Научная статья на тему 'Рабочая тетрадь по литературному чтению как средство формирования читательских умений у учащихся начальной школы'

Рабочая тетрадь по литературному чтению как средство формирования читательских умений у учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1567
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / STUDENT LITERATURE WORKBOOK / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / READING LESSON THROUGH LITERATURE / READING COMPREHENSION SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Е.В.

Статья посвящена проблеме формирования читательских умений у учащихся начальной школы посредством рабочей тетради по литературному чтению. Уточнена сущность понятия «рабочая тетрадь» как полифункционального дидактического пособия с печатной основой, содержащего различные типы заданий как для самостоятельной работы, так и для работы под руководством учителя. Выделены и раскрыты функции рабочих тетрадей: информационная, систематизирующая, трансформационная, развивающая, мотивационная, контролирующая. Представлена их типология по функции, назначению, способам подачи материала, характеру учебных заданий, степени самостоятельности школьников, связи с учебником. Выделены и охарактеризованы основные дидактические требования к заданиям рабочей тетради по литературному чтению, с учётом этих требований проанализирована рабочая тетрадь по литературному чтению М.В.Бойкиной и Л.А.Виноградской. Представлены примеры заданий, направленных на формирование у младших школьников ведущих читательских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хоменко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKBOOK ON LITERARY READING AS A MEANS OF FORMING READING SKILLS IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

The article explores the issue of building reading comprehension skills in primary school students with the help of a workbook which is viewed as a multifunctional didactic printed manual including different kinds of exercises that help to promote the student self-study activities as well as activities facilitated by the teacher. The purpose of student literature workbooks is to inform, systematise, transform, develop, motivate, and control. The typology of workbooks is represented by their function, purpose, material and methods presentation, activities. The author has highlighted and characterised the main didactic requirements for working out activities for workbooks. With this in mind, a workbook by M.V.Boikina and L.A.Vinogradskaia was analysed.

Текст научной работы на тему «Рабочая тетрадь по литературному чтению как средство формирования читательских умений у учащихся начальной школы»

УДК 821.161.1 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.1(26).33

Е.В.Хоменко

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме формирования читательских умений у учащихся начальной школы посредством рабочей тетради по литературному чтению. Уточнена сущность понятия «рабочая тетрадь» как полифункционального дидактического пособия с печатной основой, содержащего различные типы заданий как для самостоятельной работы, так и для работы под руководством учителя. Выделены и раскрыты функции рабочих тетрадей: информационная, систематизирующая, трансформационная, развивающая, мотивационная, контролирующая. Представлена их типология по функции, назначению, способам подачи материала, характеру учебных заданий, степени самостоятельности школьников, связи с учебником. Выделены и охарактеризованы основные дидактические требования к заданиям рабочей тетради по литературному чтению, с учётом этих требований проанализирована рабочая тетрадь по литературному чтению М.В.Бойкиной и Л.А.Виноградской. Представлены примеры заданий, направленных на формирование у младших школьников ведущих читательских умений.

Ключевые слова: рабочая тетрадь, учащиеся начальной школы, уроки литературного чтения, читательские умения

Постановка проблемы. Формирование у школьников полноценных читательских умений — одна из

приоритетных задач литературного образования в начальной школе, важность которой обусловлена тем, что ученик, хорошо читающий и умеющий осмысленно воспринимать чужие мысли, выраженные в письменной форме, легче приобретает знания по всем предметам. Кроме этого, читательские умения составляют основу духовно-нравственного становления личности учащегося. Читая художественные произведения, наблюдая за поступками главных героев, оценивая эти поступки, школьники осваивают правила взаимодействия с другими людьми, приобретают опыт нравственного поведения, основанного на традициях отечественной духовной культуры. Именно поэтому уже в начальной школе так важно подготовить вдумчивого, внимательного, развитого, неравнодушного и заинтересованного читателя. Люди, обладающие такими качествами, способны ставить и решать различные жизненные задачи.

Цель статьи — показать возможности использования рабочей тетради по литературному чтению в работе по формированию читательских умений у учащихся начальной школы.

Формирование читательских умений у детей младшего школьного возраста — процесс длительный и сложный. Считаем, что результативность этого процесса находится в прямой зависимости от выбора средств обучения. Под средствами обучения понимаем «специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей» [1, с. 70].

