Научная статья на тему 'Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе'

Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текст / сжатое изложение / информационный анализ / комплексный анализ / стилистический анализ / сочинение-рассуждение / читательская грамотность / метапредметные навыки / text / concise presentation / informative analysis / complex analysis / stylistic analysis / reflective essay / reading literacy / meta-subject skills

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дронь Елена Николаевна

На уроках русского языка или специальных занятиях по подготовке девятиклассников к сдаче ОГЭ учителя широко используют тексты из открытого банка заданий для обучения школьников написанию сжатого изложения. Ученики воспринимают тексты на слух и / или зрительно, формулируют их основную мысль, прослеживают последовательность развития авторской мысли, выделяют микротемы и ключевые слова в них, определяют второстепенную информацию, отбирают лексические и грамматические средства, позволяющие связно и кратко передать содержание предъявленного текста. Автор статьи проводит мысль о том, что тексты открытого банка заданий ОГЭ стоит использовать более широко, не только как исходные для компрессии. Они могут быть дидактическим материалом для изучения нового, для организации тематического повторения, подготовки к выполнению конкретных заданий КИМ ОГЭ. Их комплексный, содержательный, стилистический анализ может стать средством развития метапредметных навыков, читательской грамотности, эмоциональной сферы личности школьников. Беседа по теме и содержанию текста ОБЗ открывает путь к созданию девятиклассниками собственных текстов-размышлений, а значит, готовит к написанию сочинения на ОГЭ. Высок также воспитательный потенциал подобной работы. В статье приведены примеры работы с текстами из открытого банка заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working with the texts of the open bank of OGE tasks in the 9th grade Russian language classes

Teachers widely use texts from the open OGE tasks bank to teach students how to write a concise summary on Russian language lessons or special classes to prepare ninth-graders for passing the OGE. Students perceive texts aurally and/or visually, formulate their main idea, trace the sequence of development of the author's thought, identify micro-topics and key words in them, identify additional information, select lexical and grammatical means that allow them to coherently and concisely convey the content of the presented text. The author of the article suggests that the texts of the open bank of OGE tasks should be used more widely, not only as source texts for compression. They can be a didactic material for learning new things, for organizing thematic repetition, and preparing for specific tasks of the OGE Measuring and control materials. Their complex, content, stylistic analysis can become a means of developing meta-subject skills, reading literacy, and the emotional sphere of schoolchildren’s personality. A conversation on the topic and content of the text from an open tasks bank shows a way for ninth-graders to create their own texts of reflection, and therefore prepares them for writing an essay on the OGE. The educational potential of using these texts is also high. The article provides examples of working with the texts from open tasks banks.

Текст научной работы на тему «Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе»

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

Дронь Елена Николаевна | e.dron@koiro.edu.ru

Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Калининград,Россия

Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе

Аннотация. На уроках русского языка или специальных занятиях по подготовке девятиклассников к сдаче ОГЭ учителя широко используют тексты из открытого банка заданий для обучения школьников написанию сжатого изложения. Ученики воспринимают тексты на слух и / или зрительно, формулируют их основную мысль, прослеживают последовательность развития авторской мысли, выделяют микротемы и ключевые слова в них, определяют второстепенную информацию, отбирают лексические и грамматические средства, позволяющие связно и кратко передать содержание предъявленного текста.

Автор статьи проводит мысль о том, что тексты открытого банка заданий ОГЭ стоит использовать более широко, не только как исходные для компрессии. Они могут быть дидактическим материалом для изучения нового, для организации тематического повторения, подготовки к выполнению конкретных заданий КИМ ОГЭ. Их комплексный, содержательный, стилистический анализ может стать средством развития метапредмет-ных навыков, читательской грамотности,

эмоциональной сферы личности школьников. Беседа по теме и содержанию текста ОБЗ открывает путь к созданию девятиклассниками собственных текстов-размышлений, а значит, готовит к написанию сочинения на ОГЭ. Высок также воспитательный потенциал подобной работы. В статье приведены примеры работы с текстами из открытого банка заданий.

Ключевые слова: текст, сжатое изложение, информационный анализ, комплексный анализ, стилистический анализ, сочинение-рассуждение, читательская грамотность, метапредметные навыки.

