Научная статья на тему 'Рабочая программа по дисциплине как основной элемент системы менеджмента качества вуза'

Рабочая программа по дисциплине как основной элемент системы менеджмента качества вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовчан Н. И.

Рассмотрены факторы, влияющие на качество образовательной деятельности вуза. Показана главенствующая роль рабочей программы как основного документа, регламентирующего образовательную деятельность в рамках отдельной кафедры. Разработан проект комплексной рабочей программы дисциплины «Аналитическая химия и ФХМА» с применением блочно-модульного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мовчан Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рабочая программа по дисциплине как основной элемент системы менеджмента качества вуза»

Н. И. Мовчан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА

Рассмотрены факторы, влияющие на качество образовательной деятельности вуза. Показана главенствующая роль рабочей программы как основного документа, регламентирующего образовательную деятельность в рамках отдельной кафедры. Разработан проект комплексной рабочей программы дисциплины «Аналитическая химия и ФХМА» с применением блочномодульного подхода.

Современное социально-экономическое и политическое состояние Российской Федерации характеризуется сложными переходными процессами, которые не могли не затронуть сферу образования и обусловили необходимость ее реформирования. Мировая практика свидетельствует, что развитие высших учебных заведений определяется и тем, как в сложившихся условиях решается проблема обеспечения качества подготовки специалистов [1]. Качество образования в настоящее время рассматривают как степень соответствия образовательной системы требованиям, предъявляемым к ней обществом, и одновременно, как совокупность свойств обучаемого человека, характеризующих его пригодность для выполнения определенного вида деятельности. Качество образования, с одной стороны, рассматривается как качество результата образовательного процесса (уровень профессиональных знаний, умений, навыков учащихся и т.п.), а с другой, - как совокупность качественных характеристик самого образовательного процесса, достижения его целей и результатов [2].

Глобализация и формирование единого образовательного пространства, быстрое развитие и внедрение информационных технологий, повышение общего технологического уровня образования, науки и производства, обострение конкуренции на складывающемся в России рынке образовательных услуг заставляют вузы искать и внедрять новые методы и технологии, обеспечивающие конкурентные преимущества. Одним из таких действенных рычагов, позволяющих вселить потенциальным потребителям уверенность в качестве предоставляемых вузом образовательных услуг, является проектирование и внедрение эффективных систем управления качеством образования. Но прежде чем управлять процессом, нужно четко представлять его состояние сегодня, выделить главные цели и направления деятельности, найти эффективные средства и методы для достижения поставленных целей и выстроить соответствующую систему, направленную на повышение качества образования.

Система менеджмента качества (СМК) - это система создаваемая для руководства и управления организации (для разработки политики, целей и достижение этих целей) применительно к качеству. Ориентация на качество образования будет способствовать обеспечению конкурентоспособности российской системы высшей школы, в целом, и конкретных высших учебных заведений, в частности. Соответственно будет обеспечиваться подготовка квалифицированных специалистов с высшим образованием, способных эффективно работать в современных экономических условиях [3].

Анализ литературных источников показал, что качество высшего образования слагается из многих элементов и зависит от многих факторов:

- качества подготовки выпускников вузов;

- качества государственных образовательных стандартов,

- качества образовательных программ;

- качества учебно-методической и материально-технической базы;

- качества образовательных технологий;

- качества профессорско-преподавательских, научно-исследовательских кадров;

- качества содержания образования;

- качества воспитания;

- качества управления (руководства).

Вопросы и проблемы качества в сфере производства продукции и предоставления услуг многосторонне рассмотрены в трудах таких классиков, как Ф.Кроссби, У.Э. Деминг, Дж.М.Джуран, К.Исикава. Использованные ими подходы вполне могут быть применены для определения тех направлений, которые обеспечивают качество подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Как известно, спираль или петля качества, применительно к специфике подготовки специалистов, может выглядеть следующим образом

(рис.1):

1. Маркетинговые исследования (изучение рынка образовательных услуг, рынка вакансий, требований к выпускникам)

2. Проектирование специальностей

3. Разработка правил приема и отбор абитуриентов

^ повышению кач^

11. Участие выпускников г в работе вуза

12. Проектирование мероприятий по повышению качества

4. Разработка

10. Содействие выпускникам в последипломном обучении

5. Разработка рабочих программ и др. учебно-методической документации

9. Получение информации от выпускников и работодателей о качестве обучения; анализ ^трудоустройства выпускников

6. Обучение

8. Выпуск и содействие трудоустройству ч-(распределение) выпускников

- 7. Проверка усвоения знаний

Рис. 1 - Петля качества применительно к образовательной деятельности

Схема позволяет увидеть все основные этапы подготовки специалиста в их взаимосвязи. Однако с позиций стратегического менеджмента важно выделить ключевые факторы, в наибольшей степени, влияющие на качество подготовки специалистов, обеспечивающие конкурентные преимущества вуза не только сегодня, но и завтра. Для этого можно использовать довольно известный инструмент, как диаграмма «причина - следствие» (рис.2).

