Научная статья на тему 'Электронный учебный комплекс по химико-аналитическим дисциплинам для самостоятельной работы студентов'

Электронный учебный комплекс по химико-аналитическим дисциплинам для самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. К. Болвако

Обсуждаются результаты использования единого электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по химико-аналитическим дисциплинам для самостоятельной работы студентов. Приводится анализ данных по обращению к ЭУМК посредством сети Internet: число и процентное распределение уникальных посетителей и обращений к страницам ЭУМК, использованные для этого платформы и браузеры, длительность сессий и источник переходов на страницы ЭУМК. Внедрение разработки позволило сформировать современную информационно-коммуникационную среду взаимодействия между участниками образовательного процесса, эффективно организовать и значительно активизировать самостоятельную работу студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. К. Болвако

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational methodical packages on analytical chemistry for students’ self work

Development of electronic educational methodical package on analytical chemistry is discussed as well as their methodical content, using in teaching and resource web-statistic (hits, hosts, browsers, operation systems, etc.). The main effects of package introduction in teaching are modern information environment forming and students’ self work activation.

Текст научной работы на тему «Электронный учебный комплекс по химико-аналитическим дисциплинам для самостоятельной работы студентов»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 543(0.34.2)

А. К. Болвако, ассистент (БГТУ);

Е. В. Радион, кандидат химических наук, доцент (БГТУ)

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ПО ХИМИКО-АНАЛИТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Обсуждаются результаты использования единого электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по химико-аналитическим дисциплинам для самостоятельной работы студентов. Приводится анализ данных по обращению к ЭУМК посредством сети Internet: число и процентное распределение уникальных посетителей и обращений к страницам ЭУМК, использованные для этого платформы и браузеры, длительность сессий и источник переходов на страницы ЭУМК. Внедрение разработки позволило сформировать современную информационно-коммуникационную среду взаимодействия между участниками образовательного процесса, эффективно организовать и значительно активизировать самостоятельную работу студентов.

Development of electronic educational methodical package on analytical chemistry is discussed as well as their methodical content, using in teaching and resource web-statistic (hits, hosts, browsers, operation systems, etc.). The main effects of package introduction in teaching are modern information environment forming and students' self work activation.

Введение. Разработка и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий и средств обучения, методик изучения различных дисциплин на базе информационно-коммуникационных технологий является в настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед научно-педагогическим сообществом. Современные студенты обеспечены различными электронными устройствами -смартфонами, планшетными компьютерами, ноутбуками/нетбуками, стационарными персональными компьютерами и т. д. Этот огромный технический ресурс может быть включен в образовательный процесс при наличии электронных средств обучения, созданных профессорско-преподавательским составом на соответствующем научно-методическом и программно-техническом уровне.

Одним из видов электронных образовательных ресурсов являются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), которые включают систематизированные учебно-методические материалы по определенным дисциплинам и методику их изучения, обеспечивают условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Основная часть. На кафедре аналитической химии БГТУ ведется систематическая работа по информатизации учебно-методической деятельности, в результате которой в учебный процесс кафедры внедрена инновационная технология обучения, включающая широкую ком-

пьютеризацию лабораторного практикума, самостоятельной работы студентов (СРС) и методов экспресс-контроля знаний [1].

В этой связи появилась необходимость в разработке ЭУМК как электронных средств обучения, которые позволяют обеспечить условия для эффективной самостоятельной работы студентов благодаря объединению всех необходимых учебно-методических материалов и прикладного программного обеспечения (ПО), возможности реализовать гипертекстовые связи между отдельными компонентами, что и было реализовано нами ранее [2].

В настоящее время с целью внедрения Internet-технологий в образовательный процесс вместо совокупности offline-комплексов нами был создан единый информационный ресурс в виде ЭУМК по следующим химико-аналитическим дисциплинам: «Аналитическая химия», «Физико-химические методы анализа» (ФХМА), «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа», а также по разделу «Аналитическая химия» учебной дисциплины «Общая и аналитическая химия» с организацией доступа посредством сети Internet. Он предназначен для реализации требований образовательных программ и образовательных стандартов высшего образования для химико-технологических и лесохозяйственных специальностей и объединяет структурные элементы научно-методического обеспечения образования по указанным дисциплинам.