В условиях обязательной сдачи ОГЭ по русскому языку уроки в 9-м классе во многом проходят под знаком предстоящего экзамена. Параллельно с изучением программного материала учителя организуют подготовку к сдаче ОГЭ, в том числе — к написанию сжатого изложения. Дидактический материал учителю искать не приходится: ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» на своем сайте в разделе «Открытый банк заданий ОГЭ» (далее

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

— ОБЗ) [2] размещает тексты, которые разработчики включают в КИМ. Учителя активно пользуются ими. На уроках и модульных или элективных занятиях по подготовке к экзамену звучат аудиозаписи текстов, учителя организуют работу с ними, помогая школьникам структурированно воспринять содержание (формулируется тема, основная мысль текста, определяются его смысловые части, ключевые слова в каждой из них, главное и второстепенное, прослеживается логика (последовательность) развития авторской мысли) и отобрать лексические и грамматические средства, позволяющие связно и кратко передать полученную информацию.

Кроме подобного традиционного анализа, предшествующего написанию сжатого изложения, эти тексты, как правило, больше никак не используются; их обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал остается невостребованным.

Между тем тексты открытого банка заданий предоставляют более широкие возможности. Они могут быть использованы как дидактический материал для изучения нового, для организации комплексного и тематического повторения; работа с ними будет способствовать развитию читательской грамотности и — шире — аналитических способностей школьников, отработке метапредметных умений, развитию речи, творческих способностей, культурологической и коммуникативной компетенций, эстетическому и социокультурному воспитанию учащихся.

Порекомендуем учителям, работающим в 9-х классах, использовать тексты ОБЗ не только для написания сжатого изложения. Работа с ними может и не иметь своей целью письменную компрессию текста, но важно, что учащиеся познакомятся с ними (впоследствии на экзамене узнают, вспомнят — успешно изложат) и осуществят важные, полезные учебные действия, которые обогатят их. Приведем несколько примеров работы с текстами из ОБЗ.

Пример работы с текстом № 1

1. Знакомство с текстом.

— Прочитайте текст. Сформулируйте его тему.

В чем польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А еще важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает четкое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

серьезных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, и вы поймете, что читать полезно и выгодно.

Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.1

2. Текст насыщен орфограммами. Организуем их повторение.

— Найдите и выпишите слова с орфограммой в приставках. (Продолжают, расширяют, прочесть, заметите, подбирать, развивает, развитие, прочтения, соображать.)

— Объясните их написание. Орфограммы обозначьте.

— Найдите слова с орфограммой «Гласная в безударных личных окончаниях глаголов». Объясните их написание. (Увеличивает, вырабатывает, стоит, заметите, заставляет, развивает, не верите, будете.)

Два ученика выполняют задание на доске. Проверка выполнения коллективная.

— Найдите слово(-а) с орфограммой «Чередующаяся гласная в корне. Выпишите, объясните выбор гласной в корне. (Подбирать.)

— Выпишите и объясните написание указанных учителем слов «чтобы», «очевидна», «обогащают», «внутренний», «четкое», «собственном», «вдумчиво», «читающий», «постоянно», «нравственные».

Один ученик работает у доски.

3. Основное предметное содержание курса русского языка в 9-м классе — сложное предложение и пунктуация в нем. Актуализируем изучаемый материал, откроем возможности для пропедевтики.

— Найдите сложные предложения.

— Докажите, что они сложные.

Развиваем метапредметное умение классифицировать и выбирать основание для группировки:

— По какому основанию можно сгруппировать эти сложные предложения?

— Определение вида каких сложных предложений вызывает у вас затруднения? Почему?

Учащиеся классифицируют предложения (таблица 1).

1 Текст стенографирован автором на основании представленной на сайте образовательного портала «РЕШУ ЕГЭ» аудиозаписи: https://rus-oqe.sdamqia.ru/test?id=1090180 .

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

Таблица 1 — Задание по классификации предложений

Сложноподчиненные Бессоюзное

- Верно ли утверждение, что читать полезно? - Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время. - А еще важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает четкое и ясное мышление. - Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие - Чтение серьезных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление

Отнести предложения «Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова» и «После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймете, что читать полезно и выгодно» к какой-либо из выделенных групп они, очевидно, не смогут, затруднятся также объяснить отсутствие запятой перед союзом «и» в последнем из указанных предложений.

Скорее всего, ко времени работы с текстами из ОБЗ девятиклассники освоят сложносочиненное предложение, приступят к изучению предложений сложноподчиненных. Благодаря языковому опыту и знаниям, полученным в предыдущие годы изучения предмета, они имеют

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

представление о бессоюзном сложном предложении, но эта тема в программе следует за темой «Сложноподчиненное предложение». С понятием «сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи» девятиклассникам тоже еще только предстоит познакомиться. Поэтому поставленный выше вопрос и следующие задания нацелены на развитие метапредметного умения формулировать учебную проблему, осознавать нехватку знаний для ее разрешения, планировать ближайшую учебно-познавательную деятельность:

— Объясните знаки препинания в сложных предложениях.

