Научная статья на тему 'Социальная политика в аграрных районах Кузбасса в 90-х начале 2000-х годов'

Социальная политика в аграрных районах Кузбасса в 90-х начале 2000-х годов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / БЕЗРАБОТИЦА / СЕЛО / SOCIAL POLICY / AGRARIAN TERRITORIES / UNEMPLOYMENT / VILLAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костюнин Олег Викторович

Статья отражает актуальные проблемы сельской глубинки. В преимущественно индустриальном Кузбассе особое внимание уделяется развитию дотационных аграрных территорий. Социальная политика местных властей направлена на поддержку малообеспеченных слоев населения, что позволяет стабилизировать здесь общественно-политическую ситуацию. Важнейшими направлениями социальной политики являются: борьба с безработицей и поддержание снижающегося уровня жизни сельской местности. В ближайшей перспективе эти меры должны оказать положительное воздействие на численность и состав сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social policy in agrarian regions of Kuzbuss in 90-th at the beginning of 2000s

The article is reflecting problems of rural background. In predominantly industrial Kuzbuss especial care is being spared to development of unprofitable agrarian territories. Social policy of local rules has been directed to support of poor parts population that stabilizes social and political situation there. Struggle with unemployment and supporting low level of life of residents in countryside is most important direction of social policy. The measures taken have to render positive influence on the number and structure of countryside in the nearest perspective.

Текст научной работы на тему «Социальная политика в аграрных районах Кузбасса в 90-х начале 2000-х годов»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

УДК 947+364.465+332.122(571.17) О. В. КОСТЮНИН

Кемеровский государственный университет

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В АГРАРНЫХ РАЙОНАХ КУЗБАССА В 90-х - НАЧАЛЕ 2000-х ГОДОВ

Статья отражает актуальные проблемы сельской глубинки. В преимущественно индустриальном Кузбассе особое внимание уделяется развитию дотационных аграрных территорий. Социальная политика местных властей направлена на поддержку малообеспеченных слоев населения, что позволяет стабилизировать здесь общественно-политическую ситуацию. Важнейшими направлениями социальной политики являются: борьба с безработицей и поддержание снижающегося уровня жизни сельской местности. В ближайшей перспективе эти меры должны оказать положительное воздействие на численность и состав сельского населения.

Ключевые слова: социальная политика, аграрные территории, безработица, село.

В начале 90-х гг. либерализация цен привела к ухудшению уровня жизни сельского населения. В 1991 г. стоимость услуг увеличилась в 2,7 раза. В 8 раз возросли услуги на содержание детей в дошкольных учреждениях, в 3 раза — услуги связи, здравоохранения и коммунальные, в 2 раза — услуги пассажирского транспорта и жилищного хозяйства. Индекс цен на бытовые услуги достиг 311 %. Денежные доходы населения при этом увеличились только в два раза. Разрыв между доходами и ценами привел к снижению жизненного уровня населения. Повышение розничных цен на промышленные и продовольственные товары вызвало резкое падение доходов населения, в том числе и сельского [1].

В 90-е гг. резко ухудшилось состояние экономики на селе. Ситуацию усугублял неэквивалентный обмен между сельскохозяйственной и промышленной отраслями. Цены на промтовары резко возросли, в то время как цены на сельхозпродукцию выросли незначительно. Это приводило к низкой рентабельности сельхозпроизводства и как следствие — росту убыточных хозяйств. Если в 1996 г. по Мариинскому району уровень заработной платы у работников села был на 25,3 % ниже среднерайонного, то в 1997 г. — уже на 31,2 %. Выплата заработной платы задерживалась от нескольких месяцев до нескольких лет. В лучшем случае частично производилось отоваривание по завышенным ценам [2].

В Кузбассе начиная с 1997 г. формируется губернаторский резервный фонд зерна. Его задача заключается в том, чтобы по всей территории Кемеровской области не возникало проблем с выпуском хлеба. В 2001 г. запасы продовольственного зерна в губернаторском фонде составляли 5 месяцев. Закупочные цены на хлеб были на 25 — 30 %, выше, чем в соседних регионах. На протяжении ряда лет каждый кузбас-совец имел возможность приобретать хлеб по 4,8 руб. за буханку [3].

