Научная статья на тему 'Работа органов исполнительной власти с обращениями граждан (на примере Тульского региона)'

Работа органов исполнительной власти с обращениями граждан (на примере Тульского региона) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
765
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Постернак Т. П.

Рассматриваются основные принципы, формы и результаты работы органов исполнительной власти Тульской области с обращениями граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа органов исполнительной власти с обращениями граждан (на примере Тульского региона)»

// II магистерская научно-практическая конференция: Тезисы докладов. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. - 370 с.

5. Закон Тульской области от 9 июня 2008 г. N 1024-ЗТО «О видах избирательных систем, порядке и условиях их применения при проведении муниципальных выборов в Тульской области» (принят постановлением Тульской областной Думы от 28 мая 2008 г. N 62/2988)

6. Выборы депутатов Собрания депутатов муниципального

образования город Новомосковск Новомосковского района первого созыва. Дата голосования 12.10.2008 [Электронный ресурс] /

Избирательная комиссия Тульской области. - Режим доступа:

http://www.tula.vybory.izbirkom.ru/region/tula

Получено 1.10.08 г.

УДК 342.25

Т.П. Постернак (Тула, Администрация Тульской обл.)

РАБОТА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА)

Рассматриваются основные принципы, формы и результаты работы органов исполнительной власти Тульской области с обращениями граждан.

«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [1] (статья 33 Конституции российской Федерации). Работа с обращениями граждан -один из важнейших участков деятельности органов власти всех уровней, обеспечивающий конституционное право гражданам непосредственно участвовать в управлении делами государства, вести диалог с властью. Для должностных лиц полученная информация является индикатором положения дел в муниципальных образованиях, оценки различных слоев населения экономических и политических реформ, что способствует диалогу между государственной властью и населением, позволяет своевременно реагировать на изменения в обществе.

Анализ почты устных и письменных обращений граждан в органы исполнительной власти Тульской области указывает на значительный рост корреспонденции, что свидетельствует о росте доверия населения к органам исполнительной власти и уверенности в обеспечении надежной защиты каждого человека. По численности населения и общему объему

рассматриваемых обращений граждан Тульская область среди Центрального федерального округа находится на третьем месте, уступая Московской и Воронежской областям.

В 2005 г. в органы исполнительной власти и в подразделения аппарата администрации Тульской области поступило 29611 обращения граждан, что на 3% больше, чем за 2004 г. (28848 обращение), на 9,5 % -чем в 2003 г., на 11,3 % - чем в 2003, на 11,4 % - чем в 2002 г., и в 3,67 раза превышает количество обращений в 2000 г. Следует отметить, что в статистике 2002-2005 гг. учитывались обращения граждан в различные органы исполнительной власти и подразделения аппарата администрации Тульской области (Табл. 1).

Таблица 1

Обращения граждан в различные органы исполнительной власти и подразделения аппарата администрации Тульской области (2002-2005 гг.)

Наименования подразделений 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г.

Кол- во % Кол- во % Кол- во % Кол- во %

Отдел обращений граждан 11913 40,23 8810 30,54 8731 32,59 6581 25,1

Комитет по делам ЗАГС 4470 15,1 4776 16,56 4035 15,06 4570 17,4

Комитет по делам архивов 4093 13,82 5801 20,11 6710 25,05 5907 22,5

Департамент социального развития 4023 13,6 4326 15,00 3161 11,8 3961 15,1

Департамент здравоохранения 2600 8,78 2838 9,84 1684 6,29 2814 10,7

Департамент образования 703 2,37 243 0,84 339 1,27 286 1,1

Комитет по науке 365 1,23 640 2,22 296 1,1 376 1,4

Комитет по природным ресурсам и экологии 332 1,12 322 1,12 433 1,62 - -

Комитет по защите прав потребителей 235 0,79 208 0,72 209 0,78 -** -

Комитет по туризму 181 0,61 205 0,71 175 0,65 98 0,4

Административнотерриториальное образование «Тула-50» 128 0,43 95 0,33 88 0,33 -** -

Департамент экономического развития 95 0,32 68 0,24 14 0,05 -** -

Комитет по управлению 81 0,27 17 0,06 28 0,1 4 0,02

Наименования подразделений 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г.

