были достаточно высоки. В результате по окончании работ в Мариенгофе ученики отправлялись на университетскую ферму в имении «Яма» - в специально отведенное арендатором помещение, где им предоставлялись чай, молоко или простокваша с хлебом, квас и поспевшие овощи [8, с. 245]. В Петрограде дружины, работавшие при лазаретных огородах, обычно получали от лазаретов чай, а иногда и молоко, с хлебом или булками. Дружина училища при реформаторских церквах проживала в общежитии около лазаретного огорода и получала питание непосредственно в лазарете, внося за это плату [9, с. 2, 4]. В итоге на работы

12 чел. с 23 мая по 22 июня было затрачено 196 р. 23 к. (из них 136 р. 23 к. - из специальных средств училища и 60 р. - личных средств руководителя и дружинников) [7. Л. 40 об. - 41].

Как правило, огородные дружины не требовали расходов на проезд к месту работ. Однако и здесь можно было увидеть исключения из правил. Так, П.Н. Елагин отмечал, что в Петрограде, чтобы добраться до огорода, дружинникам приходилось делать 2-3 пересадки на трамвае. Поскольку эти затраты часто не компенсировались, ученики в целях экономии шли пешком и на огород приходили уже уставшими, что отражалось на продуктивности работ [9, с. 6].

Учитывая, что в работах часто принимали участие дети из бедных семей, а производимые работы приводили к преждевременному износу одежды и обуви, иногда для учащихся предусматривалась спецодежда. Елагин пишет, что для девочек, работавших в передвижных дружинах, были сшиты передники и куплены белые платки, чтобы избежать солнечного удара [9, с. 6]. А.Н. Троицкий, директор Юрьевской учительской семинарии, тоже отмечал специально сшитые для юрьевских дружинников передники, а также специальную обувь. Юрьевской уездной тюрьмой были изготовлены особые башмаки на деревянных подошвах с брезентовых верхом, наподобие тех, что употребляли на полевых работах крестьяне Литвы. Однако пара таких башмаков обошлась в 1 р. 80 к., что вынудило искать варианты дешевле. Из кустарного склада Костромского губернского земства была приобретена партия лаптей, стоимость которых с доставкой составила 51 к. за пару. «Молодежь очень полюбила эту обувь и охотно приходила в ней из города на работы» [8, с. 246].

Работы дружинами, как правило, производились посменно, продолжительность смены составляла 3-5 ч. Если численность дружины была велика, то работы отдельного ученика не были ежедневными. Некоторые дружины совмещали работы и учебные занятия [7. Л. 181; 9, с. 4].

Выращенный на огородах урожай передавался в лазареты, на нужды армии, нередко просто продавался населению. Например, дружина Кронштадтского реального училища выращенные на собственном огороде овощи продала с аукциона, выручив 400 р. Деньги были внесены в сиротский училищный фонд для помощи детям жертв войны [9, с. 2].

Юрьевские дружины первоначально планировали придержать урожай до времени максимального повышения цен, после чего пустить в продажу по сниженным ценам, а самим дружинникам - на льготных условиях. Но продолжительная холодная и ненастная погода, заставившая спешить с уборкой урожая, отсутствие рабочей силы, помимо учащихся, которые уже приступили к занятиям, перевозочных средств для доставки овощей на место хранения - все это заставило поменять планы. В итоге овощи на корню продали по сниженным ценам РОКК при условии, что треть урожая поступала в распоряжение Юрьевской комиссии школьных огородов для продажи дружинникам за половину рыноч-

ной стоимости «и потрудившимся на пользу дела» за 75 %, а вырученные деньги оставались комиссии. Всего от продажи овощей было выручено 911 руб. 2 к., истрачено на нужды огородов 932 р. 93 к. Наибольшие суммы были потрачены на питание (138 р. 12 к.), инвентарь (225 р. 35 к.), семена и рассаду (102 р. 37 к.). На первый взгляд, работа двух дружин оказалась нерентабельной, однако следует учесть некоторые обстоятельства. Во-первых, овощи были проданы не по рыночным, а по сниженным ценам. Во-вторых, часть овощей была отдана дружинникам бесплатно: горох, морковь, укроп, салат, редис потреблялись еще летом, картофель, капуста, свекла частично раздавались уже осенью. В-третьих, дружинникам не удалось обеспечить должную охрану огородов, находившихся на открытом месте у людных дорог, в результате часть овощей была разворована. В-четвертых, отсутствие опыта огородных работ не позволило получить высокие урожаи. Вместе с тем приобретенный инвентарь можно было использовать и на следующий сезон [8, с. 251-252, 254].

