УДК 376.42
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТРАХОВ
© 2019 И. А. Каменева1, Е. В. Леонова2
1 обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Специальная психология e-mail: guseva. ig2012 @yandex.ru
2канд. пед. наук,
доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики
e-mail: leonka1973@ mail. ru
Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Статья посвящена проблеме профилактики детских страхов. Рассматривается влияние страхов на развитие личности, а также основные способы профилактики страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: профилактика; страхи; дети дошкольного возраста; задержка психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психических процессов, частичное недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском возрасте [Лебединская 2001].
Психологическая профилактика - это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей с задержкой психического развития на всех этапах дошкольного детства [Масляная 2008].
Изучением детских страхов занимались зарубежные (З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Уотсон, К. Изард, К.Г. Юнг, С. Томкинс) и отечественные (Б.Д. Карвасарский, А.И. Захаров, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова) психологи.
Проблема страхов актуальна для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Это связано со своеобразием развития личности ребенка с ЗПР: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, недифференцированность эмоций, трудности формирования социальных эмоций, недостаточное развитие волевых процессов, низкий уровень самоконтроля и др. Однако отмечается недостаток исследований, раскрывающий специфику проявления страхов у детей дошкольного возраста с ЗПР, а также эффективных методов и приемов их профилактики.
Для дошкольников с ЗПР характерны ночные страхи и навязчивые движения, представляющие собой непреодолимую боязнь определенного предмета, действия, поступка, ситуации и т.д. Причиной страхов может стать событие, условие или ситуация, послужившие началом опасности.
Страх в детском возрасте - это самая ранняя и универсальная защитная реакция, которая тесно связана с инстинктом самосохранения. В виде боязливости и детской пугливости. Лучше всего начать работать над детскими страхами, пока ребенок еще
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
дошкольник.
Страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию в дошкольном возрасте.
А.И. Захаров выделяет следующие группы страхов, наблюдающихся у детей [Захаров 2000]:
1) медицинские страхи (боязнь боли, крови, уколов, врачей, заболеть, заразиться);
2) страхи, которые связаны с причинами физического ущерба (боязнь резких звуков; нападения преступников; транспортных средств - автомобилей, самолетов, поездов; пожара, огня; природных стихий - урагана, грозы, бури, наводнения, землетрясения);
3) страхи смерти (боязнь смерти родителей; умереть самому; другие близкие родственники);
4) страхи животных и различных сказочных персонажей (собак, волка, медведя, крокодила, пауков, змей; Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча, Бармалея, монстров, чудовищ);
5) страхи, связанные со сном (боязнь кошмаров, темноты перед сном);
6) социально-опосредованные страхи (боязнь чужих людей; родителей; наказания за проступки; боязнь опоздать в детский сад; одиночества);
7) пространственные страхи (глубины; высоты; воды; открытого или наоборот, замкнутого пространства).
Следует отметить, что страх и боязливость в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера, а относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Встает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы профилактики детских страхов, в частности привлечение к ней семьи.
Успешность профилактики страхов во многом зависит от знания причин и особенностей психического развития. Чтобы успешно устранить страхи необходимо понять чувства и желания детей, их внутренний мир. Нельзя винить, ругать и наказывать ребенка за то, что он боится. Также безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. Реакция родителя на страх должна быть спокойной и сопереживающей. Не следует оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Необходимо обсудить с ребенком его страх, попросить описать его чувства и сам страх. Попробовать переубедить ребенка бояться, но не преуменьшать страх, а поделиться своим опытом, посоветовать что-либо. Можно вместе придумать сказку и разработать план действий по борьбе со страхом. Родителям необходимо стараться повысить самооценку ребенка, поддержать его, оценить успехи ребенка в преодолении страхов.
Полноценный эффект профилактической работы может быть достигнут лишь тогда, когда психолог работает в тесном контакте с родителями ребенка.
Мы предлагаем родителям рекомендации, которые помогут предупредить возникновение страхов у детей:
1) давать правильные ответы на детские вопросы;
2) по мере развития ребенка указывать на реальные опасности, обогащать знания о предметах и явлениях;
3) никогда не оставлять ребенка одного в незнакомой обстановке;
4) проявлять внимание к переживаниям и чувствам ребенка;
5) не следует пугать ради послушания (никем и ничем);
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
Каменева И. А., Леонова Е. В. Работа педагога - психолога с родителями детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по профилактике страхов
6) необходимо создать в семье эмоциональный комфорт;
7) выделять каждый день время на общение с ребенком; дать ему возможность поделиться своими секретами и тревогами, попросить помощи и совета;
8) нельзя стыдить ребенка за страх, который он испытывает.
9) сообщать о требованиях или запретах необходимо мягко, в дружественной форме, без давления;
10) при обучении ребенка письму или рисованию, лучше использовать карандаш и ластик (резинку), чтобы ребенок мог вытереть то, что не получилось. Это устраняет страх неудачи;
11) избегать физических наказаний;
12) не приучать маленького ребенка засыпать в одиночестве, если ему спокойнее, когда рядом находится взрослый, побудьте с ним;
13) помочь ребенку преодолеть страх на собственном примере; поделиться воспоминаниями о своих детских страхах, рассказать, как вы с ними боролись и победили;
14) не следует давать ребенку смотреть фильмы ужасов. Они еще не различают реальность и выдумку и часто забывают, что в действительности этого не существует.
Таким образом, основные задачи, которые предстоит решать психологу, занимающимся профилактической работой с дошкольниками с ЗПР, представляют широкий спектр: углубленное, всестороннее изучение детей, воспитание, обучение и коррекционно-развивающее воздействие, работа с семьей по профилактике страхов. Создайте доверительную обстановку, чтобы дети могли без стеснения сказать, что их напугало. Специально подобранные упражнения, задания, дидактические игры при целенаправленной профилактической работе, созданные в специальных условиях образовательной среды, во взаимодействии психолога, воспитателей, педагогов, родителей помогут преодолеть указанные отклонения в развитии данной категории детей [Щипицына 2005].
Библиографический список
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: СОЮЗ, 2000. 448 с.
Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. М.: Педагогика, 2001. 334 с.
Масляная О.В. Профилактика страхов у детей старшего дошкольного возраст // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 1. С. 1-5.
Щипицына Л.М. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2005. 240 с.