Научная статья на тему 'РАБОТА ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОСТКОВИДНЫХ УСЛОВИЯХ'

РАБОТА ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОСТКОВИДНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАЛЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПАНЕЛИ / ГИБРИДНЫЙ ФОРМАТ РАБОТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ACTIVITY-BASED WORKING / СУПЕРКОМАНДЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аристова А.В., Аристова А., Ашурбеков Р.А.

Данная статья посвящена вопросам развития организаций в период неожиданно возникших и быстро меняющихся условий, вызванных пандемией Covid-19, и анализу того, были ли готовы организации воспринимать новую реальность и использовать данную ситуацию для переосмысления своей работы, применить инновационные, недоступные ранее методы и технологии организации труда. В статье рассмотрена статистика применения такого способа организации труда, как удаленная работа, а также преимущества электронного документооборота, распространение современных технологий в организации совместной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF ORGANIZATIONS AFTER THE PANDEMIC

This article is devoted to the development of organizations in the period of unexpected and rapidly changing conditions caused by the Covid-19 pandemic, and the analysis of whether organizations were ready to perceive the new reality and use this situation to rethink the norms of work, to apply innovative methods and technologies of the organization that were not previously available. The article discusses the statistics on the use of such a method of organizing work as remote work, as well as the advantages of electronic document management, the spread of modern technologies in organizing joint work.

Текст научной работы на тему «РАБОТА ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОСТКОВИДНЫХ УСЛОВИЯХ»

РАБОТА ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОСТКОВИДНЫх УСЛОВИях

work of organizations after the pandemic

ПОЛУЧЕНО 01.11.2021 ОДОБРЕНО 03.11.2021 ОПУБЛИКОВАНО 28.12.2021

АРИСТОВА А.В.

УДК 311.1 DOI 10.12737/2305-7807-2022-10-6-38-42

Магистрант 1 курса, направление 38.04.03 «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

ARISTOVA A.V.

Student, Majoring 38.04.03 "HR-management", State University of Management, Moscow

АРИСТОВА А.В.

Магистрант 1 курса, направление «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

ARISTOVA A.V.

Student, Majoring 38.04.03 "HR-management", State University of Management, Moscow

АШУРБЕКОВ Р.А.

Канд. экон. наук, заведующий кафедрой управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

ASHURBEKOV R.A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Human Resource Management, State University of Management, Moscow

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам развития организаций в период неожиданно возникших и быстроменяющихся условий, вызванных пандемией COVID-19, и анализу того, были ли готовы организации воспринимать новую реальность и использовать данную ситуацию для переосмысления своей работы, применить инновационные, недоступные ранее методы и технологии организации труда. В статье рассмотрены статистика применения такого способа организации труда, как удаленная работа, а также преимущества электронного документооборота, распространение современных технологий в организации совместной работы.

Ключевые слова: удаленный режим работы, современные технологии, интерактивные панели, гибридный формат работы, электронный документооборот, activity-based working, суперкоманды.

Abstract

This article is devoted to the development of organizations in the period of unexpected and rapidly changing conditions caused by the Covid-19 pandemic, and the analysis of whether organizations were ready to perceive the new reality and use this situation to rethink the norms of work, to apply innovative methods and technologies of the organization that were not previously available. The article discusses the statistics on the use of such a method of organizing work as remote work, as well as the advan tages of electronic documen t managemen t, the spread of modern technologies in organizing join t work.

Keywords: remote work mode, modern technologies, interactive panels, hybrid work format, electronic document management, activity-based working, super teams.

Эпидемия Covid-19, которая застала врасплох всех нас в 2020 году, внесла свои коррективы в работу большинства организаций. Компании под воздействием быстроменяющихся условий окружающей действительности были вы-

нуждены менять привычные на еще непроверенные, инновационные для многих методы работы.

Так, для сохранения непрерывной деятельности организаций повсеместно стала распространяться удаленная работа.

До пандемии данный способ организации труда был применим лишь в отдельных специфических областях деятельности. Теперь же почти каждая организация была вынуждена переводить свой персонал на работу из дома не столько в целях сохранения темпов работы, сколько в целях обеспечения их безопасности.

