Научная статья на тему 'Особенности работы приемной Президента Российской Федерации с обращениями граждан республики Мордовия'

Особенности работы приемной Президента Российской Федерации с обращениями граждан республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ПРИЕМНАЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН / ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН / ПРИЕМ ГРАЖДАН В РЕЖИМЕ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН / ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН / МОБИЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ ПРЕЗИДЕНТА / RECEPTION OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION PRESIDENT IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA / ANALYSIS OF CITIZENS'' APPEALS / INSTITUTE OF CITIZENS'' APPLICATIONS / RECEPTION OF CITIZENS BY VIDEO CONFERENCING / THEMATIC RECEPTION OF CITIZENS / VISITING RECEPTION OF CITIZENS / THE PRESIDENT MOBILE RECEPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мотькин Владислав Николаевич

В статье анализируется эффективность деятельности приемной Президента Российской Федерации в Республике Мордовия в сфере реализации консштуционньгх прав и свобод граждан; на основе статистических данных раскрывается проблематика наиболее частых обращений граждан, поступивших в приемную Президента в 2013 г. (в связи с этим выделяются следующие блоки: «ЖКХ», «Оборона, безопасность, законность», «Социальная сфера»); описываются причины проблем и пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of work with applications of citizens to the reception office of the Russian Federation President in the Republic of Mordovia

This article analyzes the efficiency of the reception office of the Russian Federation President in the Republic of Mordovia for the implementation of the constitutional rights and freedoms of citizens. The paper analyzes the statistical data and gives a detailed analysis of the most frequent applications of citizens admitted to the reception office of the Russian Federation President in the Republic of Mordovia in 2013. In accordance with the classifier, the following problem blocks were identified: "Housing", "Defense, security, rule of law" and "Social services". The article also describes the causes of the problems and the measures taken by the reception office to solve them. Appeals are the most important source of information necessary for authorities to make decisions that protect the interests of citizens. With the help of the reception office citizens can influence on the government at all levels and monitor its activities using the right to appeal, which remains one of the most effective mechanisms and priorities of civil society.

Текст научной работы на тему «Особенности работы приемной Президента Российской Федерации с обращениями граждан республики Мордовия»

УДК 342.5(470.345) DOI: 10.15507/VMU.024.201403.185

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

В. Н. Мотькин

В статье анализируется эффективность деятельности приемной Президента Российской Федерации в Республике Мордовия в сфере реализации конституционных прав и свобод граждан; на основе статистических данных раскрывается проблематика наиболее частых обращений граждан, поступивших в приемную Президента в 2013 г. (в связи с этим выделяются следующие блоки: «ЖКХ», «Оборона, безопасность, законность», «Социальная сфера»); описываются причины проблем и пути их разрешения.

Ключевые слова: Республика Мордовия, приемная Президента Российской Федерации, анализ обращений граждан, институт обращений граждан, прием граждан в режиме видео-конференц-связи, тематический прием граждан, выездной прием граждан, мобильная приемная Президента.

FEATURES OF WORK WITH APPLICATIONS OF CITIZENS TO THE RECEPTION OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION PRESIDENT IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

V. N. Mot'kin

This article analyzes the efficiency of the reception office of the Russian Federation President in the Republic of Mordovia for the implementation of the constitutional rights and freedoms of citizens. The paper analyzes the statistical data and gives a detailed analysis of the most frequent applications of citizens admitted to the reception office of the Russian Federation President in the Republic of Mordovia in 2013. In accordance with the classifier, the following problem blocks were identified: "Housing", "Defense, security, rule of law" and "Social services". The article also describes the causes of the problems and the measures taken by the reception office to solve them. Appeals are the most important source of information necessary for authorities to make decisions that protect the interests of citizens. With the help of the reception office citizens can influence on the government at all levels and monitor its activities using the right to appeal, which remains one of the most effective mechanisms and priorities of civil society.