Соответственно при рассмотрении этой диаграммы возникает вопрос, каким образом можно управлять образовательным процессом для повышения качества образовательной деятельности, и, соответственно, качества подготовки специалиста. Приблизится к решению этого вопроса позволяет функциональный анализ.

Анализ функций управления качеством в вузе начинается с построения «пирамиды функций» с их конкретизацией через задачи управления качеством. Список «задач управления качеством» по функциям определяется с учетом выделения главных «объектов управления» в вузе. Основным объектом управления выступает «качество образовательного процесса». Содержание образовательного процесса определяется образовательной программой, учебными планами, составляемыми с учетом требований государственных образовательных стандартов. Особое место принадлежит качеству образовательной программы, определяющей структуру качества содержания образовательного процесса. Образуется важнейшая триада основных объектов управления в управлении качеством, которая может быть представлена в виде схемы на рис.3. Таким образом, становится очевидным, что «Качество образовательного процесса» это качество основного процесса в вузе.

Функции управления качеством по А. И. Субетто декомпозируются на 3 блока: установления стратегии управления, обеспечения стратегии управления, обратной связи (оценка, анализ, контроль), что отражает рис. 4.

В первый блок входят функции целеполагания, прогнозирования, планирования, нормирования и стандартизации. Во второй блок - функции реализации поставленных задач, соответствующих установленной цели, а в третий - операции измерения, анализа и контроля.

Если рассматривать рабочую программу по дисциплине с точки зрения ее функционального назначения, то становится очевидным, что она охватывает все выделенные области, поскольку в ней:

1. формулируются цель и задачи, которые должны быть достигнуты в результате образовательной деятельности;

2. устанавливаются общие требования к структуре и содержанию программ подготовки по дисциплинам;

3. раскрывается содержание учебной дисциплины; определяется совокупность взаимосвязанных разделов информации (тем);

4. устанавливается оптимальное соотношение между содержанием, способами и средствами реализации различных форм преподавания и изучения данной учебной дисциплины (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов и т.п.),

5. содержатся методы контроля и оценки достигаемых результатов.

Отсюда вытекает и главенствующая роль рабочей программы как основного документа, регламентирующего образовательную деятельность в рамках отдельной кафедры.

Структуру документирования системы менеджмента качества любой организации в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000 можно представить в виде пирамиды (рис. 5), которая базируется на внешней нормативной документации (государственных и международных стандартах и др.).

1. Условия (правила) поступления

1.1 план приема

1.3 уровень требований

Абитуриент

3. Организация учебного процесса

3. 1 соблюдение

учебного плана------* |___ 3.2 материально

1.2 непредвзятость техническое

комиссии 3.3 контроль и ^ обеспечение

4____1 4 оттенкя управление обра „ .

1 А зовательным про- *\«34 педагогические

5. Нормативное обеспечение учебного процесса

1.5 соответствие вступ. вопросов школьной программе

3.5 связь с практикой -

3.8 социальнопсихологическая среда

5.1 ГОС ВПО -

5.3 рабочая программа -

Цессом \ технологии 5.5 график учебного

3.6 аудиторный процесса на кафедре фонд

3.7 обеспеченность уч.-метод. литературой

5.2 учебный план 5.4 расписание занятий

5.6 равномерное распределение нагрузки в течение уч. года

- 2.2 условия обучения в школе

2.1 мотивы выбора ВУ

2.3 спец. подготовка в

школе

2.4 подготовительные курсы при вузе

2. Подготовка к поступлению в ВУЗ

4.1 знания умения

4.3 ориентация на «+» результат

4.7 активность мобильность

6.1 квалификация

4.2 ответственность 63 мет°дика преподавания

4.4 коммуникабельность

4.5 работоспособность

4.6 творческий подход

4.8 инициативность

6.5 воспитательные функции

4. Личные качества студентов

Специалист

6.2 личные качества

6.4 педагогический опыт

6.6 научная работа (организация НИРС)

6. Кадровый потенциал ВУЗа

Рис. 2 - Факторы, в наибольшей степени влияющие на качество подготовки специалистов

Рис. 3 - Триада основных объектов управления в управлении качеством вуза

Рис. 4 - Функции управления качеством по А. И. Субетто:

Ф1 - Установление стратегии управления (целеполагание);

Ф2 - Обеспечение стратегии управления (система обеспечения качества или регулирование качества);

Фз - Обратная связь, включая оценку, анализ, контроль образовательной деятельности (мониторинг качества образования)

Применительно к документации вуза эту структуру можно представить следующим набором документов (табл. 1).

