Научная статья на тему 'Работа с обращениями граждан в вертикали государственного управления'

Работа с обращениями граждан в вертикали государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1289
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мотькин Владислав Николаевич

Статья посвящена вопросам, связанным с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного ^за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Проанализирована соответствующая нормативно-правовая база и показаны инновационные шаги Президента РФ в этом направлении. В частности, в статье идет речь о создании единой трехуровневой системы работы с обращениями граждан на базе приемных Президента РФ, в том числе и о приемной Президента РФ в Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с обращениями граждан в вертикали государственного управления»

Социология УПРАВЛЕНИЯ

РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ВЕРТИКАЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В, Н. Мотькин

Статья посвящена вопросам, связанным с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного ^за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Проанализирована соответствующая нормативно-правовая база и показаны инновационные шаги Президента РФ в этом направлении.

В частности, в статье идет речь о создании единой трехуровневой системы работы с обращениями граждан на базе приемных Президента РФ, в том числе и о приемной Президента РФ в Республике Мордовия. ; -

Демократизация общественной жизни страны и совершенствование ее политической системы являются комплексными многоаспектными процессами, смысл которых, говоря обобщенно, сводится к созданию условий для самореализации свободного и ответственного человека. Решается задача формирования таких государственно-правовых институтов, которые бы органично сочетали в себе и обеспечивали эффективность народовластия (демократию) и надежную защиту прав и свобод человека и гражданина. Ведь наряду с периодическим * участием гражданина в референдумах и выборах он должен также иметь гарантированные возможности решать свои жизненные вопросы в государственных органах и органах местного самоуправления через соответствующие конституционно-правовые и административно-правовые механизмы. К подобного рода механизмам относится институт обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, посредством которого они реализуют свои конституционные права и свободы, добиваются восстановления прав и законных интересов в случае их нарушения, а также активно воздействуют на политику государства и государственный аппарат в формах, предусмотренных Конституцией и Законами Российской Федерации

(Ст. 33, 45, 46 и др. Конституции Российской Федерации). За последние десять-пятнад-цать лет в нашей стране институт обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления претерпелсущественные изменения уже в силу того, что в принципе изменились структура и функции государственного аппарата, в деятельности последнего появились новые социальные приоритеты [2]. Все это, неуклонно развиваясь, вызвало необходимость пересмотреть основные подходы в работе государственных органов и должностных лиц, и, прежде всего, органов исполнительной власти, с обращениями граждан, включая жалобы, заявления и предложения.

Граждане могут влиять на публичную власть и осуществлять контроль над ее деятельностью посредством различных прав и свобод: свободы слова, избирательного права, права на объединение. Однако право на обращение в ряду названных возможностей является наиболее часто реализуемым во взаимоотношениях граждан и государства. Право на обращение является возможностью реализации гражданами своих политических интересов в связи с тем, что основным содержанием права граждан на обращения является участие в политических . отношениях. Вместе с тем, право граждан на обращения

В. М. Мотькин, 2011

не лишено элементов индивидуальной заинтересованности человека в результатах реализации этого права. Следовательно, в какой-то мере право граждан на обращения может быть отнесено и к группе личных прав и свобод.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия решений, удовлетворения воли и интересов личности, реагирования на желания и потребности общества, своевременного и эффективного средства общения с населением. Право на обращение включает в себя два аспекта: возможность активного влияния гражданина на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и способ восстановления нарушенного права посредством жалоб, заявлений и ходатайств.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривается возможность гражданам обращаться с предложениями для реализации права на управление страной и участие в делах государства, а также с заявлениями о содействии в реализации своих прав и свобод, нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц либо с критикой деятельности указанных органов и должностных лиц, а также с жалобами для восстановления либо защиты нарушенных их прав, свобод и законных интересов [3]. В данном нормативно-правовом акте четко прописаны такие положения, как: права гражданина при рассмотрении обращения; гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением; требования к письменному обращению; направление и регистрация письменного обращения; рассмотрение обращения; сроки рассмотрения письменного обращения и др.

Этот же закон с помощью ст. 4 вводит следующие основные термины:

— обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

— предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-

экономической и иных сфер деятельности

государства и общества;

— заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

— жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц;

— должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Нынешним главой государства в свою очередь для укрепления и развития института обращений граждан приняты решения о создании единой трехуровневой системы работы с обращениями граждан на базе приемных Президента Российской Федерации. 7 апреля 2009 г. в Москве по адресу: ул. Ильинка, 23 был открыт первый уровень системы — приемная Президента РФ.

