ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 372.881.161.1
О. А. Бабаркина
Анализ текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Материал статьи отражает практико-ориентированный подход к выполнению творческого задания, предлагаемого учащимся 9-х классов на Основном государственном экзамене (ОГЭ). В работе названы типичные ошибки, допускаемые школьниками при выполнении задания 15.1. Учитывая подобные ошибки, автор статьи рассматривает приемы работы с художественным текстом, дающие возможность организовать на уроках русского языка подготовку к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Показана специфика исследовательской деятельности при анализе художественного текста и высказывания как научно-учебного текста в процессе подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Обоснованы особенности анализа художественного текста с точки зрения идейно-тематического содержания и особенностей употребления языковых единиц. Определены этапы работы над художественным текстом в процессе подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Показаны особенности работы с текстом высказывания о языке и речи. Приведен пример работы над художественным текстом (в качестве исходного взят текст из открытого банка заданий ОГЭ) при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по высказыванию о языке.
Ключевые слова: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, аргументация, анализ текста, функции языковых единиц.
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
O. A. Babarkina
Text Analysis as a Means of Preparing for an Essay on Linguistic Topics
In this article, the author comes up with a practice-oriented way to prepare for the task 15.1, which is a part of the basic state examination for ninth-grade students. The most common mistakes are carefully considered. The article covers the subject of particular text analysis methods that give the opportunity for organising an activity during Russian language lessons in order to help students to prepare for writing an essay on linguistic topics. The author emphasises the specific character of the way to analyse a text or a statement as science-based and educational ones. The special aspects of the text analysis are discussed in the context of te issue-related message, and particular cases when linguistic units are normally used. The text analysis process as a part of preparing for the examination is thoroughly phased. The author provides an example of analysing a text when preparing for writing an essay on the linguistic topic about the language (the original text is from the free-access list of basic state examination tasks) to illustrate some salient features of analysing a statement about language and speech.
Keywords: essay on linguistic topics, argumentation, text analysis, functions of linguistic units.
Составной частью обязательного экзамена в формате ОГЭ является выполнение творческого задания, проверяющего коммуникативную компетенцию школьников, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Одно из таких заданий (15.1) - сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию о языке и речи. Несмотря на то, что этот вид творческих заданий не первый год входит в состав ОГЭ, проблема обучения подобным сочи-
нениям до сих пор остается актуальной. Анализ результатов экзаменационных работ [1] свидетельствует о том, что наибольшие трудности выпускники испытывают при формулировке тезиса работы и аргументации своих утверждений с опорой на содержание прочитанного текста. Практика показывает, что причинами этих затруднений являются непонимание исходного текста, неумение соотнести языковое понятие, о котором идет речь в высказывании, с информацией, заданной в тек-
© Бабаркина О. А., 2017
сте в явном (содержательно-фактуальная) или неявном (содержательно-концептуальная) виде. Поэтому эффективным средством подготовки к написанию сочинений-рассуждений на лингвистические темы является анализ художественного текста и высказывания как текста научно-учебного.
По справедливому утверждению
Н. А. Слюсаревой, художественный «текст одной стороной повернут к литературоведению, а другой - к языкознанию» [4, с. 41]. Следовательно, работая с художественным текстом на уроках русского языка, учитель должен обращать внимание школьников и на идейно -тематическое содержание, и на языковые единицы, создающие его стилевое и стилистическое своеобразие. Анализируя художественный текст, учащиеся должны помнить, что они ищут ответы на три вопроса: о чем? как? для чего? В процессе интерпретации в исходном тексте, выступающем как источник высказывания, необходимо выделить предмет речи, а языковые единицы рассматривать как источник определения его идейно-тематического смысла, как аргументы, которые позволят создать собственное высказывание об этом предмете речи. Если соотнести анализ художественного текста как учебную работу и как вид научного исследования, становится очевидным, что в учебном анализе отражаются все этапы исследовательской деятельности, но при этом ряд аналитических действий приобретает определенную специфику.