1. Политика и цели в области качества

2. Руководство по качеству

3. Стандарты организации (предприятия)

4. Программы качества и планы работ

5. Методические и рабочие инструкции, технологические карты, справочники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Карты контроля, рабочие журналы

Рис. 5 - Иерархическая структура документации системы менеджмента качества

Таблица 1 - Структура документации вуза

Уро- вень Документация Назначение Ответственность

1 Политика и цели в области качества Должна содержать обязательства, соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества Руководство вуза

2 Руководство по качеству Описывается структура организации Руководство вуза

3 Учебные планы, Рабочие программы по дисциплинам, Устав университета, Правила внутреннего распорядка, Положение о структурном подразделении Определяют содержание и организацию учебного процесса по каждой образовательной программе Определяют объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, а также способы контроля результатов ее усвоения (экзамен, зачет) } Определяют организационные вопросы жизнедеятельности вуза и его подразделений } Ведущие преподаватели кафедр, заведующие кафедрами, сотрудники УМЦ Ру ководство вуза, Ученый совет вуза, Собрание трудового коллектива

4 Расписание занятий, календарные планы лекционных и практических занятий по дисциплине, графиками выполнения лабораторных работ и прохождения контрольных точек и др. Устанавливают порядок и последовательность действий Диспетчерская служба, ведущие преподаватели (лекторы), зав. кафедрами, деканаты

5 Графики семестровых программ, инструкции по проведению текущей аттестации, должностные инструкции для сотрудников; инструкции по ТБ и др. Устанавливают права и обязанности Профилирующие кафедры, соответствующие подразделения вуза

6 Карты контроля, рабочие журналы, рецензионные, зачетные и экзаменационные ведомости, журналы посещаемости занятий и др. Отражают выполнение предусмотренных работ, их качество и уровень достижения поставленных целей Преподаватели, студенты, деканаты

Мы обобщили опубликованный в открытой печати опыт формирования РП и разработали проект стандарта КГТУ «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Общие требования к содержанию и оформлению», который использовали для проектирования рабочей программы по дисциплине «Аналитическая химия и ФХМА». При этом был использован блочно-модульный подход, смысл которого состоит в том, чтобы повысить качество процесса обучения за счет пошагового его построения. Этот подход ориентирован на создание специальных программ, имеющих четко заданные цели и хорошее методическое обеспечение. Модульный подход берет на себя ответственность за преодоление разобщенности и увязку элементов процесса обучения в единое целое. Результатом модульного построения процесса обучения является обучающий модуль или совокупность модулей, которые объединяют разделы и темы дисциплины. Обучающий модуль - это относительно самостоятельный, функционально ориентированный фрагмент процесса обучения, имеющий собственное содержание. Каждый модуль должен включать учебные элементы: информационные, операционно-интелектуальные и операционно-практические. Содержание перечисленных элементов и их взаимосвязь раскрывает рис.6.

Модульный подход в обучении позволяет решить следующие задачи: усовершенствовать методику обучения; повысить информативность за счет использования символико-графических форм выражения; активизировать самостоятельную деятельность студентов; индивидуализировать процесс обучения; повысить уровень полученных знаний. Кроме того, модульный подход позволяет сократить объем учебного времени без ущерба для полноты содержания учебного материала и глубины его усвоения, таким образом, добиться соответствия качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта.

В настоящее время на кафедре аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КГТУ дисциплину «Аналитическая химия и ФХМА» изучают практически все студенты технологических специальностей очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Наличие более 30 вариантов учебных планов специальностей, предусматривающих изучение названной дисциплины, обусловливает необходимость разработки комплексной рабочей программы, позволяющей стандартизировать учебный процесс с учетом специфики различных направлений подготовки специалистов. Основная (базовая) рабочая программа по дисциплине «Аналитическая химия и ФХМА», в соответствии с которой ведется обучение, была утверждена в 1996 году для направлений 550800,551200,552400, 553500 и 551600 и ежегодно корректировалась. Однако за этот период произошли существенные изменения в сфере образования: были пересмотрены ГОС ВПО, в КГТУ открылись новые специальности и составлены соответствующие новые учебные планы, значительно сократилось количество аудиторных часов, выделяемых на изучение названной дисциплины, при одновременном увеличении численности студентов в группах. Все это содействовало развитию и внедрению в учебный процесс кафедры новых педагогических технологий и должно найти соответствующее отражение в обновленных рабочих программах.

