Научная статья на тему 'РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ'

РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
573
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛЕТУЧАЯ РЕВИЗИЯ / ОБСЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ / ЦКК-РКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ИСТОРИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / WORKERS 'AND PEASANTS' INSPECTION / CONTROL AND AUDITING ACTIVITIES / STATE CONTROL / PEOPLE'S CONTROL / ACTUAL CONTROL / DOCUMENTARY CONTROL / FLYING AUDIT / INSPECTION / CONTROL METHODS / CCC-RCI / STATE FINANCIAL CONTROL / HISTORY OF FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Султанмуратов Д.Ю.

Данная статья посвящена одному из наименее изученных органов государственного контроля в послереволюционное и Советское время - Рабоче-крестьянской инспекции. В работе проанализированы нормативно-правовые акты, составлявшие правовую основу деятельности инспекции, стенографические отчеты ВКП(б) и ряд научных статей по аналогичной тематике. Рассмотрены основные полномочия и задачи инспекции, а также правовые аспекты осуществления контрольно-ревизионной работы. Статья посвящена как периоду существования самостоятельной Рабоче-крестьянской инспекции, так и периоду существованию объединенного органа ЦКК-РКИ. Значительное внимание уделяется процессу постепенного изменения задач инспекции и их содержанию. Научная проблема и актуальность заключаются в практически полном отсутствии юридических работ по данной тематике, а также в том, что период деятельности инспекции безосновательно не раскрывается в большинстве материалов по истории государственного контроля и государственного финансового контроля, в частности. По итогам проведенного исследования автором констатируется высокая эффективность и быстрое институционально-правовое развитие инспекции, а также необоснованность ее ликвидации в самый успешный период ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKERS 'AND PEASANTS' INSPECTION: LEGAL BASIS OF ACTIVITY AND FEATURES OF IMPLEMENTATION OF CONTROL AND AUDITING WORK

This article is devoted to one of the least studied bodies of state control in the post-revolutionary and Soviet times - the Workers 'and Peasants' Inspection. The paper analyzes the normative legal acts that constituted the legal basis for the activities of the inspectorate, verbatim reports of the CPSU (b) and a number of scientific articles on similar topics. The main powers and tasks of the inspection, as well as the legal aspects of the implementation of control and audit work are considered. The article is devoted to both the period of the existence of the independent Workers 'and Peasants' Inspection, and the period of the existence of the united body of the Central Control Commission-RKI. Considerable attention is paid to the process of gradual changes in inspection tasks and their content. The scientific problem and relevance lie in the almost complete absence of legal work on this topic, as well as in the fact that the period of the inspectorate's activity is unreasonably not disclosed in most materials on the history of state control and state financial control, in particular. Based on the results of the study, the author states the high efficiency and rapid institutional and legal development of the inspection, as well as the groundlessness of its liquidation in the most successful period of its operation.

Текст научной работы на тему «РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ»

Рабоче-крестьянская инспекция: правовые основы деятельности и особенности осуществления контрольно-ревизионной работы

Workers 'and Peasants' Inspection: legal basis of activity and features of implementation of

control and auditing work

Султанмуратов Д.Ю.

Аспирант 2 курса, Юридический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: daggerman@list.ru

Sultanmuratov D.

Postgraduate student of 2nd course, Faculty of law, Saint-Petersburg state University, Russia, Saint-Petersburg

Аннотация.

Данная статья посвящена одному из наименее изученных органов государственного контроля в послереволюционное и Советское время - Рабоче-крестьянской инспекции. В работе проанализированы нормативно-правовые акты, составлявшие правовую основу деятельности инспекции, стенографические отчеты ВКП(б) и ряд научных статей по аналогичной тематике. Рассмотрены основные полномочия и задачи инспекции, а также правовые аспекты осуществления контрольно-ревизионной работы. Статья посвящена как периоду существования самостоятельной Рабоче-крестьянской инспекции, так и периоду существованию объединенного органа ЦКК-РКИ. Значительное внимание уделяется процессу постепенного изменения задач инспекции и их содержанию. Научная проблема и актуальность заключаются в практически полном отсутствии юридических работ по данной тематике, а также в том, что период деятельности инспекции безосновательно не раскрывается в большинстве материалов по истории государственного контроля и государственного финансового контроля, в частности. По итогам проведенного исследования автором констатируется высокая эффективность и быстрое институционально-правовое развитие инспекции, а также необоснованность ее ликвидации в самый успешный период ее функционирования.

