УДК 811.161.1
Барышева Ольга Александровна
кандидат филологических наук
Сергеева Надежда Михайловна
кандидат филологических наук Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны vetkasireni-leto@mail.ru, nadezhda171@rambler.ru
РАБОТА СО ЗВУЧАЩИМ ТЕКСТОМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (на примере работы с аудиотекстом «Это хорошо»)
В статье рассмотрены основные принципы работы со звучащим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному. В центре внимания авторов - работа с аудиоматериалами как важнейшая составная часть процесса формирования коммуникативной компетенции. На примере работы с аутентичным звучащим текстом в жанре притчи («Это хорошо») представлен вариант построения заданий, направленных на формирование навыка аудирования у иностранных обучающихся. Работа с данным аудиотекстом состоит из нескольких этапов: подготовки к слушанию, непосредственно слушания, заданий, направленных на выявление понимания прослушанного текста, а также творческой письменной работы по проблеме аудиотекста. Каждый из этих этапов выполняет важную функцию в процессе работы со звучащим текстом, так как не только помогает обучающимся правильно понять содержание текста, но и заставляет их идти от понимания внешней содержательной стороны аудиотекста к его идейной проблематике. По мнению авторов статьи, подобная форма работы со звучащим текстом также способствует развитию таких видов речевой деятельности как говорение и письменная речь.
Ключевые слова: аудирование, виды речевой деятельности, аутентичный звучащий текст, коммуникативная компетенция, притча.
Ключевой целью обучения русскому языку как иностранному является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, и важнейшая роль в ее достижении принадлежит такому виду речевой деятельности как аудирование. Современные психолингвистические исследования показывают, что аудирование, будучи рецептивным видом речевой деятельности, одновременно является активным творческим процессом, способствует развитию всех остальных видов речевой деятельности - чтения, говорения, письменной речи.
Аудирование есть «процесс восприятия и понимания звучащей речи, где восприятие характеризуется анализом и синтезом языковых средств, а понимание является результатом анализа и синтеза смысловых значений этих языковых средств. Без аудирования, то есть слушания и понимания, невозможно общение» [2, с. 226].
У обучающихся-иностранцев возникает необходимость слушать русскую речь непосредственно на занятиях, в процессе общения с окружающими людьми, при просмотре фильмов и телепередач, а также во многих других ситуациях. Именно с этим связана необходимость формирования у обучающихся умения понимать речевые высказывания, получаемые из различных источников информации, как при наличии, так и в случае отсутствия зрительной опоры. Особенно важной и плодотворной здесь является работа с аутентичными аудио-текстами. Под аутентичным текстом (в отличие от адаптированного) понимается «...текст, являющийся реальным продуктом речевой деятельности носителей языка и не адаптированный для нужд учащихся с учётом их уровня владения языком» [1,
с. 25-26]. Именно с такими текстами, а не с учебными, специально разработанными для совершенствования умения воспринимать информацию на слух, обучающиеся встречаются наиболее часто как в процессе освоения специальных дисциплин и языка на занятиях, так и в процессе бытового общения, и именно они вызывают у обучающихся наибольшую трудность. Это связано с наличием в аутентичных аудиотекстах лексики различных стилей, с разницей в темпе речи и даже с тем, что тексты воспроизводятся различными голосами.
Именно поэтому для повышения эффективности учебного процесса необходимо как можно раньше начинать использовать для аудирования ау-тентичые тексты, постепенно наращивая их сложность. Безусловно, неадаптированные звучащие тексты следует предлагать обучающимся только после того, как у них сформирован слухопроизно-сительный навык - «способность правильно, в соответствии с нормами изучаемого языка, воспринимать услышанный звуковой образец и адекватно его воспроизводить» [1, с. 280]. Наличие же лексических трудностей разного уровня не является непреодолимой преградой: задачей преподавателя в подобных условиях становится не развёрнутый комментарий или толкование всех незнакомых слов, а обучение определённому алгоритму действий, которым можно пользоваться применительно к любому звучащему тексту.