Рост безработицы стал одной из наиболее серьезных проблем социального развития аграрных районов. В 1999 г. при среднеобластном уровне 2 %, в Че-булинском районе безработица достигала 6,5 %, Мариинском — 5,2 %, Тяжинском — 5,1 %, Ижморском —

3,8 %. По сравнению с городскими территориями, на селе возможности для трудоустройства более ограни-

чены [4]. Экономика села была ослаблена. В 90-е гг. многие хозяйства стали нерентабельными вследствие роста цен на технику и запасные части, комбикорма, строительные материалы. Только в 2001 г. села Тя-жинского района покинули 300 чел. трудоспособного возраста [5].

За 1996 — 2001 гг. в сельских территориях Кузбасса число занятых в экономике сократилось на 11 тыс. чел. Во многих случаях безработица носит скрытый характер. Так, за 1996 — 2001 гг. численность официально зарегистрированных безработных, по аграрным районам сократилась на 1,4 тыс. чел. [6]. Этому способствует ряд факторов: территориальная разбросанность поселков, сезонные колебания в спросе на рабочую силу, ограниченность сферы приложения труда селян и т. д. Не случайно безработица в селах приобретает застойный характер. Часть селян трудится на своем подворье и реализует произведенную продукцию, но в то же время они стоят на учете в службе занятости. Другие хотели бы заняться производством сельхозпродукции, но не имеют ни скота, ни земли. По ходатайству органов службы занятости районные администрации выделяли безработным селянам землю из незанятых площадей, находящихся в муниципальной собственности. За гражданами в течение 3 лет на период действия договора сохранялся трудовой стаж. На приобретение молодняка выделялась сумма в размере годового пособия по безработице и земельный участок тем, кто не имел пая в сельхозпредприятиях. Первые такие хозяйства были организованы органами местного самоуправления Чебулинского, Яшкинского и Таштагольского районов. Селян, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, освободили от уплаты регистрационного сбора и установили льготы по уплате налогов в местные бюджеты [7].

В 90-х гг. одним из важнейших направлений социального развития сельских территорий стала организация службы занятости. Здесь оказывают помощь безработным в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников, выдают пособия по безработице, занимаются оргнабором и переселением граждан. [8] Местные власти принимали ряд мер по снижению уровня безработицы. Так, в мае 1995 г. при администрации Тя-

жинского района для выработки решений по определению и осуществлению политики занятости населения был создан координационный комитет содействия занятости населения. Здесь определялся порядок и условия квотирования рабочих мест граждан с пониженной работоспособностью и организации дополнительных рабочих мест для социально незащищенных категорий населения [9].

Также в службах занятости организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, В 1997 г. в городе Мариинске при районном отделе культуры был организован Центр ремесел. Деятельность центра направлена на обучение ремесленному делу людей из числа безработных, независимо от возраста. Городской и районный центры занятости населения направляли учиться ремеслу всех желающих. В 1999 г. был сделан первый набор учащихся на курсы резьбы по дереву и бересте. После 6 месяцев этих людей предполагалось принимать на работу для занятия надомным трудом. В центре действуют швейный и 2 столярных цеха, мастерские по изготовлению керамики и лозоплетению [10].

В начале 2000-х гг. по сельским территориям отмечался значительный рост числа безработных. Одной из основных причин стало сокращение рабочих мест в сельском хозяйстве, экономике, торговле. С другой стороны, росту безработицы способствует нежелание определенной категории населения работать, предпочитающей получать минимальное пособие. Так, в Тяжинском центре занятости каждый второй из стоящих на учете ушел с предыдущей работы по собственному желанию. Статус безработного многие используют для того, чтобы доучиться, выйти на пенсию или просто не работать [11]. В 2001 г. в службу занятости Тисульского района обратилось 3050 чел., на 120 чел. больше, чем в 2000 г. Удалось трудоустроить 960 чел,. из них по специальным программам занятости 543 чел. —131 % от запланированного. Если в 2000 г. на общественных работах был занят 151 чел., то в 2001 г. — уже 426 [12].

Одним из направлений активной политики занятости населения является организация общественных работ: погрузочно-разгрузочные работы, прием картофеля, скашивание травы вдоль автодорог, благоустройство поселка, побелка производственных зданий и текущий ремонт. [13] В апреле 2005 г. в поселке Центральный Тисульского района открылся заготовительный пункт. Более 30 безработных жителей стали заготавливать ягоды, грибы, папоротник, черемшу. Также здесь оказывают населению различные виды услуг: вспашку огородов, заготовку и вывозку дров [14].