Annotation.

This article is devoted to one of the least studied bodies of state control in the post-revolutionary and Soviet times - the Workers 'and Peasants' Inspection. The paper analyzes the normative legal acts that constituted the legal basis for the activities of the inspectorate, verbatim reports of the CPSU (b) and a number of scientific articles on similar topics. The main powers and tasks of the inspection, as well as the legal aspects of the implementation of control and audit work are considered. The article is devoted to both the period of the existence of the independent Workers 'and Peasants' Inspection, and the period of the existence of the united body of the Central Control Commission-RKI. Considerable attention is paid to the process of gradual changes in inspection tasks and their content. The scientific problem and relevance lie in the almost complete absence of legal work on this topic, as well as in the fact that the period of the inspectorate's activity is unreasonably not disclosed in most materials on the history of state control and state financial control, in particular. Based on the results of the study, the author states the high efficiency and rapid institutional and legal development of the inspection, as well as the groundlessness of its liquidation in the most successful period of its operation.

Ключевые слова: Рабоче-крестьянская инспекция, контрольно-ревизионная деятельность, государственный контроль, народный контроль, фактический контроль, документальный контроль, летучая ревизия, обследование, методы контроля, ЦКК-РКИ, государственный финансовый контроль, история финансового контроля.

Key words: Workers 'and Peasants' Inspection, control and auditing activities, state control, people's control, actual control, documentary control, flying audit, inspection, control methods, CCC-RCI, state financial control, history of financial control.

В истории государственного контроля существует ряд слабоизученных органов государственного контроля, одним из таких органов является Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ). В настоящее время существует несколько свежих исторических работ, которые посвящены деятельности РКИ. Тем не менее, работы

юридического характера практически полностью отсутствуют, что вызвано крайне малым наличием общедоступного научного материала. Изучение правовых основ деятельности РКИ проводилось путем анализа и раскрытия ряда основополагающих нормативно-правовых актов в их хронологической последовательности, стенографических отчетов РКП(б) и ряда научных статей.

После событий Февральской и Октябрьской революций первым важным нормативно-правовым актом, регулирующим основы осуществления государственного контроля, стал Декрет ВЦИК от 12.04.1919 «О государственном контроле». Несмотря на значительный политический оттенок документа, в нем содержится ряд важнейших организационно-правовых нововведений, регулирующих основы и порядок осуществления государственного контроля. Основной проблемой всех советских учреждений в данном Декрете было обозначено участие в их деятельности граждан, имеющих капиталистические и бюрократические взгляды. Также в нем говорилось о том, что Государственный контроль как орган государственной власти был загнан в тесные рамки формального надзора вследствие участия в его деятельности чуждых социалистической идеологии лиц. Таким образом, фундаментальная проблема низкой эффективности государственной контрольной деятельности, по мнению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, заключалась в первую очередь в кадровом вопросе. Для решения данного вопроса в Декрете указывается на необходимость вовлечения в работу Государственного контроля широких слоев рабочих и крестьян. Вовлечение граждан осуществлялось для того, чтобы «Государственный контроль из органа формального контроля превратить в орган народного социалистического контроля, накопления опыта социалистического строительства и постоянного совершенствования всего механизма Советской власти». В этой части законодатель хотел создать такой орган государственного контроля, который бы значительно отличался от органов контроля Российской империи.

Государственный контроль как орган власти был призван осуществлять задачи по проведению непосредственного фактического контроля, способствующего обеспечению осуществления декретов и постановлений Центральной власти во всех областях хозяйства и Государственного контроля. Также данный орган имел право осуществлять ближайшее наблюдение за деятельностью всех Народных Комиссариатов, их многочисленных территориальных отделов, а также всех прочих органов власти. Помимо этого, он был наделен правом осуществлять проверки вышеназванных органов с точки зрения достигнутых практических результатов.

