Научная статья на тему 'РАБОТА С СЕМЬЁЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАБОТА С СЕМЬЁЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЗДОРОВЬЕ / ФГОС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорохина Л.Г.

В работе анализируется работа с семьёй как необходимое условие применения здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С СЕМЬЁЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 1

Дорохина Л.Г.

Учитель начальных классов, первая квалификационная категория Муниципальное бюджетнеое общеобразовательное учреждение «Чапаевская общеобразовательная школа» (Россия, Республика Хакасия)

РАБОТА С СЕМЬЁЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: в работе анализируется работа с семьёй как необходимое условие применения здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: семья, здоровье, ФГОС.

Используя в работе здоровьесберегающие технологии невозможно быть уверенным в том, что будут достигнуты желаемые результаты, если не представлять и не учитывать отношения в семье между родителями и детьми.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Дубровина И.В., В.С. Мухина, Лисина М.И., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б. и многие другие.

Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. И если есть конфликт в семье или наблюдается деструктивное поведение родителей по отношению к ребёнку, то это не может не сказаться на его психоэмоциональном состоянии, и как следствие, на здоровье и на успехах в обучении.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.

Многие из детей быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой. Часто педагоги, даже зная это, не всегда терпимы к поступкам детей. А родители принимают это за непослушание, преднамеренные шалости, и идут на конфликт с ребёнком, или наказывают его.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у

него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Во

всяком случае , так должно быть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об

окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале

родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья

- это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа

30

отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Осмыслить эмоциональное состояние своего ребенка, проявить правильный эмоциональный отклик, что значительно влияет на характер и тип детско-родительских отношений, вызывая конфликты в семье, протесты, агрессию и обиды детей, помогает работа с родителями в форме родительских собраний или выпуска «Памяток для родителей». Вместе с родителями надо размышлять о том, что значит в нашей жизни верность и взаимопонимание, надежда, вера, послушание и ответственность, о том, как упрочить семейные ценности, как помочь детям обрести смысл жизни, как вырастить их счастливыми. Заботясь о здоровье детей, и учителя и родители, которые пополам делят время пребывания с детьми должны научиться с любовью строить отношения с ребёнком, научиться жить с любовью к людям.

Когда-то давно, из какой-то газеты я сделала вырезку с мудрыми мыслями о любви и воспитании. Они очень короткие, но мне показались очень ёмкими по своему смыслу. Я их предлагаю родителям.

^ Обязанность без любви делает человека раздражительным.

^ Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

^ Справедливость без любви делает человека жестоким.

^ Правда без любви делает человека брюзгой.

^ Воспитание без любви делает человека двуликим.

^ Ум без любви делает человека хитрым.

^ Приветливость без любви делает человека лицемерным.

^ Власть без любви делает человека насильником.

^ Честь без любви делает человека высокомерным.

^ Богатство без любви делает человека жадным.

31

^ Вера без любви делает человека фанатиком.

Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Одобрение и неодобрение со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка. Психиатры и медицинские психологи утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов может способствовать возникновению невроза навязчивых состояний и психастении. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие возможности для развития своей активности.

Список литературы

Артемихина, Т. В. Программа воспитательной работы классного руководителя "Школа здоровья и радости" [Текст] / Т. В. Артемихина // Методист. - 2006. - № 3. - С. 36.

Горн, Н. Г. Здоровьесберегающий компонент в структуре образовательного процесса начальной школы [Текст] / Н. Г. Горн // Учитель Кузбасса. - 2007. - № 1(4). - С. 59.

Казаковцева, Т. С. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях [Текст]

/ Т. С. Казаковцева, Т. Л. Косолапова // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С. 68.

Козык, Н. И. Наше здоровье [Текст] / Н. И. Козык // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 51.

Колмогорова, Л. С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического

здоровья детей [Текст] / Л. С. Колмогорова // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 18.

Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В. И.

Ковалько. - М.: "ВАКО", 2004. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.