У некоторых организаций на тот момент был опыт удаленной работы или уже разработанный план перехода на такой режим работы. Однако многие впервые столкнулись с необходимостью срочно и оперативно ввести его в масштабе всей компании. К примеру, по сведениям выборочного опроса 250 крупных компаний, который был проведен в Аргентине в марте 2020 г., 93% из них ввели удаленный режим работы, чтобы обезопасить свой персонал от пандемии COVID-19 [1]. Подобная ситуация была и в Индии. По данным индийской транснациональной компании, которая предоставляет услуги в области информационных технологий и ведет свою деятельность в 46 странах, порядка 85% ее персонала в результате закрытия предприятий в Индии и других странах перешли на удаленную работу.

Несмотря на то, что удаленная работа имеет достаточно преимуществ, которые признаются многими организациями, для некоторых такой переход вызвал много затруднений. Так, в Японии, по данным опроса, который был проведен до объявления всеобщей изоляции, 31% компаний не смогли перейти на удаленный режим работы, несмотря на то, что важность этой формы организации труда отметили 96% опрашиваемых [1]. Главной причиной этого стало отсутствие электронного документооборота и правил и процедур организации работы для перехода на такой режим. Еще одним барьером для перехода на дистанционный режим работы стал тот момент, что и сам работодатель, и работник опасались возможности распространения конфиденциальной информации или возможности получения несанкционированного доступа к ней.

Согласно опросу Mercer Global Workforce Trends Survey 2020, до вспышки COVID-19 только 22% компаний были готовы сделать серьезный переход к дистанционной работе [3]. То же исследование показало, что только 44% организаций систематически анализируют возможность перевода рабочих мест на удаленный режим вместо предоставления сотруднику той или иной степени свободы по мере необходимости и в зависимости от его потребностей. Однако именно такой анализ помогает организациям создать производственные функции, обеспечивающие ту или иную степень свободы, чтобы достичь компромиссного решения между потребностями предприятия и его сотрудников.

Пандемия показала, что люди способны выполнять свою работу, достигать поставленных целей, не находясь в офисе. Данный факт поставил вопрос о том, как же будет организована работа после окончания пандемии, что точно поменяется в организации работы предприятий.

Некоторые компании планируют оставаться на 100% удаленными после пандемии, в то время как другие, включая такие компании, как Reddit и Microsoft, будут использовать гибридный подход, предоставляя сотрудникам больше гибкости в выборе места работы [7]. Coveo также планирует предоставить сотрудникам гибкие схемы работы, но не планирует требовать, чтобы все были на 100% в удаленном формате.

Так, проведенный опрос Gartner показал, что доля сотрудников, по окончании пандемии продолживших работать удаленно, составит 48%, что на 18% больше данного показателя до пандемии.

Результаты опроса сервиса «Работа.ру», проведенного в июле 2021 г., приведены в табл. 1. В нем приняли участие

порядка 5 тысяч человек старше 18 лет из всех федеральных округов России. Опрос был посвящен теме удаленной работы [2].

Таблица 1

Результаты опроса сервиса Работа.ру, посвященного вопросам формата организации работы персонала

Офлайн режим, % Удаленный режим, % Гибридный формат, %

Март 2021 г. 55 30 15

Июль 2021 г. 83 11 6

Так, согласно исследованию, доля сотрудников, которые продолжили работать удаленно после ослабления пандемии в России, сократилась втрое. Также дело обстоит и с применением гибридного формата организации работы. Однако стоит обратить внимание, что данные форматы работы не исчезли и до сих пор продолжают свое существование и повсеместное развитие в современных реалиях. Так, 36% респондентов, которые работают удаленно от своего рабочего места полностью или частично, заявили, что в их организациях собираются ввести гибридный формат работы; 27% респондентов упомянули, что в их организациях и в будущем работники продолжат работать дистанционно.

Переход на дистанционную работу в связи с пандемией способствовал активному внедрению электронного документооборота в деятельность организаций. Цифровизацию в сфере документооборота стимулировало сразу несколько факторов:

- перевод кадровых документов в электронный формат;

- поддержка государственными органами новых форматов документов;

- стремление многих организаций оптимизировать и упростить документооборот с контрагентами и клиентами, так как в пандемию руководители бизнеса еще раз убедились, насколько сложно оформлять, подписывать и подолгу ожидать возврата оригиналов на бумаге.

