Ю.А. Белявский
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ИЗУЧЕНИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЯН
БЕЛЯВСКИЙ Юрий Александрович - аспирант кафедры социологии РАГС при Президенте РФ (е-таП: [email protected])
Аннотация. Рассматриваются вопросы работы с обращениями граждан. На примере анализа обращений, поступающих в адрес Президента Российской Федерации, показывется возможность изучения основных идеологических ценностей массового сознания населения России.
Ключевые слова: обращения граждан, тематика обращений, адресованных главе государства, единый классификатор обращений, основные идеологические ценности массового сознания населения России, ценностно-идеологические ориентации.
Работа с обращениями граждан является одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти. Она направлена на гармонизацию отношений между властными структурами и обществом, каждым гражданином России. Показатели этой работы стали своеобразным барометром социального самочувствия населения страны.
В перечне основных прав и свобод человека и гражданина, которые отражены в гл. 2 Конституции Российской Федерации, ст. 33 занимает особое место. Она наделяет граждан правом обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В норме не конкретизируется, по какой категории вопросов или проблем граждане могут обращаться в данные органы. Следовательно, они вправе обращаться как по публичным, так и по частным вопросам, в том числе для защиты своих конституционных прав и свобод или прав и свобод других лиц.
Принятие Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» стало одним из надежных механизмов реализации гражданами права на обращение в органы власти. Этот Федеральный закон согласно ч. 1 ст. 1 регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами страны предоставленного им Основным законом права на обращение, и устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Головным органом в системе государственной власти, организовывающим и координирующим данный вид деятельности, является Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. В настоящее время этим Управлением создана трехуровневая система, обеспечивающая возможность обращения граждан к главе государства. В нее входят: приемная Президента Российской Федерации, приемные главы государства в федеральных округах и приемные в административных центрах субъектов РФ.
На сайте Президента РФ размещены информационно-статистические обзоры по обращениям граждан, адресованным главе государства. Как сказано в предисловии к этим ежегодным обзорам, предметом обзоров являются абсолютные и относительные показатели количества устных и письменных обращений (в том числе поступивших по сети Интернет), полученных Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, Управлением Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан и приемными Президента РФ в федеральных округах и административных центрах субъектов РФ от российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций и общественных объединений1. Обращения систематизируются по стране, по федеральным округам, по субъектам Российской Федерации, по темам, содержащимся в обращениях, по государственным органам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Отдельно приводятся результаты рассмотрения обращений и принятые по ним меры, а также данные по обращениям, поступившим из иностранных государств: стран СНГ и дальнего зарубежья.
Вопросы, содержащиеся в обращениях, объединяются по семи темам: «государство, общество, внешняя политика»; «экономика» (в том числе вопросы промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и торговли); «социальная сфера» (вопросы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта); «жилищно-коммунальная сфера»; «вопросы военной службы»; «законность и правопорядок» (в том числе вопросы деятельности судов, прокуратуры, органов внутренних дел); «вопросы работы с обращениями граждан» (в том числе жалобы на недостатки в организации этой работы в государственных органах и органах местного самоуправления).
Изучение этих кратко перечисленных информационно-статистических материалов показало, что в 2010 г. на имя Президента РФ поступило 832 734 обращения, в том числе 789 689 письменных обращений и 43 045 устных обращений, включая 58 333 обращения, поступившие из иностранных государств. В 2009 г. соответственно поступило 683 841 обращение из них 609 775 письменных, 17 831 устных, 56 235 от иностранных
1 http://letters.kremlin.ru/digests
граждан1. По сравнению с 2009 г. и 2008 г., в 2010 г. увеличилось количество письменных обращений соответственно на 20% и на 58,2%.
Как видно из этих цифр, количество обращений ежегодно увеличивается. Это вызвано акцентированностью публичной политики Президента РФ на обсуждение непосредственно с гражданами важнейших вопросов общественной жизни страны с использованием современных коммуникативных средств для привлечения населения к диалогу.
По сложившейся в России традиции, обращение к главе государства является крайней попыткой решить наиболее важные и наболевшие вопросы, которые не решаются «на местах». Какие же вопросы преобладают в обращениях граждан?
В 2010 г. граждане России обращались по вопросам жилищно-коммунальной тематики (191 548 обращений), социальной сферы (171 443), экономики (146 127), законности и правопорядка (145 611), государства, общества, политики (109 893), работы с обращениями (86 524) и по вопросам военной службы (30 226)2. Причем ежегодное наибольшее увеличение количества обращений показывают жилищно-коммунальная тематика и социальная сфера.