— В отношении какого предложения вы пока не можете этого сделать?

— Сформулируйте задачи будущего изучения сложных предложений в 9-м классе.

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

— Укажите виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.

4. Информационно-смысловой и стилистический анализ текста.

— Докажите, что перед вами текст.

— Укажите тип речи текста.

— Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.

— Какова роль вопросительных предложений в начале текста?

— Зачем автор использует вопросительное предложение во втором абзаце?

— Найдите односоставные предложения. Какого они вида? Какова их роль в этом тексте?

— Сформулируйте основную мысль текста. В каком предложении она выражена? (Польза чтения книг очевидна.)

— Выпишите / подчеркните, какими положениями автор конкретизирует свою позицию (в чем именно состоит польза чтения?). (Книги позволяют человеку отдохнуть, занять свободное время, расширяют кругозор, обогащают внутренний мир человека, делают его умнее, чтение увеличивает словарный запас человека, вырабатывает четкое и ясное мышление, читающий человек грамотнее говорит, книги оказывают значительное влияние на нравственные ориентиры человека и его духовное развитие.)

Для фиксирования результата анализа текста может быть использован любой прием смыслового чтения, например, «фишбоун» («рыбный скелет»): основная мысль текста записывается в центре

листа, под углом к ней сверху — микротемы, раскрывающие основную мысль, снизу — ключевые фразы микротем или детализирующие слова. Такой анализ тренирует метапредметное умение смысловой переработки текста, трансформации сплошных текстов в нелинейные.

— Как, по мысли автора, можно понять, что у читающего увеличивается словарный запас? («...стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова».)

— Найдите в тексте ответ на вопрос, чтение какой литературы особенно этому способствует. (Классических произведений.)

— Какие еще произведения предлагает читать автор? (Классику детективного жанра.)

— Какова польза от чтения этой литературы? (Вырабатывает четкое и ясное мышление, развивает логическое мышление, быстроту мышления, остроту ума.)

Серия подобных вопросов не только побуждает внимательно читать текст, но и учит устанавливать и анализировать смысловые связи между примерами, приведенными в тексте, фактами, описанными в нем, что развивает аналитические способности и одновременно готовит учащихся к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку (формулировка и анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями — необходимый компонент комментария к проблеме исходного текста при выполнении задания 27).

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

— К какой мысли, не менее важной, чем мысль о пользе чтения, подводит читателя автор с помощью множества аргументов? (Важно, чтоб мы сами осознали пользу чтения. Не случайно автор завершает большой абзац с аргументами фразой: «...и вы поймете, что читать полезно и выгодно».)

— Выделите в каждой микротеме главную и второстепенную информацию.

— Изложите каждую микротему сжато.

Воспользуемся этим заданием, чтобы развивать у обучающихся универсальные навыки слушания, понимания, критического оценивания воспринимаемой информации (как содержания, так и формы):

— Слушайте отвечающего товарища, будьте готовы скорректировать и оценить ответ.

— Прочитайте текст еще раз.

— Письменно сжато изложите его.

Проведенный комплексный анализ текста и его переработка очень ценны. Они

5. Подготовка к изложению.

— Почему в тексте три абзаца?

— Сколько микротем в тексте?

— Составьте план текста.

— Вспомните, какими в отношении синтаксиса могут быть предложения-пункты плана.

— Оформите опорный план в виде таблицы (таблица 2).

развивают читательскую грамотность, тренируют метапредметное умение информационно-смысловой обработки и переработки текста, учат речеведческому, стилистическому его анализу, позволяют повторить обширный предметный материал (в данном случае — по орфографии, пунктуации, синтаксису), имеют практическое значение: знакомят девятиклассников с текстом, который может быть на экзамене, тренируют навык излагать текст сжато, развивают память, аналитическое мышление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так можно проработать несколько текстов из ОБЗ, например, наиболее трудных для восприятия. Эту модель можно избрать для работы с любым текстом.

Таблица 2 — Шаблон таблицы для создания опорного плана

Микротема Ключевые слова

1.

2. 2.1.

2.2.

3.

