ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАБОТА С АРЕНДАТОРАМИ В ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
Пивоваров И.С. Email: [email protected]
Пивоваров Иван Сергеевич - магистрант, кафедра региональной экономики и управления территориями, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
Аннотация: для эффективного управления денежными средствами в органах муниципальной власти необходимо выстроить правильные взаимоотношения с арендаторами. Это позволит увеличить количество денежных средств в бюджете, что отразится на экономической и социальной ситуации города. Для того чтобы организовать эффективное управление денежными средствами, необходимо проанализировать процесс взаимодействия с арендаторами, рассмотреть фотографию рабочего дня специалиста, занимающегося работой с арендаторами, и вывить проблемы в данном процессе. В статье анализ проводится на примере Администрации Кировского Административного округа города Омска. Ключевые слова: муниципальная власть, взаимодействие с арендаторами, управление денежными средствами, паспорт рабочего дня.
WORK WITH TENANTS TO THE MUNICIPAL AUTHORITIES
Pivovarov I.S.
Pivovarov Ivan Sergeevich - master's Student, DEPARTMENT OF REGIONAL ECONOMICS AND TERRITORY MANAGEMENT, DOSTOEVSKY OMSK STATE UNIVERSITY, OMSK
Abstract: for effective management of funds in municipal authorities it is necessary to build the correct relationship with tenants. This will increase the amount of money in the budget, which will affect the economic and social situation of the city. In order to organize effective management of funds, it is necessary to analyze the process of interaction with tenants, to consider a photo of the working day of a specialist engaged in work with tenants and to find out the problems in this process. The article analyzes the example of the administration of the Kirov Administrative district of Omsk.
Keywords: municipal government, interaction with tenants, money management, photo of the working day.
УДК 352.07 / 332.28
Поступление денежных средств в органы муниципальной власти путем взаимодействия с арендаторами является частью доходов бюджета города Омска, что непосредственно влияет на функционирование города. Чем лучше организована система учета поступления доходов в учреждении, тем больше денежных средств пойдет на социально - экономические нужды города Омска.
Актуальность выбранной темы связана с не проработанностью бизнес - процессов в данной области в связи с незаинтересованностью руководящего персонала в сокращении временных и рабочих ресурсов. Оптимизация системы взаимодействия с арендаторами в органах муниципальной власти должна позволить более оперативно и детально контролировать все денежные поступления в учреждение, обеспечить прозрачность учета, позволить видеть отчетность за необходимый период времени, сократить время заполнения платежной документации, избавить от необходимости
ведения реестра, а также позволить уменьшить количество физического документооборота между отделами и внутри организации.
Взаимодействие с арендаторами в Администрации КАО г. Омска происходит путем заключения договоров на аренду земельного участка под гаражные боксы или нестационарные торговые объекты [1]. Таким образом, денежные средства поступают в администрацию из отдела архитектуры и отдела торговли. Рассмотрим процесс поступления денежных средств в отделе архитектуры.
Денежные средства поступают в счет оплаты договоров аренды земельного участка под гаражными боксами. Процесс поступления денежных средств можно разделить на два этапа: оплата квитанции при заключении договора и оплата квитанции при начислении сумм арендной платы каждый год после заключения договора.
Для заключения договора аренды заявителю необходимо обратиться в администрацию в приемное время, указать интересующее получателя услуги местоположение предполагаемого гаража, на данном основании составляется проект договора. Вся запись данных производится вручную, что, несомненно, отнимает много времени у сотрудников отдела. По кадастровой карте и по формуле (1) специалистом отдела проводится расчет ставки зоны, которая индексируется относительно текущего года, полученное значение умножается на площадь территории, занимаемой гаражом, и на данном основании рассчитывается сумма, которую необходимо внести в квитанцию.
Р = Ъ х К х 8, (1)
где: Ъ - ставка зоны, кадастровая стоимость земельного участка, находится в открытом доступе на сайте Администрации;
К - 1/50 от кадастровой стоимости земельного участка;
8 - площадь земельного участка.
Квитанция заполняется также вручную. После этого в отдел бухгалтерии подаются данные о заявителе, которые заносятся во внутренние документы Администрации вручную.
Для заключения договора физическое лицо должно оплатить полученную квитанцию в банке, вернуться с оплаченной квитанцией в администрацию в следующий прием и предъявить ее сотрудникам отдела для подтверждения оплаты. Несмотря на подтверждение оплаты заявителем, через два дня через казначейство отдел Бухгалтерии получает подтверждения всех платежей и вручную разносит их по отделам. После подтверждения оплаты две копии договора отправляются заместителю главы на подпись.
Для окончательного заключения договора и получения своей копии на руки заявителю необходимо третий раз попасть на прием в администрацию, где вручную сотрудниками отдела архитектуры у отдела бухгалтерии запрашиваются данные о физическом лице и при положительной информации договор заключается. После заключения договор подлежит архивации внутри отдела.