Также необходимо добавить, что Государственный контроль должен был реализовывать мероприятия по привлечению должностных лиц к юридической ответственности вследствие совершения ими правонарушений и преступлений. В этом проявлялась своеобразная профилактическая и карательная функция государственного контроля, которая только начинала налаживаться. Не менее интересной обязанностью Государственного контроля было представление на рассмотрение Центральной власти конкретных предложений по совершенствованию и упрощению аппаратов Советской власти. Данная обязанность являлась предпосылкой для прямого и эффективного использования органов государственного контроля в качестве инструментов по модернизации и развитию всех органов власти в целом. Другим важным моментом стала централизация контрольной деятельности - отныне все существующие при отдельных ведомствах, организациях и предприятиях контрольно-ревизионные органы были реорганизованы в состав Государственного контроля.

Отдельно необходимо отметить введение системы «летучих ревизий». Существующая в то время политико-экономическая ситуация требовала от рабоче-крестьянской инспекции оперативных и эффективных мер по налаживанию работы государственного аппарата, а также действий по борьбе с разрухой и волокитой. «Летучие ревизии» были впервые предложены В. И. Лениным. Их преимущество заключалось не столько в их очевидной возможности вскрывать непорядки и злоупотребления, а сколько в возможности принятия мер немедленного реагирования при помощи взаимодействия с рядом соответствующих компетентных органов.

Проведение «летучих ревизий» происходило открыто, публично, внепланово и по жалобам трудящихся. Руководители и члены данных ревизионных групп часто публично выступали с докладами. Данные обстоятельства повышали значимость и популярность данных ревизий в глазах населения. Как следствие, многие рабочие и крестьяне с большим желанием принимали участие в проведении «летучих ревизий».

Далее необходимо перейти к самой Рабоче-крестьянской инспекции, которая была учреждена Декретом ВЦИК от 08.02.1920 «О Рабоче-Крестьянской Инспекции». В своей деятельности инспекция продолжала руководствоваться Декретом ВЦИК от 12.04.1919 «О государственном контроле», в связи с чем его основные положения было необходимо кратко разобрать выше.

Юридически сущность реорганизации заключалась в централизации государственного контроля и создании органа государственного социалистического контроля на началах активного участия в его работе широких масс рабочих и крестьян. Именно масштабное вовлечение в контрольную работу представителей рабочего и крестьянского классов объясняет специфическое наименование данного органа - «Рабоче-Крестьянская Инспекция» (РКИ).

Помимо основных прав, обязанностей и задач, возложенных на старый Государственный контроль многочисленными декретами ВЦИК и СНК, на Рабоче-Крестьянскую Инспекцию был возложен ряд новых задач:

1) оперативная реорганизация старого органа государственного контроля в учрежденную инспекцию на началах участия трудящихся;

2) искоренение бюрократизма и волокиты в советских учреждениях, усиление фактического контроля и организация наблюдения за процессом реализации и исполнения всех декретов и постановлений, проверка достижения органами власти ожидаемых в деятельности результатов;

3) наблюдение за точным исполнением декрета 6-го Всероссийского Съезда Советов о законности;

4) обеспечение наблюдения и контроля за организацией приема жалоб и заявлений, учреждения специального бюро для работы с нарушениями должностных лиц;

5) модернизация и упрощение аппарата Советской власти, ликвидация параллелизма в полномочиях и борьба с бесхозяйственностью и канцелярской волокитой.

Необходимо заметить, что ряд перечисленных в Декрете нововведений таковыми не являлись. В частности, борьба с бюрократизмом и волокитой осуществлялась ранее и была четко и ясно обозначена в Декрете «О государственном контроле». Осуществление фактического контроля и система летучих ревизий также ранее отражались в вышеназванном Декрете. Тем не менее, отныне появилась конкретизация, согласно которой фактический контроль должен был проводиться путем летучих ревизий и обследований, как методов контрольной деятельности. Также новшеством не являлось внесение конкретных предложений по модернизации и упрощению аппарата Советской власти. Данное направление оставалось одним из наиболее приоритетных.

