Научная статья на тему 'РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

0.15 О.М

ао

О.Г2 ■ о,п аг олэ 008 007 О06 О05 0.04 ОРЗ от

О01

о

X

/

/•

X

/

001 003005007 003

0.15 0.14

а/з 0.12 0,11 0,1 0.09 008 ао7 О,Об 005

асУ!

О03

олг

0/3!

о

/

/

/

О01 003 005 007 О0Э

Содержание Аэ+Э в питьевой воде по ГОСТу 4152— 81 (А) и по этому же ГОСТу с применением элементов НОТ Хмельницкой городской санэпидстанции (Б).

По оси абсцисс — концентрация (в мг/л); по оси ординат — оптическая плотность.

Градуировочные графики строили не менее чем по шкалам приготовленных из исходных стандартных растворов мышьяковистого ангидрида и мышьяковистой кислоты.

График № 1 (см. рисунок, А) построен с учетом требований ГОСТа 4152—81.

Для этого в реакционные сосуды Занглер—Блека помещали 0, 1, 3, 5, 7 и 10 см3 рабочего стандартного раствора, что соответствовало 0, 1, 3, 5, 7 и 10 мкг мышьяка, прибавляли дистиллированную воду до объема 100 см', 15 см' концентрированной соляной кислоты, 6 см' 15% раствора йодистого калия, 0,5 см' раствора 40 % двухло-ристого олова, перемешивали и оставляли на 15 мин для восстановления всего мышьяка для трехвалентного состояния. Далее в реакционный сосуд вносили 5 г гранулированного цинка, перемешивали и тотчас соединяли герметично все части прибора. Реакцию восстановления и поглощения арсина проводили в течение 60 мин (герметичность сосуда полная, если выделение и поглощение пузырьков газа идет в поглотителе равномерно в течение 60 мин).

Затем поглотительный раствор из поглотительных приборов переносили в градуировочную пробирку, поглотите-

ли ополаскивали дважды по 0,3 мл хлороформом н объем в пробирке поглотительного раствора был доведен им до 2 см' согласно ГОСТу 4152—81.

Стандартные шкалы имели хорошо выраженную окраску от светло-розовой до темно-вышневой. Затем раствор переносили в кювету с рабочей длиной 3 мм, закрывали крышкой и измеряли оптическую плотность раствора при длине волны 535—540 нм (светлофильтр — зеленый) относительно хлороформа (кювета с рабочей длиной 5 мм рекомендованная ГОСТом, и исключает возможность ополаскивать ее перед заполнением последующим раствором).

График № 2 (см. рисунок, Б) построен с учетом элементов НОТ, предложенных нами при определении массовой концентрации мышьяка в питьевой воде.

Реактивы применяются те же, изменены лишь условия построения градунровочного графика.

В реакционный сосуд добавляли 10 см' концентрированной соляной кислоты и 4 г цинка. После поглощения арсина доводили объем поглотительного раствора в поглотителе Полежаева до 2 см'.

Массовую долю мышьяка определяли по формуле:

С1000 Х= у. 1000 мг/дм •

где С—концентрация мышьяка (в мг); у — объем исследованной жидкости.

Эффект от внедрения НОТ заключается в следующем.

1. Предложенные нами изменения позволяют районным, городским и областным санэпидстанциям с использованием приборов Занглер—Блека и поглотителя Петри или Полежаева освоить и внедрить ГОСТ 4152—81 «Метод определения массовой концентрации мышьяка. Вода питьевая», в указанные сроки.

2. Замена предлагаемого по ГОСТу 4152—81 прибора прибором нашей модификации будет способствовать освоению данной методики санэпидстанциями без дополнительных затрат средств и времени на приобретение приборов, указанных в ГОСТе. (Приборы Занглер—Блека многие лаборатории приобрели при освоении и внедрении ГОСТа 4152—72 по варианту Б — метод ВСЕГИНГЕО.)

3. С применением приборов для отмеривания жидкостей и поглотителя Петри или Полежаева сокращается время работы и контактирования экспериментатора с хлороформом и концентрированной соляной кислотой, что обеспечит безопасность условий труда.

Поступила 28.12.83

УДК вМ.З/.4:в!4:374К [47+871-22)

Е А. Зубкова

РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Мариннско-Посадская районная санэпидстанция Чувашской АССР

Для обеспечения целенаправленного гигиенического воспитания населения района был разработан комплексный план мероприятий на 1981 —1985 гг., утвержденный исполкомом районного Совета народных депутатов. В реализации этого плана участвуют медицинские работники, специалисты отделов культуры, просвещения исполкома районного совета, районного агропромышленного объединения, руководители промышленных и автотранспортных предприятий, строительных организаций, председатели колхозов и днректоры совхозов, представители обществ «Знание» и Красного Креста.

Специалисты санэпидстанции и центральной районной больницы обеспечивают организационно-методическую работу по реализации этого плана.

Большое внимание уделяется осуществлению мероприя-уч тий по охране здоровья женщин и детей. В районном

центре совместно с загсом проводятся консультативные беседы с юношами и девушками, вступающими в брак. В районе функционируют 36 школ беременных и матерей.

В охране здоровья женщин и детей широко используются районная печать и радио. В течение нескольких лет функционирует радноуниверентет для молодых родителей. Передачи ведутся ежемесячно педиатрами центральной районной больницы на чувашском языке.

В плане предусмотрены мероприятия по совершенствованию гигиенического воспитания детей в детских дошкольных учреждениях. На семинарах с работниками яслей и садов освещались вопросы профилактики инфекционных заболеваний, формы и методы привития детям элементов личной гигиены, полового воспитания.