Рассмотрим основные преимущества, которые получит организация, используя электронный документооборот (табл. 2).

Электронные трудовые книжки, электронные медицинские карты, электронные паспорта, накладные — это уже реальность. Приказы, регулирующие порядок введения и ведения таких документов, издали ответственные государственные органы, которые активно поддерживают переход на электронный документооборот в рамках национальной программы цифровой экономики. И скоро мы забудем, что однажды, чтобы закрыть контракт, нам нужно было ехать в другой город и подписывать документы своими руками.

Информационные технологии расширили границы и возможности для организации работы, так что большая часть индивидуальной работы теперь может выполняться из дома, а офис станет местом, где люди общаются и обмениваются идеями.

Переход к дистанционной работе также позволил организациям оценить, нужны ли им такие дорогие офисные помещения и как правильно их организовать. Начался переход к activity-based office модели, когда офисное пространство планируется не вокруг посадочных мест, а вокруг тех функциональных задач, которые решаются в конкретном рабочем пространстве. Так, компании предоставляют сотрудникам доступ к различным рабочим пространствам, зарезервированным для определенных действий, таких как структурированные встречи, неформальные беседы и индивидуальная работа. В рабочем офисе, основанном на деятельности, сотрудники смогут выбирать из множества раз-

Преимущества электронного документооборота

Таблица 2

Факторы Преимущества

Экономия Стоимость отправки контрагенту одного цифрового пакета документов в 10 раз ниже, чем бумажного (с учетом бумаги, оргтехники и услуг почты) . В крупных организациях, где приходится работать с большим объемом документов, благодаря электронному документообороту можно сэкономить значительные суммы

Ускорение бизнес- процессов Электронный документооборот ускоряет все операции, связанные с документооборотом . Обработка и оформление документов занимает гораздо меньше времени, так как электронная документация создается, ищется, обрабатывается и отправляется намного быстрее, чем обычно . Согласование, подписание и отправка документов занимают всего несколько секунд

Надежность хранения и поиска По закону документы должны храниться не менее пяти лет. Одни компании выделяют стеллаж для хранения документов, другие — весь офис или этаж. Есть те, кто пользуется услугами аутсорсинга для хранения архивных документов . С электронными документами проще: они хранятся на серверах, которые занимают меньше места . Кроме того, к данному серверу всегда есть доступ, и найти нужный документ не составляет никакого труда

Повышение уровня безопасности данных Если при бумажном делопроизводстве документ достаточно просто взять и отдать третьему лицу, то электронный документооборот позволяет отследить, кто и когда пользовался документами . Системный администратор подключает каждого пользователя к базе данных, в соответствии с функционалом открывает доступ к документам . В результате кто-то сможет только читать, изменять документы, а кто-то будет иметь неограниченные права на создание, изменение и удаление документов. Система отслеживает все действия каждого пользователя, что позволяет отслеживать историю и авторов всех изменений

Повышение корпоративной культуры Электронный документооборот предполагает создание единого информационного пространства, в котором работают все подразделения организации. Вовлечение сотрудников в корпоративные процессы помогает улучшить корпоративную культуру в целом

личных типов помещения в зависимости от типа работы, которую они выполняют в этот день.

Основная идея Activity-based working основывается на понимании того, что работа — это не то место, где нам нужно быть, и не время, в которое мы должны вписаться. Работа состоит из того, чем мы занимаемся. Некоторая работа требует определенных действий в тишине, в то время как не-

которые действия требуют как плановых, так и так и спонтанных встреч с другими.

По мнению экспертов Cushman & Wakefield, повышение эффективности использования рабочих площадей станет возможным благодаря переходу к новым форматам работы, например shared desk и hotdesk-офисов — системы организации офиса, в которой несколько сотрудников используют одно физическое рабочее место или поверхность в разные периоды времени. Это станет также возможным при большем распространении гибкого режима рабочего времени.

Коммуникации в период пандемии были возможны благодаря использованию различных программ, которые ранее не интересовали большинство работодателей и специалистов. Пандемия открыла глаза на развитость технологий в области организации совместной работы. И данное открытие остается с нами и сейчас.

