Научная статья на тему 'Работа линии психологической поддержки Нижневартовской психоневрологической больницы в период пандемии COVID-19'

Работа линии психологической поддержки Нижневартовской психоневрологической больницы в период пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА / ПАНДЕМИЯ / КОНСУЛЬТАНТ / АБОНЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жевелик О.Д., Дзюман Е.М.

В статье рассмотрены содержательные аспекты деятельности медицинского психолога на линии психологической поддержки в период пандемии COVID-19. Проведен анализ поступивших звонков от жителей ХМАО-Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жевелик О.Д., Дзюман Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа линии психологической поддержки Нижневартовской психоневрологической больницы в период пандемии COVID-19»

Выводы

Доведенное Депздравом Югры государственное задание до КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в виде количества экспертиз не отображает истинную нагрузку на подразделения в полном объеме.

Литература

1. Актуальные вопросы судебной медицины. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Социально значимые отравления в работе судебно-медицинских экспертов (сбор-

опыт и инновации №2 2020

ник научных статей) / под ред. Чиркова С.В., Скребова Р.В., Шакирова И.И., Кузьмичева Д.Е., Вильцева И.М., Кислицина В.М., Агзамовой Е.В., Паньковой И.Е., Коневой О.П., Селезневой С.В., Поповой О.С. — Ханты-Мансийск, 2018. — 171 с.

2. Актуальные вопросы судебной медицины (сборник научно-практических статей) — Вып. 2. / под ред. Скребова Р.В., Кузьмичева Д.Е. и др. — Ханты-Мансийск, 2019. - 212 с.

3. Актуальные вопросы судебной медицины (сборник научно-практических статей) — Вып. 3. / под ред. Скребова Р.В., Кузьмичева Д.Е. и др. — Ханты-Мансийск, 2019. — 387 с.

© Орлова Е.В., Шакиров И.И., 2020

УДК 159.9 : 616.921.5

РАБОТА ЛИНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НИЖНЕВАРТОВСКОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Жевелик О.Д.,

главный врач

БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница»,

Заслуженный врач РФ Дзюман Е.М.,

медицинский психолог БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница»

В статье рассмотрены содержательные аспекты деятельности медицинского психолога на линии психологической поддержки в период пандемии COVID-19. Проведен анализ поступивших звонков от жителей ХМАО-Югры.

Ключевые слова: профессиональная деятельность психолога, пандемия, консультант, абонент, психологическое консультирование, психологическая помощь и поддержка

Ситуация пандемии COVID-19 безусловно явилась серьезным вызовом для всего мира. В нашей стране эта проблема затронула все экономические, политические, человеческие ресурсы. Руководство страны, округа, а также Главы городов Югры предпринимают беспрецедентные меры по предотвращению распространения эпидемии.

Медицинские организации работают на пределе возможностей, при этом квалифицированно оказывая как медицинскую, так и социально-психологическую помощь.

Сегодня, мы столкнулись с ситуацией введения режима обязательной самоизоляции; нарастания тревоги и страха в обществе на фоне поступающей, часто противоречивой информации, от разных источников; ее переизбыток;

отсутствие определенности, предсказуемости и контроля над жизненными событиями; противоречивые прогнозы. Происходящие изменения в повседневной жизни людей, коснувшиеся каждого жителя округа, за столь короткий период не позволили жителям быстро адаптироваться к изменениям, вызывая различные эмоциональные и поведенческие реакции на сложившиеся обстоятельства. Среди них шок, гнев, беспокойство, страх, беспомощность, тревожные и депрессивные состояния, что поставило перед медицинскими психологами неотложные организационные и профессиональные задачи.

В ситуации неопределенности людям становится трудно найти тех, с кем можно было бы поделиться своими проблемами, у кого

можно было бы спросить совет и получить поддержку. В связи с этим руководством больницы было принято решение с 25 марта 2020 года организовать на базе учреждения бесплатную круглосуточную анонимную телефонную линию психологической поддержки, которая приобрела особую актуальность, так как предлагала своевременную, мгновенную, профессиональную психологическую помощь и поддержку тем, кто в ней нуждался. Впоследствии линия психологической поддержки вошла как структурный компонент в единую городскую горячую линию.

Команда профессионалов — медицинских психологов оказывала неотложную психологическую помощь всем позвонившим, находящимся в состоянии тревоги и депрессии, острого и пролонгированного психологического кризиса в режиме самоизоляции, а также людям, стоящим перед выбором между жизнью и смертью. Особо отмечалась возможность получения такой помощи медицинскими работниками, стоящими на передовой и испытывающими колоссальные нагрузки как физического, так и психологического плана.

Профессиональная деятельность специалистов на линии психологической поддержки представляла собой сверхкороткую форму психологического консультирования. Звонящий мог сохранить свою анонимность, конфиденциальность, совершал звонок в удобное для него время, мог в любой момент прервать

беседу, делился своими переживаниями и получал профессиональную психологическую помощь в решении возникшей проблемы или снятия негативного психологического состояния, напряженности, душевной боли и возвращая субъективную возможность контроля ситуации. Это обусловило большое количество обращений на телефон линии психологической поддержки.

Главная задача медицинских психологов на телефонной линии в момент «здесь и сейчас» — помощь человеку в выработке адекватных стратегий взаимодействия с окружающей действительностью.

