Научная статья на тему 'Работа Регионального отделения международной общественной организации Императорского православного Палестинского общества в Курганской области по воспитанию населения на примерах жизни и деятельности выдающихся людей Зауралья и организация работы по увековечиванию их имен и заслуг в Шадринском крае'

Работа Регионального отделения международной общественной организации Императорского православного Палестинского общества в Курганской области по воспитанию населения на примерах жизни и деятельности выдающихся людей Зауралья и организация работы по увековечиванию их имен и заслуг в Шадринском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИК / СВЯЩЕННИК / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ГАЗЕТА «ШАДРИНСКАЯ МЕСТНОСТЬ» / MATHEMATICIAN / PRIEST / SPIRITUAL AND MORAL FEAT / CREATIVE HERITAGE / NEWSPAPER “SHADRINSK TERRITORY”

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брюханов Александр Александрович

В статье рассматривается различные аспекты духовно-нравственного подвига И.М. Первушина. Выделены основные вехи жизненного пути нашего земляка. Раскрываются его интересы как краеведа, ученого-математика, священника, составителя и редактора рукописного журнала «Шадринский вестник» и газеты «Шадринская местность», а также его вклад в историю Шадринского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE REGIONAL BRANCH OF THE INTERNATIONAL PUBLIC ORGANIZATION OF THE IMPERIAL ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY IN KURGAN AREA TO EDUCATE THE POPULATION ON THE EXAMPLES OF LIFE AND WORK OF PROMINENT PEOPLE IN TRANS-URAL REGION AND THE ORGANIZATION OF WORK TO PERPETUATE THEIR NAMES AND MERITS IN THE TERRITORY OF SHADRINSK

The article discusses various aspects of the spiritual and moral feat of I.M. Pervushin. The main milestones of the life path of our compatriot are highlighted. His interests as a local historian, mathematician, priest, compiler and editor of the manuscript journal “Shadrinskiy Vestnik” and the newspaper “Shadrinsk Territory”, as well as his contribution to the history of the Shadrinsk region are discovered.

Текст научной работы на тему «Работа Регионального отделения международной общественной организации Императорского православного Палестинского общества в Курганской области по воспитанию населения на примерах жизни и деятельности выдающихся людей Зауралья и организация работы по увековечиванию их имен и заслуг в Шадринском крае»

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

9. Timofeev V. P. Svjashhennik-matematik Ivan Miheevich Pervushin [Math Priest Pervushin Ivan Mikheevich]. Sha-drinsk: ShGPI, 1996. 140 p.

10. Shestakova E. Po istoricheskim mestam goroda [In the historical places of the town]. Shadrinskij rabochij [Shadrinsk Worker], 1950, 9 maja, pp. 3.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

С.Б. Борисов доктор культурологии, ведущий научный сотрудник кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: sbsborisov@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2726-0446.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

S.B. Borisov, Doctor of Cultural Studies, Leading Researcher, Department of Philology and Socio-Humanitarian Disciplines, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: sbsborisov@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2726-0446.

УДК 2(091)+908(470.58)

Александр Александрович Брюханов

г. Шадринск

Работа Регионального отделения международной общественной организации Императорского Православного Палестинского общества в Курганской области по воспитанию населения на примерах жизни и деятельности выдающихся людей Зауралья и организация работы по увековечиванию их имен и заслуг

в Шадринском крае

В статье рассматривается различные аспекты духовно-нравственного подвига И.М. Первушина. Выделены основные вехи жизненного пути нашего земляка. Раскрываются его интересы как краеведа, ученого-математика, священника, составителя и редактора рукописного журнала «Шадринский вестник» и газеты «Шадринская местность», а также его вклад в историю Шадринского края.

Ключевые слова: математик, священник, духовно-нравственный подвиг, творческое наследие, газета «Шад-ринская местность».