Численность трудовых ресурсов сельской местности Кузбасса ежегодно снижается. Отток рабочей силы объясняется низким уровнем зарплаты, которая в 2 раза ниже, чем средняя по области. К началу 2000-х гг. в аграрных районах 92 тыс. селян трудоспособного возраста были не заняты в экономике. В 1 тыс. сел и деревень насчитывается 137,6 тыс. таких хозяйств. Характерно, что 510 из них — малонаселенные, где живет менее 200 жителей, а в 250 — живет менее 50 жителей. В экономике села оказались невостребованными водители, доярки, животноводы, трактористы и т. д. Устойчивый характер носит хроническая безработица продолжительностью в 1 — 1,5 года [15].

У селян зачастую остается только одна «статья» доходов — от продажи продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, в частности, молока. Сегодня основным звеном в работе по сбору молока

является облпотребсоюз, в системе которого действует 334 магазина-заготпункта. Для поддержки селян в Кемеровской области выделяются бюджетные займы на приобретение домашних животных и расширение личных подсобных хозяйств в сельской местности. В 2002 г. через государственное учреждение «Сельский дом» средств из областного бюджета на строительство было выделено 1050 тыс. руб. (введено 3530 кв. м. жилья), развитие личных подсобных хозяйств — 1070 тыс. руб., всего 2120 тыс. руб. [16].

В 90-е гг. местные власти принимали меры по поддержанию падающего уровня жизни селян. В связи с острой необходимостью увеличения производства продукции сельского хозяйства для обеспечения населения продуктами питания в районных советах народных депутатов принимались решения об увеличении норм выделения земли для занятий огородничеством. Так, по Тяжинскому району в 1993 г. норма предоставления земельных участков для населения была увеличена до 30 соток. Тарифы по подготовке почвы для выращивания картофеля устанавливались в соответствии с фактическими затратами, но не выше 150 рублей за одну сотку [17].

К концу 90-х гг. уровень жизни сельского населения катастрофически снизился. Наиболее социально незащищенной категорией оказались пенсионеры. В 1998 г. в Кузбассе 46 % получателей пенсий и пособий — 345,3 тыс. чел. имели пенсии ниже прожиточного минимума. Этой категории в первую очередь оказывалась социальная помощь деньгами, продуктами, одеждой, обувью, медикаментами. В центрах социального обслуживания социальная помощь пенсионерам оказывалась за счет материальных ценностей, полученных Пенсионным фондом от пред-приятий-должников. Получили распространение и новые формы поддержки ветеранов: работали столы заказов в счет будущей пенсии, осуществлялась безналичная оплата жилья и коммунальных услуг и др. [18].

В аграрных районах принимались социальные программы «Забота». Выделенные средства использовались на приобретение лекарств, одежды, обуви, доставку топлива, организацию бесплатного питания в столовой, ремонт жилья. Обслуживаемые отбирались на основании уже готовых карт обследования на каждого нуждающегося пенсионера. Карты обсуждались специальной комиссией, состоящей из депутатов местного совета, членов совета ветеранов, работников социальной помощи. К категории нуждающихся и особо нуждающихся были отнесены одинокие, инвалиды, престарелые, на попечении которых находились несовершеннолетние дети [19].

В аграрных районах в рамках месячников и декадников к Дню инвалида ежегодно проводится большая работа. Действуют общественные приемные с участием специалистов социальных служб, в участковых больницах для инвалидов проводятся дни «Открытых дверей». Также организуются обследования нетранспортабельных инвалидов на дому. Инвалидам предоставляются бесплатные услуги швеи, парикмахера с выездом в сельские территории. Одиноким оказывают срочную помощь, содействие в ремонте жилья и подвозе топлива. Для инвалидов Великой Отечественной войны — активистов ветеранских организаций проводится льготная подписка на газеты «Ветеран», «Земляки» [20].