Бесспорно, ведущим средством обучения на уроках литературного чтения в начальной школе является учебник. Однако, как установлено психологами, «...человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил к решению реальных задач. Все остальное, не нашедшее практического применения, обычно рано или поздно забывается» [2, с. 11]. В связи с этим возникает необходимость поиска таких средств обучения, которые позволили бы школьникам активно работать (читать, выделять, подчёркивать, соотносить, рисовать, вставлять, исключать) с текстом художественного произведения. Таким средством, получившим широкое распространение в современной школе, с нашей точки зрения, является рабочая тетрадь. Как отмечают учёные (А.М.Ликарчук, О.А.Нильсон), первый опыт использования рабочих тетрадей в учебном процессе относится к 20—30-м годам XX века — периоду ликвидации всеобщей безграмотности. Второй этап приходится на 60—70-е годы ХХ века. Рабочие тетради этого времени отличались наличием творческих заданий, которые чётко соотносились с материалами учебника. Третий период активного применения рабочих тетрадей в школьной практике начинается со второй половины 90-х годов XX века и связан с модернизацией российского школьного образования и внедрением в школу новых УМК — учебно-методических комплектов.

Вопросы, связанные с разработкой и использованием рабочих тетрадей в образовательном процессе, освещены в многочисленных исследованиях, среди которых ведущее место занимают труды Е.А.Вержинской, Е.А.Крючковой, А.М.Ликарчук, И.Г.Майоровой, О.А.Нильсона, И.Э.Унт. Анализ работ указанных авторов свидетельствует о том, что среди учёных нет единой точки зрения относительно типологии рабочих тетрадей. Так, Е.А.Крючкова классифицирует рабочие тетради в зависимости от функциональной нагрузки и выделяет два её типа: 1) многофункциональные, или комплексные (содержат различные виды учебной информации и разнообразные типы заданий); 2) однофункциональные (содержат однотипные задания: тетради-тренажёры с заданиями в формате ОГЭ и ЕГЭ; тетради проектов; тетради для самостоятельной работы) [3, с. 194].

И.Э.Унт, выделяя в качестве критериев степень самостоятельности школьника и связь с учебником, делит рабочие тетради на следующие типы: 1) тетради для самостоятельной работы и 2) тетради для работы под

руководством учителя (по первому критерию); 1) тетради, относящиеся непосредственно к конкретному учебнику и 2) тетради, не связанные с конкретным учебником (по второму критерию) [4, с. 157].

С точки зрения Е.А.Вержинской, выделяются: 1) тренинговые тетради (предназначены для самостоятельной работы); 2) тетради, основанные на принципах графического моделирования (содержат рисуночно-знаковые познавательные задания); 3) тетради-хрестоматии (содержат дополнительные тексты); 4) семиотико-семантические тетради (содержат задания, основанные на сочетании символов и рисунков, моделей, схем со смысловыми интеллектуальными задачами преобразующего и творческого уровня) [5]. Как видим, в основе представленных классификаций лежат разные основания: функция, назначение, способы подачи материала, характер учебных заданий, степень самостоятельности школьников, связь с учебником. Такое разнообразие характеристик свидетельствует о том, что рабочие тетради как особый жанр учебно-методической литературы обладают широчайшим потенциалом и выполняют ряд функций, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Функции рабочей тетради

№ п/п Название функции В чём проявляется

1. Информационная В рабочей тетради содержится определённый учебный материал.

2. Систематизирующая Учебный материал представлен в виде определенной системы.

3. Трансформационная Практические задания рабочей тетради позволяют преобразовывать информацию в знания, умения и навыки.

4. Развивающая Задания рабочей тетради направлены на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения учащихся.

5. Мотивационная Интересные факты, проблемно-поисковые задания, игры и ребусы мотивируют учащихся к изучению того или иного предмета.

6. Контролирующая Вопросы, тесты, контрольные задания рабочей тетради контролируют уровень усвоения учащимися учебного материала.

На основе вышеизложенного уточним сущность понятия «рабочая тетрадь». Под указанным терминологическим сочетанием понимаем полифункциональное дидактическое пособие с печатной основой, содержащее различные типы заданий как для самостоятельной работы, так и для работы под руководством учителя.

Для определения исходных позиций экспериментальной методики по формированию у учащихся начальной школы читательских умений посредством рабочей тетради важным представляется вопрос о требованиях, предъявляемых к её содержанию. Теоретический анализ нормативной литературы («Фундаментальное ядро содержания общего образования»; «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; «Планируемые результаты начального общего образования»; «Примерные программы по учебным предметам») позволил нам сформулировать основное требование, согласно которому в рабочей тетради должны быть представлены задания, направленные на достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) по курсу «Литературное чтение». Перечень умений, формируемых в ходе выполнения этих заданий (в соответствии с планируемыми результатами обучения), отражён в табл. 2.

Таблица 2

Вид планируемых результатов обучения литературному чтению и перечень умений, формируемых в ходе

выполнения заданий рабочей тетради

Вид планируемых результатов обучения Перечень умений, качеств, свойств личности, формируемых в ходе выполнения заданий

Личностные результаты обучения. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного

обучения.

Потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Эмоционально -эстетическая отзывчивость на прочитанное.