104

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

Основными структурными элементами разработанного ресурса являются:

- учебно-программная документация: типовые учебные программы и учебные программы учреждения высшего образования по всем указанным учебным дисциплинам;

- учебно-методическая документация: методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, проблемных заданий, решению задач, выполнению измерений на различных приборах, проведению статистической, графической и математической обработки результатов химического анализа и др.;

- учебные издания: учебные и учебно-методические пособия, тексты лекций, электронные копии первоисточников;

- информационно-аналитические материалы: справочники, перечни рекомендуемой литературы, задания по компьютерной обработке результатов лабораторных работ, формы отчетов о выполнении лабораторных работ, проблемные задания и перечни справочных таблиц для их выполнения, формы отчетов о выполнении проблемных заданий по химическим и физико-химическим методам анализа и др.

Кроме того, ЭУМК содержит разработанное на кафедре прикладное ПО для обработки результатов анализа, оценки неопределенности аналитических измерений, расчета кривых титрования протолитов и их смесей [3], а также ссылки на программные продукты, которые используются в образовательном процессе для проведения расчетов и контроля знаний.

Всего в состав ЭУМК вошли 25 кафедральных изданий, 21 кафедральная учебно-методическая разработка, 3 собственные программные разработки, 21 комплект тестовых заданий для самоконтроля по различным дисциплинам и разделам, 9 электронных копий первоисточников, 11 ссылок на рекомендуемую литературу, иллюстративные материалы, активные ссылки на виртуальный лабораторный практикум и ПО сторонних разработчиков.

Указанные структурные элементы в совокупности обеспечили функционирование всех необходимых разделов ЭУМК: теоретического, практического, контроля знаний и вспомогательного. Раздел контроля знаний создан на основе программного обеспечения My Test [4] и тестовых материалов по всем разделам и темам программы для разных специальностей и форм обучения. В итоге у студентов впервые появилась возможность проведения внеаудиторной СРС в виде компьютерного самоконтроля знаний по выбранному разделу с выставлением оценки.

При разработке ЭУМК соблюдены основные принципы формирования его элементов: модульность, наглядность, иерархическая структура и

ветвление, предоставление пользователю возможности самостоятельного выбора учебных модулей, адаптивность, универсальность, совместимость. Технически ЭУМК оформлен в виде электронного учебного издания с использованием HTML-технологии, доступ к нему может осуществляться с использованием Internet/Intranet. Он имеет понятный интерфейс с современным привлекательным дизайном, удобную навигацию, обладает интероперабильностью. Электронный учебный комплекс размещен на официальном сайте БГТУ (http://analit.belstu.by).

Ранее нами уже были обсуждены методические аспекты разработки электронных учебно-методических комплексов и их использования студентами для выполнения внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы [2].

Цель настоящей работы - осуществить анализ результатов применения нового информационного ресурса для организации СРС с использованием Internet-технологий.

В этой связи был проведен анализ данных по обращениям к ЭУМК посредством сети Internet за первые два месяца его функционирования на поддомене официального сайта БГТУ. Анализ выполнен с использованием сервиса [5] на основе обработки данных более чем 650 визитов за 8 недель.

Всего на кафедре в этом периоде обучались 443 студента очной и 266 студентов заочной форм обучения. Таким образом, число запросов к ресурсу соответствует контингенту студентов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработка оказалась достаточно востребованной. С начала работы ресурса в течение всего исследуемого периода к нему регистрировалось ежедневное обращение до 25 уникальных пользователей, которые совершали до 35 визитов и генерировали до 140 просмотров страниц, проводя в среднем на сайте до 10 мин времени. Надо отметить, что еженедельно возрастало число новых пользователей ресурса, доля которых в общем потоке обращений составила в разные недели от 45 до 85%.

Анализ числа обращений по датам полностью отражает календарный график прохождения дисциплин. Так, возрастание числа запросов почти в 2 раза произошло в те недели семестра, когда студентам необходимо было подготовиться к коллоквиуму, компьютерному тестированию, выполнить проблемное задание по выбору метода анализа.

При этом наиболее востребованными оказались следующие учебно-методические материалы:

1) по дисциплине/разделу ФХМА (56,1%);

2) по аналитической химии (16,3%);

3) для студентов-заочников (9,6%);

4) учебные программы дисциплин (2,1%);

5) другие материалы (15,9%).

Образовательные технологии

105

Это распределение практически полностью отражает объективные информационные потребности студентов, которые проходят обучение на кафедре в исследуемый отрезок времени: 47,4% студентов изучают раздел ФХМА, 15,1% - аналитическую химию, 37,5% студентов учатся на заочном факультете.