Кол- во % Кол- во % Кол- во % Кол- во %

государственным имуществом

Департамент культуры 66 0,22 23 0,08 34 0,13 55 0,2

РЭК 65 0,22 42 0,15 34 0,13 -** -

Департамент финансов 58 0,2 48 0,17 166 0,62 -** -

Департамент труда 49 0,17 193 0,67 256 0,96 353 1,3

Инспекция по государственному архитектурностроительному надзору 42 0,14 38 0,13 17 0,06 -** -

Комитет по делам женщин и демографической политике 28 0,09 60 0,21 19 0,07 77 0,3

Комитет по молодежной политике 25 0,08 35 0,12 57 0,21 15 0,1

Департамент сельского хозяйства 14 0,05 13 0,05 8 0,03 4 0,03

Управление государственной службы и кадров 12 0,04 8 0,02 -** - -* -

Департамент транспорта и связи 12 0,04 26 0,09 -** - 14 0,1

Контрольное управление 8 0,03 2 0 -** - -* -

Комитет по физической культуре и спорту 7 0,03 1 0 74 0,28 62 0,2

Департамент энергетики 5 0,02 -** - 6 0,02 35 0,1

Хозяйственное управление 1 - -* - 8 0,03 -** -

Комитет по бытовому обслуживанию -* - -* - 1 0 5 0,03

Департамент промышленности -* - 1 0 2 0 - -

Департамент внешних экономических связей -* - -** - 1 0 - -

Департамент предпринимательства и потребительского рынка -** - 1 0 1 0 7 0,1

Эколого- -** - -** - -** - 473 1,8

Наименования подразделений 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г.

Кол- во % Кол- во % Кол- во % Кол- во %

радиологический комитет

Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства -** - -* - -* - 454 1,7

Комитет по печати и телерадиовещанию -** - -** - 120 0,45 3 0,01

Управление по связям с правоохранительным и органами и воинскими организациями -** - -** - 82 0,31 76 0,3

Комитет по управление государственным имуществом -** - -** - -** - 4 0,03

Комитет по обеспечению экономической безопасности -** - -** - -** - 1 0,01

Департамент энергетики -** - -** - -** - 1 0,01

* - отсутствуют обращения поступившие непосредственно в орган исполнительной власти

** - отсутствует информация

Из приведенной таблицы видно, что более 90 % всех обращений поступало в отдел обращений граждан, комитет по делам записи актов гражданского состояния, комитет по делам архивов, департамент социального развития, департамент здравоохранения; при этом с каждым годом увеличивается доля отдела обращений граждан.

Около трети обращений граждан в органы исполнительной власти зафиксированы на личном приеме. При этом отмечается тенденция снижения устных обращений в пользу письменных. В 2005 г. на личном приеме зарегистрировано 7077 устных обращений граждан (что составляет 24 % от общего количества), в 2004 г. - 8808 (31 % от общего количества), в 2003 г. - 8118 (30 % от общего количества), в 2002 г. - 10750 (41,0 % от общего количества).

В таблице 2 приведена информация об обращениях граждан, поступивших к руководителям органов исполнительной власти области и подразделений аппарата администрации области на личном приеме.

Таблица 2

Обращения граждан в органы исполнительной власти и подразделения аппарата администрации Тульской области на личном приеме (2002-2005 гг.)

Наименования подразделений 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г.

Кол- во % Кол- во % Кол-во % Кол- во %

Департамент социального развития 2040 28,83 2163 24,56 1936 23,85 2139 19,9

Комитет по делам ЗАГС 1954 27,61 1992 22,62 1495 18,42 1976 18,4

Департамент здравоохранения 1200 16,96 2359 26,78 1359 16,74 2204 22,6

Отдел обращений граждан 693 9,79 533 6,05 621 7,65 616 3,9

Комитет по делам архивов 426 6,02 703 7,98 1798 22,15 2460 22,6

Комитет по природным ресурсам и экологии 240 3,39 242 2,75 312 3,84 - -

Комитет по туризму 175 2,47 179 2,03 140 1,72 95 0,9

Комитет по науке 140 1,98 337 3,83 136 1,68 144 1,3

Административнотерриториальное образование «Тула-50» 94 1,33 73 0,83 77 0,95 - -

Департамент экономического развития 77 1,09 52 0,59 - - - -

Департамент образования 18 0,25 21 0,24 25 0,31 14 0,1

Комитет по делам женщин и демографической политике 16 0,23 30 0,34 4 0,05 64 0,6

Департамент культуры 3 0,04 1 0 5 0,06 - -

Комитет по физической культуре и спорту 1 0,01 - - 35 0,43 19 0,2

Департамент труда - - 123 1,4 170 2,09 308 2,9

Комитет по молодежной политике - - - - 4 0,05 10 0,09

Департамент промышленности - - - - 1 0,01 - -

Департамент по - - - - - - 450 4,2

Наименования подразделений 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г.