Показательной оказалась работа юрьевских дружин в другом плане. Изначально было решено, что работы дружин должны иметь и образовательное значение. Учащиеся ежедневно вели дневники, фиксируя в них явления огородной жизни, проводились еженедельные беседы с профессором Давидом, занятия по гербаризации. Были организованы экскурсии в ближайшие имения для ознакомления с образцами огородных культур. Уже в мае было принято решение об организации заключительной выставки, чтобы познакомить с жизнью школьных огородов и обеспечить пропаганду нового дела. Экспонаты (фото, образцы овощей, инвентаря, диаграммы, планы участков, чучела вредных и полезных птиц, иллюстрированные таблицы вредителей, гербарии и семена вредных растений, отражение жизни огородов в местной печати, краткий очерк жизни дружин на русском и эстонском языках) были представлены на Юрьевской эстской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 10-12 сентября 1916 г. Оформление выставки обеспечил учитель рисования Юрьевской учительской семинарии, художник-декоратор П.Н. Красильников. Дежурство у витрин несли сами дружинники. Комиссии была присуждена в качестве первого приза серебряная медаль за овощи, огородные планы и литературу [8, с. 250-251].

В целом современники положительно оценивали результаты деятельности огородных дружин как с экономической, так и с педагогической точки зрения. Огородные работы «научили детей любить природу, научили уважать физический труд, внесли незаметно для дружинников в их головы в высшей степени полезные знания, сплотили дружину в одно целое сильное, доброе и дружное ядро, которое представляет собою действительно "дружину"», - отметил в своем докладе член Юрьевской комиссии школьных огородов П.Д. Осипчук [8, с. 254]. Начатое в 1916 г. дело виделось весьма перспективным. К сожалению, сведений о деятельности огородных дружин в 1917 г. практически не сохранилось.

Список литературы

1. Карпова В. В., Семенова Л.Н. Молодежные трудовые дружины в годы Первой мировой войны // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы Всерос. науч. конф. с международ. участием / отв. ред. В.В. Карпова. - Вып. 5. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 148-157.

2. Минакова В. П. К истории организации в России движения трудовых ученических дружин. - Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2002. - 15 с.

3. Карпова В. В. К вопросу о рентабельности деятельности ученических трудовых дружин в годы Первой мировой войны (1915-16 гг.) // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: сб. материалов междунар. науч. конф. / под общ. ред. проф. В.Н. Сквор-цова, отв. ред. В.А. Веременко. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 370-377.

4. Школа и жизнь. - 1915. - № 28. - 13 июля. - С. 7.

5. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 196. Д. 949.

6. Трудовые дружины учащихся и их устройство. Сборник справочных сведений, составленных Комиссией по внешкольному сельскохозяйственному образованию, состоящей при Департаменте Земледелия. - Пг.: тип. В.Ф. Киршбаума, 1916. -36 с.

7. РГИА. Ф. 733. Оп. 196. Д. 948.

8. Троицкий А. Юрьевские школьные огороды // Изв. по нар. образованию. -1917. - Март-апрель. - С. 243-254.

9. Елагин П.Н. Трудовые огородные детские дружины. Основы огородничества. -Пг.: Тип. училища глухонемых, 1917. - VIII+182+VI стр.

10. Трудовые дружины общества «Народная Помощь» // Сельскохозяйственное образование. - 1917. - № 2. - С. 93-94.

11. РГИА. Ф. 398. Оп. 75. Д. 639.

References

1. Karpova V.V., Semenova L.N. Molodezhnye trudovye druzhiny v gody Pervoi mirovoi voiny. [The youth labor squads in the period of The First World War.] Stolitsa i provintsii: vzaimootnosheniya tsentra i regionov v istorii Rossii [The capital and the provinces: the relations between the center and the regions in Russian history]: materialy Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchast. [the materials of the National scientific conference allowing international participants] / otv. red. V.V. Karpova. Vyp. 5. - SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2014. - S. 148-157.

2. Minakova V. P. K istorii organizatsii v Rossii dvizheniya trudovykh uchenicheskikh druzhin. [To the question of the history of the pupils labor squads movement organization in Russia]. - Voronezh: AONO «IMMiF», 2002. - 15 s.