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

В прошлом, 2022, году ОБЗ был обновлен, в нем, наряду с прочими, появился текст В. А. Солоухина о красоте. Композицию работы с ним выстроим в логике модели «от текста — к тексту», то есть приведем учеников от прочитанного чужого текста через его анализ к построению собственного текста, что станет подготовкой девятиклассников к написанию сочинения, созданию собственных устных и письменных высказываний на заданную тему (задание 13.3 на ОГЭ).

Пример работы с текстом № 2

1. Знакомство с текстом, выяснение первичного восприятия.

— Послушайте / прочитайте текст.

В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое.

Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит

вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня — у меня появлялось чувство, похожее на досаду, я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесет радость.2_

Текст В. А. Солоухина позволяет работать не только с когнитивной, но и с эмоциональной сферой личности учеников. Развиваем эмоциональный интеллект, задавая после прочтения текста такие вопросы:

— Какое впечатление произвел на вас текст?

— Каково настроение текста?

— Что можно сказать о человеке, который его написал (о нем как о личности)?

2 Текст стенографирован автором на основании представленной на сайте образовательного портала «РЕШУ ЕГЭ» аудиозаписи: https://rus-oqe.sdamqia.ru/test?id=10901832.

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

— А что вы знаете о В. А. Солоухине как о писателе? (Привлекаем знания, полученные на уроках литературы.)

2. Содержательный и стилистический анализ текста.

— Какова тема текста?

— Почему не «Море», ведь это слово повторяется?

— Назовите, что является красивым для автора. (Море.)

— Как автор рисует картину моря? Что именно изображает? Выпишите имена существительные. (Довольно подробно, детально автор описывает море, используя такие слова и словосочетания: «синева», «запах», «грохот волн», «игра красок», «шум гальки», «необъятный простор», «чайки», «облака». Взгляд и панорамный, и точечный.)

— Почему мы выписали не только существительные, но и словосочетания?

— Какими средствами выразительности они являются?

— Как вы думаете, зачем В. А. Солоухин дает именно такой ряд существительных, описывающих море?

Вопрос-подсказка:

— В чем еще состоит особенность восприятия картины моря? (Как, какими органами чувств воспринимаем синеву? Что — зрением? Слухом? Обонянием? (В. А. Солоухин призывает нас быть внимательными, воспринимать красоту (море) всеми органами чувств.)

— Какое синтаксическое средство использует автор, описывая море? (Ряд однородных дополнений.) Отметим этот факт и позже к нему вернемся.

— Что еще красиво для автора? (Цветущее дерево, цветочная поляна, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпи брусники вокруг старого пня.)

— Как синтаксически организовано обозначение (перечисление) этих красивых природных мест? (Ряд однородных дополнений, выделенных в предложении тире, где первое тире — авторский знак.)

— Почему автор использует двойное тире? (Акцентирует внимание читателя, выделяет в тексте графически.)

— В чем разница с описанием моря? (В описании моря все однородные дополнения — это детали одного пейзажа, необъятного моря; во втором случае однородные члены — разные «картинки». Создается ощущение, что смотрим слайды.)

Предложим ребятам подобрать к этому тексту визуальный ряд и разместить на слайдах презентации. А изображение моря, наиболее близкое к пейзажу В. А. Солоухина, — поискать в семейном фотоархиве. Вносим в работу личное отношение, задействуем эмоциональную сферу, «намекаем» на то, как повезло жителям Калининградской области: что такое красота, они могут постигать, любуясь, наблюдая за Балтийским морем. На следующем уроке увидим красивые уголки природы, оценим, удалось ли авторам презентаций проиллюстрировать текст В. А. Солоухина.

Продолжим анализ текста.

— В первом и втором абзацах В. А. Солоухин пишет о том, как мы

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

зачастую оказываемся перед красотой. Прочитайте, что он говорит об этом. («Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря.», «...если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда».)

— Каковы эти предложения по характеру грамматической основы? Почему использованы односоставные безличные предложения?

Анализ подвел нас к формулировке идеи текста.

— Какова основная мысль текста? В каких предложениях она заключается? Выпишите их. (В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Надо остановиться

перед красотой, не думая о времени, без суеты.)

— Что значит «уметь любоваться красотой»? Что надо сделать, чтоб налюбоваться? Выпишите из текста. (Просидеть на берегу несколько часов, прожить несколько дней; «остановиться и смотреть, любоваться, созерцать», «остановиться <...> не думая о времени, без суеты».)

Обратим внимание ребят: автор дважды повторяет глагол «остановиться».