Кол- во % Кол- во % Кол-во % Кол- во %

поддержке малого и среднего бизнеса

Энерго- радиологический комитет - - - - - - 437 4,1

Главное управление строительства, стойиндустрии, дорожного и жилищнокоммунального хозяйства - - - - - - 15 0,1

Региональная энергетическая комиссия - - - - - - 1 0

Комитет по бытовому обслуживанию - - - - - - 1 0

Из таблицы следует, что наибольшее количество обращений на личном приеме в 2002-2005 гг. поступило в департамент социального развития, комитет по делам ЗАГС, департамент здравоохранения, отдел обращений граждан и в сумме составило более 80 % от общего количества.

Максимальная нагрузка в работе с запросами приходилась на отдел обращений граждан (в настоящее время - Управление по работе с обращениями граждан), являющийся подразделением аппарата администрации Тульской области. Основными задачами управления согласно Положению «Об управлении по работе с обращениями граждан аппарат администрации Тульской области», утвержденному постановлением губернатора Тульской области от 23 августая 2006 г.№ 74-пг, являются:

1) обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных губернатору Тульской области и администрации Тульской области, органам исполнительной власти подразделениям аппарата администрации Тульской области;

2) осуществление контроля за организацией и соблюдением установленного порядка работы с обращениями граждан в органах исполнительной власти и подразделениях аппарата администрации Тульской области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) осуществление информационно-справочной работы, связанной с обращениями граждан;

4) анализ обращений граждан, адресованных губернатору Тульской области, администрации Тульской области, органам исполнительной власти и подразделениям аппарата администрации Тульской области и подготовка соответствующей информации.

Статистическая обработка базы данных автоматизированной системы «ПИСЬМО» и оформление результатов, произведенных отделом информационных систем управления информационных технологий и отделом обращений граждан аппарата администрации Тульской области, позволили отметить увеличение нагрузки на данный отдел.

В 2005 г. в отделе обращений граждан аппарата администрации Тульской области было зарегистрировано 11913 обращений, что на треть больше, чем за 2000 г. В письменной форме в 2005 г. поступило 9012 обращений, что на 8,16 % выше, чем в 2004 г. При проведении личного приема в приемной администрации области и на выездных приемах в муниципальных образованиях обратились 693 человека с устными обращениями (7,6 % от общего количества обращений, что соответствует уровню 2003-2004 гг. и вдвое превышает показатели 2000-2001 гг.).

Резкое увеличение количества обращений граждан в 2005 г. обусловлено созданием новой формы работы с населением - «Телефон доверия Губернатора». По «Телефону доверия» за 4 месяца (сентябрь -декабрь) поступило 2208 звонков, что составило 18,5 % от общего количества обращений в 2005 г., при этом следует подчеркнуть, что весь объем звонков пришелся на IV квартал.

Тематический спектр обращений по «Телефону доверия Губернатора» представлен в таблице 3.

Таблица 3

Тематика обращений граждан по «Телефону доверия губернатора»

в % от количества обращений

Тематика %

Коммунально-бытовое обслуживание 47,1

Социальное обеспечение и социальная защита населения 10,2

Вопросы здравоохранения 8,2

Жилищные вопросы 7,2

Вопросы труда и зарплаты 4,2

Работа с обращениями граждан 3,6

Работа органов внутренних дел 3,6

Вопросы промышленности и строительства 3,5

Транспорт и связь 3,2

Государство, общество, политика 1,4

Тематика %

Агропромышленный комплекс 1,2

Экономическая реформа, создание рыночной инфраструктуры 1,1

Образовательная деятельность 1

Финансовые вопросы 1

Наука, культура, информация 0,9

Вопросы суда, прокуратуры, юстиции, адвокатуры 0,9

Прочие 2,0

Таким образом, половина всех звонков касается вопросов коммунального обслуживания населения: ремонта жилья (30 %),

водоснабжения (16 %), отопления (16 %), оплаты за жилищно-

коммунальные услуги (12 %) Актуальными также являются вопросы обеспечения лекарственными препаратами.

В целом анализ обращений граждан за анализируемый период показал, что они отражают социально-экономические интересы и носят в основном частный характер.