Первый этап работы с текстом - определение авторского замысла. В школе он осуществляется под руководством педагога, который задает вопросы, направленные на осмысление содержания:
- Какое настроение создает текст? Что вы представляете, читая/слушая текст? Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к тексту? Какие краски, по вашему мнению, следует использовать? Какие звуки можно услышать, читая/слушая текст? Значение всех ли слов понятно? Определите основную мысль текста. Отражена ли она в заголовке? Как вы понимаете значение следующих слов автора:_?
Вопросы помогают школьникам определить смысловую структуру текста, включающую предмет речи и отношение к нему автора.
На втором этапе, который тоже проходит не самостоятельно, педагог помогает школьникам оценить правильность употребления языка, обращает внимание на языковые средства созда-
ния образа, то есть учит находить средства выражения смысловой структуры текста, характеризовать их, исходя из этого определять коммуникативное намерение автора. Это осуществляется, например, с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие слова, по-вашему мненю, являются ключевыми? Аргументируйте свой ответ. Какую лексику использует автор? С чем это связано? Почему использование слов в прямом значении создает впечатление интенсивности? Присутствуют ли слова в переносном значении? Найдите прилагательные, которые участвует в создании эпитетов. Докажите, что они усиливают выразительность, подчеркивают индивидуальный признак определяемого предмета.
Найдите в толковом словаре слово _.
Какое значение этого слова реализуется в тексте? Замените слово синонимами. Изменится ли смысл текста? Почему замена невозможна? Какую роль играют образные значения, появляющиеся на основе олицетворения, метафоры, сравнения? Найдите слова, с помощью которых автор передает душевное состояние героя, свое отношение к герою. Почему в портретном описании присутствует разговорная лексика? Слова какой части речи преобладают в тексте? Почему? Почему автор, рассказывая о прошедших событиях, использует глаголы в форме настоящего времени? Определите, в каком времени стоят глаголы. Докажите, что прошедшее время несовершенного вида обозначает прошедшие события в их последовательности не как совершившиеся один за другим, а как происходившие в одном временном отрезке.
Формулируя подобные вопросы, преподаватель показывает школьникам, что изучение языковых явлений на уроках русского языка не самоцель, оно «должно вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, правильному, умелому использованию различных средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач» [2, с. 3]. В процессе подобной пошаговой исследовательской деятельности у школьников формируется умение создавать текст аргументативного характера, в который включено толкование первичного (исходного) текста.
На третьем этапе учащиеся переходят к созданию письменного речевого высказывания, вторичному тексту, который является «результатом осмысления и понимания первичного
текста» [5, с. 21]. Задания формулируются, например, так:
- Определи роль прилагательного черный в тексте.
- Докажи, что глагол бухнулась в первом абзаце нецелесообразно заменять книжным синонимом.
- Как вы думаете, использование слов каких частей речи позволяет автору показать динамику, движение, ритм жизни? Только ли глаголы вы назвали?
Следует заметить, что, создавая небольшие по объему письменные речевые высказывания на основе анализа текста, школьники учатся оформлять аргументативную часть сочинения на лингвистическую тему, поскольку в основе таких ответов «лежит воспроизведение определенной научной информации, умение оперировать ею» [3, с. 61].