Важнейшими целями аудирования являются:
- понимание темы и главной мысли текста;
- понимание основного содержания, основных фактов текста;
- установление последовательности логической связи фактов, передаваемых в аудиосообщении;
178
Вестник КГУ ^ 2017
© Барышева О.А., Сергеева Н.М., 2017
Работа со звучащим текстом как важнейшая составляющая обучения русскому языку как иностранному...
- выявление в аудиотексте причинно-следственных отношений;
- умение прогнозировать содержание текста и догадываться о значении незнакомых единиц языка;
- понимание эмоционально выраженной оценки [4, с. 348].
В нашей статье мы представим фрагмент работы со звучащим текстом в жанре притчи «Это хорошо». Важно отметить, что подбор аудиоматериала должен осуществляться с учётом аудитории и интересов обучающихся. Практика показывает, что лучше всего строится работа с текстами, содержание которых близко и интересно обучающимся, в частности, с текстами, в которых поднимаются вечные вопросы человеческой жизни, общие для всех национальностей, для всех народов мира. Такой жанр как притча присутствует в литературе едва ли не всех стран мира. Те проблемы, которые поднимает притча, близки и понятны человеку любой национальности, любого вероисповедания. Это рождает чувство единения, понимания того, что вне зависимости от страны, культуры, традиций все люди имеют общие нравственные ценности. Кроме того, притча всегда несёт воспитательное значение, что очень важно в процессе обучения.
Работа с данным аудиотекстом разделена на четыре этапа.
Первый этап - предтекстовая работа. Задания на этом этапе направлены на подготовку к восприятию аудиотекста. Задания данного этапа включают объяснение незнакомых слов и словосочетаний, а также устойчивых выражений, которые обучающиеся услышат в аудиотексте. Кроме того, в данный этап включены задания, направленные на отработку грамматических знаний.
Задание 1. Притча - в старинной литературе иносказательный рассказ с нравоучением.
Обратите внимание на слово нравоучение, разберите его по составу (найдите корни). Как вы думаете, чему учит притча?
Для справки: Нрав - характер, совокупность душевных свойств.
Иносказание - выражение, которое содержит другой, скрытый смысл [3, т. 3, с. 452].
Задание 2. Познакомьтесь с комментариями, которые помогут вам лучше понять аудиотекст.
Каннибал (людоед) - человек, питающийся плотью других людей.
Суеверие - ложная вера в различные приметы; гадания на будущее; вера в существование злых тёмных сил. Суеверия имеют древнюю историю, относятся к древним религиозным верованиям.
Ущербность - неполноценность, ненормальность.
Задание 3. Прочитайте слова. Если необходимо, посмотрите их значения в словаре.
Деревня, король, лишаться / лишиться, охота, охотиться, палец, позитивный / негативный, стрелять / выстрелить, привычка, тюрьма.
Задание 4. Посмотрите на следующие сочетания слов. Понимаете ли вы их значения? Проверьте себя по словарю. Подберите к глаголам видовую пару.
Заряжать ружья, натаскать кучу дров, развести огонь, установить столб.
Задание 5. Разберите по составу глагол «изречь», на основе анализа состава слова объясните значение данного глагола. Подберите к нему синонимы.
Задание 6. Обратите внимание на глаголы связывать / связать, привязывать / привязать, развязывать /развязать. Объясните разницу в их значениях. Составьте с ними предложения.
Задание 7. Посмотрите на следующее выражение: «почувствовать угрызения совести». Как вы его понимаете? В какой ситуации его можно использовать?
Задание 8. Разберите по составу слово «безбоязненно». На основе анализа состава слова объясните его значение. Подберите синонимы к данному слову. Скажите, в какой ситуации его можно использовать?
Задание 9. Обратите внимание на выражение обращаться (с кем?). Как вы его понимаете? Составьте с ним предложения.
Задание 10. Посмотрите на следующие словосочетания: взять в плен, вырасти вместе, иметь привычку.
Попробуйте определить их значения.
Задание 11. Вспомните придаточные предложения со значением условия. Какие виды условий вы знаете? Как строятся предложения со значением условия? Приведите примеры таких предложений.
Второй этап - непосредственно прослушивание текста.
Задание. Прослушайте притчу «Это хорошо» [5]. Подготовьтесь ответить на вопросы и выполнить задания.