Аleksandr Аleksandrovich Bruyhanov

Shadrinsk

The work of the Regional Branch of the International Public Organization of the Imperial Orthodox Palestinian Society in Kurgan area to educate the population on the examples of life and work of prominent people in Trans-Ural Region and the organization of work to perpetuate their names and merits in the territory of Shadrinsk

The article discusses various aspects of the spiritual and moral feat of I.M. Pervushin. The main milestones of the life path of our compatriot are highlighted. His interests as a local historian, mathematician, priest, compiler and editor of the manuscript journal "Shadrinskiy Vestnik" and the newspaper "Shadrinsk Territory", as well as his contribution to the history of the Shadrinsk region are discovered.

Keywords: mathematician, priest, spiritual and moral feat, creative heritage, newspaper "Shadrinsk Territory".

Региональное отделение международной общественной организации Императорского Православного Палестинского общества в Курганской области было образовано в 2016 году. Но, несмотря на такой сравнительно короткий период, общество уже известно своими практическими делами и реализацией проектов, имеющих не только региональное значение, но и общероссийское. Об этом мы подробно говорили на конференции в Университете в апреле прошлого года. Сегодня мы говорим о выдающемся ученом, священнике, которого без преувеличения мы ставим в один ряд с великим русским писателем, просветителем Львом Николаевичем Толстым.

Когда мы говорим Толстой, то перед нами встает Ясная Поляна, Тульская область. А для российско-

го учительства - школа, построенная Л.Н. Толстым для крестьянских детей, его детские рассказы.

Задача нашей конференции показать духовно-нравственное наследие и нравственный подвиг Иоанна Михеевича Первушина - ученого математика, священника, педагога, краеведа - собирателя, составителя и редактора рукописного журнала «Шадринский вестник» и газеты «Шадринская местность», а также его вклад в историю Шадринского края.

Участие в «Первушинских чтениях» нашего, отделения - это реализация большого гуманитарного проекта, который охватывает села современного Шадринского, Шатровского районов и городов Шадринска и Далматово. Именно в этих краях прошла его богатая, насыщенная жизнь. Здесь

HISTORY AND ARCHEOLOGY

он оставил о себе память, к которой мы сегодня обращаемся.

Возрождение интереса отделения ИППО к истории родного края и его культуре - это, прежде всего, обращение к именам отечественных священников - гуманистов. Для меня имя Первушина имеет и личное значение. Мне довелось работать ветеринарным врачом в колхозе им. Жданова, который находился на территории Сухринского сельсовета. Село Замараевское входит в этот сельсовет. И бывая в этом селе, мне всегда был интересен феномен священника местной Знаменской церкви Иоанна Первушина, который родился в 1827 года, в семье пономаря в поселке Лысьвенского завода Пермской губернии. В 1856 году приехал в село Замараево Шадринского уезда Пермского края и служил в церкви до 1883 года до его перевода в г. Шадринск, честно и добросовестно исполняя свое служение людям.

Первушин И.М. получил отличное образование в Пермском духовном училище (1838-1842 г.г.). Прекрасно подготовленный в семье, он был лучшим среди воспитанников училища. Любимым предметом была арифметика.

В 1842 году он был переведен в Пермскую духовную семинарию, которую окончил в 1848 году, затем поступил в Казанскую духовную академию.

На экзамене по математике молодой знаменитый математик Чебышев Панфутий Львович (Российский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук и ещё 24 академий мира) дает высокую оценку его знаниям и дарит выпускнику свою книгу «Теория сравнений».

После окончания Академии И.М. Первушин вернулся в Пермскую духовную семинарию преподавать математику (1852-1856) и одновременно служил в Свято-Троицкой (Слудской) церкви, ныне Свято-Троицкий кафедральный собор города Перми.

Знакомясь с биографией и талантом Ивана Первушина, дальнейшей судьбой ученого, возникают вопросы о его переезде из губернского города в село Замараевское Шадринского уезда. Здесь он прожил 27 лет. И это были годы жизни и величайшего созидания, научных открытий, просветительской деятельности, большой общественной работы.

Обратимся к истории села Замараевское. Время возникновения села Замараевскаго определенно не известно, хотя, судя по истории заселения края, его можно отнести к концу XVII, началу XVIII столетия.