Особенность написания сочинения-рассуждения на экзамене в 9 классе заключается в том, что школьники работают не только с текстом художественным, но и с текстом научным, который представлен высказыванием о языке и речи. Для текстов научного стиля характерны однопла-новость, терминологичность. В отличие от многозначности художественного текста, научный однозначен, даже если понятие о языковых единицах представлено метафорически. (Например, А. А. Реформатский: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» ... выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова») Специфика работы с высказыванием на лингвистическую тему заключается в необходимости соотнесенности высказывание как таковое либо с предложением, либо с текстом. Не углубляясь в данной статье в вопросы лингвистики, договоримся считать высказывание текстом, следовательно, приемы толкования художественного текста и высказывания на лингвистическую тему идентичны. Поэтому начинать работу (первый этап) следует с определения смысловой структуры. Задача учащегося - определить, о какой языковой единице идет речь, найти эту единицу в исходном тексте и выяснить, какую функцию она выполняет. Работа с текстами высказываний строится по принципу нахождения ключевых слов: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» ... выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». Выяснить степень понимания содержания высказывания помо-
гут вопросы, аналогичные тем, которые мы задавали, работая с художественным текстом:
- О какой языковой единице идет речь? (Кто является «главным героем» высказывания?) Какие слова называются знаменательными? Каково значение слова заместитель? В каком значении употребляется это слово в данном высказывании?
Таким образом мы готовим учащихся к написанию первой части сочинения-рассуждения на лингвистическую тему - к формулировке тезиса, комментарию высказывания, в котором отражается степень понимания высказывания о языке и речи. Материал фактологического характера (из другого текста) школьник учится подбирать, анализируя исходный текст (на экзамене это отрывок из художественного произведения).
Приведем пример работы над художественным текстом в процессе подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по высказыванию о языке, взяв в качестве исходного текст из открытого банка заданий ОГЭ.
Исходный текст:
(1) На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники. (2) Мчавшаяся между партами Лисапета Вторая задела портфель - он, перевернувшись, брякнулся об пол. (3) Из него покатились шариковые ручки, какие-то гвоздики и шурупы, а еще веером разлетелась пачка больших цветных портретов.
(4) С неожиданной суетливостью Жека метнулся их подбирать, отталкивая любопытных. (5) Но кто-то успел поднять несколько глянцевых листов. (6) И здесь началось...
- (7) Ребята, он сдвинулся по фазе! (8) Он артисток собирает!
(9) Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу - началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
(10) Вошла учительница - все кинулись по местам, и начался урок. (11) Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!»
(12) Вера незаметно обернулась к Жеке. (13) Тот сидел сгорбясь - локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, - взглядом упирался в одну точку - от всех отгорожен, замкнут, защелкнут на замок. (14) Просто дикарь, да и только.
(15) После урока Лисапета подскочила к Вере:
- (16) Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрешь от удивления! (17) Я видела на
59
почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
- (18) Кому отправлял?
(19) Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съежиться - так она суетилась и вращалась. (20) Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.
- (21) Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22) Вот этой Лизке он и отправлял письма!
- (23) Не врешь?
- (24) Верка, я своими глазами видела: город Норильск, улица, дом, и вот такими буквами -Е. Ракитиной!.. (25) Я специально подошла поближе, чтобы адрес прочитать! (26) Она уехала, а он, представь, страдает! (27) Вот завтра в классе посмеемся!
- (28) Тебе его не жалко?
- (29) Хоть одну-то извилину надо иметь! (30) Кому нужны эти дурацкие тайны? - фыркнула Лисапета. - (31) И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32) Помню, как она собирала этих актеров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33) Мещанка!
- (34) Она совсем не мещанка. (35) Просто она плохо видит. (36) Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актеров... (37) Вот он и отправляет ей открытки любимых актеров... (38) А Лизка Ракитина больше не живет в Норильске! (39) Опять переехала, а он, наверное, не знает.
(40) Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41) Летят, будто стая гусей. (42) Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43) И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата...
(По Э. Ю. Шиму)
- Кто главный герой фрагмента? Почему у девочки такое странное имя? Расскажите о своих ассоциациях к имени Лисапета. С помощью каких слов автор характеризует девочку? Можно ли определить, как ребята относились к Лисапете?
- Расскажите о событии, в центре внимания которого оказываются герои. Какие качества характера проявляет каждый из них? Почему одноклассники стали насмехаться над Жекой?
