Научная статья на тему 'Работа с поэтическим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере стихотворения А. Т. Твардовского «я знаю, никакой моей вины. . . »)'

Работа с поэтическим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере стихотворения А. Т. Твардовского «я знаю, никакой моей вины. . . ») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
623
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / КЛЮЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА / TEACHING TO READ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / POETIC TEXT / ARTISTIC PROBLEMS / TEXT''S KEY UNITS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барышева Ольга Александровна

В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с обучением чтению поэтического произведения на занятиях по русскому языку как иностранному. На примере работы со стихотворением А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» представлен вариант построения заданий, направленных на выявление идейно-художественной проблематики данного поэтического текста. Задания, предваряющие работу со стихотворением, создают определённую атмосферу в аудитории, которая располагает обучающегося к восприятию текста. Притекстовые задания обращают внимание учащегося на ключевые единицы поэтического текста, в которых заключено идейно-художественное содержание произведения. Важно показать, что каждое слово, каждая деталь играют важную роль в понимании ключевой идеи текста. Послетекстовые задания дают возможность обучающемуся выйти от проблематики данного текста к размышлению о вечных проблемах мира и войны. Домашнее письменное задание по проблеме данного текста позволяет отрабатывать навыки письменной речи, столь важные для иностранного обучающегося. В центре внимания автора статьи роль поэтического текста в развитии устной и письменной речи обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Барышева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working with poetic text at the Russian lessons for foreign speakers ("I know, no my fault..." by Aleksandr Tvardovsky)

The article studies the problems of teaching reading of poetic works at the lessons of Russian as a foreign language. The examples of making tasks for Aleksandr Tvardovsky's poem "I know, no my fault..." are given. The tasks are aimed at revealing the artistic content of the work. It is vital to show the importance of every word and detail for understanding the main idea of the text. Post-text tasks help the students to extend the problem of the given text to eternal problems of war and peace. The hometask on the text enables to develop writing skills. The author of the article focuses on the poetic work role in improving the students' oral and written speech.

Текст научной работы на тему «Работа с поэтическим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере стихотворения А. Т. Твардовского «я знаю, никакой моей вины. . . »)»

УДК 811.161.1

Барышева Ольга Александровна

кандидат филологических наук Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

[email protected]

РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (на примере стихотворения А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»)

В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с обучением чтению поэтического произведения на занятиях по русскому языку как иностранному. На примере работы со стихотворением А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» представлен вариант построения заданий, направленных на выявление идейно-художественной проблематики данного поэтического текста. Задания, предваряющие работу со стихотворением, создают определённую атмосферу в аудитории, которая располагает обучающегося к восприятию текста. Притекстовые задания обращают внимание учащегося на ключевые единицы поэтического текста, в которых заключено идейно-художественное содержание произведения. Важно показать, что каждое слово, каждая деталь играют важную роль в понимании ключевой идеи текста. Послетекстовые задания дают возможность обучающемуся выйти от проблематики данного текста к размышлению о вечных проблемах мира и войны. Домашнее письменное задание по проблеме данного текста позволяет отрабатывать навыки письменной речи, столь важные для иностранного обучающегося. В центре внимания автора статьи - роль поэтического текста в развитии устной и письменной речи обучающихся.

Ключевые слова: обучение чтению, коммуникативная компетенция, поэтический текст, идейно-художественная проблематика, ключевые единицы текста.

Особенность поэтического произведения состоит в том, что оно непосредственно обращено к чувствам и переживаниям читателя. М.М. Бахтин отмечал, что «лирика - это видение и слышание себя изнутри эмоциональными глазами и в эмоциональном голосе другого: я слышу себя в другом, с другими и для других» [1, с. 74]. Восприятие поэзии тесно связано с эмоциями, и это относится к восприятию поэтического текста как на родном, так и на иностранном языке. Через поэзию как вид искусства человек удовлетворяет свои духовные потребности. Услышать себя в голосе поэта другой страны - это значит приблизить себя к народу этой страны, к её культуре и истории. Восприятие иноязычного художественного текста - это погружение в другую культуру. Ставя перед чужой культурой вопросы и получая на них ответы, читатель открывает для себя новые смыслы.

Для того чтобы эти новые смыслы были открыты, каждой детали поэтического текста должно быть уделено особое внимание. Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора - звуки, то для писателя и поэта - слова. Через слово читатели постигают суть произведения, а значит, пытаются понять, как автор воспринимает, ощущает мир. В этом процессе восприятия и понимания задача преподавателя состоит в том, чтобы научить читающего извлекать из авторского слова скрытые смыслы, составляющие идейно-образную ткань произведения.

Вместе с тем следует помнить, что литературное произведение - это целостная идейно-эстетическая, художественная система, в которой все элементы находятся во взаимодействии. Именно поэтому так важно при анализе текста не нарушить

его художественную цельность и связность, его поэтическое звучание.

