Научная статья на тему 'РАБОТА НА ДИСПЛЕЯХ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ'

РАБОТА НА ДИСПЛЕЯХ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the work with display units on health and functional status of the cardiovascular system of schoolchildren was studied among the 9th-grade pupils from one of Moscow schools. The study carried out , during a school year showed that this teaching form has no negative effect on children’s health. Hemodynamic variations after the use of display units primarily depended on the organization of the educational process, attitude of schoolchildren to that teaching form and their emotional mood but those variations were independent of children’s health status.

Текст научной работы на тему «РАБОТА НА ДИСПЛЕЯХ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»

грузки ЦНС учащихся. Например, введение 15— 20-минутных перерывов после каждого часа работы благоприятно сказывается на динамике изучаемых показателей.

Наш институт внедрил в практику ряд методических и гигиенических рекомендаций по организации рабочего места, воздухообмена, рационального режима учебных занятий в дисплейном классе вуза. Совместно с НИИ школьного А оборудования и технических средств обучения АПН СССР, Московским инженерно-физическим институтом разработаны методические рекомендации по организации кабинетов вычислительной техники всех типов средних учебных заведений на базе персональных микроЭВМ.

Вместе с тем результаты исследования показали сложный характер гигиенических проблем, возникших в связи с компьютеризацией общеобразовательной, профессиональной и высшей школы. Остро стоит вопрос о разработке гигиенических требований к типовому проектированию учебных помещений с использованием дисплеев, об изучении гигиенических и эргономических проблем рабочего места. Наш опыт свидетельствует о необходимости расширения исследования по оптимизации режимов учебных нагрузок с учетом возраста и состояния здоровья в зависимости от специфики и содержания предметов программного обеспечения, на которых используется ЭВМ. Внимание гигиенистов должно быть привлечено к использованию дисплеев во внешкольных учреждениях: кружках

технического творчества учащихся, домах пионеров, станциях юных техников и т. д.

При решении указанных задач следует учесть возрастающие объемы использования дисплеев и персональных ЭВМ в учебном процессе, увеличение длительности их применения в рамках учебных программ, внедрение вычислительной техники в учебный процесс во всех классах общеобразовательных школ при обучении по всем предметам.

Успешное решение поставленных задач в значительной степени будет связано с созданием научных комплексов научно-исследовательских институтов системы АН, АМН и АПН СССР с организациями, ведомствами и другими учреждениями, ведущими разработку образцов вычислительной техники и программ обучения в условиях компьютеризации учебного процесса.

Литература ■ i ■

1. Агеев В. В., Мульдаров В. К., Нежное П. Г., Рубцов В. В. // Всесоюзная конф. «Психологический проблемы создания и использования ЭВМ»: Тезисы докладов.— М., 1985.— С. 157—158.

2. Бардиер Г. У/.//Там же. — С. 171—172.

3. Ершов А. П. Ц Всесоюзная конф. «Применение ЭВМ для обеспечения учебного процесса и управления образованием»: Материалы.— Свердловск, 1985.— G- 11— 15.

3. Кривошеее В. Ф., Антипов И. И. // Сов. педагогика.—

1985. —№ 3, —С. 12—16. 5. Монахов В. М., Кузнецов А. А., Смекалин Д. О.// Там же, — 1984. — № 3. — С. 117—121.

Поступила 08:07.86

УДК 371.711

Н. А. Ананьева, Л. Г. Неверова

РАБОТА НА ДИСПЛЕЯХ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ школьников

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Успешное решение сложных и ответственных социально-экономических задач, поставленных XXVII съездом КПСС перед страной, неразрывно связано с широким внедрением электронно-вычислительной техники во все отрасли производства, что в свою очередь требует расширения и улучшения подготовки кадров для ее создания и эксплуатации. Партией поставлена задача обеспечить компьютерной грамотностью всю советскую молодежь, вступающую в трудовую жизнь. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматрививает изучение Аэснов электронно-вычислительной техники, и уже в настоящее время в старших классах школ введен новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники».