Местные власти оказывают сельским жителям постоянную социальную поддержку. Так, на 2-й сессии Тяжинского районного Совета народных депутатов 25 июня 1997 г. было принято решение о предоставлении льгот по уплате земельного налога. От упла-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

ты налога за землю освобождались граждане, проживающие в сельских населенных пунктах, а также граждане, достигшие возраста, дающего право на пенсию по старости, проживающие в поселках Тя-жинский и Итатский [21]. По решению администраций аграрных районов пенсионерам, проживающим в сельской местности, специально выделялся лесосечный фонд. В декабре 1998 г. 292 семьям пенсионеров, проживающим в поселках Даниловка, Бе-ляковка и Тисуль Тяжинского района для заготовки дров были выделены лесосеки в размере 4,4 тыс. кв. м [22]. В сентябре 1999 г. в Чебулинском районе был создан ссудный фонд при отделе социальной защиты населения. Здесь нуждающиеся пенсионеры могли получить беспроцентные ссуды. Ссуда выдавалась сроком не более 6 месяцев, причем ее размер не превышал 2-х размеров назначенной к выплате суммы пенсии [23].

В аграрных районах принимается ряд мер по социальной поддержке многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Нуждающимися в дополнительной социальной поддержке признаются семьи, в которых совокупный доход на каждого члена семьи не превышает размера минимальной заработной платы. Так, на территории Мариинского района с 9 декабря 1992 г. для многодетных семей была определена скидка в 30 % от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. Для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, представляется скидка в 30 % от стоимости топлива. Для учащихся общеобразовательных школ устанавливается бесплатный проезд в автобусах пригородного сообщения и на внутрирайонных линиях [24]. В Тяжинском районе асоциальным, многодетным семьям ощутимую поддержку оказывает Центр социальной помощи семье и детям. Только за 2003 г. 1403 семьи получили материальную помощь на сумму более 600 тыс. руб., в том числе 170 тыс. из местного бюджета. Ежемесячно 82 многодетные семьи получали бесплатные губернаторские продуктовые наборы (за год их получено на сумму более 22 тыс. руб.) Еще 23 нуждающиеся семьи получили благотворительный уголь, 35 детей оздоровлено по санаторнокурортным путевкам [25].

На селе ежегодно растет количество неблагополучных семей, где находится по 4 — 7 детей. Поэтому в аграрных районах Кузбасса особая забота проявляется в отношении детей-инвалидов, сирот, безнадзорных детей и детей, проживающих в неблагополучных семьях. Если в 1990 г. по Тяжинскому району было поставлено на учет 17 семей, в 2001 г. — 136, в 2003 г. — 338. Только за первый квартал 2002 г. было поставлено на учет 57 неблагополучных семей. Сегодня в Тяжинском районе такие семьи составляют 20 % от их общего количества. Кроме мер воспитательного характера ко многим родителям применяются также и административные. В 1999 г. были лишены родительских прав — 20 чел., в 2000 г. — 12, в 2001 г. — 8. Были направлены на лечение к наркологу в 1999 г. — 27 чел., в 2000 — 21, 2001 — 38 [26].

В Кемеровской области ежегодно малообеспеченным семьям с детьми оказывается помощь деньгами, одеждой, продуктами и др. Только в течение 2001 г. 66 тыс. детей из малообеспеченных семей получили материальную поддержку одеждой, продуктами, деньгами. Из областного бюджета на эти цели было израсходовано 8 млн руб. [27]. Количество детей, получивших в 2003 г. адресную социальную помощь в сравнении с 1998 г., увеличилось на 45 %. Средняя

сумма на одного ребенка, получившего помощь, также увеличилась — в 4,5 раза. Более 40 тыс. детей из многодетных семей каждый месяц получают денежную компенсацию на хлеб. На «хлебные» из областного бюджета ежегодно выделяется 11,6 млн руб. [28].

В Кемеровской области создана четкая система работы с обращениями граждан. Руководители областной администрации ведут систематический прием граждан, в том числе с выездом в города и районы. В 2003 г. ими было принято около 6 тыс. чел., из них 2 тыс. — на выездных приемах граждан. Для улучшения информирования, поддержания постоянной обратной связи с населением ежедневно проводится «прямая линия» заместителями губернатора, руководителями структурных подразделений и иных органов государственной власти Кемеровской области. Более 2 тысяч кузбассовцев ежегодно используют возможность получить ответ по интересующему вопросу из первых рук. Наряду с традиционными формами работы с обращениями граждан администрацией области используются современные методы работы. Так, в 2003 г. с целью обеспечения доступности, открытости органов власти населению, оперативного рассмотрения обращений созданы общественные приемные губернатора области в городах Анжеро-Судженске, Белове, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске, Осинниках, Тяжинском районе. Это позволило многим кузбассовцам обращаться с проблемами и предложениями в областные органы власти без выезда в Кемерово. Только за 2003 г. в общественные приемные поступило более 5 тыс. обращений. Кроме этого, три года в области работает общественная приемная избирательного блока «Служу Кузбассу» [29].