Ежегодно проводятся смотры-конкурсы гигиенического обучения и воспитания в детских дошкольных учрежде-

ннях, общеобразовательных школах и профтехучилищах. В этих смотрах участвуют работники не только санэпидстанции и районной больницы, но и просвещения, а также районного комитета Общества Красного Креста. Результаты смотров-конкурсов обсуждаются на совместных заседаниях советов РОНО и санэпидстанции. Детские дошкольные учреждения, школы и профтехучилища, занявшие призовые места, представляются для поощрения в республиканскую комиссию.

В начальных классах школ района регулярно проводятся уроки гигиены. Оживилась внеклассная санитарно-просиетительная работа.

В гигиеническом обучении и воспитании школьников широко используются школьное радио, библиотека. Проводятся конкурсы чистоты, а в 22 школах работают лектории и кинолектории здоровья «Для вас, юноши» и «Для вас, девушки».

Важное значение имеют вопросы повышения гигиенической грамотности декретированных групп населения. Работники торговли и общественного питания обучаются оч-но-заочным методом. Очные занятия проводятся врачами в кабинете санитарного просвещения санэпидстанции, который оформлен наглядными пособиями и снабжен магнитофоном и микроскопом.

Очно-заочное обучение имеет свои преимущества, так как в учебном процессе используется прямая (очные занятия) и обратная (письменные ответы на все вопросы) связь. Все это позволяет достичь лучшего усвоения материала, а ситуационные задачи дают возможность познать гигиеническое мышление экзаменуемых. Очно-заочным гигиеническим обучением охватываются вновь поступающие на работу. Отметка санэпидстанции в личной медицинской книжке работника о допуске его к работе делается только в том случае, если он усвоил материал программы.

В районе осуществляется и работа по повышению санитарной культуры доярок и операторов машинного доения по программе, методике и материалам, предложенным республиканским Домом санитарного просвещения Минздрава Чувашской АССР. Поступающей на работу доярке

заведующий фельдшерским пунктом или санитарный фельдшер участковой больницы выдает памятку «Что должна знать доярка-оператор». Затем в течение 6—8 дней бу-| дущая доярка изучает содержание памятки и составляет письменные ответы на вопросы, имеющиеся в конце текста. После составления ответа каждая доярка, имея при себе памятку, приходит на фельдшерский пункт для собеседования по режиму труда, отдыха и питания, а также по соблюдению личной гигиены и санитарно-гигиенических правил молочно-товарных ферм. При этом беседа идет лишь на те темы, на которые были даны неправильные ответы. Один раз в 2 года проводится курсовая гигиеническая подготовка доярок-операторов по 13-часовой программе.

Большое внимание уделяется целевой гигиенической подготовке лиц, работающих с ядохимикатами. Это мероприятие проводится совместно с агрономами районного агропромышленного объединения и хозяйств по 14-й часовой программе, утвержденной Минздравом СССР.

Гигиеническая подготовка механизаторов совхозов и колхозов осуществляется в системе производственного обучения, занятия проводятся врачами санэпидстанции и больниц согласно графику, утвержденному райисполкомом.

В повышении санитарной культуры тружеников села используются и другие формы работы, одной из которых, являются университеты медико-гигиенических знаний.

В пропаганде медицинских знаний среди населения планово применяются средства массовой информации. Ежеквартально в районной газете публикуется страница материалов под девизом «За здоровье людей», организован специальный цикл радиопередач «Для вас, родители». Осуществляется контроль за тем, чтобы санитарно-просве-тительные фильмы, направленные республиканской конторой кинопроката, полностью использовались киносетью района для демонстрации.

Проводимые мероприятия дают положительные результаты. За последние годы повысился уровень саннтарно-эпидемического благополучия населения района.

Поступила 20.12.83

Краткие сообщения

УДК 614.72:546.214

М. Т. Дмитриев, В. Н. Серебряков, Р. В. Серебрякова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛОКАЛЬНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОЗОНОМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

НИИ общей и коммунальной гигиены им. Л. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Озон в повышенных концентрациях является весьма токсичным загрязнителем атмосферного воздуха и относится к I классу опасности. Гигиенической оценке озона, образующегося при фотохимических реакциях в атмосферном воздухе в присутствии окислов азота, углеводородов или отработавших газов автомобилей, посвящено значительное число работ [1, 3, 5, 7, 8]. Вместе с тем еще отсутствуют исследования, посвященные изучению локальных загрязнений озоном атмосферного воздуха.

В последние годы все большее распространение получают наиболее современные производства, основанные на использовании плазмохимического синтеза, электронной обработки материалов, применении в технологических процессах электрических разрядов, ионизирующих излучений, УФ-радиации. Однако в этих производствах наряду с целевыми продуктами образуется и озон в значительном

количестве [6]. Вследствие высокой реакционной способности и низкой термической устойчивости озон может быстро распадаться.

Локальные загрязнения озоном атмосферного воздуха изучали на примере вентиляционных и централизованных выбросов (соответственно в кабельном и полупроводниковых производствах). В первом случае озон образовывался при действии на воздух быстрых электронов и электрических разрядов (при производстве кабелей и проводов), во втором — в плазмохнмической установке. В кабельном производстве выброс озона происходил через вентиляционные каналы на высоте 5—30 м, в полупроводниковом — через трубу высотой 67 м. Для определения озона в воздухе использовали наиболее эффективные специфические методы анализа [2, 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.