Метапредметные результаты обучения. Умение искать нужную информацию с помощью различных источников.

Умение высказывать и пояснять свою точку зрения.

Умение взаимодействовать (в паре, группе) с другими людьми на основе сотрудничества и взаимного уважения.

Умение контролировать и самостоятельно оценивать свою работу.

Предметные результаты обучения. Умение правильно, бегло, выразительно и осознанно читать доступные по объему произведения.

Умение интерпретировать, анализировать и преобразовывать художественные, научно-популярные и учебные тексты.

Умение составлять несложные монологические высказывания разных типов о произведении (героях, событиях).

Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

На основе материала, представленного в табл. 2, можно выделить ряд частных дидактических требований к заданиям рабочей тетради по литературному чтению. Они должны:

— быть разнообразными как по содержанию (направлены на формирование навыков полноценного чтения: беглость, правильность, выразительность и осознанность), так и по характеру деятельности (с преобладанием развивающих, творческих и исследовательских заданий);

— ориентировать на активное использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации учебной информации;

— предполагать как индивидуальную, так и коллективную (парную, групповую) формы работы;

— содержать инструментарий, позволяющий контролировать и самостоятельно оценивать приобретённые знания и умения.

Разделяем точку зрения тех учёных, которые считают, что рабочая тетрадь по содержанию должна соотноситься с определённым учебником и по возможности включать новые тексты для расширения читательского кругозора и формирования интереса к чтению. Учитывая, что в основе обучения литературному чтению лежит личностно ориентированный подход, опирающийся на знание индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей школьников, считаем, что в рабочей тетради должны быть задания различной степени сложности: базового и повышенного уровня. Все названные требования отражают цели и стратегии новых образовательных стандартов и потому могут быть выделены в качестве критериев эффективности рабочих тетрадей.

В методической литературе представлено большое количество различных типов рабочих тетрадей по литературному чтению, авторами которых являются Р.Н.Бунеев, Л.А.Ефросинина, О.В.Малаховская, И.С.Хомякова и др. Поскольку учащиеся начальной школы города Севастополя занимаются по учебно-методическим комплектам «Школа России», проанализируем с учётом представленных выше критериев рабочую тетрадь по литературному чтению, разработанную М.В.Бойкиной и Л.А.Виноградской для учащихся 3 класса [6]. Указанное пособие соотносится с учебником Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и М.В.Головановой [7] и состоит из разделов, объединённых по тематическому и жанровому принципам: «Устное народное творчество», «Поэтическая тетрадь», «Великие русские писатели», «Литературные сказки», «Были небылицы», «По страницам детских журналов», «Зарубежная литература».

По содержанию задания, представленные в рабочей тетради, в основном направлены на формирование таких навыков полноценного чтения, как выразительность и осознанность. Например, Вспомни стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ночевала тучка золотая». Определи его общее настроение, тон и темп чтения, паузы и логические ударения. Воссоздай картину увиденного. Определи настроение автора [6, с. 43]; Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом [6, с. 47].

По характеру деятельности преобладают два типа заданий: репродуктивные (например, Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова [6, с. 15]; Какие признак волшебной сказки ты можешь назвать [6, с. 28]; Найди в тексте слова, которые одушевляются [6, с. 56]) и творческие (например, Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает» [6, с. 47]; Рассмотри рисунки. Кто из героев тебе знаком? Составь и запиши о нём рассказ. Сделай иллюстрацию [6, с. 58]; Представь себя в роли зайчика-Листопадничка и расскажи о своём путешествии [6, с. 66]; Составь сценарий праздника «Первый снег» [6, с. 34]).

Несомненным достоинством анализируемой рабочей тетради является наличие в ней комплекса алгоритмов, помогающих школьникам овладеть умениями писать отзыв о книге [6, с. 11], сочинять закличку [6, с. 17], докучную и волшебную сказку [6, с. 20], описывать героя [6, с. 22], рассказывать по картине [6, с. 23], пересказывать текст [6, с. 55], а также заданий, нацеливающих третьеклассников на активную работу с различными источниками информации: учебником, справочниками, энциклопедией, Интернетом (например, Что ты знаешь об авторе произведения? Найди информацию в учебнике, энциклопедии или Интернете, запиши [6, с. 52]; Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое»? Составьте с другом список книг [6, с. 72]).

С первых страниц рабочей тетради учащимся предлагается самостоятельно определить те виды работ, которые они уже умеют делать хорошо, и те, которые выполняют с трудом. Подобную работу учащиеся выполняют в течение всего учебного года по мере изучения нового материала и овладения новыми умениями. Рубрика так и называется: «Проверим себя и оценим свои достижения». Например, Прочитай внимательно текст. Проследи, сколько времени тебе понадобилось. Всё ли ты понял? Самостоятельно оцени качество своего чтения [6, с. 4]. На наш взгляд, в ответах на вопросы о собственных действиях (Что у меня хорошо получается? Что у меня вызывает трудности?) и рождается у школьников очень важное свойство человеческой психики — рефлексия.

