Научная статья на тему 'Работа образовательных учреждений народного образования Актюбинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)'

Работа образовательных учреждений народного образования Актюбинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТЮБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / AKTOBE REGION / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NATIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / TEACHING AND EDUCATIONAL WORK / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK / ШКОЛА / SCHOOL / PEDAGOGICAL COMPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ешпанов Владимир Сарсембаевич, Умархажиева Милана Руслановна, Юсупов Руслан Рустамбекович, Сарсембай Милена Владимировна

В статье авторами рассмотрено развитие педагогической деятельности Актюбинской области в условиях военного времени. Представленный архивный материал восстанавливает объективную историю народного образования. Проводится исследование на основе существующего материала, но не ставится окончательная точка в осмыслении этого периода, остается место для новых изысканий. Наличие данных позволило нам определить динамику развития народного образования области в рассматриваемый период. В процессе работы были выделены негативные и положительные аспекты работы Актюбинских педагогов. Особое внимание уделено системе планирования педагогических показателей, что дает возможность оценить развитие работы народного образования области в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ешпанов Владимир Сарсембаевич, Умархажиева Милана Руслановна, Юсупов Руслан Рустамбекович, Сарсембай Милена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work of educational institutions of national education of Aktubinsk region in the years of the Great Patriotic War (1941-1945)

In the article the authors consider the development of the pedagogical activity of the Aktyubinsk region under wartime conditions. The presented archival material restores the objective history of public education. A study is being conducted on the basis of existing material, but no final point is made in understanding this period, there is room for new research. The availability of data allowed us to determine the dynamics of the development of public education in the region in the period under review. In the progress negative and positive aspects of the work of the Aktobe teachers were highlighted. Particular attention is paid to the system of planning pedagogical indicators, which makes it possible to assess the development of the work of public education of the region during the great Patriotic war.

Текст научной работы на тему «Работа образовательных учреждений народного образования Актюбинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)»

УДК 94:39

РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)

Ешпанов Владимир Сарсембаевич, доктор исторических наук, профессор, Университет «Туран-Астана», Астана, Республика Казахстан, Умархажиева Милана Руслановна, студент, Юсупов Руслан Рустамбекович, студент, Евразийский гуманитарный институт, Астана, Республика Казахстан, Сарсембай Милена Владимировна, учащаяся 8-го класса школы-гимназии № 22,

Астана, Республика Казахстан

В статье авторами рассмотрено развитие педагогической деятельности Актюбинском области в условиях военного времени. Представленный архивный материал восстанавливает объективную историю народного образования. Проводится исследование на основе существующего материала, но не ставится окончательная точка в осмыслении этого периода, остается место для новых изысканий. Наличие данных позволило нам определить динамику развития народного образования области в рассматриваемый период. В процессе работы были выделены негативные и положительные аспекты работы Актюбинских педагогов. Особое внимание уделено системе планирования педагогических показателей, что дает возможность оценить развитие работы народного образования области в годы Великой Отечественной войны. Ключевые слова: Актюбинская область; Великая Отечественная война; народное образование; педагогический состав; организация учебной работы; учебно-воспитательная работа; школа.

WORK OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF NATIONAL EDUCATION OF AKTUBINSK REGION IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC

WAR (1941-1945)

Eshpanov Vladimir Sarsembaevich, PhD (Doctor of History), professor, «Turan-Astana» University, Astana, Republic of Kazakhstan, Umarkhazhieva Milana Ruslanovna, student, Yusupov Ruslan Rustambekovich, student, Eurasian Humanitarian Institute, Astana, Republic of Kazakhstan, Sarsembay Milena Vladimirovna, student of the 8th grade, gymnasium № 22, Astana, Republic of Kazakhstan

In the article the authors consider the development of the pedagogical activity of the Aktyubinsk region under wartime conditions. The presented archival material restores the objective history of public education. A study is being conducted on the basis of existing material, but no final point is made in understanding this period, there is room for new research. The availability of data allowed us to determine the dynamics of the development of public education in the region in the period under review. In the progress negative and positive aspects of the work of the Aktobe teachers were highlighted. Particular attention is paid to the system of planning pedagogical indicators, which makes it possible to assess the development of the work ofpublic education of the region during the great Patriotic war

Keywords: Aktobe region; great Patriotic war; national education; pedagogical composition; organization of educational work; teaching and educational work; school.