3. Karpova V. V. K voprosu o rentabel'nosti dejatel'nosti uchenicheskih trudovyh druzhin v gody Pervoj mirovoj vojny (1915-16 gg.) [To the question of profitability activities of pupils' labor squads of World War I period (1915-16)] // Material'nyj faktor i predprinimatel'stvo v povsednevnoj zhizni naselenija Rossii: istorija i sovremennost'. [The material factor and business in everyday life the population of Russia: the history and modernity]: Sbornik materialov mezhdunar. nauch. konf. [the materials of the International scientific conference] /pod obshh. red. prof. V.N. Skvorcova, otv. red. V.A. Veremenko. -SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2016. - S. 370-377.

4. Shkola i zhizn'. [The school and the life]. - 1915. - № 28. - 13 iyulya. - S. 7.

5. Rossiyskiy gosudarstvenny istorichesky arkhiv [The Russian State Historical Archives]. F. 733. Op. 196. D. 949.

6. Trudovye druzhiny uchashchikhsya i ikh ustroistvo. [The labor squads of pupils

and their organization.] Sbornik spravochnykh svedenii, sostavlennykh Komissiei po vneshkol'nomu sel'skokhozyaistvennomu obrazovaniyu, sostoyashchei pri Departamente Zemledeliya. [The handbook compiled by The Committee on the Extracurricular Agricultural Education, working by The Department of Farming]. - Pg.: Tip. V.F. Kirshbauma, 1916. - 36 s.

7. RGIA. F. 733. Op. 196. D. 948.

8. Troickij A. Jur'evskie shkol'nye ogorody [Yuryev school plots] // Izvestija po narodnomu obrazovaniju. - 1917. - Mart-aprel'. - S. 243-254.

9. Elagin P. N. Trudovye ogorodnye detskie druzhiny. Osnovy ogorodnichestva. [The labor garden squads of juveniles. The basics of gardening]. - Pg.: Tipogr. Uchilishcha glukhonemykh, 1917. - VIII+182+VI s.

10. Trudovye druzhiny obshchestva "Narodnaya pomoshch" [The labor squads of the society "People help"] // Sel'skokhozyaistvennoye obrazovaniye [Agricultural education]. -1917. - № 2. - Pp. 93-94.

11. RGIA. F. 398. Op. 75. D. 639.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

УДК 504.75 (091)

Г.Ю. Афанасьев

Экологическая проблема загрязнения больших городов в истории повседневности Российской империи второй половины XIX - начала XX в.

Окончание промышленного переворота в России и переход развития её экономики в новую фазу незамедлительно отразился на росте населения главных индустриальных центров страны. Увеличение численности жителей и площади застройки, усложнение внутренней инфраструктуры вместе с применением новых, разрушающих окружающую среду технологий делало вопрос загрязнения жизненного пространства российских столиц и крупных городов чрезвычайно актуальным. Медленное освоение полезного европейского опыта в благоустройстве мегаполисов, недостаточная санитарная оснащенность, организационная нерасторопность и просчеты в муниципальной политике правительства империи довели экологическое состояние Петербурга и Москвы до критического. Несмотря на отдельные позитивные сдвиги на местах в суммарном освоении зарубежных санитарно-экологических наработок, коренному пересмотру принципов и форм управления хозяйством крупных российских городов в индустриальную эпоху мешали политические страсти и партийные противостояния 1900-х гг., участие в этих неконструктивных, зачастую антиправительственных процессах представителей городского самоуправления и общественности. Общегосударственный кризис власти в России находил своё отражение, в частности, и здесь - в отсутствии действенного решения острой экологической проблемы.

The end of the first wave of industrial revolution and appearing the new phase of technological progress influenced increasing growth of the population of the big cities. Increasing growth of the population and urban development, complication of the city's infrastructure by using the new technologies of the end of 19th century - all this made the problem of urban pollution to be one of the most actual problems of the municipal control of capital and industrial centers. In case of bad sanitation, structural problems and miscalculations of the main authorities, bad tempo in accumulation of European experience of urban planning the ecological situation in the big cities of Russia became critical. In spite of positive changes in ecological monitoring, a necessity of solving the problem of increasing urban pollution makes actual for the authorities the fundamental changes in urban politics and control, but the political situation in the country and involving the municipal management makes it unrealizable. Cause of these reasons problems of urban pollution in Russian big cities before revolution weren't solved.

Ключевые слова: экология, загрязнения, санитарные условия, города, Российская империя, водоснабжение, охрана водных ресурсов.

Key words: ecology, pollution, sanitation, cities, Russian Empire, plumbing, water waste secure.

© Афанасьев Г.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.