Рабочая тетрадь содержит задания, предназначенные как для самостоятельной индивидуальной работы, так и для работы в паре (например, Составь с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Народное творчество» [6, с. 16]; Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни [6, с. 82]; Составь с друзьями календарь интересных мероприятий, посвящённых охране природы [6, с. 78]).

Таким образом, в ходе теоретического анализа установлено, что одним из эффективных средств формирования читательских умений в начальной школе является рабочая тетрадь. Учащиеся, выполняя разнообразные задания рабочей тетради по литературному чтению, учатся воспринимать изобразительные средства языка и определять их роль в тексте; воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, и выражать своё отношение к героям, событиям, давать им оценку; видеть авторскую позицию; осознавать идею произведения; работать совместно с одноклассниками в атмосфере конструктивного взаимодействия; самостоятельно проверять и оценивать свою работу. Вся эта работа, как показывает практика, способствует формированию полноценных читательских умений у учащихся начальной школы.

1. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; под ред. М.Т.Баранова. М.: Просвещение, 1990. 368 с.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. 272 с.

3. Крючкова Е.А. Рабочие тетради как часть современного учебно-методического комплекса по истории // Наука и школа. 2017. № 2. С. 191-199.

4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Электр. ресурс]. М.: Педагогика, 1990. 192 c. URL: https://hum.edu-lib.com/pedagogika-psihologiya/unt-i-e-individualizatsiya-i-differentsiatsiya-obucheniya-onlayn (дата обращения: 11.05.2018).

5. Вержинская Е.А. Создание рабочей тетради по дисциплине: методические рекомендации [Электр. ресурс]. URL: http://ogk.edu.ru/sites/ all/files/metod_rekomendacii_po_ sozdaniyu_ rabochey_tetradi.pdf (дата обращения: 23.04.2018).

6. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 96 с.

7. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 223 с.

References

1. Baranov M.T. (ed.) et al. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka: ucheb. posobie dlya studentov [Methodology of the Russian language teaching: textbook for students]. Moscow, 1990. 368 p.

2. Badmaev B.Ts. Psikhologiya i metodika uskorennogo obucheniya [Psychology and methodology of accelerated learning]. Moscow, 1998. 272 p.

3. Kryuchkova E.A. Rabochie tetradi kak chast' sovremennogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po istorii [Workbooks as part of teaching materials on history]. Nauka i shkola, 2017, no. 2, pp. 191-199.

4. Unt I.E. Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya [Individualization and differentiation of learning experience]. Moscow, 1990. 192 p. Available at: https://hum.edu-lib.com/pedagogika-psihologiya/unt-i-e-individualizatsiya-i-differentsiatsiya-obucheniya-onlayn (accessed: 11.05.2018).

5. Verzhinskaya E.A. Sozdanie rabochey tetradi po distsipline: metodicheskie rekomendatsii [Guidelines for creating a workbook]. Available at: http://ogk.edu.ru/sites/ all/files/metod_rekomendacii_po_ sozdaniyu_ rabochey_tetradi.pdf (accessed: 23.04.2018).

6. Boykina M.V., Vinogradskaya L.A. Literaturnoe chtenie. Rabochaya tetrad'. 3 klass. 3-e izd [Literary reading. Workbook. 3rd grade. 3rd edition]. Moscow, 2014. 96 p.

7. Klimanova L.F. et al. Literaturnoe chtenie. 3 klass. Ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdeniy [Literary reading. 3rd grade. Textbook for general educational institutions] in 2 vols, vol. 1. Moscow, 2013. 223 p.

Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 1 (26). 2020. ' '

Homenko E.V. Workbook on literary reading as a means of forming reading skills in elementary school students. The

article explores the issue of building reading comprehension skills in primary school students with the help of a workbook which is viewed as a multifunctional didactic printed manual including different kinds of exercises that help to promote the student self-study activities as well as activities facilitated by the teacher. The purpose of student literature workbooks is to inform, systematise, transform, develop, motivate, and control. The typology of workbooks is represented by their function, purpose, material and methods presentation, activities. The author has highlighted and characterised the main didactic requirements for working out activities for workbooks. With this in mind, a workbook by M.V.Boikina and L.A.Vinogradskaia was analysed.

Keywords: student literature workbook, primary school students, reading lesson through literature, reading comprehension

skills.

Сведения об авторе. Елена Викторовна Хоменко — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и русская литература» Гуманитарно-педагогического института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет»; nikita1390@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.11.2019. Принята к публикации 30.11.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.