Действительные нововведения заключались в организации приема при различных учреждениях заявлений и жалоб на действия должностных лиц, а также создании при инспекции соответствующего бюро. В частности, Е.В. Булюлина в одной из своих научных статей полагает, что Советская власть с самых первых лет своего существования значительное внимание уделяла работе с жалобами и обращениями граждан. Автор настоящей статьи полагает, что работа с жалобами воспринималась законодателем в качестве эффективного инструмента для контроля за деятельностью государственного аппарата и его должностных лиц. Также необходимо заметить, что институт приема жалоб и заявлений обеспечивал возможность широкого участия граждан в деятельности, направленной на обеспечение принципов законности, публичности деятельности органов власти, гласности и неотвратимости ответственности за действия, направленные против публичных интересов государства и частных интересов граждан.

Также в Декрете пояснялось, что членом Рабоче-Крестьянской Инспекции мог стать любой трудящийся. Особое внимание было уделено предоставлению женщинам возможности участвовать в работе инспекции. Количественный состав инспекции формально не ограничивался, а важнейшая задумка заключалась в том, чтобы провести в конечном счете через инспекционно-ревизионную работу как можно большую часть трудящихся граждан страны. Данные положения Декрета были направлены на установление режима равноправия трудящихся и недопущения нарушение прав конкретных лиц по признакам пола, профессии, уровня образования и т. д.

Автор статьи полагает, что на данном этапе законодатель лишь только начал свой путь по реорганизации и улучшению государственного контроля в стране. Общеизвестно, что реорганизация и развитие государственного аппарата является крайне длительным и емким процессом, что объясняет нецелесообразность ожидания моментального положительного результата. В своем сочинении «Лучше меньше, да лучше» В. И. Ленин констатировал, что у Наркомата Рабкрина отсутствовал всякий авторитет, а также, что хуже поставленного учреждения, чем Рабкрин, в то время не существовало. С данным утверждением трудно поспорить, однако, РКИ только начинала свою контрольную деятельность и еще не успела продемонстрировать положительные результаты в работе.

Из этого всего следовало, что от инспекции не ожидали моментального и полного исполнения всех возложенных нее функций и задач. Очевидно, что организация и совершенствование деятельности инспекции происходили по большей части эмпирическим путем. Именно подобным образом осуществлялось построение многих других органов государственной власти. Далее с течением времени инспекция опытным путем достигала все более умелой организации.

Следующим важным законодательным шагом стало издание Декрета ВЦИК от 18.08.1921 «Об усилении деятельности Рабоче-Крестьянской Инспекции». Согласно ему на Губернские Исполнительные Комитеты была возложена обязанность «обеспечить проведение инспекционной и ревизионной работы с учетом строгого соблюдения принципов независимости, полной объективности и отсутствия всякого давления изнутри и извне». Особенное внимание уделялось инструктированию и инспектированию в хозяйственных органах страны. Таким образом, данный нормативно-правовой акт был попыткой устранить и предотвратить всякую возможную коррупционную составляющую в целях обеспечения непрерывного экономического роста. Это было обусловлено сложной социально-политической ситуацией, а также влиянием враждебных коммунистической партии политических сил. Подобные негативные обстоятельства затрудняли быстрое и эффективное налаживание работы государственного аппарата, что вызывало необходимость дополнительного правового регулирования в целях гарантированного достижения поставленных задач.

Одним из наиболее масштабных и преобразующих нормативно-правовых актов стал Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 09.01.1922 №2 384 «Положение о Народном Комиссариате Рабоче-Крестьянской Инспекции» (НК РКИ). Данным Декретом на Рабоче-крестьянскую инспекцию были возложены еще более широкие и масштабные полномочия. Для наглядного понимания необходимо коротко перечислить ряд новых задач:

1) осуществление контроля за исполнением всех декретов и постановлений;

2) проверка деятельности органов власти в части достигнутых в деятельности результатов;

3) осуществление надзора по учету, распределению и хранению государственного имущества, а также наблюдение за правильным и целесообразным ведением всех текущих хозяйственных операций;

4) реализация мероприятий по последующей проверке финансовых, материальных и сметных планов, предложений и договоров, а также проектов государственной росписи расходов и доходов;

5) искоренение проявлений бюрократизма и волокиты;

6) выработка мер по упрощению делопроизводства, а также форм отчетности и учета.