Как верно указывает Н.В. Кулибина, «читатель должен понять текст именно как законченное и целостное явление, имеющее смысл. Задача преподавателя - помочь ему в этом, именно помочь учащемуся самому понять, а не объяснить ему. Эта помощь заключается в определённой организации работы над ключевыми единицами текста, в последовательности предлагаемых вопросов и заданий» [3, с. 215-216].

Работа с поэтическим текстом в процессе изучения русского языка как иностранного способствует:

- формированию и совершенствованию фонетических, лексических и грамматических навыков;

- расширению словарного запаса;

- развитию языковой догадки;

- знакомству с историей и культурой страны изучаемого языка.

Особое внимание следует обратить на то, что работа с поэтическими текстами на занятиях с иностранными обучающимися предоставляет хорошие возможности в обучении фонетической стороне речевой деятельности. На основе данных текстов происходит отработка фонетических навыков. Кроме того, поэтическое произведение служит основой для создания собственного устного монологического высказывания, а также для выполнения творческого письменного задания по проблеме прочитанного текста.

В данной статье мы представим ход работы над стихотворением А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» в иностранной аудитории.

Работа со стихотворением начинается с краткой справки о его авторе. Из неё обучающиеся узнают о том, что А.Т. Твардовский (1910-1971) - русский

© Барышева О.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

181

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

советский писатель, поэт, журналист. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, работал военным корреспондентом. За свои заслуги перед Отечеством был награждён орденами Отечественной войны I и II степени, а также орденом Красной Звезды. Он много писал о войне, о героизме русских солдат и их боевом духе.

Работа над произведением строится таким образом, что преподаватель знакомит обучающихся с текстом стихотворения построчно.

Преподаватель: Прочитайте первую строку стихотворения. Скажите, какое слово здесь пропущено? Что мы узнаём из этой строки?

Я знаю, никакой моей вины

Ответы обучающихся: Пропущено слово «нет». Автор говорит, что он в чём-то не виноват. Он сообщает об этом всем нам.

Преподаватель: А когда мы обычно чувствуем вину?

Ответы обучающихся: Мы чувствуем вину, если совершили плохой поступок, какую-то ошибку. Если мы поступили не так, как нужно, по отношению к своим товарищам, близким. Если мы пошли против своей совести.

Преподаватель: Давайте посмотрим, за что же чувствует свою вину автор. Прочитайте вторую строку.

В том, что другие не пришли с войны,

Преподаватель: Как вы думаете, кто это -

«другие»?

Ответы обучающихся: Это солдаты, его подчинённые. Это его товарищи, друзья, может быть родственники. Это все погибшие люди.

Преподаватель: Представьте себе, какие отношения были на войне между автором и теми, кого он называет «другие»?

Ответы обучающихся: Они вместе ходили в бой, вместе жили в лесу, шутили, ели. Они были вместе. Они вместе вспоминали мирную жизнь и мечтали о её возвращении.

Преподаватель: Обратите внимание на слова: «другие не пришли с войны»? Как вы думаете, почему автор не написал просто: «они погибли»?

Ответы обучающихся: «Погибли» - это официальный стиль, как в документах. А слово «не пришли» показывает, что все они как будто его родственники, как будто это кто-то из его семьи.

Преподаватель: Скажите, почему автор использует местоимение «другие»? Не «они», а именно «другие»?

Ответы обучающихся: Он как будто противопоставляет себя им. Он жив, а они все мертвы. Он вернулся с войны, а они нет.

Преподаватель: Посмотрите ещё раз на обе строки. Так за что же чувствует вину автор?

Ответы обучающихся: На фронте они были все вместе, а сейчас их уже нет. Он чувствует вину за то, что он жив, а они все погибли.

Преподаватель: Прочитайте следующие строки.

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там,

Как вы думаете, о чём нам говорит автор словами «кто старше, кто моложе»?

Ответы обучающихся: Он говорит, что на войне погибли люди разных поколений: и совсем молодые и даже старики. Война унесла жизни миллионов людей.

Преподаватель: Обратите внимание на глагол «остаться». Какие вы знаете выражения с этим глаголом?

Ответы обучающихся: Остаться молодыми, остаться в прошлом, остаться навсегда.

Преподаватель: Почему, как вы думаете, сразу после сообщения об их возрасте, автор пишет: «остались там»? Что он говорит нам?

Ответы обучающихся: Они не вернулись с войны, они остались там навсегда. Они навсегда остались в том возрасте, в каком ушли. Они навсегда остались в том времени, когда шла война.

Преподаватель: Прочитайте следующие строки стихотворения.

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь.

Преподаватель: Что значит «сберечь»? Подберите синоним к этому глаголу.