Применение интерактивных панелей для онлайн-встреч и совместной удаленной работы становится повсеместным. С развитием эпидемии коронавируса, введением карантинных мероприятий и переводом работников на дистанционный формат работы приложение Zoom заметно укрепило свои позиции и стало стандартом для многих удаленных работников. Количество пользователей данного приложения увеличилось в десятки раз [8]. В апреле 2020 г. Zoom объявил о достижении 200 миллионов участников ежедневных встреч (см. рисунок). Это в 20 раз больше по сравнению с концом 2019 г., когда в систему вошли 10 миллионов участников. Сегодня данное программное обеспечение регистрирует более 3,3 триллиона протоколов «ежегодных совещаний». Это на 65% больше по сравнению с 2 триллионами минут встреч в предыдущем квартале.

Не уступает ему и Microsoft Teams — один из популярнейших пакетов для совместной работы, особенно, если компания активно пользуется приложениями Microsoft [9]. Помимо совещаний и других рабочих видов взаимодействия, компании проводили собеседования с кандидатами на вакантные позиции с использованием дистанционных технологий. Казалось бы, с выходом работников в офис формат таких встреч должен был сократиться, однако организации продолжают использовать видеоконференции на этапе отбора сотрудников, что способствует сокращению как финансовых, так и временных затрат. Сейчас в приложение ежедневно заходят 44 миллиона пользователей. Данная платформа может заменить рассмотренный выше Zoom, а также Google Docs, Slack, Trello и другие инструменты. Кроме того, данные приложения можно интегрировать и в сам Microsoft Teams. В Teams есть более 250 инструментов, которые по-

Рис. Статистика популярности Zoom в период пандемии

могут в организации совместной работы сотрудников. Данная интеграция позволяет использовать все необходимое для работы прямо в Microsoft Teams.

Если до пандемии акцент в управлении персоналом был смещен в сторону отдельных специалистов, то теперь на первый план выходят команды, которые способны быстрее учиться, адаптироваться под быстроменяющиеся условия, а также успешно конкурировать друг с другом и лучше справляться с неопределенностью [10].

Covid-19 научил нас организовывать командную работу сотрудников с помощью современных технологий. Унифицированные коммуникации стали частью жизни организаций и теперь без них невозможно представить дальнейшую работу. Теперь стало возможным формировать эффективно работающие команды из работников, которые находятся в разных офисах, даже в разных городах, возможно, даже в разных странах.

Кроме того, пандемия показала, что эффективность работы команды повышается с использованием в процессе ее работы современных технологий. Интеграция высоких технологий в команды помогает им получить более качественные и быстрые результаты, а также увеличить продуктивность работы команд. Тенденция к созданию так называемых суперкоманд, в которых человеческий труд поддерживается современными технологиями — искусственным интеллектом, машинным обучением, программами, позволяющими организовывать совместную работу, — в настоящее время стала все шире распространяться среди работодателей. Однако еще не все организации рассматривают технологии как равноправного члена команды, так как считают их только средством, инструментом достижения целей. Это подтверждается и в специальном отчете Deloitte «Международные тенденции в управлении персоналом — 2021» [4]. Так, большинство респондентов исследования считают, что искусственный интеллект является инструментом автоматизации, то есть способствует замене ручного труда, нежели способом расширения возможностей человека и взаимодействия с ним. Но пандемия изменила данную точку зрения, что выражается в появлении бионических организаций, в которых человек и технологии взаимодействуют в виде диалога.

Организации в разных отраслях используют искусственный интеллект и машинное обучение для совершенствования внутренних процессов и построения отношений с клиентами. С помощью искусственного интеллекта крупные организации автоматизировали процесс отбора сотрудников. Сегодня голосовые роботы проводят отбор резюме, собеседование с кандидатом, онлайн-тесты и анализ результатов. Некоторые кандидаты даже не сразу догадываются, что с ними разговаривает робот. Так, Сбербанк стал применять искусственный интеллект при оценке соискателей на такую позицию, как консультант. Искусственный интеллект используется для оптимизации повторяющихся действий и в других отраслях [5]. Подразделение Google, занимающееся искусственным интеллектом, разработало программу глубокого обучения Lymph Node Assistant, направленную на обнаружение метастазирующего рака. Программа была «обучена» на основе изображений с высоким разрешением распознавать патологические изменения в лимфатических узлах у пациентов с раком груди. Таким образом, искусственный интеллект помогает онкологам распознавать на изображениях метастазы злокачественных опухолей.