Значительную часть обращений составили письма граждан в вышестоящие органы государственной власти. Так, за 2005 г. через Администрацию Президента РФ получено 3584 письма от жителей Тульской области (в том числе 1184 обращения, поступившие по Прямой линии Президента РФ), что в два раза больше, чем в 2003 г., что объясняется высокой степенью доверия Президенту РФ. Так, анализ переменной «доверие органам власти» показал, что Президент Российской Федерации пользуется доверием более половины респондентов (52,0 %), губернатора Тульской области указали 18,7 %, мэра г.Тулы - 11,3%, правительство (9,3 %). В меньшей степени доверие у населения вызывают органы законодательной власти: незначительное число опрошенных выбрали индикаторы «правительство» (9,3 %), «Тульская областная Дума» (7,3 %), «Совет Федерации» (5,3 %), «Государственная дума» (3,3 %),

«Тульская городская дума» (1,3 %). Треть опрошенных не доверяет

39

никому .

В ходе рассмотрения текстов информационных сообщений выделены следующие тематические категории обращений граждан к Президенту РФ, по степени распространенности:

- общие вопросы социальной защиты населения;

- вопросы экономической и хозяйственной тематики;

39 По данным социологического исследования «Перемены в нашей жизни», проведенного на базе Лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета в 2006 г. Эмпирический объект исследования - жители г.Тулы с правом избирательного голоса. Объем выборочной совокупности составил 300 человек. Ошибка выборки не превышает + - 3%, что позволяет считать результаты исследования относительно надежными.

- общие вопросы. Совершенствование законодательства. Соблюдение законности, деятельность правоохранительных органов. Борьба с преступностью;

- обращения лично к Президенту РФ;

- вопросы, касающиеся компенсации вкладов и займов населения;

- персональные обращения по вопросам судопроизводства и соблюдения законности;

- персональные обращения по вопросам социальной защиты;

- вопросы государственного управления и политики;

- вопросы образования;

- вопросы, затрагивающие деятельность СМИ;

- вопросы внешней политики РФ;

- вопросы, затрагивающие деятельность администрации муниципальных образований;

- вопросы гражданства РФ и миграционного характера;

- вопросы по делам религии;

- вопросы здравоохранения;

- вопросы спорта;

- вопросы экологии;

- обращения, не имеющие смыслового содержания.

Через аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе в 2005 г. поступило 67 писем, что на 10,5 % больше, чем в 2003 г. По тематическому классификатору преобладают проблемы жилья и коммунально-бытового обслуживания, а также вопросы суда, прокуратуры, адвокатуры, арбитража и нотариата.

Вместе с тем, на 11,6 % сократилось число обращений через Аппарат Правительства РФ.

Анализ обращений граждан в органы исполнительной власти позволяет вычленить наименее защищенные категории населения, а также спектр их основных проблем. От граждан, наделенных льготами: инвалидов по общему заболеванию, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, многодетных семей - ежегодно поступает около четверти обращений.

В тематическом разрезе наиболее актуальными являются вопросы коммунально-бытового обслуживания, социального обеспечения, обеспечения жильем. Эти вопросы ежегодно составляют около 60 % от всех.

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

□ Прочие

И Коммунально-бытовое обслуживание Ш Транспорт и связь

Ш Работа ОВД

@ Суд, прокуратура

0 Здравоохранение

Ш Финансы

□ Социальное обеспечение

И Жилищные вопросы

[3 Торговля

□ Образование

Щ Наука, культура, информация Н Государство, политика

■ Агропромкомплекс

@ Труд и зарплата

Н Промышленность

Диаграмма 1.Динамика запросов населения, поступивших в отдел обращений граждан аппарата администрации Тульской области: распределение по тематике обращений

На диаграмме 1 представлена динамика обращений граждан по основным вопросам тематического спектра, поступивших в отдел обращений граждан за 2000-2005 годы. Из диаграммы видно, что с каждым годом количество вопросов по всем тематическим разделам увеличивается достаточно равномерно. Исключение составляет рост в 2005 г. числа обращений граждан по вопросам коммунально-бытового обслуживания, увеличившееся по сравнению с 2004 г. на 44 %. В период с 2000 по 2004 гг.

по выделенному параметру лидировала проблема социального обслуживания населения. Значительное увеличение доли коммунальнобытового обслуживания вывело данную позицию на первое место по степени значимости и актуальности вопросов в 2005 г. Следует отметить, что в 2005 г. треть от общего количества этих вопросов поступили по «Телефону доверия губернатора».