Работа медицинского психолога строилась на принципах анонимности, безопасности, конфиденциальности, толерантности. Абонент и консультант не передавали свои личные данные, позвонивший мог назваться любым именем, телефонный номер абонента не фиксировался, содержание разговора не передавалось третьей стороне. В процессе разговора консультантом фиксировалась только статистическая информация о звонке: проблематика, пол, возраст (если абонент его сообщил), самооценка абонентом своего состояния и степени решения заявленной проблемы после разговора со специалистом. Позвонившему гарантировалось отсутствие критики, предрассудков и стереотипов в отношении него, а также осуждения, что создавало комфортные условия для работы с заявленной проблемой. Кроме того,

позвонивший мог в любой момент прервать разговор по своему усмотрению.

Консультативная помощь специалистов включала в себя несколько моментов, от эмоциональной поддержки, снятия тревоги и напряженности до поиска ресурсов и способов мобилизации внутренних сил для выхода из кризисного состояния. Как правило, звонившие находились «внутри» проблемы и реагировали на нее эмоционально, что мешало увидеть способы ее решения. Консультант же, применяя профессиональные знания, помогал взглянуть на проблему «извне», со стороны, указывая

опыт и инновации №2 2020

на причины непродуктивности решения проблемной ситуации, используя интегративный подход, позволяющий максимально эффективно помочь человеку.

Специалисты учреждения на линии психологической поддержки осуществляли свою работу в период с 25 марта по 1 июня 2020 года.

За период работы линии число обращений, по поводу которых оказывалась консультативная психологическая помощь, составило 352 звонка.

Время осуществления звонков представлено на Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Число обращений в различный временной период

Как видно из представленных результатов на Диаграмме 1, наибольшее количество обращений приходится на время с 08:00 утра до 17:00 часов и составляет 63,1%. С 17:00 часов и до 24:00 часов позвонили 33,2% абонентов. И наконец, с 24:00 до 08:00 часов утра активность жителей составила 3,7% звонков. В основном это абоненты, обращающиеся в состоянии алкогольного опьянения, не имея какой-либо определенной цели, помимо снятия эмоционального напряжения. В ходе интервью некоторые из них проявляли вербальную агрессию

как к медицинскому психологу, так и к представителям власти.

Следует отметить, что основную часть (более 87,4%) составляли первичные обращения, что свидетельствует о востребованности психологической помощи у людей, находящихся в состоянии стресса. 1,4 % абонентов являлись медицинскими работниками, а 9,7% абонентов представители категории «65 плюс», средний возраст которых 73 года.

Гендерные особенности абонентов представлены на Диаграмме 2.

Гендерные особенности абонентов

Диаграмма 2

Как видно из Диаграммы 2, большую часть абонентов (63,4%) составляют женщины, средний возраст которых 44 года; 34,9% звонивших — мужчины, средний возраст 35 лет и 1,7% абонентов — дети в возрасте от 10 до 16 лет.

Необходимо отметить, что психическое состояние абонентов в преобладающем большинстве, а именно 86,3% при обращении было нестабильным, наиболее часто обратившиеся по телефону жители испытывали негативные эмоциональные состояния, напряжение, сни-

Как видно из представленных в Таблице 1 данных, структура обращаемости по видам проблем неоднородна. Наиболее частыми поводами к обращению были состояния тревоги,

жение настроения. Другие варианты состояний в структуре обращаемости были спокойны и стабильны и составили 13,7% абонентов, что свидетельствует о преимущественной востребованности оказываемого вида помощи населению округа.

На линии психологической поддержки было выделено ряд проблем, с которыми столкнулись жители в период пандемии. Структура обращаемости по видам проблем отражена в Таблице 1.

страха заразиться и умереть, паники, вызванные эпидемиологической обстановкой, составляющие 62,8%. Тревоги были связаны с тем, как изменились отношения с близкими людьми в

Таблица 1

Структура обращаемости абонентов по видам проблем

Вид проблемы абс %

Сложности, связанные с соблюдением режима самоизоляции 37 10,5

Получение информации 28 8,0

Принятие решений 25 7,1

Сложности родительского плана, связанные с обучением детей и взаимопониманием 23 6,5

Неопределенность будущего 18 5,1

Особое психологическое состояние (тревога, агрессия, паника, страх заразиться), вызванное эпидемиологической обстановкой 221 62,8

период самоизоляции, с необходимостью равномерного планирования времени, изменениями на работе, также люди волновались из-за возможности заболеть или боялись, что заболеют их близкие.

Другие виды обращений по проблемам распределены равномерно и указывают на сложности в принятии решений; родительского плана, связанные с обучением детей и взаимопониманием; самоизоляции и неопределенности будущего.

Обращения детей касались взаимоотношений с близкими, организацией времяпровождения на самоизоляции, планирования учебного и досугового времени.

Таким образом, представленные данные по количеству обращений свидетельствуют о вос-

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №2 2020

требованности населением психологической помощи на линии психологической поддержки, что особенно актуально в условиях дефицита очной профессиональной психологической помощи населению. Анонимная телефонная линия позволила жителям округа в стрессовой ситуации обратиться за мгновенной, доступной, психологической помощью на высоком профессиональном уровне, получить поддержку, не бояться быть непонятым. Очень важно, что на другом конце провода был человек, который был готов выслушать, ждать пока люди расскажут о своих проблемах и готов был помочь в их решении.

© Жевелик О.Д., Дзюман Е.М., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.