Для цитирования: Работа образовательных учреждений народного образования Актюбинской области в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945) / В. С. Ешпанов, М. Р. Умархажиева, Р. Р. Юсупов, М. В. Сарсембай // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 154-158.

Великая Отечественная война коренным образом изменила все сферы жизни общества нашей страны, осложнила деятельность народного образования. Сохранение и восстановление системы образования с самого начала войны являлось важнейшей задачей руководства Актю-бинской области.

В условиях военного времени были поставлены перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи: нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их воспитание в патриотическом духе. Огромные трудности школы испытывали и с обеспечением учительского состава. Призыв в армию, массовая эвакуация, переход на другую работу учителей привели к резкому сокращению численности педагогических кадров, к существенному изменению и в их составе: заметно увеличился процент женщин в учреждениях системы просвещения, появилось много слабо подготовленных работников. Для покрытия недостатков в учительских кадрах через курсовую сеть областного отдела народного образования Актюбинской

области к началу 1940-1941 учебного года подготовлено следующее количество учителей (табл 1).

Всего через курсовую сеть подготовлено 269 человек и выдвинуто из начальных школ для работы в неполно-средних школах 73 человека. Из общего числа учителей должно обучаться заочно в педучилище - 1283 человека, в институте - 467 человек. Фактически в текущем учебном году обучаются и явились на заочную сессию: в педучилище - 679 человек, в институт - 358 человек1.

Перед школой в военное время были поставлены задачи:

1. Охватить всех детей школьного возраста обучением и не допускать отсева без уважительных причин;

2. Обеспечить повседневный педагогический надзор за детьми, усилить заботу об их здоровье, жизни и быте;

3. Добиться прочных знаний учащихся по всем предметам и обеспечить коммунистическое воспитание учащихся;

4. Развивать у учащихся благородное чувство патриотизма, любовь и преданность нашей Родине и жгучую ненависть к фашистским извергам;

Таблица 1

Подготовка школьных учителей [1, с. 85]

№ Наименование курсов Сроки обучения Выпуски

1 Учителей начальных школ 8.. .10 месяцев 109 87

2 Учителей начальных школ 1,5 месяца 63 39

3 Учитель биохимии 10 месяцев 16 16

4 Учитель русского языка 10 месяцев 25 -

5 Курсы выдвиженцев из НШ в НСШ 1,5 месяца 129 -

1 Государственный Архив Актюбинской Области. Ф. 13. Оп. 11. Д. 9. Л. 13.

5. Воспитать у учащихся готовность к труду и обороне;

6. Вовлечь учащихся в общественно-практическую работу, направленную на помощь фронту, на скорейший разгром

врага.

На протяжении учебного года школы города и области работали над разрешением этих основных задач2.

Трудности военного времени ставили школу и педагогов в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы. Так, произошли изменения в структуре и продолжительности учебного года, в связи с чем потребовались корректировка учебных планов и программ, сокращение каникул, введение новых организационных форм обучения, стали создаваться консультационные пункты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся VП-X классов. Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывались индивидуально-групповые обучения и проводились дополнительные учебные занятия в конце учебного года и в летние каникулы.

Необходимость охвата обучением всех детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть школу, привело к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 г. стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы.

В том же 1944 г. была возобновлена деятельность заочных школ с V по X класс, в которых обучались молодые рабочие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. Организация работы в этих школах имела свою специфику. В них широко использовались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т.д. Документы об окончании этих школ давали выпускникам те же права, что и те, кто оканчивал дневные средние общеобразовательные школы.

Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе. В школе на первый план выдвигалось так называемое идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся. Кроме того, все мероприятия государственного характера по повышению производительности труда активно подпи-тывались идеологической работой среди педагогов страны. Этим занимался разветвленный идеологический аппарат с группой политработников. Такая работа активно проводилась на всех объектах государственного значения [2, с. 214].