Пандемия привела к значительным переменам во взаимоотношениях между работниками и работодателями. Многие рутинные операции, среди которых можно назвать и документооборот, стали цифровыми. Удаленная форма органи-

зации работы стала признаваться всеми работодателями, несмотря на то, что раньше к ней относились скептически. Сотруднику нужен был лишь доступ в интернет, чтобы осуществлять свою работу. Он уже не обязан находиться в офисе или даже быть вблизи его.

Удаленный режим работы размывал границы между работой и личной жизнью. Но через некоторое время люди научились самоорганизовываться и разграничивать рабочее и время для домашних дел.

Технологии, позволяющие работать вместе, но по отдельности, с виртуальными встречами и обменом документами в облаке, присутствовали уже довольно давно. Пандемия изменила знания, привычки и отношение людей к использованию цифровых методов работы для тесного сотрудничества, если это необходимо. Работодатели признали, что с помощью специализированных программ для совместной работы, видеоконференцсвязи и различных онлайн-плат-форм персонал может эффективно работать не только в офисе, но и за его пределами.

литература

1. Международное бюро труда. Удаленный режим работы в условиях пандемии COVID-19: руководство для работодателей. — 2020. — С. 6. — URL: wcms_749872.pdf (ilo.org) (дата обращения: 28.11.2021)

2. Число работающих на удаленке россиян сократилось в три раза с весны. URL: https://www.rbc.ru/society/08/07/2021/ 60e612189a7947b370db72c9 (дата обращения: 01.11.2021).

3. Всемирный банк. Отчет о мировых тенденциях в области человеческого капитала — 2020.

4. Deloitte Insights. Международное исследование тенденций в управлении персоналом — 2021 // Социально ответственный бизнес в новой реальности — 2020 — 64 с.

5. Бионические организации и суперкоманды: какими будут компании в будущем. URL: https://trends.rbc.ru/trends/fut urology/5f15667a9a794712d78a9d43#drei (дата обращения: 01.11.2021).

6. Удаленная работа в России. URL: https://inlnk.ru/oey8K (дата обращения: 01.11.2021).

7. Microsoft начнет возвращать сотрудников в офисы и внедрит гибридную работу. URL: https://www.interfax.ru/ business/757396 (дата обращения: 01.11.2021).

8. Статистика пользователей Zoom: сколько людей используют Zoom в 2021 году? URL: https://www.affde.com/ru/ zoom-users.html (дата обращения: 01.11.2021).

9. Zoom, Google Meet, Microsoft Teams и другие. Что нужно знать о главных приложениях для видеоконференций. URL: https://www.currenttime.tv/a/video-conference-apps-covid19/30534330.html (дата обращения: 01.11.2021).

10. Как меняется подход к управлению человеческими ресурсами: 14 трендов HR 2021 года. URL: https://www.mirapolis. ru/blog/14-hr-trendov-v-upravlenii-personalom/ (дата обращения: 01.11.2021).

references

1. Mezhdunarodnoe byuro truda. Udalennyj rezhim raboty v uslo-viyah pandemii COVID-19: rukovodstvo dlya rabotodatelej [International Labor Office. Remote Working in the COVID-19 Pandemic: A Guide for Employers]. 2020. 6p.

2. CHislo rabotayushchih na udalenke rossiyan sokratilos' v tri raza s vesny [The number of Russians working remotely has decreased three times since spring]. Available at: https://www.rbc.ru/ society/08/07/2021/60e612189a7947b370db72c9 (accessed 01 November 2021).

3. Vsemirnyj bank. Otchet o mirovyh tendenciyah v oblasti chelove-cheskogo kapitala 2020 [World Bank. Human Capital Trends Report 2020]. 2020.

4. Deloitte Insights. Mezhdunarodnoe issledovanie tendencijv uprav-lenii personalom — 2021. Social'no otvetstvennyj biznes v novoj real'nosti [Deloitte Insights. International Research on Trends in Personnel Management — 2021. Socially Responsible Business in a New Reality]. 2020. 64 p.