Keywords: reception office of the Russian Federation President in the Republic of Mordovia, analysis of citizens' appeals, Institute of citizens' applications, reception of citizens by video conferencing, thematic reception of citizens, visiting reception of citizens, the President mobile reception

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия решений, защищающих их интересы. С помощью приемной Президента Российской Федерации (РФ) в Республике

Мордовия граждане могут влиять на все уровни власти и осуществлять контроль за ее деятельностью, используя право на обращение, которое остается одним из самых действенных и приоритетных механизмов гражданского общества.

© Мотькин В. Н., 2014

Приемная Президента РФ в Республике Мордовия была образована 20 августа 2010 г. на основании распоряжения Администрации Президента РФ. Ее основными задачами являются:

- обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту РФ;

- осуществление информационно-справочной, методической и аналитической работы, связанной с рассмотрением обращений заявителей, адресованных Президенту РФ;

- подготовка на основе анализа и обобщения вопросов, поставленных в обращениях заявителей, соответствующих докладов, а также предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы заявителей;

- участие в подготовке и проведении Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан личного приема заявителей в режиме видео-кон-ференц-связи (ВКС) с Президентом РФ, руководителем Администрации Президента РФ, его заместителями, помощниками Президента РФ, советниками Президента РФ и руководителями самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ.

В приемной Президента РФ в Республике Мордовия принимаются обращения граждан, адресованные Президенту РФ, его полномочному представителю в Приволжском федеральном округе (ПФО), а также Главному федеральному инспектору по Республике Мордовия. При составлении обращения в письменной форме указываются: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, телефон и(или) факс либо адрес электронной почты заявителя для направления ему ответа или уточнения вопроса. Анонимные обращения не рассматриваются. Обращение, составленное в письменной форме, регистрируется в течение трех дней со дня его поступления в приемную Президента РФ и рассматривается в 30-дневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено российским законодательством.

Несмотря на то что официально приемная Президента РФ в Мордовии начала функционировать относительно недавно, население республики хорошо осведомлено о ее деятельности. Большинство жителей республики знает, что каждый четверг здесь проводятся бесплатные консультации специалистами республиканского отделения ООО «Ассоциация юристов России» (АюР), а по пятницам ведет прием руководитель какого-либо федерального или республиканского органа власти.

В феврале 2014 г. в приемную Президента РФ в Мордовии поступило 58 письменных и 76 устных обращений граждан. Наиболее актуальными явились обращения, составившие тематический раздел «Жилищно-коммунальная сфера» - 26, или 29 %; на втором месте оказались вопросы, связанные с тематикой «оборона, безопасность, законность» - 22, или 24 %; третью позицию заняли вопросы, включенные в тематический раздел «Социальная сфера» - 20, или 22 %.

Для сравнения: в январе 2014 г. большинство обращений жителей Республики Мордовия было связано с тематикой «оборона, безопасность, законность» и «жилищно-коммунальная сфера» - по 23 обращения, или 30 %; второе место заняли вопросы, связанные с социальной сферой - 12, или 15 %; третью позицию заняли вопросы, включенные в тематический раздел «Государство, общество, политика» - 11, или 14 %.

Всего в феврале получили разъяснения в ходе консультаций в приемной 56 граждан. Из них побывало на бесплатном приеме у специалистов мордовского отделения АюР 33 чел., у руководителей ТОФОИВ Мордовии - 23. За данный период в приемной Президента РФ, согласно графику, утвержденному Главным федеральным инспектором республики А. М. Пыковым, прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции их ведомств, провели:

Л. А. Иванова - управляющий Региональным отделением фонда социального страхования РФ по Республике Мордовия (вопросы касались обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением); А. В. Демкин - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (вопросы касались навязывания потребителю дополнительных услуг); М. Г. Лу-шенкова - руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (вопросы касались порядка оформления имущественного вычета при покупке жилья); С. Б. Стар-цева - руководитель отделения в Саранске представительства Министерства иностранных дел в Нижнем Новгороде (вопрос касался содействия в организации Международного фестиваля русских драматических театров стран ближнего и дальнего зарубежья «Соотечественники»); Ю. Н. Иванова - уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия; Ю. А. Ястребцев -уполномоченный по правам человека в Республике Мордовия.