В приемной Президента РФ глава государства и по его поручению руководитель Администрации Президента РФ, его первый заместитель и заместители, помощники и советники Президента РФ, руководители самостоятельных подразделений Администрации осуществляют личный прием граждан с целью обеспечения контроля за рассмотрением их письменных обращений государственными органами или органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Личный прием граждан осуществляется с использованием телекоммуникационных технологий — в режиме видеоконференц-связи, что позволяет им без дополнительных расходов реализовать право на личное обращение, а также привлечь к участию в личном приеме без отрыва от рабочего процесса соответствующих должностных лиц государственных органов или органов местного самоуправления.

В конце 2009 г. открыт второй уровень — приемные Президента РФ в федеральных округах (в нашем Приволжском федеральном округе — в Нижнем Новгороде). В приемной Президента РФ в Приволжском

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | .\г° 3

федеральном округе рассматриваются адресованные Президенту РФ письменные и устные обращения граждан, в том числе в режиме видеоконференцсвязи, по вопросам, входящим в компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах соответствующего федерального округа. Личный прием граждан ведут полномочный представитель Президента РФ в ПФО Г. А. Рапота, его заместители и помощники, руководители территориальных органов фег деральных органов исполнительной власти межрегионального уровня.

22 ноября 2010 г. во время единого дня личного приема граждан в процессе видеоконференцсвязи со всеми регионами Президент РФ объявил о завершении создания третьего уровня — приемных Президента в 83 административных центрах субъектов РФ. Третий уровень позволяет оперативно совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления рассматривать адресованные главе государства обращения и решать насущные проблемы россиян. Здесь будет проводиться работа с обращениями граждан по вопросам, входящим в компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти регионального уровня, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, находящихся в пределах соответствующего субъекта РФ. Личный прием граждан будут вести полномочные представители Президента в федеральных округах, их заместители и помощники, главные федеральные инспекторы в субъектах Российской Федерации, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти регионального уровня, а также должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), главы муниципальных образований административных центров субъектов РФ.

Так, приемная Президента Российской Федерации в Республике Мордовия была образована и открылась 20 августа 2010 г. на основании распоряжения Администрации Президента Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 1441 «О приемной Президента Российской Федерации в федеральном округе» для реализации полномочий главы государства как гаранта Конституции Российской Федерации и в целях предоставле-

ния гражданам Российской Федерации дополнительной возможности пользоваться своими правами и свободами, в том числе правом на обращение в государственные органы, а также для обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти в работе с обращениями граждан [1]. Приемная Президента РФ в Республике Мордовия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, распоряжениями Администрации Президента, а также Положением о приемной Президента РФ в федеральном округе [1; 3].

Основными задачами приемной Президента в Республике Мордовия являются:

1) обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступивших в приемную и адресованных Президенту РФ;

2) осуществление информационно-справочной, методической и аналитической работы, связанной с рассмотрением обращений заявителей, адресованных Президенту РФ;

3) подготовка на основе анализа и обобщения вопросов, поставленных в обращениях заявителей, соответствующих докладов, а также предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы заявителей;

4) участие в подготовке и проведении Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан личного приема заявителей в режиме видеоконференцсвязи Президентом РФ, руководителем Администрации Президента, его первым заместителем и заместителями, помощниками Президента, советниками Президента и руководителями самостоятельных подразделений Администрации Президента.

В приемной Президента РФ в Республике Мордовия принимаются обращения граждан, адресованные Президенту, полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе, главному федеральному инспектору по Республике Мордовия. При составлении обращения в письменной форме указываются: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, телефон и (или) факс либо адрес электронной почты заявителя для направления ему ответа или уточнения вопроса. Анонимные обращения не рассматриваются. Обращение, составленное в

письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в приемную Президента. Обращение подлежит рассмотрению в приемной Президента в 30-дневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Обращения заявителей, поступившие в приемную Президента РФ и адресованные Президенту РФ с поручением о решении по существу поставленных вопросов, могут направляться в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, находящиеся в пределах Приволжского федерального округа, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией с уведомлением об этом заявителей.

Обращения заявителей, поступившие в приемную Президента и адресованные Президенту РФ, содержащие вопросы, относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и требующие их решения, а также внимания Президента РФ, направляются для рассмотрения в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан с уведомлением об этом заявителей. Прием обращений граждан осуществляется работниками приемной Президента РФ в Приволжском федеральном округе без предварительной записи в порядке живой очереди в дни и часы работы приемной. Личный прием граждан в приемной Президента РФ полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе или по его поручению ответственными работниками аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Приволжском федеральном округе (либо должностными лицами по их поручению) организуется по предварительной записи у работников приемной и проводится в соответствии с утвержденным графиком в часы работы приемной. Гражданин может также направить свое обращение, адресованное Президенту РФ, руководителю Администрации Президента РФ, полномочному представителю Президента РФ