До 1725 года оно входило, как деревня, и относилась к приходу села Сухринское. А в 1725 года выделилось в самостоятельный приход. В состав Замараевского прихода входили еще шесть деревень: Бутырки, Короткова, Максимова, Безбожная, Подкорытова и Осокина. Численность прихожан достигает 1536 душ мужского иженского пола. Население православное. Но вместе с тем, было и

около 100 раскольников, проживающих в основном, в деревне Подкорытовой. До 1851 г. раскола в приходе не было; занесенный сюда крестьянином Глу-хановым, он быстро начал распространяться, охвативши собою чуть не всю деревню.

Всё население прихода занимались почти исключительно земледелием; никаких отраслей кустарной промышленности в приходе, кроме плетения коробьев из черемуховых прутьев нет.

Интересна история храма в селе Замараев-ском. Первый храм в селе Замараевском был деревянный двух-престольный, заложенный в 1725 году. В 1726 году были освящены оба престола: сначала в главном алтаре в честь Знамения Божией Матери, а потом и в придельном в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Храм этот простоял до июня 1799 года, когда сгорел от удара молнии.

В том же году, на месте сгоревшего был заложен новый храм в честь тех-же святых. Он был освящен в 1802 году. Но за ветхостью храм был разобран в 1842 году. Настоящий каменный храм в честь тех же святых был заложен в 1836 году. Через шесть лет после закладки был закончен в 1852 году и освящен в 1854 году. Преосвященным Ионою, Епископом Екатеринбургским, так как прихожане желали видеть освящение этого храма за архиерейским богослужением.

В 1859 году И. Первушин открыл в селе школу для крестьянских детей и взрослых.

С 1860 по 1862 гг. выпускал рукописный журнал «Шадринский вестник» (выпущено 13 номеров), в котором доказывал необходимость народного просвещения. В 1862 году Первушин выпустил пять номеров газеты «Шадринская местность». Это было веление времени.

Начиная с пятидесятых годов, стала очевидной для всех необходимость внутренних социальных преобразований и просвещения народа. Это было время зарождения и широкого распространения общественно-педагогического движения в России. Идеям народного просвещения были увлечены представители прогрессивной интеллигенции. Не случайно автор «Шадринского вестника» призывал: «Кому дано побольше - делись с другими не серебром и златом (и то хорошо), но неоценным сокровищем - мысли, свободного слова».

Особенностью его деятельности являлось то, что свои размышления о человеке, о будущем страны он подкреплял практикой. Его интересовала жизнь крестьян, простых людей, богатство народной культуры.

Священник Первушин был заметной фигурой среди известных краеведов. Он не ограничивался собиранием материала, наделе старался облегчить положение народа, пробудить внимание его поэзии, активно пропагандируя, привлекая к собирательской работе широкие круги грамотного населения.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

277

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

Обращение И.М. Первушина к фольклору было тесно связано с общерусским собирательским движением, которое получило в середине XIX столетия массовое распространение,по всей стране в целом и в Шадринском крае в частности. Интерес к устному народному творчеству в преддверии отмены крепостного права охватил всю страну.

Одной из особенностей краеведческого движения в зауральской провинции второй половины XIX века являлся социальный состав краеведов.

В первую очередь к сбору материала приобщались, священники. «Священники-краеведы,- по справедливому замечанию историка Н.Ф. Емельянова, - при написании истории края освещали происхождение названия населенного пункта, хозяйство, культуру, обычаи и обряды, взаимоотношения с администрацией». Они рисовали картину местной духовной жизни, раскрывали его специфику как оригинального феномена, требующего собственного угла зрения.

Именно на эти годы приходятся научные открытия И.М. Первушина в математической науке. И это при том, что писал о его пребывании в Зама-раевском историк А.А. Дмитриев, навещавший священника-математика: «Жил он в деревенской глуши в полной неизвестности, но по своему был счастлив. Как отличный математик, отец Иоанн весь свой досуг употреблял на занятия этой наукой, был в переписке со многими известными учеными этой же специальности, много читал, выписывал книги и журналы и сделал даже важные открытия в теории чисел, за которые был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской, Парижской и Неаполитанской академии наук».