— Автор использует глаголы «смотреть», «любоваться», «созерцать». Есть ли разница в их значении?

Уточним семантику этих глаголов по словарю (таблица 3).

Таблица 3 — Семантика глаголов «смотреть», «любоваться», «созерцать»

СМОТРЕТЬ, смотрю,

смотришь; прич. страд. прош. смотренный, — рен, -а, -о; несов. 1. (сов. посмотреть). Устремлять, направлять взгляд куда-л., иметь глаза направленными на кого-, что-л.; глядеть. Смотреть в окно. Смотреть на часы. Смотреть в зеркало. Смотреть вдаль [3]

ЛЮБОВАТЬСЯ, -буюсь, -буешься; несов., кем-чем и (разг.) на кого-что. Рассматривать кого-,

что-л. с восхищением, удовольствием. Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался (Пушкин, «Станционный смотритель») [1]

СОЗЕРЦАТЬ, -аю, -аешь; несов., перех.

1. Рассматривать кого-, что-л., наблюдать за кем-, чем-л. [Я] часами сидел на скале, созерцая море (Лев Толстой, «Скиталец»). Я тоже ничего не делаю. А только созерцаю и природу и людей (В. Суриков, Письмо Н. Ф. Матвеевой, 18 июня 1914).

2. Мысленно представлять, проникая умом, мыслью во что-л. Нет ничего приятнее, как созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим (Белинский, «Русская литературная старина») [4]

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

— Укажите ключевые слова в каждой словарной статье.

— Как вы понимаете словосочетание «проникая умом» (статья к слову «созерцать»)?

— Какое слово в тексте Солоухина является синонимом к этому словосочетанию? (Постижение.)

— Какое чувство испытывал автор, видя что-то красивое в природе, до того, как понял, что нужно созерцать, постигать? Почему?

— Что подарит красота, если ее созерцать, что изменится в человеке? Выпишите / выделите маркерами в тексте:

«наполнит вас» «очистит» «облагородит» «останется в душе навсегда» «исцелит душу»

«пригласит тебя в собеседники» с ней возможен глубокий

духовный контакт принесет радость -

О море

О красоте (обобщение)

— Обратим внимание: в последних предложениях текста автор использует анафору. Какова ее роль?

— Почему появляются местоимения? Почему сначала местоимение «вас», потом — «тебя»?

— Понятна ли вам метафора В. А. Солоухина «пригласит в собеседники»?

— Верите ли вы В. А. Солоухину?

3. Рефлексия. Беседа. Домашнее задание (написание сочинения-размышления).

— В указанном вами ряду автор использует в основном глаголы. Какой из них наиболее точно характеризует то влияние, которое оказывает красота на вас?

— Вы останавливались когда-нибудь перед чем-нибудь красивым? Что это было? Когда? В какой ситуации?

— Каков ваш секрет постижения красоты?

— Напишите дома сочинение, в котором поразмышляйте над вопросом, можно ли научиться видеть красоту. Используйте в рассуждениях текст В. А. Солоухина, опирайтесь на личный опыт.

Конечно, текст В. А. Солоухина может быть использован не только для подобного смыслового анализа текста, но и для организации повторения, тренировки решения конкретных заданий КИМ ОГЭ. Но, наверное, не на том же уроке: содержательно и эмоционально это очень разные виды работы.

Например, на занятии по подготовке к решению заданий 2 и 3 — приготовить такие задания:

1) выполните синтаксический разбор предложения (указывает учитель);

2) найдите предложение, подлежащее в котором выражено определительным местоимением («Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад»);

3) найдите предложение, в котором подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием («В уме-

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты»);

4) найдите простое предложение с составным глагольным сказуемым («Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты»);

5) найдите простое предложение, в котором сказуемое выражено синтаксически неделимым словосочетанием. Определите вид этого сказуемого («Только тогда она и принесет радость. Простое глагольное сказуемое»);

6) укажите предложения с составными именными сказуемыми («Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт»);

7) найдите простое, двусоставное, нераспространенное предложение в составе сложного («Я не знал, что мне делать, как себя вести»);

8) найдите предложение простое, односоставное. Укажите вид этого односоставного предложения («Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты», безличное.);

9) найдите предложение(-я), осложненное(-ые):

9.1) обособленными обстоятельствами («Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться,

созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты»);

9.2) вводным словом («Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда»);

9.3) обособленным определением («Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе <...> у меня появлялось чувство, похожее на досаду»);

10) определите, сложные предложения какого вида использованы в тексте;

11) определите виды придаточных предложений в каждом сложноподчиненном предложении.