Именно с подобным набором задач и полномочий Рабоче-крестьянская инспекция является наиболее простой и ясной для понимания. В ее деятельности начинают прослеживаться четкие элементы государственного финансового контроля. Неясность и неопределенность полномочий инспекции в первые два года ее существования вызваны не столько отсутствием каких-либо практических и юридических основ, сколько непониманием самого законодателя и служащих инспекций, как и какими средствами в столь неблагоприятных условиях реализовывать и решать столь амбициозные и трудные задачи. Государственному аппарату явно не хватало практического опыта, а имеющих опыт управления лиц капиталистической школы до управленческой работы старались не допускать. Данный факт, вероятно, замедлял изначальное становление и развитие послереволюционных органов государственного контроля.

Далее вновь произошли изменения, обусловленные изданием Декрета ЦИК и СНК СССР от 6 сентября 1923 г. «Об освобождении Рабоче-Крестьянской Инспекции от ряда принадлежащих ей функций». Согласно данному нормативно-правовому акту, инспекция была освобождена от целого ряда обязанностей. Перечень вопросов, которыми РКИ более не занималась, был исчерпывающим:

1) Осуществление документального контроля и проведение сплошной последующей документальной ревизии доходных и расходных документов народных комиссариатов: отныне инспекция предоставляла лишь общее заключение на отчет Народного Комиссариата финансов об исполнении росписи государственных доходов и расходов;

2) предварительное рассмотрение в обязательном порядке всех сметных предположений ведомств;

3) составление и предоставление заключений по отпуску средств конкретными государственными административными и хозяйственными органами;

4) реализация в части наблюдения за отдельными мероприятиями по вопросам финансового управления;

5) обязательное участия в решении вопросов об ассигновании кредитов ведомствам;

6) рассмотрение всех вопросов в части кредита;

7) все виды сплошного текущего контроля и надзора за отдельными денежными операциями государственных органов;

8) обязательное участие в совещаниях, где это участие имеет контрольный характер;

9) представление в высшие законодательные органы заключений по вопросам, не имеющим отношения к новым задачам РКИ по улучшению государственного аппарата;

10) исполнения обязанностей, связанных с защитой и охраной частноправовых интересов, рассмотрения жалоб и заявлений, которые не затрагивают вопросы несовершенства государственного аппарата.

Таким образом, данным Декретом Рабоче-крестьянская инспекция была освобождена от значительного числа наименее значимых, на взгляд законодателя, задач и полномочий. Отныне важнейшей задачей деятельности Рабоче-крестьянской инспекции стала деятельность по реализации и разрешению вопросов модернизации, улучшения и упрощения аппарата Советской власти. Основными же методами проведения контроля оставались ревизии и обследования. От полномочий по финансовому контролю РКИ была освобождена.

Также необходимо упомянуть Постановление ЦИК СССР от 12.11.1923 «Положение о Народном Комиссариате Финансов Союза ССР». Согласно ему внутри Комиссариата было учреждено финансово-контрольное управление, поскольку Рабоче-крестьянская инспекция на тот момент была освобождена от финансового контроля. Впоследствии вновь выяснилось, что подобная организация контроля не подходит под сложные условия современной хозяйственной действительности.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 «Об упразднении Главного и республиканских управлений финансового контроля и их местных органов» для разрешения проблемы множественности контроля и снижения расходов на содержание контрольного аппарата было принято решение ликвидировать органы государственного финансового контроля, которые входили в состав народных комиссариатов финансов Союза ССР, союзных республик и их местных органов. Как результат, задачи по осуществлению финансового контроля вновь полностью перешли к Рабоче-крестьянской инспекции.