Большая часть обращений касается вопросов ремонта жилья (от 26,6 % в 2002 г. 29% в 2005 г.), оплаты за жилищно-коммунальные услуги (от 10,3 % в 2003 г. до 17% в 2005 г.), водоснабжения (от 7,2 % в 2004 г. до 14,7 % в 2003 г.), газификации (от 12 % в 2005 г. до 17,6 % в 2002 г.), отопления (от 10% в 2005 г. до 15,2 % в 2003 г.). Ежегодно около трети обращений по данной проблеме составляют коллективные запросы.

Важно подчеркнуть, что с каждым годом увеличивается реализация запросов населения органами исполнительной власти: если в 2002 г. было принято 10 % положительных решений, то в 2005 г. - 31 %. Большая часть решенных вопросов приходится на ремонт жилья, восстановление отопления и водоснабжения.

Вопросы социальной сферы являются наиболее важными аспектами жизнедеятельности для инвалидов и участников войны, инвалидов по общему заболеванию, ветеранов труда, многодетных семей. В связи с чем среди проблем данного профиля актуальны вопросы:

- помощи малообеспеченным группам населения,

- приобретения и эксплуатации инвалидных средств передвижения,

протезирования,

- назначения и пересмотра размеров пенсии.

Если по реализации вопросов коммунально-бытового обслуживания отмечается положительная динамика, как было отмечено выше, то по вопросам социального обслуживания населения снижается доля позитивных решений. В 2005 г. положительно решено 19 % обращений (36 % - в 2004 году). В основном, это просьбы об оказании материальной помощи малообеспеченным группам населения.

Основную массу корреспонденции (около 70 %) по жилищным вопросам ежегодно составляют просьбы о предоставлении отдельных квартир и улучшении жилищных условий. Увеличивается количество вопросов переселения из ветхого и аварийного жилья (с 6,2 % в 2001 г. до 17 % - в 2005 г.), что обусловлено реализацией областной Программы «Ветхое жилье». Вместе с тем, снижается количество обращений по вопросу обеспечения жильем военнослужащих (с 10,8 % в 2000 г. до 2 % в 2002 г.).

При этом, следует отметить, что ответы по вышеуказанной проблеме носят, в основном, разъяснительный характер. В 2005 г. положительно решено лишь 9 % обращений.

В 2005 г. по сравнению с предыдущим годом на 44 % увеличилось количество обращений граждан по вопросам здравоохранения: обеспечения лекарственными препаратами, помещения в

специализированные лечебные учреждения, обеспечения путевками на санаторное лечение. Данное обстоятельство объясняется принятием Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Важно подчеркнуть, что положительно решено в 2004-2005 гг. более трети обращений. Значительная часть решенных вопросов - обеспечение лекарственными препаратами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из представления о ценностной системе как сложной структуре, состоящей из центра (ядро, включающее ценности, разделяемые большинством граждан, преимущественно интегрирующие общество), периферийной области (ценности, разделяемые меньшинством, преимущественно дифференцирующие общество) и структурного резерва (занимает положение между центром и периферией и характеризуется динамичностью) «здоровье» - ценность, связанная с витальными

потребностями, согласно результатам социологического исследования «Социально-демографические процессы и положение семьи в Тульском регионе», проведенного на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета, находится в центре ценностной иерархии туляков. Такие же ценности, как «патриотизм», «религия», «политика» (дистанцированные от частных интересов), находятся на периферии ценностного сознания населения [2].

Вместе с тем, в 2005 г. отмечено 40 %-ое увеличение запросов граждан и по вопросам государства, общества, политики, которые нашли наибольшее проявление в обращениях жителей Чернского, Белевского, Веневского районов, г. Тулы. Значительная часть корреспонденции - о награждении и присвоении почетных званий (58 %). Вопросы

административно-территориального деления составили 7 %, работы органов муниципального управления - 5 %. Положительно решено 7 % обращений, половина из них - о присвоении почетного звания. Разъяснения даны на 55 % обращений.

В 2003-2004 гг. среди наиболее актуальных причин обращения граждан в органы исполнительной власти отмечались вопросы труда и заработной платы: более 50 % запросов составили вопросы заработной

платы, около трети - вопросы трудоустройства. Отмечена позитивная динамика положительных решений, вынесенных по поводу обращений в данном ключе: в 2004 г. доля положительных решений составила 24,4 %, что на 63 % превышает показатель 2003 г., и на 95 % - 2002 г.