Основными причинами, влияющими на низкий уровень успеваемости по целому ряду школ области, являются:

1. Недостаточный контроль и практическое руководство существующей школьной сетью со стороны органов народного образования.

2. Недостаточная общая и педагогическая подготовленность значительной части преподавательского состава, невысокое качество подготовки к урокам и их проведения. Далеко не все преподаватели использовали наглядные пособия, не проводились опыты. Работе с отстающими учениками уделялось мало внимания.

3. Директора и заведующие учебными частями школ уделяли очень мало внима-

2 ГААО. Ф. 13. Оп. 11. Д. 11. Л. 19.

156

ния контролю качества работы учителей и успеваемостью учащихся. Редко посещали уроки учителей, не организовали широкого обслуживания их достоинств и недостатков.

4. Слабая трудовая дисциплина учащихся (пропуски уроков, опоздания). Связь школы с родителями была налажена плохо.

5. Слабая организация социалистического соревнования3.

Особое внимание в системе образования обращалось на обучение школьников военному делу [3, с. 71]. В общеобразовательных школах вводилась военная подготовка учащихся. В учебный план данной дисциплины внесли проведение строевых занятий, изучение средств и правил противовоздушной и противохимической защиты, санитарное дело.

Говоря о развитии школы в период Великой Отечественной войны, следует отметить как положительные, так и отрицательные стороны ее деятельности.

Как положительное достижения школы военного времени можно отметить укрепление ее связи с жизнью, возвращение в школу трудовой подготовки, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность, включение их в производительный труд взрослых в различных отраслях народного хозяйства и т.д. Однако в этот период школу окончательно поставили на путь идеологической политизации, как учебного процесса, так и внеклассной и внешкольной работы.

Таким образом, военное время создало серьезные трудности в работе школ, но, несмотря на это, она сблизила школу с жизнью и потребовала некоторых реформ в области народного образования. Реформирование народного образования было вызвано необходимостью восстановления всеобуча и перестройкой учебно-воспитательного процесса с учетом военных условий, что явилось важной вехой в истории Актюбинской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ешпанов В. С. Из истории развития системы образования Актюбинской области Казахстана в начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Проблемы Востоковедения. Уфа. 2017. № 4. С. 83-87.

2. Ешпанов В. С., Казманов Н. К. Промышленность Актюбинской области в годы Великой Отечественной войны: состояние и развитие в начальный период // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2017. № 7. С. 212-216.

3. Ешпанов В. С., Умархажиева М. Р., Сарсембай М. В. Из истории Актюбинских железнодорожников: тыловая магистраль жизни в годы Великой Отечественной войны // Наука без границ. 2018. № 3. С. 66-72.

REFERENCES

1. Eshpanov V. S. Iz istorii razvitiya sistemy obrazovaniya Aktyubinskoi oblasti Kazahstana v nachale Velikoi Otechestvennoj voiny 1941-1945 gg. [From the history of the education system of Aktobe region of Kazakhstan at the beginning of the great Patriotic war 1941-1945]. Problemy Vostokovedeniya, Ufa, 2017, no. 4, pp. 83-87.

2. Eshpanov V. S., Kazmanov N. K. Promyshlennost' Aktyubinskoi oblasti v gody Velikoi Otechestvennoi voiny: sostoyanie i razvitie v nachal'nyi period [Industry of Aktobe region during the great Patriotic war: state and development in the initial period]. Nauka, novye tekhnologii i innovatsii Kyrgyzstana, 2017, no. 7, pp. 212-216.

3 ГААО. Ф. 13. Оп. 11. Д. 11. Л. 31.

3. Eshpanov V. S., Umarhazhieva M. R., Sarsembai M. V. Iz istoriiAktyubinskih zheleznodorozhnikov: tylovaya magistral' zhizni v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [From the history of Aktobe railwaymen: rear highway of life during the great Patriotic war]. Nauka bez granic, 2018, no. 3, pp. 66-72.

Материал поступил в редакцию 18.04.2018 © Ешпанов В. С., Умархажиева М. Р., Юсупов Р. Р., Сарсембай М. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.