Кроме того, инспекция должна была осуществлять возложенные на нее обследования и ревизии при непосредственном участии руководителей заинтересованных ведомств, учреждений и предприятий, соответствующих профсоюзов, а также при участии широких слоев рабочих и крестьян. В этом автор статьи видит инновационный и гениальный для того времени подход к контрольной деятельности — не просто «ревизия», а ревизия, которая направлена на непосредственное улучшение работы объекта контроля на началах содействия и участия самих работников проверяемых учреждений. Приоритетное внимание инспекции было обращено на изучение и модернизацию тех звеньев государственного аппарата, которые напрямую контактировали и взаимодействовали с населением.

Также необходимо обратить внимание на то, что в 1923 году по предложению В.И. Ленина Рабоче-крестьянская инспекция была объединена с ЦКК. Объединенный орган ЦКК—РКИ должен был обеспечивать единство партии, а также всеми средствами способствовать улучшению и оптимизации работы государственного аппарата, в целях чего к участию в работе широко привлекались трудящиеся. Принято считать, что идея объединения партийного и государственного контроля принадлежит В.И. Ленину и изложена им в широко известной статье «Как нам реорганизовать Рабкрин». Историк А.Г. Дианов в одной из своих статей на тему деятельности объединенных органов партийно-государственного контроля излагает мысль о том, что процесс слияния партийного и государственного контроля произошел с небольшими отклонениями от того, что предлагал В.И. Ленин. Автор настоящей статьи не может не согласиться с данным утверждением, поскольку аутентичные идеи В.И. Ленина были реализованы лишь частично.

Также следует заметить, что слияние ЦКК и РКИ было отчасти необходимым и вынужденным решением. Об этом в своей научной работе говорит А.Н. Гулько, поясняя, что у РКИ была острая необходимость структурной и кадровой реорганизации, поскольку других способов наладить работу инспекции не было. Автор данной статьи согласен с этим утверждением, поскольку резкие положительные изменения в деятельности РКИ наступили лишь с 1923 года, как раз с того момента, как РКИ и ЦКК были объединены в один единый орган.

При дальнейшей фактической реализации инспекцией новых полномочий законодатель, вероятно, осознал недостаток имеющихся у служащих инспекции прав для выполнения всех задач в настоящих условиях. Особо остро данная проблема стояла по части согласования выводов и предложений инспекции по итогам контрольных мероприятий. До момента утверждения в Коллегии НК РКИ СССР выводы крайне долго согласовывались, из-за чего исчезал фактор оперативности и реальной эффективности. Наиболее важной проблемой было отсутствие у Постановлений НК РКИ СССР формально обязательного для исполнения характера.

Для решения данного вопроса Коллегия НК РКИ СССР в сентябре 1926 года разработала новые предложения по расширению прав Народного комиссариата. На основании данных предложений ЦИК и СНК СССР 4 мая 1927 г. приняли Постановление «О расширении прав Рабоче-Крестьянской Инспекции». Данный нормативно-правовой акт наделил постановления НК РКИ СССР характером обязательности для исполнения всеми учреждениями и предприятиями по ряду исчерпывающих вопросов. В их число входили вопросы достижения целей упрощения и сокращения учета и отчетности, уменьшения штатов и числа излишних органов

и представительств, изменения их организационно-правового строения, минимизация накладных расходов, а также привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц в случаях проявления бесхозяйственности и волокиты.

Затем на XII съезде РКП (б) вся текущая контрольно-ревизионная работа внутри ведомств, учреждений, предприятий и организаций была передана учрежденным при них контрольно-ревизионным органам. Вследствие этого возник ожидаемый фактор параллелизма и дезорганизации в работе инспекции и вышеупомянутых органов. Данный вопрос отчасти разрешался на XIII партийном съезде. В стенографическом отчете сказано, что съезд признавал необходимым внести единство и согласованность в контрольно-ревизионную деятельность соответствующих контрольных комиссий и органов РКИ, произвести согласование совместных контрольно -ревизионных мероприятий и мер, необходимых для изучения государственного аппарата.