В 2010 г. 53,9% письменных обращений Президенту поступило по сети Интернет. Это обусловлено открытием в интернет-ресурсах «Видеоблога Дмитрия Медведева» и «Блога Дмитрия Медведева», позволяющих переходить в раздел «Письма Президенту» на официальном сайте Президента Российской Федерации. Во многих подразделениях органов государственной власти, отвечающих за работу с обращениями, отмечается значительное увеличение интернет-обращений, отправка которых значительно упростилась. Это привело к такой ситуации, когда в приемные федеральных органов государственной власти поступает большое количество одинаковых обращений, исполненных разными авторами по какой-либо злободневной тематике, причем все это носит кампанейский характер и, как правило, организовывается и координируется кем-либо из блогеров.
В настоящее время внедряется в работу единый для всех федеральных органов государственной власти классификатор, позволяющий систематизировать все обращения по принципу (раздел-тематика-тема-вопрос). Классификатор содержит более 946 вопросов, при необходимости может быть расширен в соответствии со спецификой федерального органа государственной власти. Введение данного классификатора, а также создание единого программно-аппаратного комплекса во всех структурах, отвечающих за работу с обращениями граждан, позволит оперативно получать значительные объемы информации по наиболее важным вопросам, волнующим граждан страны. Необходимо лишь грамотно обрабатывать и анализировать поступающие данные.
1 http://letters.kremlin.ru/digests
2 См. там же.
Не умаляя другие положительные результаты, получаемые при тщательном анализе обращений граждан, отметим, что данный вид деятельности позволяет выявлять основные идеологические ценности массового сознания населения России, его ценностно-идеологические ориентации.
Под ценностями массового сознания российского населения понимаются: политические права граждан (право голоса, право избирать и быть избранным), безопасность (личная, государственная, общественная), демократические институты (правовое государство, гражданское общество, многопартийность), свобода личности, частной собственности, политическое и национальное самосознание, веротерпимость, право на труд, образование, здравоохранение,информация.
Под ценностно-идеологической ориентацией понимается как избирательное отношение субъекта социального действия (человека, социальной группы или класса) к материальным, духовным и производственным ценностям, так и система его убеждений, установок, предпочтений, выраженных в социальном поведении.
Основными результатами исследования идеологических ценностей массового сознания российского населения должно стать выявление системы идеологических ценностей, функционирующих в массовом сознании общества и реально воздействующих на социальное поведение и политическую активность различных социальных групп в условиях проводимых реформ, и изучение возможностей консолидации населения для укрепления российской государственности. Без этого невозможно создание объединяющей государственной идеологии.
Как показывает результат научно-исследовательской работы «Идеологические ценности массового сознания российского общества: возможности консолидации в целях укрепления российской государственности», проведенной в РАГС в 2003 г. под руководством д-ра филос. наук проф. В.Э. Бойкова, в массовом сознании сформировалась не менее важная ценностная ориентация на укрепление правовых механизмов функционирования российского общества. Эта ориентация является своеобразной идеологической основой ценностного отношения большинства российских граждан к государству. Хотя в реальной жизни законопослушание не всегда в чести, в структуре политического и правового общественного сознания доминируют установки на создание сильного государства (эту установку выразили 92,8% респондентов), на обеспечение верховенства закона для всех (90,3%), на открытость органов государственной власти (82,6%).
Обозначенные доминанты массового политического сознания в значительной мере задают алгоритм отношения российского населения к государственности и выступают важным консолидирующим фактором, способствующим реформированию и укреплению государства и его отдельных институтов.
Гендугова М.Н. 117
В заключение приведем суждение Ж.Т. Тощенко, посвященное важнейшему процессу - механизму формирования идеологий XXI века: наконец, надо отчетливо себе представить, - пишет он, - что «изобретение» новой идеологии невозможно без кристаллизации тех идей, которые «размыты» в общественном сознании... Иначе говоря, национальная идея, идеология должна быть концентрацией, кристаллизацией доминирующих социальных ориентаций и ценностей. Следовательно, ориентация на преобладающие социальные ценности, социальные ожидания и предпочтения может выполнить роль объединяющей идеи, позволяющей без особой политизации сконцентрировать усилия людей, общества и государства на их достижении. Такие цели являются кристаллизацией доминирующих предпочтений, против которых трудно выступать даже тем, кто по определенным причинам не разделяет их. Более того, соединение личного с групповым и общественным интересом способно обладать кумулятивным эффектом, когда усиливается роль и значение каждого из элементов этой объединительной идеи1.
Список литературы
1. Ценностные ориентации россиян как фактор интеграции и дезинтеграции общества // Социология власти. - №7. - 2009.
2. Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. -М., 1998.
© Белявский Ю.А., 2011
М.Н. Гендугова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
ГЕНДУГОВА Марианна Нургалиевна - аспирантка кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ (e-mail - gmn88@ mail.ru)
Аннотация. Рассматривается понятие социального капитала как одного из необходимых ресурсов для успешной социализации молодежи в современных условиях российской действительности, а также влияние социального капитала на формирование гражданственности молодых людей.
1 См.: Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. 1998.