5. Bionicheskie organizaciiisuperkomandy: kakimibudutkompanii v budushchem [Bionic organizations and superteams: what the companies will be like in the future]. Available at: https: //trends. rbc.ru/trends/futurology/5f15667a9a794712d78a9d43#drei (accessed 01 November 2021).

6. Udalennaya rabota vRossii [Remote work in Russia]. Available at: https://inlnk.ru/oey8K (accessed 01 November 2021).

7. Microsoft nachnet vozyrashchat'sotrudnikov v ofisy i vnedritgib-ridnuyu rabotu [Microsoft will start returning employees to of-

fices and implement hybrid work]. Available at: https://www. interfax.ru/business/757396 (accessed 01 November 2021).

8. Statistika pol'zovatelej Zoom: skol'ko lyudej ispol'zuyut Zoom v 2021godu ? [Zoom User Statistics: How many people are using Zoom in 2021?]. Available at: https://www.affde.com/ra/zoom-users.html (accessed 01 November 2021).

9. Zoom, Google Meet, Microsoft Teams i drugie. CHto nuzhno znat' o glavnyh prilozheniyah dlya videokonferencij [Zoom, Google Meet, Microsoft Teams and others. What you need to know about the top video conferencing applications]. Available at: https://www.currenttime.tv/a/video-conference-apps-covid19/ 30534330.html (accessed 01 November 2021).

10. Kak menyaetsya podhod k upravleniyu chelovecheskimi resur-sami: 14 trendov HR 2021 goda [How the approach to human resource management is changing: 14 HR trends of2021]. Available at: https://www.mirapolis.ru/blog/14-hr-trendov-v-upravlenii-personalom/ (accessed 01 November 2021).

Шоул Дж.

реальные полномочия. самостоятельность СОТРУДНИКОВ как ключ к успеху

Реальные полномочия

Самостоятельность сотрудников как ключ к успеху

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.: Альпина Паблишер, 2020, 183 с.

О том, каких фантастических результатов может достичь организация, когда рядовой персонал способен самостоятельно, без вмешательства руководства, решить практически любую проблему клиента на месте и сразу. Клиентов не интересуют корпоративные правила и регламенты. Любой покупатель хочет, чтобы к нему относились как к дорогому гостю, которому всегда идут навстречу.

Автор рассказывает, как сделать сотрудников решительными и инициативными и нацелить их на фанатичную реализацию вашей бизнес-модели.

«Есть только один босс — клиент. Он может уволить любого в компании — от президента до рядового сотрудника, просто потратив свои деньги в другом месте». Зачем читать

• Узнайте, как достичь такого уровня обслуживания, который конкуренты просто не смогут скопировать.

• Повысьте лояльность и удовлетворенность клиентов, делегируя максимум полномочий рядовым сотрудникам и доверяя им прини мать как можно больше решений .

• Научитесь конструктивно обсуждать ваши идеи с руководством и улучшите свои способности к принятию правильных решений. Для кого?

Для руководителей компаний, менеджеров и всех, кто заинтересован в привлечении клиентов.

Джон Шоул

бизнес Ш HR и корпоративная культура

Кулинич М.А., Кострова О.А.

теория и практика межкультурной коммуникации

Учебное пособие. 4-е изд. М., 2021, 248 с.

В пособии системно изложена проблематика одного из приоритетных лингвокультурологических исследований, направлений культурологии адаптированных для вузовского курса межкультурной коммуникации, способствующих формированию межкультурной компетентности. Пособие охватывает 15 тем, актуальных для межкультурной коммуникации. Освещаются общетеоретические проблемы соотношения межкультурной коммуникации и лингвокультурологии, культурной грамотности, типологии культур, коммуникативных стереотипов и др. Особое внимание уделяется практике межкультурной коммуникации в академической сфере, переводе, трактовке англоязычного и немецкоязычного юмора, систематизации прецедентных феноменов. Впервые в пособии выделен раздел, посвященный межкультурным проблемам спорта. Изложение проблематики предваряется планом, в конце разделов приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы и обсуждения на семинарах и список литературы. Текст разделов написан на русском языке, иллюстративные примеры даются на английском, немецком и русском языках. В каждом разделе выделены ключевые слова, которые студенты интерпретируют на английском или немецком языке. Для студентов факультетов иностранных языков, изучающих английский и немецкий языки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.