К началу 1928 году было трудно не признавать множественность и несогласованность в работе контрольных органов. Данная проблема была общеизвестной. Эти вопросы были довольно эффективно разрешены в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 25 апреля 1928 года «О мероприятиях по устранению множественности, несогласованности и параллелизма в контрольно-обследовательской работе государственных органов», где рабоче-крестьянскую инспекцию наделили обязанностью осуществлять координацию контрольно-обследовательской работы в различных ведомствах СССР. Как результат, всякое планирование осуществления контрольных мероприятий было возложено на Наркомат РКИ. При этом необходимо добавить, что ведомства не были лишены самостоятельности в части контроля над своими подконтрольными органами. Однако, они были обязаны уведомлять о подобных решениях Наркомат РКИ.

Во второй половине 1933 года на XVII съезде партии была публично высказана идея ликвидации Наркомата РКИ СССР, поскольку он уже смог оказать положительное влияние на Советское государство. На съезде также прозвучали идеи создания Комиссии советского контроля при СНК СССР и Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), что означало возврат к имеющейся ранее раздельной системе партийного и государственного контроля. Я.Э. Рудзутак, на правах работника КК-РКИ, высказал свое мнение, что органы объединенного контроля уже сыграли свою положительную и огромную роль, однако, настоящие масштабы и сложные задачи, какие поставил товарищ Сталин перед партийным советским контролем, уже не соответствуют настоящим организационно-правовым формам.

Из этого следовало, что само руководство РКИ не возражало против ликвидации своего контрольного органа. Однако, данный исторический период отличался жестокой борьбой с инакомыслящими, что позволяет усомниться в абсолютной искренности подобных заявлений. В то же время из подобных заявлений можно сделать субъективный вывод об очевидной неэффективности советского партийного контроля, который был объединен с государственным контролем. Как результат, в 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была ликвидирована. Во многом причины ликвидации Рабоче-крестьянской инспекции были скорее политическими. В частности, В.Д. Донской и С.Н. Иконников полагали, что одной из основных причин ликвидации ЦКК-РКИ стало развитие культа личности И.В. Сталина, поскольку заложенные В.И. Лениным принципы партийно-государственного контроля, как контроля с привлечением широких масс трудящихся, не позволяли создавать условия для дальнейшего сосредоточению власти в руках И.В. Сталина.

Объединенные органы ЦКК-РКИ достигли значительных успехов в развитии всенародного контроля. Тем не менее, следует заметить, что в работе инспекции имела место различная вовлеченность центральных органов и местных КК-РКИ, поскольку местные органы были менее активны. В последние несколько лет функционирования объединенных органов ЦКК-РКИ наиболее важной задачей стало еще большее вовлечение широких народных масс к осуществлению контрольной деятельности. Цель заключалась в том, чтобы вся работа

на 9/10 проводилась силами общественности, а не штатными служащими. Также проводилось укрепление и усиление местных органов партийно-государственного контроля, в частности наиболее слабых звеньев — городских и районных КК—РКИ.

Следует сказать еще несколько слов про достоинства и недостатки деятельности РКИ. М.Ю. Харитонов в одной из своих научных работ, подводя итоги деятельности ЦКК-РКИ, указывает на направленность работы РКИ на борьбу с отдельными незначительными недостатками и недочетами, за которыми следовало привлечение виновных лиц к ответственности, что, к сожалению, не позволяло эффективно бороться с низкой эффективностью работы государственного аппарата. Также он отмечал случайный характер назначения проведений ревизий и обследований. С данными утверждениями автор настоящей статьи может согласиться лишь частично, поскольку направленность на выявление мелких нарушений имела место лишь в самые первые годы существования РКИ, когда законодатель только искал пути и способы надлежащей и эффективной организации государственного контроля. С утверждением про случайность проведения обследований и ревизий трудно поспорить, поскольку система строгого и четкого планирования контрольных мероприятий в ее современном понимании пока еще отсутствовала.

Следует констатировать, что юридическое изучение деятельности рабоче-крестьянской инспекции может иметь исключительно историко-правовое значение. Ввиду значительных политических, правовых и экономических изменений в нашем государстве институт государственного контроля, существующий около века назад, имеет колоссальные различия с государственным контролем, существующим в настоящее время. Рабоче-крестьянская инспекция была, несомненно, одним из первых успешных шагов государства в вопросе организации государственного контроля с момента прекращения существования Российской империи. ЦКК-РКИ стали своего рода плацдармом для всего дальнейшего реформирования системы контрольных органов в СССР.