в Приволжском федеральном округе, по по-

/

чте или в электронном виде на официальном сайте полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, заполнив соответствующую форму. Информация о персональных данных авторов обращений, полученных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Письменные и устные обращения граждан систематизируются по семи темам: «Государство, общество, политика»; «Экономика» — в том числе вопросы промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли; «Социальная сфера» — в том числе социальная защита населения, образование, здравоохранение, наука, культура, спорт; «Жилищно-коммунальная сфера»; «Вопросы военной службы»; «Вопросы законности и правопорядка» — в том числе вопросы деятельности суда, прокуратуры, органов внутренних дел; «Работа с обращениями граждан» — в том числе жалобы на недостатки в организации этой работы в государственных органах, органах местного самоуправления, просьбы о записи на личный прием, запросы о ходе рассмотрения обращений. Полученные данные анализируются, выявляется доля каждой темы в общем количестве обращений граждан.

В целом, безусловно, созданная система приемных Президента Российской Федерации упростит гражданам возможность личного обращения, а видеоконференцсвязь обеспечит доступность любого уровня приемных. А в скором времени, по утверждению начальника Управления Администрации Президента по работе с обращениями граждан и организаций М. Михайловского, будет создано единое информационное пространство (база данных) обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации, что позволит проводить всесторонний анализ обращений, более объективно оценивать деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению права граждан на обращение, а также принимать выверенные управленческие решения на федеральном, окружном и региональном уровнях по проблемам, поднимаемым заявителями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Администрация Президента Российской Федерации. Распоряжение. 2 октября 2009 г. № 1441. Москва. О приемной Президента Российской Федерации в федеральном округе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/qfi-udm.гu/letteгs/base/poloj_pгiem_presid.doc. -Загл. с экрана.

! ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 3

2. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года // Рос. газ. - 1993. -25 дек.

3. Федеральный закон Российской Федерации № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотре ния обращений граждан Российской Федерации» // Рос. газ. - 2006. - 5 мая.

Поступила 13.07.11.

БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ОЦЕНКАХ ГРАЖДАН СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Е. В. Ефанова

В статье диагностируется общественное отношение граждан современного российского общества по вопросу обеспечения безопасности и благоприятного социально-политического климата в стране. Определяется роль государства как гаранта личностной и национальной безопасности в РФ.

Безопасность представляет собой результат целенаправленного воздействия определенных субъектов политического процесса, причем главным актором ее обеспечения является национальное государство. 2000-е гт. характеризуются сдерживанием темпов демократического строительства в России. Возникновение и обострение ряда угроз (терроризм, утрата экономической самостоятельности страны, ее распад, парламентский хаос) объясняются не поспешностью с развитием демократии в России, а непродумаи-ностью принимаемых политических решений, непросчитанностыо их последствий. Подобная политика повлекла за собой утрату веры в государство как субъекта безопасности у значительной части населения России. Мало кто верит, что государство может или готово защищать своих граждан. Подавляющее большинство россиян (81 %) не верят в возможность вовремя получить необходимую помощь от властей в случае возникновения в их жизни опасности и надеются только на себя и своих близких. Таковы данные опроса, представленные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в мае 2006 г. При этом две трети (66 %) опрошенных россиян считают, что жизнь в стране становится год от года все опаснее и только 29 % — что опасностей становится меньше. Лишь 5 % россиян ничего не боятся в современной жизни. Немногим больше граждан (7 %) «вполне уверены в своем будущем». Как отметили социологи, более оп-

тимистично в этом вопросе настроены в основном молодые респонденты, в то время как зрелое поколение видит все больше опасностей вокруг. Только 18 % участников опроса, который ВЦИОМ провел в апреле 2006 г., заявили, что их безопасность смогут обеспечить органы власти. При этом 8 % респондентов из всех органов власти указали на Президента как на источник надежды в случае опасности. Как отмечают аналитики, люди с достатком полагают, что от опасностей их убережет государство, власть, а бедная часть населения больше уповает на Бога. В то же время данные опроса в сентябре 2006 г. показали, что около половины россиян (45 %) считают, что самым, важным для России является обеспечение безопасности и порядка, даже если это затрагивает права и свободы людей, 44 % респондентов полагают, что «...для современной России самое главное — неукоснительное соблюдение прав и свобод человека, без чего невозможны безопасность и порядок» [7]..

Наблюдаемый консерватизм в представлениях о сущности безопасности в фактической реализации политики ее обеспечения

позволяет сделать вывод, что безопасность

^ §

по-прежнему в России понимается не как состояние, при котором гарантируется беспрепятственное и успешное развитие всех социальных организмов и общественных структур, создаются оптимальные условия для существования и развития личности, общества и государства, а в традиционном смысле —

© Е. В. Ефанова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.