Следующий вид взаимодействия с арендаторами - это получения денежных доходов администрацией путем начисления сумм арендной платы по договору за пользование территорией под гаражный бокс. В момент заключения договора с получателем услуги в отдел бухгалтерии подается внутренний документ с начислением сумм арендной платы, данная сумма рассчитывается для квитанции. Спустя год после заключения договора специалисты отдела архитектуры по номеру договора заявителя должны вручную в архиве найти копию договора, проиндексировать исходные данные, самостоятельно рассчитать, снова начислить полученную сумму и заполнить квитанцию.
Для оплаты услуги ее получатель должен попасть на прием в отдел архитектуры, принести свою копию договора, этот договор сверяется с тем, что находится в администрации, для этого необходимо по номеру договора отыскать его в архиве.
По данным в договоре берутся такие данные, как территориальная зона, площадь гаража и по новой ставке зоны, которая меняется каждый год, сотрудник вручную должен проиндексировать ставку зоны относительно нового текущего года и таким образом рассчитать конечную сумму по формуле (2):
^ = Pi-l x (1+^0, (2)
где: Р - сумма начисления;
1 - год платежа;
L - ставка рефинансирования РФ.
После этого процедура повторяется, заявитель идет в банк, оплачивает квитанцию, а после снова идет на прием в администрацию для подтверждения платежа.
Таким образом, сотрудник вручную рассчитывает сумму, вносит её и данные из договора в квитанцию, заинтересованное лицо должно оплатить эту квитанцию в банке, после этого необходимо снова попасть на прием в администрацию для подтверждения платежа. Данный процесс необходимо повторять каждый год.
Если копия договора утеряна, что происходит довольно часто, то необходимо восстановить его по паспортным данным, но это достаточно трудоемкий процесс, поскольку договора хранятся только в распечатанном виде и для его восстановления приходится искать договор в архиве, а потом заново заносить всю информацию в новую «чистую» копию договора. После этого нужно проставить в новом договоре подписи заместителя главы, что отнимает много времени, поскольку делается только в порядке очереди по определенным часам [2].
Проанализировав процесс взаимодействия органов муниципальной власти с арендаторами, можно составить фотографию рабочего дня специалиста, занимающегося работой с арендаторами. Для примера был рассмотрен рабочий день специалиста отдела архитектуры в день приема заявителей.
• Организация: Администрация Кировского Административного округа города Омска
• Подразделение: отдел архитектуры, землепользования и арендных отношений
• Дата наблюдения: 17.12.2018
• Режим работы: с 8:45 до 17:45 с перерывом на обед с 13:00 до 14:00
• Должность: специалист отдела архитектуры, землепользования и арендных отношений
• Стаж: 3 года
Исследование рабочего времени:
1. Начало рабочего дня в 8:45;
2. Подготовка к работе, включение техники с 8:45 до 8:55;
3. Проверка и разбор корреспонденции с 8:55 до 9:40;
4. Работа с документами, ручное заполнение реестров с 9:30 до 10:30;
5. Пауза в работе по личным нуждам с 10:30 до 10:40;
6. Обработка входящих платежных документов, поступивших из отдела бухгалтерии, с 10:40 до 12:00;
7. Подготовка ответов на корреспонденцию, а также подписание документов с 12:00 до 13:00;
8. Обеденный перерыв с 13:00 до 14:00;
9. Прием граждан, оформление документации и ее проверка с 14:00 до 17:00;
10. Передача списка выданных квитанций в отдел бухгалтерии с 17:00 до 17:10;
11. Работа с контрагентами и ответственными лицами по согласованию задолженностей и подписанию документов с 17:10 до 17:40;
12. Выключение компьютера, уборка рабочего места с 17:40 до 17:45;
13. Уход домой в 17:45.
Как видно из фотографии рабочего дня, специалист большую часть рабочего времени тратит на работу с документами, при этом данная работа производится вручную, что, несомненно, занимает достаточно много времени.
Таким образом, проведенный анализ продемонстрировал, что в органах муниципальной власти (на примере Администрации КАО г. Омска) нет удовлетворительной системы взаимодействия с арендаторами, а соответственно учет поступления денежных средств происходит неэффективно. Взаимодействие с арендаторами и получение доходов от этого процесса происходит путем ручного заполнения и выдачи платежных документов, оприходования денежных средств и ведения реестров вручную, в то время, когда существуют расширенные бизнес -инструменты, автоматизированные системы учета поступления доходов, благодаря внедрению которых возможна оптимизация трудовых и временных ресурсов казённого учреждения.
При ручном формировании документации по поступлению денежных средств возможна проблема человеческого фактора, когда допускаются ошибки в расчетах, в заполнении платежных поручений, записях в реестр, очень сложно отследить все поступления, поскольку для этого придется анализировать большое количество документации. Поэтому в данной ситуации возникает риск возникновения коррупционной составляющей.
Список литературы /References
1. Постановление администрации города Омска от 23 декабря 2014 года № 1812-П (с изменениями на: 04.07.2017) «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска».
2. Решение Омского городского совета от 16 марта 2016 года № 432 (с изменениями на 4 июля 2018 года) «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов».
3. Седаева Т.Ю. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учебное пособие. Н. Новгород: Мысль, 2018. 183 с.
4. Чиркунов О.А. Государство и конкуренция / Экономическая политика, 2018. № 1. С. 196-203.
5. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций. М.: Юристъ, 2018. 320 с.