Приемная Президента РФ в Мордовии традиционно осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Одна из наиболее популярных форм взаимодействия - организация приема граждан с представителями Администрации Президента РФ в режиме ВКС.

Так, 6 февраля 2014 г. прием граждан в режиме ВКС проводил заместитель руководителя Администрации Президента РФ М. М. Магомедов. У него на приеме побывала одна из сирот, обратившаяся с просьбой о содействии в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В итоге в ходе приема республиканская власть заверила, что заявитель получит квартиру не позднее июля 2014 г. М. М. Магомедов

дал поручение отчитаться Главе Республики Мордовия перед Президентом РФ о проделанной работе к 1 августу 2014 г.

20 февраля 2014 г. помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО А. И. Загрядский провел прием граждан в Лямбирском районе с участием А. М. Пыкова. К А. И. Загряд-скому обратились жители с. Лямбирь -участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Их просьба касалась оказания содействия в электрификации улицы, застроенной жилыми домами в 2007 г. с использованием жилищных сертификатов. Выделенные в 2012 г. из республиканского бюджета средства на коммунальную и транспортную инфраструктуру не были освоены и по истечении срока возвращены в бюджет. В результате электричество осталось неподведенным, а незаселенные дома становятся непригодными для проживания. Во время приема А. И. Загрядский детально обсудил пути решения данной проблемы с представителями территориальных федеральных органов и руководством профильных структур. Одновременно был рассмотрен ряд общественно значимых вопросов граждан, связанных с реконструкцией МБУ «Лямбирский районный Дом культуры», строительством Аксеновской средней общеобразовательной школы, а также теплоснабжением одного из микрорайонов с. Лямбирь. Все обращения были взяты на контроль А. М. Пыковым. Всего на приеме побывало 4 чел.

На базе приемной Президента в Республике Мордовия продолжается практика еженедельных дежурств членов ООО «АюР». В феврале 2014 г. бесплатную юридическую консультацию для населения провели адвокаты Коллегии адвокатов № 1 О. И. Амелина, Е. А. Крылова, В. Ф. Ходукин, а также адвокат коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита» Н. П. Любишкина. Всего за консультацией обратились 33 чел. В основном граждан волновали вопросы суда, про-

куратуры, адвокатуры, арбитража и нотариата, связанные с разъяснением порядка снятия банковского вклада, расселения аварийного жилья, обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, снятия медицинского диагноза (в частности олигофрении), включения предпринимательской деятельности в трудовой стаж и др.

Консультации анонсировались через средства массовой информации (ГТРК «Мордовия», радио «Мордовия», газета «Известия Мордовии»).

Таким образом, приемная Президента РФ в Республике Мордовия вовлекает в свою орбиту все новых граждан, становясь одним из эффективных демократических институтов общества.

Поступила 07.04.2014 г.

Об авторе:

Мотькин Владислав Николаевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», советник Главного федерального инспектора по Республике Мордовия (г. Саранск, Россия), depart-soc-scien@isi.mrsu.ru

Для цитирования: Мотькин, В. Н. Особенности работы Приемной Президента Российской Федерации с обращениями граждан Республике Мордовия / В. Н. Мотькин // Вестник Мордовского университета. - 2014. - № 3. - С. 177-180.

About the author:

Mot'kin Vladislav Nikolaevich, advisor of Chief Federal Inspector of the Republic of Mordovia, associate professor of Sociology chair of History and Sociology Institute, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), Kandidat Nauk (PhD) degree holder in Sociological sciences, depart-soc-scien@isi.mrsu.ru

For citation: Mot'kin V. N. Osobennosti raboty Priemnoj Prezidenta s obrashhenijami grazhdan Ros-sijskoj Federacii v Respublike Mordovija [Features of work with applications of citizens to the reception office of the Russian Federation President in the Republic of Mordovia]. VestnikMordovskogo Universiteta -Mordovia University Bulletin. 2014, no. 3, pp. 177 - 180.

M К

u w и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.