Распределение обращений к содержимому раздела ФХМА представлено следующим образом:

- заглавная страница (37%);

- лабораторный практикум (22%);

- литература (15%);

- проблемное задание (9%);

- тесты (8%);

- справочные материалы (5%);

- учебно-методические материалы для студентов ЛХФ (2%);

- тесты для студентов ЛХФ (2%).

По числу загрузок файлов из всех разделов были получены следующие данные:

1) материалы по ФХМА (50,8%);

2) материалы для заочников (17,3%);

3) тесты (15,4%);

4) материалы по аналитической химии (13,7%);

5) учебные программы (3,2%);

6) инструкции к приборам (2,5%).

Установлено, что основными источниками

трафика ЭУМК являются прямые заходы на сайт (65,6%) и внутренние переходы к нему (15,2%), переходы из поисковых систем (9,2%) и социальных сетей (8,9%). Доступ к ЭУМК осуществляется как со стационарных компьютеров, так и с использованием мобильных телефонов и смартфонов, на долю которых приходится 15,8%. При этом используются устройства различных типов: Sony Ericsson, Samsung, Huawei, Apple и др. Разрешения применяемых дисплеев значительно варьируются: 1366x768 (42,3%), 1280 (14,2%), 1440x900 (7,3%), 1600x900 (6,3%), 1024 (5,8%), 1920 (5,2%) и др.

Посетители ресурса используют различные программы-браузеры: Opera (34,7%), Google Chrome (32,0%), Firefox (10,7%), Chrome Mobile (5,5%), Android Browser 4.0 (4,4%), Opera Mini (2,7%) различных версий.

Все вышеизложенное налагает достаточно высокие требования по проектированию и разработке графического интерфейса ЭУМК и обязывает разработчиков ресурса заботиться о его корректном отображении на всех типах устройств. Подавляющее большинство браузеров поддерживает технологии Java (68,5%) и Java Script (99,8%), что открывает дополнительные возможности по разработке элементов интерфейса с использованием соответствующих программных решений.

За счет индексации поисковыми машинами и SEO-оптимизации за два месяца работы ресурса были зарегистрированы посетители не только из

Беларуси, но и из Российской Федерации, Казахстана и Украины, что в целом способствует повышению международного вебометрического рейтинга официального сайта университета.

Разработанный ЭУМК включен в Государственный регистр информационных ресурсов (регистрационное свидетельство № 1141403767 от 03.03.2014, выданное НИРУП «Институт прикладных программных систем» Министерства связи и информатизации Республики Беларусь).

Заключение. Использование электронного учебно-методического комплекса «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» в образовательном процессе, несомненно, способствует эффективной самостоятельной работе студентов над программным материалом за счет следующих его преимуществ:

- обеспечение студентов всеми необходимыми учебно-методическими материалами посредством сети Internet;

- четкая иерархическая структура, адаптация для самостоятельной работы, удобная навигация;

- универсальность контента для использования с применением любых современных электронных устройств, кроссбраузерность.

Разработанный ресурс можно использовать для дистанционного обучения и в перспективе -как основу для LMS (системы управления обучением), но уже сейчас он способствует повышению международного рейтинга официального сайта университета. Кроме того, ЭУМК обеспечивает преемственность в преподавании химико-аналитических дисциплин при смене поколений преподавателей.

Литература

1. Радион Е. В., Болвако А. К. Информатизация учебного процесса на кафедре аналитической химии Белорусского государственного технологического университета // Инновации в образовании. 2012. № 10. С. 57-78.

2. Болвако А. К., Радион Е. В. Электронные учебно-методические комплексы по аналитической химии: опыт разработки и использования в учебном процессе // Информатизация образования и науки. 2014. № 1. С. 17-22.

3. Болвако А. К., Радион Е. В. Применение электронных таблиц при изучении аналитической химии // Информатика и образование. 2014. № 1. С. 81-86.

4. Болвако А. К., Радион Е. В. Компьютерное тестирование с использованием клиент-серверного программного обеспечения при изучении курса аналитической химии // Труды БГТУ. 2012. № 8: Учеб.-метод. работа. С. 49-52.

5. Веб-аналитика сайта. URL: http://metri-ka.yandex.by (дата обращения: 01.04.2014).

Поступила 14.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.