Включение в структуру школьного обучения работы на дисплеях компьютеров требует детального изучения характера и степени ее влия-

ния на здоровье учащихся. Несмотря на достаточно широкое освещение в литературе -последних лет различных вопросов, связанных с введением ЭВМ в учебный процесс, имеются лишь единичные работы, посвященные изучению состояния здоровья учащихся различных учебных заведений, работающих на дисплеях [2, 4]. Показано, что компьютерное обучение оказывает психоэмоциональное воздействие на организм подростков, в ряде случаев вызывающее функциональные расстройства, протекающие по астеническому типу, в сочетании с разнообразными вегетативными и ангиодистоническими симптомами. Указывается, что выраженность данных проявлений при работе на дисплеях наименьшая, если подросток занимается спортом.

Задачей настоящего исследования являлось изучение влияния обучения с работой на дисплеях на здоровье и функциональное состояние

сердечно-сосудистой системы школьников 9-х классов. Обследовали учащихся двух 9-х классов одной из школы Москвы в 1985/86 учебном году. Программа исследования состояния здоровья школьников включала: анализ заболеваемости детей от рождения до момента обследования (но данным школьной и поликлинической медицинской документации); оценку физического развития; углубленный медицинский осмотр на основе программы скрининг-тестов с последующим детальным неврологическим, офтальмологическим, кардиологическим, гастроэнтерологическим обследованиями; исследование периферической крови (полный клинический анализ, исследование ферментов лейкоцитов крови), иммунологических показателей; комплексную оценку состояния здоровья с распределением на группы здоровья. Состояние здоровья детей исследовалось в начале и в конце учебного года (октябрь — май). Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы изучали в III и IV учебных четвертях путем многократного исследования динамики пульса и АД до и после работы на дисплеях. При этом анализ гемодинами-ческих показателей сопровождался параллельной оценкой эмоционального состояния школьников, так как известно, что эмоции являются регуляторами энергетического обеспечения деятельности, способствуют перестройке вегетативных функций организма и их мобилизации, в частности в процессе обучения [1, 3, 6]. Эмоциональное состояние учащихся определялось с помощью «быстрого» теста Люшера [7], позволяющего оценить характер эмоционального настроения на работу, степень рабочей активности и ее динамику. Результаты серии исследований гемодина-мичсских сдвигов и изменений эмоционального состояния под влиянием работы на дисплее дополнялись и уточнялись с помощью анкеты, включающей сведения об отношении детей к этим занятиям, их самочувствии после занятий и др.

Согласно материалам анализа, в начале учебного года основной контингент обследованных (% учащихся) составляли учащиеся 1-й и 2-й групп здоровья, из них около '/з относились к 1-й группе здоровья. У школьников с хронической патологией в 4/s случаев диагностировались длительно текущие заболевания в стадии полной компенсации (3-я группа здоровья).

В структуре морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний ведущее место занимали нарушения органа зрения (в основном миопия слабой степени), опорно-двигательного аппарата (главным образом функциональные изменения осанки и стопы), нервной и сердечнососудистой систем (среди последних преобладали гипертонические состояния). Как показали материалы динамических наблюдений, характер и выраженность этих сдвигов связаны главным образом не с обучением на дисплеях, а с большой дополнительной внешкольной нагрузкой,

гиподинамией (11 школьников регулярно занимались спортом, 36 — пассивными видами внешкольной деятельности, в том числе занимались в кружках при МГУ, на курсах иностранного языка).

К концу учебного года неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья у большинства обследованных детей не выявлено: у 3Д обследованных (у 42 из 58) состояние здоровья не изменилось; у 6 учащихся наблюдалось даже некото-* рое улучшение (исчезновение неврологической симптоматики, нормализация показателей периферической крови) и только у 10 человек имело место некоторое ухудшение состояния здоровья, проявляющееся в умеренном снижении содержания гемоглобина в крови в весенний период. Последнюю группу составили главным образом школьники с различной соматической патологией.