Отсутствие правовых исследований на данную тему является значительным научно-практическим и историко-правовым упущением, поскольку в рамках истории государственного контроля Рабоче-крестьянская инспекции сделала неоценимый вклад в развитие основ Советского государственного контроля, который в далеком будущем стал частичной основой для всех современных институтов государственного контроля. В заключении остается еще раз упомянуть, что в практическом плане объединенные органы контроля были близки к устранению ряда значимых недостатков. Тем не менее, выполнить до конца данные задачи не удалось. Ситуация сложилась так, что ЦКК-РКИ были ликвидированы на этапе своего наиболее успешного периода в практической деятельности. Соответственно, все полезные возможности данного органа для государства раскрыты до конца не были. При этом реальные объективные причины для ликвидации инспекции ввиду недостаточной эффективности ее деятельности полностью отсутствовали.

Также стоит добавить, что с юридической точки зрения правовая основа деятельности РКИ была разработана с нуля и за основу не брались нормативно-правовые основы дореволюционного прошлого. Из этого следует значительная юридическая ценность и интерес к тем нормативно-правовым актам, которые были разобраны в данной научной работе. В завершении настоящего исследования стоит подчеркнуть, что проблематика деятельности рабоче-крестьянской инспекции требует дальнейшего изучения.

Список используемой литературы:

1. Булюлина Елена Владимировна «Жалобщики» и «Удрученные»: о работе с заявлениями граждан в рабоче-крестьянской инспекции в 1919-1920-е гг. // Вестник РУДН. История России. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhalobschiki-i-udruchennye-o-rabote-s-zayavleniyami-grazhdan-v-raboche-krestyanskoy-inspektsii-v-1919-1920-e-gg (дата обращения: 19.10.2020).

2. В.Д. Донской, С.Н. Иконников. Развитие Ленинских идей о партийно-государственном контроле, «Коммунист» 1962 г. № 18, С. 36-37.

3. Гулько А. Н. Создание и направления деятельности наркомата рабоче-крестьянской инспекции в борьбе с хозяйственными правонарушениями в начале 1920-х годов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-napravleniya-deyatelnosti-narkomata-raboche-krestyanskoy-inspektsii-v-borbe-s-hozyaystvennymi-pravonarusheniyami-v-nachale (дата обращения: 19.10.2020).

4. Двенадцатый съезд РКП(б). 17-25 апреля 1923 г. Стенографический отчёт. — М.: Политиздат, 1968. С. 700-701.

5. Дианов Алексей Григорьевич Создание объединенных органов партийно-государственного контроля. Часть 2 // ОНВ. 2013. №4 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-obedinennyh-organov-partiyno-gosudarstvennogo-kontrolya-chast-2 (дата обращения: 19.10.2020).

6. Л.Ф. Морозов, В.П. Портнов. Органы ЦКК-НК РКИ в борьбе за совершенствование государственного аппарата (1923-1934 гг.) С.42-43.

7. Ленин В. И. Как нам реорганизовать Рабкрин // Полн. собр. соч. Т. 45. С. 383—388.

8. Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше // Полн. собр. соч., Т. 45, С. 393.

9. С.Н. Иконников Создание и деятельность объединенных органов ЦКК-РКИ в 1923 - 1934 гг. С. 121122.

10. Стенографический отчет XIII съезда Всесоюзной Коммунистической партии (б), Партиздат, 1924 г. С. 621-623.

11. Стенографический отчет XVII съезда Всесоюзной Коммунистической партии (б), Партиздат, 1934 г., С. 261-264.

12. Харитонов Михаил Юрьевич, Харитонова Светлана Брониславовна. Формы и методы работы рабоче-крестьянских инспекций в чувашии в 1929-1934 годах // Вестник ЧГУ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-raboty-raboche-krestyanskih-inspektsiy-v-chuvashii-v-1929-1934-godah (дата обращения: 19.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.