В 2003 г. в общественную приемную блока «Служу Кузбассу» поступило 1195 обращений, в 2004 г. — 4148, в 2005 г. — 5337. Во время выездных приемов общественную приемную посетили 820 жителей районных территорий Кемеровской области. Обращения поступают по самому широкому спектру вопросов: невыплата зарплаты и трудоустройство; коммунально-бытовое обслуживание и нарушение жилищного законодательства; просьбы о помощи в ремонте квартир и ветхого жилья частного сектора; по получению российского гражданства; по установке телефонов; по устройству детей в детские садики и т. д. Уже три года в общественной приемной блока «Служу Кузбассу» действует бесплатная юридическая консультация. Только в 2005 г. сюда обратились 272 чел. За этот же период с помощью работников структурных подразделений аппарата администрации Кемеровской области, депутатов областного Совета народных депутатов, глав администраций городов, сельских районов, а также служб прокуратуры, судебных приставов и УВД, удалось принять положительные решения по 4498 обращениям (83,9 %). За 2005 г. посетителям была оказана материальная помощь на сумму 310 тыс. руб. [30].

В деятельности администраций сельских районов работа с населением по месту жительства, с письмами и обращениями граждан по-прежнему остается одним из основных направлений. За 2000 г. в администрацию Тяжинского района обратилось 592 жителя (242 письменных обращения и 350 устных). Кроме того, в администрацию Кемеровской области поступило 67 обращений жителей района. С просьбами чаще обращаются наиболее незащищенные категории граждан — безработные, инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи. Вопросы, в основном, носят социально-бытовой характер — выплата детского пособия (23 %),

выплата заработной платы (18,4 %), приобретение жилья (11,8 %), ремонт жилья (11 %), а также вопросы жилищно-коммунального хозяйства, установка телефонов участникам Великой Отечественной войны, оказание материальной помощи, социальное обеспечение. Только за 2000 г. такую помощь получили 16 человек на общую сумму 58,3 тыс. руб.

Прочно вошли в практику и дают хороший положительный эффект приемы граждан по личным вопросам, которые ведут главы районов, и выездные приемы но месту жительства. Большую пользу приносят сходы граждан по территориям, дни малых деревень, встречи с коллективами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ветеранами. Как правило, итогом их становятся поручения глав районов к руководителям служб и отделов, где конкретно определены ответственные лица и сроки исполнения. За 2000 г. в администрации Тяжинского района было решено положительно 77,5 % всех заявлений граждан,

2,9 % поставлено на контроль, по остальным даны разъяснения либо отказано. Для защиты интересов населения и оказания профессиональной консультативной помощи работают общественные приемные [31].

Таким образом, в аграрных районах Кузбасса социальная политика направлена на поддержку наиболее малообеспеченных слоев населения, что позволяет стабилизировать здесь общественно-политическую ситуацию. Определились следующие важные направления социальной политики: борьба с безработицей и поддержание падающего уровня жизни селян. В перспективе эти меры должны оказать положительное воздействие на численность и состав сельского населения.

Библиографический список

1. Глебова Е. Цены, цены [Текст] : [О росте цен в Кемеровской области ] / Елена Глебова // Кузбасс — 1992. — 14 февраля.

2. Мариинский районный государственный архив (МРГА), Ф. 2, Оп. 1, Д. 41, Л. 37.

3. Тулеев А. Разговор перед жатвой [Текст] : [О мерах поддержки производителей сельскохозяйственной продукции в Кемеровской области ] / Аман Тулеев // Новая жизнь — 2002. — 27 августа.

4. Михеев В. Личное хозяйство не одну семью прокормит [Текст] : [О развитии личных подсобных хозяйств] / Владимир Михеев // Кузбасс — 1999. — 13 августа.

5. Люди покидают село [Текст] : [О миграции жителей сельской местности] // Призыв — 2001. — 24 апреля.

6. Социальная сфера Кемеровской области (1996-2000 гг.) : стат. сб. / Кемеровский областной комитет государственной статистики — Кемерово, 2001/ — С.17; Социальная сфера Кемеровской области (1997-2001 гг.) : стат. сб. / Кемеровский областной комитет государственной статистики. — Кемерово, 2002. — С. 17.