Со второго полугодия учащиеся в зависимости от степени освоения программы в первом полугодии были распределены на 4 «группы дисплея» (I — повторение и закрепление материала, изучавшегося в первом полугодии, II — освоение элементов прикладной математики, III — освоение языка ФОРТРАН, IV — составление банк# программ; наиболее сложная программа обучения в группах II, IV), что обусловило необходимость дифференцированного подхода к оценке динамики изучаемых показателей. Результаты анализа динамики состояния здоровья, гемоди-намических сдвигов, изменений эмоционального состояния у детей, обучающихся в разных «группах дисплея», обобщены в таблице. Как видно из таблицы, выраженность гемодинамических сдвигов и самочувствие после работы на дисплее в основном зависят от организации учебного процесса, эмоционального настроения учащихся при данной форме обучения, а не от состояния их здоровья. Это подтверждается и анализом динамики состояния здоровья детей к концу учебного года. Несмотря на то что среди ос£ ваивающих наиболее сложные разделы программы (II и IV «группы дисплея») нередко преобладали дети с хроническими заболеваниями, большинство из них занимались с интересом (данные исследования с помощью анкеты), активно работали на занятиях (данные исследования динамики пульса и АД) и заканчивали работу на дисплее с хорошими самочувствием и эмоциональным настроем (доминантные желтый и зеленый цвета, принадлежащие к так называемым «рабочим цветам»), Урежение ритма и снижение АД после работы на дисплее у боль^ шинства учащихся этих групп, очевидно, свидетельствуют о перестройке системы гемодинамики на более низкий уровень в результате утомления, развивающегося под влиянием активной работы на «дисплейном уроке» (сопровождающейся высокой умственной нагрузкой и нервно-эмоциональным напряжением). Это согласуется

Характеристика состояния здоровья, гемодинамических сдвигов и эмоционального состояния школьников, обучающихся в

различных «группах дисплея»

Исследуемый показатель «Группа дисплея»

I (п=М( II («=13) III <п= 17) IV (п— 1 4)

Распределение по группам здоровья:

1-я 5 2 4 1

* 2-я 8 6 8 4

3-я 1 5 5 5

4-я _ __ 4

Отношение детей к компьютерному обуче-

нию (данные анкеты):

занятия нравятся, и легко осваивается

программа — 3 1 6

нравятся, но трудно осваивается прог-

рамма 2 8 8 5

не нравятся 12 2 8 3

Самочувствие после работы на дисплее:

хорошее 2 8 6 8

имеются различные жалобы 12 5* И 6*

Характеристика гемодинамических сдвигов

после работы на дисплее:

без изменений 10 3 7 1

урежение пульса, снижение АД (глав-

ным образом систолического) 4 10 9 10

учащение пульса, повышение ЛД 1 — 1 3

Характеристика эмоционального состояния

1 по данным цветотеста Люшера (доми-

нантные цвета):

до работы на дисплее Темно-серый Желтый Красный Зеленый

Фиолетовый Зеленый Фиолетовый

Темно-синий

после работы на дисплее Темно-си ний Зеленый Темно-синий Зеленый

Красный Серый

Зеленый

Динамика состояния здоровья к концу Желтый

учебного года:

без изменений 9 12 12 9

улучшение 2 1 2 1

ухудшение 3 — 3 4

П р и м е ч а м и е. Звездочка —единичные жалобы периодического характера; л —число обследованных.

с данными Р. М. Баевского [1], полученными при обследовании взрослых программистов. *>. И. Санюкевич и соавт. [51 также выявили аналогичные сдвиги АД и перестройку вегетативной регуляции деятельности сердца у студентов в процессе напряженной учебной деятельности. Напротив, среди обучающихся по наиболее простой программе (I «группа дисплея»), несмотря на явное преобладание в этой группе здоровых детей, у большинства обследованных имелись многочисленные жалобы на постоянную головную боль после работы на дисплее, боль в глазах, головокружение, обусловленные зрительной нагрузкой, повышенной температурой возду-£1 в дисплейных классах, шумом, неадекватные их фактической «рабочей активности», что можно объяснить отсутствием интереса к занятиям. Применение теста Люшера показало, что часть аетей этой группы относились к занятиям безразлично (до и после занятий доминантным являлся темно-синий цвет, указывающий на индифферентность, внимательность без напряжения), а

некоторых из них занятия даже тяготили, раздражали. До занятий у последних на 1-м месте был фиолетовый цвет, что указывает на психическую лабильность, эмоциональное напряжение, или серый, который доминирует при переутомлении, депрессии и в ситуациях, которые своим напряжением превышают возможности субъекта, после занятий — красный (активность во всех формах в сочетании с эмоциональным возбуждением), зеленый, желтый, что, очевидно, можно расценить как проявление радости, «раскрепощения» в связи с окончанием занятий.