При разработке РП по дисциплине «Аналитическая химия и ФХМА» мы проанализировали содержание ГОС ВПО и учебных планов различных специальностей очной формы обучения, предусматривающих изучение названной дисциплины на кафедре АХСМК и проследили последовательность прохождения предметов, взаимосвязанных с содержанием курса «Аналитическая химия и ФХМА». В большинстве случаев дисциплины «Математи-

Рис. 6 - Элементы обучающего модуля

ка», «Информатика», «Физика» и «Общая и неорганическая химия» предшествуют изучению дисциплины «Аналитическая химия и ФХМА», а «Общая химическая технология» и «Физическая химия», как и большинство дисциплин с кодами СД и ДС, опираются на знание основ аналитической химии.

С целью создания комплексных рабочих программ, объединяющих несколько направлений и специальностей, мы опирались на объем учебного времени и семестры, отведенные учебными планами специальностей для изучения дисциплины «Аналитическая химия и ФХМА». В качестве иллюстрации этого момента в сводной табл. 2 показано распределение часов на отдельные виды учебной деятельности по разным специальностям очной формы обучения. В рамках одной рабочей программы можно организовать обучение по дисциплине «Аналитическая химия и ФХМА» с кодом ЕН.Ф.07 и ЕН.Ф.06** студентов нескольких факультетов: нефти и нефтехимии, химических технологий, пищевых технологий по специальностям (специализациям): 24050165-03, 24050165-11, 24050265-02, 250101*, 250102*, 250106*, 250200(01, 06)*, 250302*, 250400(01, 05, 08)*, 250501, 250505*, 250603, 250607, 250701, 250706, 250800(03, 04, 06)*, 271503**, 070101** по направлениям 240500.65, 240500, 655000*, 654900*, 655100*, 655100, 655500**. Для всех перечисленных выше специальностей учебными планами предусмотрено прохождение дисциплины на третьем курсе в пятом и шестом семестре, в которых: объем лекций составляет 36 часов, лабораторных занятий - 105 часов, самостоятельной работы студентов (СРС) - 97 часов, а всего - 238 часов. Для большинства специальностей изучение дисциплины завершается зачетом, для специальностей и направлений, отмеченных * - экзаменом в пятом семестре, а ** - курсовой работой в шестом семестре. Следует отметить, что рабочими программами практически всех специальностей по названной дисциплине предусмотрено такое же количество часов на самостоятельную работу студентов (СРС), как и на аудиторную работу. Поэтому проблема организации СРС, особенно в условиях инновационного университета, -ключевое звено в совершенствовании учебного процесса и повышении качества образования. Достижению этой цели, несомненно, способствуют мероприятия, осуществляемые в настоящее время в университете: разработка и внедрение новых педагогических технологий, развивающих творческую инициативу студентов, компьютеризация кафедр, отрывающая возможности применения электронных учебников и тестовых заданий, использование рейтинговой системы оценки знаний. Повышению качества образования должно способствовать и приобщение студентов к научно-исследовательской работе, которая имеет большое значение в воспитании потребности в творчестве, самостоятельности и умения применять полученные теоретические знания для решения практических задач. Участие в различных формах научно-исследовательской работы, таких как студенческие научные общества, кружки, научные семинары кафедр, студенческие научно-практические конференции, олимпиады, дает возможность студентам выработать навыки не только индивидуальной, но и коллективной работы. Перечисленные моменты нашли отражение в рабочей программе в распределении часов, отведенных на СРС, и в рейтинговой системе оценки знаний студентов.

Разработанный проект рабочей программы может служить основой для проектирования рабочих программ по специальностям, где предусмотрен меньший объем учебного времени на изучение дисциплины «Аналитическая химия и ФХМА» путем выделения отдельных модулей без существенного искажения сути предмета и целевых установок его изучения. Поскольку основная педагогическая задача сегодня не просто снабдить выпускников определенной суммой знаний, а научить думать, работать, добывать знания, творчески их развивать и применять для решения конкретных задач. Выпускник станет востребо-

Таблица 2 - Объем учебного времени и семестры, выделенные учебными планами специальностей, для изучения дисциплины «Аналитическая химия и ФХМА» (очной формы обучения)___________________________________________________________________

КОД ГОС ВПО Часы Семестр Направление Специальность (специализация) Факультет институт Про филирующие кафедры

Всего Лек. Лаб.р. СРС Экзамен Зачет Курр.