По этому же тексту составим задания, тренирующие навык выполнения заданий 6 и 9.

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1. (В) УМЕНИИ — в безударном окончании имени существительного 2 скл. в предложном падеже пишется гласная И.

2. ПОСТИЖЕНИЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне. Зависит от ударения:

3. КАТЯЩИЕСЯ — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спр., пишется гласная Я.

4. НЕОБЪЯТНЫМ — после приставки на согласную пишется разделительный Ъ.

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

5. ЛЮБОВАТЬСЯ — гласная О в суффиксе -ова- н. ф. гл. определяется тем, что в форме прошедшего времени у глагола сохраняется тот же суффикс: любовался.

6. ИСЦЕЛЯЯ — на конце приставки на з-/с- перед глухим согласным пишется глухая буква С.

Задание 9. Замените словосочетания «берег моря», «уголок леса», «россыпь брусники», построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На основе подчинительной связи какого вида построено словосочетание «цветочную поляну»? Какое синонимичное словосочетание с каким видом связи можно к нему подобрать? Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Итак, мы рекомендуем максимально использовать учебные, развивающие и воспитательные возможности текстов, размещенных ФИПИ в открытом банке заданий ОГЭ. Во время комплексной работы с ними задания, предлагаемые учителем, могут быть разных видов: актуализирующие языковые, предметные знания; тренирующие правописные умения; активизирующие речевую деятельность, развивающие когнитивные способности, эмоциональную сферу

личности школьников. С их помощью учитель может готовить своих учеников не только к написанию изложений. Разных видов анализ текстов из ОБЗ даст возможность не только изучить текст, выполнить его переработку, написать по нему сжатое изложение, но и повторить обширный предметный материал, поразмышлять над поднятой темой, внести в нее личные смыслы, подготовиться к написанию сочинения по поставленной теме (а эти темы — в том числе предмет размышления в задании 13.3 на ОГЭ). Работа с ними будет способствовать формированию читательской грамотности, мета-предметных умений, станет средством общего развития девятиклассников.

Список литературы

1. Любоваться [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». — URL: https://feb-web. ru/feb/mas/mas-abc/12/ma220904. htm (дата обращения: 11.11.2023).

2. Открытый банк заданий ОГЭ. Русский язык [Электронный ресурс] // Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк тестовых заданий. — URL: https://oge.fipi.ru/ bank/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A 0EA40B06BF61A015416 (дата обращения: 11.11.2023).

3. Смотреть [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». — URL: https://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/18/ma415805.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения: 11.11.2023).

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дронь Е. Н. Работа с текстами открытого банка заданий ОГЭ на уроках русского языка в 9-м классе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 89-101. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/26dec2023/kvo409/

4. Созерцать [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». — URL: https://feb-web. ru/feb/mas/mas-abc/18/ma418406. htm (дата обращения: 11.11.2023).

Elena N. Dron

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Working with the texts of the open bank of OGE tasks in the 9th grade Russian language classes

Abstract. Teachers widely use texts from the open OGE tasks bank to teach students how to write a concise summary on Russian language lessons or special classes to prepare ninth-graders for passing the OGE. Students perceive texts aurally and/ or visually, formulate their main idea, trace the sequence of development of the author's thought, identify micro-topics and key words in them, identify additional

Статья поступила в редакцию 13.11.2023; одобрена после рецензирования 05.12.2023; принята к публикации 08.12.2023.

information, select lexical and grammatical means that allow them to coherently and concisely convey the content of the presented text.

The author of the article suggests that the texts of the open bank of OGE tasks should be used more widely, not only as source texts for compression. They can be a didactic material for learning new things, for organizing thematic repetition, and preparing for specific tasks of the OGE Measuring and control materials. Their complex, content, stylistic analysis can become a means of developing meta-subject skills, reading literacy, and the emotional sphere of schoolchildren's personality. A conversation on the topic and content of the text from an open tasks bank shows a way for ninth-graders to create their own texts of reflection, and therefore prepares them for writing an essay on the OGE. The educational potential of using these texts is also high. The article provides examples of working with the texts from open tasks banks.

Keywords: text, concise presentation, informative analysis, complex analysis, stylistic analysis, reflective essay, reading literacy, meta-subject skills.

The article was submitted 13.11.2023; approved after reviewing 05.12.2023; accepted for publication 08.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.