7. Михеев В. Личное хозяйство не одну семью прокормит [Текст] : [О развитии личных подсобных хозяйств в Кемеровской области] / Владимир Михеев // Кузбасс — 1999. — 13 августа.

8. Тяжинский районный государственный архив (ТРГА), Ф.1, Оп.1, Д. 1031, Л.Л. 89-90.

9. ТРГА, Ф.106, Ф.1, Д. 29, Л.Л. 107-110.

10. Своими руками [Текст] : [О Центре ремесел в городе Мариинске] // Вперед - 2000. - 21 января.

11. Черкашина О. Безработица: нет работы или работать не хочется? [Текст] / Ольга Черкашина // Призыв — 2002. — 14 сентября.

12. Иванова Н. Даже если плох прогноз, не роняйте горьких слез [Текст] : [О безработице в Тисульском районе Кемеровской области] / Наталья Иванова // Новая жизнь — 2002. — 12 февраля.

13. Распоряжение администрации Тисульского района № 141-р от 25 февраля 2005 г. «Об организации оплачиваемых общественных и временных работ».

14. Мжельская В. Безработных отправят в лес. [Текст] : [Об организации пункта по заготовке дикоросов в поселке Центральном Тисульского района] / Валентина Мжельская // Кузбасс — 2005. — 27 апреля.

15. Золина И. На селе и без работы [Текст] / Ирина Золина // Кузбасс — 2001. — 2 марта.

16. Пазин А. Доход для безработного [Текст] / Александр Пазин // Кузбасс — 2005. — 27 мая.

17. ТРГА, Ф. 1,Оп. 1, Д. 1075, Л. 32.

18. Федорова И. Ветеранам о «Ветеране-96» [Текст] : [Об областной программе поддержки ветеранов] / Ирина Федорова // Кузбасс — 1996. — 10 декабря.

19. Прокопенко С. М. «Забота» в действии [Текст] : [О программе социальной поддержки ветеранов] / Сергей Прокопенко // Новая жизнь — 1992. — 28 января.

20. МРГА, Ф. 2, Оп. 2, Д. 43, Л. 99.

21. ТРГА, Ф. 1,Оп. 1, Д. 56, Л. 40.

22. ТРГА, Ф. 106, Оп.1, Д. 60, Л. 95.

23. Распоряжение Администрации Чебулинского района № 238-р от 23 сентября 1999 г. «О создании ссудного фонда».

24 МРГА, Ф. 2, Оп. 1, Д. 6, Л. 3.

25. Саватейкина О. Н. На благо людей [Текст] : [О мерах социальной поддержки малообеспеченных слоев населения в Тяжин-ском районе] / Ольга Саватейкина // Призыв — 2004. — 4 июня.

26. Ластовская О. Тепло родного очага [Текст] : [О росте числа неблагополучных семей в Тяжинском районе] / Ольга Ластов-ская // Призыв — 2002. — 22 мая.

27. Тулеев А. Г. Неугасим свет материнской души [Текст] : [О мерах социальной поддержки малообеспеченных семей в Кемеровской области] / Тулеев А. Г., Дюдяев Г. Т., Казаков В. Н. // Призыв — 2001. — 24 ноября.

28. Морозова Е. А. Социальная политика в Кузбассе. Теоретические основы. Региональная практика. Обратная связь [Текст] / Елена Морозова. — Кемерово, Кузбассвузиздат, 2005. — 353 с.

29. Морозова Е. А. Социальная политика в Кузбассе. Теоретические основы. Региональная практика. Обратная связь [Текст] / Елена Морозова. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005. — 387 с.

30. Информация № 32 «О работе общественной приемной блока «Служу Кузбассу» за январь-декабрь 2005 г. от 16 декабря 2005 г.

31. Путятина Н. В. Пишите. Звоните. Приходите [Текст] : [О работе с обращениями граждан в администрации Тяжинского района] / Нина Путятина // Призыв — 2001. — 20 января.

КОСТЮНИН Олег Викторович, аспирант кафедры новейшей отечественной истории факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета, корреспондент губернского телевизионного и радиовещательного канала «Кузбасс».

Статья поступила в редакцию 08.12.2008 г.

© О. В. Костюнин

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.