ЕН.Ф.07 238 36 105 97 5,6 654900 250800(03,04,06) Институт полимеров ТНВиМ

655100 240500,65 240500 250501,250603,250607 250701,250701,250706 24050135-03 24050265-02 Ин-т полимеров Ин-т полимеров Ин-т полимеров Ин-т полимеров ТПМ, ТПМ, ТСК ТППиКФМ,ТПМ,ТПМ ТСК ТСК

ЕН.Ф.07 238 36 105 97 5 5,6 655000 654900 655100 250101, 250102, 250106, 250400 (01,05,06) 250200(01,06), 250302 250505 Нефти и нефтехимии Инженерный хим. тех. ин-т хим. технологий, нефти и нефтехимии Инженерный хим. тех. ин-т, нефти и нефтехимии ТООНС, ХТОСА ТНВиМ, ТЭП ХТПНГ, ХТВМС, ХТОСА

ЕН.Ф.06 238 36 105 97 5,6 6 655500 070101 271503 Пищевых технологий Пищевых технологий ПБТ ПБТ

СД.06 238 36 105 97 5 56 655300 251101 251102 251200(02,03) 251300(01,02,03) 251401,251402 Инженерный хим. тех. ин-т Инженерный хим. тех. ин-т Инженерный хим. тех. ин-т Инженерный хим. тех. ин-т Инженерный хим. тех. ин-т ХТОСА ХТОСА КТВМС ТТХВ ХТГС, ХТГС

Окончание таблицы 2

КОД ГОС ВПО Часы Семестр Направление Специальность (специализация) Факультет Про филирующие кафедры

Всего Лек. Лаб.р. СРС Экзамен Зачет Курр.

ЕН.Ф. 07 238 34 85 119 4 4,5 5 655000 250101 250102 250400(01,05,08) Нефти и нефтехимии Нефти и нефтехимии Нефти и нефтехимии ОХТ ТООНС ХТПНГ

ЕН.Ф. 04.03 200 18 72 110 - 4,5 - 655600 270300(01,02) Пищевых технологий ТПП

ЕН.Ф. 04.03 200 18 54 128 - 1,5 - 655600 270500 Пищевых технологий ОПГ

ЕН.Ф. 04.03 150 18 72 60 - 4,5 - 655700 270840 Пищевых технологий ОПГ

ЕН.Ф. 04.03 150 18 72 60 - 4,5 - 655700 271404 Пищевых технологий ПБТ

ЕН.Ф. 04.03 175 36 87 52 5 5,6 - 656600 320701 Инженерный хим. тех. ин-т ИЭ

ЕН.В. 01 136 (ФХМА) 34 17 85 2 655300 171200 Инженерный хим. тех. ин-т ОХЗ

85 (Ан.хим.) 36 18 31 - 4 - 656500 330500 Химических технологий ПБ

ЕН.Ф. 04 50 (Химия) 17 17 1 2 2 651700 071001 071002 121001 121002 121003 Инженерный хим. тех. ин-т Инженерный хим. тех. ин-т Инженерный хим. тех. ин-т Инженерный хим. тех. ин-т Инженерный хим. тех. ин-т ТТХВ ТТХВ ХТГС ХТГС ХТГС

ванным предприятиями и обществом, если мы сумеем развить в нем потребность учиться всю жизнь. Высшая школа должна научить своего выпускника всем приемам инновационного менеджмента, чтобы, придя в рынок, этот выпускник динамично развивал предприятие, на котором он стал трудиться, и сам постоянно развивал свои знания и умения. Только в этом случае можно говорить о качественном образовании. Именно в таком ключе мы рассматриваем концепцию современной рабочей программы по дисциплине в системе менеджмента качества вуза.

Литература

1. Кружалин В. Государственная система оценки высшего профессионального образования // Стандарты и качество. 2002. №4. С.26-31.

2. Кравченко Е. Внутривузовская система обучения качеству // Стандарты и качество. 2003. №8. С.83-86.

3. Гугелев А. Система терминов для системы менеджмента качества // Стандарты и качество. 2005. № 8. С.70-74.

© Н. И. Мовчан - канд. хим. наук, доц., докторант каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.