Первушин был знаком с историками Пермского края Д.Д. Смышляевым, А.А. Дмитриевым, Шадринским краеведом А.Н. Зыряновым. В Ме-хонское к нему приезжал секретарь Уральского общества любителей естествознания О.Е. Клер с женой, писатель путешественник К.Д. Носилов.

Оказавшись на Шадринской земле, вдали от губернского центра, он быстро сумел войти в новый, для себя мир, найти друзей, определиться с кругом занятий. Иван Михеевич следил за развитием общественной мысли в России, в духе времени издавал рукописный журнал и газету, на страницах, которых, неоднократно цитировал В.Г. Белинского, строки из выписываемых журналов «Русское слово», «Отечественные записки». Но вместе с тем, он не изменил своему главному занятию. Продолжал настойчиво заниматься наукой.

В 1877-1878 г.г. в Академию наук математиком были представлены записки с сообщением об итогах математических упражнений. Уже в марте 1878 года Академия известила И.М. Первушина, что об открытиях ученого будет помещена заметка в академическом издании.

Именно с этого времени начинается регулярная переписка с Петербургскими учеными. В Ака-

демию автор прислал свыше 20 записок, по которым можно было проследить ход его работы над теорией малых чисел.

В Академию наук были присланы и таблицы чисел, занявшие 750 листов. О Первушине заговорили как о крупном математическом таланте.

В 1877 году в Российскую Академию пришла его первая работа в области деления чисел, в феврале 1877 года еще одна, о чем писал его друг К.Д. Носилов.

Служа в Знаменской церкви, занимаясь наукой, педагогической деятельностью, собирая материал о жизни зауральских крестьян, ведя переписку с видными учеными в России и за рубежом, И. Первушин занимался большой общественной работой. Это является ярким свидетельством и подтверждением уважительного к нему отношения, признания его заслуг и большого доверия простых людей, крестьян Шадринского уезда.

В сентябре-декабре 1867 года он был депутатом окружного училищного съезда по Далматов-скому училищному округу от 1 -го благочинниче-ского округа Шадринского уезда.

19 ноября (1 декабря) 1879 года, избран депутатом училищного съезда от 1 -го округа Шадрин-ского уезда на будущее трёхлетие.

В 1870-1872 и 1879-1881 годах был гласным уездного земского собрания по Шадринскому уезду от землевладельцев.

В июне 1870 года, избран, депутатом по делам судебным и межевым по 1-ому округу Шадринского уезда на 1871-1873 годы.

В 1877-1882 годах был действительным членом Пермского отделения православного миссионерского общества.

В июне 1881 года избран депутатом Далма-товского духовно-училищного съезда.

В июне 1882 года избран депутатом 3-го очередного Пермского епархиального съезда и на съезде член комиссии по проверке сумм на епархиальное женское училище.

В 1884-1886 годах служил священником в городе Шадринске.

С 9(21) декабря 1887 года служил священником в селе Мехонское Шадринского уезда. Одновременно, в 1897-1898 года - заведующий трех школ Мехонского прихода: Малышевской, Мехон-ской, Дальне-Кубасовской.

К.Д. Носилов, посетивший И.М. Первушина незадолго до его смерти, так рассказывал об образе жизни, известного миру ученых, человека, о разнообразии его интересов: «У него нет свободного времени, он вечно чем-либо занят, и это переход от работы к другой, от вопроса к другому, кажется, и наполняет так его жизнь, что он не замечает, как проживает целые годы. Говорят, порой, увлекаясь, он еще и теперь, как в прежнее время, просиживает целые ночи за математическими выкладками, когда ему не удается их сделать днем из-за службы и

HISTORY AND ARCHEOLOGY

треб. Кроме того, что он математик, - он еще и статистик, метеоролог, корреспондент. Это какая-то кипучая натура, которая словно боится день один потерять в своей жизни, чтобы не отметить его своей работой, чтобы что-нибудь не сделать для науки или пользы общества».