- Найдите в словаре значение слова мещанка. Можно ли Лизу Ракитину назвать мещанкой? Ответ обоснуйте.
- Как вы понимаете смысл последнего предложения?
- Найдите глаголы в 1-6 предложениях. С чем связан подбор этой лексики? Чем обоснован выбор многоточия в предложении 6?
- Какую роль в передаче содержания текста играют разговорные слова? Целесообразно ли их заменять книжными?
- Объясните значение деепричастий стиснув, зыркнув в 9 предложении. Каково значение фразеологизма стиснуть зубы? Почему вместо этого фразеологизма автор использует выражение стиснув губы?
- Почему автор использует в тексте глаголы и прошедшего, и настоящего времени?
- Чьими глазами мы видим Жеку, Лизу Ра-китину? Как отношение к героям отражается в выборе лексики? Как автор передает душевное состояние Жеки? Определи значение слова закаменевший. Как словосочетание закаменевший подбородок характеризует внутреннее состояние мальчика? В каком значении употребляется слово точка в предложении 13? Какой прием использует автор, употребляя слова отгорожен, замкнут, защелкнут на замок? Определите художественную функцию этого приема.
- Какую роль играет диалог в раскрытии характеров героев?
- Перечитайте предложения 40-43. Какова роль сравнений, использованных автором? Какие картины возникают при чтении предложения 42? Почему изменилось отношение Лиса-петы к Жеке?
Анализ художественного текста поэтапно, от идейного содержания к языковым единицам, помогает школьникам понять, что выбор речевых средств во многом зависит от отношения автора к изображаемым событиям, героям, что каждое слово содержит в себе множество значений, передающих подтекстовую информацию, важную для раскрытия художественной идеи произведения.
Практика показывает, что проанализированный подобным образом текст позволит школьникам успешно справиться как с комментированием различных высказываний о языке и речи («Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку которым он выражается» (Дж. Свифт); «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»
(Л. С. Сухоруков); «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К. А. Федин); «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое» (Л. А. Новиков) и другие), так и с извлечением соответствующей информации из прочитанного текста для аргументации своих утверждений.
Библиографический список
1. Аналитические и методические материалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (дата обращения: 04.07.2016)
2. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. А Ипполитова. - М. : Флинта, Наука, 1998. - 176 с.
3. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1986. - 127 с.
4. Слюсарева, Н. А. Лингвистика речи и лингвистика текста [Текст] / Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Н. А. Слюсарева. - М. : Наука, 1982. - 278 с.
5. Сунцова, Н. Л. Лингвистическая модель порождения вторичного текста [Текст] : автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Сунцова Нина Леонидовна, Ин-т языкознания. - М., 1995. - 22 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Analiticheskie i metodicheskie materialy [Jel-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (data obrashhenija: 04.07.2016)
2. Ippolitova, N. A. Tekst v sisteme obuchenija russ-komu jazyku v shkole [Tekst] : ucheb. posobie dlja stu-dentov ped. vuzov / N. A Ippolitova. - M. : Flinta, Nauka, 1998. - 176 s.
3. Ladyzhenskaja, T. A. Zhivoe slovo: Ustnaja rech' kak sredstvo i predmet obuchenija [Tekst] : ucheb. posobie po speckursu dlja studentov ped. in-tov po spec. № 2101 «Rus. jaz. i lit.» / T. A. Ladyzhenskaja. - M. : Prosveshhenie, 1986. - 127 s.
4. Sljusareva, N. A. Lingvistika rechi i lingvistika tek-sta [Tekst] / Aspekty obshhej i chastnoj lingvisticheskoj teorii teksta / N. A. Sljusareva. - M. : Nauka, 1982. -278 s.
5. Sunco va, N. L. Lingvisticheskaja model' porozh-denija vtorichnogo teksta [Tekst] : avtoreferat dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.19 / Suncova Nina Leonidovna, In-t jazykoznanija. - M., 1995. - 22 s.