Ответы обучающихся: Сохранить. Это значит, относиться внимательно, бережно, чтобы сохранить, или хотя бы постараться сохранить целым.

Преподаватель: Как вы думаете, почему автор говорит, что он мог сберечь их, но не сумел? Какая ситуация могла быть?

Ответы обучающихся: Может быть, он был командиром, он отдал неверный приказ, и его подчинённые погибли. Может быть, он был доктором и не смог помочь всем раненым. Может быть он помогал, спасал товарищей, но не смог всех спасти.

Преподаватель: Скажите, а он мог спасти всех?

Ответы обучающихся: Это невозможно. На войне всегда гибнут люди. Это закон войны. Не всегда команда «В атаку!» верна, но без этой команды невозможно победить.

Преподаватель: Мы подошли к финальной строке стихотворения. Как вы думаете, о чём говорит в ней автор?

Ответы обучающихся: Уже поздно, никого спасти нельзя, и причина его чувства вины не важна. Он никогда не забудет тех, кто погиб за Родину. Он хотел бы отдать свою жизнь тем, кто погиб.

Преподаватель: А сейчас посмотрите, как автор заканчивает своё стихотворение.

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

Почему, как вы думаете, в конце автор несколько раз повторяет слова «всё же» и ставит многоточие?

182

Вестник КГУ ^ 2017

Ответы обучающихся: Автор понимает, что он всегда будет помнить о тех, кто погиб, и будет чувствовать себя виноватым.

Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на первую строку стихотворения. Какой глагол использует здесь автор? Скажите, этот глагол выражает мысли или чувства?

Ответы обучающихся: Автор использует глагол «знать». Он выражает мысли.

Преподаватель: Почему, как вы думаете, автор в начале стихотворения использует именно этот глагол?

Ответы обучающихся: Он умный человек и понимает, что не виноват в гибели людей на войне.

Преподаватель: Посмотрите ещё раз на финальные строки. Какое противоречие возникает между первой строкой стихотворения и его финалом?

Ответы обучающихся: Автор понимает, что не виноват, но сердцем чувствует свою вину за то, что он жив, а они погибли.

Преподаватель: В первом варианте стихотворения было ещё две строки, но затем автор их убрал. Вот эти строки:

Не знаю. Только знаю, в дни войны На жизнь и смерть у всех права равны. Скажите, как эти строки меняют основную идею стихотворения?

Ответы обучающихся: В них автор утверждает, что точно нет никакой его вины перед погибшими, потому что это закон войны. У каждого свой жизненный путь, своя судьба, кто-то погиб, а кто-то остался жить.

Преподаватель: Как вы думаете, почему автор убрал эти строки?

Ответы обучающихся: В этих строках есть уверенность в невиновности, но чувства автора другие - он страдает, вспоминая погибших, и чувствует вину перед ними и их близкими.

Преподаватель: Прочитайте стихотворение полностью.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе -Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, -Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... [4, т. 3, с. 74 ]

Как вы думаете, можно ли сказать, что это сти-

хотворение написано о вине только перед погибшими в боях Великой Отечественной войны?

Ответы обучающихся: Нет, это стихотворение относится к каждому, кто видел смерть на войне и кто никогда этого не забудет. Оно о чувствах человека любой национальности и любой веры, ведь нравственные ценности у нас общие. Это чувство вины любого человека Земли, за то, что на Земле существуют войны.

Далее предлагается прослушать данное стихотворение в исполнении талантливого русского актёра Василия Семёновича Ланового.

В качестве творческого письменного задания обучающимся было предложено написать сочинение-рассуждение на тему: «Вечный долг живых перед мёртвыми».

В заключение отметим, что работа с поэтическим текстом является важной частью процесса обучения русскому языку как иностранному. Читая поэтический текст, стремясь проникнуть в глубину авторского слова, иноязычный читатель духовно сближается с русским языком, его богатством и своеобразием. Те чувства и переживания, которые рождает у иностранного обучающегося поэтическое произведение на русском языке, сближают его с культурой нашей страны, её великим наследием. Но что особенно важно - в каждом художественном произведении русской литературы он может услышать себя, услышать то, что важно для каждого человека вне зависимости от его национальности - услышать обращение к человеческой душе, её вечным нравственным ценностям, общим для всех людей.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

2. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

3. Кулибина Н.В. Текст как ресурс обучения речевому общению на уроках русского языка как иностранного / неродного // Тексты лекций и образцы уроков (для преподавателей русского языка как иностранного). Вып. 1 / сост. Н.В. Кулибина. -М.: ГосИРЯ им. А.С. Пушкина, 2012. - 372 с.

4. Твардовский А.Т. Собрание сочинений: в 6 т. -М.: Художественная литература, 1976-1983.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.