Следует указать, что если в I группе серьезные внешкольные нагрузки были только у 4 человек, в том числе только у 2 в связи с регулярными занятиями спортом, то во II и IV группах более половины школьников регулярно занимались в кружках при МГУ, на курсах иностранных языков, спортом, выполняли большие общественные нагрузки в школе. Однако необходимо отметить, что среди детей, обучающихся в I группе, слабо успевающие составляли менее полови-

ны, остальные учились на «хорошо», в частности и по математике.

Таким образом, можно считать, что обучение в 9-м классе с использованием ЭВМ и работой на дисплеях в течение учебного года не оказало отрицательного влияния на здоровье учащихся. Выраженность гемодинамических сдвигов и самочувствие школьников после работы на дисплее зависят в первую очередь, по-видимому, от отношения учащихся к данной форме обучения и в значительной мере обусловлены степенью подготовленности педагогов к проведению этих уроков нового типа.

Литература

1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.

2. Гельтищева Е. А. // Гиг. труда. — 1985. — № 6. —

С. 50—51.

3. Круглое Б. С., Дубровина И. В. // Физиологогигиениче-

ское изучение учебной нагрузки учащихся VII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам,— М., 1984.— С. 35—47.

4. Мартыхин А. В., Поляков И. В. и др.//Жури. высш.

нерв. деят. — 1985. — № 2, —С. 232—238.

5. Сашокевич В. И., Самокевич Л. И. // Гиг. и сан. — 1985. — № 6, —С. 35—46.

6. Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность.— М„ 1977.

7. Strakova М., Novakova J., Kalvachova В. // Csl. Ре-diat. — 1984,— Vol. 39, N 4. — P. 208—210. i

Поступила 01.07.86

Summary. The impact of the work with display units on health and functional status of the cardiovascular system of schoolchildren was studied among the 9th-grade pupils from one of Moscow schools. The study carried out during a school year showed that this teaching form has no negative effect on children's health. Hemodynamic variations after the use of display units primarily depended on the organization of the educational process, attitude of schoolchildren to that teaching form and their emotional mood but those variations were independent of children's health status.

УДК 377:621.7/.9]:612.014.4Э

Е. А. Аксянова _

9

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАБОТКОЙ МЕТАЛЛОВ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

В свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы, требующей серьезного внимания к вопросам трудового воспитания учащихся, предусматривается значительное увеличение времени, отводимого для трудового обучения, а также более раннее начало обучения труду.

Перед началом массового обучения профессиям в условиях межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) учащихся 7-х и 8-х классов необходимо решить вопрос об оптимальном режиме обучения для данной возрастной группы, обеспечивающем благоприятное протекание процессов адаптации.

С этой целью были обследованы 48 учащихся 8-х классов, осваивающих в порядке эксперимента специальности, связанные с обработкой металлов, на базе Красногвардейского УПК Ленинграда. Обучение осуществлялось в рамках предложенного нами режима, включающего 4 ч учебно-производственной нагрузки в неделю. Чередовали 2 варианта: вариант А включал 1 ч, вариант Б — 2 ч теоретических занятий, через каждые 45 мин следовал 10-минутный перерыв, через 2 ч — 30-минутный перерыв, при этом практическое производственное обучение составило соответственно 3 и 2 ч. Необходимость включения варианта Б в учебно-производствен-ный режим обусловлена объемом теоретических сведений в программе и наличием насыщенных материалом, трудных для усвоения тем, таких,

например, как «допуски и посадки». В предложенной модели учебного расписания предусматривалось чередование вариантов А и Б в соотношении 3 : 1 в течение каждого месяца. Режим учебного дня включал также использование физических упражнений в виде вводной и производственной гимнастики. Комплекс производственной гимнастики проводился через 20 мин после начала производственного обучения в течение 3—5 мин.

Для комплексной физиолого-гигиеническо^ оценки адаптационных возможностей организма учащихся 8-х классов использовались наиболее информативные и показательные методы исследования. В частности, изучались умственная работоспособность по корректурному тесту, функциональное состояние сердечно-сосудистой., системы (ССС) по показателям артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также по интегральным показателям гемодинамики (ударный объем крови — УОК, минутный объем крови — МОК, общее периферическое сопротивление — ОПС) и вегетативным показателям (вегетативный индекс Кердо ВИК, коэффициент выносливости — КВ) одновременно оценивалась жизненная емкость легких, мышечная сила правой и левой кисти и эмоциональный статус подростков.

Исследования показателей проводились до и после занятий в течение недели в каждом полугодии. При этом противопоказаний к освоению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.