Наиболее остро после проблем коммунально-бытового обслуживания, социального обеспечения и социальной защиты населения, а также жилищных проблем в 2002 г. стояли вопросы суда, прокуратуры и юстиций. Среди основных вопросов, поднятых в обращениях: помилования, амнистии, снижение срока заключения (26,7 %),

деятельности судебных органов и работников (14,3 %), неисполнение судебных решений (13,5 %). Анализ результатов рассмотрения обращений показал, что удовлетворено 1,2 % запросов.

Четвертое место по степени значимости в 2000-2001 гг. занимали проблемы транспорта и связи. Наиболее озабоченными категориями граждан по данному вопросу являлись инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды по общему заболеванию, ветераны труда. Среди актуальных вопросов в данном направлении: установка квартирных телефонов (54,8 % и 42,5 % соответственно в 2001 и 2000 гг.) и предоставление льготного проезда в транспорте (15,6 % и 31,8 % соответственно в 2001 и 2000 гг.).

В целом, анализ обращений показал, что значительная их часть относится к ведению органов местного самоуправления.

В соответствии с действующим законодательством гражданин вправе лично обращаться в органы исполнительной власти Тульской области, к должностным лицам указанных органов, а также к государственным служащим, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов, а руководители и должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан.

В 2005 году в отделе обращений граждан зарегистрировано 693 обращения на личном приеме, что на 30 % больше, чем в 2004 году (534 обращения). Тематический спектр обращений на личном приеме представлен в таблице 4.

Из таблицы следует, что актуальная часть тематического спектра личного приема приблизительно совпадает с общей массой обращений.

Анализ статистических показателей результатов рассмотрения показал, что в период 2000-2002 гг. около 80 % ответов носят разъяснительный характер, менее 10 % обращений удовлетворено. В 20032005 гг. от 50 % до 60 % обращений получили разъяснительные ответы, положительно решено около пятой доли запросов.

Таблица 4

Динамика обращений на личном приеме

распределение по тематике обращений, в %________________

Тематика 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Коммунально-бытовое обслуживание 14,7 17,9 23,4 33 31,8 30,6

Жилищные вопросы 11,4 14,8 15 15,8 18,2 20,3

Социальное обеспечение и социальная защита населения 17,8 13,5 19,3 13,8 13,9 12,4

Вопросы здравоохранения 9,9 7,2 4,3 5,6 9,6 9,2

Государство, общество, политика 2,6 2,2 1,2 2,6 2,2 3,6

Вопросы труда и зарплаты 9,0 7,9 3,6 5,2 5,2 3,5

Агропромышленный комплекс 4,4 2,8 1,4 1,6 2,2 3,5

Транспорт и связь 3,7 8,2 6,3 3,4 2,8 2,9

Вопросы промышленности и строительства 2,2 1,3 1,2 2,4 1,1 2,7

Образовательная деятельность 5,1 5,0 5,6 2,4 1,5 2,7

Работа органов внутренних дел 2,4 2,5 3,9 3,2 2,6 2

Наука, культура, информация 3,5 5,3 2,9 1,6 2,8 1,4

Финансовые вопросы 4,6 3,5 4,6 3,1 1,7 1,3

Вопросы суда, прокуратуры, юстиции, адвокатуры 4,2 3,5 1,9 1,3 1,5 0,7

Прочие 4,5 4,4 5,4 5 2,9 3,2

В рамках рассматриваемой проблемы представляется необходимым рассмотреть деятельность муниципальных районных общественных приемных при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе в Тульской области и региональной общественной приемной. Анализ показывает, что авторитет общественных приемных в решении жизненно важных вопросов возрастает среди населения. Так, если в 2002 г.в общественные приемные обратилось 1240 граждан, в 2003 г. - 1400, в 2004 г. - 1660, то в 2005 г. количество обращений достигло 1872.

При этом следует отметить, что тематика запросов населения в указанные социально-политические институты, полностью совпадает с выделенными выше проблемами: в 2005 г. зафиксировано 37 % обращений по коммунально-бытовым и жилищным вопросам, 24,6 % - социальным, 10,3% - судебным и трудовым вопросам.

Таким образом, обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимый при решении текущих и перспективных вопросов государственного регулирования. Являясь одной из форм участия населения в управлении,

обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: «АКАЛИС». -

С. 11.

2. Батанина, И. А. Социально-демографические процессы и положение семьи в Тульском регионе: Монография [Текст]/ И.А.Батанина, Е.В.Бродовская, Т.П.Лысенко, З.М.Пушкина, В.П.Щербакова. - 2-е изд., доп. - Тула: Издательство ТулГУ, 2006. - С. 99-107.

Получено 1.10.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.