Следует отметить, что количество прослушиваний зависит от уровня подготовки обучающихся и может варьироваться. Возможна также работа с аудиотекстом по фрагментам.
На третьем этапе, который следует непосредственно за прослушиванием текста, обучающимся предлагаются задания, направленные на выяснение понимания его общего содержания. Кроме того, здесь представлены задания, связанные с умением определять главное и следить за последовательностью событий. Также этот этап включает вопросы, которые направлены на понимание основной идеи текста. Следует отметить, что именно на этом этапе обучающийся должен создать собственное речевое высказывание по главным проблемам аудиотекста.
Задание 1. Закончите высказывания в соответствии с содержанием текста.
1) У одного короля был ... .
2) Друг короля в любой ситуации имел привычку говорить . .
3) Однажды король и его друг . .
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
179
4) Друг обычно занимался . .
5) Однажды друг неправильно зарядил ружьё для короля и . .
6) Увидев, что случилось, друг по привычке сказал: . .
7) Король рассердился и приказал. .
8) Через год после этого случая король поехал на охоту и . .
9) Каннибалы хотели . .
10) Когда каннибалы подошли ближе к королю, они заметили, что .
11) Из-за своего суеверия каннибалы ... .
12) Возвратившись, домой, король вспомнил тот случай, когда . .
13) Король стало стыдно перед ... .
14) Он пошёл в тюрьму и сказал своему другу, что . .
15) Друг ответил, что если бы он не был в тюрьме, то ... .
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1) Как вы понимаете ответ друга своему королю в финале притчи? Что произошло бы с ним, если бы он оказался вместе с королём в плену у каннибалов?
2) Что вы можете сказать о характере друга короля? Как вы думаете, почему он постоянно повторял фразу «Это хорошо!»?
3) Как вы думаете, чему можно поучиться у друга короля?
Задание 3. Перескажите аудиотекст, заменяя прямую речь косвенной.
Задание 4. Вспомните, есть ли похожий рассказ в литературе вашей страны. Если да, то расскажите его.
Задание 5. Подумаем вместе. Прочитайте стихотворение персидского поэта и философа Омара Хайяма.
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой - листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Как вы понимаете эти строки? Почему, как вы думаете, люди смотрят на мир и нашу жизнь по-разному? Как связано это стихотворение с основной мыслью прослушанной притчи?
На четвёртом этапе обучающимся предлагается написать творческую письменную работу на тему, которая непосредственно связана с основной мыслью прослушанного ими текста. Подобного рода задания целесообразно выносить на самостоятельную работу, поскольку их выполнение требует времени на размышление и оформление
собственных суждений в законченное монологическое высказывание.
Задание. Французский писатель Мари Франсуа Вольтер в своей повести «Кандид, или Оптимизм» писал: «Всё к лучшему в этом лучшем из миров!» Как вы понимаете эти слова? Напишите сочинение-рассуждение на данную тему.
Таким образом, последовательная поэтапная работа со звучащим текстом позволяет эффективно работать над различными аспектами обучения и всеми видами речевой деятельности. В ходе пред-текстовой работы актуализируются знания обучающихся в области грамматики (состав слова, виды глагола, синтаксис сложного предложения) и лексики (подбор синонимов, работа с многозначными словами, разграничение паронимов). Задания после прослушивания аудиотекста позволяют не только контролировать сформированность навыка восприятия информации на слух на уровне узнавания и понимания, но и развивать устную и письменную речь обучающихся. Кроме того, послетекстовые задания помогают активизировать все имеющиеся у обучающихся языковые и общекультурные знания, развивать их творческие способности. Работа по аудированию, построенная по предложенной схеме, является комплексной, что определяет её результативность в учебном процессе.
В заключение ещё раз отметим, что работа со звучащим текстом является важнейшей составной частью процесса обучения русскому языку как иностранному, поскольку развитие речевых навыков при изучении языка осуществляется главным образом через слушание, восприятие и понимание иноязычного текста.
Библиографический список
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Изд-во ИКАР, 2009. -448 с.
2. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 480 с.
3. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой - М.: Русский язык, 1985-1987.
4. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 784 с.
5. Это хорошо. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=I9xHvYt69Nk (дата обращения 09.09.2017).
Вестник КГУ Л 2017
180