Умер Иван Михеевич Первушин в 1900 году в селе Мехонское современного Шатровского района, там он и похоронен. Математик К. А. Торопов, пре-

клонявшийся перед талантом математика, справедливо оценил его вклад в науку: «Умер он 74 лет в той же Мехонке, оставленный, как и в Замараевой, всеми в покое, а, может быть, и забытый опять. Но не забыла и не забудет его математическая наука, которой он посвятил бескорыстно всю свою жизнь. Первушинское число известно не только современникам, но его будут знать и отдаленнейшие потомки». И наши чтения - яркое тому подтверждение!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Охапкин, Ю.Д. Зауральский странник [Текст] : материалы к биографии К. Д. Носилова / Ю.Д. Охапкин. - Екатеринбург : Банк Культурной Информации, 2018. - 222 с.

2. Пашков, А.А. России верные сыны. Духовное служение Капустиных [Текст] : посвящается 200-летию со дня рождения о. Антонина (Андрея Ивановича Капустина) / А. А. Пашков. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2017. - 171 с.

3. Федорова, В.П. Иван Михеевич Первушин - просветитель, краевед [Текст] : монография / В.П. Федорова, Г.Р. Шарипова. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. - 192 с.

4. Храмы Шадринского уезда [Текст] / Шадр. Движение за культ. возрождение ; ред., сост.: С.Б. Борисов, А.М. Бритвин. - Шадринск : Исеть, 1994. - 174 с.

5. Шадринская старина. 1994 [Текст] : краевед. альм. / отв. ред.С.Б. Борисов. - Шадринск : Изд-во Шадринского пединститута, 1994. - 185 с.

REFERENCES

1. Ohapkin Ju.D. Zaural'skij strannik: materialy k biografii K. D. Nosilova [Trans-Ural wanderer]. Ekaterinburg: Bank Kul'turnoj Informacii, 2018. 222 p.

2. Pashkov A.A. Rossii vernye syny. Duhovnoe sluzhenie Kapustinyh: posvjashhaetsja 200-letiju so dnja rozhdenija o. Antonina (Andreja Ivanovicha Kapustina) [Russian faithful sons. The spiritual ministry of the Kapustins]. Shadrinsk: Sha-drinskij Dom Pechati, 2017. 171 p.

3. Fedorova V.P., Sharipova G.R. Ivan Miheevich Pervushin - prosvetitel', kraeved: monografija [Ivan Mikheevich Per-vushin - enlightener, local historian]. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2010. 192 p.

4. Borisov S.B. (eds.) Hramy Shadrinskogo uezda [Cathedrals of Shadrinsk district]. Shadrinsk: Iset', 1994. 174 p.

5. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. 1994: kraeved. al'm. [Shadrinsk antiquity.1994]. Shadrinsk: Izd-vo Shadrinskogo pedinstituta, 1994. 185 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.А. Брюханов, председатель Регионального отделения МОО ИППО в Курганской области, депутат Курганской областной Думы, генеральный директор АО «Шадринский Зооветснаб», г. Шадриснк, Россия, e-mail: Bryuhanov@oblduma.kurgan.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.A. Brukhanov, Chairman of the Regional Branch of the IOPS in Kurgan Region, Deputy of Kurgan Regional Duma, General Director of OJSC "Shadrinsky Zoovetsnab", Shadrinsk, Russia, e-mail: Bryuhanov@oblduma.kurgan.ru.

УДК 908

Владимир Дмитриевич Пузанов

г. Шадринск

Проблема миссионерства Православной церкви в ^бири XVII в.

В 1620 г. на востоке России была основана Сибирская епархия. Первым архиепископом Сибири был назначен Киприан, который до того служил архимандритом Хутынского монастыря в Новгородской земле и пользовался большим авторитетом среди православных людей. Архиепископ Киприан служил в Сибири в 1621-1624 гг. Духовенство Сибири крестило в православную веру иноверцев Сибири только при условии добровольности и свободны. В Сибири XVII в. церковь продолжала старые традиции русской культуры. Государство поддерживало Православную Церковь, однако представители традиционных религий пользовались терпимостью.

Ключевые слова: Православная Церковь, епархия, архиепископ, поп, миссионерство.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.